Судебные решения, арбитраж
Заключение трудового договора; Трудовые отношения
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Судья: Сериков В.А.
Судебная коллегия по гражданским делам Самарского областного суда в составе:
председательствующего Шилова А.Е.,
судей Емелина А.В., Хаировой А.Х.,
с участием прокурора Хлебниковой Е.В.,
при секретаре О.,
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционным жалобам мэрии городского округа Тольятти, Б. на решение Центрального районного суда г. Тольятти Самарской области от 20 марта 2013 года, которым постановлено:
"Иск прокурора г. Тольятти удовлетворить.
Признать незаконными действия мэрии г.о. Тольятти по заключению трудового договора от 06.06.2012 года с Б.
Обязать мэрию г.о. Тольятти прекратить трудовой договор с Б. по должности руководителя департамента экономического развития мэрии г.о. Тольятти".
Заслушав доклад судьи Самарского областного суда Шилова А.Е., заключение прокурора Хлебниковой Е.В., полагавшей решение суда оставить без изменения, судебная коллегия
установила:
Прокурор города Тольятти действуя в интересах Российской Федерации, муниципального образования и неопределенного круга лиц обратился в суд с иском к мэрии городского округа Тольятти, Б. о прекращении трудовых отношений.
В обоснование заявленных требований прокурор указал, что в ходе проверки соблюдения законодательства о муниципальной службе и противодействии коррупции в мэрии городского округа Тольятти установлено, что 06.06.2012 г. между ответчиками заключен трудовой договор, согласно которому Б. принят на работу в мэрию городского округа Тольятти на должность руководителя департамента экономического развития. При этом диплом о высшем образовании по специальности "Финансы и кредит" с присвоением квалификации "экономист" Б. выдан 07.10.2010 г.
До назначения на указанную должность Б. не имел стажа муниципальной (государственной) службы.
Стаж работы ответчика по специальности в соответствии с профилем деятельности составляет менее 5 лет, что является основанием для расторжения трудового договора по п. 11 ст. 77 и ст. 84 Трудового кодекса РФ.
Кроме того, Б. при принятии на муниципальную службу не указал в справке о доходах своих несовершеннолетних детей сведения об объектах недвижимого имущества, находящегося в их пользовании, а также полные сведения о доходах и имуществе супруги, что является самостоятельным основанием для расторжения трудового договора.
Ссылаясь на то, что трудовой договор с Б. заключен в нарушении требований, установленных Федеральным законом "О муниципальной службе в Российской Федерации" и Федеральным законом "О противодействии коррупции", прокурор города Тольятти, уточнив исковые требования, просил суд признать действия мэрии городского округа Тольятти по заключению трудового договора от 06.06.2012 года с Б. незаконными, обязать мэрию городского округа Тольятти прекратить трудовой договор с Б. по должности руководителя департамента экономического развития мэрии городского округа Тольятти.
Судом постановлено изложенное выше решение.
В апелляционных жалобах мэрия городского округа Тольятти и Б. просят решение суда отменить как незаконное и принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении исковых требований.
В судебном заседании апелляционной инстанции прокурор Хлебникова Е.В. просила решение суда оставить без изменения, апелляционные жалобы без удовлетворения.
Представитель мэрии городского округа Тольятти и Б. в судебное заседание апелляционной инстанции не явились, о времени и месте рассмотрения жалоб извещены надлежащим образом, в связи с чем в соответствии с положениями ч. 3 ст. 167, ч. 1 ст. 327 ГПК РФ судебная коллегия считает возможным рассмотреть апелляционные жалобы в отсутствие ответчиков.
Выслушав прокурора, проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционных жалоб, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда.
Согласно ч. 1 ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
В соответствии со статьей 42 Федерального закона от 06.10.2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" правовое регулирование муниципальной службы, включая требования к должностям муниципальной службы, определение статуса муниципального служащего, условия и порядок прохождения муниципальной службы, осуществляется федеральным законом, а также принимаемыми в соответствии с ним законами субъектов Российской Федерации, уставами муниципальных образований и иными муниципальными правовыми актами.
