Судебные решения, арбитраж
Трудовые отношения
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 27 февраля 2013 года
Постановление изготовлено в полном объеме 28 февраля 2013 года
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего М.Л.Згурской
судей И.А.Дмитриевой, Е.А.Сомовой
при ведении протокола судебного заседания: секретарем судебного заседания И.Г.Брюхановой
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционные жалобы (регистрационный номер 13АП-1375/2013, 13АП-1671/2013) (заявление) ЗАО "Карелстроймеханизация", ГУ - УПФ РФ в г. Петрозаводске Республики Карелия на решение Арбитражного суда Республики Карелия от 18.12.2012 по делу N А26-6170/2012 (судья С.Н.Гарист), принятое
по заявлению ЗАО "Карелстроймеханизация"
к ГУ - УПФ РФ в г. Петрозаводске Республики Карелия
о признании недействительным решения
при участии:
от заявителя: не явился (извещен)
от ответчика: не явился (извещен)
установил:
Закрытое акционерное общество "Карелстроймеханизация" (ОГРН 1021000508825, место нахождения: 185035, Республика Карелия, ул. Энгельса, д. 25; далее - общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Республики Карелия с заявлением к Государственному учреждению - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Петрозаводске Республики Карелия (далее - фонд) о признании недействительным решения от 18.06.2012 N 39.
Решением от 18.12.2012 суд признал недействительным решение фонда от 18.06.2012 N 39 в части доначисления заявителю страховых взносов, пеней, штрафных санкций по эпизоду, связанному с оплатой стоимости путевок в летние лагеря для детей сотрудников организации Лямина О.Ю., Анисимова Д.В. В остальной части суд в удовлетворении заявленных требований обществу отказал.
В апелляционной жалобе общество просит решение суда отменить и принять по делу новый судебный акт о признании недействительным решения фонда от 18.06.2012 N 39 о привлечении к ответственности за нарушение законодательства Российской Федерации о страховых взносах в виде штрафа в сумме 1 314 руб. 02 коп., доначисления 6 705 руб. 12 коп. страховых взносов и 882 руб. 06 коп. пеней. По мнению подателя жалобы, судом неправильно определены обстоятельства дела, неверно применены нормы материального и процессуального права.
В апелляционной жалобе фонд просит отменить решение суда о признании недействительным решения от 18.06.2012 N 39 в части привлечения общества к ответственности за нарушение законодательства Российской Федерации о страховых взносах в виде штрафа в сумме 1 314 руб. 02 коп., доначисления 6 705 руб. 12 коп. страховых взносов и 882 руб. 06 коп. пеней и вынести новое решение об отказе в удовлетворении заявленных требований в полном объеме. По мнению подателя жалобы, судом при вынесении решения неправильно применены нормы материального права.
Представители лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, в суд апелляционной инстанции не явились. Апелляционная инстанция считает возможным рассмотреть апелляционную жалобу в отсутствие лиц, участвующих в деле, поскольку они извещены надлежащим образом, а материалы дела и характер спора позволяют рассмотреть дело без их участия в соответствии с пунктом 3 статьи 156, пунктом 1 статьи 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Законность и обоснованность решения суда проверены в апелляционном порядке.
Из материалов дела следует, что фондом проведена выездная проверка общества по вопросам правильности исчисления, полноты и своевременности уплаты (перечисления) страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в Пенсионный фонд Российской Федерации, на обязательное медицинское страхование в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования за период с 01.01.2010 по 31.12.2011.
По результатам проверки фондом составлен акт от 15.05.2012 N 43 и принято решение от 18.06.2012 N 39 (далее - решение) о привлечении плательщика страховых взносов к ответственности за нарушение законодательства Российской Федерации о страховых взносах.
В соответствии с данным решением общество привлечено к ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 47 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд социального медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования" (далее - Закон N 212-ФЗ) в виде штрафа в размере 1 341 руб. 02 коп. Обществу предложено уплатить начисленные суммы финансовых санкций, а также 6 705 руб. 12 коп. страховых взносов и 882 руб. 06 коп. пеней.
Основанием принятия решения явились выводы фонда о том, что в нарушение части 1 статьи 7, части 1, 6 статьи 8, статьи 15 Закона N 212-ФЗ общество не включало в базу для начисления страховых взносов компенсацию расходов на оплату стоимости путевок в летние лагеря для детей сотрудников организации; в нарушение части 1 статьи 7, части 1 статьи 8, статьи 15 Закона 212-ФЗ в базу для начисления страховых взносов не включены суммы среднего заработка, выплаченные организацией работникам в период прохождения ими медицинского освидетельствования (обследования или лечения).
Не согласившись с решением фонда, общество обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании его недействительным.
В ходе выездной проверки установлено, что в базу для начисления страховых взносов не включена оплата стоимости путевок в летние лагеря для детей сотрудников общества в сумме 15 324 руб. 00 коп., из них по месяцам отчетных периодов:
- - Лямину О.Ю. в июне 2010 в сумме 5 985 руб.;
- - Прониной О.Ю. в июне 2010 в сумме 6 639 руб.;
- - Анисимову Д.В. в августе 2011 в сумме 2 700 руб.
