Судебные решения, арбитраж

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ ОРЕНБУРГСКОГО ОБЛАСТНОГО СУДА ОТ 22.01.2015 ПО ДЕЛУ N 33-283/2015, 33-8284/2014

Требование: О признании незаконными действий органа местного самоуправления, отдельных положений трудового договора.

Разделы:
Должностная инструкция; Документирование трудовых отношений
Обстоятельства: Истец ссылается на то, что требовать муниципального служащего исполнять трудовые обязанности сверх тех, которые установлены трудовым договором и должностной инструкцией, недопустимо и незаконно.
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ОРЕНБУРГСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 22 января 2015 г. по делу N 33-283/2015, 33-8284/2014


Судья Галегузова С.Ю.

Судебная коллегия по гражданским делам Оренбургского областного суда в составе:
председательствующего судьи Сенякина И.И.,
судей Малкова А.И. и Федотовой Е.В.,
при секретаре Р.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционные жалобы П. и ее представителя К. на решение Первомайского районного суда Оренбургской области от 31 октября 2014 года по гражданскому делу по иску П. к администрации МО Ленинский сельсовет Первомайского района о признании незаконными действий администрации Ленинского сельсовета в сфере трудовых правоотношений и о признании незаконными отдельных положений трудового договора, заслушав доклад судьи Сенякина И.И., оценив доводы апелляционной жалобы и письменных возражений на нее, рассмотрев материалы дела в пределах этих доводов судебная коллегия

установила:

П. обратилась в суд с названным выше иском указав, что с 01 января 2006 года администрация МО Ленинский сельсовет Первомайского района заключила с ней трудовой договор, согласно которому она назначена на должность муниципальной службы специалиста 2 категории по планированию и отчетности (бухгалтером) администрации МО Ленинский сельсовет Первомайского района.
Указывала, что п. 1.5 трудового договора содержит указания на ее должностные обязанности. Одновременно п. 1.20 трудового договора устанавливает право администрации, как одной из сторон договора, требовать об бухгалтера исполнения им обязанностей, предусмотренных должностной инструкцией и распоряжением главы сельсовета, а п. 1.21 данного договора налагает на администрацию, в том числе обязанность предоставить бухгалтеру работу, обусловленную трудовым договором.
Согласно ч. 2 ст. 21 Трудового кодекса Российской Федерации она как работник обязана исполнять свои трудовые обязанности, возложенные на нее трудовым договором.
Статья 60 Трудового кодекса Российской Федерации запрещает требовать от работника выполнения работы, не обусловленной трудовым договором, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом и иными федеральными законами.
Из данных положений следует, что должностные обязанности должны быть указаны в трудовом договоре. Однако, права и обязанности работника, наряду с трудовым договором могут определяться должностной инструкцией.
Указывала, что ее должностные обязанности закреплялись в должностной инструкции специалиста 2 категории по планированию и отчетности, утвержденной распоряжением глав МО Ленинский сельсовет Первомайского района.
Таким образом, ссылалась, что действующее федеральное и региональное законодательство констатирует, что круг должностных обязанностей муниципального служащего должен быть определен и конкретизирован в двух документах - трудовом договоре и должностной инструкции, а требовать с муниципального служащего исполнять трудовые обязанности сверх тех, которые установлены трудовым договором и должностной инструкцией - недопустимо и незаконно.
Несмотря на изложенное, с 01 января 2012 года глава администрации МО Ленинский сельсовет Первомайского района в устном порядке обязал ее выполнять функции бухгалтерского обслуживания МБДОУ "***". При этом ответчик сослался на то, что им был заключен некий договор о бесплатном бухгалтерском обслуживании детского сада.
Полагала, что никакие договоры работодателя с третьими лицами не могут определять обязанности лица, не являющегося стороной договора, что вытекает из самого определения договора, как добровольного волеизъявления лиц, его подписавших. Никакие договоры работодателя с кем бы то ни было, не могут возлагать на работника - муниципального служащего - дополнительные обязанности, не предусмотренные трудовым договором и должностной инструкцией. Права и обязанности сторон трудового договора определяются соглашением между работодателем и работником, а не между работодателем и сторонними юридическими лицами.
С января 2012 года по настоящее время она осуществляла обязанности по бухгалтерскому обслуживанию стороннего юридического лица, не являющегося органом местного самоуправления, сверх трудовой функции, обусловленной ее трудовым договором и должностной инструкцией.
Считала, что действия администрации, возложившей на нее такие обязанности, являются незаконными.
Кроме того указывала, что согласно п. 1.3 трудового договора, заключенного между ней и ответчиком 01 января 2006 года, бухгалтер не может занимать иные оплачиваемые должности в государственных или общественных органах, а также на других предприятиях, в учреждениях и организациях.
Полагала, что данный пункт трудового договора носит явно дискриминационный характер, так как ухудшает положение муниципального служащего относительно прав, предоставленных ему федеральным и региональным законодательством.
Законодательство предоставляет право муниципальному служащему выполнять иную оплачиваемую работу при соблюдении ряда условий (под условиями), тогда как нормой, содержащейся в трудовом договоре, наложен полный (исключительный) запрет.
Так применительно к п. 1.3 трудового договора дискриминация имеет место путем установления прямого запрета на иную работу (всякое исключение) результатом чего является нарушение равенства возможностей. О нарушении равенства возможностей свидетельствует то, что все иные муниципальные служащие, за исключением нее, имеют право выполнять иную оплачиваемую работу, при соблюдении ряда условия, а она нет.
Таким образом, полагала, что положения п. 1.3 трудового договора грубо нарушают ее конституционные права и являются не чем иным, как дискриминацией в области труда, просила суд признать незаконными действия администрации МО Ленинский сельсовет Первомайского района в период с 01 января 2012 года по настоящее время, выразившиеся в понуждении ее, как специалиста 2 категории по планированию и отчетности (бухгалтера) администрации МО Ленинский сельсовет Первомайского района, выполнять работу, не обусловленную (не соответствующую) трудовому договору и должностной инструкции, по бухгалтерскому обслуживанию МБДОУ "***", а также признать незаконным п. 1.3 трудового договора от 01 января 2006 года, заключенного между ней и администрацией МО Ленинский сельсовет Первомайского района в части того, что "бухгалтер не может занимать иные оплачиваемые должности в государственных или общественных органах. А также других предприятиях, в учреждениях и организациях".
