Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ОДИННАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 17.09.2015 N 11АП-12024/2015 ПО ДЕЛУ N А72-6849/2015

Разделы:
Трудовые отношения

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ОДИННАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 17 сентября 2015 г. по делу N А72-6849/2015


Резолютивная часть постановления объявлена 14 сентября 2015 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 17 сентября 2015 года.
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Апаркина В.Н.,
судей Кувшинова В.Е., Холодной С.Т.,
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Сурковой Г.В.,
с участием в судебном заседании:
от Территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Ульяновской области - не явился, извещен,
от Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в Ленинском районе г. Ульяновска Ульяновской области - не явилось, извещено,
рассмотрев в открытом судебном заседании 14 сентября 2015 года в зале N 6 апелляционную жалобу Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в Ленинском районе г. Ульяновска Ульяновской области
на решение Арбитражного суда Ульяновской области от 08 июля 2015 года по делу N А72-6849/2015 (судья О.А. Лубянова),
по заявлению Территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Ульяновской области (ОГРН 1027301183360Ю, ИНН 7325000165), г. Ульяновск,
к Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в Ленинском районе г. Ульяновска Ульяновской области (ОГРН 102730117090, ИНН 7325027664), г. Ульяновск,
о признании незаконным решения о привлечении плательщика страховых взносов к ответственности за совершение нарушения законодательства Российской Федерации о страховых взносах N 08302415РВ0000117 от 30.04.2015,

установил:

Территориальный орган Федеральной службы государственной статистики по Ульяновской области обратился в Арбитражный суд Ульяновской области с заявлением (с учетом уточнения - л.д. 121 т. 1) к Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в Ленинском районе г. Ульяновска Ульяновской области о признании решения N 08302415РВ0000117 от 30.04.2015 г. о привлечении плательщика страховых взносов к ответственности за совершение нарушения законодательства Российской Федерации о страховых взносах незаконным.
Решением суда 1 инстанции от 08.07.2015 г. заявление удовлетворено, оспариваемое решение Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в Ленинском районе г. Ульяновска Ульяновской области о привлечении плательщика страховых взносов к ответственности за совершение нарушения законодательства РФ о страховых взносах от 30.04.2015 г. N 083 024 15 РВ 0000117 признано незаконным.
Суд обязал Управление в течение десяти дней со дня вступления решения в законную силу принять меры к устранению нарушенных прав и законных интересов заявителя.
В апелляционной жалобе Управление просит решение суда 1 инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении требований Территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Ульяновской области в полном объеме.
При этом ссылается на то, что страховые взносы должны начисляться на все выплаты, производимые работникам в рамках трудовых отношений независимо от того, поименованы указанные выплаты в трудовых договорах или нет. Спорные выплаты произведены в рамках трудовых отношений. Внося изменения в ст. 7 Федерального закона N 212-ФЗ от 24.07.2009 г. с 01.01.2011 г. и относя к суммам, подлежащим обложению страховыми взносами, все выплаты, производимые в рамках трудовых отношений (вместо выплат в рамках трудового договора), законодатель тем самым расширил перечень выплат, подлежащих обложению страховыми взносами. Суд 1 инстанции не принял во внимание данный довод представителя Управления ПФР, посчитав, что внесение изменений в ст. 7 Федерального закона N 212-ФЗ от 24.09.2009 г. и изменение фразы "по трудовому договору" на фразу "в рамках трудовых правоотношений" фактически ничего не изменило. Кроме того, Управление ссылается на то, что в соответствии с ч. 17 ст. 37 Федерального закона от 24.07.2009 г. N 213-ФЗ (в редакции Федерального закона от 29.12.2014 г. N 468-ФЗ) финансовое обеспечение расходов на оплату дополнительных выходных дней, предоставляемых для ухода за детьми-инвалидами в соответствии со статьей 262 Трудового кодекса Российской Федерации, включая начисленные страховые взносы в государственные внебюджетные фонды, осуществляется за счет межбюджетных трансфертов из федерального бюджета, предоставляемых бюджету Фонда социального страхования Российской Федерации. Эта норма вступила в силу с 1 января 2015 года.
Территориальный орган Федеральной службы государственной статистики по Ульяновской области в отзыве на апелляционную жалобу просит решение Арбитражного суда Ульяновской области от 08 июля 2015 года оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
В судебное заседание представители лиц, участвующих в деле, не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом.
В соответствии с п. 3 ст. 156, 266 АПК РФ суд апелляционной инстанции рассмотрел дело в отсутствие представителей сторон, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного разбирательства.
Проверив материалы дела, оценив имеющиеся в деле доказательства, суд апелляционной инстанции считает решение суда первой инстанции законным и обоснованным, а апелляционную жалобу - не подлежащей удовлетворению по следующим основаниям.
Как установлено материалами дела, с 11.03.2015 г. по 26.03.2015 г. Управлением Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в Ленинском районе г. Ульяновска Ульяновской области была проведена выездная проверка Территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Ульяновской области по поводу правильности исчисления, полноты и своевременности уплаты (перечисления) страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в Пенсионный фонд Российской Федерации, страховых взносов на обязательное медицинское страхование в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования плательщиком страховых взносов за период с 01.01.2012 по 31.12.2014, по результатам которой был составлен акт выездной проверки от 30.03.2015 г. N 08302415АВ0000102 (л.д. 68-79 т. 1).
30.04.2015 г. на основании акта проверки Управлением Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в Ленинском районе г. Ульяновска Ульяновской области было принято решение N 083 024 15 РВ 0000017 о привлечении Территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Ульяновской области к ответственности по ч. 1 ст. 47 Федерального закона N 212-ФЗ "ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные Фонды обязательного медицинского страхования" в виде взыскания штрафа за неполную уплату сумм страховых взносов в результате занижения базы для начисления страховых взносов в сумме 257,60 руб.
Данным решением Территориальному органу Федеральной службы государственной статистики по Ульяновской области также предложено уплатить недоимку по страховым взносам в сумме 1 288 руб., а также пени по состоянию на 31.12.2014 г. в размере 76,54 руб. (л.д. 21-49 т. 1).
Из содержания решения следует, что Территориальный орган Федеральной службы государственной статистики по Ульяновской области в нарушение положений п. 1 ст. 7, ст. ст. 8, 9 Федерального закона от 24.07.2009 г. N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные Фонды обязательного медицинского страхования" при осуществлении в период с января 2012 г. по декабрь 2012 г. выплат в сумме 4 752,77 руб. своему работнику Калюжной Т.П. за дополнительные выходные дни, предоставленные для ухода за ребенком-инвалидом, не включил данные выплаты в базу для обложения страховыми взносами.
По мнению Управления, выплаты произведены Территориальным органом статистики своему работнику в рамках трудовых отношений и являются объектом обложения страховыми взносами в соответствие с п. 1 ст. 7 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные Фонды обязательного медицинского страхования".