Решением от 18.12.2012 суд признал недействительным решение фонда от 18.06.2012 N 39 в части доначисления заявителю страховых взносов, пеней, штрафных санкций по эпизоду, связанному с оплатой стоимости путевок в летние лагеря для детей сотрудников организации Лямина О.Ю., Анисимова Д.В.
При вынесении решения суд пришел к выводу о том, что предоставление санаторно-курортных путевок, независимо от того, кто приобретал путевку для ребенка сотрудника общества, не является вознаграждением работникам за исполнение ими трудовых обязанностей, не гарантировано трудовыми договорами. Цель предоставления санаторно-курортной путевки - это оздоровление, которое не зависит от трудовых успехов работника, не является средством вознаграждения его за труд, следовательно, спорная разница не должна включаться в базу для начисления страховых взносов.
Обжалуя решение суда в указанной части, фонд указывает, что именно наличие трудовых отношений является единственным необходимым и достаточным условием для получения работником права на компенсацию обществом затрат на приобретение путевки для ребенка как это предусмотрено в пункте 9.2 коллективного договора. Указанная компенсация не связана с возмещением затрат работника, понесенных им в связи с выполнением трудовых функций, и не может рассматриваться как не облагаемая страховыми взносами компенсация в том смысле, который придается этому понятию статьей 164 Трудового кодекса Российской Федерации (далее - Трудовой кодекс).
Апелляционная инстанция не находит оснований для отмены решения суда по данному эпизоду и считает, что при вынесении решения суд первой инстанции обоснованно руководствовался следующим.
Согласно части 1 статьи 7 Закона N 212-ФЗ (в редакции, действовавшей в 2010 году) объектом обложения страховыми взносами для плательщиков страховых взносов - организаций и индивидуальных предпринимателей, производящих выплаты и иные вознаграждения физическим лицам, признаются выплаты и иные вознаграждения, начисляемые плательщиками страховых взносов в пользу физических лиц по трудовым договорам и гражданско-правовым договорам, предметом которых является выполнение работ, оказание услуг, а также по договорам авторского заказа, договорам об отчуждении исключительного права на произведения науки, литературы, искусства, издательским лицензионным договорам, лицензионным договорам о предоставлении права пользования произведениями науки, литературы, искусства.
Из анализа указанной правовой нормы следует, что если выплаты производятся плательщиками страховых взносов не на основании трудовых или гражданско-правовых договоров, предметом которых является выполнение работ, оказание услуг, то указанные суммы не являются объектом обложения страховыми взносами.
На основании части 1 статьи 8 Закона N 212-ФЗ база для начисления страховых взносов для плательщиков страховых взносов, указанных в подпунктах "а" и "б" пункта 1 части 1 статьи 5 этого Закона, определяется как сумма выплат и иных вознаграждений, предусмотренных частью 1 статьи 7 настоящего Закона, начисленных плательщиками страховых взносов за расчетный период в пользу физических лиц, за исключением сумм, указанных в статье 9 настоящего Закона.
Из буквального толкования указанных положений законодательства следует, что объектом обложения страховыми взносами в 2010 году являлись выплаты, предусмотренные в трудовом договоре, а также выплаты по гражданско-правовым договорам, предметом которых является выполнение работ, оказание услуг, а также по договорам авторского заказа, договорам об отчуждении исключительного права на произведения науки, литературы, искусства, издательским лицензионным договорам, лицензионным договорам о предоставлении права использования произведений науки, литературы, искусства.
В свою очередь, если эти выплаты установлены коллективным договором, соглашениями или нормативными актами работодателя, они не являются объектом обложения страховыми взносами, так как названные акты в статье 7 Закона N 212-ФЗ не поименованы.
Таким образом, объектом начисления страховых взносов по обязательному пенсионному страхованию и обязательному медицинскому страхованию являются выплаты, произведенные работнику за определенный трудовой результат.
При этом сам по себе факт наличия трудовых отношений между заявителем и его работниками не является основанием для вывода о том, что все выплаты, которые начисляются данным работникам, представляют собой оплату их труда.
В рассматриваемом случае путевки в детские оздоровительные учреждения, частичная стоимость которых возмещалась обществом, приобретались с целью оздоровительного отдыха детей работников. Названные выплаты не предусмотрены трудовыми договорами, заключенными обществом с конкретными работниками.
Частичная оплата путевок для детей работников общества за счет нераспределенной прибыли предприятия являлась единовременным платежом социального характера. Доказательств, свидетельствующих о том, что такие выплаты являлись оплатой труда работников, то есть носили систематический характер, зависели от трудового вклада работников, сложности, количества и качества выполняемой работы, исчислялись исходя из установленных окладов, тарифов, надбавок, периода трудового стажа, фондом в порядке части 1 статьи 65 АПК РФ не представлено.
