Судебные решения, арбитраж
Трудовой договор о работе по совместительству; Трудовой договор
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 22.03.2013
Постановление изготовлено в полном объеме 29.03.2013
Двадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Стахановой В.Н., судей Байрамовой Н.Ю. и Еремичевой Н.В., при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Орловой Е.А., при участии от заявителя - открытого акционерного общества "Центргаз" открытого акционерного общества "Газпром" (г. Тула, ИНН 7107002282, ОГРН 1027100975538) - Левина Н.Н. (доверенность от 10.01.2013 N 28), Никитиной Е.М. (доверенность от 09.01.2013), от заинтересованного лица - государственного учреждения - Тульского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации (г. Тула, ИНН 7107033629, ОГРН 1027100964945) - Звягинцевой М.Д. (доверенность от 09.01.2013 N Д-5), рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу государственного учреждения - Тульского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации на решение Арбитражного суда Тульской области от 28.12.2012 по делу N А68-7790/2012 (судья Петрухина Н.В.),
установил:
следующее.
Открытое акционерное общество "Центргаз" открытого акционерного общества "Газпром" (далее - заявитель, общество, ОАО "Центргаз") обратилось в Арбитражный суд Тульской области с заявлением к государственному учреждению - Тульскому региональному отделению Фонда социального страхования (далее - заинтересованное лицо, фонд, региональное отделение) о признании незаконным решения от 04.06.2012 N 64 о привлечении страхователя к ответственности за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанностей по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний в части привлечения общества к ответственности, предусмотренной пунктом 1 статьи 19 Федерального закона от 24.07.1998 N 125-ФЗ "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний" (далее - Закон N 125-ФЗ), в виде штрафа в размере 22 079 рублей 68 копеек, предложения уплатить пени на доначисленные страховые взносы за период с 01.01.2009 по 31.12.2011 в сумме 36 130 рублей 79 копеек (с учетом уточнения заявленных требований от 26.12.2012).
Решением Арбитражного суда Тульской области от 28.12.2012 заявленные обществом требования удовлетворены.
Фонд подал апелляционную жалобу, в которой просит указанное решение отменить и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований, ссылаясь на несоответствие выводов, изложенных в решении суда, обстоятельствам дела, а также неправильное применение норм материального права.
Общество, не согласившись с доводами апелляционной жалобы, возражения изложило в отзыве и просило решение суда первой инстанции оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В соответствии со статьей 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в судебном заседании 18.03.2013 объявлен перерыв до 22.03.2013. После перерыва судебное заседание продолжено.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены апелляционной инстанцией в порядке статей 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Изучив материалы дела, выслушав пояснения представителей сторон, исследовав и оценив имеющиеся в деле доказательства, обсудив доводы жалобы и отзыва на нее, суд апелляционной инстанции не находит оснований для изменения либо отмены обжалуемого судебного акта.
Как усматривается из материалов дела, на основании решения от 13.04.2012 N 102 н/с с 13.04.2012 по 20.04.2012 фондом проведена документальная выездная проверка общества по вопросам правильности исчисления и уплаты страховых взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний и расходования этих средств за период с 01.01.2009 по 31.12.2011.
В результате проведенной проверки выявлено занижение обществом облагаемой базы для начисления страховых взносов по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний на сумму 17 033 685 рублей 83 копеек в результате невключения в базу для начисления страховых взносов сумм единовременных выплат, таких как: единовременное поощрение к празднику, материальная помощь к отпуску, материальная помощь ко дню рождения, материальная помощь к юбилейным датам, прочая материальная помощь.
Выявленные фондом в ходе проверки нарушения зафиксированы в акте документальной выездной проверки от 26.04.2012 N 11 н/с.
Общество в ходе проверки представило уточненный расчет по начисленным и уплаченным страховым взносам на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, а также обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний и по расходам на выплату страхового обеспечения за период с 01.01.2012 по 31.03.2012.
По результатам рассмотрения акта проверки от 26.04.2012 N 11 н/с региональное отделение приняло решение о привлечении общества к ответственности, предусмотренной пунктом 1 статьи 19 Закона N 125-ФЗ, в виде штрафа в сумме 30 660 рублей 63 копеек, а также предложило обществу уплатить пени, начисленные на задолженность по уплате страховых взносов за период с 2009 по 2011 годы, в сумме 39 948 рублей 03 копеек.
Не согласившись с указанным решением в части привлечения общества к ответственности, предусмотренной пунктом 1 статьи 19 Закона N 125-ФЗ, в виде штрафа в размере 22 079 рублей 68 копеек, предложения уплатить пени на доначисленные страховые взносы за период с 01.01.2009 по 31.12.2011 в сумме 36 130 рублей 79 копеек, общество обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Рассматривая дело по существу и удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции правомерно исходил из следующего.
В силу статьи 3 Закона N 125-ФЗ страховой взнос - обязательный платеж по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, рассчитанный исходя из страхового тарифа, скидки (надбавки) к страховому тарифу, который страхователь обязан внести страховщику.
Страховой тариф - ставка страхового взноса, исчисленная исходя из сумм выплат и иных вознаграждений, начисленных в пользу застрахованных по трудовым договорам и гражданско-правовым договорам и включаемых в базу для начисления страховых взносов.
Тариф страхового взноса - ставка страхового взноса, установленная на конкретный вид обязательного социального страхования с начисленных выплат и иных вознаграждений в пользу застрахованных лиц.
В соответствии со статьей 5 Закона N 125-ФЗ обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний подлежат, в частности, физические лица, выполняющие работу на основании трудового договора (контракта), заключенного со страхователем.
Расчетная база для начисления страховых взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний в 2009 году определялась на основании статьи 20 Федерального закона от 16.07.1999 N 165-ФЗ "Об основах обязательного социального страхования" (далее - Закон N 165-ФЗ) (в редакции, действовавшей до 31.12.2009).
Так, согласно пункту 1 статьи 20 Закона N 165-ФЗ (в указанной редакции) расчетной базой для начисления страховых взносов являются выплаты, начисленные в виде заработной платы, либо иные источники, определяемые в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Страховые взносы начисляются страхователями на начисленную оплату труда по всем основаниям (доходам) и иные определяемые федеральным законом источники доходов, установленные федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования (пункт 2 статьи 20 Закона N 165-ФЗ).
Виды выплат, на которые не начисляются страховые взносы, определяются Правительством Российской Федерации (пункт 4 статьи 20 Закона N 165-ФЗ).
В соответствии со статьей 20 Закона N 165-ФЗ (в редакции, действующей с 01.01.2010 по настоящее время) уплата страховых взносов осуществляется страхователями в соответствии с Федеральным законом "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования" и (или) федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования.
В 2010 году расчетная база для начисления страховых взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний определялась следующим образом.
Так, в силу статьи 1 Федерального закона от 28.11.2009 N 297-ФЗ "О страховых тарифах на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний на 2010 год и на плановый период 2011 и 2012 годов" установлено, что в 2010 году и в плановый период 2011 и 2012 годов страховые взносы на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний уплачиваются страхователем в порядке и по тарифам, которые установлены Федеральным законом от 22 декабря 2005 года N 179-ФЗ "О страховых тарифах на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний на 2006 год" (далее - Закон N 179-ФЗ).
В соответствии со статьей 1 Закона N 179-ФЗ для страхователей страховые тарифы на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний установлены в процентах к начисленной оплате труда по всем основаниям (доходу) застрахованных, а в соответствующих случаях - к сумме вознаграждения по гражданско-правовому договору в соответствии с видами экономической деятельности по классам профессионального риска.
В 2011 году страховая база для начисления страховых взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний на основании статьи 20.1 Закона N 125-ФЗ, в соответствии с которой объектом обложения страховыми взносами признаются выплаты и иные вознаграждения, выплачиваемые страхователями в пользу застрахованных в рамках трудовых отношений и гражданско-правовых договоров, если в соответствии с гражданско-правовым договором страхователь обязан уплачивать страховщику страховые взносы (пункт 1 статьи 20.1 Закона N 125-ФЗ).
База для начисления страховых взносов определяется как сумма выплат и иных вознаграждений, предусмотренных пунктом 1 настоящей статьи, начисленных страхователями в пользу застрахованных, за исключением сумм, указанных в статье 20.2 настоящего Федерального закона (пункт 2 статьи 20 Закона N 125-ФЗ).
