Судебные решения, арбитраж

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ ОРЕНБУРГСКОГО ОБЛАСТНОГО СУДА ОТ 03.04.2014 ПО ДЕЛУ N 33-1769/2014

Разделы:
Увольнение в связи с сокращением численности или штата работников организации.; Трудовые отношения

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ОРЕНБУРГСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 3 апреля 2014 г. по делу N 33-1769/2014


Судья С.В. Стойко

Судебная коллегия по гражданским делам Оренбургского областного суда в составе:
председательствующего судьи А.И. Малкова,
судей Н.В. Жуковой и Л.В. Морозовой,
при секретаре М.В., с участием прокурора О.В. Крыгиной, рассмотрела в открытом судебном заседании апелляционную жалобу М.А. на решение Акбулакского районного суда Оренбургской области от 15 января 2014 года по гражданскому делу по иску М.А. к Администрации муниципального образования Акбулакский поссовет Акбулакского района Оренбургской области (далее - Администрация МО Акбулакский поссовет) о восстановлении на работе.
Заслушав доклад судьи А.И. Малкова, объяснения истца М.А. и ее представителя К.Б., поддержавших жалобу, заключение прокурора О.В. Крыгиной, полагавшей жалобу не подлежащей удовлетворению, судебная коллегия

установила:

М.А. первоначально обратилась в суд с иском к Главе муниципального образования Акбулакский поссовет Акбулакского района Оренбургской области (далее - Глава Акбулакского поссовета) П., указав, что с (дата) по (дата) она работала в Акбулакском поссовете в должности председателя Контрольно-счетной комиссии Акбулакского поссовета на основании трудового договора от (дата) N..., заключенного между нею и ответчиком сроком на... лет. Распоряжением Главы Акбулакского поссовета от (дата) N... "О прекращении (расторжении) трудового договора с работником (увольнении)" трудовой договор с ней был досрочно прекращен (расторгнут) по инициативе работодателя на основании пункта 2 части 1 статьи 81 Трудового кодекса РФ в связи с сокращением штата работников организации, и (дата) она была уволена с работы. Считает распоряжение Главы Акбулакского поссовета от (дата) N... и увольнение ее с должности председателя Контрольно-счетной комиссии на основании данного распоряжения незаконным, поскольку у ответчика не было законного основания для досрочного прекращения (расторжения) заключенного с ней трудового договора. В соответствии с Уставом Акбулакского поссовета (статьи 23 и 32) Совет депутатов Акбулакского поссовета своим решением от (дата) N... "О Контрольно-счетной комиссии Акбулакского поссовета" утвердил Положение "О Контрольно-счетной комиссии Акбулакского поссовета" и образовал Контрольно-счетную комиссию Акбулакского поссовета. В соответствии с частями 2 и 5 статьи 3, частью 2 статьи 5 Федерального закона от 07 февраля 2011 года N 6-ФЗ "Об общих принципах организации и деятельности контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований" на основании пунктов 1.2., 1.5. и 3.2. Положения "О Контрольно-счетной комиссии Акбулакского поссовета" образованная Советом депутатов Контрольно-счетная комиссия является постоянно действующим органом муниципального финансового контроля Акбулакского поссовета, деятельность которой до истечения срока, на которой она образована, не может быть приостановлена, в том числе и в связи с досрочным прекращением полномочий Совета депутатов. Контрольно-счетная комиссия была образована в составе председателя и аппарата Контрольно-счетной комиссии. При этом должность председателя комиссии отнесена к должностям муниципальной службы на условиях заключения трудового договора, а работа сотрудников аппарата предусмотрена по договорам гражданско-правового характера, заключаемых с председателем Контрольно-счетной комиссии. Контрольно-счетная комиссия на день издания распоряжения Главы Акбулакского поссовета от (дата) N... "О прекращении (расторжении) трудового договора с работником (увольнении)" являлась и в настоящее время является постоянно действующим органом муниципального финансового контроля Акбулакского поссовета, поскольку Совет депутатов не принимал решение о ее упразднении и не вносил соответствующие изменения в Устав Акбулакского поссовета. Таким образом, наличие штатной должности председателя в образованной и постоянно действующей Контрольно-счетной комиссии является обязательным в силу закона, а сокращение должности председателя Контрольно-счетной комиссии распоряжением Главы Акбулакского поссовета недопустимо и незаконно. Совет депутатов, назначивший ее на должность председателя Контрольно-счетной комиссии решением от (дата) N... "О назначении и денежном содержании председателя Контрольно-счетной комиссии Акбулакского поссовета", не принимал какого-либо решения о прекращении ее полномочий либо об ограничении ее полномочий как председателя Контрольно-счетной комиссии. Решение Совета депутатов о ее назначении от (дата) N... являлось на день ее увольнения и в настоящее время является действующим правовым актом, поскольку ни Советом депутатов, ни судом не отменялось. На основании изложенного просила признать незаконным и отменить распоряжение Главы Акбулакского поссовета от (дата) N... "О прекращении (расторжении) трудового договора с работником (увольнении)", восстановить ее на работе в должности председателя Контрольно-счетной комиссии Акбулакского поссовета с (дата).
В последующем М.А. уточнила исковые требования, предъявив их к Администрации МО Акбулакский поссовет, и просила признать увольнение ее с должности председателя Контрольно-счетной комиссии Акбулакского поссовета, образованной решением Совета депутатов Акбулакского поссовета от (дата) N... "О Контрольно-счетной комиссии Акбулакского поссовета", назначенной на эту должность решением от (дата) N... "О назначении и денежном содержании председателя Контрольно-счетной комиссии Акбулакского поссовета", по пункту 2 части 1 статьи 81 Трудового кодекса РФ в связи с сокращением штата работников организации на основании распоряжения Главы Акбулакского поссовета от (дата) N... "О прекращении (расторжении) трудового договора с работником (увольнении)" незаконным; восстановить ее на работе в должности председателя образованной решением Совета депутатов Акбулакского поссовета от (дата) N... "О Контрольно-счетной комиссии Акбулакского поссовета" Контрольно-счетной комиссии Акбулакского поссовета, назначенную на эту должность решением от (дата) N... "О назначении и денежном содержании председателя Контрольно-счетной комиссии Акбулакского поссовета", с (дата) (л.д. 25).
В судебном заседании М.А. и ее представитель К.Б. исковые требования поддержали.
Представители ответчика П. и К.Е. в иске просили отказать, указывая, что при увольнении М.А. законодательство нарушено не было, Глава Акбулакского поссовета, как работодатель истца, вправе был принять решение о сокращении штатной единицы председателя Контрольно-счетной комиссии.
Решением суда в удовлетворении исковых требований М.А. отказано.
В апелляционной жалобе М.А. просит решение суда отменить как незаконное и необоснованное.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующим выводам.
Как следует из материалов дела и установлено судом, решением Совета депутатов муниципального образования Акбулакский поссовет Акбулакского района Оренбургской области второго созыва от (дата) N... "О Контрольно-счетной комиссии Акбулакского поссовета" была образована Контрольно-счетная комиссия Акбулакского поссовета и утверждено Положение "О контрольно-счетной комиссии Акбулакского поссовета".
Решением Совета депутатов муниципального образования Акбулакский поссовет Акбулакского района Оренбургской области второго созыва от (дата) N... "О назначении и денежном содержании председателя Контрольно-счетной комиссии Акбулакского поссовета" М.А. была назначена на должность председателя Контрольно-счетной комиссии Акбулакского поссовета.
(дата) между Администрацией Акбулакского поссовета в лице Главы Акбулакского поссовета П. и М.А. был заключен трудовой договор N... на период с (дата) по (дата).
Решением Совета депутатов муниципального образования Акбулакский поссовет Акбулакского района Оренбургской области третьего созыва от (дата) N... "О внесении изменений в структуру МО Акбулакский поссовет" принято решение о внесении изменений в решение Совета депутатов Акбулакского поссовета от (дата) года N... "О реестре муниципальных должностей и должностей муниципальной службы в Акбулакском поссовете": должность председателя Контрольно-счетной комиссии Акбулакского поссовета исключена из реестра муниципальных должностей и должностей муниципальной службы в Акбулакском поссовете.