Согласно статье 2 Федерального закона от 02.03.2007 г. N 25-ФЗ "О муниципальной службе в Российской Федерации" муниципальная служба - профессиональная деятельность граждан, которая осуществляется на постоянной основе на должностях муниципальной службы, замещаемых путем заключения трудового договора (контракта). Нанимателем для муниципального служащего является муниципальное образование, от имени которого полномочия нанимателя осуществляет представитель нанимателя (работодатель).
Муниципальным служащим является гражданин, исполняющий в порядке, определенном муниципальными правовыми актами в соответствии с федеральными законами и законами субъекта Российской Федерации, обязанности по должности муниципальной службы за денежное содержание, выплачиваемое за счет средств местного бюджета (пункт 1 статья 10 указанного Закона).
Согласно статье 9 Федерального закона от 02.03.2007 г. N 25-ФЗ "О муниципальной службе в Российской Федерации" для замещения должностей муниципальной службы квалификационные требования предъявляются к уровню профессионального образования, стажу муниципальной службы (государственной службы) или стажу работы по специальности, профессиональным знаниям и навыкам, необходимым для исполнения должностных обязанностей, которые устанавливаются муниципальными правовыми актами на основе типовых квалификационных требований для замещения должностей муниципальной службы, которые определяются законом субъекта Российской Федерации в соответствии с классификацией должностей муниципальной службы.
Для категории "руководители" всех групп должностей необходимым условием является наличие высшего профессионального образования.
Для категорий "помощники (советники)", "специалисты" всех групп должностей необходимо образование не ниже среднего профессионального.
Для категории "обеспечивающие специалисты" всех групп должностей необходимо образование не ниже среднего (полного) общего.
К стажу муниципальной службы (государственной службы) или стажу работы по специальности устанавливаются следующие требования:
1) для должностей муниципальной службы категории "руководители" высшей группы - не менее двух лет работы на главных должностях муниципальной (государственной) службы либо на иных руководящих должностях;
2) для должностей муниципальной службы категории "руководители" иных групп - не менее одного года работы на ведущих должностях муниципальной (государственной) службы либо на иных руководящих должностях.
Квалификационные требования к уровню профессионального образования, стажу муниципальной службы (государственной службы) или стажу работы по специальности, профессиональным знаниям и навыкам муниципального служащего в Самарской области, необходимым для исполнения им должностных обязанностей, устанавливаются муниципальными правовыми актами с учетом задач и функций органа местного самоуправления, избирательной комиссии муниципального образования, лица, замещающего муниципальную должность.
Как следует из материалов дела, 06.06.2012 г. между мэрией городского округа Тольятти и Б. заключен трудовой договор N 5878 с работником мэрии, замещающим должность муниципальной службы, согласно которому Б. принят на работу в департамент экономического развития мэрии городского округа Тольятти.
Распоряжением мэра городского округа Тольятти N 1311-Б-а/1 от 09.06.2012 г., Б. принят на должность руководителя департамента экономического развития мэрии.
Из материалов дела видно, что до назначения Б. на должность муниципального служащего, он занимал следующие должности: в период с 09.10.2002 года по 17.07.2009 года - начальник управления качества и развития ЗАО "<данные изъяты>", с 15.07.2009 года по 25.11.2010 года - директор ООО "<данные изъяты>"; с 01.12.2010 года по 25.02.2011 года - заместитель начальника управления по инвестиционному консультированию и экспертизе моногородов департамента региональной политики "<данные изъяты>"; с 12.07.2011 года по 03.04.2012 года - начальник управления ЗАО "<данные изъяты>"; с 02.05.2012 года по 08.06.2012 года - руководитель департамента экономического развития мэрии городского округа Тольятти на условиях срочного трудового договора.
Решением государственной аттестационной комиссии от 13.06.2001 года Б. присвоена квалификация инженер по специальности "Электроснабжение промышленных предприятий" (регистрационный номер диплома 13/01).
Решением государственной аттестационной комиссии от 25.09.2010 года Б. присвоена квалификация экономист по специальности "Финансы и кредит" (регистрационный номер диплома 2251 от 07.10.2010 года).