В соответствии с пунктом 3 Правил начисления, учета и расходования средств на осуществление обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 02.03.2000 N 184 (далее - Правила), в редакции, действовавшей до 31.12.2010, установлено, что страховые взносы начисляются на начисленную по всем основаниям оплату труда (доход) работников (в том числе внештатных, сезонных, временных, выполняющих работу по совместительству), лиц, осужденных к лишению свободы и привлекаемых к труду страхователем, а в соответствующих случаях - на сумму вознаграждения по гражданско-правовому договору.
Согласно пункту 3 Правил (в редакции, действующей с 01.01.2011) страховые взносы начисляются на выплаты и иные вознаграждения (как по основному месту работы, так и по совместительству), выплачиваемые страхователем в пользу застрахованного в рамках трудовых отношений и гражданско-правовых договоров, если в соответствии с гражданско-правовым договором страхователь обязан уплачивать страховщику страховые взносы, и включаемые в базу для начисления страховых взносов в соответствии со статьей 20.1 Федерального закона 24.07.1998 N 125-ФЗ "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний".
С учетом изложенного суд первой инстанции правомерно указал, что расчетной базой для начисления страховых взносов в период 2009-2011 годы в соответствии с положениями законодательства об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, являлась начисленная по всем основаниям оплата труда (доход) работников, в частности, внештатных, сезонных, временных, выполняющих работу по совместительству.
В силу статьи 129 Трудового кодекса Российской Федерации заработная плата (оплата труда работника) - вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и иные выплаты компенсационного характера) и стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты).
В соответствии со статьей 164 Трудового кодекса Российской Федерации компенсации - денежные выплаты, установленные в целях возмещения работникам затрат, связанных с исполнением ими трудовых или иных обязанностей, предусмотренных настоящим Кодексом и другими федеральными законами.
Выплата заработной платы, стимулирующих и компенсационных выплат производится из фонда оплаты труда.
Как установлено судом, согласно уведомлению от 15.03.2002 о постановке на учет в налоговом органе юридического лица на балансе ОАО "Центргаз" в качестве объектов основных средств значится комплекс общежитий, образующий территориальное обособленное структурное подразделение заявителя, расположенный по адресу: Краснодарский край, Туапсинский район, село Тенгинка.
Данный комплекс заявитель предоставляет в пользование за плату своим работникам, а также своим дочерним организациям.
Согласно письму Территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Тульской области от 04.03.2011 N 11-11/893 для ведения такой деятельности заявителем получен дополнительный код ОКВЭД 2001 для ОКПО - 55.23.2 "деятельность пансионатов, домов отдыха и т.п.".
В бухгалтерском учете заявителя доходы, полученные от ведения такой деятельности, и расходы по содержанию данных объектов собственности отражаются обособленно. Налоговая база по указанной деятельности определяется отдельно от налоговой базы по иным видам деятельности и рассматривается как доходы от подразделения, осуществляющего деятельность, связанную с использованием объектов обслуживающих производств и хозяйств (использование объектов социально-культурной сферы).
В соответствии с соглашениями, достигнутыми первичной профсоюзной организацией ОАО "Центргаз" Нефтегазстройпрофсоюза РФ МПО ОАО "Газпром" с обществом (протокол от 07.05.2009 N 5, протокол от 04.05.2010 N 5, протокол от 16.05.2011 N 17), стоимость путевок для работников общества и членов их семей установлена в размере от 10% (2009-2010 годы) до 20% (2011 год) от ее фактической стоимости.
Заявитель, руководствуясь подпунктом 2 пункта 2 статьи 211 Налогового кодекса Российской Федерации, в отношении каждого работника, купившего путевку, определял сумму дохода, полученного им в натуральной форме от выполнения в его интересах услуги с частичной оплатой (пункт 1 статьи 211 Налогового кодекса Российской Федерации). С полученной суммы общество по установленной ставке (13%) высчитывало сумму налога на доходы физических лиц, которая перечислялась в бюджет в порядке, установленном статьей 226 Налогового кодекса Российской Федерации).
В период 2009-2011 годы общество исчислило по своим работникам соответствующие суммы дохода в натуральной форме от предоставления услуг по проживанию в комплексе общежитий "Тенгинка" в следующих расчетных периодах: июль 2009 года - 468 515 рублей 03 копейки, сентябрь 2009 года - 332 111 рублей 92 копейки, август 2010 года - 914 516 рублей 23 копейки, август 2011 года - 758 605 рублей 18 копеек.
В бухгалтерском учете суммы полученного работниками дохода в натуральной форме в период 2009-2011 годы отражались на уменьшении чистой прибыли организации после налогообложения (убытки) и в составе фонда заработной платы не учитывались.
Как установлено судом, Положением об организации оплаты и стимулирования труда работников ОАО "Центргаз", утвержденным 01.01.2008, продажа путевок по льготным ценам не регулируется, трудовыми договорами, заключаемыми в период 2009-2011 годы, не предусмотрена.
Продажа путевок среди работников носит необязательный характер, распределение путевок среди работников не зависит ни от сложности, ни от характера выполняемой работы. Суммы дохода, полученные работниками в натуральной форме в проверяемом периоде, не рассматриваются заявителем как заработная плата, а рассматриваются как выплаты, не связанные с выполнением трудовой функции.
При этом законодательством к объекту для исчисления страховых взносов в Фонд социального страхования Российской Федерации отнесены только выплаты, произведенные физическому лицу по месту его работы. Основанием для исчисления страховых взносов являются выплаты, начисленные работнику в связи с выполнением им трудовых обязанностей и за определенный трудовой результат. Предоставленные заявителем своим работникам блага в случаях, не предусмотренных законом, только тогда включаются в базу для исчисления страховых взносов в Фонд социального страхования Российской Федерации, когда с учетом обстоятельств конкретного дела такие блага могут быть расценены как вознаграждение работников в связи с выполнением ими работы (служебных обязанностей).
При таких обстоятельствах суд первой инстанции сделал правильный вывод о том, что суммы доходов, полученные работниками в натуральной форме, не носят признаков заработной платы и должны рассматриваться как не связанные с осуществлением трудовой функции конкретным работником, поскольку спорные суммы произведены не из фонда заработной платы, а из чистой прибыли организации, размер выплат не зависит от сложности и характера выполняемой работы и система оплаты труда, действующая в организации, не предусматривает данные выплаты.
С учетом изложенного суд первой инстанции обоснованно отклонил довод ответчика о том, что стоимость оплачиваемых работодателем путевок работникам ОАО "Центргаз" в 2009-2011 годах подлежит обложению страховыми взносами, поскольку входит в состав страховой базы для начисления страховых взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции пришел к правильному выводку о том, что заявитель правомерно не включил в облагаемую базу по страховым взносам суммы скидок со стоимости путевок на проживание в комплексе общежитий "Тенгинка", реализуемых обществом своим сотрудникам.
Расчетной базой для начисления страховых взносов являются выплаты, начисленные в виде заработной платы, либо иные источники, определяемые в соответствии с законодательством Российской Федерации (пункт 1 статьи 20 Закона N 165-ФЗ, статья 1 Закона N 179-ФЗ, пункты 1, 2 статьи 20 Закона N 125-ФЗ).
Положениями пункта 3 Правил установлено, что страховые взносы начисляются на начисленную по всем основаниям оплату труда (доход) работников, в частности, внештатных, сезонных, временных, выполняющих работу по совместительству (в редакции до 31.12.2010).
Законодательством к объекту исчисления страховых взносов в Фонд социального страхования Российской Федерации отнесены не все денежные выплаты, произведенные физическому лицу по месту его работы.
Так, согласно пункту 4 Правил (в редакции до 31.12.2010) страховые взносы не начисляются на выплаты, установленные Перечнем выплат, на которые не начисляются страховые взносы в Фонд социального страхования Российской Федерации, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 07.07.1999 N 765 (далее - Перечень).
В силу пункта 10 указанного перечня страховые взносы не начисляются на суммы, выплачиваемые работникам в возмещение расходов по найму жилого помещения в связи со служебными командировками, переводом, приемом или направлением на работу в другую местность.
С 01.01.2011 в соответствии с подпунктом 2 пункта 1 статьи 20.2 Закона N 125-ФЗ не подлежат обложению страховыми взносами все виды установленных законодательством Российской Федерации, законодательными актами субъектов Российской Федерации, решениями представительных органов местного самоуправления компенсационных выплат (в пределах норм, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации), в частности, связанных с выполнением физическим лицом трудовых обязанностей, в том числе в связи с переездом на работу в другую местность.
