Судебные решения, арбитраж
Трудовой договор о работе по совместительству; Трудовой договор
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 10 сентября 2013 года
Постановление изготовлено в полном объеме 13 сентября 2013 года
Седьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Ходыревой Л.Е.,
судей: Колупаевой Л.А., Усаниной Н.А.
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Левенко А.С.
при участии в заседании: без участия (извещены)
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "ТОРО"
на решение Арбитражного суда Кемеровской области
от 08 июля 2013 года по делу N А27-5359/2013 (судья Смычкова Ж.Г.)
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "ТОРО", г. Прокопьевск, (ОГРН 1064223001358 ИНН 4223040935) к Государственному учреждению - Кузбасское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации, (филиал N 12, г. Прокопьевск)
о признании незаконным решения от 22.01.2013 г. N 2378,
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "ТОРО" (далее - ООО "ТОРО", Общество) обратилось в Арбитражный суд Кемеровской области с заявлением к Государственному учреждению - Кузбасское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации, (филиал N 12, г. Прокопьевск) (далее - ГУ КРОФСС, Фонд) о признании незаконным решения от 22.01.2013 г. N 2378 об отказе в выделении средств на осуществление (возмещение) расходов страхователя на выплату страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством.
Решением Арбитражного суда Кемеровской области от 08 июля 2013 года требование заявителя оставлено без удовлетворения.
Не согласившись с решением суда, ООО "ТОРО" обратилось в Седьмой арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение Арбитражного суда Кемеровской области отменить и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявления по следующим основаниям:
- действующее законодательство не содержит норм, предусматривающих обязанность застрахованного лица выбирать один порядок расчета пособия по всем местам работы, судом неверно истолкованы нормы действующего законодательства.
Подробно доводы подателя изложены в апелляционной жалобе.
ГУ КРОФСС в отзыве на апелляционную жалобу просит оставить решение суда без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Стороны, надлежащим образом извещенные о времени и месте судебного разбирательства (суд апелляционной инстанции располагает сведениями о получении адресатами направленной копии судебного акта (ч. 1, ч. 4 ст. 123 Арбитражного процессуального кодекса РФ (далее - АПК РФ)), в том числе публично, путем размещения информации о дате и времени слушания дела на интернет-сайте суда, кроме того, с учетом получения извещения о времени и месте судебного разбирательства по первому судебному акту (ч. 6 статьи 121 АПК РФ, п. 4, п. 5 Постановления Пленума ВАС РФ от 17.02.2011 N 12), в судебное заседание апелляционной инстанции не явились. В порядке ч. 3 ст. 156 АПК РФ суд считает возможным рассмотреть апелляционную жалобу в отсутствие сторон.
Проверив материалы дела в порядке ст. 268 АПК РФ, изучив доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, суд апелляционной инстанции считает решение суда первой инстанции не подлежащим отмене по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, ООО "ТОРО" обратилось в ГУ КРОФСС с заявлением о возмещении расходов на выплату страхового обеспечения.
По представленным страхователем документам ГУ КРОФСС 20.12.2012 г. проведена камеральная проверка, составлен акт проверки от 20.12.2012 г. N 2378. На акт камеральной проверки 21.01.2013 г. ООО "ТОРО" представлены возражения, которые рассмотрены ГУ КРОФСС.
По результатам рассмотрения акта проверки от 20.12.2012 г., возражений на них, ГУ КРОФСС принято решение от 22.01.2013 г. N 2378 об отказе в выделении средств на осуществление (возмещение) расходов страхователя на выплату страхового обеспечения в сумме 20 712,43 руб. Основанием для принятии решения явилось неправильное применение в 2012 году порядка расчета пособия по беременности и родам Дербичевой Е.А., работающей на условиях внешнего совместительства.
