Судебные решения, арбитраж

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ МУРМАНСКОГО ОБЛАСТНОГО СУДА ОТ 04.03.2015 N 33-353

Требование: О возложении обязанности по установлению сокращенной рабочей недели, перерасчете заработной платы.

Разделы:
Трудовые отношения
Обстоятельства: Истцу был снижен уровень предоставляемых гарантий, без изменения условий труда: рабочее время истца стало исчисляться из расчета 40-часовой рабочей недели.
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



МУРМАНСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 4 марта 2015 г. N 33-353


судья Гедыма О.М.

Судебная коллегия по гражданским делам Мурманского областного суда в составе:
председательствующего
Самойленко В.Г.
судей
Захарова А.В.
Кутовской Н.А.
при секретаре
С.
рассмотрела в открытом судебном заседании дело по иску А. к Федеральному государственному унитарному предприятию "Атомфлот" о возложении обязанности по установлению сокращенной рабочей недели, перерасчете заработной платы,
по апелляционной жалобе А. на решение Ленинского районного суда города Мурманска от 28 ноября 2014 года, по которому постановлено:
"В удовлетворении исковых требований А. к Федеральному государственному унитарному предприятию "Атомфлот" о признании действий работодателя о переводе на 40-часовую рабочую неделю незаконными, возложении обязанности по установлению А. - (наименование должности) сокращенной рабочей недели, перерасчете заработной платы в виде оплачиваемых выходных дней - отказать".
Заслушав доклад судьи Захарова А.В., объяснения А., поддержавшего доводы апелляционной жалобы, возражения против жалобы представителей ФГУП "Атомфлот" Я., Г., судебная коллегия по гражданским делам Мурманского областного суда

установила:

А. обратился суд с иском к Федеральному государственному унитарному предприятию атомного флота (сокращенное наименование - ФГУП "Атомфлот") о возложении обязанности по установлению сокращенной рабочей недели, перерасчете заработной платы.
В обоснование заявленных исковых требований указал, что с _ _ года работает на атомном ледоколе "Т", с *** года занимает должность (наименование должности). В течение всего указанного периода для него была установлена сокращенная рабочая неделя - 36 часов в неделю.
С 18 июня 2014 года после выхода на работу из отпуска его рабочее время стало исчисляться из расчета 40-часовой рабочей недели.
В 2008 году на предприятии была начата аттестация рабочих мест, 27 июля 2012 года он был ознакомлен с картой аттестации его рабочего места, согласно которой общая оценка условий труда по степени вредности и (или) опасности факторов производственной среды и трудового процесса установлена 3.2 и соответственно установлена сокращенная рабочая неделя - не более 36 часов.
В апреле 2014 года предписанием Государственной инспекции труда в Мурманской области было указано не применять результаты аттестации рабочих мест, и провести специальную оценку условий труда до 31 декабря 2014 года.
Специальная оценка условий труда его рабочего места до настоящего времени не проводилась, условия труда на его рабочем месте остались прежними, однако с 18 июня 2014 года для него установлена 40-часовая рабочая неделя.
Поскольку до настоящего времени специальная оценка условий труда не проведена, считает, что в данном случае должны действовать результаты аттестации рабочих мест, проведенной до вступления в законную силу Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 426-ФЗ "О специальной оценке условий труда".
Полагает, что действующее законодательство запрещает снижать уровень предоставляемых гарантий, без соответствующего изменения условий труда.
Считает, что сокращенный режим рабочего времени должен быть установлен ему на основании Списка, утвержденного Постановлением Госкомтруда СССР, Президиума ВЦСПС от 25 октября 1974 года N 298/П-22, Инструкции к указанному Списку от 21 ноября 1975 года N 273/П-20, и Перечня профессий и должностей плавсостава судов с атомными энергетическими установками и обслуживающих их судов (плавучих средств), занятых на работах с вредными условиями труда, работа в которых дает право на дополнительный отпуск и сокращенный рабочий день, являющегося приложением к Постановлению Госкомтруда СССР, Секретариата ВЦСПС от 25 ноября 1976 года N 38/27с.
