Судебные решения, арбитраж
Трудовые отношения
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 21 июля 2015 года
Полный текст постановления изготовлен 27 июля 2015 года
Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Михайловой Т.Л.,
судей: Ольшанской Н.А.,
Осиповой М.Б.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Бутыриной Е.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу государственного учреждения - Тамбовского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации на решение Арбитражного суда Тамбовской области от 29.05.2015 по делу N А64-635/2015 (судья Копырюлин А.Н.), принятое по заявлению государственного учреждения - Тамбовского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации к муниципальному бюджетному дошкольному образовательному учреждению Детский сад комбинированного вида N 3 "Хрустальный башмачок" (ОГРН 1036894109592, ИНН 6833010639) о взыскании 2 852,01 руб.,
при участии в судебном заседании:
- от государственного учреждения - Тамбовского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации - представители не явились, надлежаще извещено;
- от муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения "Детский сад N 3 "Хрустальный башмачок" - представители не явились, надлежаще извещено,
установил:
Государственное учреждение - Тамбовское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации (далее - Фонд социального страхования, фонд, страховщик) обратилось в Арбитражный суд Тамбовской области с заявлением о взыскании с муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения Детский сад комбинированного вида N 3 "Хрустальный башмачок" (далее - детский сад "Хрустальный башмачок", детский сад, страхователь) задолженности в сумме 2 852,01 руб., в том числе 2 668 руб. - по страховым взносам на обязательное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством; 184,01 руб. - по страховым взносам на обязательное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.
Данное дело было принято Арбитражным судом Тамбовской области к рассмотрению в порядке упрощенного производства по основанию, предусмотренному пунктом 5 части 1 статьи 227 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - Арбитражный процессуальный кодекс).
Определением Арбитражного суда Тамбовской области от 08.04.2015 суд перешел к рассмотрению дела по общим правилам административного судопроизводства.
Решением Арбитражного суда Тамбовской области от 29.05.2015 в удовлетворении заявленных требований фонду было отказано.
Не согласившись с состоявшимся судебным актом, Фонд социального страхования обратился с настоящей апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение суда первой инстанции как принятое с нарушением норм материального и процессуального права, а также при несоответствии выводов суда фактическим обстоятельствам дела.
В обоснование апелляционной жалобы фонд указывает на то, что суммы единовременных выплат воспитателям - победителям конкурса "Лучший воспитатель Тамбовской области" являются стимулирующими и подлежат обложению страховыми взносами в общеустановленном порядке.
Так, отделение Фонда указывает, что объектом обложения страховыми взносами на основании части 1 статьи 7 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования" (далее - Федеральный закон от 24.07.2009 N 212-ФЗ, Закон N 212-ФЗ) являются все выплаты в пользу работников в денежной и натуральной форма, производимые работодателем в рамках трудовых отношений, в том числе, как предусмотренных трудовым договором, так и не предусмотренных им, но производимых в связи с наличием трудовых отношений между работником и работодателем.
По мнению учреждения, к указанным выплатам относятся все выплаты (за исключением сумм, поименованных в статье 9 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ), производимые работодателем в пользу работников, то есть производимые в силу наличия трудовых отношений между ними, а не только выплаты, которые являются непосредственно оплатой за труд.
В представленном суду апелляционной инстанции отзыве детский сад "Хрустальный башмачок" возразил против доводов фонда, ссылаясь на законность и обоснованность обжалуемого судебного акта, а также на отсутствие оснований для отмены или изменения решения суда первой инстанции.
Так, страхователь полагает обоснованным вывод суда области относительно того, что спорные выплаты были произведены за счет специально предусмотренных в областном бюджете денежных средств, не связаны с результатами труда работников и не установлены ни трудовыми, ни коллективным договорами, в связи с чем включению в базу для исчисления страховых взносов не подлежат.
Также страхователь сообщил об изменении своего наименования на основании постановления администрации города Тамбова от 09.04.2015 N 2851, которым из наименования дошкольного учреждения исключены слова "комбинированного типа".
Как следует из данных Единого государственного реестра юридических лиц, 28.04.2015 в сведения, содержащиеся в нем, были внесены изменения, согласно которым наименование дошкольного учреждения указано как "муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение "Детский сад N 3 "Хрустальный башмачок".
В судебное заседание представители Фонда социального страхования и детского сада "Хрустальный башмачок", извещенных надлежащим образом о месте и времени рассмотрения апелляционной жалобы, не явились. При этом и фондом, и страхователем заявлены письменные ходатайства о рассмотрении дела в отсутствие их представителей.
В силу статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - Арбитражный процессуальный кодекс) неявка в судебное заседание надлежащим образом извещенного лица или его представителя не препятствует рассмотрению дела, в связи с чем дело было рассмотрено в отсутствие не явившихся лиц.
Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что решение арбитражного суда первой инстанции надлежит оставить без изменения.
Как следует из материалов дела, Фондом социального страхования в отношении детского сада "Хрустальный башмачок" проведены выездная проверка и документальная выездная проверка по вопросам правильности исчисления, полноты и своевременности уплаты (перечисления) страховых взносов на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, а также начисления, уплаты страховых взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний и расходования этих средств за период с 01.01.2011 по 31.12.2013.
По окончании проверок составлены справка от 11.08.2014 N 496 и акт документальной выездной проверки от 23.09.2014 N 496н/с, рассмотрев которые заместитель управляющего отделением Фонда социального страхования Бабенко Е.В. вынес решение от 15.10.2014 N 496 о привлечении страхователя к ответственности по статье 19 Федерального закона от 24.07.1998 N 125-ФЗ "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний" (далее - Федеральный закон от 24.07.1998 N 125-ФЗ) в виде штрафа в сумме 37,62 руб.