Не согласившись с решением ГУ КРОФСС от 22.01.2013 г. N 2378 об отказе в выделении средств на осуществление (возмещение) расходов страхователя на выплату страхового обеспечения, заявитель обратился в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
Принимая судебный акт об отказе в удовлетворении заявления, суд первой инстанции исходил из того, что Дербичева Е.А., написав заявление по основному месту работы, выбрала порядок исчисления пособия по беременности и родам по нормам законодательства, действовавшего до 01.01.2011 г., в связи с этим и на работе по совместительству указанное пособие должно быть исчислено также по нормам действовавшего до 01.01.2011 г. законодательства; страхователь вправе при принятии от сотрудника, являющегося внешним совместителем, заявления о назначении и выплате пособия по беременности и родам связаться с другим работодателем и выяснить, какой порядок исчисления указанного пособия выбран данным сотрудником по другому месту работы.
Суд апелляционной инстанции соглашается с выводами суда первой инстанции, исходит из установленных судом обстоятельств дела и следующих норм права.
В соответствии с пунктом 1 статьи 9 Федерального закона от 16.07.1999 г. N 165-ФЗ "Об основах обязательного социального страхования" (далее - Закон N 165-ФЗ), отношения по обязательному социальному страхованию у страхователя (работодателя) по всем видам обязательного социального страхования возникают с момента заключения с работником трудового договора. Общество, являясь страхователем наемных работников, в соответствии с подпунктом 6 пункта 2 статьи 12 Закона N 165-ФЗ обязано выплачивать страховое обеспечение застрахованным работникам при наступлении страхового случая.
В соответствии со статьей 8 Закона N 165-ФЗ, пособие по беременности и родам является страховым обеспечением.
Основанием для назначения и выплаты страхового обеспечения застрахованному лицу является наступление документально подтвержденного страхового случая (статья 22 Закона N 165-ФЗ).
В статье 4 Федерального закона от 19.05.1995 г. N 81-ФЗ "О государственных пособиях гражданам, имеющим детей" установлено, что выплата пособия по беременности и родам осуществляется за счет средств фонда социального страхования Российской Федерации.
В соответствии с частью 1 статьи 2.2 Федерального закона от 29.12.2006 г. N 255-ФЗ "Об обеспечении пособиями по временной нетрудоспособности, по беременности и родам граждан, подлежащих обязательному социальному страхованию" (далее - Закон N 255-ФЗ) Фонд социального страхования Российской Федерации является страховщиком, осуществляющим обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством.
Согласно части 1 статьи 4.2 Закона N 255-ФЗ страховщик имеет право, в том числе: проводить проверки правильности начисления и уплаты страховых взносов страхователями в Фонд социального страхования Российской Федерации, а также выплаты страхового обеспечения застрахованным лицам, требовать и получать от страхователей необходимые документы и объяснения по вопросам, возникающим в ходе проверок; запрашивать у страхователей документы, связанные с начислением и уплатой страховых взносов в Фонд социального страхования Российской Федерации, расходами на выплату страхового обеспечения застрахованным лицам, в том числе при выделении страхователю средств на указанные расходы сверх начисленных страховых взносов; не принимать к зачету в счет уплаты страховых взносов расходы на выплату страхового обеспечения застрахованным лицам, произведенные страхователем с нарушением законодательства Российской Федерации об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, не подтвержденные документами, произведенные на основании неправильно оформленных или выданных с нарушением установленного порядка документов.
При рассмотрении обращения страхователя о выделении необходимых средств на выплату страхового обеспечения территориальный орган страховщика, на основании части 4 статьи 4.6 Закона N 255-ФЗ, вправе провести проверку правильности и обоснованности расходов страхователя на выплату страхового обеспечения, в том числе выездную проверку, в порядке, установленном статьей 4.7 Закона N 255-ФЗ, а также затребовать от страхователя дополнительные сведения и документы. В этом случае решение о выделении этих средств страхователю принимается по результатам проведенной проверки.
Частью 5 статьи 4.6 Закона N 255-ФЗ установлено, что в случае отказа в выделении страхователю необходимых средств на выплату страхового обеспечения территориальный орган страховщика выносит мотивированное решение, которое направляется страхователю в течение трех дней со дня вынесения решения.
В пункте 1 статьи 11 Федерального закона N 255-ФЗ предусмотрено, что пособие по беременности и родам выплачивается застрахованной женщине в размере 100 процентов среднего заработка.
Согласно части 1 статьи 13 Закона N 255-ФЗ назначение и выплата пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам осуществляются работодателем по месту работы застрахованного лица.