Просил суд возложить на ФГУП "Атомфлот" обязанность установить для него, как для (наименование должности), сокращенный рабочий день и произвести перерасчет заработной платы, начиная с 18 июня 2014 года, исходя из сокращенной продолжительности рабочего дня (36 часов в неделю).
В ходе рассмотрения дела истец уточнил исковые требования, просил признать незаконным его перевод с 36-часовой рабочей недели на 40-часовую рабочую неделю; обязать ответчика установить для него, как для (наименование должности), сокращенную продолжительность рабочего времени - 36-часовую рабочую неделю; произвести перерасчет заработной платы за период с 18 июня 2014 года по 21 октября 2014 года, исходя из разницы в норме рабочего времени за указанный период между 40-часовой и 36-часовой рабочей неделей, в виде оплачиваемых выходных дней (отгулов) (т. 1 л.д. 223).
А. в судебном заседании заявленные исковые требования поддержал.
Представитель ответчика ФГУП "Атомфлот" Я. с иском не согласилась.
Судом принято приведенное выше решение.
В апелляционной жалобе истец А. просит решение суда отменить и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных исковых требований.
В обоснование жалобы указывает, что при разрешении спора судом не было принято во внимание решение Верховного Суда Российской Федерации от 14 октября 2014 года N АКПИ14-918, в котором содержатся выводы о том, что гарантии и компенсации работникам, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, предоставляемые в соответствии с "Перечнем профессий и должностей плавсостава судов с атомными энергетическими установками..." от 25 ноября 1976 года N 38/27с, аттестация рабочих мест которых не проводилась, также должны сохраняться до проведения специальной оценки условий труда.
Приводит доводы о том, что пунктом 2.2 Положения о рабочем времени и времени отдыха работников плавающего состава судов морского флота, утвержденного Постановлением Минтруда РФ от 20 февраля 1996 года N 11, для занимаемой им должности (для членов экипажей группы "А" атомоходов) предусмотрен сокращенный рабочий день.
Полагает, что перевод с 36-часовой рабочей недели на 40-часовую был осуществлен с нарушением установленного трудовым законодательством порядка, без уведомления об изменении трудового договора, без заключения дополнительного соглашения.
Пунктом 5.4 заключенного между сторонами трудового договора предусмотрено, что пересмотр установленных видов и размеров гарантий и компенсаций возможен только в случае изменения характеристик условий труда, установленных картой аттестации рабочих мест. Вместе с тем, новой карты аттестации рабочего места истца с измененными характеристиками условий труда ответчик не предоставил, специальную оценку условий труда работодатель не проводил.
Приводит доводы о том, что картой аттестации его рабочего места N * ему была установлена сокращенная рабочая неделя - 36 часов в неделю. До получения предписания Государственной инспекции труда в Мурманской области действовала названная карта. С 1997 года выполняемая истцом работа признавалась работодателем работой во вредных условиях труда.
Суд проигнорировал пункт 8.1.2 ранее действовавшего локального нормативного акта ЖСЦК 06.215 (ОТ)-2013, согласно которому сокращенная продолжительность рабочего времени устанавливалась, в том числе, и Перечнем от 25 ноября 1976 года N 38/27с.
Считает, что суд неверно истолковал предписание Государственной инспекции труда в Мурманской области не применять результаты аттестации, поскольку фактически Государственная инспекция труда в Мурманской области согласилась с тем, что на его рабочем месте вредные факторы установлены верно.
Доказательств, свидетельствующих об отсутствии вредных факторов на его рабочем месте, суду представлено не было.
Не соглашается с выводами суда об отсутствии основания для перерасчета полагающихся ему отгулов за период работы с 18 июня 2014 года по 21 октября 2014 года до окончания учетного периода. Обращает внимание на то, что требований об оплате сверхурочной работы он не заявлял.
