Судебные решения, арбитраж
Трудовые отношения
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Судья: Романова Е.В.
Докладчик: Пыжова И.А.
Судебная коллегия по гражданским делам Архангельского областного суда в составе:
председательствующего Гудушина Н.Б.,
судей Пыжовой И.А., Рассошенко Н.П.,
при секретаре М.,
рассмотрела в открытом судебном заседании в городе Архангельске 19 сентября 2013 года дело по апелляционной жалобе регионального управления ФСКН России по Архангельской области на решение Октябрьского районного суда города Архангельска от 10 июля 2013 года, которым постановлено:
"в удовлетворении заявления Регионального управления Федеральной службы по контролю за оборотом наркотиков России по Архангельской области об оспаривании акта Государственной инспекции труда в Архангельской области и Ненецком автономном округе от 27 мая 2013 года N <...> и предписания Государственной инспекции труда в Архангельской области и Ненецком автономном округе от 27 мая 2013 года N <...> отказать".
Заслушав доклад судьи Пыжовой И.А., судебная коллегия
установила:
региональное управление Федеральной службы по контролю за оборотом наркотиков России по Архангельской области (далее по тексту - РУ ФСКН России по АО) обратилось в суд с заявлением об оспаривании акта Государственной инспекции труда в Архангельской области и Ненецком автономном округе от 27 мая 2013 года N <...> и предписания Государственной инспекции труда в Архангельской области и Ненецком автономном округе (далее по тексту - Инспекция) от 27 мая 2013 года N <...>.
В обоснование заявленных требований указано, что на основании распоряжения руководителя Инспекции от 23 апреля 2013 года в отношении РУ ФСКН России по АО в период с 23 апреля 2013 года по 27 мая 2013 года была проведена внеплановая документарная проверка. По результатам указанной проверки составлен акт от 27 мая 2013 года N <...>, которым установлено, что работодателем не в полной мере соблюдается трудовое законодательство в части соблюдения условий коллективного договора, соглашений и трудовых договоров. Так, не соблюдается п. 4.3 раздела IV Коллективного договора, согласно которому, работнику должна производиться доплата при совмещении профессий (должностей), расширении зон обслуживания, увеличения объема работ или исполнение обязанностей временно отсутствующего работника без освобождения от работы, определенной трудовым договором. Работникам режимно-секретного отдела производятся доплаты только за исполнение обязанностей временно отсутствующего работника по причине болезни. В остальных случаях доплаты за совмещение профессий (должностей), расширение зон обслуживания и исполнение обязанностей временно отсутствующего работника (нахождение в ежегодном отпуске) не производятся в нарушение требований ст. 151 Трудового кодекса РФ.
Также указанным актом установлено, что на момент проведения проверки работодателем не проведена аттестация всех рабочих мест по условиям труда (из 40 рабочих мест аттестация по условиям труда проведена в отношении 8) в нарушение ст. 212 Трудового кодекса РФ, ч. 1 п. 1 Порядка проведения аттестации рабочих мест по условиям труда, утвержденного приказом Минздравсоцразвития России от 26 апреля 2011 года N 342н.
Вынесенным по результатам проверки предписанием от 27 мая 2013 года N <...> на заявителя возложена обязанность соблюдать трудовое законодательство и иные нормативные правовые акты, содержащие нормы трудового права, локальные нормативные акты, условия коллективного договора, соглашений и трудовых договоров (ст. 22 Трудового кодекса РФ); работникам, выполняющим наряду со своей основной работой дополнительную работу по другой профессии (должности) или обязанности временно отсутствующего работника без освобождения от основной работы, производить доплату за совмещение, размер которой устанавливать по соглашению сторон (ст. 151 Трудового кодекса РФ); произвести выборку работ, выполненных каждым работником режимно-секретного отдела наряду со своей основной работой за обязанности временно отсутствующего работника (нахождением в ежегодном оплачиваемом отпуске) без освобождения от основной работы и оплатить их согласно ст. 151 Трудового кодекса РФ; обеспечить подготовку к аттестации рабочих мест по условиям труда.
Полагали, что оспариваемые акт и предписание являются незаконными.
В частности относительно п. п. 1 - 3 предписания указали, что главным распорядителем федеральных бюджетных средств по линии органов наркоконтроля является ФСКН России. Приказом ФСКН России от 16 марта 2009 года N 122 утвержден Порядок формирования фонда оплаты труда работников органов наркоконтроля, согласно которому в расчет фонда оплаты труда работников не включаются доплаты за совмещение должностей, за расширение зон обслуживания и исполнения обязанностей временно отсутствующего работника. Указанные доплаты производятся в пределах экономии фонда заработной платы. Таким образом, действия РУ ФСКН полностью соответствовали ведомственному нормативному акту, применение которого является обязательным для Регионального управления.
В обоснование несогласия с п. 4 предписания указали на отсутствие финансовых средств необходимых для проведения аттестации всех рабочих мест. Считают, что к участию в проверке следовало привлечь ФСКН России как главного распорядителя федеральных бюджетных средств по линии органов наркоконтроля.
Просили признать незаконными и отменить акт Инспекции от 27 мая 2013 года N <...> и предписание Инспекции от 27 мая 2013 года N <...>.
В судебном заседании представитель заявителя Г. поддержал заявление по изложенным в нем основаниям.
Представитель Инспекции Н. с заявленными требованиями не согласилась. Пояснила, что приказ ФСКН России от 16 марта 2009 года N 122 "Об утверждение Порядка формирования фонда оплаты труда работников органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ" не подлежит применению, как не соответствующий положениям трудового законодательства. Отсутствие денежных средств на проведение аттестации не может служить основанием для освобождения заявителя от выполнения требований законодательства. Просила отказать в удовлетворении заявления.
Суд вынес решение, с которым не согласилось РУ ФСКН. В поданной апелляционной жалобе просит отменить решение суда в связи с нарушением судом норм материального права.