Принимая во внимание действующую в 2010 году редакцию части 1 статьи 7 Закона N 212-ФЗ и установленные по делу обстоятельства, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что спорные выплаты не являлись объектом для исчисления страховых взносов в 2010 году, в связи с чем у фонда не имелось правовых оснований для включения соответствующих выплат проверяемого периода в расчетную базу для начисления страховых взносов, а также начисления пеней и штрафных санкций.
С учетом изложенного решение фонда от 18.06.2012 N 39 по данному эпизоду правомерно признано судом недействительным.
Решением от 18.12.2012 суд отказал в признании недействительным решения фонда от 18.06.2012 N 39 в части доначисления заявителю страховых взносов, пеней, штрафных санкций по эпизоду, связанному с оплатой стоимости путевки в санаторий "Юность", находящийся на территории Республики Беларусь, для ребенка сотрудницы организации Прониной О.Ю.
По мнению суда, указанная выплата подлежит обложению страховыми взносами, поскольку не предусмотрена пунктом 9.2 коллективного договора, которым определено, что работодатель обязуется компенсировать работнику 1 раз в год затраты на приобретение для детей работников путевок на санаторно-курортное лечение или в санатории - профилактории или в летние оздоровительные лагеря, расположенные на территории Российской Федерации, в размере 30% стоимости путевки, но не более десяти тысяч рублей.
Обжалуя решение суда в указанной части, общество ссылается на то, что выводы суда основаны на коллективном договоре 2012 года, а в проверяемом периоде действовал коллективный договор 2009 года.
Учитывая, что выводы суда основаны на доказательстве - коллективном договоре от 02.04.2012, которое не может быть признано относимым в соответствии со статьей 67 АПК РФ, суд апелляционной инстанции по ходатайству общества приобщил к материалам дела коллективный договор, действующий в проверяемом периоде с 01.04.2009.
Апелляционная инстанция считает, что жалоба общества по данному эпизоду не подлежит удовлетворению в связи со следующим.
Действительно, пунктом 9.2 коллективного договора, действующего в проверяемом периоде, определено, что работодатель обязуется выделять средства за счет предприятия на удешевление путевок санаторно-курортного лечения в санатории-профилактории, пионерские лагеря для детей работников в размере 30% от стоимости путевки.
Вместе с тем, обществом не учтено, что редакция части 1 статьи 7 Закона N 212-ФЗ изменилась с 01.01.2011 года. Указанной нормой закона определено, что объектом обложения страховыми взносами для плательщиков страховых взносов, указанных в подпунктах "а" и "б" пункта 1 части 1 статьи 5 настоящего Федерального закона, признаются выплаты и иные вознаграждения, начисляемые плательщиками страховых взносов в пользу физических лиц в рамках трудовых отношений и гражданско-правовых договоров, предметом которых является выполнение работ, оказание услуг, по договорам авторского заказа, в пользу авторов произведений по договорам об отчуждении исключительного права на произведения науки, литературы, искусства, издательским лицензионным договорам, лицензионным договорам о предоставлении права использования произведения науки, литературы, искусства, в том числе вознаграждения, начисляемые организациями по управлению правами на коллективной основе в пользу авторов произведений по договорам, заключенным с пользователями (за исключением вознаграждений, выплачиваемых лицам, указанным в пункте 2 части 1 статьи 5 настоящего Федерального закона). Объектом обложения страховыми взносами для плательщиков страховых взносов, указанных в подпункте "а" пункта 1 части 1 статьи 5 настоящего Федерального закона, признаются также выплаты и иные вознаграждения, начисляемые в пользу физических лиц, подлежащих обязательному социальному страхованию в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования.
В статье 15 Трудового кодекса определено, что трудовые отношения - это отношения, основанные на соглашении между работником и работодателем о личном выполнении работником за плату трудовой функции (работы по должности в соответствии со штатным расписанием, профессии, специальности с указанием квалификации; конкретного вида поручаемой работнику работы), подчинении работника правилам внутреннего трудового распорядка при обеспечении работодателем условий труда, предусмотренных трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами, трудовым договором.
Проанализировав в совокупности положения части 1 статьи 7 Закона N 212-ФЗ, статьи 15 Трудового кодекса, статьи 9.2 коллективного договора от 01.04.2009, апелляционный суд считает, что частичная оплата Прониной О.Ю. приобретенной путевки в санаторий "Юность" осуществлена обществом в рамках трудовых отношений между работником и работодателем.
Учитывая, что указанная выплата не освобождена от обложения страховыми взносами в силу статьи 9 Закона N 212-ФЗ, фонд в полном соответствии с частью 1 статьи 8 указанного Закона включил ее в базу для начисления страховых взносов.
Учитывая изложенное, оснований для удовлетворения апелляционной жалобы общества по данному эпизоду не имеется.