Подпунктом 3 пункта 1 статьи 11 Закона N 165-ФЗ установлено, что страховщики вправе не принимать к зачету расходы на обязательное социальное страхование, произведенные с нарушением законодательства Российской Федерации.
Из содержания приведенных норм права следует, что основанием для отказа в финансировании пособия по беременности и родам может являться нарушение обществом законодательства Российской Федерации, нарушение установленных правил или неподтверждение расходов документами.
В соответствии со статьей 8 Федерального закона от 19.05.1995 N 81-ФЗ "О государственных пособиях гражданам, имеющим детей", частью 1 статьи 14 Закона N 255-ФЗ пособия по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, ежемесячное пособие по уходу за ребенком исчисляются исходя из среднего заработка застрахованного лица, рассчитанного за два календарных года, предшествующих году наступления временной нетрудоспособности, отпуска по беременности и родам, отпуска по уходу за ребенком, в том числе за время работы (службы, иной деятельности) у другого страхователя (других страхователей).
Частью 2 статьи 3 Федерального закона от 08.12.2010 г. N 343-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством" пособие по беременности и родам, ежемесячное пособие по уходу за ребенком по страховым случаям, наступившим в период с 1 января 2011 года по 31 декабря 2012 года (включительно), по заявлению застрахованного лица могут быть назначены, исчислены и выплачены по нормам Федерального закона N 255-ФЗ (в редакции, действовавшей до дня вступления в силу настоящего Федерального закона), в том числе с применением при определении среднего заработка, исходя из которого исчисляются указанные пособия, предельной величины базы для начисления страховых взносов в Фонд социального страхования Российской Федерации, установленной Федеральным законом от 24.07.2009 г. N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования" в 2010 году.
Согласно части 2 статьи 13 Закона N 255-ФЗ в случае, если застрахованное лицо на момент наступления страхового случая занято у нескольких страхователей и в двух предшествующих календарных годах было занято у тех же страхователей, пособия по временной нетрудоспособности, по беременности и родам назначаются и выплачиваются ему страхователями по всем местам работы (службы, иной деятельности), а ежемесячное пособие по уходу за ребенком - страхователем по одному месту работы (службы, иной деятельности) по выбору застрахованного лица и исчисляются исходя из среднего заработка, определяемого в соответствии со статьей 14 настоящего Федерального закона, за время работы (службы, иной деятельности) у страхователя, назначающего и выплачивающего пособие.
В соответствии с пунктом 2.1. вышеназванной статьи, если застрахованное лицо на момент наступления страхового случая занято у нескольких страхователей, а в двух предшествующих календарных годах было занято у других страхователей (другого страхователя), пособия по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, ежемесячное пособие по уходу за ребенком назначаются и выплачиваются ему страхователем по одному из последних мест работы (службы, иной деятельности) по выбору застрахованного лица.
Пунктом 2.2. указанной статьи установлено правило, если застрахованное лицо на момент наступления страхового случая занято у нескольких страхователей, а в двух предшествующих календарных годах было занято как у этих, так и у других страхователей (другого страхователя), пособия по временной нетрудоспособности, по беременности и родам назначаются и выплачиваются ему либо в соответствии с частью 2 настоящей статьи страхователями по всем местам работы (службы, иной деятельности) исходя из среднего заработка за время работы (службы, иной деятельности) у страхователя, назначающего и выплачивающего пособие, либо в соответствии с частью 2.1 настоящей статьи страхователем по одному из последних мест работы (службы, иной деятельности) по выбору застрахованного лица.
В силу пункта 7 статьи 14 Закона N 255-ФЗ, особенности порядка исчисления пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, ежемесячного пособия по уходу за ребенком, в том числе для отдельных категорий застрахованных лиц, определяются Правительством Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 19 Положения об особенностях порядка исчисления пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, ежемесячного пособия по уходу за ребенком гражданам, подлежащим обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 15.06.2007 г. N 375 (далее - Положение N 375), в случае если застрахованное лицо занято у нескольких страхователей, пособия по временной нетрудоспособности, по беременности и родам назначаются и выплачиваются ему страхователями по всем местам работы (службы, иной деятельности), а ежемесячное пособие по уходу за ребенком - страхователем по одному месту работы (службы, иной деятельности) по выбору застрахованного лица.