Также указанным решением страхователю предложено уплатить недоимку по страховым взносам на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний в сумме 188,09 руб. и начислены пени в сумме 73,51 руб.
Кроме того, по результатам выездной проверки составлены справка от 11.08.2014 N 496, акт выездной проверки от 29.08.2014 N 496с/с и акт выездной проверки от 23.09.2014 N 496, рассмотрев которые также 15.10.2014 заместителем руководителя отделения Фонда социального страхования Бабенко Е.Ю. было вынесено решение N 496 об отказе в привлечении плательщика страховых взносов к ответственности за совершение нарушения законодательства Российской Федерации о страховых взносах, которым установлена недоимка по страховым взносам на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством в сумме 2 727,28 руб., начислены пени в сумме 78,65 руб. и предложено уплатить начисленные суммы.
Также 15.10.2014 заместителем руководителя отделения Фонда социального страхования Бабенко Е.Ю. было принято решение N 496 о непринятии к зачету расходов на выплату страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством в сумме 1 861,21 руб.
06.11.2014 и 15.10.2014 в адрес страхователя были выставлены требования N 496 соответственно на возмещение в срок до 17.11.2014 не принятых к зачету расходов на выплату страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством в сумме 1 861,21 руб. и уплату в срок до 17.11.2014 недоимки по уплате страховых взносов в сумме 2 727,28 руб. и пеней в сумме 78,65 руб.
Во исполнение указанных требований детским садом в бюджет Фонда социального страхования 27.11.2014 были перечислены сумма 1 861,21 руб. в счет не принятых к зачету расходов на цели обязательного социального страхования, сумма 78,65 руб. в счет погашения пени по страховым взносам на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, сумма 37,62 руб. финансовых санкций и сумма 73,51 руб. пени по страховым взносам на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.
Кроме того, страхователем было перечислено 59,28 руб. в счет возмещения расходов, не принятых к учету по страховому обеспечению на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, 4,08 руб. по страховому обеспечению от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.
В связи с неисполнением детским садом "Хрустальный башмачок" направленных ему требований в полном объеме, фонд обратился в Арбитражный суд Тамбовской области с заявлением о взыскании с детского сада задолженности в общей сумме 2 852,01 руб., в том числе, 2 668 руб. - по страховым взносам на обязательное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством; 184,01 руб. - по страховым взносам на обязательное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд области исходил из недоказанности Фондом социального страхования получения работниками выплат, на которые начислены указанные суммы страховых взносов, в рамках трудовых отношений и за счет средств работодателя.
Соглашаясь с данным выводом суда области, апелляционная коллегия исходит из следующего.
На основании пункта "а" части 1 статьи 5 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ страхователи, определяемые в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования, к которым относятся лица, производящие выплаты и иные вознаграждения физическим лицам (в том числе организации, индивидуальные предприниматели), являются плательщиками страховых взносов, обязанными, в силу статьи 18 этого же Закона, своевременно и в полном объеме уплачивать страховые взносы на обязательное страхование.
Сумма страховых взносов, согласно пункту 1 статьи 15 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ, исчисляется и уплачивается страхователями отдельно в каждый государственный внебюджетный фонд.
Статьей 7 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ установлены объекты обложения страховыми взносами для плательщиков страховых взносов, производящих выплаты и иные вознаграждения физическим лицам.
С 01.01.2011 Федеральным законом от 08.12.2010 N 339-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования" и отдельные законодательные акты Российской Федерации" в названную норму внесены изменения, согласно которым объектом обложения страховыми взносами для плательщиков страховых взносов признаются выплаты и иные вознаграждения, начисляемые плательщиками страховых взносов в пользу физических лиц в рамках трудовых отношений и гражданско-правовых договоров, предметом которых является выполнение работ, оказание услуг.
Согласно пункту 1 статьи 8 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ база для начисления страховых взносов для плательщиков страховых взносов, указанных в пунктах "а" и "б" части 1 статьи 5 названного Федерального закона, определяется как сумма выплат и иных вознаграждений, предусмотренных частью 1 статьи 7 названного Федерального закона, начисленных плательщиками страховых взносов за расчетный период в пользу физических лиц, за исключением сумм, указанных в статье 9 Закона N 212-ФЗ.
Таким образом, основанием возникновения у страхователя обязанности по начислению страховых взносов на обязательное социальное страхование является наличие трудовых отношений с физическими лицами, в пользу которых осуществляется страхование.
Понятие трудовых отношений определено в статье 15 Трудового кодекса Российской Федерации (далее - Трудовой кодекс), согласно которой трудовые отношения - это отношения, основанные на соглашении между работником и работодателем о личном выполнении работником за плату трудовой функции (работы по должности в соответствии со штатным расписанием, профессии, специальности с указанием квалификации; конкретного вида поручаемой работнику работы), подчинении работника правилам внутреннего трудового распорядка при обеспечении работодателем условий труда, предусмотренных трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами, трудовым договором.
Трудовые отношения, как это следует из статьи 16 Трудового кодекса, возникают между работником и работодателем на основании трудового договора, заключаемого ими в соответствии с названным Кодексом, а также на основании фактического допущения работника к работе с ведома или по поручению работодателя или его представителя в случае, когда трудовой договор не был надлежащим образом оформлен.
Сторонами трудовых отношений являются работник и работодатель (статья 20 Трудового кодекса).