Как установлено судом и следует из материалов дела, 12.07.2007 общество (работодатель) заключило трудовой договор N 139 с Зариповым Айдаром Вильевичем (работник). Согласно пункту 5.4.1 названного договора работодатель обязуется обеспечить работника жилым помещением для проживания на период действия трудового договора.
Во исполнение указанного договора ОАО "Ценргаз" заключило следующие договоры коммерческого найма жилого помещения: от 29.07.2009 N 549-09, от 01.01.2010 б/н, от 25.11.2010 N 3-102-10, от 01.11.2011 б/н. Предметом указанных договоров является предоставление обществу жилого помещения для проживания Зарипова А.В.
Аналогичные трудовые договоры заключены со следующими работниками:
- - Малахов Владимир Яковлевич - трудовой договор от 29.02.2008 N 276 (договор коммерческого найма жилого помещения от 08.09.2009 N 615-09, от 21.09.2010 N 3-69-10, от 01.09.2011 б/н);
- - Нюнькин Олег Витальевич - трудовой договор от 17.06.2009 N 139 (договор коммерческого найма жилого помещения от 12.11.2009 N 658-09, от 15.10.2010 N 3-74-10);
- - Окуньков Андрей Алексеевич - трудовой договор от 20.07.2009 N 154 (договор коммерческого найма жилого помещения от 28.07.2009 N 447-09, от 02.11.2009 N 749-09);
- - Погребицкий Алексей Николаевич - трудовой договор от 29.12.2007 N 268 (договор коммерческого найма жилого помещения от 01.12.2008 N 1006-08, от 22.10.2009 N 627-09);
- - Потапенко Игорь Олегович - трудовой договор от 02.11.2009 N 180 (договор коммерческого найма жилого помещения от 03.11.2009 N 681-09);
- - Саутин Алексей Геннадиевич - трудовой договор от 28.09.2009 N 171 (договор коммерческого найма жилого помещения от 15.10.2009 N 611-09, от 16.09.2010 N 3-63-10, от 17.08.2011 N 3-68-11);
- - Камитдинов Валерий Шарифисламович - трудовой договор от 17.12.2009 N 199 (договор коммерческого найма жилого помещения от 30.12.2009 N 827-09, от 20.04.2010 б/н);
- - Скрипников Вадим Николаевич - трудовой договор от 23.11.2009 N 186 (договор коммерческого найма жилого помещения от 28.01.2010 б/н);
- - Лопышова Алла Александровна - трудовой договор от 22.03.2010 N 253 (договор коммерческого найма жилого помещения от 15.03.2010 б/н);
- - Машнов Михаил Алексеевич - трудовой договор от 26.04.2010 N 289 (договор коммерческого найма жилого помещения от 23.04.2010 б/н, от 27.01.2011 б/н);
- - Левочкин Владислав Владимирович - трудовой договор от 31.12.2008 N 5 (договор коммерческого найма жилого помещения 01.06.2010 N 3-29-10);
- - Карманов Николай Николаевич - трудовой договор от 01.10.2010 б/н (договор коммерческого найма жилого помещения от 04.10.2010 N 3-71-10);
- - Панкратьев Сергей Владимирович - трудовой договор от 22.11.2010 б/н (договор коммерческого найма жилого помещения от 24.11.2010 N 3-90-10, от 01.11.2011 б/н);
- - Крутый Виктор Андреевич - трудовой договор от 13.02.2009 N 18 (договор коммерческого найма жилого помещения от 01.10.2011 б/н);
- - Нестерович Александр Евгеньевич - трудовой договор от 14.11.2011 б/н;
- - Овсянко Сергей Анатольевич - трудовой договор от 01.08.2011 б/н (договор коммерческого найма жилого помещения от 07.09.2011 б/н);
- - Яблочкин Михаил Сергеевич - трудовой договор от 14.07.2011 N 34/11 (договор коммерческого найма жилого помещения от 18.07.2011 б/н.
В силу статьи 164 Трудового кодекса Российской Федерации компенсации - это денежные выплаты, установленные в целях возмещения работникам затрат, связанных с исполнением ими трудовых или иных обязанностей, предусмотренных Трудовым кодексом Российской Федерации и другими федеральными законами.
В соответствии со статьей 165 Трудового кодекса Российской Федерации помимо общих гарантий и компенсаций, предусмотренных настоящим Кодексом (гарантии при приеме на работу, переводе на другую работу, по оплате труда и другие), работникам предоставляются гарантии и компенсации, в частности, при переезде на работу в другую местность.
При предоставлении гарантий и компенсаций соответствующие выплаты производятся за счет средств работодателя.
Согласно статье 169 Трудового кодекса Российской Федерации при переезде работника по предварительной договоренности с работодателем на работу в другую местность работодатель обязан возместить работнику расходы по переезду работника, членов его семьи и провозу имущества (за исключением случаев, когда работодатель предоставляет работнику соответствующие средства передвижения); расходы по обустройству на новом месте жительства.
Конкретные размеры возмещения расходов определяются соглашением сторон трудового договора.
Наем жилья - это неотъемлемая часть обустройства на новом месте жительства, а значит, размещение иногородних рабочих, принятых на работу обществом, является компенсацией работнику при переезде на новое место работы.
В пункте 4 информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 14.03.2006 N 106 "Обзор практики рассмотрения арбитражными судами дел, связанных с взысканием единого социального налога" разъяснено, что выплаты, указанные в статье 164 Трудового кодекса Российской Федерации, не входят в систему оплаты труда и производятся работнику в качестве компенсации его затрат, связанных с выполнением трудовых обязанностей.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что предоставление жилья и оплата проживания в нем иногородних работников непосредственно связаны с выполнением работниками своих трудовых обязанностей и, по своей сути, является компенсационной выплатой по смыслу статьи 164 Трудового кодекса Российской Федерации в связи с этим не подлежит обложению налогами.
Учитывая изложенное, заявитель правомерно не включил в облагаемую базу по страховым взносам суммы компенсационных выплат сотрудникам организации, связанных с переездом ими на работу в другую местность.
В силу абзаца 7 пункта 1 статьи 19 Закона N 125-ФЗ привлечение страхователя к ответственности осуществляется страховщиком в порядке, аналогичном порядку, установленному Налоговым кодексом Российской Федерации для привлечения к ответственности за налоговые правонарушения.
Пунктом 6 информационного письма Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 20.02.2006 N 105 "О некоторых вопросах, связанных с вступлением в силу Федерального закона от 04.11.205 N 137-Ф3 "О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых положений законодательных актов Российской Федерации в связи с осуществлением мер по совершенствованию административных процедур урегулирования споров" предусмотрено, что привлечение к ответственности по данной норме Закона N 125-ФЗ осуществляется в порядке, предусмотренном главой 15 Налогового кодекса Российской Федерации.
Вместе с тем пунктом 1 статьи 108 Налогового кодекса Российской Федерации предусмотрено, что никто не может быть привлечен к ответственности за совершение налогового правонарушения иначе, как по основаниям и в порядке, которые предусмотрены настоящим Кодексом.
В соответствии с абзацем 4 пункта 1 статьи 19 Закона N 125-ФЗ взыскание штрафа осуществляется в случае неуплаты или неполной уплаты сумм страховых взносов в результате занижения облагаемой базы для начисления страховых взносов, иного неправильного исчисления сумм страховых взносов или других неправомерных действий (бездействия).
Согласно подпункту 17 пункта 2 статьи 17 Закона N 125-ФЗ страхователь обязан вести учет начисления, перечисления страховых взносов и представлять страховщику (Фонду) отчетность по установленной форме.
Указанная отчетность представляется страхователем в установленном порядке по месту его регистрации (абзац 2 пункта 1 статьи 24 Закона N 125-ФЗ).
На протяжении спорного периода (2009-2011 годы) утвержденные формы отчетности по страховым взносам состояли из нескольких разделов, каждый из которых формировал отдельный порядок отчета по разным страховым платежам.
Наряду с разделом по страховыми взносам по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний (примечание - спорные платежи по данному делу), присутствовал отдельный раздел, по которому утверждался порядок отчета по другим видам страховых взносов - страховым взносам на обязательное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством.
Законодательством Российской Федерации предусмотрено, что страховые взносы на обязательное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством регулируются нормами Федерального закона от 29.12.2009 N 255-ФЗ "Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством".
В силу статьи 4.4 Закона N 255-ФЗ правовое регулирование отношений, связанных с уплатой страховых взносов страхователями, в том числе определение объекта обложения страховыми взносами, базы для начисления страховых взносов, сумм, не подлежащих обложению страховыми взносами, установление порядка исчисления, порядка и сроков уплаты страховых взносов, осуществляется Федеральным законом от 24.09.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования" (далее - Закон N 212-ФЗ).