Таким образом, в период с 01.01.2011 по 31.12.2012 застрахованным лицам представлена возможность выбора порядка назначения, исчисления и выплаты пособия по беременности и родам, по нормам законодательства, действовавшего до 01.01.2011, либо по новым правилам.
На основании изложенных норм судом первой инстанции сделан правильный вывод о том, что застрахованное лицо вправе выбрать порядок исчисления пособия по беременности и родам, однако выбранный порядок должен быть единым, независимо от количества страхователей, осуществляющих назначение и выплату указанного пособия застрахованному лицу, поскольку в данном случае имеет место один страховой случай. Следовательно, порядок исчисления пособия по основной работе и на работе по совместительству должен быть единым.
В связи с чем судом апелляционной инстанции отклоняется как необоснованный довод жалобы о том, что действующее законодательство не предусматривает норм, содержащих обязанность застрахованного лица выбрать один порядок расчета пособия по всем местам работы. При этом, указанный вывод судом первой инстанции сделан не на основании указанного в апелляционной жалобе письма Фонда социального страхования РФ от 24 мая 2012 г. N 15-03-14/12-4664, которое разъясняет аналогичный порядок, а из анализа вышеприведенных положений закона; выводы ответчика в указанной части согласуются с правовой позицией Фонда социального страхования РФ, изложенной в данном письме, и не противоречат нормам действующего законодательства.
Как следует из материалов дела, Дербичева Е.А. в соответствии с трудовым договором от 01.04.2006 г. (л.д. 51) принята на должность бухгалтера по совместительству на 0,1 тарифной ставки с заработной платой 575 руб. в месяц, включая районный коэффициент 30%. С 01.02.2009 г. с Дербичевой Е.А. заключено дополнительное соглашение (л.д. 52) о том, что работа по трудовому договору является работой по совместительству на 0,3 тарифной ставки, заработная плата 3 450 руб. (включая районный коэффициент). С 01.01.2011 г. заключено дополнительное соглашение (л.д. 53) о том, что работа по трудовому договору является работой на должности консультанта по налогам и сборам по совместительству на 0,5 тарифной ставки и работодатель обязуется выплачивать заработную плату, включая районный коэффициент 30%, в размере 3 450 руб. с 01.01.2012 года заключено дополнительное соглашение (л.д. 54) о том, что работа по трудовому договору является работой по совместительству на 0,1 тарифной ставки и работодатель обязуется выплачивать заработную плату, включая районный коэффициент 30%, в размере 690 руб.
Ранее в ГУ КРОФСС представлены документы на возмещение расходов, произведенных страхователем по основному месту работы в связи с выплатой ООО "Лео-С" пособия по беременности и родам Дербичевой Е.А. в сумме 103 506,76 руб. Дербичевой Е.А. назначены пособия по беременности и родам у нескольких работодателей: ООО "Лео-С" - основное место работы; ООО "Медицинская практика", ООО "ТОРО", ООО "ЛеоН-Т".
Дербичева Е.А., написав заявление по основному месту работы, выбрала порядок исчисления пособия по беременности и родам по нормам законодательства, действовавшего до 01.01.2011 г., в связи с чем, судом сделан обоснованный вывод об аналогичном исчислении на работе по совместительству указанного пособия, то есть также по нормам действовавшего до 01.01.2011 г. законодательства.
Пунктом 10 Постановления Правительства Российской Федерации от 12.02.1994 г. N 101 "О Фонде социального страхования Российской Федерации" установлено, что ответственность за правильность начисления и расходования средств государственного социального страхования несет администрация страхователя в лице руководителя и главного бухгалтера.
В связи с изложенным, страхователь вправе при принятии от сотрудника, являющегося внешним совместителем, заявления о назначении и выплате пособия по беременности и родам связаться с другим работодателем и выяснить, какой порядок исчисления указанного пособия выбран данным сотрудником по другому месту работы.