Под трудовым договором статьей 56 Трудового кодекса понимается соглашение между работодателем и работником, в соответствии с которым работодатель обязуется предоставить работнику работу по обусловленной трудовой функции, обеспечить условия труда, предусмотренные трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами и данным соглашением, своевременно и в полном размере выплачивать работнику заработную плату, а работник обязуется лично выполнять определенную этим соглашением трудовую функцию, соблюдать правила внутреннего трудового распорядка, действующие у данного работодателя.
Взаимосвязанное толкование приведенных норм Трудового кодекса и нормы пункта 1 статьи 7 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ позволяет сделать вывод о том, что под выплатой или вознаграждением, произведенными в рамках трудовых отношений, следует понимать выплаты и вознаграждения, полученные работником от работодателя за выполнение трудовой функции, обусловленной трудовым соглашением (независимо от формы его заключения), определяемые в соответствии с перечисленными в статье 15 Трудового кодекса нормативными правовыми и локальными актами, регулирующими трудовые отношения.
Согласно статье 129 Трудового кодекса заработная плата (оплата труда работника) представляет собой вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и иные выплаты компенсационного характера) и стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты), то есть, заработная плата работников состоит из двух основных частей: непосредственно вознаграждения за труд и выплат компенсационного и стимулирующего характера.
Статья 164 Трудового кодекса под гарантиями понимает средства, способы и условия, с помощью которых обеспечивается осуществление предоставленных работникам прав в области социально-трудовых отношений; под компенсациями - денежные выплаты, установленные в целях возмещения работникам затрат, связанных с исполнением ими трудовых или иных обязанностей, предусмотренных Трудовым кодексом и другими федеральными законами.
Перечень гарантий и компенсаций, предоставляемых работникам в силу действующего законодательства, установлен в статье 165 Трудового кодекса.
На основании статьи 191 Трудового кодекса за добросовестное исполнение трудовых обязанностей работодатель поощряет работников, добросовестно исполняющих трудовые обязанности - объявляет благодарность, выдает премию, награждает ценным подарком, почетной грамотой, представляет к званию лучшего по профессии. Другие виды поощрений работников за труд определяются коллективным договором или правилами внутреннего трудового распорядка, а также уставами и положениями о дисциплине.
Из статьи 132 Трудового кодекса следует, что заработная плата каждого работника зависит от его квалификации, сложности выполняемой работы, количества и качества затраченного труда и максимальным размером не ограничивается.
Статьей 135 Трудового кодекса предусмотрено, что заработная плата работнику устанавливается трудовым договором в соответствии с действующими у данного работодателя системами оплаты труда.
Системы оплаты труда, включая размеры тарифных ставок, окладов (должностных окладов), доплат и надбавок компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, системы доплат и надбавок стимулирующего характера и системы премирования, устанавливаются коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права.
В силу изложенного, в состав выплат и вознаграждений, произведенных в рамках трудовых отношений, подлежат включению все суммы, выплата которых в качестве вознаграждения и поощрения за труд и его результаты предусмотрена законодательством, коллективным договором и иными локальными актами, трудовым договором, включая компенсации и вознаграждения, не перечисленные в статье 9 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ.
Вместе с тем выплаты, производимые работодателем в пользу или в интересах работника не за результаты труда, а по иным основаниям, не могут быть отнесены к выплатам, подлежащим включению в базу для исчисления страховых взносов в порядке, установленном статьей 7 Федерального закона N 212-ФЗ, так как это противоречит правовой природе понятия оплата труда, сформулированному в Трудовом кодексе.
Как установлено судом и следует из материалов дела, в 2011 году сотрудники детского сада "Хрустальный башмачок" приняли участие в областном конкурсе воспитателей Тамбовской области на звание лучшего воспитателя Тамбовской области. По результатам конкурса в число его победителей, получивших звание лучшего воспитателя Тамбовской области, вошли сотрудники детского сада Сергеенко Е.Е., Кульева В.Е., Волосатова Ж.С., Ластовкина Т.В.
В связи с указанным обстоятельством перечисленным сотрудникам было выплачено денежное вознаграждение за победу в конкурсе в общей сумме 92 000 руб. - 23 000 руб. каждому сотруднику.
Выплата вознаграждения предусматривалась постановлением администрации Тамбовской области от 13.08.2010 N 966 "Об утверждении порядка предоставления средств бюджетам муниципальных районов и городских округов области на обеспечение дополнительных мер стимулирования отдельных педагогических работников муниципальных образовательных учреждений, реализующих основную общеобразовательную программу дошкольного образования, на 2010" и аналогичными постановлениями 2011-2012 года, устанавливающими, что лучшим воспитателям по результатам конкурсного отбора выплачивается 400 денежных поощрений в размере 23 000 руб. не позднее 1 ноября текущего года при условии их победы в конкурсе (пункты 2, 6, 7).
Проведение конкурса "Лучший воспитатель Тамбовской области" осуществлялось на основании соответствующего приказа администрации Тамбовской области, ею же было утверждено примерное положение о проведении областного конкурса. Методическое сопровождение организации конкурсов осуществляет управление образования и науки области.
Целью конкурса заявлено привлечение внимания органов государственной власти и местного самоуправления, научной и педагогической общественности, средств массовой информации к проблемам развития дошкольного образования, формирование позитивного общественного мнения о профессии педагога.
Общий региональный список победителей конкурса утверждался соответствующим приказом управления образования и науки области; выписка из приказа доводилась до сведения глав (администраций) городов/районов области.