В ходе выездной проверки фондом установлено, что в базу для начисления страховых взносов не включена оплата среднего заработка, выплаченная обществом в сумме 9 483 руб. 00 коп. следующим работникам:
- Шашкову Я.А. в марте 2011 в сумме 7 353 руб. 50 коп.,
- Скубилову Е.А. в мае 2011 в сумме 1 671 руб. 76 коп.
Оспаривая данный эпизод общество указало, что средний заработок, выплачиваемый организациями работникам, проходившим медицинское освидетельствование за счет средств федерального бюджета, страховыми взносами не облагается, поскольку не является выплатой, осуществляемой работодателем в рамках трудовых отношений.
Аналогичные доводы приведены заявителем в апелляционной жалобе.
Апелляционная инстанция не находит оснований для удовлетворения жалобы общества и считает, что при вынесении решения по данному эпизоду суд обоснованно руководствовался следующим.
В соответствии со статьей 170 Трудового кодекса работодатель обязан освобождать работника от работы с сохранением за ним места работы (должности) на время исполнения им государственных или общественных обязанностей в случаях, если в соответствии с Трудовым кодексом и иными федеральными законами эти обязанности должны исполняться в рабочее время.
Пунктом 1 статьи 6 Федерального закона от 28.03.1998 N 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе" (далее - Закон N 53-ФЗ) определено, что граждане на время медицинского освидетельствования, медицинского обследования или лечения для решения вопросов о постановке их на воинский учет, об обязательной подготовке к военной службе, о призыве или добровольном поступлении на военную службу, призыве на военные сборы, а также на время исполнения ими других обязанностей, связанных с воинским учетом, обязательной подготовкой к военной службе, призывом или добровольным поступлением на военную службу и призывом на военные сборы, освобождаются от работы или учебы с сохранением за ними места постоянной работы или учебы и выплатой среднего заработка или стипендии по месту постоянной работы или учебы, им возмещаются расходы, связанные с наймом (поднаймом) жилья и оплатой проезда от места жительства (работы, учебы) и обратно, а также командировочные расходы.
Таким образом, в отношении работающих граждан, освобожденных от работы с сохранением за ними места работы (должности) на время исполнения ими государственных обязанностей, в данном случае - медицинского освидетельствования, работодатель несет обязанность по выплате заработной платы, с соответствующими отчислениями исходя из фонда оплаты труда.
При этом согласно пункту 7 статьи 1 Закона N 53-ФЗ компенсация расходов, понесенных работодателем, является расходным обязательством Российской Федерации и осуществляется в порядке, определенном Правительством Российской Федерации.
Подпунктом 5 пункта 2 Правил компенсации расходов, понесенных организациями и гражданами Российской Федерации в связи с реализацией Закона N 53-ФЗ, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 01.12.2004 N 704, установлено, что компенсации подлежат расходы организаций, связанные с выплатой работающим гражданам среднего заработка с учетом соответствующих начислений на фонд оплаты труда по месту постоянной работы.
Компенсация данных расходов согласно пункту 2 указанных Правил осуществляется за счет средств федерального бюджета.
Согласно части 1 статьи 7 Закона N 212-ФЗ (в редакции, действовавшей в спорный период) объектом обложения страховыми взносами для плательщиков страховых взносов, в частности организаций, признаются выплаты и иные вознаграждения, начисляемые плательщиками страховых взносов в пользу физических лиц в рамках трудовых отношений и гражданско-правовых договоров.
Перечень выплат и иных вознаграждений физическим лицам, не подлежащих обложению страховыми взносами, установлен статьей 9 Закона N 212-ФЗ. Средний заработок, сохраняемый на время прохождения работающим гражданином медицинского освидетельствования, в указанном перечне не поименован.
Исходя из совокупного толкования перечисленных правовых норм, суд первой инстанции сделал правильный вывод о том, что в период прохождения медицинского освидетельствования работающие граждане освобождаются от исполнения трудовых обязанностей, но трудовые отношения между ними и работодателем не прекращаются. Таким образом, средний заработок, выплачиваемый в период прохождения медицинского освидетельствования, облагается страховыми взносами.
Аналогичные выводы содержатся и в постановлении Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 09.11.12 N А26-493/2012, до принятия которого производство по настоящему делу было приостановлено судом первой инстанции. Определением от 28.12.2012 N ВАС-17305/12 в передаче дела N А26-493/2012 в Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации для пересмотра в порядке надзора постановления Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 09.11.2012 по указанному делу отказано.
При таких обстоятельствах оснований для отмены решения суда и удовлетворения апелляционной жалобы общества по данному эпизоду не имеется.