Согласно пункту 1 статьи 10 Закона N 212-ФЗ расчетным периодом по страховым взносам признается календарный год, а отчетными периодами признаются первый квартал, полугодие, девять месяцев календарного года (пункт 2 статьи 10 Закона N 212-ФЗ).
При этом пунктом 2 статьи 1 Закона N 212-ФЗ предусмотрено, что действие настоящего Федерального закона не распространяется на правоотношения, связанные с исчислением и уплатой (перечислением) страховых взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, которые регулируются федеральными законами о соответствующих конкретных видах обязательного социального страхования.
Как правомерно отмечено судом первой инстанции, при исчислении страховых взносов по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний нормы Закона N 212-ФЗ, в частности статьи 10, не применяются, а следовательно, при определении периода, за который исчисляется налоговая база по уплате страховых взносов по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний следует руководствоваться общими нормами по установлению и уплате налогов, указанными в первой части Налогового кодекса Российской Федерации.
Так, пунктом 1 статьи 53 Налогового кодекса Российской Федерации установлено, что налоговая база представляет собой стоимостную, физическую или иную характеристики объекта налогообложения.
Налоговая ставка представляет собой величину налоговых начислений на единицу измерения налоговой базы.
Налоговая база и порядок ее определения, а также налоговые ставки по федеральным налогам и размеры сборов по федеральным сборам устанавливаются настоящим Кодексом.
Как указано выше, в период 2009-2011 годы страховые взносы начисляются на начисленную по всем основаниям оплату труда (доход) работников (в том числе внештатных, сезонных, временных, выполняющих работу по совместительству).
При этом начисление заработной платы согласно статье 136 Трудового кодекса Российской Федерации осуществляется не реже чем каждые полмесяца.
В соответствии с постановлением Совета Министров СССР от 23.05.1957 N 566 "О порядке выплаты заработной платы рабочим за первую половину месяца", действующему в части не противоречащей Трудовому кодексу Российской Федерации, при выплате работникам заработной платы обычной практикой на предприятиях является выплата в первой половине месяца аванса (чаще всего фиксированной суммы в пределах 30-50 процентов от оклада и без удержаний), а по окончании месяца - заработной платы с учетом выплаченного аванса. При этом компенсационные и стимулирующие выплаты осуществляются только один раз в месяц - в день выплаты заработной платы.
Следовательно, формирование облагаемой базы для расчета спорных страховых взносов производится ежемесячно.
В силу статьи 55 Налогового кодекса Российской Федерации под налоговым периодом понимается календарный год или иной период времени применительно к отдельным налогам, по окончании которого определяется налоговая база и исчисляется сумма налога, подлежащая уплате. Налоговый период может состоять из одного или нескольких отчетных периодов.
Положениями пункта 4 статьи 22 Закона N 125-ФЗ предусмотрено, что суммы страховых взносов перечисляются страхователем, заключившим трудовой договор с работником, ежемесячно в срок, установленный для получения (перечисления) в банках (иных кредитных организациях) средств на выплату заработной платы за истекший месяц.
На основании изложенного, суд первой инстанции обоснованно указал, что Законом N 125-ФЗ для страховых взносов по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний расчетным периодом, по окончании которого определяется налоговая база и исчисляется сумма страхового взноса, подлежащая уплате, признается месяц.
Отчетные периоды, из которых может состоять расчетный период (месяц), Законом N 125-ФЗ не установлены.
Согласно пункту 1 статьи 19 Закона N 125-ФЗ суммы штрафных санкций должны исчисляться от суммы страховых взносов, неуплаченных по каждому месяцу в отдельности.
Как установлено судом, расчет размера штрафных санкций производился фондом прямым счетом от всей суммы неуплаченных обществом взносов за период 2009-2011 годы.
Вместе с тем согласно пункту 42 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28.02.2001 N 5 "О некоторых вопросах применения части первой Налогового кодекса Российской Федерации" неуплата или неполная уплата сумм налога означает возникновение у налогоплательщика задолженности перед соответствующим бюджетом (внебюджетным фондом) по уплате конкретного налога в результате совершения указанных в данной статье деяний (действий или бездействия).
В связи с этим, если в предыдущем периоде у налогоплательщика имеется переплата определенного налога, которая перекрывает или равна сумме того же налога, заниженной в последующем периоде и подлежащей уплате в тот же бюджет (внебюджетный фонд), и указанная переплата не была ранее зачтена в счет иных задолженностей по данному налогу, состав правонарушения, предусмотренный статьей 122 НК РФ, отсутствует, поскольку занижение суммы налога не привело к возникновению задолженности перед бюджетом (внебюджетным фондом) в части уплаты конкретного налога.
Следовательно, фонд при определении суммы штрафных санкций должен был учитывать наличие переплаты на дату, установленную пунктом 4 статьи 22 Закона N 125-ФЗ, для уплаты страховых взносов.
Как усматривается из расчета штрафных санкций, представленного обществом в ходе судебного разбирательства, он составлен на основании:
- - данных расчетов по страховым взносам (декларациям), представленных в Тульское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации за расчетные периоды 2009-2011 года;
- - информации о страховых взносах на обязательное социальное страхование от несчастных случаев,
- - данных таблицы Приложения N 1 к акту проверки от 26.04.2012 N 101 н/с;
- - самостоятельно исчисленного состояния своего лицевого счета по страховым взносам за период с 31.12.2008 по 10.01.2012.
В соответствии с произведенным расчетом по срокам уплаты страховых взносов в периоде проверки заявитель постоянно имел переплату, перекрывающую доначисленные суммы по сроку (за исключением расчетных периодов январь - июнь 2009 года).
Как установлено судом и усматривается из представленного обществом расчета, фонд необоснованно предъявил штрафные санкции в сумме 22 079 рублей 68 копеек за неуплату страховых взносов по тем расчетным периодам, когда заявитель имел достаточную сумму переплаты.
В связи с этим суд пришел к верному выводу о том, что сумма штрафа составит 8 580 рублей 95 копеек.
Кроме того, при исследовании таблицы результатов проверки правильности начисления, расходования и уплаты страховых взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний и начисления пени на недоимку за период с 01.01.2009 по 31.12.2011 (Приложение N 1 к акту проверки от 26.04.2012 N 101 н/с) судом установлено, что в расчет пени по акту включена сумма в размере 430 000 рублей по сроку уплаты 11.01.2009, которая не относится к данным материалам проверки.
Таким образом, фонд необоснованно включил указанную сумму в расчет пени в период проверки 2009-2011 годы, поскольку данная сумма относится к прошлому акту проверки заявителя за период до 2009 года.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что сумма пеней на доначисленные заявителю страховые взносы за период с 01.01.2009 по 31.12.2011 в размере 36 130 рублей 79 копеек начислена фондом необоснованно и принял расчет заявителя, согласно которому сумма пеней составит 3 283 рубля 76 копеек.
Оценив представленные в материалы дела доказательства в порядке статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, требования заявителя в оспариваемой части подлежат удовлетворению и признал недействительным решение фонда от 04.06.2012 N 64.
Доводы, изложенные в апелляционной жалобе, являлись предметом рассмотрения суда первой инстанции, им дана надлежащая правовая оценка, с которой суд апелляционной инстанции соглашается.
Ошибок в применении и толковании судом первой инстанции норм материального права судом апелляционной инстанции не установлено.
Иных доводов, основанных на доказательственной базе и способных повлечь отмену обжалуемого судебного акта, апелляционная жалоба не содержит, в связи с чем удовлетворению не подлежит.
Фактические обстоятельства, имеющие существенное значение для разрешения спора по существу, установлены судом на основании полного и всестороннего исследования имеющихся в деле доказательств, отвечающих признакам относимости, допустимости и достаточности.
Нарушения норм процессуального права, влекущих по правилам части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации безусловную отмену судебного акта, апелляционной инстанцией не выявлено.
При таких обстоятельствах оснований для отмены или изменения судебного акта не имеется.
Руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Двадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил:
решение Арбитражного суда Тульской области от 28.12.2012 по делу N А68-7790/2012 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Центрального округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме. В соответствии с частью 1 статьи 275 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации кассационная жалоба подается через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий
В.Н.СТАХАНОВА
Судьи
Н.Ю.БАЙРАМОВА
Н.В.ЕРЕМИЧЕВА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DAYWORK.RU | Кадровая служба предприятия" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ДВАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 29.03.2013 ПО ДЕЛУ N А68-7790/2012
Разделы:Трудовой договор о работе по совместительству; Трудовой договор
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ДВАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 29 марта 2013 г. по делу N А68-7790/2012
Резолютивная часть постановления объявлена 22.03.2013
Постановление изготовлено в полном объеме 29.03.2013
Двадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Стахановой В.Н., судей Байрамовой Н.Ю. и Еремичевой Н.В., при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Орловой Е.А., при участии от заявителя - открытого акционерного общества "Центргаз" открытого акционерного общества "Газпром" (г. Тула, ИНН 7107002282, ОГРН 1027100975538) - Левина Н.Н. (доверенность от 10.01.2013 N 28), Никитиной Е.М. (доверенность от 09.01.2013), от заинтересованного лица - государственного учреждения - Тульского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации (г. Тула, ИНН 7107033629, ОГРН 1027100964945) - Звягинцевой М.Д. (доверенность от 09.01.2013 N Д-5), рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу государственного учреждения - Тульского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации на решение Арбитражного суда Тульской области от 28.12.2012 по делу N А68-7790/2012 (судья Петрухина Н.В.),
установил:
следующее.
Открытое акционерное общество "Центргаз" открытого акционерного общества "Газпром" (далее - заявитель, общество, ОАО "Центргаз") обратилось в Арбитражный суд Тульской области с заявлением к государственному учреждению - Тульскому региональному отделению Фонда социального страхования (далее - заинтересованное лицо, фонд, региональное отделение) о признании незаконным решения от 04.06.2012 N 64 о привлечении страхователя к ответственности за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанностей по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний в части привлечения общества к ответственности, предусмотренной пунктом 1 статьи 19 Федерального закона от 24.07.1998 N 125-ФЗ "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний" (далее - Закон N 125-ФЗ), в виде штрафа в размере 22 079 рублей 68 копеек, предложения уплатить пени на доначисленные страховые взносы за период с 01.01.2009 по 31.12.2011 в сумме 36 130 рублей 79 копеек (с учетом уточнения заявленных требований от 26.12.2012).
Решением Арбитражного суда Тульской области от 28.12.2012 заявленные обществом требования удовлетворены.
Фонд подал апелляционную жалобу, в которой просит указанное решение отменить и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований, ссылаясь на несоответствие выводов, изложенных в решении суда, обстоятельствам дела, а также неправильное применение норм материального права.
Общество, не согласившись с доводами апелляционной жалобы, возражения изложило в отзыве и просило решение суда первой инстанции оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В соответствии со статьей 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в судебном заседании 18.03.2013 объявлен перерыв до 22.03.2013. После перерыва судебное заседание продолжено.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены апелляционной инстанцией в порядке статей 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Изучив материалы дела, выслушав пояснения представителей сторон, исследовав и оценив имеющиеся в деле доказательства, обсудив доводы жалобы и отзыва на нее, суд апелляционной инстанции не находит оснований для изменения либо отмены обжалуемого судебного акта.
Как усматривается из материалов дела, на основании решения от 13.04.2012 N 102 н/с с 13.04.2012 по 20.04.2012 фондом проведена документальная выездная проверка общества по вопросам правильности исчисления и уплаты страховых взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний и расходования этих средств за период с 01.01.2009 по 31.12.2011.
В результате проведенной проверки выявлено занижение обществом облагаемой базы для начисления страховых взносов по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний на сумму 17 033 685 рублей 83 копеек в результате невключения в базу для начисления страховых взносов сумм единовременных выплат, таких как: единовременное поощрение к празднику, материальная помощь к отпуску, материальная помощь ко дню рождения, материальная помощь к юбилейным датам, прочая материальная помощь.
Выявленные фондом в ходе проверки нарушения зафиксированы в акте документальной выездной проверки от 26.04.2012 N 11 н/с.
Общество в ходе проверки представило уточненный расчет по начисленным и уплаченным страховым взносам на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, а также обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний и по расходам на выплату страхового обеспечения за период с 01.01.2012 по 31.03.2012.
По результатам рассмотрения акта проверки от 26.04.2012 N 11 н/с региональное отделение приняло решение о привлечении общества к ответственности, предусмотренной пунктом 1 статьи 19 Закона N 125-ФЗ, в виде штрафа в сумме 30 660 рублей 63 копеек, а также предложило обществу уплатить пени, начисленные на задолженность по уплате страховых взносов за период с 2009 по 2011 годы, в сумме 39 948 рублей 03 копеек.
Не согласившись с указанным решением в части привлечения общества к ответственности, предусмотренной пунктом 1 статьи 19 Закона N 125-ФЗ, в виде штрафа в размере 22 079 рублей 68 копеек, предложения уплатить пени на доначисленные страховые взносы за период с 01.01.2009 по 31.12.2011 в сумме 36 130 рублей 79 копеек, общество обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Рассматривая дело по существу и удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции правомерно исходил из следующего.
В силу статьи 3 Закона N 125-ФЗ страховой взнос - обязательный платеж по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, рассчитанный исходя из страхового тарифа, скидки (надбавки) к страховому тарифу, который страхователь обязан внести страховщику.
Страховой тариф - ставка страхового взноса, исчисленная исходя из сумм выплат и иных вознаграждений, начисленных в пользу застрахованных по трудовым договорам и гражданско-правовым договорам и включаемых в базу для начисления страховых взносов.
Тариф страхового взноса - ставка страхового взноса, установленная на конкретный вид обязательного социального страхования с начисленных выплат и иных вознаграждений в пользу застрахованных лиц.
В соответствии со статьей 5 Закона N 125-ФЗ обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний подлежат, в частности, физические лица, выполняющие работу на основании трудового договора (контракта), заключенного со страхователем.
Расчетная база для начисления страховых взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний в 2009 году определялась на основании статьи 20 Федерального закона от 16.07.1999 N 165-ФЗ "Об основах обязательного социального страхования" (далее - Закон N 165-ФЗ) (в редакции, действовавшей до 31.12.2009).
Так, согласно пункту 1 статьи 20 Закона N 165-ФЗ (в указанной редакции) расчетной базой для начисления страховых взносов являются выплаты, начисленные в виде заработной платы, либо иные источники, определяемые в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Страховые взносы начисляются страхователями на начисленную оплату труда по всем основаниям (доходам) и иные определяемые федеральным законом источники доходов, установленные федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования (пункт 2 статьи 20 Закона N 165-ФЗ).
Виды выплат, на которые не начисляются страховые взносы, определяются Правительством Российской Федерации (пункт 4 статьи 20 Закона N 165-ФЗ).
В соответствии со статьей 20 Закона N 165-ФЗ (в редакции, действующей с 01.01.2010 по настоящее время) уплата страховых взносов осуществляется страхователями в соответствии с Федеральным законом "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования" и (или) федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования.
В 2010 году расчетная база для начисления страховых взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний определялась следующим образом.
Так, в силу статьи 1 Федерального закона от 28.11.2009 N 297-ФЗ "О страховых тарифах на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний на 2010 год и на плановый период 2011 и 2012 годов" установлено, что в 2010 году и в плановый период 2011 и 2012 годов страховые взносы на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний уплачиваются страхователем в порядке и по тарифам, которые установлены Федеральным законом от 22 декабря 2005 года N 179-ФЗ "О страховых тарифах на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний на 2006 год" (далее - Закон N 179-ФЗ).
В соответствии со статьей 1 Закона N 179-ФЗ для страхователей страховые тарифы на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний установлены в процентах к начисленной оплате труда по всем основаниям (доходу) застрахованных, а в соответствующих случаях - к сумме вознаграждения по гражданско-правовому договору в соответствии с видами экономической деятельности по классам профессионального риска.
В 2011 году страховая база для начисления страховых взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний на основании статьи 20.1 Закона N 125-ФЗ, в соответствии с которой объектом обложения страховыми взносами признаются выплаты и иные вознаграждения, выплачиваемые страхователями в пользу застрахованных в рамках трудовых отношений и гражданско-правовых договоров, если в соответствии с гражданско-правовым договором страхователь обязан уплачивать страховщику страховые взносы (пункт 1 статьи 20.1 Закона N 125-ФЗ).
База для начисления страховых взносов определяется как сумма выплат и иных вознаграждений, предусмотренных пунктом 1 настоящей статьи, начисленных страхователями в пользу застрахованных, за исключением сумм, указанных в статье 20.2 настоящего Федерального закона (пункт 2 статьи 20 Закона N 125-ФЗ).