Приложениями к приказу управления образования и науки администрации Тамбовской области от 21.09.2011 N 2346 "Об итогах проведения областного конкурса "Лучший воспитатель Тамбовской области - 2011" утверждены региональные списки победителей областного конкурса "Лучший воспитатель Тамбовской области" за 2011 год.
Пунктом 2 указанного приказа управления образования и науки администрации Тамбовской области предусмотрено направление средств в бюджеты муниципальных районов (городских округов) для осуществления дополнительных единовременных стимулирующих выплат победителям конкурса до 1 ноября соответствующего года, а также осуществление контроля за целевым использованием выделенных бюджетных средств.
Таким образом, выплата в общей сумме 92 000 руб. (23 000 каждому работнику) была осуществлена не в связи с исполнением работниками своей трудовой функции воспитателя в детском саду "Хрустальный башмачок", а в связи с их участием в конкурсе на звание лучшего воспитателя Тамбовской области и победой в этом конкурсе.
То обстоятельство, что победители конкурса состоят в трудовых отношениях с дошкольным учреждением, не свидетельствует о характере спорных выплат как произведенных в рамках трудовых отношений и подлежащих включению в облагаемую базу для исчисления страховых взносов.
Доказательств, подтверждающих выплату премий воспитателям за счет средств детского сада, выделенных на финансирование его деятельности как дошкольного образовательного учреждения, в материалах дела не имеется.
В указанной связи, учитывая, что в силу статьи 26.3.1 Федерального закона от 06.10.1999 N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" (в редакции, действовавшей в 2011 году) органы государственной власти субъекта Российской Федерации вправе устанавливать за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением финансовых средств, передаваемых из федерального бюджета бюджету субъекта Российской Федерации на осуществление целевых расходов) дополнительные меры социальной поддержки и социальной помощи для отдельных категорий граждан вне зависимости от наличия в федеральных законах положений, устанавливающих указанное право, и материалами дела доказан факт выплаты победителям конкурса на звание лучшего воспитателя Тамбовской области в 2011 году единовременных поощрительных выплат за счет целевых бюджетных средств Тамбовской области на основании соответствующих нормативных правовых актов Тамбовской области не в связи с осуществлением ими конкретной трудовой деятельности в дошкольном учреждении, а в связи с реализацией социально-педагогических программ субъекта Российской Федерации, финансируемых из его бюджета, апелляционная коллегия полагает обоснованным вывод суда области о том, что спорные выплаты не подлежат включению в облагаемую базу для начисления страховых взносов на обязательное социальное страхование.
Следовательно, у фонда не имелось оснований для доначисления страхователю страховых взносов на обязательное социальное страхование в сумме 2 852,01 руб., в том числе: 2 668 руб. - по страховым взносам на обязательное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством; 184,01 руб. - по страховым взносам на обязательное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний с единовременных выплат воспитателям - победителям конкурса на звание лучшего воспитателя Тамбовской области.
Довод о том, что спорные выплаты не входят в перечень выплат, предусмотренных статьей 9 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ, не имеет правового значения в рассматриваемом споре, поскольку указанной нормой предусмотрено исключение из общего правила, позволяющее не учитывать приведенные выплаты, признающиеся объектом обложения страховыми взносами, при определении облагаемой базы, тогда как в рассматриваемом случае спорные выплаты изначально не относятся к объекту обложения страховыми взносами в соответствии со статьей 7 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ.
В соответствии с частью 1 статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений. Обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для принятия государственными органами, органами местного самоуправления, иными органами, должностными лицами оспариваемых актов, решений, совершения действий (бездействия), возлагается на соответствующие орган или должностное лицо.
Частью 4 статьи 215 Арбитражного процессуального кодекса предусмотрено, что обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для взыскания обязательных платежей и санкций, возлагается на заявителя.
В нарушение указанных норм фондом не представлено достоверных и достаточных доказательств правомерности взыскания страховых взносов.
Следовательно, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что требования фонда о взыскании страховых взносов на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, страховых взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний удовлетворению не подлежали.
Убедительных доводов, основанных на доказательственной базе, и опровергающих выводы суда первой инстанции апелляционная жалоба не содержит, в силу чего удовлетворению не подлежит.
Обстоятельства рассматриваемого дела установлены судом области верно. Выводы, сделанные судом, соответствуют фактическим обстоятельствам дела.
Суд первой инстанции правильно применил нормы материального права и не допустил нарушений норм процессуального права, влекущих отмену судебного акта (часть 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса).
Вопрос о взыскании государственной пошлины судом не решается, так как соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации (в редакции Федерального закона от 25.12.2008 N 281-ФЗ) государственные органы, органы местного самоуправления, выступающие по делам, рассматриваемым в арбитражных судах, в качестве истцов или ответчиков освобождаются от уплаты государственной пошлины по этим делам.