Распоряжением Главы Акбулакский поссовет П. от (дата) N... из штатного расписания с (дата) исключена должность председателя Контрольно-счетной комиссии МО Акбулакский поссовет.
Распоряжением Главы Акбулакский поссовет от (дата) N... "О прекращении (расторжении) трудового договора с работником (увольнении)" заключенный с истицей трудовой договор (дата) N... досрочно прекращен (расторгнут) по инициативе работодателя на основании пункта 2 части 1 статьи 81 Трудового кодекса РФ в связи с сокращением штата работников организации, и истица уволена с работы (дата).
Отказывая в удовлетворении исковых требований, суд пришел к выводу о том, что увольнение М.А. было законным, поскольку сокращение штата действительно имело место, порядок увольнения нарушен не был, истица была уведомлена о предстоящем сокращении, по состоянию на (дата) вакантных должностей в Администрации МО Акбулакский поссовет не имелось, (дата) от М.А. поступило письменное заявление о согласии на досрочное прекращение трудовых отношений с (дата) и выплату ей дополнительных денежных компенсаций в соответствии с Трудовым кодексом РФ.
При этом суд признал необоснованными доводы стороны истца о том, что только Совет депутатов Акбулакского поссовета обладает полномочиями по расторжению трудового договора с председателем Контрольно-счетной комиссии, указав, что Глава Акбулакского поссовета, как работодатель М.А., вправе принимать решение о прекращении (расторжении) трудового договора.
Вместе с тем, разрешая спор, суд не принял во внимание положения статьи 8 Федерального закона от 07 февраля 2011 года N 6-ФЗ "Об общих принципах организации и деятельности контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований", предоставляющей гарантии статуса должностных лиц контрольно-счетных органов, в том числе при их досрочном увольнении.
Согласно части 1 статьи 8 названного Федерального закона председатели, заместители председателя, аудиторы и инспекторы контрольно-счетных органов являются должностными лицами контрольно-счетных органов.
В соответствии с частью 5 статьи 8 данного Федерального закона должностное лицо контрольно-счетного органа, замещающее государственную должность субъекта Российской Федерации или муниципальную должность, досрочно освобождается от должности на основании решения законодательного (представительного) органа в случае: 1) вступления в законную силу обвинительного приговора суда в отношении его; 2) признания его недееспособным или ограниченно дееспособным вступившим в законную силу решением суда; 3) выхода из гражданства Российской Федерации или приобретения гражданства иностранного государства либо получения вида на жительство или иного документа, подтверждающего право на постоянное проживание гражданина Российской Федерации на территории иностранного государства; 4) подачи письменного заявления об отставке; 5) нарушения требований законодательства Российской Федерации при осуществлении возложенных на него должностных полномочий или злоупотребления должностными полномочиями, если за решение о досрочном освобождении такого должностного лица проголосует большинство от установленного числа депутатов законодательного (представительного) органа; 6) достижения установленного законом субъекта Российской Федерации, нормативным правовым актом представительного органа муниципального образования в соответствии с федеральным законом предельного возраста пребывания в должности; 7) выявления обстоятельств, предусмотренных частями 4 - 6 статьи 7 настоящего Федерального закона.
Пунктами 1.2, 1.3 Положения о Контрольно-счетной комиссии Акбулакского поссовета, утвержденного решением Совета депутатов муниципального образования Акбулакский поссовет Акбулакского района Оренбургской области второго созыва от (дата) N..., предусмотрено, что Контрольно-счетная комиссия Акбулакского поссовета является постоянно действующим органом муниципального финансового контроля, образованным Советом депутатов Акбулакского поссовета, и подотчетна Совету депутатов Акбулакского поссовета.
В силу вышеприведенных положений частей 1, 5 статьи 8 Федерального закона "Об общих принципах организации и деятельности контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований" досрочное освобождение М.А. от должности председателя Контрольно-счетной комиссии Акбулакского поссовета могло быть только на основании соответствующего решения законодательного (представительного) органа власти - Совета депутатов Акбулакского поссовета. Однако такого решения суду представлено не было.
При таких обстоятельствах решение суда нельзя признать законным и обоснованным и оно подлежит отмене на основании пункта 4 части первой статьи 330 Гражданского процессуального кодекса РФ в связи с неправильным применением норм материального права, с вынесением по делу нового решения об удовлетворении исковых требований М.А..
Согласно статье 394 Трудового кодекса РФ в случае признания увольнения или перевода на другую работу незаконными работник должен быть восстановлен на прежней работе органом, рассматривающим индивидуальный трудовой спор. Орган, рассматривающий индивидуальный трудовой спор, принимает решение о выплате работнику среднего заработка за все время вынужденного прогула или разницы в заработке за все время выполнения нижеоплачиваемой работы.
Поскольку, как установлено судом апелляционной инстанции, распоряжение Главы МО Акбулакский поссовет от (дата) N... об увольнении М.А. было издано с нарушением требований закона, без учета гарантий статуса должностных лиц контрольно-счетных органов, и, следовательно, увольнение истицы не может быть признано законным, - последняя подлежит восстановлению на работе в прежней должности председателя Контрольно-счетной комиссии Акбулакского поссовета с выплатой М.А. среднего заработка за время вынужденного прогула.
Согласно справке Администрации МО Акбулакский поссовет от (дата) N ... средний дневной заработок истицы на момент увольнения составлял... руб.
Следовательно, средний заработок за время вынужденного прогула, подлежащий взысканию с ответчика в пользу истицы, на день принятия настоящего судебного постановления составит ... руб. (... руб. x ... рабочих дней = ... руб.).
На основании изложенного, руководствуясь статьями 328 - 330 Гражданского процессуального кодекса РФ, судебная коллегия

определила:

решение Акбулакского районного суда Оренбургской области от 15 января 2014 года отменить, принять по делу новое решение, которым иск М.А. удовлетворить.
Признать распоряжение Главы муниципального образования Акбулакский поссовет Акбулакского района Оренбургской области N... от (дата) о прекращении (расторжении) трудового договора с работником (увольнении) и увольнение председателя контрольно-счетной комиссии Акбулакского поссовета Акбулакского района Оренбургской области М.А. (дата) на основании пункта 2 части 1 статьи 81 Трудового кодекса Российской Федерации незаконными.
Восстановить М.А. в прежней должности председателя контрольно-счетной комиссии Акбулакского поссовета Акбулакского района Оренбургской области с (дата).
Взыскать с Администрации муниципального образования Акбулакский поссовет Акбулакского района Оренбургской области в пользу М.А. средний заработок за время вынужденного прогула в размере... рублей... копеек.















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DAYWORK.RU | Кадровая служба предприятия" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)