В обоснование жалобы приведены доводы, аналогичные указанным в заявлении. Полагают, что суд необоснованно отклонил довод заявителя о том, что Региональное управление в своей деятельности обязано исполнять и применять ведомственные нормативные акты, в том числе, утвержденный Приказом ФСКН России от 16 марта 2009 года N 122 Порядок формирования фонда оплаты труда работников органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, в соответствии с которым производятся доплаты сотрудникам ФСКН за совмещение профессий (должностей), расширении зон обслуживания, увеличения объема работ или исполнение обязанностей временно отсутствующего работника.
Указывает, что судом дана ненадлежащая оценка доводам заявителя об отсутствии финансирования, необходимого для проведения аттестации рабочих мест, а также о необходимости привлечения в ходе проверки ФСКН России как главного распорядителя федеральных бюджетных средств по линии наркоконтроля.
Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии с ч. 1 ст. 254 ГПК РФ гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы.
В силу ч. 3 ст. 37 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены, на вознаграждение за труд без какой бы то ни было дискриминации и не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда, а также право на защиту от безработицы.
Основные обязанности работодателя, а также его обязанности по обеспечению безопасных условий и охраны труда закреплены в ст. ст. 22, 212 Трудового кодекса РФ.
Согласно ст. 220 ТК РФ государство гарантирует работникам защиту их права на труд в условиях, соответствующих требованиям охраны труда.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, на основании распоряжения заместителя руководителя Государственной инспекции труда в Архангельской области и Ненецком автономном округе от 23 апреля 2013 года N <...> в отношении РУ ФСКН России по АО в период с 23 апреля 2013 года по 27 мая 2013 года была проведена внеплановая документарная проверка, в ходе которой были выявлены нарушения трудового законодательства.
Так, в акте проверки от 27 мая 2013 года N <...> указано, что работодателем не в полной мере соблюдаются условия коллективного трудового договора, соглашений и трудовых договоров, чем нарушаются требования ст. ст. 22, 151 Трудового кодекса РФ, а именно работодателем не выполняются обязанности, вытекающие из положений п. 4.3 раздела IV коллективного договора РУ ФСКН России по АО на 2011 - 2014 гг., которым установлено, что работнику должна производиться доплата при совмещении профессий (должностей), расширении зон обслуживания, увеличения объема работ или исполнения обязанностей временно отсутствующего работника без освобождения от работы, определенной трудовым договором. В частности, работодателем производятся доплаты только за исполнение обязанностей временно отсутствующего работника по причине болезни. В остальных случаях доплаты за совмещение профессий, расширение зон обслуживания и исполнение обязанностей временно отсутствующего работника (нахождение в ежегодном отпуске) не производится.
На момент проверки работодателем не проведена аттестация всех рабочих мест по условиям труда (количество рабочих мест - 40, аттестация по условиям труда проведена на 8 рабочих местах), чем допущено нарушение ст. 212 Трудового кодекса РФ, п. 4 ч. 1 Порядка проведения аттестации рабочих мест по условиям труда, утвержденного приказом Минздравсоцразвития России от 26 апреля 2011 года N 342н.
По итогам проведенной проверки в отношении заявителя вынесено предписание от 27 мая 2013 года N <...>, которым возложена обязанность устранить нарушения трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права в срок до 27 июня 2013 года, а именно предписано:
- 1. Соблюдать трудовое законодательство и иные нормативные правовые акты, содержащие нормы трудового права, локальные нормативные акты, условия коллективного договора, соглашений и трудовых договоров (ст. 22 Трудового кодекса);
- 2. Работникам, выполняющим наряду со своей основной работой дополнительную работу по другой профессии (должности) или обязанности временно отсутствующего работника без освобождения от основной работы, производить доплату за совмещение, размер которой устанавливать по соглашению сторон (ст. 151 Трудового кодекса РФ);
- 3. Произвести выборку работ, выполненных каждым работником режимно-секретного отдела наряду со своей основной работой за обязанности временно отсутствующего работника (нахождением в ежегодном оплачиваемом отпуске) без освобождения от основной работы и оплатить их согласно ст. 151 Трудового кодекса РФ, в ответе указать Ф.И.О., должность работников и размер выплаченных сумм;
- 4. Обеспечить подготовку к аттестации рабочих мест по условиям труда: составить перечень всех рабочих мест; составить перечень рабочих мест с выявленными опасными и вредными факторами производственной среды, подлежащими инструментальной оценке, с целью определения фактических значений их параметров; издать приказ для организации и проведения аттестации рабочих мест по условиям труда; создать в соответствии с приказом аттестационную комиссию организации и при необходимости комиссии в структурных подразделениях, назначить председателя аттестационной комиссии и ответственных за составление, ведение и хранение документации по аттестации рабочих мест по условиям труда, определить сроки и график проведения работ по аттестации рабочих мест по условиям труда (ст. 212 Трудового кодекса РФ).
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции пришел к выводу о законности оспариваемых заявителем акта проверки N <...> от 27 мая 2013 года и предписания N <...> от 27 мая 2013 года.
Судебная коллегия считает правильным вывод суда в части касающейся нарушения заявителем положений ст. 212 ТК РФ, а именно неисполнение обязанности по обеспечению проведения аттестации рабочих мест.
В соответствии со ст. 212 Трудового кодекса РФ работодатель обязан обеспечить проведение аттестации рабочих мест по условиям труда с последующей сертификацией организации работ по охране труда.
