Судебные решения, арбитраж

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ АСТРАХАНСКОГО ОБЛАСТНОГО СУДА ОТ 12.02.2014

Разделы:
Изменение трудового договора; Трудовые отношения

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



АСТРАХАНСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 12 февраля 2014 года


Судебная коллегия по гражданским делам Астраханского областного суда в составе:
председательствующего: Белякова А.А.
судей областного суда: Ожеговой И.Б. и Лапшиной Л.Б.
при секретаре: Х.
заслушала в открытом судебном заседании по докладу судьи Белякова А.А. дело по апелляционной жалобе Л.А. и Л.В. на решение Советского районного суда г. Астрахани от 4 декабря 2013 года по иску Л.А. и Л.В. к ООО "Газпром газнадзор" Северо-Каспийское управление о признании аттестации рабочего места проведенной не в соответствии с "Положением о порядке проведения аттестации рабочих мест", обязании работодателя провести внеплановую аттестацию рабочих мест,

установила:

Л.А. и Л.В. обратились в суд с иском, указав, что осуществляют трудовую деятельность в структурном подразделении ООО "Газпром газнадзор" Северо-Каспийского управления газотехнический центр в должностях начальника участка по контролю за эксплуатацией объектов энергохозяйства ОАО "Газпром" и ведущего инженера данного участка, соответственно. 28 августа 2008 года они были ознакомлены с картами аттестации рабочего места N N, согласно которым их рабочее место признано условно аттестованным без каких-либо доплат, дополнительных отпусков и иных гарантий и компенсаций. 26 ноября 2010 года они были ознакомлены с новыми итогами аттестации рабочих мест, согласно которым их рабочие места признаны аттестованными. Не согласившись с итогами аттестации рабочих мест, они обратились для дачи заключения в Министерство социального развития и труда Астраханской области, по итогам проверки выданы экспертные заключения, согласно которым аттестации по условиям труда рабочих мест признаны не соответствующими постановлению Министерства труда и социального развития РФ от 14 марта 1997 года N 12 и порядка проведения аттестации рабочих мест по условиям труда, утвержденного приказом Минздравсоцразвития РФ от 31 августа 2007 года за N 569. С учетом уточненных исковых требований просили суд признать, что аттестации рабочих мест проведены в нарушении нормативно-правовых актов, регулирующих порядок проведения аттестации рабочих мест. Обязать работодателя провести внеплановую аттестацию рабочих мест ведущего инженера участка по контролю за эксплуатацией объектов энергохозяйства ОАО "Газпром" и руководителя группы по контролю за эксплуатацией объектов энергохозяйства ОАО "Газпром".
В судебном заседании истцы Л.А., Л.В. и представитель истцов Н. уточненные исковые требования поддержали в полном объеме.
Представители ответчика П. и А. иск не признали.
Решением Советского районного суда г. Астрахани от 4 декабря 2013 года требования истцов удовлетворены в части признания аттестации по условиям труда рабочего места N N, проведенной не в соответствии с Положением о порядке проведения аттестации рабочих мест по условиям труда, утвержденным постановлением Министерства труда и социального развития РФ от 14 марта 1997 года N 12, а также аттестации по условиям труда рабочего места N N, проведенной не в соответствии с Порядком проведения аттестации рабочих мест по условиям труда, утвержденным приказом Минздравсоцразвития РФ от 31 августа 2007 года за N 569, в отношении Л.А. и Л.В. В удовлетворении остальной части иска отказано.
В апелляционной жалобе Л.А. и Л.В. ставят вопрос об отмене решения суда в части отказа в удовлетворении иска о возложении на ответчика обязанности провести внеплановую аттестацию рабочих мест ведущего инженера участка по контролю за эксплуатацией объектов энергохозяйства ОАО "Газпром" и руководителя группы по контролю за эксплуатацией объектов энергохозяйства ОАО "Газпром". Считают, что наличие выписки из плана конкурентных закупок товаров, работ, услуг на 2014 год, которой установлен срок проведения аттестации рабочего места на март 2014 года, не является основанием для отказа в удовлетворении данного требования, так как не свидетельствует об исполнении ответчиком требований закона о проведении аттестации соответствующих рабочих мест.
Заслушав докладчика, объяснения Л.А., Л.В., их представителя Н., поддержавших доводы жалобы, представителя ООО "Газпром газнадзор" А., возражавшего против удовлетворения жалобы, проверив материалы дела и обсудив доводы жалобы, судебная коллегия находит решение суда подлежащим отмене в части по основаниям неправильного применения норм материального права.