Что касается введенного на предприятии с 1.04.2014 Временного положения об учете времени занятости, по которому ему устанавливается 40-часовая рабочая неделя, то в силу ч. 4 ст. 8, ч. 2 ст. 9 ТК РФ локальный нормативный акт, ухудшающий положение работников и снижающий уровень их гарантий по сравнению с установленными трудовым законодательством, не применяется.
Обращает внимание, что законодатель (ч. 3 ст. 15 Закона N 421-ФЗ от 28.12.2013) однозначно определил, что при реализации компенсационных мер в так называемый переходный период порядок и условия осуществления таких мер не может быть ухудшен.
В возражениях на апелляционную жалобу и.о. генерального директора ФГУП "Атомфлот" К. просит решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В соответствии с частью 1 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, возражения на нее, судебная коллегия приходит к следующему.
Как установлено судом и подтверждается материалами дела, А. состоит в трудовых отношениях с ФГУП "Атомфлот" на основании трудового договора от _ _ по настоящее время, принят на работу на суда атомного флота на должность (наименование должности) (т. 1 л.д. 118).
На основании приказа от _ _ N * местом работы истца по той же должности с 18 июня 2014 года определен атомный ледокол "Т", тарифная ставка (оклад) установлена * руб. (т. 1 л.д. 128).
На атомном ледоколе "Т" истец работает с * года, с * года занимает должность (наименование должности). Ранее состоял в трудовых отношениях с ОАО "***".
Разделом 3 трудового договора от _ _ предусмотрено, что за выполнение трудовой функции работнику выплачивается заработная плата на основе повременной системы оплаты труда, включающая в себя: должностной оклад по штатному расписанию; процентную надбавку за и районный коэффициент за работу в районах Крайнего Севера; доплаты, надбавки и поощрительные выплаты, компенсационного и стимулирующего характера, предусмотренные трудовым законодательством, иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, а также установленные системой оплаты труда на предприятии, условиями коллективного договора, иными локальными нормативными актами предприятия и настоящим договором.
Согласно пункту 4.1 трудового договора истцу установлен режим работы для плавсостава. Режим рабочего времени работника устанавливается Правилами внутреннего трудового распорядка предприятия, которые являются приложением и неотъемлемой частью коллективного договора предприятия (п. 4.1.3).
В силу пунктов 5.3, 5.4 трудового договора работодатель производит периодическую аттестацию рабочих мест с составлением карты аттестации рабочего места, в которой указываются оценка условий труда по степени вредности и опасности и по степени травмобезопасности и перечисляются льготы и компенсации, предусмотренные законодательством за работу в данных условиях труда. В случае изменения характеристик условий труда, установленных картой аттестации рабочего места, виды и размеры установленных гарантий и компенсаций, могут быть пересмотрены.
Судом установлено, что аттестация рабочих мест по условиям труда, в том числе рабочего места истца в ФГУП "Атомфлот" была завершена в 2013 году, о чем издан приказ генерального директора ФГУП "Атомфлот" N * от _ _. Пунктом 2 указанного приказа предусмотрено, что начисления установленных законодательством, аттестацией рабочих мест и коллективным договором компенсаций работникам, работающим во вредных условиях труда, следует производить в соответствии с ЖСЦК 06.215 (ОТ)-2013 "Положение об учете времени занятости и порядке предоставления льгот и компенсаций по результатам аттестации рабочих мест по условиям труда" (т. 1 л.д. 139).
Картой аттестации N * рабочего места по условиям труда (наименование должности) а/л "Т" общая оценка условий труда по степени вредности и (или) опасности факторов производственной среды и трудового процесса установлена 3.2 (вредные 2 степени). Согласно строке 040 "Компенсации работникам, занятым на тяжелых работах, работах с вредными и (или) опасными условиями труда", по данной должности подтверждена необходимость установления фактически предоставляемой продолжительности рабочего времени - 36 часов в неделю, основание - постановление Правительства РФ от 20.11.2008 N 870 (л.д. 134-138).