Руководствуясь статьями 269 пункт 1, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил:
Решение Арбитражного суда Республики Карелия от 18.12.2012 по делу N А26-6170/2012 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий
М.Л.ЗГУРСКАЯ
Судьи
И.А.ДМИТРИЕВА
Е.А.СОМОВА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DAYWORK.RU | Кадровая служба предприятия" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ТРИНАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 28.02.2013 ПО ДЕЛУ N А26-6170/2012
Разделы:Трудовые отношения
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ТРИНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 28 февраля 2013 г. по делу N А26-6170/2012
Резолютивная часть постановления объявлена 27 февраля 2013 года
Постановление изготовлено в полном объеме 28 февраля 2013 года
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего М.Л.Згурской
судей И.А.Дмитриевой, Е.А.Сомовой
при ведении протокола судебного заседания: секретарем судебного заседания И.Г.Брюхановой
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционные жалобы (регистрационный номер 13АП-1375/2013, 13АП-1671/2013) (заявление) ЗАО "Карелстроймеханизация", ГУ - УПФ РФ в г. Петрозаводске Республики Карелия на решение Арбитражного суда Республики Карелия от 18.12.2012 по делу N А26-6170/2012 (судья С.Н.Гарист), принятое
по заявлению ЗАО "Карелстроймеханизация"
к ГУ - УПФ РФ в г. Петрозаводске Республики Карелия
о признании недействительным решения
при участии:
от заявителя: не явился (извещен)
от ответчика: не явился (извещен)
установил:
Закрытое акционерное общество "Карелстроймеханизация" (ОГРН 1021000508825, место нахождения: 185035, Республика Карелия, ул. Энгельса, д. 25; далее - общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Республики Карелия с заявлением к Государственному учреждению - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Петрозаводске Республики Карелия (далее - фонд) о признании недействительным решения от 18.06.2012 N 39.
Решением от 18.12.2012 суд признал недействительным решение фонда от 18.06.2012 N 39 в части доначисления заявителю страховых взносов, пеней, штрафных санкций по эпизоду, связанному с оплатой стоимости путевок в летние лагеря для детей сотрудников организации Лямина О.Ю., Анисимова Д.В. В остальной части суд в удовлетворении заявленных требований обществу отказал.
В апелляционной жалобе общество просит решение суда отменить и принять по делу новый судебный акт о признании недействительным решения фонда от 18.06.2012 N 39 о привлечении к ответственности за нарушение законодательства Российской Федерации о страховых взносах в виде штрафа в сумме 1 314 руб. 02 коп., доначисления 6 705 руб. 12 коп. страховых взносов и 882 руб. 06 коп. пеней. По мнению подателя жалобы, судом неправильно определены обстоятельства дела, неверно применены нормы материального и процессуального права.
В апелляционной жалобе фонд просит отменить решение суда о признании недействительным решения от 18.06.2012 N 39 в части привлечения общества к ответственности за нарушение законодательства Российской Федерации о страховых взносах в виде штрафа в сумме 1 314 руб. 02 коп., доначисления 6 705 руб. 12 коп. страховых взносов и 882 руб. 06 коп. пеней и вынести новое решение об отказе в удовлетворении заявленных требований в полном объеме. По мнению подателя жалобы, судом при вынесении решения неправильно применены нормы материального права.
Представители лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, в суд апелляционной инстанции не явились. Апелляционная инстанция считает возможным рассмотреть апелляционную жалобу в отсутствие лиц, участвующих в деле, поскольку они извещены надлежащим образом, а материалы дела и характер спора позволяют рассмотреть дело без их участия в соответствии с пунктом 3 статьи 156, пунктом 1 статьи 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Законность и обоснованность решения суда проверены в апелляционном порядке.
Из материалов дела следует, что фондом проведена выездная проверка общества по вопросам правильности исчисления, полноты и своевременности уплаты (перечисления) страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в Пенсионный фонд Российской Федерации, на обязательное медицинское страхование в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования за период с 01.01.2010 по 31.12.2011.
По результатам проверки фондом составлен акт от 15.05.2012 N 43 и принято решение от 18.06.2012 N 39 (далее - решение) о привлечении плательщика страховых взносов к ответственности за нарушение законодательства Российской Федерации о страховых взносах.
В соответствии с данным решением общество привлечено к ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 47 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд социального медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования" (далее - Закон N 212-ФЗ) в виде штрафа в размере 1 341 руб. 02 коп. Обществу предложено уплатить начисленные суммы финансовых санкций, а также 6 705 руб. 12 коп. страховых взносов и 882 руб. 06 коп. пеней.
Основанием принятия решения явились выводы фонда о том, что в нарушение части 1 статьи 7, части 1, 6 статьи 8, статьи 15 Закона N 212-ФЗ общество не включало в базу для начисления страховых взносов компенсацию расходов на оплату стоимости путевок в летние лагеря для детей сотрудников организации; в нарушение части 1 статьи 7, части 1 статьи 8, статьи 15 Закона 212-ФЗ в базу для начисления страховых взносов не включены суммы среднего заработка, выплаченные организацией работникам в период прохождения ими медицинского освидетельствования (обследования или лечения).
Не согласившись с решением фонда, общество обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании его недействительным.