Истец П., представитель ответчика администрации МО Ленинский сельсовет Первомайского района, представитель третьего лица администрации Первомайского района, в судебное заседание не явились, о дне и времени рассмотрения дела извещались судом надлежащим образом,
Представитель истца К. исковые требования поддержал.
Суд постановил решение, которым в удовлетворении исковых требований П. отказал.
В апелляционной жалобе П., ссылаясь на неправильное применение судом норм материального и процессуального права, просит решение суда отменить и принять по делу новое решение, которым исковые требования удовлетворить.
Администрацией Первомайского района представлены возражения на апелляционную жалобу, согласно которым решение суда является законным и обоснованным.
В судебное заседание суда апелляционной инстанции лица, участвующие в деле не явились, извещены надлежащим образом, с учетом положений ст. 167 и ст. 327 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия пришла к выводу о возможности рассмотреть дело в их отсутствие.
В силу ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, письменных возражений на нее, судебная коллегия приходит к следующему.
Как следует из материалов дела, распоряжением главы администрации МО Ленинский сельсовет Первомайского района N 3 от 01 января 2006 года П. принята в порядке перевода на должность специалиста 2 категории по планированию и отчетности администрации МО Ленинский сельсовет Первомайского района.
01 января 2006 года с П. был заключен трудовой договор, согласно которому она назначена на должность специалиста 2 категории по планированию и отчетности (бухгалтера) администрации МО Ленинский сельсовет Первомайского района.
Администрация МО Ленинский сельсовет Первомайского района является основным местом работы бухгалтера (п. 1.3 трудового договора) и обязана предоставить бухгалтеру работу, обусловленную настоящим договором (п. 1.21 трудового договора).
Как следует из п. 1.5 трудового договора бухгалтер обязан обеспечить: точный учет результатов финансово-хозяйственной деятельности администрации в соответствии с установленными правилами; полный учет поступающих денежных средств, ценных бумаг, товарно-материальных ценностей и основных средств, а также своевременное отражение в бухгалтерском учете операций, связанных с их движением; достоверный учет исполнения смет расходов реализации услуг, составление отчетов о результатах оборота финансовых средств; правильное начисление и своевременную оплату налогов и других платежей в бюджеты, взносов на государственное социальное страхование, средств на финансирование капитальных вложений, погашение в установленные сроки задолженности банкам и иным кредиторам по ссудам, отчисление средств; проверку организации учета и отчетности в администрации, своевременный инструктаж подчиненных сотрудников по вопросам бухгалтерского учета, контроля, отчетности и финансово-экономического анализа; контроль за составлением достоверной бухгалтерской отчетности на основе первичных документов и бухгалтерских записей, обеспечение своевременного представления отчетности; сохранность бухгалтерских документов, своевременное оформление и передачу их в архив. Конкретные служебные обязанности бухгалтера определяются в соответствии с правилами, установленными его должностной инструкцией.
Кроме того п. 1.4 трудового договора содержит ссылку на то, что исполнение бухгалтером своих обязанностей осуществляется также в сферах установленных приказами и распоряжениями главы сельсовета.
В силу п. 1.20 трудового договора администрация МО Ленинский сельсовет Первомайского района вправе требовать от бухгалтера исполнения им обязанностей, предусмотренных должностной инструкцией и распоряжением главы сельсовета.
Согласно должностной инструкции, утвержденной распоряжением главы администрации МО Ленинский сельсовет Первомайского района от 30 сентября 2013 года N 23, специалист 2 категории по планированию и отчетности (бухгалтера) является муниципальным служащим, на которого возложены функции по обеспечению контроля за отражением на счетах бухгалтерского учета и налоговом учете всех осуществленных хозяйственных операций, предоставление оперативной информации о финансовом состоянии организации.
В силу ст. 3 указанной должностной инструкции специалист 2 категории администрации МО Ленинский сельсовет Первомайского района исполняет обязанности, предусмотренные ст. 12 Федерального закона от 02 марта 2007 года N 25-ФЗ "О муниципальной службе в Российской Федерации" и ст. 9 Закона Оренбургской области от 10 октября 2007 года "О муниципальной службе в Оренбургской области".
Кроме того, согласно должностной инструкции специалист 2 категории администрации МО Ленинский сельсовет Первомайского района, последний исполняет также поручения специалиста 1 категории, данные в пределах полномочий, установленных законодательством.
Согласно решение Совета депутатов МО Первомайский район от 23 декабря 2011 года N 86, от 30 ноября 2012 года N 157, от 20 декабря 2013 года N 219 "О передаче осуществления полномочий по решению вопросов местного значения органов местного самоуправления Первомайского района Оренбургской области" Совет депутатов решил передать с 01 января 2012 года, 01 января 2013 года, 01 января 2014 года органам местного самоуправления сельских поселений, входящих в состав Первомайского района, полномочия по решению вопросов местного значения по организации предоставления общедоступного бесплатного дошкольного образования на территории соответствующего поселения за счет межбюджетных трансфертов, предоставляемых из бюджета Первомайского района в бюджеты соответствующих поселений.