Предписанием Государственной инспекции труда в Мурманской области от 14 апреля 2014 года N * (п. 14) на ФГУП "Атомфлот" возложена обязанность в связи с выявленными в ходе проведения проверки нарушениями пунктов 14 - 18 Порядка проведения аттестации рабочих мест по условиям труда, установленного приказом Минздравсоцразвития РФ N 342н от 26 апреля 2011 года, провести внеплановую специальную оценку условий труда на всех рабочих местах организации. Результаты аттестации рабочих мест по условиям труда, утвержденные приказом от 01 октября 2013 года, не применять с момента получения предписания (т. 1 л.д. 150-153).
Во исполнение указанного предписания генеральным директором ФГУП "Атомфлот" издан приказ N * от _ _, которым с 01 апреля 2014 года на предприятии введено в действие "Временное положение об учете времени занятости и порядке предоставления гарантий и компенсаций работникам ФГУП "Атомфлот", занятым на работах с вредными условиями труда" ЖСЦК 06.215 (ОТ)-2014 (далее - Временное положение) (т. 2 л.д. 1-15).
Пунктом 8.1.1 Временного положения предусмотрено, что на основании результатов проведенной аттестации рабочих мест по условиям труда работникам, работающим во вредных условиях труда, предоставляется дополнительный оплачиваемый отпуск и сокращенная продолжительность рабочей недели согласно таблице 2, в соответствии с которой сокращенная продолжительность рабочей недели 36 часов устанавливается для работников, условия труда на рабочих местах которых ранее по результатам аттестации рабочих мест (специальной оценки условий труда) отнесены к вредным условиям труда 3 или 4 степени (п. 8.6).
В разделе 1 Временного положения указано, что при формировании перечней гарантий и компенсаций, установленных настоящим положением, с целью недопущения снижения уровней прав и гарантий работников в связи с вынесением предписания Государственной инспекции труда в Мурманской области от 14.04.2014, классы условий труда установлены условно. Положение применяется к правам и обязанностям, возникшим после 01.04.2014.
В результате рабочее время истца стало исчисляться из расчета 40-часовой рабочей недели.
Разрешая спор и отказывая в удовлетворении заявленных А. исковых требований, суд первой инстанции, проанализировав нормы статей 11, 22, 91, 92, 147 и 219 Трудового кодекса Российской Федерации (в ранее действовавшей редакции и в редакции Федерального закона от 28.12.2013 N 421-ФЗ), исходил из того, что приведенное выше Временное положение является действующим локальным нормативным актом, которое предусматривает с 1 апреля 2014 года установление сокращенной продолжительности рабочего времени (36-часовую рабочую неделю) только в отношении работников, рабочие места которых по результатам ранее проведенной аттестации рабочих мест аттестованы как вредные 3 или 4 степени. А поскольку доказательств работы истца во вредных условиях труда, соответствующих такой степени вредности, не представлено, суд пришел к выводу, что у работодателя не имелось оснований для установления истцу с 18 июня 2014 года сокращенной 36-часовой рабочей недели.
Доводы истца, основанные на том, что ранее ему была установлена 36-часовая рабочая неделя, суд счел несостоятельными, поскольку сокращенная продолжительность рабочего времени для должности истца была установлена не на основании Списка, утвержденного постановлением ГК Совмина СССР и Президиума ВЦСПС от 25.10.1974 N 298/П-22, а также Перечня профессий и должностей плавсостава судов с атомными энергетическими установками от 25.11.1976 N 38/27с, а в соответствии с пунктом 5.1.1 ранее действовавшего в ФГУП "Атомфлот" коллективного договора на 2011-2014 годы, который прекратил свое действие в связи с введением в действие на предприятии с 1 апреля 2014 года коллективного договора на 2014-2017 годы.
Кроме того, по мнению суда, поскольку учетный период рабочего времени, установленный для подсчета продолжительности сверхурочной работы истца в целях ее компенсации, до настоящего времени не закончился, то не имеется оснований для перерасчета заработной платы истца и предоставления дополнительных выходных дней исходя из разницы в норме рабочего времени за спорный период между 40-часовой и 36-часовой рабочей неделей.