Руководствуясь статьями 16, 17, 110, 112, 258, 266 - 268, пунктом 1 статьи 269, статьями 270, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
постановил:
Решение Арбитражного суда Тамбовской области от 29.05.2015 по делу N А64-635/2015 оставить без изменения, а апелляционную жалобу государственного учреждения - Тамбовского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в Арбитражный суд Центрального округа в течение двух месяцев через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий судья
Т.Л.МИХАЙЛОВА
Судьи
Н.А.ОЛЬШАНСКАЯ
М.Б.ОСИПОВА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DAYWORK.RU | Кадровая служба предприятия" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ДЕВЯТНАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 27.07.2015 ПО ДЕЛУ N А64-635/2015
Разделы:Трудовые отношения
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ДЕВЯТНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 27 июля 2015 г. по делу N А64-635/2015
Резолютивная часть постановления объявлена 21 июля 2015 года
Полный текст постановления изготовлен 27 июля 2015 года
Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Михайловой Т.Л.,
судей: Ольшанской Н.А.,
Осиповой М.Б.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Бутыриной Е.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу государственного учреждения - Тамбовского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации на решение Арбитражного суда Тамбовской области от 29.05.2015 по делу N А64-635/2015 (судья Копырюлин А.Н.), принятое по заявлению государственного учреждения - Тамбовского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации к муниципальному бюджетному дошкольному образовательному учреждению Детский сад комбинированного вида N 3 "Хрустальный башмачок" (ОГРН 1036894109592, ИНН 6833010639) о взыскании 2 852,01 руб.,
при участии в судебном заседании:
- от государственного учреждения - Тамбовского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации - представители не явились, надлежаще извещено;
- от муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения "Детский сад N 3 "Хрустальный башмачок" - представители не явились, надлежаще извещено,
установил:
Государственное учреждение - Тамбовское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации (далее - Фонд социального страхования, фонд, страховщик) обратилось в Арбитражный суд Тамбовской области с заявлением о взыскании с муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения Детский сад комбинированного вида N 3 "Хрустальный башмачок" (далее - детский сад "Хрустальный башмачок", детский сад, страхователь) задолженности в сумме 2 852,01 руб., в том числе 2 668 руб. - по страховым взносам на обязательное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством; 184,01 руб. - по страховым взносам на обязательное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.
Данное дело было принято Арбитражным судом Тамбовской области к рассмотрению в порядке упрощенного производства по основанию, предусмотренному пунктом 5 части 1 статьи 227 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - Арбитражный процессуальный кодекс).
Определением Арбитражного суда Тамбовской области от 08.04.2015 суд перешел к рассмотрению дела по общим правилам административного судопроизводства.
Решением Арбитражного суда Тамбовской области от 29.05.2015 в удовлетворении заявленных требований фонду было отказано.
Не согласившись с состоявшимся судебным актом, Фонд социального страхования обратился с настоящей апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение суда первой инстанции как принятое с нарушением норм материального и процессуального права, а также при несоответствии выводов суда фактическим обстоятельствам дела.
В обоснование апелляционной жалобы фонд указывает на то, что суммы единовременных выплат воспитателям - победителям конкурса "Лучший воспитатель Тамбовской области" являются стимулирующими и подлежат обложению страховыми взносами в общеустановленном порядке.
Так, отделение Фонда указывает, что объектом обложения страховыми взносами на основании части 1 статьи 7 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования" (далее - Федеральный закон от 24.07.2009 N 212-ФЗ, Закон N 212-ФЗ) являются все выплаты в пользу работников в денежной и натуральной форма, производимые работодателем в рамках трудовых отношений, в том числе, как предусмотренных трудовым договором, так и не предусмотренных им, но производимых в связи с наличием трудовых отношений между работником и работодателем.
По мнению учреждения, к указанным выплатам относятся все выплаты (за исключением сумм, поименованных в статье 9 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ), производимые работодателем в пользу работников, то есть производимые в силу наличия трудовых отношений между ними, а не только выплаты, которые являются непосредственно оплатой за труд.
В представленном суду апелляционной инстанции отзыве детский сад "Хрустальный башмачок" возразил против доводов фонда, ссылаясь на законность и обоснованность обжалуемого судебного акта, а также на отсутствие оснований для отмены или изменения решения суда первой инстанции.
Так, страхователь полагает обоснованным вывод суда области относительно того, что спорные выплаты были произведены за счет специально предусмотренных в областном бюджете денежных средств, не связаны с результатами труда работников и не установлены ни трудовыми, ни коллективным договорами, в связи с чем включению в базу для исчисления страховых взносов не подлежат.
Также страхователь сообщил об изменении своего наименования на основании постановления администрации города Тамбова от 09.04.2015 N 2851, которым из наименования дошкольного учреждения исключены слова "комбинированного типа".
Как следует из данных Единого государственного реестра юридических лиц, 28.04.2015 в сведения, содержащиеся в нем, были внесены изменения, согласно которым наименование дошкольного учреждения указано как "муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение "Детский сад N 3 "Хрустальный башмачок".
В судебное заседание представители Фонда социального страхования и детского сада "Хрустальный башмачок", извещенных надлежащим образом о месте и времени рассмотрения апелляционной жалобы, не явились. При этом и фондом, и страхователем заявлены письменные ходатайства о рассмотрении дела в отсутствие их представителей.
В силу статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - Арбитражный процессуальный кодекс) неявка в судебное заседание надлежащим образом извещенного лица или его представителя не препятствует рассмотрению дела, в связи с чем дело было рассмотрено в отсутствие не явившихся лиц.
Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что решение арбитражного суда первой инстанции надлежит оставить без изменения.
Как следует из материалов дела, Фондом социального страхования в отношении детского сада "Хрустальный башмачок" проведены выездная проверка и документальная выездная проверка по вопросам правильности исчисления, полноты и своевременности уплаты (перечисления) страховых взносов на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, а также начисления, уплаты страховых взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний и расходования этих средств за период с 01.01.2011 по 31.12.2013.