В соответствии с пунктом 3 Правил начисления, учета и расходования средств на осуществление обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 02.03.2000 N 184 (далее - Правила), в редакции, действовавшей до 31.12.2010, установлено, что страховые взносы начисляются на начисленную по всем основаниям оплату труда (доход) работников (в том числе внештатных, сезонных, временных, выполняющих работу по совместительству), лиц, осужденных к лишению свободы и привлекаемых к труду страхователем, а в соответствующих случаях - на сумму вознаграждения по гражданско-правовому договору.
Согласно пункту 3 Правил (в редакции, действующей с 01.01.2011) страховые взносы начисляются на выплаты и иные вознаграждения (как по основному месту работы, так и по совместительству), выплачиваемые страхователем в пользу застрахованного в рамках трудовых отношений и гражданско-правовых договоров, если в соответствии с гражданско-правовым договором страхователь обязан уплачивать страховщику страховые взносы, и включаемые в базу для начисления страховых взносов в соответствии со статьей 20.1 Федерального закона 24.07.1998 N 125-ФЗ "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний".
С учетом изложенного суд первой инстанции правомерно указал, что расчетной базой для начисления страховых взносов в период 2009-2011 годы в соответствии с положениями законодательства об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, являлась начисленная по всем основаниям оплата труда (доход) работников, в частности, внештатных, сезонных, временных, выполняющих работу по совместительству.
В силу статьи 129 Трудового кодекса Российской Федерации заработная плата (оплата труда работника) - вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и иные выплаты компенсационного характера) и стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты).
В соответствии со статьей 164 Трудового кодекса Российской Федерации компенсации - денежные выплаты, установленные в целях возмещения работникам затрат, связанных с исполнением ими трудовых или иных обязанностей, предусмотренных настоящим Кодексом и другими федеральными законами.
Выплата заработной платы, стимулирующих и компенсационных выплат производится из фонда оплаты труда.
Как установлено судом, согласно уведомлению от 15.03.2002 о постановке на учет в налоговом органе юридического лица на балансе ОАО "Центргаз" в качестве объектов основных средств значится комплекс общежитий, образующий территориальное обособленное структурное подразделение заявителя, расположенный по адресу: Краснодарский край, Туапсинский район, село Тенгинка.
Данный комплекс заявитель предоставляет в пользование за плату своим работникам, а также своим дочерним организациям.
Согласно письму Территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Тульской области от 04.03.2011 N 11-11/893 для ведения такой деятельности заявителем получен дополнительный код ОКВЭД 2001 для ОКПО - 55.23.2 "деятельность пансионатов, домов отдыха и т.п.".
В бухгалтерском учете заявителя доходы, полученные от ведения такой деятельности, и расходы по содержанию данных объектов собственности отражаются обособленно. Налоговая база по указанной деятельности определяется отдельно от налоговой базы по иным видам деятельности и рассматривается как доходы от подразделения, осуществляющего деятельность, связанную с использованием объектов обслуживающих производств и хозяйств (использование объектов социально-культурной сферы).
В соответствии с соглашениями, достигнутыми первичной профсоюзной организацией ОАО "Центргаз" Нефтегазстройпрофсоюза РФ МПО ОАО "Газпром" с обществом (протокол от 07.05.2009 N 5, протокол от 04.05.2010 N 5, протокол от 16.05.2011 N 17), стоимость путевок для работников общества и членов их семей установлена в размере от 10% (2009-2010 годы) до 20% (2011 год) от ее фактической стоимости.
Заявитель, руководствуясь подпунктом 2 пункта 2 статьи 211 Налогового кодекса Российской Федерации, в отношении каждого работника, купившего путевку, определял сумму дохода, полученного им в натуральной форме от выполнения в его интересах услуги с частичной оплатой (пункт 1 статьи 211 Налогового кодекса Российской Федерации). С полученной суммы общество по установленной ставке (13%) высчитывало сумму налога на доходы физических лиц, которая перечислялась в бюджет в порядке, установленном статьей 226 Налогового кодекса Российской Федерации).
В период 2009-2011 годы общество исчислило по своим работникам соответствующие суммы дохода в натуральной форме от предоставления услуг по проживанию в комплексе общежитий "Тенгинка" в следующих расчетных периодах: июль 2009 года - 468 515 рублей 03 копейки, сентябрь 2009 года - 332 111 рублей 92 копейки, август 2010 года - 914 516 рублей 23 копейки, август 2011 года - 758 605 рублей 18 копеек.
В бухгалтерском учете суммы полученного работниками дохода в натуральной форме в период 2009-2011 годы отражались на уменьшении чистой прибыли организации после налогообложения (убытки) и в составе фонда заработной платы не учитывались.
Как установлено судом, Положением об организации оплаты и стимулирования труда работников ОАО "Центргаз", утвержденным 01.01.2008, продажа путевок по льготным ценам не регулируется, трудовыми договорами, заключаемыми в период 2009-2011 годы, не предусмотрена.
Продажа путевок среди работников носит необязательный характер, распределение путевок среди работников не зависит ни от сложности, ни от характера выполняемой работы. Суммы дохода, полученные работниками в натуральной форме в проверяемом периоде, не рассматриваются заявителем как заработная плата, а рассматриваются как выплаты, не связанные с выполнением трудовой функции.
При этом законодательством к объекту для исчисления страховых взносов в Фонд социального страхования Российской Федерации отнесены только выплаты, произведенные физическому лицу по месту его работы. Основанием для исчисления страховых взносов являются выплаты, начисленные работнику в связи с выполнением им трудовых обязанностей и за определенный трудовой результат. Предоставленные заявителем своим работникам блага в случаях, не предусмотренных законом, только тогда включаются в базу для исчисления страховых взносов в Фонд социального страхования Российской Федерации, когда с учетом обстоятельств конкретного дела такие блага могут быть расценены как вознаграждение работников в связи с выполнением ими работы (служебных обязанностей).
При таких обстоятельствах суд первой инстанции сделал правильный вывод о том, что суммы доходов, полученные работниками в натуральной форме, не носят признаков заработной платы и должны рассматриваться как не связанные с осуществлением трудовой функции конкретным работником, поскольку спорные суммы произведены не из фонда заработной платы, а из чистой прибыли организации, размер выплат не зависит от сложности и характера выполняемой работы и система оплаты труда, действующая в организации, не предусматривает данные выплаты.
С учетом изложенного суд первой инстанции обоснованно отклонил довод ответчика о том, что стоимость оплачиваемых работодателем путевок работникам ОАО "Центргаз" в 2009-2011 годах подлежит обложению страховыми взносами, поскольку входит в состав страховой базы для начисления страховых взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции пришел к правильному выводку о том, что заявитель правомерно не включил в облагаемую базу по страховым взносам суммы скидок со стоимости путевок на проживание в комплексе общежитий "Тенгинка", реализуемых обществом своим сотрудникам.
Расчетной базой для начисления страховых взносов являются выплаты, начисленные в виде заработной платы, либо иные источники, определяемые в соответствии с законодательством Российской Федерации (пункт 1 статьи 20 Закона N 165-ФЗ, статья 1 Закона N 179-ФЗ, пункты 1, 2 статьи 20 Закона N 125-ФЗ).
Положениями пункта 3 Правил установлено, что страховые взносы начисляются на начисленную по всем основаниям оплату труда (доход) работников, в частности, внештатных, сезонных, временных, выполняющих работу по совместительству (в редакции до 31.12.2010).
Законодательством к объекту исчисления страховых взносов в Фонд социального страхования Российской Федерации отнесены не все денежные выплаты, произведенные физическому лицу по месту его работы.
Так, согласно пункту 4 Правил (в редакции до 31.12.2010) страховые взносы не начисляются на выплаты, установленные Перечнем выплат, на которые не начисляются страховые взносы в Фонд социального страхования Российской Федерации, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 07.07.1999 N 765 (далее - Перечень).
В силу пункта 10 указанного перечня страховые взносы не начисляются на суммы, выплачиваемые работникам в возмещение расходов по найму жилого помещения в связи со служебными командировками, переводом, приемом или направлением на работу в другую местность.
С 01.01.2011 в соответствии с подпунктом 2 пункта 1 статьи 20.2 Закона N 125-ФЗ не подлежат обложению страховыми взносами все виды установленных законодательством Российской Федерации, законодательными актами субъектов Российской Федерации, решениями представительных органов местного самоуправления компенсационных выплат (в пределах норм, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации), в частности, связанных с выполнением физическим лицом трудовых обязанностей, в том числе в связи с переездом на работу в другую местность.