Судебная коллегия находит ошибочными указанные выводы суда первой инстанции, поскольку они основаны на неправильном применении норм материального права и не соответствуют обстоятельствам дела.
При этом судебная коллегия исходит из следующего.
В соответствии с частью 2 статьи 22 Трудового кодекса Российской Федерации (далее - ТК РФ) работодатель обязан соблюдать трудовое законодательство и иные нормативные правовые акты, содержащие нормы трудового права, локальные нормативные акты, условия коллективного договора, соглашений и трудовых договоров; обеспечивать безопасность и условия труда, соответствующие государственным нормативным требованиям охраны труда; выплачивать в полном размере причитающуюся работникам заработную плату в сроки, установленные в соответствии с настоящим Кодексом, коллективным договором, правилами внутреннего трудового распорядка, трудовыми договорами.
Статьей 91 ТК РФ определено, что рабочее время - время, в течение которого работник в соответствии с правилами внутреннего трудового распорядка и условиями трудового договора должен исполнять трудовые обязанности, а также иные периоды времени, которые в соответствии с настоящим Кодексом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации относятся к рабочему времени.
Нормальная продолжительность рабочего времени не может превышать 40 часов в неделю.
На основании абзаца 5 части 1 статьи 92 ТК РФ (в редакции Федерального закона от 30.06.2006 N 90-ФЗ, действовавшей до 01.01.2014) сокращенная продолжительность рабочего времени устанавливалась:
для работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, - не более 36 часов в неделю в порядке, установленном Правительством Российской Федерации с учетом мнения Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений.

Размеры компенсаций работникам, занятым на тяжелых работах, работах с вредными и (или) опасными условиями труда, и условия их предоставления устанавливаются в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации, с учетом мнения Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений.
Правительством Российской Федерации в порядке реализации предоставленных федеральным законодателем полномочий было принято Постановление N 870 от 20 ноября 2008 года "Об установлении сокращенной продолжительности рабочего времени, ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска, повышенной оплаты труда работникам, занятым на тяжелых работах, работах с вредными и (или) опасными и иными особыми условиями труда" (данный документ утратил силу с 11.08.2014).
Согласно пункту 1 данного Постановления одной из установленных компенсаций работникам, занятым на тяжелых работах, работах с вредными и (или) опасными и иными особыми условиями труда, по результатам аттестации рабочих мест, являлась сокращенная продолжительность рабочего времени - не более 36 часов в неделю в соответствии со статьей 92 Трудового кодекса Российской Федерации.
В соответствии с Федеральным законом от 28 декабря 2013 N 421-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О специальной оценке условий труда" в статьи 92, 117 и 219 Трудового кодекса Российской Федерации внесены изменения, вступившие в силу с 01 января 2014 года.
Абзацем пятым части 1 статьи 92 ТК РФ (в редакции названного Федерального закона) установлено, что сокращенная продолжительность рабочего времени устанавливается для работников, условия труда на рабочих местах которых по результатам специальной оценки условий труда отнесены к вредным условиям труда 3 или 4 степени или опасным условиям труда, - не более 36 часов в неделю.
На основании части 1 статьи 219 ТК РФ (в новой редакции) каждый работник имеет право на компенсации, установленные в соответствии с настоящим Кодексом, коллективным договором, соглашением, локальным нормативным актом, трудовым договором, если он занят на тяжелых работах, работах с вредными и (или) опасными условиями труда.
Размеры, порядок и условия предоставления гарантий и компенсаций работникам, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, устанавливаются в порядке, предусмотренном статьями 92, 117 и 147 настоящего Кодекса (часть 2 статьи 219 ТК РФ).
Таким образом, в соответствии с правовым регулированием, действующим с 01 января 2014 года, объем предоставляемых компенсаций поставлен в зависимость от установленной по результатам специальной оценки условий труда степени вредности условий труда (в частности, сокращенная продолжительность рабочего времени - не более 36 часов в неделю устанавливается для работников, условия труда на рабочих местах которых отнесены к вредным условиям труда 3 или 4 степени или опасным условиям труда).