Согласно п. 4 Порядка проведения аттестации рабочих мест по условиям труда, утвержденного приказом Минздравсоцразвития России от 26 апреля 2011 года N 342н, аттестации подлежат рабочие места работодателя, в том числе, рабочие места, организованные при создании юридического лица или регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя, а также организованные по завершении строительства, реконструкции, технического перевооружения производственных объектов, производства и внедрения новой техники или новых технологий, влияющих на уровни показателей факторов производственной среды и трудового процесса (далее - вновь организованные рабочие места), на которых заняты работники, трудовая функция которых предусматривает: работу с оборудованием, машинами, механизмами, установками, устройствами, аппаратами, транспортными средствами; эксплуатацию, обслуживание, испытание, наладку и ремонт оборудования, машин, механизмов, установок, устройств, аппаратов, транспортных средств; работу с источниками опасностей, способными оказывать вредное воздействие на работника, определяемые аттестационной комиссией исходя из критериев оценки условий труда; использование электрифицированного, механизированного или иного ручного инструмента; хранение, перемещение и (или) применение сырья и материалов.
Согласно п. 6 указанного Порядка обязанности по обеспечению проведения аттестации возлагаются на работодателя. Аттестацию проводят совместно работодатель и аттестующая организация, привлекаемая работодателем для выполнения работ по аттестации, на основании договора гражданско-правового характера.
Судом первой инстанции достоверно установлено, что на момент проверки заявителем не проведена аттестация всех рабочих мест по условиям труда.
При этом отсутствие финансирования необходимого для проведения аттестации не является основанием для освобождения работодателя от исполнения обязанности, предусмотренной законом.
Таким образом, вывод суда о законности п. 4 предписания N <...> от 27 мая 2013 года является правильным. Доводы апелляционной жалобы об обратном, судебная коллегия считает несостоятельными.
Также необоснованным является довод подателя жалобы о необходимости привлечения к участию в проверке ФСКН России. Непосредственным работодателем сотрудников Управления является РУ ФСКН России по АО, следовательно, оснований для привлечения федерального органа к проверке у Инспекции не имелось.
Между тем, вывод суда о законности акта и соответствующих ему пунктов 1 - 3 предписания, является ошибочным в силу следующего.
Согласно ст. 22 Трудового кодекса РФ работодатель обязан соблюдать трудовое законодательство и иные нормативные правовые акты, содержащие нормы трудового права, локальные нормативные акты, условия коллективного договора, соглашений и трудовых договоров; выплачивать в полном размере причитающуюся работникам заработную плату в сроки, установленные в соответствии с названным Кодексом, коллективным договором, правилами внутреннего трудового распорядка, трудовыми договорами.
В соответствии с ч. ч. 1, 2 ст. 60.2 Трудового кодекса РФ с письменного согласия работника ему может быть поручено выполнение в течение установленной продолжительности рабочего дня (смены) наряду с работой, определенной трудовым договором, дополнительной работы по другой или такой же профессии (должности) за дополнительную оплату (статья 151 настоящего Кодекса). Поручаемая работнику дополнительная работа по другой профессии (должности) может осуществляться путем совмещения профессий (должностей). Поручаемая работнику дополнительная работа по такой же профессии (должности) может осуществляться путем расширения зон обслуживания, увеличения объема работ. Для исполнения обязанностей временно отсутствующего работника без освобождения от работы, определенной трудовым договором, работнику может быть поручена дополнительная работа как по другой, так и по такой же профессии (должности).
В силу ст. 151 Трудового кодекса РФ при совмещении профессий (должностей), расширении зон обслуживания, увеличении объема работы или исполнении обязанностей временно отсутствующего работника без освобождения от работы, определенной трудовым договором, работнику производится доплата. Размер доплаты устанавливается по соглашению сторон трудового договора с учетом содержания и (или) объема дополнительной работы (статья 60.2 настоящего Кодекса).
В соответствии с п. 4.3 раздела 4 коллективного договора N <...> РУ ФСКН России по АО на 2011 - 2014 годы при совмещении профессий (должностей), расширении зон обслуживания, увеличении объема работы или исполнении обязанностей временно отсутствующего работника без освобождения от работы, определенной трудовым договором, работнику производится доплата.
Размер доплаты устанавливается по соглашению сторон трудового договора с учетом содержания и (или) объема дополнительной работы на основании нормативного правового акта ФСКН России.
В соответствии со ст. 357 Трудового кодекса РФ в случае обращения профсоюзного органа, работника или иного лица в государственную инспекцию труда по вопросу, находящемуся на рассмотрении соответствующего органа по рассмотрению индивидуального или коллективного трудового спора (за исключением исков, принятых к рассмотрению судом, или вопросов, по которым имеется решение суда), государственный инспектор труда при выявлении очевидного нарушения трудового законодательства или иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, имеет право выдать работодателю предписание, подлежащее обязательному исполнению. Данное предписание может быть обжаловано работодателем в суд в течение десяти дней со дня его получения работодателем или его представителем.
Вывод суда о незаконности п. п. 2, 3 предписания сделан без учета положений ст. 357 ТК РФ, а также ведомственных нормативных актов регулирующих порядок формирования фонда оплаты труда работников наркоконтроля.
Вместе с тем судебная коллегия считает, что указанные в пунктах 2 и 3 предписания нарушения не являются очевидными.
Доводы подателя жалобы о том, что утвержденный приказом ФСКН России N 122 от 16 марта 2009 года порядок формирования фонда оплаты труда работников органов наркоконтроля, в соответствии с которым производятся доплаты сотрудникам ФСКН за совмещение профессий (должностей), расширении зон обслуживания, увеличения объема работ или исполнение обязанностей временно отсутствующего работника, является обязательным для исполнения Региональным Управлением, заслуживают внимания.
Указом Президента РФ от 28 июля 2004 года N 976 "Вопросы Федеральной службы Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков" утверждено Положение о Федеральной службе Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков.
Согласно п. п. 1, 5 Положения Федеральная служба Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков (ФСКН России) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики, нормативно-правовому регулированию, контролю и надзору в сфере оборота наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, а также в области противодействия их незаконному обороту.
