Судебные решения, арбитраж

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ ВЕРХОВНОГО СУДА РЕСПУБЛИКИ КОМИ ОТ 23.07.2015 ПО ДЕЛУ N 33-3647/2015

Требование: О взыскании заработной платы, компенсации морального вреда.

Разделы:
Трудовые отношения
Обстоятельства: Стороны состоят в трудовых отношениях. Истец утверждает, что ответчик выплачивает ему заработную плату не в полном объеме.
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ВЕРХОВНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ КОМИ

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 23 июля 2015 г. по делу N 33-3647/2015г.


Судья Баудер Е.В.

Судебная коллегия по гражданским делам
Верховного суда Республики Коми
в составе председательствующего Семенчиной Л.А.,
судей Захваткина И.В., Маркелова К.Б.,
при секретаре З.Н.
рассмотрев в судебном заседании 23 июля 2015 года дело по апелляционной жалобе М. и ее представителя З.О.
на решение Эжвинского районного суда г. Сыктывкара Республики Коми от 07 мая 2015 года, по которому
исковые требования М. удовлетворены частично:
Взыскана с Эжвинского муниципального унитарного предприятия "Жилкомхоз" в пользу М. заработная плата за период с 01.12.2014 по 31.03.2015 в размере ..., денежная компенсация морального вреда в размере ... рублей, а всего ....
В остальной части исковые требования М. оставлены без удовлетворения.
Взыскана с Эжвинского муниципального унитарного предприятия "Жилкомхоз" в доход бюджета МО ГО "Сыктывкар" государственная пошлина в размере ....
Заслушав доклад судьи Семенчиной Л.А., объяснения представителя ЭМУП "Жилкомхоз" П., судебная коллегия

установила:

М. обратилась в суд с иском к ЭМУП "Жилкомхоз" о взыскании заработной платы, компенсации морального вреда, и с учетом уточненных требований просила взыскать недоначисленную заработную плату за декабрь 2014 года в размере 14452,90 руб., обязать ответчика с 01.01.2015 начислять и выплачивать заработную плату не ниже, чем установлено Отраслевым тарифным соглашением по организациям жилищно-коммунального хозяйства Республики Коми на 2014 - 2016 годы, о взыскании компенсации морального вреда в размере 10 000 руб.
Суд принял приведенное выше решение.
В апелляционной жалобе истец и ее представитель просят решение суда первой инстанции изменить, удовлетворить требования в полном объеме.
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Коми, руководствуясь ст. ст. 167, 327 ГПК РФ, признала возможным рассмотреть дело в отсутствие истца и представителя третьего лица, надлежащим образом извещенных о рассмотрении данного дела в суде апелляционной инстанции.
В соответствии со ст. 327.1 ГПК РФ суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобах и возражениях относительно жалоб.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, возражения ответчика относительно жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда.
Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, М. состоит в трудовых отношениях с ЭМУП "Жилкомхоз" в должности .... С 1 января 2014 года истцу установлен ежемесячный должностной оклад в размере ... рублей.
17 декабря 2009 года между ЭМУП "Жилкомхоз" и работниками был заключен коллективный договор на 2010 - 2012 годы. Система оплаты труда работников ЭМУП "Жилкомхоз" регулируется Положением об оплате и стимулировании труда работников ЭМУП "Жилкомхоз", которое является неотъемлемой частью коллективного договора. 23 декабря 2011 года в указанный коллективный договор внесены изменения и дополнения, в том числе утверждено новое положение об оплате и стимулировании труда работников ЭМУП "Жилкомхоз".
24 декабря 2012 года на конференции трудового коллектива ЭМУП "Жилкомхоз" принято решение о пролонгации срока действия коллективного договора, заключенного на 2010 - 2012 годы, до 31 декабря 2015 года.
Согласно статье 135 Трудового кодекса Российской Федерации заработная плата работнику устанавливается трудовым договором в соответствии с действующими у данного работодателя системами оплаты труда.
Системы оплаты труда, включая размеры тарифных ставок, окладов (должностных окладов), доплат и надбавок компенсационного характера, устанавливаются коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права.
Условия оплаты труда, определенные коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами, не могут быть ухудшены по сравнению с установленными трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права.
В соответствии со статьями 45, 48 Трудового кодекса Российской Федерации отраслевое (межотраслевое) соглашение устанавливает общие условия оплаты труда, гарантии, компенсации и льготы работникам отрасли (отраслей). Отраслевое (межотраслевое) соглашение может заключаться на федеральном, межрегиональном, региональном, территориальном уровнях социального партнерства.
Соглашение действует в отношении: всех работодателей, являющихся членами объединения работодателей, заключившего соглашение. Прекращение членства в объединении работодателей не освобождает работодателя от выполнения соглашения, заключенного в период его членства. Работодатель, вступивший в объединение работодателей в период действия соглашения, обязан выполнять обязательства, предусмотренные этим соглашением; работодателей, не являющихся членами объединения работодателей, заключившего соглашение, которые уполномочили указанное объединение от их имени участвовать в коллективных переговорах и заключить соглашение либо присоединились к соглашению после его заключения; органов государственной власти и органов местного самоуправления в пределах взятых ими на себя обязательств.
Соглашение действует в отношении всех работников, состоящих в трудовых отношениях с указанными выше работодателями.
Установлено, что 30 января 1997 года создана Ассоциация муниципальных предприятий жилищно-коммунального хозяйства Республики Коми, участником которой являлось и ЭМУП "Жилкомхоз".
26 июля 2013 года между Региональным отраслевым объединением работодателей "Ассоциация предприятий жилищно-коммунального хозяйства Республики Коми" и Рескомом профсоюза работников жилищно-коммунального хозяйства Республики Коми заключено Отраслевое тарифное соглашение по организациям жилищно-коммунального хозяйства Республики Коми на 2014 - 2016 годы, действующее с 01 января 2014 года по 31 декабря 2016 года, которое прошло уведомительную регистрацию в Министерстве экономического развития Республики Коми, регистрационный N 12-С/2013 от 8 октября 2013 года, опубликовано в газете "Республика" и информационной системе "Консультант плюс", согласно пункту 11.3 ОТС по ЖКХ РК.
Пунктом 1.3 ОТС по ЖКХ РК установлено, что действие Соглашения распространяется: на работников, являющихся членами профсоюза, предприятий и организаций ЖКХ РК, независимо от их организационно-правовых форм собственности; на работодателей, являющимися членами Ассоциации предприятий ЖКХ Республики Коми. Действие соглашения на работников, не являющихся членами профсоюза работников ЖКХ РК и работодателей, не являющихся членами Ассоциации предприятий ЖКХ РК, распространяется при условии выполнения абзацев 3 и 4 ст. 48 Трудового кодекса РФ и пункта 4 статьи 28 ФЗ "О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности" обязательного делегирования права и заключения договора с республиканским комитетом профсоюза работников ЖКХ РК".
В силу названного пункта, Соглашение является обязательным к применению при заключении коллективных договоров (соглашений) и трудовых договоров для предприятий, на которые оно распространяется.
ЭМУП "Жилкомхоз" исключено из РООР "Ассоциации предприятий ЖКХ РК" 26 декабря 2013 года, однако, поскольку в момент заключения ОТС ЭМУП "Жилкомхоз" являлось членом указанной ассоциации, судом сделан правильный вывод о распространении на него норм данного Отраслевого тарифного соглашения. При этом суд, верно, отклонил довод стороны ответчика об отсутствии доказательств правомочности лиц, подписавших Отраслевое тарифное соглашение, поскольку Отраслевое тарифное соглашение не отменено, недействительным или утратившим силу не признано, прошло уведомительную регистрацию в Министерстве экономического развития Республики Коми.
Пунктом 4.1.1 ОТС по ЖКХ РК определено установить минимальную месячную тарифную ставку работника I разряда при работе в нормальных условиях с 1 января 2014 года 4196,58 рубля, умноженную на коэффициенты особенностей работ предприятий, согласно заключенному ОТС по организациям жилищно-коммунального хозяйства, газификации и эксплуатации газового хозяйства Российской Федерации. Также указанным пунктом определены и коэффициенты особенностей работ по организациям жилищно-коммунального хозяйства по видам деятельности.