В ходе выездной проверки установлено, что в базу для начисления страховых взносов не включена оплата стоимости путевок в летние лагеря для детей сотрудников общества в сумме 15 324 руб. 00 коп., из них по месяцам отчетных периодов:
- - Лямину О.Ю. в июне 2010 в сумме 5 985 руб.;
- - Прониной О.Ю. в июне 2010 в сумме 6 639 руб.;
- - Анисимову Д.В. в августе 2011 в сумме 2 700 руб.
Решением от 18.12.2012 суд признал недействительным решение фонда от 18.06.2012 N 39 в части доначисления заявителю страховых взносов, пеней, штрафных санкций по эпизоду, связанному с оплатой стоимости путевок в летние лагеря для детей сотрудников организации Лямина О.Ю., Анисимова Д.В.
При вынесении решения суд пришел к выводу о том, что предоставление санаторно-курортных путевок, независимо от того, кто приобретал путевку для ребенка сотрудника общества, не является вознаграждением работникам за исполнение ими трудовых обязанностей, не гарантировано трудовыми договорами. Цель предоставления санаторно-курортной путевки - это оздоровление, которое не зависит от трудовых успехов работника, не является средством вознаграждения его за труд, следовательно, спорная разница не должна включаться в базу для начисления страховых взносов.
Обжалуя решение суда в указанной части, фонд указывает, что именно наличие трудовых отношений является единственным необходимым и достаточным условием для получения работником права на компенсацию обществом затрат на приобретение путевки для ребенка как это предусмотрено в пункте 9.2 коллективного договора. Указанная компенсация не связана с возмещением затрат работника, понесенных им в связи с выполнением трудовых функций, и не может рассматриваться как не облагаемая страховыми взносами компенсация в том смысле, который придается этому понятию статьей 164 Трудового кодекса Российской Федерации (далее - Трудовой кодекс).
Апелляционная инстанция не находит оснований для отмены решения суда по данному эпизоду и считает, что при вынесении решения суд первой инстанции обоснованно руководствовался следующим.
Согласно части 1 статьи 7 Закона N 212-ФЗ (в редакции, действовавшей в 2010 году) объектом обложения страховыми взносами для плательщиков страховых взносов - организаций и индивидуальных предпринимателей, производящих выплаты и иные вознаграждения физическим лицам, признаются выплаты и иные вознаграждения, начисляемые плательщиками страховых взносов в пользу физических лиц по трудовым договорам и гражданско-правовым договорам, предметом которых является выполнение работ, оказание услуг, а также по договорам авторского заказа, договорам об отчуждении исключительного права на произведения науки, литературы, искусства, издательским лицензионным договорам, лицензионным договорам о предоставлении права пользования произведениями науки, литературы, искусства.
Из анализа указанной правовой нормы следует, что если выплаты производятся плательщиками страховых взносов не на основании трудовых или гражданско-правовых договоров, предметом которых является выполнение работ, оказание услуг, то указанные суммы не являются объектом обложения страховыми взносами.
На основании части 1 статьи 8 Закона N 212-ФЗ база для начисления страховых взносов для плательщиков страховых взносов, указанных в подпунктах "а" и "б" пункта 1 части 1 статьи 5 этого Закона, определяется как сумма выплат и иных вознаграждений, предусмотренных частью 1 статьи 7 настоящего Закона, начисленных плательщиками страховых взносов за расчетный период в пользу физических лиц, за исключением сумм, указанных в статье 9 настоящего Закона.
Из буквального толкования указанных положений законодательства следует, что объектом обложения страховыми взносами в 2010 году являлись выплаты, предусмотренные в трудовом договоре, а также выплаты по гражданско-правовым договорам, предметом которых является выполнение работ, оказание услуг, а также по договорам авторского заказа, договорам об отчуждении исключительного права на произведения науки, литературы, искусства, издательским лицензионным договорам, лицензионным договорам о предоставлении права использования произведений науки, литературы, искусства.
В свою очередь, если эти выплаты установлены коллективным договором, соглашениями или нормативными актами работодателя, они не являются объектом обложения страховыми взносами, так как названные акты в статье 7 Закона N 212-ФЗ не поименованы.
Таким образом, объектом начисления страховых взносов по обязательному пенсионному страхованию и обязательному медицинскому страхованию являются выплаты, произведенные работнику за определенный трудовой результат.
При этом сам по себе факт наличия трудовых отношений между заявителем и его работниками не является основанием для вывода о том, что все выплаты, которые начисляются данным работникам, представляют собой оплату их труда.
В рассматриваемом случае путевки в детские оздоровительные учреждения, частичная стоимость которых возмещалась обществом, приобретались с целью оздоровительного отдыха детей работников. Названные выплаты не предусмотрены трудовыми договорами, заключенными обществом с конкретными работниками.
Частичная оплата путевок для детей работников общества за счет нераспределенной прибыли предприятия являлась единовременным платежом социального характера. Доказательств, свидетельствующих о том, что такие выплаты являлись оплатой труда работников, то есть носили систематический характер, зависели от трудового вклада работников, сложности, количества и качества выполняемой работы, исчислялись исходя из установленных окладов, тарифов, надбавок, периода трудового стажа, фондом в порядке части 1 статьи 65 АПК РФ не представлено.