ФСКН России осуществляет свою деятельность непосредственно и (или) через входящие в ее систему региональные управления ФСКН России, управления (отделы) ФСКН России по субъектам Российской Федерации (далее - территориальные органы), межрайонные, городские (районные) органы наркоконтроля, входящие в структуру территориальных органов, а также через организации и подразделения, созданные в установленном законодательством Российской Федерации порядке для реализации задач, возложенных на ФСКН России.
ФСКН России осуществляет, в том числе, материально-техническое и финансовое обеспечение деятельности органов наркоконтроля (пп. 39 п. 8 Положения).
Согласно п. 11 Положения ФСКН России возглавляет директор Федеральной службы Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков (далее - директор), назначаемый на должность и освобождаемый от должности Президентом Российской Федерации.
Директор издает нормативные правовые акты ФСКН России, организует проверку их исполнения (пп. 9 п. 12 Положения).
Приказом ФСКН РФ от 27 июня 2008 года N 199 утверждено Типовое положение о региональном управлении Федеральной службы Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков и управлении Федеральной службы Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков по субъекту Российской Федерации, в соответствии с которым Региональное управление Федеральной службы Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков и управление Федеральной службы Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков по субъекту Российской Федерации (далее - Управление) являются территориальными органами Федеральной службы Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков, входящими в систему органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ и обеспечивающими в пределах своей компетенции на территории оперативного обслуживания выполнение задач, возложенных на Федеральную службу Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков (п. 1).
Управление в своей деятельности руководствуется Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, федеральными законами, указами и распоряжениями Президента Российской Федерации, постановлениями и распоряжениями Правительства Российской Федерации, международными договорами Российской Федерации, нормативными правовыми актами ФСКН России, а также настоящим Типовым положением (п. 2).
Управление в своей деятельности подотчетно директору ФСКН России (п. 5).
- Управление организует и осуществляет свою деятельность на плановой основе в соответствии с требованиями нормативных правовых актов ФСКН России, с соблюдением принципов единоначалия при принятии решений и персональной ответственности сотрудников (пп. 1 п. 10);
- осуществляет материально-техническое и финансовое обеспечение в порядке, установленном нормативными правовыми актами ФСКН России (пп. 2 п. 10).
Согласно п. 2 Порядка формирования фонда оплаты труда работников органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, утвержденного Приказом ФСКН России от 16 марта 2009 года N 122, в расчет фонда оплаты труда работников не включаются доплаты за совмещение профессий (должностей), за расширение зоны обслуживания и исполнение обязанностей временно отсутствующего работника. Указанные доплаты производятся в пределах экономии фонда заработной платы.
Указанный Порядок утвержден ФСКН России в соответствии с п. 8 Постановления Правительства РФ от 05 августа 2008 года N 583 "О введении новых систем оплаты труда работников федеральных бюджетных и казенных учреждений и федеральных государственных органов, а также гражданского персонала воинских частей, учреждений и подразделений федеральных органов исполнительной власти, в которых законом предусмотрена военная и приравненная к ней служба, оплата труда которых в настоящее время осуществляется на основе Единой тарифной сетки по оплате труда работников федеральных государственных учреждений".
Кроме того, по вопросу осуществления вышеуказанных доплат в материалы проверки представлено разъяснение финансово-экономического управления Департамента тылового и финансового обеспечения ФСКН России от 13 декабря 2012 года, адресованное начальнику РУ ФСКН России по Архангельской области, из которого следует, что денежные средства, образовавшиеся за счет экономии фонда заработной платы, могут быть использованы на доплаты, но только по решению директора ФСКН России.
Таким образом, порядок осуществления доплат работникам ФСКН за совмещение профессий (должностей), расширение зон обслуживания, увеличение объема работы или исполнение обязанностей временно отсутствующего работника без освобождения от работы, определенной трудовым договором, урегулирован нормативным правовым актом ФСКН России, который является обязательным для исполнения РУ ФСКН России по Архангельской области.
Из материалов проверки следует, что доплаты за совмещение, заявителем в ряде случаев производятся. С учетом наличия ведомственного нормативного правового регулирования в рассматриваемой сфере нарушения, указанные в п. п. 2, 3 Предписания не являются очевидными. При этом вопрос о праве конкретного работника РУ ФСКН России по АО на доплату за совмещение, может быть разрешен в рамках рассмотрения индивидуально трудового спора.
Что касается п. 1 предписания, то он не содержит указания на конкретное нарушение заявителем трудового законодательства и требование о его устранении.
При таких обстоятельствах вывод суда о законности акта проверки в части соответствующей пунктам 1, 2, 3 предписания N <...> от 27 мая 2013 года, а также о законности пунктов 1, 2, 3 указанного предписания является ошибочным, основанным на неправильно установленных обстоятельствах, имеющих значение для дела, неправильном применении норм материального права, в связи с чем решение суда в этой части подлежит отмене. В остальной части решение суда является законным и обоснованным.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 328 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
решение Октябрьского районного суда города Архангельска от 10 июля 2013 года отменить в части отказа в удовлетворении требований о признании незаконными п. п. 1, 2, 3 предписания и акта в соответствующей части, принять по делу новое решение, которым заявление Регионального управления Федеральной службы по контролю за оборотом наркотиков России по Архангельской области удовлетворить частично.
Признать незаконными пункты 1, 2, 3 предписания Государственной инспекции труда в Архангельской области и Ненецком автономном округе от 27 мая 2013 года N <...> и акт Государственной инспекции труда в Архангельской области и Ненецком автономном округе от 27 мая 2013 года N <...> в части указанных пунктов.
В остальной части в удовлетворении требований Регионального управления Федеральной службы по контролю за оборотом наркотиков России по Архангельской области - отказать.
Председательствующий
Н.Б.ГУДУШИН
Судьи
И.А.ПЫЖОВА
Н.П.РАССОШЕНКО
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DAYWORK.RU | Кадровая служба предприятия" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ АРХАНГЕЛЬСКОГО ОБЛАСТНОГО СУДА ОТ 19.09.2013 ПО ДЕЛУ N 33-5478
Разделы:Трудовые отношения
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
АРХАНГЕЛЬСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 19 сентября 2013 г. по делу N 33-5478
Судья: Романова Е.В.