Постановлением мэра городского округа Тольятти Самарской области от 16.05.2008 г. N 1003-1/п, утвержден Перечень квалификационных требований к должностям муниципальной службы в городском округе Тольятти, разделом 1 которого установлены высшие должности муниципальной службы: первый заместитель мэра городского округа, заместитель мэра городского округа, руководитель аппарата мэра городского округа.
Для замещения указанных должностей установлены квалификационные требования: по уровню и профилю образования - высшее образование по специальности в соответствии с профилем деятельности, предусмотренным должностной инструкцией по замещаемой должности; по опыту (стажу) работы - стаж муниципальной (государственной) службы на главных должностях данной категории не менее 2 лет либо стаж работы по специальности на других руководящих должностях не менее 5 лет.
Должностной инструкцией руководителя департамента, действовавшей на момент заключения с Б. трудового договора, предусматривалось, что руководитель департамента должен соответствовать следующим квалификационным требованиям: высшее образование по специальности в соответствии с профилем деятельности, стаж муниципальной (государственной) службы на главных должностях данной категории не менее 2 лет либо стаж работы по специальности не менее 5 лет.
Учитывая изложенное, руководитель департамента, в данном случае экономического развития, исходя из профиля деятельности департамента, должен был иметь высшее образование в соответствии с профилем деятельности и стаж работы по данной специальности не менее 5 лет или стаж муниципальной (государственной) службы на главных должностях данной категории не менее 2 лет.
Разрешая заявленные требования, суд правильно исходил из того, что Б. до назначения на должность руководителя департамента экономического развития мэрии городского округа Тольятти не имел стажа муниципальной (государственной) службы. При этом стаж работы по специальности в соответствии с профилем деятельности составлял менее 5 лет.
В соответствии со статьей 6 Федерального закона от 22.08.1996 года "О высшем и послевузовском профессиональном образовании", освоение лицом образовательной программы высшего профессионального образования соответствующего уровня в высшем учебном заведении, имеющем государственную аккредитацию, является условием для занятия им в государственной, муниципальной организации определенной должности, получения должностного оклада и надбавок к нему.
Квалификация (степень) "бакалавр", квалификация (степень) "специалист", квалификация (степень) "магистр" при поступлении на работу дают гражданину право претендовать на занятие должности, для которой квалификационными требованиями предусмотрено высшее профессиональное образование, если иное не установлено федеральными законами.
Занятие должностей государственных и муниципальных служащих осуществляется в порядке, устанавливаемом соответствующим федеральным законом.
Согласно статье 7 указанного выше Закона, лицам, завершившим обучение по образовательным программам высшего профессионального образования и прошедшим итоговую аттестацию, выдаются документы о соответствующем уровне образования.
Анализируя вышеприведенные нормы права, суд правильно указал, что законодатель связывает наступление права претендовать на занятие муниципальной должности с моментом присвоения лицу квалификации и получением документов о соответствующем уровне образования.
Принимая во внимание время получения Б. диплома о высшем образовании - 07.10.2010 г., суд пришел к правомерному выводу о том, что на момент занятия должности муниципальной службы (09.06.2012 г.) у Б. отсутствовал требуемый стаж работы по специальности в соответствии с профилем деятельности.
Таким образом, Б. на момент заключения трудового договора не соответствовал квалификационным требованиям, предъявляемым к стажу муниципальной (государственной службы) или стажу работы по специальности, необходимый для замещения высшей должности муниципальной службы.
При этом суд обоснованно не принял во внимание доводы ответчиков о работе Б. по специальности до получения высшего образования, поскольку указанные периоды не могут быть включены в необходимый стаж работы по смыслу закона.
Непредставление муниципальным служащим сведений о своих доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей в случае, если представление таких сведений обязательно, либо представление заведомо недостоверных или неполных сведений является правонарушением, влекущим увольнение муниципального служащего с муниципальной службы.
Судом установлено и подтверждается материалами дела, что Б. претендующим на замещение должности муниципальной службы в органах местного самоуправления городского округа Тольятти, были представлены неполные сведения об имуществе его несовершеннолетних детей.
В соответствии с п. 11 ч. 1 ст. 77 Трудового кодекса РФ основанием прекращения трудового договора является, в том числе, нарушение установленных настоящим Кодексом или иным федеральным законом правил заключения трудового договора, если это нарушение исключает возможность продолжения работы (ст. 84 ТК РФ).