Согласно пункту 4.1.2 ОТС по ЖКХ РК, минимальный размер месячной тарифной ставки рабочего 1 разряда подлежит ежегодной индексации в соответствии с официальным индексом фактического роста потребительских цен по данным Госкомстата с целью приближения к уровню показателя установленного прожиточного минимума трудоспособного населения в Республике Коми.
В соответствии с пунктом 4.1.3 ОТС по ЖКХ РК, указанный в пункте 4.1.1 размер минимальной месячной тарифной ставки рабочего 1 разряда, умноженный на коэффициент особенностей работ, считать основой для дифференциации тарифных ставок и должностных окладов других категорий работников при заключении коллективных договоров на предприятиях в соответствии с приложением N 1 "Таблица межразрядных коэффициентов по оплате труда для работников отрасли ЖКХ Республики Коми".
Исходя из вышеизложенного, суд указал, что по условиям ОТС по ЖКХ на 2014 - 2016 заработная плата истца, исчисленная исходя из минимальной месячной тарифной ставки работника 1 разряда при работе в нормальных условиях труда в размере 4196,58 руб., умноженной на коэффициент особенностей работ предприятия - 1,2, межразрядный коэффициент - 2,27, с учетом премии, надбавки к окладу, доплат должна составлять за декабрь 2014 года ... руб.
С выводами суда в указанной части судебная коллегия соглашается, а доводы жалобы о необходимости применения к расчету оплаты труда коэффициента особенностей работ в размере 1,4, находит необоснованными, поскольку ЭМУП "Жилкомхоз" является многопрофильной организацией, основной вид деятельности - управление многоквартирными жилищными домами, относится к организациям ЖКХ с видом деятельности: подрядные и другие организации, оказывающие услуги в сфере жилищного хозяйства, управляющие организации, для которых установлен коэффициент особенностей работ 1,2.
Довод истца и ее представителя о необходимости применения межразрядного тарифного коэффициента 2,54, соответствующего 8 разряду оплаты труда, судом правомерно отклонен как несостоятельный, поскольку доказательств, свидетельствующих об установлении истцу должностного оклада в соответствии с 8 разрядом, материалы дела не содержат.
Судебная коллегия находит несостоятельными и доводы истца об установлении М. премии в размере 40% в силу следующего.
Пунктом 4.1.13 ОТС по ЖКХ РК установлено, что при формировании тарифов на жилищно-коммунальные услуги стороны договорились установить размер средств, направляемых на текущее премирование работников, в размере от 40 до 100% от расчетного фонда оплаты труда работников.
Как следует из материалов дела, размер премии, фактически выплачиваемой истцу в спорный период, составил 10% от оклада.
Приложением N 6 к Положению об оплате и стимулировании труда работников ЭМУП "Жилкомохоз", являющимся приложением к Коллективному договору ЭМУП "Жилкомхоз" на 2010 - 2012 годы, срок действия которого продлен по 31 декабря 2015 года, для должности, занимаемой истцом, установлен размер премии - 50% должностного оклада.
Положением об оплате и стимулировании труда работников ЭМУП "Жилкомохоз" установлено, что под премированием понимается выплата работникам денежных сумм сверх размера заработной платы, включающей в себя должностной оклад и надбавки, доплаты к нему. Премирование осуществляется на основе индивидуальной оценки труда каждого работника и его личного вклада в обеспечение выполнения предприятием уставных задач и договорных обязательств, достижения предприятием устойчивого финансового положения и роста прибыли от финансово-хозяйственной деятельности. Премирование работников по результатам труда является правом, а не обязанностью предприятия и зависит, в частности, от количества и качества труда работников, финансового состояния предприятия и прочих фактором, могущих оказывать влияние на сам факт и размер премирования.
Пунктом 12 части 1 статьи 20 Федерального закона РФ ОТ 14 ноября 2002 года N 161-ФЗ "О государственных и муниципальных унитарных предприятиях" установлено, что собственник имущества унитарного предприятия в отношении указанного предприятия утверждает показатели экономической эффективности деятельности унитарного предприятия и контролирует их выполнение.
Приказом руководителя администрации Эжвинского района МО ГО "Сыктывкар" N 110 от 31 декабря 2013 года "О показателе, характеризующем устойчивое финансовое состояние ЭМУП "Жилкомхоз" установлен показатель обеспечения процента сбора платежей населения за жилищно-коммунальные услуги нарастающим итогом с начала года (без учета просроченной задолженности), в размере 99%.
В спорный период ежемесячно приказами генерального директора ЭМУП "Жилкомхоз" с учетом невыполнения ЭМУП "Жилкомхоз" установленного планового значения показателя, характеризующего устойчивое финансовое состояние, определено применить к фонду ежемесячного текущего премирования работников коэффициент 0,2.
Таким образом, суд обоснованно пришел к выводу об отсутствии оснований для взыскания в пользу истца премии в размере 40%.
Приведенное в апелляционной жалобе толкование истцом положений п. 4.1.13 ОТС по ЖКХ РК на 2014 - 2016 годы, не соответствует фактическому содержанию ОТС по ЖКХ РК, поскольку речь в нем идет о порядке формирования работодателем расходов на оплату труда работников и иных расходов, обусловленных трудовыми отношениями, а не об установлении размера премии, подлежащей выплате работникам.
Удовлетворяя исковые требования и взыскивая недоначисленную заработную плату за период с 01.12.2014 по 31.03.2015 в размере ... руб., суд исходил из того, что расчеты ответчика, по которым исчислялась заработная плата истца за спорный период, не соответствуют положениям ОТС по ЖК РК на 2014 - 2016 годы.
Произведенный судом расчет проверен судебной коллегией и признается правильным.
Судебная коллегия не принимает во внимание и довод истца и ее представителя о незаконности отказа в удовлетворении требований об обязании начислять заработную плату не ниже, чем указано в ОТС на 2014 - 2016 годы с 01.01.2015, а не за конкретный период, поскольку факт нарушения трудовых прав истца на будущее время, не установлен.
Размер компенсации морального вреда, подлежащей взысканию в пользу М., был определен судом исходя из конкретных обстоятельств дела, с учетом объема и характера причиненных нравственных страданий, степени вины работодателя, а также требований разумности и справедливости.
Нарушений норм материального и процессуального права, влекущих отмену решения, судом не допущено.
Руководствуясь статьей 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

определила:

Решение Эжвинского районного суда г. Сыктывкара Республики Коми от 07 мая 2015 года оставить без изменения, апелляционную жалобу М. и ее представителя З.О. - без удовлетворения.





















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DAYWORK.RU | Кадровая служба предприятия" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)