Докладчик: Пыжова И.А.
Судебная коллегия по гражданским делам Архангельского областного суда в составе:
председательствующего Гудушина Н.Б.,
судей Пыжовой И.А., Рассошенко Н.П.,
при секретаре М.,
рассмотрела в открытом судебном заседании в городе Архангельске 19 сентября 2013 года дело по апелляционной жалобе регионального управления ФСКН России по Архангельской области на решение Октябрьского районного суда города Архангельска от 10 июля 2013 года, которым постановлено:
"в удовлетворении заявления Регионального управления Федеральной службы по контролю за оборотом наркотиков России по Архангельской области об оспаривании акта Государственной инспекции труда в Архангельской области и Ненецком автономном округе от 27 мая 2013 года N <...> и предписания Государственной инспекции труда в Архангельской области и Ненецком автономном округе от 27 мая 2013 года N <...> отказать".
Заслушав доклад судьи Пыжовой И.А., судебная коллегия
установила:
региональное управление Федеральной службы по контролю за оборотом наркотиков России по Архангельской области (далее по тексту - РУ ФСКН России по АО) обратилось в суд с заявлением об оспаривании акта Государственной инспекции труда в Архангельской области и Ненецком автономном округе от 27 мая 2013 года N <...> и предписания Государственной инспекции труда в Архангельской области и Ненецком автономном округе (далее по тексту - Инспекция) от 27 мая 2013 года N <...>.
В обоснование заявленных требований указано, что на основании распоряжения руководителя Инспекции от 23 апреля 2013 года в отношении РУ ФСКН России по АО в период с 23 апреля 2013 года по 27 мая 2013 года была проведена внеплановая документарная проверка. По результатам указанной проверки составлен акт от 27 мая 2013 года N <...>, которым установлено, что работодателем не в полной мере соблюдается трудовое законодательство в части соблюдения условий коллективного договора, соглашений и трудовых договоров. Так, не соблюдается п. 4.3 раздела IV Коллективного договора, согласно которому, работнику должна производиться доплата при совмещении профессий (должностей), расширении зон обслуживания, увеличения объема работ или исполнение обязанностей временно отсутствующего работника без освобождения от работы, определенной трудовым договором. Работникам режимно-секретного отдела производятся доплаты только за исполнение обязанностей временно отсутствующего работника по причине болезни. В остальных случаях доплаты за совмещение профессий (должностей), расширение зон обслуживания и исполнение обязанностей временно отсутствующего работника (нахождение в ежегодном отпуске) не производятся в нарушение требований ст. 151 Трудового кодекса РФ.
Также указанным актом установлено, что на момент проведения проверки работодателем не проведена аттестация всех рабочих мест по условиям труда (из 40 рабочих мест аттестация по условиям труда проведена в отношении 8) в нарушение ст. 212 Трудового кодекса РФ, ч. 1 п. 1 Порядка проведения аттестации рабочих мест по условиям труда, утвержденного приказом Минздравсоцразвития России от 26 апреля 2011 года N 342н.
Вынесенным по результатам проверки предписанием от 27 мая 2013 года N <...> на заявителя возложена обязанность соблюдать трудовое законодательство и иные нормативные правовые акты, содержащие нормы трудового права, локальные нормативные акты, условия коллективного договора, соглашений и трудовых договоров (ст. 22 Трудового кодекса РФ); работникам, выполняющим наряду со своей основной работой дополнительную работу по другой профессии (должности) или обязанности временно отсутствующего работника без освобождения от основной работы, производить доплату за совмещение, размер которой устанавливать по соглашению сторон (ст. 151 Трудового кодекса РФ); произвести выборку работ, выполненных каждым работником режимно-секретного отдела наряду со своей основной работой за обязанности временно отсутствующего работника (нахождением в ежегодном оплачиваемом отпуске) без освобождения от основной работы и оплатить их согласно ст. 151 Трудового кодекса РФ; обеспечить подготовку к аттестации рабочих мест по условиям труда.
Полагали, что оспариваемые акт и предписание являются незаконными.
В частности относительно п. п. 1 - 3 предписания указали, что главным распорядителем федеральных бюджетных средств по линии органов наркоконтроля является ФСКН России. Приказом ФСКН России от 16 марта 2009 года N 122 утвержден Порядок формирования фонда оплаты труда работников органов наркоконтроля, согласно которому в расчет фонда оплаты труда работников не включаются доплаты за совмещение должностей, за расширение зон обслуживания и исполнения обязанностей временно отсутствующего работника. Указанные доплаты производятся в пределах экономии фонда заработной платы. Таким образом, действия РУ ФСКН полностью соответствовали ведомственному нормативному акту, применение которого является обязательным для Регионального управления.
В обоснование несогласия с п. 4 предписания указали на отсутствие финансовых средств необходимых для проведения аттестации всех рабочих мест. Считают, что к участию в проверке следовало привлечь ФСКН России как главного распорядителя федеральных бюджетных средств по линии органов наркоконтроля.
Просили признать незаконными и отменить акт Инспекции от 27 мая 2013 года N <...> и предписание Инспекции от 27 мая 2013 года N <...>.
В судебном заседании представитель заявителя Г. поддержал заявление по изложенным в нем основаниям.
Представитель Инспекции Н. с заявленными требованиями не согласилась. Пояснила, что приказ ФСКН России от 16 марта 2009 года N 122 "Об утверждение Порядка формирования фонда оплаты труда работников органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ" не подлежит применению, как не соответствующий положениям трудового законодательства. Отсутствие денежных средств на проведение аттестации не может служить основанием для освобождения заявителя от выполнения требований законодательства. Просила отказать в удовлетворении заявления.