По окончании проверок составлены справка от 11.08.2014 N 496 и акт документальной выездной проверки от 23.09.2014 N 496н/с, рассмотрев которые заместитель управляющего отделением Фонда социального страхования Бабенко Е.В. вынес решение от 15.10.2014 N 496 о привлечении страхователя к ответственности по статье 19 Федерального закона от 24.07.1998 N 125-ФЗ "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний" (далее - Федеральный закон от 24.07.1998 N 125-ФЗ) в виде штрафа в сумме 37,62 руб.
Также указанным решением страхователю предложено уплатить недоимку по страховым взносам на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний в сумме 188,09 руб. и начислены пени в сумме 73,51 руб.
Кроме того, по результатам выездной проверки составлены справка от 11.08.2014 N 496, акт выездной проверки от 29.08.2014 N 496с/с и акт выездной проверки от 23.09.2014 N 496, рассмотрев которые также 15.10.2014 заместителем руководителя отделения Фонда социального страхования Бабенко Е.Ю. было вынесено решение N 496 об отказе в привлечении плательщика страховых взносов к ответственности за совершение нарушения законодательства Российской Федерации о страховых взносах, которым установлена недоимка по страховым взносам на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством в сумме 2 727,28 руб., начислены пени в сумме 78,65 руб. и предложено уплатить начисленные суммы.
Также 15.10.2014 заместителем руководителя отделения Фонда социального страхования Бабенко Е.Ю. было принято решение N 496 о непринятии к зачету расходов на выплату страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством в сумме 1 861,21 руб.
06.11.2014 и 15.10.2014 в адрес страхователя были выставлены требования N 496 соответственно на возмещение в срок до 17.11.2014 не принятых к зачету расходов на выплату страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством в сумме 1 861,21 руб. и уплату в срок до 17.11.2014 недоимки по уплате страховых взносов в сумме 2 727,28 руб. и пеней в сумме 78,65 руб.
Во исполнение указанных требований детским садом в бюджет Фонда социального страхования 27.11.2014 были перечислены сумма 1 861,21 руб. в счет не принятых к зачету расходов на цели обязательного социального страхования, сумма 78,65 руб. в счет погашения пени по страховым взносам на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, сумма 37,62 руб. финансовых санкций и сумма 73,51 руб. пени по страховым взносам на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.
Кроме того, страхователем было перечислено 59,28 руб. в счет возмещения расходов, не принятых к учету по страховому обеспечению на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, 4,08 руб. по страховому обеспечению от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.
В связи с неисполнением детским садом "Хрустальный башмачок" направленных ему требований в полном объеме, фонд обратился в Арбитражный суд Тамбовской области с заявлением о взыскании с детского сада задолженности в общей сумме 2 852,01 руб., в том числе, 2 668 руб. - по страховым взносам на обязательное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством; 184,01 руб. - по страховым взносам на обязательное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд области исходил из недоказанности Фондом социального страхования получения работниками выплат, на которые начислены указанные суммы страховых взносов, в рамках трудовых отношений и за счет средств работодателя.
Соглашаясь с данным выводом суда области, апелляционная коллегия исходит из следующего.
На основании пункта "а" части 1 статьи 5 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ страхователи, определяемые в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования, к которым относятся лица, производящие выплаты и иные вознаграждения физическим лицам (в том числе организации, индивидуальные предприниматели), являются плательщиками страховых взносов, обязанными, в силу статьи 18 этого же Закона, своевременно и в полном объеме уплачивать страховые взносы на обязательное страхование.
Сумма страховых взносов, согласно пункту 1 статьи 15 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ, исчисляется и уплачивается страхователями отдельно в каждый государственный внебюджетный фонд.
Статьей 7 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ установлены объекты обложения страховыми взносами для плательщиков страховых взносов, производящих выплаты и иные вознаграждения физическим лицам.
С 01.01.2011 Федеральным законом от 08.12.2010 N 339-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования" и отдельные законодательные акты Российской Федерации" в названную норму внесены изменения, согласно которым объектом обложения страховыми взносами для плательщиков страховых взносов признаются выплаты и иные вознаграждения, начисляемые плательщиками страховых взносов в пользу физических лиц в рамках трудовых отношений и гражданско-правовых договоров, предметом которых является выполнение работ, оказание услуг.
Согласно пункту 1 статьи 8 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ база для начисления страховых взносов для плательщиков страховых взносов, указанных в пунктах "а" и "б" части 1 статьи 5 названного Федерального закона, определяется как сумма выплат и иных вознаграждений, предусмотренных частью 1 статьи 7 названного Федерального закона, начисленных плательщиками страховых взносов за расчетный период в пользу физических лиц, за исключением сумм, указанных в статье 9 Закона N 212-ФЗ.
Таким образом, основанием возникновения у страхователя обязанности по начислению страховых взносов на обязательное социальное страхование является наличие трудовых отношений с физическими лицами, в пользу которых осуществляется страхование.
Понятие трудовых отношений определено в статье 15 Трудового кодекса Российской Федерации (далее - Трудовой кодекс), согласно которой трудовые отношения - это отношения, основанные на соглашении между работником и работодателем о личном выполнении работником за плату трудовой функции (работы по должности в соответствии со штатным расписанием, профессии, специальности с указанием квалификации; конкретного вида поручаемой работнику работы), подчинении работника правилам внутреннего трудового распорядка при обеспечении работодателем условий труда, предусмотренных трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами, трудовым договором.
Трудовые отношения, как это следует из статьи 16 Трудового кодекса, возникают между работником и работодателем на основании трудового договора, заключаемого ими в соответствии с названным Кодексом, а также на основании фактического допущения работника к работе с ведома или по поручению работодателя или его представителя в случае, когда трудовой договор не был надлежащим образом оформлен.
