Судебные решения, арбитраж

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ МОСКОВСКОГО ГОРОДСКОГО СУДА ОТ 28.08.2014 ПО ДЕЛУ N 33-34135

Разделы:
Трудовые отношения

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



МОСКОВСКИЙ ГОРОДСКОЙ СУД

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 28 августа 2014 г. по делу N 33-34135


Судья Бондаренкова И.В.

Судебная коллегия по гражданским делам Московского городского суда в составе председательствующего Дегтеревой О.В.
и судей Пильгановой В.М., Шаповалова Д.В.
при секретаре Т.М.Е.
заслушав в открытом судебном заседании по докладу судьи Дегтеревой О.В.
дело по апелляционной жалобе ЗАО "ТАРКЕТТ РУС" на решение Нагатинского районного суда г. Москвы от 18 июня 2014 г., которым постановлено:
В удовлетворении заявления ЗАО "ТАРКЕТТ РУС" об оспаривании предписания Государственной инспекции труда в Москве N 7-30-14-ОБ/914/2/3 от 06 февраля 2014 года - отказать.
установила:

ЗАО "ТАРКЕТТ РУС" обратилось в суд с заявлением об оспаривании п. п. 7 и 8 предписания Государственной инспекции труда в г. Москве N 7-30-14-ОБ/914/2/3 от 06 февраля 2014 года и признании их незаконными, ссылаясь в обоснование заявленных требований на то, что обжалуемым предписанием заявитель обязывается устранить нарушения трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, а именно: устранить нарушение требований ст. 189 ТК РФ, выразившееся в том, что в правилах внутреннего трудового распорядка отсутствуют применяемые к работникам меры поощрения. Внести недостающее условие в правила внутреннего трудового распорядка, ознакомить работников общества под роспись (п. 7); устранить нарушение требований ст. 189 ТК РФ, выразившееся в том, что в правилах внутреннего трудового распорядка отсутствует ответственность (материальная) сторон трудового договора. Внести недостающее условие в правила внутреннего трудового распорядка, ознакомить работников общества под роспись (п. 8). При этом, в Правилах внутреннего трудового распорядка, действующих в ЗАО "ТАРКЕТТ РУС", содержатся положения, предусматривающие как меры поощрения, так и ответственность сторон трудового договора.
Заявитель также считает, что Правила внутреннего трудового распорядка ЗАО "ТАРКЕТТ РУС" в совокупности с локальным нормативным актом о системе компенсаций работникам содержат достаточные условия, свидетельствующие о соблюдении ЗАО "ТАРКЕТТ РУС" требований ст. 189 ТК РФ, касающихся мер поощрения работников. Кроме того, согласно п. 4.2 Правил внутреннего трудового распорядка ЗАО "ТАРКЕТТ РУС" на работодателе лежит обязанность по возмещению вреда работникам и компенсации морального вреда.
Представитель ЗАО "ТАРКЕТТ РУС" по доверенности Б. в судебное заседание явилась, требования полностью поддержала по основаниям, изложенным в заявлении.
Государственный инспектор труда в г. Москве М. в судебном заседании в удовлетворении заявления об отмене предписания просил отказать.
Суд постановил приведенное выше решение, об отмене которого по доводам апелляционной жалобы просит ЗАО "ТАРКЕТТ РУС", считая решение незаконным.
Проверив материалы дела, выслушав представителя ЗАО "ТАРКЕТТ РУС" по доверенности Б., представителя ГИТ г. Москвы М., обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к выводу о том, что решение суда подлежит отмене по следующим основаниям.
Согласно ч. 1 ст. 330 ГПК РФ основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для дела; недоказанность установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для дела; несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам дела; нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Судом установлено, что на основании распоряжения Государственной инспекции труда в г. Москве N 7-30-14-ОБ/914/2/1 от 23 января 2014 года в ЗАО "ТАРКЕТТ РУС", в связи с обращением работника указанной организации Г.Д.О., проведена внеплановая выездная проверка соблюдения трудового законодательства, по результатам которой 06 февраля 2014 года составлен акт о выявленных нарушениях трудового законодательства и даны предписания об их устранении.
В п. п. 7, 8 предписания Государственной инспекции труда в г. Москве оспариваемых истцом указано, что Правила внутреннего трудового распорядка ЗАО "ТАРКЕТТ РУС" не содержат положения о мерах поощрения, применяемых к работникам, а также ответственность (материальную) сторон трудового договора; ЗАО "ТАРКЕТТ РУС" предложено внести в Правила внутреннего трудового распорядка недостающие условия, ознакомить с ними работников общества под роспись, на заявителя была возложена обязанность внести недостающие условия в Правила внутреннего трудового распорядка.
Отказывая в удовлетворении заявления, суд первой инстанции исходил из того, что Государственная инспекция труда в г. Москве действовала в пределах предоставленных ей полномочий. Допущенное заявителем нарушение требований ст. 189 ТК РФ является очевидным, представляет собой требование о соблюдении трудового законодательства, невыполнение которого влечет выдачу предписания, обязательного для исполнения.