В результате данного нарушения занижение базы для начисления страховых взносов составило 4 752,77 руб., недоимка по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование составила 1045,62 руб., на обязательное медицинское страхование - 242,38 руб., а всего в сумме 1 288 руб.
Между тем указанные выводы Управления являются ошибочными.
В соответствии с п. 1 ст. 7 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные Фонды обязательного медицинского страхования" Объектом обложения страховыми взносами для плательщиков страховых взносов, указанных в подпунктах "а" и "б" пункта 1 части 1 статьи 5 настоящего Федерального закона, признаются выплаты и иные вознаграждения, начисляемые плательщиками страховых взносов в пользу физических лиц в рамках трудовых отношений и гражданско-правовых договоров.
Согласно части 1 статьи 8 Федерального закона N 212-ФЗ база для начисления страховых взносов для плательщиков, производящих выплаты и иные вознаграждения физическим лицам, определяется как сумма выплат и иных вознаграждений, предусмотренных частью 1 статьи 7 Закона, начисленных плательщиками страховых взносов за расчетный период в пользу физических лиц, за исключением сумм, указанных в статье 9 этого же нормативного правового акта.
Статья 15 Трудового кодекса Российской Федерации определяет трудовые отношения как отношения, основанные на соглашении между работником и работодателем о личном выполнении работником за плату трудовой функции (работы по должности в соответствии со штатным расписанием, профессии, специальности с указанием квалификации; конкретного вида поручаемой работнику работы), подчинении работника правилам внутреннего трудового распорядка при обеспечении работодателем условий труда, предусмотренных трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами, трудовым договором.
В соответствии со ст. 16 ТК РФ трудовые отношения возникают между работником и работодателем на основании трудового договора, заключаемого ими в соответствии с настоящим Кодексом.
Сам по себе факт наличия трудовых отношений между работодателем и его работниками не свидетельствует о том, что все выплаты, которые начисляются работникам, представляют собой оплату их труда.
В соответствии со ст. 129 Кодекса заработная плата (оплата труда работника) - это вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и иные выплаты компенсационного характера) и стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты).
В соответствии со статьей 262 ТК РФ одному из родителей (опекуну, попечителю) для ухода за детьми-инвалидами по его письменному заявлению предоставляются четыре дополнительных оплачиваемых выходных дня в месяц, которые могут быть использованы одним из указанных лиц либо разделены ими между собой по их усмотрению. Оплата каждого дополнительного выходного дня производится в размере среднего заработка и порядке, который устанавливается федеральными законами.
Таким образом, указанные выплаты среднего заработка работодатель производит в силу закона независимо от наличия или отсутствия соответствующих положений в трудовом договоре, коллективном договоре или соглашении, то есть такие выплаты производятся вне рамок каких-либо соглашений между работником и работодателем по поводу осуществления трудовой деятельности и социального обеспечения.
В соответствии с Постановлением Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 08.06.2010 N 1798/10 выплаты работникам за дополнительные выходные дни для ухода за детьми-инвалидами носят характер государственной поддержки, поскольку направлены на компенсацию потерь заработка гражданам, имеющим детей-инвалидов и обязанным осуществлять за ними должный уход, имеют целью компенсацию или минимизацию последствий изменения материального и (или) социального положения работающих граждан.
При этом указанная гарантия не относится по своей природе ни к вознаграждению за выполнение трудовых или иных обязанностей, ни к материальной выгоде.
Следовательно, суммы среднего заработка, выплачиваемые организацией в соответствии с трудовым законодательством работникам за дополнительные выходные дни для ухода за детьми-инвалидами, не признаются объектом обложения страховыми взносами на основании положений статьи 7 Закона N 212-ФЗ, что исключает начисление недоимки по страховым взносам, пени и штрафа.
Вопреки доводам, изложенным Управлением в апелляционной жалобе, трудовые отношения являются отношениями по выполнению работником трудовой функции - работы по должности в соответствии со штатным расписанием, профессии, специальности с указанием квалификации, конкретного вида поручаемой работнику работы, при подчинении работника правилам внутреннего трудового распорядка, при обеспечении работодателем условий труда, предусмотренных трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами, трудовым договором.
Выплаты для ухода за детьми-инвалидами не связаны с выполнением работником его трудовой функции, находятся вне собственно трудовых отношений, в силу чего предусмотренное законом право работника на сохранение среднего заработка не дает оснований для отождествления его с собственно заработной платой работника.
Аналогичные выводы содержатся в постановлениях Федерального арбитражного суда Поволжского округа от 03.10.2013 по делу N А65-21043/2012, от 19.03.2014 по делу N А57-10971/2013.
На данные обстоятельства правомерно указано в обжалуемом решении суда 1 инстанции.

С учетом изложенного доводы, приведенные в апелляционной жалобе Управления, являются ошибочными и во внимание не принимаются.
При таких обстоятельствах суд 1 инстанции правомерно удовлетворил заявление Территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Ульяновской области, оснований для отмены обжалуемого решения суда не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд

постановил:

Решение Арбитражного суда Ульяновской области от 08 июля 2015 года по делу N А72-6849/2015 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Арбитражный суд Поволжского округа через суд первой инстанции.

Председательствующий
В.Н.АПАРКИН

Судьи
В.Е.КУВШИНОВ
С.Т.ХОЛОДНАЯ




















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DAYWORK.RU | Кадровая служба предприятия" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)