Согласно статье 84 Трудового кодекса РФ трудовой договор прекращается вследствие нарушения установленных настоящим Кодексом или иным федеральным законом правил его заключения (пункт 11 части первой статьи 77 настоящего Кодекса), если нарушение этих правил исключает возможность продолжения работы, в том числе, в случаях, предусмотренных федеральными законами.
Оценив в совокупности установленные по делу обстоятельства и учитывая, что прием на работу Б. осуществлен с нарушением законодательства, суд обоснованно удовлетворил исковые требования прокурора о прекращении трудовых отношений.
Доводы апелляционной жалобы мэрии городского округа Тольятти и Б. о том, что при приеме на работу работник соответствовал квалификационным требованиям, предъявляемым для замещения высшей должности муниципальной службы, являлись предметом проверки и оценки суда первой инстанции и по изложенным выше основаниям правильно признаны несостоятельными, поэтому не могут служить основанием к отмене постановленного решения.
Доводы апелляционной жалобы мэрии городского округа Тольятти о том, что при заключении с Б. трудового договора учитывалось соответствие уровня его профессиональной подготовки и деятельности, наличие высшего образования, по указанным выше основаниям не могут быть приняты судебной коллегией во внимание.
Судебная коллегия полагает, что все обстоятельства, имеющие значение для дела, судом первой инстанции определены правильно, им дана надлежащая правовая оценка.
Доводов, опровергающих правильность выводов суда, апелляционные жалобы не содержат.
Нарушений норм материального и процессуального права, влекущих отмену принятого решения, и предусмотренных ст. 330 ГПК РФ, судом при рассмотрении дела не допущено.
На основании изложенного и руководствуясь статьей 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
Решение Центрального районного суда г. Тольятти Самарской области от 20 марта 2013 года оставить без изменения, апелляционные жалобы мэрии городского округа Тольятти и Б. без удовлетворения.
Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DAYWORK.RU | Кадровая служба предприятия" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ САМАРСКОГО ОБЛАСТНОГО СУДА ОТ 27.08.2013 ПО ДЕЛУ N 33-7918/2013
Разделы:Заключение трудового договора; Трудовые отношения
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
САМАРСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 27 августа 2013 г. по делу N 33-7918/2013
Судья: Сериков В.А.
Судебная коллегия по гражданским делам Самарского областного суда в составе:
председательствующего Шилова А.Е.,
судей Емелина А.В., Хаировой А.Х.,
с участием прокурора Хлебниковой Е.В.,
при секретаре О.,
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционным жалобам мэрии городского округа Тольятти, Б. на решение Центрального районного суда г. Тольятти Самарской области от 20 марта 2013 года, которым постановлено:
"Иск прокурора г. Тольятти удовлетворить.
Признать незаконными действия мэрии г.о. Тольятти по заключению трудового договора от 06.06.2012 года с Б.
Обязать мэрию г.о. Тольятти прекратить трудовой договор с Б. по должности руководителя департамента экономического развития мэрии г.о. Тольятти".
Заслушав доклад судьи Самарского областного суда Шилова А.Е., заключение прокурора Хлебниковой Е.В., полагавшей решение суда оставить без изменения, судебная коллегия
установила:
Прокурор города Тольятти действуя в интересах Российской Федерации, муниципального образования и неопределенного круга лиц обратился в суд с иском к мэрии городского округа Тольятти, Б. о прекращении трудовых отношений.
В обоснование заявленных требований прокурор указал, что в ходе проверки соблюдения законодательства о муниципальной службе и противодействии коррупции в мэрии городского округа Тольятти установлено, что 06.06.2012 г. между ответчиками заключен трудовой договор, согласно которому Б. принят на работу в мэрию городского округа Тольятти на должность руководителя департамента экономического развития. При этом диплом о высшем образовании по специальности "Финансы и кредит" с присвоением квалификации "экономист" Б. выдан 07.10.2010 г.
До назначения на указанную должность Б. не имел стажа муниципальной (государственной) службы.
Стаж работы ответчика по специальности в соответствии с профилем деятельности составляет менее 5 лет, что является основанием для расторжения трудового договора по п. 11 ст. 77 и ст. 84 Трудового кодекса РФ.