Принимая во внимание действующую в 2010 году редакцию части 1 статьи 7 Закона N 212-ФЗ и установленные по делу обстоятельства, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что спорные выплаты не являлись объектом для исчисления страховых взносов в 2010 году, в связи с чем у фонда не имелось правовых оснований для включения соответствующих выплат проверяемого периода в расчетную базу для начисления страховых взносов, а также начисления пеней и штрафных санкций.
С учетом изложенного решение фонда от 18.06.2012 N 39 по данному эпизоду правомерно признано судом недействительным.
Решением от 18.12.2012 суд отказал в признании недействительным решения фонда от 18.06.2012 N 39 в части доначисления заявителю страховых взносов, пеней, штрафных санкций по эпизоду, связанному с оплатой стоимости путевки в санаторий "Юность", находящийся на территории Республики Беларусь, для ребенка сотрудницы организации Прониной О.Ю.
По мнению суда, указанная выплата подлежит обложению страховыми взносами, поскольку не предусмотрена пунктом 9.2 коллективного договора, которым определено, что работодатель обязуется компенсировать работнику 1 раз в год затраты на приобретение для детей работников путевок на санаторно-курортное лечение или в санатории - профилактории или в летние оздоровительные лагеря, расположенные на территории Российской Федерации, в размере 30% стоимости путевки, но не более десяти тысяч рублей.
Обжалуя решение суда в указанной части, общество ссылается на то, что выводы суда основаны на коллективном договоре 2012 года, а в проверяемом периоде действовал коллективный договор 2009 года.
Учитывая, что выводы суда основаны на доказательстве - коллективном договоре от 02.04.2012, которое не может быть признано относимым в соответствии со статьей 67 АПК РФ, суд апелляционной инстанции по ходатайству общества приобщил к материалам дела коллективный договор, действующий в проверяемом периоде с 01.04.2009.
Апелляционная инстанция считает, что жалоба общества по данному эпизоду не подлежит удовлетворению в связи со следующим.
Действительно, пунктом 9.2 коллективного договора, действующего в проверяемом периоде, определено, что работодатель обязуется выделять средства за счет предприятия на удешевление путевок санаторно-курортного лечения в санатории-профилактории, пионерские лагеря для детей работников в размере 30% от стоимости путевки.
Вместе с тем, обществом не учтено, что редакция части 1 статьи 7 Закона N 212-ФЗ изменилась с 01.01.2011 года. Указанной нормой закона определено, что объектом обложения страховыми взносами для плательщиков страховых взносов, указанных в подпунктах "а" и "б" пункта 1 части 1 статьи 5 настоящего Федерального закона, признаются выплаты и иные вознаграждения, начисляемые плательщиками страховых взносов в пользу физических лиц в рамках трудовых отношений и гражданско-правовых договоров, предметом которых является выполнение работ, оказание услуг, по договорам авторского заказа, в пользу авторов произведений по договорам об отчуждении исключительного права на произведения науки, литературы, искусства, издательским лицензионным договорам, лицензионным договорам о предоставлении права использования произведения науки, литературы, искусства, в том числе вознаграждения, начисляемые организациями по управлению правами на коллективной основе в пользу авторов произведений по договорам, заключенным с пользователями (за исключением вознаграждений, выплачиваемых лицам, указанным в пункте 2 части 1 статьи 5 настоящего Федерального закона). Объектом обложения страховыми взносами для плательщиков страховых взносов, указанных в подпункте "а" пункта 1 части 1 статьи 5 настоящего Федерального закона, признаются также выплаты и иные вознаграждения, начисляемые в пользу физических лиц, подлежащих обязательному социальному страхованию в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования.
В статье 15 Трудового кодекса определено, что трудовые отношения - это отношения, основанные на соглашении между работником и работодателем о личном выполнении работником за плату трудовой функции (работы по должности в соответствии со штатным расписанием, профессии, специальности с указанием квалификации; конкретного вида поручаемой работнику работы), подчинении работника правилам внутреннего трудового распорядка при обеспечении работодателем условий труда, предусмотренных трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами, трудовым договором.
Проанализировав в совокупности положения части 1 статьи 7 Закона N 212-ФЗ, статьи 15 Трудового кодекса, статьи 9.2 коллективного договора от 01.04.2009, апелляционный суд считает, что частичная оплата Прониной О.Ю. приобретенной путевки в санаторий "Юность" осуществлена обществом в рамках трудовых отношений между работником и работодателем.
Учитывая, что указанная выплата не освобождена от обложения страховыми взносами в силу статьи 9 Закона N 212-ФЗ, фонд в полном соответствии с частью 1 статьи 8 указанного Закона включил ее в базу для начисления страховых взносов.
Учитывая изложенное, оснований для удовлетворения апелляционной жалобы общества по данному эпизоду не имеется.