Как установлено судом и следует из материалов дела, 12.07.2007 общество (работодатель) заключило трудовой договор N 139 с Зариповым Айдаром Вильевичем (работник). Согласно пункту 5.4.1 названного договора работодатель обязуется обеспечить работника жилым помещением для проживания на период действия трудового договора.
Во исполнение указанного договора ОАО "Ценргаз" заключило следующие договоры коммерческого найма жилого помещения: от 29.07.2009 N 549-09, от 01.01.2010 б/н, от 25.11.2010 N 3-102-10, от 01.11.2011 б/н. Предметом указанных договоров является предоставление обществу жилого помещения для проживания Зарипова А.В.
Аналогичные трудовые договоры заключены со следующими работниками:
- - Малахов Владимир Яковлевич - трудовой договор от 29.02.2008 N 276 (договор коммерческого найма жилого помещения от 08.09.2009 N 615-09, от 21.09.2010 N 3-69-10, от 01.09.2011 б/н);
- - Нюнькин Олег Витальевич - трудовой договор от 17.06.2009 N 139 (договор коммерческого найма жилого помещения от 12.11.2009 N 658-09, от 15.10.2010 N 3-74-10);
- - Окуньков Андрей Алексеевич - трудовой договор от 20.07.2009 N 154 (договор коммерческого найма жилого помещения от 28.07.2009 N 447-09, от 02.11.2009 N 749-09);
- - Погребицкий Алексей Николаевич - трудовой договор от 29.12.2007 N 268 (договор коммерческого найма жилого помещения от 01.12.2008 N 1006-08, от 22.10.2009 N 627-09);
- - Потапенко Игорь Олегович - трудовой договор от 02.11.2009 N 180 (договор коммерческого найма жилого помещения от 03.11.2009 N 681-09);
- - Саутин Алексей Геннадиевич - трудовой договор от 28.09.2009 N 171 (договор коммерческого найма жилого помещения от 15.10.2009 N 611-09, от 16.09.2010 N 3-63-10, от 17.08.2011 N 3-68-11);
- - Камитдинов Валерий Шарифисламович - трудовой договор от 17.12.2009 N 199 (договор коммерческого найма жилого помещения от 30.12.2009 N 827-09, от 20.04.2010 б/н);
- - Скрипников Вадим Николаевич - трудовой договор от 23.11.2009 N 186 (договор коммерческого найма жилого помещения от 28.01.2010 б/н);
- - Лопышова Алла Александровна - трудовой договор от 22.03.2010 N 253 (договор коммерческого найма жилого помещения от 15.03.2010 б/н);
- - Машнов Михаил Алексеевич - трудовой договор от 26.04.2010 N 289 (договор коммерческого найма жилого помещения от 23.04.2010 б/н, от 27.01.2011 б/н);
- - Левочкин Владислав Владимирович - трудовой договор от 31.12.2008 N 5 (договор коммерческого найма жилого помещения 01.06.2010 N 3-29-10);
- - Карманов Николай Николаевич - трудовой договор от 01.10.2010 б/н (договор коммерческого найма жилого помещения от 04.10.2010 N 3-71-10);
- - Панкратьев Сергей Владимирович - трудовой договор от 22.11.2010 б/н (договор коммерческого найма жилого помещения от 24.11.2010 N 3-90-10, от 01.11.2011 б/н);
- - Крутый Виктор Андреевич - трудовой договор от 13.02.2009 N 18 (договор коммерческого найма жилого помещения от 01.10.2011 б/н);
- - Нестерович Александр Евгеньевич - трудовой договор от 14.11.2011 б/н;
- - Овсянко Сергей Анатольевич - трудовой договор от 01.08.2011 б/н (договор коммерческого найма жилого помещения от 07.09.2011 б/н);
- - Яблочкин Михаил Сергеевич - трудовой договор от 14.07.2011 N 34/11 (договор коммерческого найма жилого помещения от 18.07.2011 б/н.
В силу статьи 164 Трудового кодекса Российской Федерации компенсации - это денежные выплаты, установленные в целях возмещения работникам затрат, связанных с исполнением ими трудовых или иных обязанностей, предусмотренных Трудовым кодексом Российской Федерации и другими федеральными законами.
В соответствии со статьей 165 Трудового кодекса Российской Федерации помимо общих гарантий и компенсаций, предусмотренных настоящим Кодексом (гарантии при приеме на работу, переводе на другую работу, по оплате труда и другие), работникам предоставляются гарантии и компенсации, в частности, при переезде на работу в другую местность.
При предоставлении гарантий и компенсаций соответствующие выплаты производятся за счет средств работодателя.
Согласно статье 169 Трудового кодекса Российской Федерации при переезде работника по предварительной договоренности с работодателем на работу в другую местность работодатель обязан возместить работнику расходы по переезду работника, членов его семьи и провозу имущества (за исключением случаев, когда работодатель предоставляет работнику соответствующие средства передвижения); расходы по обустройству на новом месте жительства.
Конкретные размеры возмещения расходов определяются соглашением сторон трудового договора.
Наем жилья - это неотъемлемая часть обустройства на новом месте жительства, а значит, размещение иногородних рабочих, принятых на работу обществом, является компенсацией работнику при переезде на новое место работы.
В пункте 4 информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 14.03.2006 N 106 "Обзор практики рассмотрения арбитражными судами дел, связанных с взысканием единого социального налога" разъяснено, что выплаты, указанные в статье 164 Трудового кодекса Российской Федерации, не входят в систему оплаты труда и производятся работнику в качестве компенсации его затрат, связанных с выполнением трудовых обязанностей.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что предоставление жилья и оплата проживания в нем иногородних работников непосредственно связаны с выполнением работниками своих трудовых обязанностей и, по своей сути, является компенсационной выплатой по смыслу статьи 164 Трудового кодекса Российской Федерации в связи с этим не подлежит обложению налогами.
Учитывая изложенное, заявитель правомерно не включил в облагаемую базу по страховым взносам суммы компенсационных выплат сотрудникам организации, связанных с переездом ими на работу в другую местность.
В силу абзаца 7 пункта 1 статьи 19 Закона N 125-ФЗ привлечение страхователя к ответственности осуществляется страховщиком в порядке, аналогичном порядку, установленному Налоговым кодексом Российской Федерации для привлечения к ответственности за налоговые правонарушения.
Пунктом 6 информационного письма Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 20.02.2006 N 105 "О некоторых вопросах, связанных с вступлением в силу Федерального закона от 04.11.205 N 137-Ф3 "О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых положений законодательных актов Российской Федерации в связи с осуществлением мер по совершенствованию административных процедур урегулирования споров" предусмотрено, что привлечение к ответственности по данной норме Закона N 125-ФЗ осуществляется в порядке, предусмотренном главой 15 Налогового кодекса Российской Федерации.
Вместе с тем пунктом 1 статьи 108 Налогового кодекса Российской Федерации предусмотрено, что никто не может быть привлечен к ответственности за совершение налогового правонарушения иначе, как по основаниям и в порядке, которые предусмотрены настоящим Кодексом.
В соответствии с абзацем 4 пункта 1 статьи 19 Закона N 125-ФЗ взыскание штрафа осуществляется в случае неуплаты или неполной уплаты сумм страховых взносов в результате занижения облагаемой базы для начисления страховых взносов, иного неправильного исчисления сумм страховых взносов или других неправомерных действий (бездействия).
Согласно подпункту 17 пункта 2 статьи 17 Закона N 125-ФЗ страхователь обязан вести учет начисления, перечисления страховых взносов и представлять страховщику (Фонду) отчетность по установленной форме.
Указанная отчетность представляется страхователем в установленном порядке по месту его регистрации (абзац 2 пункта 1 статьи 24 Закона N 125-ФЗ).
На протяжении спорного периода (2009-2011 годы) утвержденные формы отчетности по страховым взносам состояли из нескольких разделов, каждый из которых формировал отдельный порядок отчета по разным страховым платежам.
Наряду с разделом по страховыми взносам по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний (примечание - спорные платежи по данному делу), присутствовал отдельный раздел, по которому утверждался порядок отчета по другим видам страховых взносов - страховым взносам на обязательное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством.
Законодательством Российской Федерации предусмотрено, что страховые взносы на обязательное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством регулируются нормами Федерального закона от 29.12.2009 N 255-ФЗ "Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством".
В силу статьи 4.4 Закона N 255-ФЗ правовое регулирование отношений, связанных с уплатой страховых взносов страхователями, в том числе определение объекта обложения страховыми взносами, базы для начисления страховых взносов, сумм, не подлежащих обложению страховыми взносами, установление порядка исчисления, порядка и сроков уплаты страховых взносов, осуществляется Федеральным законом от 24.09.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования" (далее - Закон N 212-ФЗ).