Ранее компенсации предоставлялись работникам, занятым на работах с вредными условиями труда, независимо от степени вредности.
Согласно части 4 статьи 27 Федерального закона от 28.12.2013 N 426-ФЗ "О специальной оценке условий труда" в случае, если до дня вступления в силу настоящего Федерального закона в отношении рабочих мест была проведена аттестация рабочих мест по условиям труда, специальная оценка условий труда в отношении таких рабочих мест может не проводиться в течение пяти лет со дня завершения данной аттестации, за исключением случаев возникновения обстоятельств, указанных в части 1 статьи 17 настоящего Федерального закона. При этом для целей, определенных статьей 7 настоящего Федерального закона (в том числе и для установления работникам предусмотренных Трудовым кодексом Российской Федерации гарантий и компенсаций), используются результаты данной аттестации, проведенной в соответствии с действовавшим до дня вступления в силу настоящего Федерального закона порядком. Работодатель вправе провести специальную оценку условий труда в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, до истечения срока действия имеющихся результатов аттестации рабочих мест по условиям труда.
В силу положений части 3 статьи 15 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 421-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О специальной оценке условий труда" при реализации в соответствии с положениями Трудового кодекса Российской Федерации (в редакции настоящего Федерального закона) в отношении работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, компенсационных мер, направленных на ослабление негативного воздействия на их здоровье вредных и (или) опасных факторов производственной среды и трудового процесса (сокращенная продолжительность рабочего времени, ежегодный дополнительный оплачиваемый отпуск либо денежная компенсация за них, а также повышенная оплата труда), порядок и условия осуществления таких мер не могут быть ухудшены, а размеры снижены по сравнению с порядком, условиями и размерами фактически реализуемых в отношении указанных работников компенсационных мер по состоянию на день вступления в силу настоящего Федерального закона при условии сохранения соответствующих условий труда на рабочем месте, явившихся основанием для назначения реализуемых компенсационных мер.
Из приведенных переходных положений следует, что к моменту вступления в силу Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 421-ФЗ виды и достигнутые размеры предоставляемых гарантий (компенсаций) работникам, на рабочих местах которых по результатам проведенной до 31 декабря 2013 г. аттестации рабочих мест по условиям труда либо в силу иных правовых оснований (нормативных правовых актов бывшего СССР) установлены вредные (опасные) условия труда, должны сохраняться до улучшения условий труда на данных рабочих местах, подтвержденного результатами проведения специальной оценки условий труда.
Пересмотр предоставляемых компенсаций работникам, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, возможен лишь по результатам специальной оценки условий труда в случае улучшения этих условий.
Оценивая доводы и возражения сторон применительно к установленным судом обстоятельствам дела, судебная коллегия приходит к выводу о том, что работа истца до 1 апреля 2014 года в ФГУП "Атомфлот" признавалась осуществляемой во вредных условиях и истцу фактически предоставлялась компенсация в виде сокращенной продолжительности рабочего времени - 36-часовая рабочая неделя.
Указанное обстоятельство представителями ответчика не оспаривалось и подтверждается, в частности, тем, что в силу п. 5.1.1 коллективного договора ФГУП "Атомфлот" на 2011-2014 годы для работающих в нормальных условиях труда устанавливалась нормальная продолжительность рабочего времени, а для работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, где установлена сокращенная продолжительность рабочего времени, максимально допустимая продолжительность ежедневной работы (смены) не может превышать, при 36-часовой рабочей неделе - 8 часов (т. 1 л.д. 234).
Порядок установления сокращенного рабочего времени, как указано в абз. 2 приводимого условия коллективного договора определяется Инструкцией "О порядке применения Списка производств, цехов, профессий и должностей с вредными условиями труда, работа в которых дает право на дополнительный отпуск и сокращенный рабочий день", утвержденной постановлением Госкомтруда СССР, ВЦСПС от 21.11.1975 N 273/П-20 и Извлечением из Списка, составленного применительно к условиям предприятия по Приложению 2.8, в п. 54 которого (раздел Списка XLI п. 13) поименованы "работники предприятия, привлекаемые для работ в условиях радиационной вредности".