Суд вынес решение, с которым не согласилось РУ ФСКН. В поданной апелляционной жалобе просит отменить решение суда в связи с нарушением судом норм материального права.
В обоснование жалобы приведены доводы, аналогичные указанным в заявлении. Полагают, что суд необоснованно отклонил довод заявителя о том, что Региональное управление в своей деятельности обязано исполнять и применять ведомственные нормативные акты, в том числе, утвержденный Приказом ФСКН России от 16 марта 2009 года N 122 Порядок формирования фонда оплаты труда работников органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, в соответствии с которым производятся доплаты сотрудникам ФСКН за совмещение профессий (должностей), расширении зон обслуживания, увеличения объема работ или исполнение обязанностей временно отсутствующего работника.
Указывает, что судом дана ненадлежащая оценка доводам заявителя об отсутствии финансирования, необходимого для проведения аттестации рабочих мест, а также о необходимости привлечения в ходе проверки ФСКН России как главного распорядителя федеральных бюджетных средств по линии наркоконтроля.
Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии с ч. 1 ст. 254 ГПК РФ гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы.
В силу ч. 3 ст. 37 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены, на вознаграждение за труд без какой бы то ни было дискриминации и не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда, а также право на защиту от безработицы.
Основные обязанности работодателя, а также его обязанности по обеспечению безопасных условий и охраны труда закреплены в ст. ст. 22, 212 Трудового кодекса РФ.
Согласно ст. 220 ТК РФ государство гарантирует работникам защиту их права на труд в условиях, соответствующих требованиям охраны труда.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, на основании распоряжения заместителя руководителя Государственной инспекции труда в Архангельской области и Ненецком автономном округе от 23 апреля 2013 года N <...> в отношении РУ ФСКН России по АО в период с 23 апреля 2013 года по 27 мая 2013 года была проведена внеплановая документарная проверка, в ходе которой были выявлены нарушения трудового законодательства.
Так, в акте проверки от 27 мая 2013 года N <...> указано, что работодателем не в полной мере соблюдаются условия коллективного трудового договора, соглашений и трудовых договоров, чем нарушаются требования ст. ст. 22, 151 Трудового кодекса РФ, а именно работодателем не выполняются обязанности, вытекающие из положений п. 4.3 раздела IV коллективного договора РУ ФСКН России по АО на 2011 - 2014 гг., которым установлено, что работнику должна производиться доплата при совмещении профессий (должностей), расширении зон обслуживания, увеличения объема работ или исполнения обязанностей временно отсутствующего работника без освобождения от работы, определенной трудовым договором. В частности, работодателем производятся доплаты только за исполнение обязанностей временно отсутствующего работника по причине болезни. В остальных случаях доплаты за совмещение профессий, расширение зон обслуживания и исполнение обязанностей временно отсутствующего работника (нахождение в ежегодном отпуске) не производится.
На момент проверки работодателем не проведена аттестация всех рабочих мест по условиям труда (количество рабочих мест - 40, аттестация по условиям труда проведена на 8 рабочих местах), чем допущено нарушение ст. 212 Трудового кодекса РФ, п. 4 ч. 1 Порядка проведения аттестации рабочих мест по условиям труда, утвержденного приказом Минздравсоцразвития России от 26 апреля 2011 года N 342н.
По итогам проведенной проверки в отношении заявителя вынесено предписание от 27 мая 2013 года N <...>, которым возложена обязанность устранить нарушения трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права в срок до 27 июня 2013 года, а именно предписано:
- 1. Соблюдать трудовое законодательство и иные нормативные правовые акты, содержащие нормы трудового права, локальные нормативные акты, условия коллективного договора, соглашений и трудовых договоров (ст. 22 Трудового кодекса);
- 2. Работникам, выполняющим наряду со своей основной работой дополнительную работу по другой профессии (должности) или обязанности временно отсутствующего работника без освобождения от основной работы, производить доплату за совмещение, размер которой устанавливать по соглашению сторон (ст. 151 Трудового кодекса РФ);
- 3. Произвести выборку работ, выполненных каждым работником режимно-секретного отдела наряду со своей основной работой за обязанности временно отсутствующего работника (нахождением в ежегодном оплачиваемом отпуске) без освобождения от основной работы и оплатить их согласно ст. 151 Трудового кодекса РФ, в ответе указать Ф.И.О., должность работников и размер выплаченных сумм;
- 4. Обеспечить подготовку к аттестации рабочих мест по условиям труда: составить перечень всех рабочих мест; составить перечень рабочих мест с выявленными опасными и вредными факторами производственной среды, подлежащими инструментальной оценке, с целью определения фактических значений их параметров; издать приказ для организации и проведения аттестации рабочих мест по условиям труда; создать в соответствии с приказом аттестационную комиссию организации и при необходимости комиссии в структурных подразделениях, назначить председателя аттестационной комиссии и ответственных за составление, ведение и хранение документации по аттестации рабочих мест по условиям труда, определить сроки и график проведения работ по аттестации рабочих мест по условиям труда (ст. 212 Трудового кодекса РФ).
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции пришел к выводу о законности оспариваемых заявителем акта проверки N <...> от 27 мая 2013 года и предписания N <...> от 27 мая 2013 года.
Судебная коллегия считает правильным вывод суда в части касающейся нарушения заявителем положений ст. 212 ТК РФ, а именно неисполнение обязанности по обеспечению проведения аттестации рабочих мест.
В соответствии со ст. 212 Трудового кодекса РФ работодатель обязан обеспечить проведение аттестации рабочих мест по условиям труда с последующей сертификацией организации работ по охране труда.