Сторонами трудовых отношений являются работник и работодатель (статья 20 Трудового кодекса).
Под трудовым договором статьей 56 Трудового кодекса понимается соглашение между работодателем и работником, в соответствии с которым работодатель обязуется предоставить работнику работу по обусловленной трудовой функции, обеспечить условия труда, предусмотренные трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами и данным соглашением, своевременно и в полном размере выплачивать работнику заработную плату, а работник обязуется лично выполнять определенную этим соглашением трудовую функцию, соблюдать правила внутреннего трудового распорядка, действующие у данного работодателя.
Взаимосвязанное толкование приведенных норм Трудового кодекса и нормы пункта 1 статьи 7 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ позволяет сделать вывод о том, что под выплатой или вознаграждением, произведенными в рамках трудовых отношений, следует понимать выплаты и вознаграждения, полученные работником от работодателя за выполнение трудовой функции, обусловленной трудовым соглашением (независимо от формы его заключения), определяемые в соответствии с перечисленными в статье 15 Трудового кодекса нормативными правовыми и локальными актами, регулирующими трудовые отношения.
Согласно статье 129 Трудового кодекса заработная плата (оплата труда работника) представляет собой вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и иные выплаты компенсационного характера) и стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты), то есть, заработная плата работников состоит из двух основных частей: непосредственно вознаграждения за труд и выплат компенсационного и стимулирующего характера.
Статья 164 Трудового кодекса под гарантиями понимает средства, способы и условия, с помощью которых обеспечивается осуществление предоставленных работникам прав в области социально-трудовых отношений; под компенсациями - денежные выплаты, установленные в целях возмещения работникам затрат, связанных с исполнением ими трудовых или иных обязанностей, предусмотренных Трудовым кодексом и другими федеральными законами.
Перечень гарантий и компенсаций, предоставляемых работникам в силу действующего законодательства, установлен в статье 165 Трудового кодекса.
На основании статьи 191 Трудового кодекса за добросовестное исполнение трудовых обязанностей работодатель поощряет работников, добросовестно исполняющих трудовые обязанности - объявляет благодарность, выдает премию, награждает ценным подарком, почетной грамотой, представляет к званию лучшего по профессии. Другие виды поощрений работников за труд определяются коллективным договором или правилами внутреннего трудового распорядка, а также уставами и положениями о дисциплине.
Из статьи 132 Трудового кодекса следует, что заработная плата каждого работника зависит от его квалификации, сложности выполняемой работы, количества и качества затраченного труда и максимальным размером не ограничивается.
Статьей 135 Трудового кодекса предусмотрено, что заработная плата работнику устанавливается трудовым договором в соответствии с действующими у данного работодателя системами оплаты труда.
Системы оплаты труда, включая размеры тарифных ставок, окладов (должностных окладов), доплат и надбавок компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, системы доплат и надбавок стимулирующего характера и системы премирования, устанавливаются коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права.
В силу изложенного, в состав выплат и вознаграждений, произведенных в рамках трудовых отношений, подлежат включению все суммы, выплата которых в качестве вознаграждения и поощрения за труд и его результаты предусмотрена законодательством, коллективным договором и иными локальными актами, трудовым договором, включая компенсации и вознаграждения, не перечисленные в статье 9 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ.
Вместе с тем выплаты, производимые работодателем в пользу или в интересах работника не за результаты труда, а по иным основаниям, не могут быть отнесены к выплатам, подлежащим включению в базу для исчисления страховых взносов в порядке, установленном статьей 7 Федерального закона N 212-ФЗ, так как это противоречит правовой природе понятия оплата труда, сформулированному в Трудовом кодексе.
Как установлено судом и следует из материалов дела, в 2011 году сотрудники детского сада "Хрустальный башмачок" приняли участие в областном конкурсе воспитателей Тамбовской области на звание лучшего воспитателя Тамбовской области. По результатам конкурса в число его победителей, получивших звание лучшего воспитателя Тамбовской области, вошли сотрудники детского сада Сергеенко Е.Е., Кульева В.Е., Волосатова Ж.С., Ластовкина Т.В.
В связи с указанным обстоятельством перечисленным сотрудникам было выплачено денежное вознаграждение за победу в конкурсе в общей сумме 92 000 руб. - 23 000 руб. каждому сотруднику.
Выплата вознаграждения предусматривалась постановлением администрации Тамбовской области от 13.08.2010 N 966 "Об утверждении порядка предоставления средств бюджетам муниципальных районов и городских округов области на обеспечение дополнительных мер стимулирования отдельных педагогических работников муниципальных образовательных учреждений, реализующих основную общеобразовательную программу дошкольного образования, на 2010" и аналогичными постановлениями 2011-2012 года, устанавливающими, что лучшим воспитателям по результатам конкурсного отбора выплачивается 400 денежных поощрений в размере 23 000 руб. не позднее 1 ноября текущего года при условии их победы в конкурсе (пункты 2, 6, 7).
Проведение конкурса "Лучший воспитатель Тамбовской области" осуществлялось на основании соответствующего приказа администрации Тамбовской области, ею же было утверждено примерное положение о проведении областного конкурса. Методическое сопровождение организации конкурсов осуществляет управление образования и науки области.
Целью конкурса заявлено привлечение внимания органов государственной власти и местного самоуправления, научной и педагогической общественности, средств массовой информации к проблемам развития дошкольного образования, формирование позитивного общественного мнения о профессии педагога.
