Судебные решения, арбитраж

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ МОСКОВСКОГО ГОРОДСКОГО СУДА ОТ 18.05.2015 N 33-14529/2015

Требование: О признании права на получение премии по результатам работы, взыскании невыплаченной премии, компенсации морального вреда.

Разделы:
Трудовые отношения
Обстоятельства: Истец указал, что проходил государственную гражданскую службу, был освобожден от должности по инициативе государственного гражданского служащего, однако при увольнении ему не была выплачена премия по результатам работы.
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



МОСКОВСКИЙ ГОРОДСКОЙ СУД

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 18 мая 2015 г. N 33-14529/2015


Судья: Сафьян Е.И.

Судебная коллегия по гражданским делам Московского городского суда в составе:
председательствующего судьи Котовой И.В.,
судей Лобовой Л.В., Дегтеревой О.В.,
при секретаре М.,
заслушав в открытом судебном заседании по докладу судьи Котовой И.В.
дело по апелляционным жалобам Н.
на решение Зюзинского районного суда г. Москвы от 26 ноября 2014 года, которым постановлено:
В удовлетворении исковых требований Н. к Управе района Котловка города Москвы о признании права на получение премии по результатам работы за второй квартал 2014 года, взыскании невыплаченной премии за второй квартал 2014 года в размере *** рублей *** копеек, компенсации морального вреда в размере *** рублей отказать,

установила:

Н. обратился в суд с иском к Управе района Котловка г. Москвы, просил признать за ним право на получение премии по результатам работы за 2-й квартал 2014 г. и взыскать данную премию с ответчика в свою пользу в сумме *** руб., а также взыскать с ответчика в свою пользу компенсацию морального вреда в размере *** руб., в обоснование своих требований ссылаясь на то, что с мая 2013 года проходил государственную гражданскую службу, замещая должность ***, 15.08.2014 г. был освобожден от должности по инициативе государственного гражданского служащего, однако, при увольнении ему не была выплачена премия по результатам работы за 2-й квартал 2014 г., что истец полагает незаконным, ссылаясь на допущенную в отношении него дискриминацию в сфере труда, указывая на надлежащее выполнение возложенных на него должностных обязанностей, отсутствия дисциплинарных взысканий и выплату данной премии иным *** Управы района Котловка г. Москвы.
В судебном заседании Н. исковые требования поддержал, представитель Управы района Котловка г. Москвы исковые требования не признал.
Судом постановлено указанное выше решение, которое по доводам апелляционных жалоб просит отменить Н.
Судебная коллегия, изучив материалы дела, выслушав Н., обсудив доводы апелляционных жалоб, не находит оснований для отмены постановленного судом решения.
Как установлено судом и следует из материалов дела, с 30.04.2014 г. по 15.08.2014 г. Н. замещал должность ***.
При увольнении ему не была начислена и выплачена премия по итогам работы за 2-й квартал 2014 г., что со стороны ответчика не оспаривалось.
Исходя из условий заключенного с истцом контракта о прохождении государственной гражданской службы, предусматривающего, что истцу устанавливается денежное содержание, включающее, помимо прочего, премию за выполнение особо важных и сложных заданий, а также из анализа п. 5 ст. 39 Закона г. Москвы от 26.01.2005 г. N 3 "О государственной гражданской службе города Москвы", Распоряжения Префекта ЮЗАО г. Москвы от 23.05.2007 г. N 905-РП и Положения о премировании государственных гражданских служащих Управы района Котловка г. Москвы, утвержденных Приказом N 67 от 06.05.2014 г. в совокупности с нормами действующего трудового законодательства, суд первой инстанции обоснованно пришел к выводу о том, что безусловных оснований для начисления и выплаты истцу премии, по поводу которой возник спор, у представителя нанимателя не имелось, в связи с чем правомерно пришел к выводу об отказе в удовлетворении заявленных исковых требований в полном объеме.
Судебная коллегия, в полной мере соглашается с приведенными в решении суда выводами, исходя из следующего:
В соответствии с положениями ст. 39 Закона г. Москвы от 26.01.2005 г. N 3 "О государственной гражданской службе города Москвы" оплата профессиональной служебной деятельности гражданского служащего производится в виде денежного содержания, являющегося основным средством его материального обеспечения и стимулирования профессиональной служебной деятельности по замещаемой должности гражданской службы.
Денежное содержание гражданского служащего состоит из месячного оклада гражданского служащего в соответствии с замещаемой им должностью гражданской службы (далее - должностной оклад) и месячного оклада гражданского служащего в соответствии с присвоенным ему классным чином гражданской службы (далее - оклад за классный чин), которые составляют оклад месячного денежного содержания гражданского служащего (далее - оклад денежного содержания), а также из ежемесячных и иных дополнительных выплат (далее - дополнительные выплаты).
К дополнительным выплатам, помимо прочего, относятся премии за выполнение особо важных и сложных заданий с учетом обеспечения задач и функций государственного органа, исполнения должностного регламента (максимальный размер не ограничивается).
Порядок и условия премирования за выполнение особо важных и сложных заданий, выплаты ежемесячной надбавки к должностному окладу за особые условия гражданской службы, а также единовременной выплаты при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска и материальной помощи за счет средств фонда оплаты труда гражданских служащих государственного органа определяются представителем нанимателя.
Согласно Положения о премировании государственных гражданских служащих Управы района Котловка г. Москвы за выполнение особо важных и сложных заданий, связанных с выполнением задач и обеспечением функций, возложенных на управу района, утвержденных на основании Распоряжения Префекта ЮЗАО г. Москвы от 23.05.2007 г. N 905-РП Приказом Главы Управы района Котловка г. Москвы от 02.08.2011 г. N 88, премирование сотрудников производится по результатам работы и за выполнение особо важных и сложных заданий, связанных с выполнением задач и обеспечением функций, возложенных на управу района, а также в целях повышения их материальной заинтересованности в качественном выполнении задач, поставленных Президентом Российской Федерации, Правительством Российской Федерации, Мэром Москвы, Правительством Москвы, руководством Префектуры ЮЗАО, руководством Управы района Котловка и имеющих особую важность при выработке и реализации государственной политики в сфере деятельности управы района; основным критерием при определении размера премии сотрудникам управы района являются результаты работы; премирование сотрудников управы района осуществляет с учетом выполнения следующих показателей: личный вклад сотрудника в обеспечение выполнения задач и реализации полномочий, возложенных на управу района, степень и сложность выполнения сотрудником заданий, эффективности достигнутых результатов за определенный период работы, оперативность и профессионализм сотрудника в решении вопросов, входящих в его компетенцию, подготовке документов, выполнении поручений руководства управы района, своевременное, добросовестное, качественное выполнение сотрудником обязанностей, предусмотренных служебным контрактом, соблюдение служебной дисциплины, оперативность и профессионализм в решении вопросов, входящих в компетенцию сотрудника, творческий подход при выполнении функций, возложенных на сотрудника, а также проявленную инициативу по совершенствованию деятельности структурного подразделения.
При этом, в силу п. 17 указанного Положения сотрудникам, проработавшим расчетный период и расторгнувшим служебный контракт с последующим увольнением по личной инициативе, премия не выплачивается.
Таким образом, исходя из приведенных условий указанного Положения, премия не отнесена к составной части заработной платы истца, является выплатой стимулирующего характера, и в силу п. 17 Положения выплата ею истцу при увольнении не предусмотрена.
Кроме того, судебная коллегия также обращает внимание и на то обстоятельство, что в соответствии с ч. 2 ст. 4 Закона г. Москвы от 26.01.2005 г. N 3 "О государственной гражданской службе города Москвы" федеральные законы и иные нормативные правовые акты, законы и иные нормативные правовые акты города Москвы, содержащие нормы трудового права, применяются к отношениям, связанным с гражданской службой, в части, не урегулированной законодательством о гражданской службе.
В силу ст. 15 Трудового кодекса РФ трудовые отношения - отношения, основанные на соглашении между работником и работодателем о личном выполнении работником за плату трудовой функции (работы по должности в соответствии со штатным расписанием, профессии, специальности с указанием квалификации; конкретного вида поручаемой работнику работы), подчинении работника правилам внутреннего трудового распорядка при обеспечении работодателем условий труда, предусмотренных трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами, трудовым договором.
