Судебные решения, арбитраж

РЕШЕНИЕ АРХАНГЕЛЬСКОГО ОБЛАСТНОГО СУДА ОТ 26.12.2014 ПО ДЕЛУ N 3-106/2014

Разделы:
Трудовые отношения

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



АРХАНГЕЛЬСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ
от 26 декабря 2014 г. по делу N 3-106


Архангельский областной суд в составе:
председательствующего судьи Рассошенко Н.П.
при секретаре О.
с участием прокуроров областной прокуратуры Акулича С.П. и Лепеха К.В.
рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Архангельске 26 декабря 2014 года дело по заявлению заместителя прокурора Архангельской области о признании противоречащим федеральному законодательству и недействующим абзаца седьмого статьи 7 областного закона от 10.11.2004 N 260-33-ОЗ "Об оплате труда работников государственных учреждений Архангельской области, гарантиях и компенсациях для лиц, работающих в государственных учреждениях Архангельской области, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях" (в редакции областного закона от 14.11.2014 N 207-12-ОЗ),

установил:

Постановлением Архангельского областного Собрания депутатов от 10 ноября 2004 года N 889 принят областной закон N 260-33-ОЗ "Об оплате труда работников государственных учреждений Архангельской области, гарантиях и компенсациях для лиц, работающих в государственных учреждениях Архангельской области, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях" (далее - областной закон), подписанный Главой администрации Архангельской области.
В первоначальной редакции областной закон опубликован в газете "Волна" 26 ноября 2004 года N 45.
В дальнейшем в областной закон неоднократно вносились изменения и дополнения.
В настоящее время областной закон действует в редакции, созданной областным законом от 14 ноября 2014 года N 207-12-ОЗ "О внесении изменений в отдельные областные законы и признании утратившими силу отдельных областных законов", который подписан Губернатором Архангельской области и официально опубликован в газете "Волна" 25 ноября 2014 года N 46.
Абзацами первым - четвертым статьи 7 областного закона предусмотрено, что лицам, заключившим трудовые договоры для выполнения работы в государственных учреждениях Архангельской области, органах государственной власти Архангельской области и иных государственных органах Архангельской области, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, и прибывшим в соответствии с этими договорами из других регионов Российской Федерации, за счет средств работодателя предоставляются следующие гарантии и компенсации:
- единовременное пособие в размере двух окладов (должностных окладов), ставок заработной платы и единовременное пособие на каждого прибывающего с ним члена его семьи в размере половины оклада (должностного оклада), ставки заработной платы работника;
- оплата стоимости проезда работника и членов его семьи в пределах территории Российской Федерации по фактическим расходам, а также стоимости провоза багажа не более пяти тонн на семью по фактическим расходам, но не свыше тарифов, предусмотренных для перевозки железнодорожным транспортом;
- оплачиваемый отпуск продолжительностью семь календарных дней для обустройства на новом месте.
Пунктом вторым статьи 3 областного закона от 14 ноября 2014 года N 207-12-ОЗ "О внесении изменений в отдельные областные законы и признании утратившими силу отдельных областных законов" статья 7 дополнена новым абзацем седьмым следующего содержания:
Гарантии и компенсации, предусмотренные абзацами первым - четвертым настоящей статьи, предоставляются работнику, если соответствующие условия включены в трудовой договор, заключенный с ним работодателем.
Заместитель прокурора Архангельской области обратился в суд с заявлением о признании противоречащим федеральному законодательству и недействующим абзаца седьмого статьи 7 данного областного закона.
В обоснование заявленных требований указал, что данная норма закона, как допускающая полный отказ в предоставлении гарантий и компенсаций в случае, если условия об этом не будут включены в трудовой договор, не соответствует части 5 статьи 326 Трудового кодекса РФ, правовой позиции Конституционного Суда РФ, изложенной в Постановлении от 09.02.2012 N 2-П. Кроме того, поскольку получение работником гарантий и компенсаций ставится в зависимость от усмотрения работодателя, неопределенность условий и оснований принятия работодателем решений в соответствии с подпунктом "а" пункта 3 Методики проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов, утвержденной Постановлением Правительства РФ от 26.02.2010 N 96, относится к коррупциогенным факторам.
В судебном заседании прокуроры Акулич С.П. и Лепеха К.В. заявленные требования поддержали.
Представители заинтересованных лиц Архангельского областного Собрания депутатов Ч. и Губернатора Архангельской области З. с заявленными требованиями не согласились. Пояснили, что в соответствии с абзацем седьмым статьи 7 областного закона условия о предоставлении гарантий и компенсаций для лиц, заключивших трудовые договоры и после этого прибывших на территорию Архангельской области, обязательно должны быть включены в трудовой договор. Дополнение статьи седьмой абзацем седьмым было вызвано тем, чтобы исключить случаи предоставления гарантий и компенсаций лицам, которые сначала прибыли в Архангельскую область для работы, а затем заключили трудовые договоры, поскольку Архангельская область заинтересована, прежде всего, в наиболее ценных и опытных кадрах, которые приглашены работодателем из других регионов и вправе претендовать на предоставление гарантий и компенсаций в соответствии со статьей 7 областного закона, но только в том случае, если условия об этом будут включены в трудовой договор.