Ответчиком не оспаривалось отнесение занимаемой истцом должности (наименование должности) к категории работников с вредными условиями труда.
Кроме того, действовавшим до введения в действие Временного положения ЖСЦК 06.215 (ОТ)-2014 Положением об учете времени занятости и порядке предоставления льгот и компенсаций по результатам аттестации рабочих мест по условиям труда ЖСЦК 06.215 (ОТ)-2013, принятым по результатам аттестации рабочих мест 2013 года (т. 2 л.д. 67-72) предусматривалось (п. 8.1, п. 8.1.1 и п. 8.1.2), что работникам, работающим во вредных условиях труда, предоставляется сокращенный рабочий день и дополнительный отпуск за работу во вредных условиях труда:
- - в соответствии со Списком, утвержденным постановлением Государственного комитета Совета Министров СССР, Президиума ВЦСПС от 25.10.1974 N 298/П-22 и Инструкцией к Списку от 21.11.1975 N 273/П-20;
- - в соответствии с Перечнем профессий и должностей плавсостава судов с атомными энергетическими установками и обслуживающих их судов (плавучих средств), занятых на работах с вредными условиями труда, работа в которых дает право на дополнительный отпуск и сокращенный рабочий день, утв. постановлением Госкомтруда СССР и Секретариата ВЦСПС от 25 ноября 1976 г. N 38/27с.
Нормативные правовые акты бывшего Союза ССР, принятые ответчиком за основу при предоставлении истцу согласно ранее действовавшим коллективному договору, иным локальным нормативным актам компенсаций за работу во вредных условиях труда не утратили свою силу, являются действующими и подлежат применению до проведения специальной оценки условий труда в соответствии с Федеральным законом от 28 декабря 2013 г. N 426-ФЗ.
Отнесение должности истца к работе во вредных условиях подтверждается и утвержденными ответчиком 1 октября 2013 года результатами проведенной аттестации рабочих мест, фактически применявшейся до 1 апреля 2014 года.
Отмена результатов аттестации по предписанию ГИТ из-за допущенных нарушений порядка ее проведения не должна негативно сказываться на положении истца, тем более, что государственной инспекцией труда каких-либо нарушений в части проведения аттестации конкретно рабочего места истца выявлено не было, что видно из содержания акта проверки от _ _ (т. 1 л.д. 140-153).
Согласно статье 212 ТК РФ, пункту 5.3 трудового договора, заключенного с истцом, обеспечение проведения аттестации рабочих мест по условиям труда входило в обязанности работодателя, и неисполнение либо ненадлежащее исполнение работодателем данной обязанности не должно влечь отрицательные последствия для конкретных работников.
Следует учесть, что ответчиком не представлено доказательств улучшения с 01 апреля 2014 года условий труда А., место работы которого и занимаемая должность остались прежними.
Снизив достигнутый уровень фактически предоставляемых гарантий и компенсаций за работу во вредных условиях труда без проведения специальной оценки условий труда, работодатель допустил нарушение трудовых прав истца, которые подлежат восстановлению.
С учетом изложенного, установление работодателем с 18 июня 2014 года (дата начала рейса) А. 40-часовой рабочей недели вместо 36-часовой рабочей недели нельзя признать правомерным.
При таких обстоятельствах судебная коллегия, руководствуясь пунктом 2 статьи 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации приходит к выводу о том, что имеются основания для отмены решения суда первой инстанции и принятия нового решения об удовлетворении исковых требований А.
Принимая решение в соответствии с частью 3 статьи 196 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации по заявленным истцом требованиям, судебная коллегия возлагает на ФГУП "Атомфлот" обязанность установить (наименование должности) А. сокращенную продолжительность рабочего времени - 36-часовую рабочую неделю с 18 июня 2014 года, до утверждения результатов проведения специальной оценки условий труда.