Кроме того, Б. при принятии на муниципальную службу не указал в справке о доходах своих несовершеннолетних детей сведения об объектах недвижимого имущества, находящегося в их пользовании, а также полные сведения о доходах и имуществе супруги, что является самостоятельным основанием для расторжения трудового договора.
Ссылаясь на то, что трудовой договор с Б. заключен в нарушении требований, установленных Федеральным законом "О муниципальной службе в Российской Федерации" и Федеральным законом "О противодействии коррупции", прокурор города Тольятти, уточнив исковые требования, просил суд признать действия мэрии городского округа Тольятти по заключению трудового договора от 06.06.2012 года с Б. незаконными, обязать мэрию городского округа Тольятти прекратить трудовой договор с Б. по должности руководителя департамента экономического развития мэрии городского округа Тольятти.
Судом постановлено изложенное выше решение.
В апелляционных жалобах мэрия городского округа Тольятти и Б. просят решение суда отменить как незаконное и принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении исковых требований.
В судебном заседании апелляционной инстанции прокурор Хлебникова Е.В. просила решение суда оставить без изменения, апелляционные жалобы без удовлетворения.
Представитель мэрии городского округа Тольятти и Б. в судебное заседание апелляционной инстанции не явились, о времени и месте рассмотрения жалоб извещены надлежащим образом, в связи с чем в соответствии с положениями ч. 3 ст. 167, ч. 1 ст. 327 ГПК РФ судебная коллегия считает возможным рассмотреть апелляционные жалобы в отсутствие ответчиков.
Выслушав прокурора, проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционных жалоб, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда.
Согласно ч. 1 ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
В соответствии со статьей 42 Федерального закона от 06.10.2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" правовое регулирование муниципальной службы, включая требования к должностям муниципальной службы, определение статуса муниципального служащего, условия и порядок прохождения муниципальной службы, осуществляется федеральным законом, а также принимаемыми в соответствии с ним законами субъектов Российской Федерации, уставами муниципальных образований и иными муниципальными правовыми актами.
Согласно статье 2 Федерального закона от 02.03.2007 г. N 25-ФЗ "О муниципальной службе в Российской Федерации" муниципальная служба - профессиональная деятельность граждан, которая осуществляется на постоянной основе на должностях муниципальной службы, замещаемых путем заключения трудового договора (контракта). Нанимателем для муниципального служащего является муниципальное образование, от имени которого полномочия нанимателя осуществляет представитель нанимателя (работодатель).
Муниципальным служащим является гражданин, исполняющий в порядке, определенном муниципальными правовыми актами в соответствии с федеральными законами и законами субъекта Российской Федерации, обязанности по должности муниципальной службы за денежное содержание, выплачиваемое за счет средств местного бюджета (пункт 1 статья 10 указанного Закона).
Согласно статье 9 Федерального закона от 02.03.2007 г. N 25-ФЗ "О муниципальной службе в Российской Федерации" для замещения должностей муниципальной службы квалификационные требования предъявляются к уровню профессионального образования, стажу муниципальной службы (государственной службы) или стажу работы по специальности, профессиональным знаниям и навыкам, необходимым для исполнения должностных обязанностей, которые устанавливаются муниципальными правовыми актами на основе типовых квалификационных требований для замещения должностей муниципальной службы, которые определяются законом субъекта Российской Федерации в соответствии с классификацией должностей муниципальной службы.
Для категории "руководители" всех групп должностей необходимым условием является наличие высшего профессионального образования.
Для категорий "помощники (советники)", "специалисты" всех групп должностей необходимо образование не ниже среднего профессионального.
Для категории "обеспечивающие специалисты" всех групп должностей необходимо образование не ниже среднего (полного) общего.
К стажу муниципальной службы (государственной службы) или стажу работы по специальности устанавливаются следующие требования:
1) для должностей муниципальной службы категории "руководители" высшей группы - не менее двух лет работы на главных должностях муниципальной (государственной) службы либо на иных руководящих должностях;
2) для должностей муниципальной службы категории "руководители" иных групп - не менее одного года работы на ведущих должностях муниципальной (государственной) службы либо на иных руководящих должностях.