Согласно части 1 статьи 212 Трудового кодекса РФ обязанности по обеспечению безопасных условий и охраны труда возлагаются на работодателя.
Из материалов дела следует, что Л.В. на основании трудового договора N N от ДД.ММ.ГГГГ принят на работу в участок по контролю по эксплуатации объектов энергохозяйства ОАО "Газпром" Северо-Каспийского газотехнического центра (<данные изъяты>) на должность ведущего инженера.
Л.А. на основании трудового договора N N от ДД.ММ.ГГГГ принят на должность начальника участка по контролю за эксплуатацией объектов энергохозяйства ОАО "Газпром" (<данные изъяты>).
Согласно дополнительным соглашениям к трудовым договорам N N и N N, заключенными с истцами, местом работы указанных лиц является филиал Северо-Каспийское управление ООО "Газпром-газнадзор", расположенный в г. Астрахани.
27 августа 2008 года ООО "Газнадзор" Северо-Каспийский газотехнический центр проведены аттестации рабочего места N N по условиям труда ведущего инженера -участок по контролю за эксплуатацией объектов энергохозяйства ОАО "Газпром" и рабочего места N N начальника участка по контролю за эксплуатацией объектов энергохозяйства ОАО "Газпром", по результатам которых рабочие места признаны условно аттестованными.
При проведении 26 ноября 2010 года аттестации рабочих мест по условиям труда N N руководителя группы Северо-Каспийского управления группы по контролю за эксплуатацией объектов энергохозяйства ОАО "Газпром" и рабочего места N N ведущего инженера группы по контролю за эксплуатацией объектов энергохозяйства ОАО "Газпром", рабочие места признаны аттестованным.
С результатами аттестаций рабочих мест истцы были ознакомлены, о чем свидетельствуют их подписи в картах аттестаций.
Аттестации рабочих мест условий труда истцов проводились работодателем на основании Положения о порядке проведения аттестации рабочих мест по условиям труда, утвержденного Постановлением Министерства труда и социального развития РФ от 14 марта 1997 года N 12 и Порядка проведения аттестации рабочих мест по условиям труда, утвержденного приказом Минздравсоцразвития РФ от 31 августа 2007 года N 569.
Суд первой инстанции, исследовав представленные доказательства, в числе которых экспертные заключения государственной экспертизы условий труда Министерства развития и труда Астраханской области N N от 10 июня 2013 года и N N от 18 июня 2013 года, проведенные на основании запросов истцов в соответствии с административным регламентом Министерства социального развития и труда Астраханской области по предоставлению государственной услуги "Проведение государственной экспертизы условий труда и выдача заключения о соответствии (не соответствии) условий труда государственным нормативным требованиям охраны труда", объяснение специалиста А., проводившего исследования, пришел к выводу о том, что аттестации (2008 год) по условиям труда рабочих мест N N и N N проведены не в соответствии с Положением о порядке проведения аттестации рабочих мест по условиям труда, утвержденным постановлением Министерства труда и социального развития РФ от 14 марта 1997 года N 12. Аттестации (2010 год) по условиям труда рабочих мест N N и N N проведены не в соответствии с Порядком проведения аттестации рабочих мест по условиям труда, утвержденным приказом Минздравсоцразвития РФ от 31 августа 2007 года N 569.
Решение районного суда в данной части сторонами не оспаривается.
Согласно абз. 10 части 2 статьи 212 Трудового кодекса РФ в редакции от 30 июня 2006 года, действующей на момент рассмотрения дела в районном суде, работодатель обязан обеспечить проведение аттестации рабочих мест по условиям труда

