Судебные решения, арбитраж

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ ХАБАРОВСКОГО КРАЕВОГО СУДА ОТ 24.01.2014 ПО ДЕЛУ N 33-407/2014(33-8693/2013)

Разделы:
Трудовые отношения

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ХАБАРОВСКИЙ КРАЕВОЙ СУД

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 24 января 2014 г. по делу N 33-407/2014(33-8693/2013)


Судья: Сахновская О.Ю.

Судебная коллегия по гражданским делам Хабаровского краевого суда в составе:
председательствующего: Кочуковой Г.Н.,
судей Хуснутдиновой И.И. Бузыновской Е.А.
при секретаре Х.
рассмотрела в судебном заседании гражданское дело по иску Б.С. к Структурному подразделению Комсомольская ТЭЦ-2, Открытому акционерному обществу "Дальневосточная генерирующая компания" о взыскании стоимости проезда к месту отдыха и обратно, по апелляционной жалобе представителя ОАО "ДГК" - Б.И. на решение Центрального районного суда г. Комсомольска-на-Амуре Хабаровского края от 23 октября 2013 года.
Заслушав доклад судьи Кочуковой Г.Н., пояснения представителя ОАО "Дальневосточная генерирующая компания" - К., пояснения Б.С., судебная коллегия

установила:

Б.С. обратился в суд с иском к Структурному подразделению Комсомольская ТЭЦ-2, ОАО "Дальневосточная генерирующая компания" о взыскании стоимости проезда к месту отдыха и обратно.
В обоснование заявленных требований указал, что он осуществляет свою трудовую деятельность в СП Комсомольская ТЭЦ-2, филиал "Хабаровская генерация" ОАО "ДГК" с ДД.ММ.ГГГГ. ДД.ММ.ГГГГ ему предоставлен очередной отпуск с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, в период которого он находился на отдыхе в Турции. Перелет к месту отдыха осуществлялся из г. Хабаровска до г. Анталия чартерным рейсом. Стоимость перелета, согласно справке туристической компании "PEGAS" до государственной границы РФ составила <данные изъяты> Он обратился к работодателю за компенсацией понесенных им расходов. В устной форме в выплате компенсации ему было отказано.
Просил взыскать в его пользу <данные изъяты>., в том числе <данные изъяты> - стоимость билета от г. Комсомольска-на-Амуре до г. Хабаровска, <данные изъяты> - стоимость перелета от г. Хабаровска до г. Анталия и обратно, <данные изъяты> - стоимость билета от г. Хабаровска до г. Комсомольска-на-Амуре.
Решением Центрального районного суда г. Комсомольска-на-Амуре Хабаровского края от 23 октября 2013 года исковые требования Б.С. удовлетворены.
С ОАО "ДГК" в пользу Б.С. взыскана стоимость проезда к месту проведения отдыха и обратно в размере <данные изъяты>.
В удовлетворении исковых требований Б.С. к СП Комсомольская ТЭЦ-2 отказано.
С ОАО "ДГК" в доход местного бюджета взыскана государственная пошлина в размере <данные изъяты>
В апелляционной жалобе представитель ОАО "ДГК" - Б.И. просит решение суда отменить, ссылаясь на неправильное применение судом норм материального права. В жалобе указывает, что суд при разрешении спора применил нормативно-правовые акты, не подлежащие применению в данном случае, в частности, Правила компенсации расходов на оплату стоимости проезда и провоза багажа к месту использования отпуска и обратно для лиц, работающих в организациях, финансируемых из федерального бюджета, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, и членов их семей, утвержденные Постановлением Правительства РФ от 12 июня 2008 г. N 455, что неправомерно, поскольку ОАО "Дальневосточная генерирующая компания" не относится к организациям, финансируемым из федерального бюджета.
Принятым решением ОАО "ДГК" поставлено в более невыгодное положение, чем работодатели, финансируемые из бюджетов.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда.
В соответствии с ч. 1 ст. 325 Трудового кодекса РФ лица, работающие в организациях, финансируемых из федерального бюджета, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, имеют право на оплату один раз в два года за счет средств работодателя (организации, финансируемой из федерального бюджета) стоимости проезда в пределах территории Российской Федерации к месту использования отпуска и обратно любым видом транспорта (за исключением такси), в том числе личным, а также на оплату стоимости провоза багажа весом до 30 килограммов.
Размер, условия и порядок компенсации расходов на оплату стоимости проезда и провоза багажа к месту использования отпуска и обратно для лиц, работающих в организациях, финансируемых из бюджетов субъектов Российской Федерации, устанавливаются органами государственной власти субъектов Российской Федерации, в организациях, финансируемых из местных бюджетов, -органами местного самоуправления, у работодателей, не относящихся к бюджетной сфере,- коллективными договорами, локальными нормативными актами, принимаемыми с учетом мнения выборных органов первичных профсоюзных организаций, трудовыми договорами (ч. 8 ст. 325 Трудового кодекса РФ).
Аналогичные правила предусмотрены частями первой и седьмой статьи 33 Закона Российской Федерации от 19 февраля 1993 года N 4520-1 "О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях" (с последующими изменениями).
В соответствии со статьей 1 Закона Российской Федерации от 01 апреля 1993 года N 4730-1 "О государственной границе Российской Федерации" Государственная граница Российской Федерации есть линия и проходящая по этой линии вертикальная поверхность, определяющие пределы государственной территории (суши, вод, недр и воздушного пространства) Российской Федерации, то есть пространственный предел действия государственного суверенитета Российской Федерации.
Режим Государственной границы включает в себя правила пересечения Государственной границы лицами и транспортными средствами; перемещения через Государственную границу грузов, товаров и животных; пропуска через государственную границу лиц, товаров и животных и пр. (статья 7 указанного Закона).
Статьей 9 Закона определен порядок пересечения Государственной границы, в соответствий с которым пересечение Государственной границы на суше лицами и транспортными средствами осуществляется на путях международного железнодорожного, автомобильного сообщения либо в иных местах, определяемых международными договорами Российской Федерации или решениями Правительства Российской Федерации. Этими актами может определяться время пересечения Государственной границы, устанавливается порядок следования от Государственной границы до пунктов пропуска через Государственную границу и в обратном направлении; при этом не допускается высадка людей, выгрузка грузов, товаров, животных и прием их на транспортные средства.
Под пунктом пропуска через Государственную границу понимается территория в пределах железнодорожного, автомобильного вокзала, станции, морского, речного порта, аэропорта, аэродрома, открытого для международных сообщений (международных полетов), а также иное, специально оборудованное место, где осуществляются пограничный, а при необходимости и другие виды контроля и пропуск через Государственную границу лиц, транспортных средств, грузов, товаров и животных.
Указанной статьей также установлено, что воздушные суда пересекают государственную границу по специально выделенным воздушным коридорам пролета с соблюдением правил, устанавливаемых Правительством Российской Федерации и публикуемых в документах аэронавигационной информации. При этом, при следовании от Государственной границы до пунктов пропуска через Государственную границу и обратно, а также при транзитном пролете через воздушное пространство Российской Федерации воздушным судам установлены определенные запреты.
Аналогичный порядок пересечения Государственной границы установлен и пунктом 31 "Федеральных правил использования воздушного пространства Российской Федерации", утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 22.09.1999 г. N 1084, в соответствии с которым пересечение Государственной границы Российской Федерации воздушными судами при выполнении международных полетов осуществляется по специально выделенным воздушным коридорам пролета. При выполнении международных полетов по воздушной трассе и местной воздушной линии, открытых для международных полетов, специально выделенным воздушным коридором пролета Государственной границы Российской Федерации является место пересечения участка воздушной трассы и местной воздушной линии с линией государственной границы Российской Федерации.
Согласно ч. 4 ст. 8 ТК РФ нормы локальных нормативных актов, ухудшающие положение работников по сравнению с установленным трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, а также локальные нормативные акты, принятые без соблюдения установленного статьей 372 настоящего Кодекса порядка учета мнения представительного органа работников, не подлежат применению. В таких случаях применяются трудовое законодательство и иные нормативные правовые акты, содержащие нормы трудового права, коллективный договор, соглашения.
В соответствии со ст. 9 ТК РФ регулирование трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений может осуществляться путем заключения, изменения, дополнения работниками и работодателями коллективных договоров, соглашений, трудовых договоров. Коллективные договоры, соглашения, трудовые договоры не могут содержать условий, ограничивающих права или снижающих уровень гарантий работников по сравнению с установленными трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права. Если такие условия включены в коллективный договор, соглашение или трудовой договор, то они не подлежат применению.
Учитывая изложенное, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что установленное п. 5.3 Приложения N 12 к коллективному договору положение о том, что при следовании работника к месту отдыха, расположенному за пределами территории РФ, и связанному с пересечением государственной границы РФ, оплата стоимости проезда производиться работнику только до пункта пропуска через государственную граница, ухудшает положение работников по сравнению с установленным трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, в связи с чем, указанный пункт в данном случае не подлежит применению при рассмотрении настоящего спора.
Суд тщательно проанализировал законодательство регламентирующее спорные правоотношения, дал надлежащую оценку представленным доказательствам и пришел к обоснованному выводу о том, что исковое заявление подлежит удовлетворению.
Мотивы по которым суд пришел к таким выводам подробно изложены в решении и являются правильными.
Приведенные в апелляционной жалобе доводы на правильность вынесенного судом решения не влияют так как основаны на ошибочном толковании закона.
При таких обстоятельствах решение суда является законным и обоснованным, оснований для его отмены или изменения, в том числе и по доводам кассационной жалобы, не имеется.
Руководствуясь ст. 328 ГПК РФ, судебная коллегия

определила:

Решение Центрального районного суда г. Комсомольска-на-Амуре Хабаровского края от 23 октября 2013 года - оставить без изменения, апелляционную жалобу представителя ОАО "ДГК" - Б.И. - без удовлетворения.

Председательствующий
Г.Н.КОЧУКОВА

Судьи
И.И.ХУСНУТДИНОВА
Е.А.БУЗЫНОВСКАЯ















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DAYWORK.RU | Кадровая служба предприятия" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)