Квалификационные требования к уровню профессионального образования, стажу муниципальной службы (государственной службы) или стажу работы по специальности, профессиональным знаниям и навыкам муниципального служащего в Самарской области, необходимым для исполнения им должностных обязанностей, устанавливаются муниципальными правовыми актами с учетом задач и функций органа местного самоуправления, избирательной комиссии муниципального образования, лица, замещающего муниципальную должность.
Как следует из материалов дела, 06.06.2012 г. между мэрией городского округа Тольятти и Б. заключен трудовой договор N 5878 с работником мэрии, замещающим должность муниципальной службы, согласно которому Б. принят на работу в департамент экономического развития мэрии городского округа Тольятти.
Распоряжением мэра городского округа Тольятти N 1311-Б-а/1 от 09.06.2012 г., Б. принят на должность руководителя департамента экономического развития мэрии.
Из материалов дела видно, что до назначения Б. на должность муниципального служащего, он занимал следующие должности: в период с 09.10.2002 года по 17.07.2009 года - начальник управления качества и развития ЗАО "<данные изъяты>", с 15.07.2009 года по 25.11.2010 года - директор ООО "<данные изъяты>"; с 01.12.2010 года по 25.02.2011 года - заместитель начальника управления по инвестиционному консультированию и экспертизе моногородов департамента региональной политики "<данные изъяты>"; с 12.07.2011 года по 03.04.2012 года - начальник управления ЗАО "<данные изъяты>"; с 02.05.2012 года по 08.06.2012 года - руководитель департамента экономического развития мэрии городского округа Тольятти на условиях срочного трудового договора.
Решением государственной аттестационной комиссии от 13.06.2001 года Б. присвоена квалификация инженер по специальности "Электроснабжение промышленных предприятий" (регистрационный номер диплома 13/01).
Решением государственной аттестационной комиссии от 25.09.2010 года Б. присвоена квалификация экономист по специальности "Финансы и кредит" (регистрационный номер диплома 2251 от 07.10.2010 года).
Постановлением мэра городского округа Тольятти Самарской области от 16.05.2008 г. N 1003-1/п, утвержден Перечень квалификационных требований к должностям муниципальной службы в городском округе Тольятти, разделом 1 которого установлены высшие должности муниципальной службы: первый заместитель мэра городского округа, заместитель мэра городского округа, руководитель аппарата мэра городского округа.
Для замещения указанных должностей установлены квалификационные требования: по уровню и профилю образования - высшее образование по специальности в соответствии с профилем деятельности, предусмотренным должностной инструкцией по замещаемой должности; по опыту (стажу) работы - стаж муниципальной (государственной) службы на главных должностях данной категории не менее 2 лет либо стаж работы по специальности на других руководящих должностях не менее 5 лет.
Должностной инструкцией руководителя департамента, действовавшей на момент заключения с Б. трудового договора, предусматривалось, что руководитель департамента должен соответствовать следующим квалификационным требованиям: высшее образование по специальности в соответствии с профилем деятельности, стаж муниципальной (государственной) службы на главных должностях данной категории не менее 2 лет либо стаж работы по специальности не менее 5 лет.
Учитывая изложенное, руководитель департамента, в данном случае экономического развития, исходя из профиля деятельности департамента, должен был иметь высшее образование в соответствии с профилем деятельности и стаж работы по данной специальности не менее 5 лет или стаж муниципальной (государственной) службы на главных должностях данной категории не менее 2 лет.
Разрешая заявленные требования, суд правильно исходил из того, что Б. до назначения на должность руководителя департамента экономического развития мэрии городского округа Тольятти не имел стажа муниципальной (государственной) службы. При этом стаж работы по специальности в соответствии с профилем деятельности составлял менее 5 лет.
В соответствии со статьей 6 Федерального закона от 22.08.1996 года "О высшем и послевузовском профессиональном образовании", освоение лицом образовательной программы высшего профессионального образования соответствующего уровня в высшем учебном заведении, имеющем государственную аккредитацию, является условием для занятия им в государственной, муниципальной организации определенной должности, получения должностного оклада и надбавок к нему.