Согласно перечню, являющимся приложением к указанным решениям Совета депутатов МО Первомайский район, в число таких поселений включено и муниципальное образование Ленинский сельсовет Первомайского района Оренбургской области.
Согласно соглашению от 30 декабря 2011 года о передачи осуществления части полномочий, заключенного между администрацией Первомайского района и администрацией МО Ленинский сельсовет, предметом соглашения является передача МО Первомайский район части своих полномочий по решению вопросов местного значения по организации предоставления общедоступного бесплатного дошкольного образования на территории муниципального образования с 01 января 2012 года в счет субвенций, предоставленных из бюджета района в бюджет поселения в соответствии с Федеральным законом от 06 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", Бюджетным кодексом Российской Федерации, решением
Совета депутатов МО Первомайский район от 23 декабря 2011 года N 86. Порядок определения ежегодного объема субвенций и сроки их передачи определяются приложением к настоящему соглашению. Формирование, перечисление и учет субвенций, передаваемых из бюджета МО Первомайский район бюджету МО Ленинский сельсовет осуществляется в соответствии с бюджетным законодательством.
Аналогичные соглашения заключены 29 декабря 2012 года, 31 декабря 2013 года. Как следует из расчета субвенций. Предоставляемых администрации МО Ленинский сельсовет, размер таковых на 2012 год составил *** рублей, на 2013 год - *** рублей.
Как установлено судом из пояснений заведующего финансового отдела администрации Первомайского района С.А.В., по решениям Совета депутатов Первомайского района и по соглашению о передаче осуществления ряда полномочий сельским поселениям, последним были переданы полномочия по организации предоставления общедоступного дошкольного образования на территории муниципального образования с перечислением ежегодно субвенций на эти цели. Все затраты, необходимые для работы дошкольного учреждения разрабатываются по плану финансово-хозяйственной деятельности и включают в себя затраты, в том числе и бухгалтерское обслуживание. Поэтому затраты по ведению бухгалтерского обслуживания МБДОУ "***" учтены в этих расходах.
Как следует из материалов дела между администрацией МО Ленинский сельсовет Первомайского района (исполнителем) и МБДОУ "***" (заказчиком) были заключены договоры о бухгалтерском обслуживании от 11 января 2012 года и от 31 декабря 2013 года, по условиям которых заказчик поручает, а исполнитель обязуется осуществлять финансово-экономическое и бухгалтерское обслуживание заказчика в соответствии с действующим законодательством, регулирующим ведение бюджетного (бухгалтерского) учета, составления бюджетной (бухгалтерской), налоговой, статистической отчетности, на безвозмездной основе. В силу п. 1.3 данных договоров со стороны исполнителя ответственным за ведение и контроль бухгалтерского обслуживания является Ж.Г.А. главный бухгалтер администрации МО Ленинский сельсовет.
Судом установлено и материалами дела подтверждается, что выполнение функций бухгалтерского обслуживания МБДОУ "***" были возложены, помимо главного бухгалтера Ж.Г.А., на бухгалтера П. в устном порядке главой администрации МО Ленинский сельсовет Первомайского района.
Действия главы администрации МО Ленинский сельсовет Первомайского района по возложению обязанностей на бухгалтеров осуществлять функций бухгалтерского обслуживания МБДОУ "***" основаны на законе, поскольку с 01 января 2012 года на администрацию МО Ленинский сельсовет были возложены функции по выполнению муниципального задания по бухгалтерскому обслуживанию МБДОУ "***", что подтверждается решениями Совета депутатов Первомайского района, договорами о бухгалтерском обслуживании, кроме того данное право главы администрации подтверждается содержанием трудового договора (п. 1.4 и 1.20) и должностной инструкцией. Суд сделал верные выводы о наличии обязанности у истца выполнять устные распоряжения работодателя.
Обязанность как главы сельсовета, так и специалистов по планированию и отчетности (бухгалтеров) выполнять муниципальное задание вытекает как из Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (гл. 4 о наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями), Федерального закона "О муниципальной службе в Российской Федерации", Закона Оренбургской области "О муниципальной службе в Оренбургской области", так и Устава МО Ленинский сельсовет Первомайского района, согласно которым глава администрации МО Ленинский сельсовет Первомайского района обеспечивает осуществление органами местного самоуправления полномочий по решению вопросов местного значения и отдельных государственных полномочий, переданных органом местного самоуправления федеральными законами и законами Оренбургской области (ст. 27 устава).