Согласно п. 4 Порядка проведения аттестации рабочих мест по условиям труда, утвержденного приказом Минздравсоцразвития России от 26 апреля 2011 года N 342н, аттестации подлежат рабочие места работодателя, в том числе, рабочие места, организованные при создании юридического лица или регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя, а также организованные по завершении строительства, реконструкции, технического перевооружения производственных объектов, производства и внедрения новой техники или новых технологий, влияющих на уровни показателей факторов производственной среды и трудового процесса (далее - вновь организованные рабочие места), на которых заняты работники, трудовая функция которых предусматривает: работу с оборудованием, машинами, механизмами, установками, устройствами, аппаратами, транспортными средствами; эксплуатацию, обслуживание, испытание, наладку и ремонт оборудования, машин, механизмов, установок, устройств, аппаратов, транспортных средств; работу с источниками опасностей, способными оказывать вредное воздействие на работника, определяемые аттестационной комиссией исходя из критериев оценки условий труда; использование электрифицированного, механизированного или иного ручного инструмента; хранение, перемещение и (или) применение сырья и материалов.
Согласно п. 6 указанного Порядка обязанности по обеспечению проведения аттестации возлагаются на работодателя. Аттестацию проводят совместно работодатель и аттестующая организация, привлекаемая работодателем для выполнения работ по аттестации, на основании договора гражданско-правового характера.
Судом первой инстанции достоверно установлено, что на момент проверки заявителем не проведена аттестация всех рабочих мест по условиям труда.
При этом отсутствие финансирования необходимого для проведения аттестации не является основанием для освобождения работодателя от исполнения обязанности, предусмотренной законом.
Таким образом, вывод суда о законности п. 4 предписания N <...> от 27 мая 2013 года является правильным. Доводы апелляционной жалобы об обратном, судебная коллегия считает несостоятельными.
Также необоснованным является довод подателя жалобы о необходимости привлечения к участию в проверке ФСКН России. Непосредственным работодателем сотрудников Управления является РУ ФСКН России по АО, следовательно, оснований для привлечения федерального органа к проверке у Инспекции не имелось.
Между тем, вывод суда о законности акта и соответствующих ему пунктов 1 - 3 предписания, является ошибочным в силу следующего.
Согласно ст. 22 Трудового кодекса РФ работодатель обязан соблюдать трудовое законодательство и иные нормативные правовые акты, содержащие нормы трудового права, локальные нормативные акты, условия коллективного договора, соглашений и трудовых договоров; выплачивать в полном размере причитающуюся работникам заработную плату в сроки, установленные в соответствии с названным Кодексом, коллективным договором, правилами внутреннего трудового распорядка, трудовыми договорами.
В соответствии с ч. ч. 1, 2 ст. 60.2 Трудового кодекса РФ с письменного согласия работника ему может быть поручено выполнение в течение установленной продолжительности рабочего дня (смены) наряду с работой, определенной трудовым договором, дополнительной работы по другой или такой же профессии (должности) за дополнительную оплату (статья 151 настоящего Кодекса). Поручаемая работнику дополнительная работа по другой профессии (должности) может осуществляться путем совмещения профессий (должностей). Поручаемая работнику дополнительная работа по такой же профессии (должности) может осуществляться путем расширения зон обслуживания, увеличения объема работ. Для исполнения обязанностей временно отсутствующего работника без освобождения от работы, определенной трудовым договором, работнику может быть поручена дополнительная работа как по другой, так и по такой же профессии (должности).
В силу ст. 151 Трудового кодекса РФ при совмещении профессий (должностей), расширении зон обслуживания, увеличении объема работы или исполнении обязанностей временно отсутствующего работника без освобождения от работы, определенной трудовым договором, работнику производится доплата. Размер доплаты устанавливается по соглашению сторон трудового договора с учетом содержания и (или) объема дополнительной работы (статья 60.2 настоящего Кодекса).
В соответствии с п. 4.3 раздела 4 коллективного договора N <...> РУ ФСКН России по АО на 2011 - 2014 годы при совмещении профессий (должностей), расширении зон обслуживания, увеличении объема работы или исполнении обязанностей временно отсутствующего работника без освобождения от работы, определенной трудовым договором, работнику производится доплата.
Размер доплаты устанавливается по соглашению сторон трудового договора с учетом содержания и (или) объема дополнительной работы на основании нормативного правового акта ФСКН России.
В соответствии со ст. 357 Трудового кодекса РФ в случае обращения профсоюзного органа, работника или иного лица в государственную инспекцию труда по вопросу, находящемуся на рассмотрении соответствующего органа по рассмотрению индивидуального или коллективного трудового спора (за исключением исков, принятых к рассмотрению судом, или вопросов, по которым имеется решение суда), государственный инспектор труда при выявлении очевидного нарушения трудового законодательства или иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, имеет право выдать работодателю предписание, подлежащее обязательному исполнению. Данное предписание может быть обжаловано работодателем в суд в течение десяти дней со дня его получения работодателем или его представителем.
Вывод суда о незаконности п. п. 2, 3 предписания сделан без учета положений ст. 357 ТК РФ, а также ведомственных нормативных актов регулирующих порядок формирования фонда оплаты труда работников наркоконтроля.
Вместе с тем судебная коллегия считает, что указанные в пунктах 2 и 3 предписания нарушения не являются очевидными.
Доводы подателя жалобы о том, что утвержденный приказом ФСКН России N 122 от 16 марта 2009 года порядок формирования фонда оплаты труда работников органов наркоконтроля, в соответствии с которым производятся доплаты сотрудникам ФСКН за совмещение профессий (должностей), расширении зон обслуживания, увеличения объема работ или исполнение обязанностей временно отсутствующего работника, является обязательным для исполнения Региональным Управлением, заслуживают внимания.
Указом Президента РФ от 28 июля 2004 года N 976 "Вопросы Федеральной службы Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков" утверждено Положение о Федеральной службе Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков.
Согласно п. п. 1, 5 Положения Федеральная служба Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков (ФСКН России) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики, нормативно-правовому регулированию, контролю и надзору в сфере оборота наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, а также в области противодействия их незаконному обороту.