Судебная коллегия находит приведенные выводы суда первой инстанции ошибочными, основанными на неправильном толковании и применении норм материального права.
В соответствии с абзацем 1 части 1 статьи 356 ТК РФ Федерации федеральная инспекция труда осуществляет федеральный государственный надзор и контроль за соблюдением работодателями трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, посредством проверок, выдачи обязательных для исполнения предписаний об устранении нарушений, составления протоколов об административных правонарушениях в пределах полномочий, подготовки других материалов (документов) о привлечении виновных к ответственности в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Абзацем 6 части 1 статьи 357 ТК РФ установлено, что государственные инспекторы труда при осуществлении федерального государственного надзора за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, имеют право предъявлять работодателям и их представителям обязательные для исполнения предписания об устранении нарушений трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, о восстановлении нарушенных прав работников, привлечении виновных в указанных нарушениях к дисциплинарной ответственности или об отстранении их от должности в установленном порядке.
По смыслу данных положений закона при проведении проверок государственный инспектор труда выдает обязательное для исполнения работодателем предписание только в случае очевидного нарушения трудового законодательства. Трудовые споры, в том числе, неурегулированные разногласия между работодателем и работником по вопросам применения трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, коллективного договора, соглашения, локального нормативного акта, трудового договора (в том числе об установлении или изменении индивидуальных условий труда) рассматриваются в рамках статей 381 - 397 ТК РФ комиссиями по трудовым спорам или судами.
В связи с этим, осуществляя функцию по надзору и контролю за работодателями, государственная инспекция труда выявляет правонарушения, но не решает трудовые споры, так как не может подменять собой органы по рассмотрению индивидуальных трудовых споров.
В соответствии со ст. 189 ТК РФ Правила внутреннего трудового распорядка - локальный нормативный акт, регламентирующий в соответствии с настоящим Кодексом и иными федеральными законами порядок приема и увольнения работников, основные права, обязанности и ответственность сторон трудового договора, режим работы, время отдыха, применяемые к работникам меры поощрения и взыскания, а также иные вопросы регулирования трудовых отношений у данного работодателя.
Правила внутреннего трудового распорядка в силу ст. 190 ТК РФ утверждаются работодателем с учетом мнения представительного органа работников в порядке, установленном статье 372 настоящего Кодекса для принятия локальных нормативных актов.
Между тем, ст. 189 ТК РФ не содержит обязательный перечень мер поощрения, подлежащих включению работодателем в Правила внутреннего распорядка, как и не содержит запрета на общие указания в правилах на возможность поощрения работников с отсылкой к специальному нормативному акту работодателя, поэтому вывод суда об отсутствии в Правилах внутреннего распорядка ЗАО "ТАРКЕТТ РУС" применяемых к работникам мер поощрения не соответствует материалам делам, а кроме того само по себе отсутствие или наличие данного указания в Правилах внутреннего распорядка не является нарушением трудового законодательства, поскольку не сопряжено с какими-либо неблагоприятными для работников последствиями, и не ущемляет трудовых прав работников.
Не состоятельны требования ГИТ по внесению условий в правила Внутреннего распорядка истца в части материальной ответственности сторон, с учетом того, что ст. 189 ТК РФ не предусматривает обязанности работодателя конкретизировать материальную ответственность сторон трудового договора в Правилах внутреннего трудового распорядка, а кроме того, в силу ст. 232 ТК РФ указанные положения содержатся в локальном акте заключаемом с работником в трудовом договоре и Договоре о материальной ответственности.
Следовательно, оспариваемое предписание по п. п. 7 - 8 вынесено государственным инспектором труда по вопросам, не относящимся к его компетенции, а потому является незаконным.
При таких обстоятельствах судебная коллегия признает решение в части отказа в признании предписания ГИТ г. Москвы по п. п. 7 - 8 незаконным, принятым с существенным нарушением норм материального права и подлежит отмене, с принятием по делу решения об удовлетворении заявления.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 328 - 329 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:

Решение Нагатинского районного суда г. Москвы от 18 июня 2014 года отменить, принять новое решение.
Признать незаконным предписание Государственной инспекции труда в городе Москве N 7-30-14-ОБ/914/2/3 от 06 февраля 2014 года, пункты 7 - 8, вынесенного в отношении ЗАО "ТАРКЕТТ РУС".















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DAYWORK.RU | Кадровая служба предприятия" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)