В отношении искового требования о признании незаконным перевода истца с 18 июня 2014 года с 36-часовой на 40-часовую рабочую неделю судебная коллегия отмечает, что вынесения отдельного решения по данному требованию не требуется, поскольку такое требование охватывается решением об установлении 36-часовой рабочей недели с 18 июня 2014 года. Кроме того, сведений о том, что перевод истца на 40-часовую рабочую неделю оформлялся приказом работодателя, судебной коллегией не установлено.
Из представленных ответчиком по запросу судебной коллегии расчетов следует, что при установлении истцу в спорный период сокращенной рабочей недели (вместо 40-часовой рабочей недели) ему была бы начислена заработная плата в большем размере.
Поэтому на ФГУП "Атомфлот" возлагается обязанность произвести перерасчет заработной платы А. за период с 18 июня по 21 октября 2014 года исходя из разницы в норме рабочего времени между 40-часовой и 36-часовой рабочей неделей.
Разрешая требования истца о доначислении накопленных в течение спорного периода выходных дней исходя из разницы в норме рабочего времени, судебная коллегия принимает во внимание, что в соответствии с п. 7.4 Правил внутреннего трудового распорядка ФГУП "Атомфлот" (приложение N 3 к коллективному договору на 2014-2017 годы, действующему с 1 апреля 2014 года) переработка сверх нормальной продолжительности рабочего времени при работе по утвержденному графику суммируется и предоставляется плавсоставу оплачиваемыми выходными днями (отгулами).
Доводы ответчика о том, что поскольку следующее направление А. на судно еще не производилось и не закончился определяемый в соответствии с п. 7.3 ПВТР учетный период для подсчета истцу продолжительности переработки, являются несостоятельными, поскольку на основании пункта 7.4 (абз.2) ПВТР число суммированных дней отдыха, полагающихся члену экипажа за работу сверх установленной продолжительности рабочего времени определяется делением разницы между фактически отработанным на судне временем в часах по графику вахт (работ) и нормой рабочего времени за этот же период на продолжительность рабочего дня, предусмотренную для данной категории персонала.
Согласно копии денежного аттестата от 21.10.2014 (т. 2 л.д. 17), по выходу из рейса истцу было начислено определенное количество выходных дней (часов). Настоящим решением на ответчика возлагается обязанность при предоставлении А. оплачиваемых выходных дней (часов) за период с 18 июня года по 21 октября 2014 года исходить из сокращенной продолжительности рабочего времени - 36-часовой рабочей недели.
В силу части 1 статьи 103 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации с ответчика подлежит взысканию в доход государства государственная пошлина, поскольку в силу статьи 393 ТК РФ истец при подаче иска был освобожден от ее уплаты.
Размер государственной пошлины с учетом положений подп. 3 п. 1 статьи 333.19 Налогового кодекса Российской Федерации (в редакции на дату подачи искового заявления) составит * рублей.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 328, 329 и 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Мурманского областного суда

определила:

решение Ленинского районного суда города Мурманска от 28 ноября 2014 года отменить.
Принять новое решение, которым исковые требования А. удовлетворить.
Обязать Федеральное государственное унитарное предприятие атомного флота установить (наименование должности) А. сокращенную продолжительность рабочего времени - 36-часовую рабочую неделю с 18 июня 2014 года до утверждения результатов проведения специальной оценки условий труда.
Обязать Федеральное государственное унитарное предприятие атомного флота произвести перерасчет заработной платы А. за период с 18 июня по 21 октября 2014 года исходя из разницы в норме рабочего времени между 40-часовой и 36-часовой рабочей неделей.
Обязать Федеральное государственное унитарное предприятие атомного флота при предоставлении А. оплачиваемых выходных дней (часов) за период с 18 июня по 21 октября 2014 года исходить из сокращенной продолжительности рабочего времени - 36-часовой рабочей недели.
Взыскать с Федерального государственного унитарного предприятия атомного флота государственную пошлину в бюджет муниципального образования город Мурманск в размере * рублей.





















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DAYWORK.RU | Кадровая служба предприятия" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)