Это мероприятие призвано способствовать установлению безопасных условий труда на каждом рабочем месте всех работников, которые его занимают или будут занимать, а также профилактике производственного травматизма.
Ранее действующий Порядок проведения аттестации рабочих мест по условиям труда, утвержденный Приказом Минздравсоцразвития России от 26 апреля 2011 года N 342н. предусматривал, что аттестация рабочих мест по условиям труда - это оценка условий труда на рабочих местах в целях выявления вредных и (или) опасных производственных факторов и осуществления мероприятий по приведению условий труда в соответствие с государственными нормативными требованиями охраны труда (п. 2 Порядка).
С 1 января 2014 года вместо аттестации рабочих мест проводится специальная оценка условий труда. Она является единым комплексом последовательно осуществляемых мероприятий по идентификации вредных и (или) опасных факторов производственной среды и трудового процесса и оценке уровня их воздействия на работника с учетом отклонения их фактических значений от установленных уполномоченным Правительством РФ федеральным органом исполнительной власти нормативов (гигиенических нормативов) условий труда и применения средств индивидуальной и коллективной защиты работников (часть 1 статья 3 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 426-ФЗ "О специальной оценке условий труда").
Проведение аттестации рабочих мест (специальная оценка условий труда) по условиям труда обязан обеспечить работодатель (часть 2 статьи 212 Трудового кодекса, пункт 1 часть 2 статьи 4 Закона N 426-ФЗ).
Отказывая в удовлетворении иска в части возложения на ответчика обязанности провести внеплановую аттестацию рабочих мест, занимаемых истцами, суд первой инстанции сослался на выписку из плана конкурентных закупок товаров, работ, услуг на 2014 год, которым установлен срок проведения конкурентной закупки (аттестация рабочих мест) на март 2014 года, а также срок начала и окончания работ по предмету закупок апрель - ноябрь.
Однако такие выводы суда основаны на неверном толковании норм материального права, поскольку план конкурентных закупок товаров, работ, услуг на 2014 год, сам по себе не может являться основанием для освобождения ООО "Газпром газнадзор" Северо-Каспийское управление от обязанности провести аттестацию рабочих мест, так как нарушение трудового законодательства имело место. Рабочие места на момент вынесения судом решения аттестованы не были, что не оспаривалось представителем ответчика в судебном заседании. Следовательно, обязанность ответчика, как работодателя, произвести аттестацию рабочих мест также до настоящего времени не исполнена. План конкурентных закупок утвержден ответчиком 15 ноября 2013 года после обращения истцов в суд с исковым заявлением.
Ссылка представителя ответчика на Федеральный закон от 18 июля 2011 года N 223 "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" и Положение о закупках товаров, работ, услуг ООО "Газпром Газнадзор", утвержденное решением учредителей ОАО "Газпром" 29 декабря 2012 года N N, регламентирующих деятельность Общества при осуществлении закупок, не свидетельствуют об исполнение работодателем требований трудового законодательства об аттестации рабочих мест, а указывает на процедуру осуществляемую Обществом при проведении мероприятий, связанных с выбором аттестующей организации для проведения конкурентной закупки.
Учитывая, что судом неверно определены юридически значимые обстоятельства и дано неверное толкование действующему законодательству, постановленное судом решение нельзя признать законным и обоснованным, оно подлежит отмене в части с принятием по делу нового решения об удовлетворении заявленных требований о возложении на ООО "Газпром газнадзор" Северо-Каспийское управление обязанности провести внеплановую аттестацию рабочих мест ведущего инженера участка по контролю за эксплуатацией объектов энергохозяйства ОАО "Газпром" и руководителя группы по контролю за эксплуатацией объектов энергохозяйства ОАО "Газпром".
На основании изложенного и руководствуясь статьей 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Астраханского областного суда,

определила:

решение Советского районного суда г. Астрахани от 4 декабря 2013 года в части отказа в удовлетворении требований Л.А. и Л.В. о возложении на ООО "Газпром газнадзор" Северо-Каспийское управление обязанности провести внеплановую аттестацию рабочих мест ведущего инженера участка по контролю за эксплуатацией объектов энергохозяйства ОАО "Газпром" и руководителя группы по контролю за эксплуатацией объектов энергохозяйства ОАО "Газпром" отменить и вынести по делу новое решение, которым указанные требования удовлетворить в полном объеме.
В остальной части решение Советского районного суда г. Астрахани от 4 декабря 2013 года оставить без изменения.















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DAYWORK.RU | Кадровая служба предприятия" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)