Общий региональный список победителей конкурса утверждался соответствующим приказом управления образования и науки области; выписка из приказа доводилась до сведения глав (администраций) городов/районов области.
Приложениями к приказу управления образования и науки администрации Тамбовской области от 21.09.2011 N 2346 "Об итогах проведения областного конкурса "Лучший воспитатель Тамбовской области - 2011" утверждены региональные списки победителей областного конкурса "Лучший воспитатель Тамбовской области" за 2011 год.
Пунктом 2 указанного приказа управления образования и науки администрации Тамбовской области предусмотрено направление средств в бюджеты муниципальных районов (городских округов) для осуществления дополнительных единовременных стимулирующих выплат победителям конкурса до 1 ноября соответствующего года, а также осуществление контроля за целевым использованием выделенных бюджетных средств.
Таким образом, выплата в общей сумме 92 000 руб. (23 000 каждому работнику) была осуществлена не в связи с исполнением работниками своей трудовой функции воспитателя в детском саду "Хрустальный башмачок", а в связи с их участием в конкурсе на звание лучшего воспитателя Тамбовской области и победой в этом конкурсе.
То обстоятельство, что победители конкурса состоят в трудовых отношениях с дошкольным учреждением, не свидетельствует о характере спорных выплат как произведенных в рамках трудовых отношений и подлежащих включению в облагаемую базу для исчисления страховых взносов.
Доказательств, подтверждающих выплату премий воспитателям за счет средств детского сада, выделенных на финансирование его деятельности как дошкольного образовательного учреждения, в материалах дела не имеется.
В указанной связи, учитывая, что в силу статьи 26.3.1 Федерального закона от 06.10.1999 N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" (в редакции, действовавшей в 2011 году) органы государственной власти субъекта Российской Федерации вправе устанавливать за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением финансовых средств, передаваемых из федерального бюджета бюджету субъекта Российской Федерации на осуществление целевых расходов) дополнительные меры социальной поддержки и социальной помощи для отдельных категорий граждан вне зависимости от наличия в федеральных законах положений, устанавливающих указанное право, и материалами дела доказан факт выплаты победителям конкурса на звание лучшего воспитателя Тамбовской области в 2011 году единовременных поощрительных выплат за счет целевых бюджетных средств Тамбовской области на основании соответствующих нормативных правовых актов Тамбовской области не в связи с осуществлением ими конкретной трудовой деятельности в дошкольном учреждении, а в связи с реализацией социально-педагогических программ субъекта Российской Федерации, финансируемых из его бюджета, апелляционная коллегия полагает обоснованным вывод суда области о том, что спорные выплаты не подлежат включению в облагаемую базу для начисления страховых взносов на обязательное социальное страхование.
Следовательно, у фонда не имелось оснований для доначисления страхователю страховых взносов на обязательное социальное страхование в сумме 2 852,01 руб., в том числе: 2 668 руб. - по страховым взносам на обязательное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством; 184,01 руб. - по страховым взносам на обязательное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний с единовременных выплат воспитателям - победителям конкурса на звание лучшего воспитателя Тамбовской области.
Довод о том, что спорные выплаты не входят в перечень выплат, предусмотренных статьей 9 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ, не имеет правового значения в рассматриваемом споре, поскольку указанной нормой предусмотрено исключение из общего правила, позволяющее не учитывать приведенные выплаты, признающиеся объектом обложения страховыми взносами, при определении облагаемой базы, тогда как в рассматриваемом случае спорные выплаты изначально не относятся к объекту обложения страховыми взносами в соответствии со статьей 7 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ.
В соответствии с частью 1 статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений. Обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для принятия государственными органами, органами местного самоуправления, иными органами, должностными лицами оспариваемых актов, решений, совершения действий (бездействия), возлагается на соответствующие орган или должностное лицо.
Частью 4 статьи 215 Арбитражного процессуального кодекса предусмотрено, что обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для взыскания обязательных платежей и санкций, возлагается на заявителя.
В нарушение указанных норм фондом не представлено достоверных и достаточных доказательств правомерности взыскания страховых взносов.
Следовательно, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что требования фонда о взыскании страховых взносов на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, страховых взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний удовлетворению не подлежали.
Убедительных доводов, основанных на доказательственной базе, и опровергающих выводы суда первой инстанции апелляционная жалоба не содержит, в силу чего удовлетворению не подлежит.
Обстоятельства рассматриваемого дела установлены судом области верно. Выводы, сделанные судом, соответствуют фактическим обстоятельствам дела.
Суд первой инстанции правильно применил нормы материального права и не допустил нарушений норм процессуального права, влекущих отмену судебного акта (часть 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса).
Вопрос о взыскании государственной пошлины судом не решается, так как соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации (в редакции Федерального закона от 25.12.2008 N 281-ФЗ) государственные органы, органы местного самоуправления, выступающие по делам, рассматриваемым в арбитражных судах, в качестве истцов или ответчиков освобождаются от уплаты государственной пошлины по этим делам.
Руководствуясь статьями 16, 17, 110, 112, 258, 266 - 268, пунктом 1 статьи 269, статьями 270, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
постановил:
Решение Арбитражного суда Тамбовской области от 29.05.2015 по делу N А64-635/2015 оставить без изменения, а апелляционную жалобу государственного учреждения - Тамбовского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в Арбитражный суд Центрального округа в течение двух месяцев через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий судья
Т.Л.МИХАЙЛОВА
Судьи
Н.А.ОЛЬШАНСКАЯ
М.Б.ОСИПОВА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DAYWORK.RU | Кадровая служба предприятия" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)