В ходе выездной проверки фондом установлено, что в базу для начисления страховых взносов не включена оплата среднего заработка, выплаченная обществом в сумме 9 483 руб. 00 коп. следующим работникам:
- Шашкову Я.А. в марте 2011 в сумме 7 353 руб. 50 коп.,
- Скубилову Е.А. в мае 2011 в сумме 1 671 руб. 76 коп.
Оспаривая данный эпизод общество указало, что средний заработок, выплачиваемый организациями работникам, проходившим медицинское освидетельствование за счет средств федерального бюджета, страховыми взносами не облагается, поскольку не является выплатой, осуществляемой работодателем в рамках трудовых отношений.
Аналогичные доводы приведены заявителем в апелляционной жалобе.
Апелляционная инстанция не находит оснований для удовлетворения жалобы общества и считает, что при вынесении решения по данному эпизоду суд обоснованно руководствовался следующим.
В соответствии со статьей 170 Трудового кодекса работодатель обязан освобождать работника от работы с сохранением за ним места работы (должности) на время исполнения им государственных или общественных обязанностей в случаях, если в соответствии с Трудовым кодексом и иными федеральными законами эти обязанности должны исполняться в рабочее время.
Пунктом 1 статьи 6 Федерального закона от 28.03.1998 N 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе" (далее - Закон N 53-ФЗ) определено, что граждане на время медицинского освидетельствования, медицинского обследования или лечения для решения вопросов о постановке их на воинский учет, об обязательной подготовке к военной службе, о призыве или добровольном поступлении на военную службу, призыве на военные сборы, а также на время исполнения ими других обязанностей, связанных с воинским учетом, обязательной подготовкой к военной службе, призывом или добровольным поступлением на военную службу и призывом на военные сборы, освобождаются от работы или учебы с сохранением за ними места постоянной работы или учебы и выплатой среднего заработка или стипендии по месту постоянной работы или учебы, им возмещаются расходы, связанные с наймом (поднаймом) жилья и оплатой проезда от места жительства (работы, учебы) и обратно, а также командировочные расходы.
Таким образом, в отношении работающих граждан, освобожденных от работы с сохранением за ними места работы (должности) на время исполнения ими государственных обязанностей, в данном случае - медицинского освидетельствования, работодатель несет обязанность по выплате заработной платы, с соответствующими отчислениями исходя из фонда оплаты труда.
При этом согласно пункту 7 статьи 1 Закона N 53-ФЗ компенсация расходов, понесенных работодателем, является расходным обязательством Российской Федерации и осуществляется в порядке, определенном Правительством Российской Федерации.
Подпунктом 5 пункта 2 Правил компенсации расходов, понесенных организациями и гражданами Российской Федерации в связи с реализацией Закона N 53-ФЗ, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 01.12.2004 N 704, установлено, что компенсации подлежат расходы организаций, связанные с выплатой работающим гражданам среднего заработка с учетом соответствующих начислений на фонд оплаты труда по месту постоянной работы.
Компенсация данных расходов согласно пункту 2 указанных Правил осуществляется за счет средств федерального бюджета.
Согласно части 1 статьи 7 Закона N 212-ФЗ (в редакции, действовавшей в спорный период) объектом обложения страховыми взносами для плательщиков страховых взносов, в частности организаций, признаются выплаты и иные вознаграждения, начисляемые плательщиками страховых взносов в пользу физических лиц в рамках трудовых отношений и гражданско-правовых договоров.
Перечень выплат и иных вознаграждений физическим лицам, не подлежащих обложению страховыми взносами, установлен статьей 9 Закона N 212-ФЗ. Средний заработок, сохраняемый на время прохождения работающим гражданином медицинского освидетельствования, в указанном перечне не поименован.
Исходя из совокупного толкования перечисленных правовых норм, суд первой инстанции сделал правильный вывод о том, что в период прохождения медицинского освидетельствования работающие граждане освобождаются от исполнения трудовых обязанностей, но трудовые отношения между ними и работодателем не прекращаются. Таким образом, средний заработок, выплачиваемый в период прохождения медицинского освидетельствования, облагается страховыми взносами.
Аналогичные выводы содержатся и в постановлении Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 09.11.12 N А26-493/2012, до принятия которого производство по настоящему делу было приостановлено судом первой инстанции. Определением от 28.12.2012 N ВАС-17305/12 в передаче дела N А26-493/2012 в Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации для пересмотра в порядке надзора постановления Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 09.11.2012 по указанному делу отказано.
При таких обстоятельствах оснований для отмены решения суда и удовлетворения апелляционной жалобы общества по данному эпизоду не имеется.
Руководствуясь статьями 269 пункт 1, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил:
Решение Арбитражного суда Республики Карелия от 18.12.2012 по делу N А26-6170/2012 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий
М.Л.ЗГУРСКАЯ
Судьи
И.А.ДМИТРИЕВА
Е.А.СОМОВА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DAYWORK.RU | Кадровая служба предприятия" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)