Квалификация (степень) "бакалавр", квалификация (степень) "специалист", квалификация (степень) "магистр" при поступлении на работу дают гражданину право претендовать на занятие должности, для которой квалификационными требованиями предусмотрено высшее профессиональное образование, если иное не установлено федеральными законами.
Занятие должностей государственных и муниципальных служащих осуществляется в порядке, устанавливаемом соответствующим федеральным законом.
Согласно статье 7 указанного выше Закона, лицам, завершившим обучение по образовательным программам высшего профессионального образования и прошедшим итоговую аттестацию, выдаются документы о соответствующем уровне образования.
Анализируя вышеприведенные нормы права, суд правильно указал, что законодатель связывает наступление права претендовать на занятие муниципальной должности с моментом присвоения лицу квалификации и получением документов о соответствующем уровне образования.
Принимая во внимание время получения Б. диплома о высшем образовании - 07.10.2010 г., суд пришел к правомерному выводу о том, что на момент занятия должности муниципальной службы (09.06.2012 г.) у Б. отсутствовал требуемый стаж работы по специальности в соответствии с профилем деятельности.
Таким образом, Б. на момент заключения трудового договора не соответствовал квалификационным требованиям, предъявляемым к стажу муниципальной (государственной службы) или стажу работы по специальности, необходимый для замещения высшей должности муниципальной службы.
При этом суд обоснованно не принял во внимание доводы ответчиков о работе Б. по специальности до получения высшего образования, поскольку указанные периоды не могут быть включены в необходимый стаж работы по смыслу закона.
Непредставление муниципальным служащим сведений о своих доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей в случае, если представление таких сведений обязательно, либо представление заведомо недостоверных или неполных сведений является правонарушением, влекущим увольнение муниципального служащего с муниципальной службы.
Судом установлено и подтверждается материалами дела, что Б. претендующим на замещение должности муниципальной службы в органах местного самоуправления городского округа Тольятти, были представлены неполные сведения об имуществе его несовершеннолетних детей.
В соответствии с п. 11 ч. 1 ст. 77 Трудового кодекса РФ основанием прекращения трудового договора является, в том числе, нарушение установленных настоящим Кодексом или иным федеральным законом правил заключения трудового договора, если это нарушение исключает возможность продолжения работы (ст. 84 ТК РФ).
Согласно статье 84 Трудового кодекса РФ трудовой договор прекращается вследствие нарушения установленных настоящим Кодексом или иным федеральным законом правил его заключения (пункт 11 части первой статьи 77 настоящего Кодекса), если нарушение этих правил исключает возможность продолжения работы, в том числе, в случаях, предусмотренных федеральными законами.
Оценив в совокупности установленные по делу обстоятельства и учитывая, что прием на работу Б. осуществлен с нарушением законодательства, суд обоснованно удовлетворил исковые требования прокурора о прекращении трудовых отношений.
Доводы апелляционной жалобы мэрии городского округа Тольятти и Б. о том, что при приеме на работу работник соответствовал квалификационным требованиям, предъявляемым для замещения высшей должности муниципальной службы, являлись предметом проверки и оценки суда первой инстанции и по изложенным выше основаниям правильно признаны несостоятельными, поэтому не могут служить основанием к отмене постановленного решения.
Доводы апелляционной жалобы мэрии городского округа Тольятти о том, что при заключении с Б. трудового договора учитывалось соответствие уровня его профессиональной подготовки и деятельности, наличие высшего образования, по указанным выше основаниям не могут быть приняты судебной коллегией во внимание.
Судебная коллегия полагает, что все обстоятельства, имеющие значение для дела, судом первой инстанции определены правильно, им дана надлежащая правовая оценка.
Доводов, опровергающих правильность выводов суда, апелляционные жалобы не содержат.
Нарушений норм материального и процессуального права, влекущих отмену принятого решения, и предусмотренных ст. 330 ГПК РФ, судом при рассмотрении дела не допущено.
На основании изложенного и руководствуясь статьей 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
Решение Центрального районного суда г. Тольятти Самарской области от 20 марта 2013 года оставить без изменения, апелляционные жалобы мэрии городского округа Тольятти и Б. без удовлетворения.
Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DAYWORK.RU | Кадровая служба предприятия" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)