Согласно пункту 1 статьи 10 Закона N 212-ФЗ расчетным периодом по страховым взносам признается календарный год, а отчетными периодами признаются первый квартал, полугодие, девять месяцев календарного года (пункт 2 статьи 10 Закона N 212-ФЗ).
При этом пунктом 2 статьи 1 Закона N 212-ФЗ предусмотрено, что действие настоящего Федерального закона не распространяется на правоотношения, связанные с исчислением и уплатой (перечислением) страховых взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, которые регулируются федеральными законами о соответствующих конкретных видах обязательного социального страхования.
Как правомерно отмечено судом первой инстанции, при исчислении страховых взносов по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний нормы Закона N 212-ФЗ, в частности статьи 10, не применяются, а следовательно, при определении периода, за который исчисляется налоговая база по уплате страховых взносов по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний следует руководствоваться общими нормами по установлению и уплате налогов, указанными в первой части Налогового кодекса Российской Федерации.
Так, пунктом 1 статьи 53 Налогового кодекса Российской Федерации установлено, что налоговая база представляет собой стоимостную, физическую или иную характеристики объекта налогообложения.
Налоговая ставка представляет собой величину налоговых начислений на единицу измерения налоговой базы.
Налоговая база и порядок ее определения, а также налоговые ставки по федеральным налогам и размеры сборов по федеральным сборам устанавливаются настоящим Кодексом.
Как указано выше, в период 2009-2011 годы страховые взносы начисляются на начисленную по всем основаниям оплату труда (доход) работников (в том числе внештатных, сезонных, временных, выполняющих работу по совместительству).
При этом начисление заработной платы согласно статье 136 Трудового кодекса Российской Федерации осуществляется не реже чем каждые полмесяца.
В соответствии с постановлением Совета Министров СССР от 23.05.1957 N 566 "О порядке выплаты заработной платы рабочим за первую половину месяца", действующему в части не противоречащей Трудовому кодексу Российской Федерации, при выплате работникам заработной платы обычной практикой на предприятиях является выплата в первой половине месяца аванса (чаще всего фиксированной суммы в пределах 30-50 процентов от оклада и без удержаний), а по окончании месяца - заработной платы с учетом выплаченного аванса. При этом компенсационные и стимулирующие выплаты осуществляются только один раз в месяц - в день выплаты заработной платы.
Следовательно, формирование облагаемой базы для расчета спорных страховых взносов производится ежемесячно.
В силу статьи 55 Налогового кодекса Российской Федерации под налоговым периодом понимается календарный год или иной период времени применительно к отдельным налогам, по окончании которого определяется налоговая база и исчисляется сумма налога, подлежащая уплате. Налоговый период может состоять из одного или нескольких отчетных периодов.
Положениями пункта 4 статьи 22 Закона N 125-ФЗ предусмотрено, что суммы страховых взносов перечисляются страхователем, заключившим трудовой договор с работником, ежемесячно в срок, установленный для получения (перечисления) в банках (иных кредитных организациях) средств на выплату заработной платы за истекший месяц.
На основании изложенного, суд первой инстанции обоснованно указал, что Законом N 125-ФЗ для страховых взносов по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний расчетным периодом, по окончании которого определяется налоговая база и исчисляется сумма страхового взноса, подлежащая уплате, признается месяц.
Отчетные периоды, из которых может состоять расчетный период (месяц), Законом N 125-ФЗ не установлены.
Согласно пункту 1 статьи 19 Закона N 125-ФЗ суммы штрафных санкций должны исчисляться от суммы страховых взносов, неуплаченных по каждому месяцу в отдельности.
Как установлено судом, расчет размера штрафных санкций производился фондом прямым счетом от всей суммы неуплаченных обществом взносов за период 2009-2011 годы.
Вместе с тем согласно пункту 42 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28.02.2001 N 5 "О некоторых вопросах применения части первой Налогового кодекса Российской Федерации" неуплата или неполная уплата сумм налога означает возникновение у налогоплательщика задолженности перед соответствующим бюджетом (внебюджетным фондом) по уплате конкретного налога в результате совершения указанных в данной статье деяний (действий или бездействия).
В связи с этим, если в предыдущем периоде у налогоплательщика имеется переплата определенного налога, которая перекрывает или равна сумме того же налога, заниженной в последующем периоде и подлежащей уплате в тот же бюджет (внебюджетный фонд), и указанная переплата не была ранее зачтена в счет иных задолженностей по данному налогу, состав правонарушения, предусмотренный статьей 122 НК РФ, отсутствует, поскольку занижение суммы налога не привело к возникновению задолженности перед бюджетом (внебюджетным фондом) в части уплаты конкретного налога.
Следовательно, фонд при определении суммы штрафных санкций должен был учитывать наличие переплаты на дату, установленную пунктом 4 статьи 22 Закона N 125-ФЗ, для уплаты страховых взносов.
Как усматривается из расчета штрафных санкций, представленного обществом в ходе судебного разбирательства, он составлен на основании:
- - данных расчетов по страховым взносам (декларациям), представленных в Тульское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации за расчетные периоды 2009-2011 года;
- - информации о страховых взносах на обязательное социальное страхование от несчастных случаев,
- - данных таблицы Приложения N 1 к акту проверки от 26.04.2012 N 101 н/с;
- - самостоятельно исчисленного состояния своего лицевого счета по страховым взносам за период с 31.12.2008 по 10.01.2012.
В соответствии с произведенным расчетом по срокам уплаты страховых взносов в периоде проверки заявитель постоянно имел переплату, перекрывающую доначисленные суммы по сроку (за исключением расчетных периодов январь - июнь 2009 года).
Как установлено судом и усматривается из представленного обществом расчета, фонд необоснованно предъявил штрафные санкции в сумме 22 079 рублей 68 копеек за неуплату страховых взносов по тем расчетным периодам, когда заявитель имел достаточную сумму переплаты.
В связи с этим суд пришел к верному выводу о том, что сумма штрафа составит 8 580 рублей 95 копеек.
Кроме того, при исследовании таблицы результатов проверки правильности начисления, расходования и уплаты страховых взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний и начисления пени на недоимку за период с 01.01.2009 по 31.12.2011 (Приложение N 1 к акту проверки от 26.04.2012 N 101 н/с) судом установлено, что в расчет пени по акту включена сумма в размере 430 000 рублей по сроку уплаты 11.01.2009, которая не относится к данным материалам проверки.
Таким образом, фонд необоснованно включил указанную сумму в расчет пени в период проверки 2009-2011 годы, поскольку данная сумма относится к прошлому акту проверки заявителя за период до 2009 года.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что сумма пеней на доначисленные заявителю страховые взносы за период с 01.01.2009 по 31.12.2011 в размере 36 130 рублей 79 копеек начислена фондом необоснованно и принял расчет заявителя, согласно которому сумма пеней составит 3 283 рубля 76 копеек.
Оценив представленные в материалы дела доказательства в порядке статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, требования заявителя в оспариваемой части подлежат удовлетворению и признал недействительным решение фонда от 04.06.2012 N 64.
Доводы, изложенные в апелляционной жалобе, являлись предметом рассмотрения суда первой инстанции, им дана надлежащая правовая оценка, с которой суд апелляционной инстанции соглашается.
Ошибок в применении и толковании судом первой инстанции норм материального права судом апелляционной инстанции не установлено.
Иных доводов, основанных на доказательственной базе и способных повлечь отмену обжалуемого судебного акта, апелляционная жалоба не содержит, в связи с чем удовлетворению не подлежит.
Фактические обстоятельства, имеющие существенное значение для разрешения спора по существу, установлены судом на основании полного и всестороннего исследования имеющихся в деле доказательств, отвечающих признакам относимости, допустимости и достаточности.
Нарушения норм процессуального права, влекущих по правилам части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации безусловную отмену судебного акта, апелляционной инстанцией не выявлено.
При таких обстоятельствах оснований для отмены или изменения судебного акта не имеется.
Руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Двадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил:
решение Арбитражного суда Тульской области от 28.12.2012 по делу N А68-7790/2012 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Центрального округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме. В соответствии с частью 1 статьи 275 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации кассационная жалоба подается через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий
В.Н.СТАХАНОВА
Судьи
Н.Ю.БАЙРАМОВА
Н.В.ЕРЕМИЧЕВА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DAYWORK.RU | Кадровая служба предприятия" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)