Глава администрации МО Ленинский сельсовет Первомайского района поручая истцу П., как специалисту 2 категории по планированию и отчетности (бухгалтеру) администрации МО Ленинский сельсовет Первомайского района выполнять работу по бухгалтерскому обслуживанию МБДОУ "***", действовал во исполнение вышеуказанных решений Совета депутатов МО Первомайский район, договоров о бухгалтерском обслуживании, трудового договора, при этом, не понуждая П. к выполнению этой работы, а возлагая на нее обязанности по исполнению муниципального задания.
Доводы апелляционной жалобы П. на правильность приведенных выводов суда первой инстанции повлиять не могут, сводятся к переоценке доказательств и иному толкованию законодательства, аналогичны обстоятельствам, на которые истец и ее представитель ссылались в суде первой инстанции в обоснование своих требований, они были предметом обсуждения суда первой инстанции и необоснованность их отражена в судебном решении с изложением соответствующих мотивов.
Вместе с тем, заслуживают внимания судебной коллегии доводы апелляционной жалобы о признании незаконным п. 1.3 трудового договора, заключенного между ответчиком и истцом, в части условия о том, что бухгалтер не может занимать иные оплачиваемые должности в государственных или общественных органах, а также на других предприятиях, в учреждениях и организациях.
В соответствии с ч. 2 ст. 11 Федерального закона "О муниципальной службе в Российской Федерации" и ч. 2 ст. 8 Закона Оренбургской области "О муниципальной службе в Оренбургской области" муниципальный служащий, за исключением муниципального служащего, замещающего должность главы местной администрации по контракту, вправе с предварительным письменным уведомлением представителя нанимателя (работодателя) выполнять иную оплачиваемую работу, если это не повлечет за собой конфликт интересов и если иное не предусмотрено федеральным законом.
В то же время необходимо учитывать следующее.
В силу ч. 2 ст. 3 Федерального закона "О муниципальной службе в Российской Федерации" на муниципальных служащих распространяется действие трудового законодательства с особенностями, предусмотренными настоящим Федеральным законом.
В соответствии со ст. 60.1 Трудового кодекса Российской Федерации работник имеет право заключать трудовые договоры о выполнении в свободное от основной работы время другой регулярной оплачиваемой работы у того же работодателя (внутреннее совместительство) и (или) у другого работодателя (внешнее совместительство).
Особенности регулирования труда лиц, работающих по совместительству, определяются гл. 44 Трудового кодекса Российской Федерации.
Таким образом, муниципальные служащие могут заниматься любой иной оплачиваемой деятельностью, если при этом не возникает конфликт интересов и не нарушаются установленные федеральным законодательством запреты (ч. 2 ст. 11, ст. 14 Федерального закона "О муниципальной службе в Российской Федерации", ч. 2 ст. 8 Закона Оренбургской области "О муниципальной службе в Оренбургской области").
В соответствии с ч. 1 ст. 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются: неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для дела; недоказанность установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для дела; несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам дела; нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Принимая во внимание изложенное, обжалуемое решение суда в указанной части законным признано быть не может, в связи с неправильным применением норм материального права и подлежит отмене в части отказа в удовлетворении требований истца о признании незаконным п. 1.3 трудового договора от 01 января 2006 года, заключенного между П. и администрацией МО Ленинский сельсовет Первомайского района, в части того, что "бухгалтер не может занимать иные оплачиваемые должности в государственных или общественных органах, а также других предприятиях, в учреждениях и организациях".
В остальной части судебная коллегия полагает решение суда законным и обоснованным и оснований для его отмены либо изменения по доводам апелляционной жалобы не усматривает.
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 328, 329, 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

определила:

решение Первомайского районного суда Оренбургской области от 31 октября 2014 года в части отказа в удовлетворении исковых требований П. о признании незаконным п. 1.3 трудового договора от 01 января 2006 года, заключенного между ней и администрацией МО Ленинский сельсовет Первомайского района Оренбургской области в части того, что "бухгалтер не может занимать иные оплачиваемые должности в государственных или общественных органах, а также других предприятиях, в учреждениях и организациях" отменить.
Принять по делу в указанной части новое решение, которым исковые требования П. удовлетворить частично.
Признать незаконным п. 1.3 трудового договора от 01 января 2006 года, заключенного между ней и администрацией МО Ленинский сельсовет Первомайского района Оренбургской области в части того, что "бухгалтер не может занимать иные оплачиваемые должности в государственных или общественных органах, а также других предприятиях, в учреждениях и организациях".
В остальной части решение Первомайского районного суда Оренбургской области от 31 октября 2014 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу П. без удовлетворения.





















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DAYWORK.RU | Кадровая служба предприятия" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)