ФСКН России осуществляет свою деятельность непосредственно и (или) через входящие в ее систему региональные управления ФСКН России, управления (отделы) ФСКН России по субъектам Российской Федерации (далее - территориальные органы), межрайонные, городские (районные) органы наркоконтроля, входящие в структуру территориальных органов, а также через организации и подразделения, созданные в установленном законодательством Российской Федерации порядке для реализации задач, возложенных на ФСКН России.
ФСКН России осуществляет, в том числе, материально-техническое и финансовое обеспечение деятельности органов наркоконтроля (пп. 39 п. 8 Положения).
Согласно п. 11 Положения ФСКН России возглавляет директор Федеральной службы Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков (далее - директор), назначаемый на должность и освобождаемый от должности Президентом Российской Федерации.
Директор издает нормативные правовые акты ФСКН России, организует проверку их исполнения (пп. 9 п. 12 Положения).
Приказом ФСКН РФ от 27 июня 2008 года N 199 утверждено Типовое положение о региональном управлении Федеральной службы Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков и управлении Федеральной службы Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков по субъекту Российской Федерации, в соответствии с которым Региональное управление Федеральной службы Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков и управление Федеральной службы Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков по субъекту Российской Федерации (далее - Управление) являются территориальными органами Федеральной службы Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков, входящими в систему органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ и обеспечивающими в пределах своей компетенции на территории оперативного обслуживания выполнение задач, возложенных на Федеральную службу Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков (п. 1).
Управление в своей деятельности руководствуется Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, федеральными законами, указами и распоряжениями Президента Российской Федерации, постановлениями и распоряжениями Правительства Российской Федерации, международными договорами Российской Федерации, нормативными правовыми актами ФСКН России, а также настоящим Типовым положением (п. 2).
Управление в своей деятельности подотчетно директору ФСКН России (п. 5).
- Управление организует и осуществляет свою деятельность на плановой основе в соответствии с требованиями нормативных правовых актов ФСКН России, с соблюдением принципов единоначалия при принятии решений и персональной ответственности сотрудников (пп. 1 п. 10);
- осуществляет материально-техническое и финансовое обеспечение в порядке, установленном нормативными правовыми актами ФСКН России (пп. 2 п. 10).
Согласно п. 2 Порядка формирования фонда оплаты труда работников органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, утвержденного Приказом ФСКН России от 16 марта 2009 года N 122, в расчет фонда оплаты труда работников не включаются доплаты за совмещение профессий (должностей), за расширение зоны обслуживания и исполнение обязанностей временно отсутствующего работника. Указанные доплаты производятся в пределах экономии фонда заработной платы.
Указанный Порядок утвержден ФСКН России в соответствии с п. 8 Постановления Правительства РФ от 05 августа 2008 года N 583 "О введении новых систем оплаты труда работников федеральных бюджетных и казенных учреждений и федеральных государственных органов, а также гражданского персонала воинских частей, учреждений и подразделений федеральных органов исполнительной власти, в которых законом предусмотрена военная и приравненная к ней служба, оплата труда которых в настоящее время осуществляется на основе Единой тарифной сетки по оплате труда работников федеральных государственных учреждений".
Кроме того, по вопросу осуществления вышеуказанных доплат в материалы проверки представлено разъяснение финансово-экономического управления Департамента тылового и финансового обеспечения ФСКН России от 13 декабря 2012 года, адресованное начальнику РУ ФСКН России по Архангельской области, из которого следует, что денежные средства, образовавшиеся за счет экономии фонда заработной платы, могут быть использованы на доплаты, но только по решению директора ФСКН России.
Таким образом, порядок осуществления доплат работникам ФСКН за совмещение профессий (должностей), расширение зон обслуживания, увеличение объема работы или исполнение обязанностей временно отсутствующего работника без освобождения от работы, определенной трудовым договором, урегулирован нормативным правовым актом ФСКН России, который является обязательным для исполнения РУ ФСКН России по Архангельской области.
Из материалов проверки следует, что доплаты за совмещение, заявителем в ряде случаев производятся. С учетом наличия ведомственного нормативного правового регулирования в рассматриваемой сфере нарушения, указанные в п. п. 2, 3 Предписания не являются очевидными. При этом вопрос о праве конкретного работника РУ ФСКН России по АО на доплату за совмещение, может быть разрешен в рамках рассмотрения индивидуально трудового спора.
Что касается п. 1 предписания, то он не содержит указания на конкретное нарушение заявителем трудового законодательства и требование о его устранении.
При таких обстоятельствах вывод суда о законности акта проверки в части соответствующей пунктам 1, 2, 3 предписания N <...> от 27 мая 2013 года, а также о законности пунктов 1, 2, 3 указанного предписания является ошибочным, основанным на неправильно установленных обстоятельствах, имеющих значение для дела, неправильном применении норм материального права, в связи с чем решение суда в этой части подлежит отмене. В остальной части решение суда является законным и обоснованным.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 328 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
решение Октябрьского районного суда города Архангельска от 10 июля 2013 года отменить в части отказа в удовлетворении требований о признании незаконными п. п. 1, 2, 3 предписания и акта в соответствующей части, принять по делу новое решение, которым заявление Регионального управления Федеральной службы по контролю за оборотом наркотиков России по Архангельской области удовлетворить частично.
Признать незаконными пункты 1, 2, 3 предписания Государственной инспекции труда в Архангельской области и Ненецком автономном округе от 27 мая 2013 года N <...> и акт Государственной инспекции труда в Архангельской области и Ненецком автономном округе от 27 мая 2013 года N <...> в части указанных пунктов.
В остальной части в удовлетворении требований Регионального управления Федеральной службы по контролю за оборотом наркотиков России по Архангельской области - отказать.
Председательствующий
Н.Б.ГУДУШИН
Судьи
И.А.ПЫЖОВА
Н.П.РАССОШЕНКО
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DAYWORK.RU | Кадровая служба предприятия" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)