Заслушав пояснения лиц, участвующих в деле, исследовав письменные материалы дела, суд находит требования заместителя прокурора области подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
Судом установлено, что областной закон N 260-33-ОЗ "Об оплате труда работников государственных учреждений Архангельской области, гарантиях и компенсациях для лиц, работающих в государственных учреждениях Архангельской области, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях" в первоначальной редакции был опубликован в газете "Волна" 26 ноября 2004 года N 45. В настоящее время действует в редакции областного закона от 14 ноября 2014 года N 207-12-ОЗ "О внесении изменений в отдельные областные законы и признании утратившими силу отдельных областных законов", официально опубликованного в газете "Волна" 25 ноября 2014 года N 46.
Таким образом, областной закон является действующим нормативным правовым актом.
В соответствии с пунктом "к" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации трудовое законодательство отнесено к предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
Согласно части 2 статьи 76 Конституции РФ по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации.
В силу статьи 3 Федерального закона от 06.10.1999 N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам, принятым по предметам ведения Российской Федерации и предметам совместного ведения. В случае противоречия между федеральным законом и иным актом, изданным в Российской Федерации, действует федеральный закон.
В соответствии с частью 1 статьи 326 Трудового кодекса РФ лицам, заключившим трудовые договоры о работе в федеральных государственных органах, государственных внебюджетных фондах Российской Федерации, федеральных государственных учреждениях, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, и прибывшим в соответствии с этими договорами из других регионов Российской Федерации, за счет средств работодателя предоставляются следующие гарантии и компенсации:
- единовременное пособие в размере двух месячных тарифных ставок, окладов (должностных окладов) и единовременное пособие на каждого прибывающего с ним члена его семьи в размере половины месячной тарифной ставки, оклада (должностного оклада) работника;
- оплата стоимости проезда работника и членов его семьи в пределах территории Российской Федерации по фактическим расходам, а также стоимости провоза багажа не свыше пяти тонн на семью по фактическим расходам, но не свыше тарифов, предусмотренных для перевозки железнодорожным транспортом;
- оплачиваемый отпуск продолжительностью семь календарных дней для обустройства на новом месте.
Согласно части 5 статьи 326 ТК РФ размер, условия и порядок компенсации расходов, связанных с переездом, лицам, заключившим трудовые договоры о работе в государственных органах субъектов Российской Федерации, государственных учреждениях субъектов Российской Федерации, и работникам указанных органов, учреждений устанавливаются нормативными правовыми актами органов государственной власти субъектов Российской Федерации, лицам, заключившим трудовые договоры о работе в органах местного самоуправления, муниципальных учреждениях, и работникам указанных органов, учреждений - нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, лицам, заключившим трудовые договоры о работе у других работодателей, и работникам данных работодателей - коллективными договорами, локальными нормативными актами, принимаемыми с учетом мнения выборных органов первичных профсоюзных организаций, трудовыми договорами.
Статья 7 областного закона содержит тот же перечень гарантий и компенсаций, что и установленный частью 1 статьи 326 ТК РФ.
Вместе с тем, абзацем 7 статьи 7 областного закона предусмотрено условие, при котором данные гарантии и компенсации предоставляются работнику, а именно, если соответствующие условия включены в трудовой договор, заключенный с ним работодателем.
Таким образом, областной законодатель предоставил работодателю возможность произвольного усмотрения предоставления указанных гарантий и компенсаций, допустив возможность полного отказа в их предоставлении, в случае, если условия об этом не включены в трудовой договор, заключенный с работником.
Однако, отказ от предоставления гарантий и компенсаций не соответствует принципам трудового законодательства, закрепленным в статье 2 ТК РФ, согласно которой исходя из общепризнанных принципов и норм международного права и в соответствии с Конституцией Российской Федерации основными принципами правового регулирования трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений признаются, в том числе: запрещение дискриминации в сфере труда, равенство прав и возможностей работников.









































© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DAYWORK.RU | Кадровая служба предприятия" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)