При этом заработная плата (оплата труда работника) представляет собой вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и иные выплаты компенсационного характера) и стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты). Под окладом (должностным окладом) понимается фиксированный размер оплаты труда работника за исполнение трудовых (должностных) обязанностей определенной сложности за календарный месяц без учета компенсационных, стимулирующих и социальных выплат (ст. 129 Трудового кодекса РФ).
В соответствии со ст. 135 Трудового кодекса РФ заработная плата работнику устанавливается трудовым договором в соответствии с действующими у данного работодателя системами оплаты труда. Системы оплаты труда, включая размеры тарифных ставок, окладов (должностных окладов), доплат и надбавок компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, системы доплат и надбавок стимулирующего характера и системы премирования, устанавливаются коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права. Условия оплаты труда, определенные трудовым договором, не могут быть ухудшены по сравнению с установленными трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами. Условия оплаты труда, определенные коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами, не могут быть ухудшены по сравнению с установленными трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права.
В соответствии с трудовым законодательством регулирование трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений может осуществляться путем заключения, изменения, дополнения работниками и работодателями коллективных договоров, соглашений, трудовых договоров. Коллективные договоры, соглашения, трудовые договоры не могут содержать условий, ограничивающих права или снижающих уровень гарантий работников по сравнению с установленными трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права. Если такие условия включены в коллективный договор, соглашение или трудовой договор, то они не подлежат применению (ст. 9 Трудового кодекса РФ).
К числу основных принципов правового регулирования трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений ст. 2 Трудового кодекса РФ относит обязанность сторон трудового договора соблюдать условия заключенного договора, включая право работодателя требовать от работников исполнения ими трудовых обязанностей и бережного отношения к имуществу работодателя и право работников требовать от работодателя соблюдения его обязанностей по отношению к работникам, трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права.
В силу ст. 57 Трудового кодекса РФ обязательными для включения в трудовой договор являются, в частности, условия оплаты труда (в том числе размер тарифной ставки или оклада (должностного оклада) работника, доплаты, надбавки и поощрительные выплаты); компенсации за тяжелую работу и работу с вредными и (или) опасными условиями труда, если работник принимается на работу в соответствующих условиях, с указанием характеристик условий труда на рабочем месте.
Таким образом, система оплаты труда применительно к ст. 135 Трудового кодекса РФ включает:
- - фиксированный размер оплаты труда (оклад, тарифные ставки) с учетом квалификации, сложности, количества и качества выполненной работы (ст. 143 Трудового кодекса РФ);
- - доплаты, надбавки компенсационного характера (например, ст. 146 Трудового кодекса РФ - Оплата труда в особых условиях; ст. 147 Трудового кодекса РФ - Оплата труда работников, занятых на тяжелых работах, работах с вредными и (или) опасными и иными особыми условиями труда; ст. 148 Трудового кодекса РФ - Оплата труда на работах в местностях с особыми климатическими условиями; ст. 149 Трудового кодекса РФ - Оплата труда в других случаях выполнения работ в условиях, отклоняющихся от нормальных);
- - доплаты и надбавки стимулирующего характера (ст. 191 Трудового кодекса РФ - Поощрения за труд).
При этом, установленный в организации локальными нормативными актами фиксированный размер оплаты труда основан на нормах прямого действия, поскольку они служат непосредственным основанием для соответствующей выплаты работнику, полностью отработавшего норму рабочего времени и выполнившего трудовые обязанности в нормальных условиях труда. Издание работодателем дополнительного приказа в таком случае не требуется.
Стимулирующие выплаты, в отличие от компенсационных, зависят от усмотрения работодателя.
В соответствии с названными нормами права, а также исходя из условий служебного контракта, заключенного с истцом, Положения о премировании государственных гражданских служащих Управы района Котловка г. Москвы за выполнение особо важных и сложных заданий, связанных с выполнением задач и обеспечением функций, возложенных на управу района, утвержденных на основании Распоряжения Префекта ЮЗАО г. Москвы от 23.05.2007 г. N 905-РП Приказом Главы Управы района Котловка г. Москвы от 02.08.2011 г. N 88, - выплата премии, в отношении начисления и выплаты которой возник настоящий спор, как стимулирующей выплаты, зависит от усмотрения работодателя, эффективности и результативности труда работника, при этом, действиями работодателя, связанными с премированием истца, дискриминации последнего допущено не было.
Таким образом, изложенное опровергает доводы апелляционных жалоб о неправильном применении судом норм материального права, поскольку выплата, по поводу которой возник спор, не нарушает права истца на гарантированное вознаграждение за труд (в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также с учетом компенсационных выплат в виде доплат и надбавок компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению).
Доводы апелляционной жалобы о том, что суд при разрешении заявленных требований должен был руководствоваться Положением о поощрении и награждении глав управ районов, первых заместителей и заместителей глав управ, руководителей аппаратов управ районов города Москвы, расположенных на территории Юго-западного административного округа города Москвы, и наложении дисциплинарных взысканий, утвержденным Распоряжением Префекта ЮЗАО г. Москвы от 25.05.2007 г. N 905-РП, несостоятельны, поскольку, как указывалось выше Положение о премировании государственных гражданских служащих Управы района Котловка г. Москвы за выполнение особо важных и сложных заданий, связанных с выполнением задач и обеспечением функций, возложенных на управу района, было утверждено Приказом Главы Управы района Котловка г. Москвы от 02.08.2011 г. N 88 на основании и в соответствии с Распоряжением Префекта ЮЗАО г. Москвы от 23.05.2007 г. N 905-РП об этом. Кроме того, выплата, в отношении которой возник спор, отдельно выделена в действующем законодательстве как связанная с выполнением особо важных и сложных заданий, задач и обеспечением функций, возложенных на управу района, а не с общими условиями премирования и награждения и Положением о поощрении и награждении глав управ районов, первых заместителей и заместителей глав управ, руководителей аппаратов управ районов города Москвы, расположенных на территории Юго-западного административного округа города Москвы, и наложении дисциплинарных взысканий, утвержденным Распоряжением Префекта ЮЗАО г. Москвы от 25.05.2007 г. N 905-РП, не предусмотрена.
Иные доводы апелляционных жалоб направлены на иную оценку исследованных судом доказательств и переоценку выводов суда, что не является основанием для отмены решения.
При рассмотрении дела судом не допущено нарушения или неправильного применения норм материального или процессуального права, повлекших вынесение незаконного решения, оснований для отмены решения суда по доводам апелляционных жалоб не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 327, 327.1, 328, 329, 330 ГПК РФ судебная коллегия

определила:

Решение Зюзинского районного суда г. Москвы от 26 ноября 2014 года оставить без изменения, апелляционные жалобы Н. - без удовлетворения.





















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DAYWORK.RU | Кадровая служба предприятия" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)