Доводы апелляционной жалобы не опровергают по существу правильное решение суда первой инстанции и не могут являться основанием для его отмены.
При изложенных обстоятельствах, принятое арбитражным судом первой инстанции решение является законным и обоснованным, судом полно и всесторонне исследованы имеющиеся в материалах дела доказательства, им дана правильная оценка, нарушений норм материального и процессуального права не допущено, оснований для отмены решения суда первой инстанции, установленных статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса РФ, а равно принятия доводов апелляционной жалобы, у суда апелляционной инстанции не имеется.
При подаче апелляционной жалобы ООО "ТОРО" произведена уплата государственной пошлины в размере 2 000 (две тысячи) руб., что подтверждается платежным поручением N 14 от 18.07.2013 г.
В соответствии с подпунктами 3, 12 части 1 статьи 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации при подаче апелляционной жалобы на решение арбитражного суда государственная пошлина составляет 50 процентов размера государственной пошлины, подлежащей уплате при подаче искового заявления неимущественного характера. Для юридических лиц государственная пошлина составляет 1 000 (одна тысяча) руб.
В связи с чем, излишне уплаченная ООО "ТОРО" государственная пошлина в сумме 1 000 (одна тысяча) руб. подлежит возврату из федерального бюджета.
Руководствуясь статьей 110, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции
постановил:
Решение Арбитражного суда Кемеровской области от 08 июля 2013 года по делу N А27-5359/2013 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Возвратить обществу с ограниченной ответственностью "ТОРО" из федерального бюджета излишне уплаченную по платежному поручению N 14 от 18.07.2013 г. государственную пошлину в сумме 1000 (одна тысяча) рублей.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа в течение двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий
Л.Е.ХОДЫРЕВА
Судьи
Л.А.КОЛУПАЕВА
Н.А.УСАНИНА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DAYWORK.RU | Кадровая служба предприятия" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ СЕДЬМОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 13.09.2013 ПО ДЕЛУ N А27-5359/2013
Разделы:Трудовой договор о работе по совместительству; Трудовой договор
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
СЕДЬМОЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 13 сентября 2013 г. по делу N А27-5359/2013
Резолютивная часть постановления объявлена 10 сентября 2013 года
Постановление изготовлено в полном объеме 13 сентября 2013 года
Седьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Ходыревой Л.Е.,
судей: Колупаевой Л.А., Усаниной Н.А.
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Левенко А.С.
при участии в заседании: без участия (извещены)
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "ТОРО"
на решение Арбитражного суда Кемеровской области
от 08 июля 2013 года по делу N А27-5359/2013 (судья Смычкова Ж.Г.)
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "ТОРО", г. Прокопьевск, (ОГРН 1064223001358 ИНН 4223040935) к Государственному учреждению - Кузбасское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации, (филиал N 12, г. Прокопьевск)
о признании незаконным решения от 22.01.2013 г. N 2378,
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "ТОРО" (далее - ООО "ТОРО", Общество) обратилось в Арбитражный суд Кемеровской области с заявлением к Государственному учреждению - Кузбасское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации, (филиал N 12, г. Прокопьевск) (далее - ГУ КРОФСС, Фонд) о признании незаконным решения от 22.01.2013 г. N 2378 об отказе в выделении средств на осуществление (возмещение) расходов страхователя на выплату страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством.
Решением Арбитражного суда Кемеровской области от 08 июля 2013 года требование заявителя оставлено без удовлетворения.
Не согласившись с решением суда, ООО "ТОРО" обратилось в Седьмой арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение Арбитражного суда Кемеровской области отменить и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявления по следующим основаниям:
- действующее законодательство не содержит норм, предусматривающих обязанность застрахованного лица выбирать один порядок расчета пособия по всем местам работы, судом неверно истолкованы нормы действующего законодательства.
Подробно доводы подателя изложены в апелляционной жалобе.
ГУ КРОФСС в отзыве на апелляционную жалобу просит оставить решение суда без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Стороны, надлежащим образом извещенные о времени и месте судебного разбирательства (суд апелляционной инстанции располагает сведениями о получении адресатами направленной копии судебного акта (ч. 1, ч. 4 ст. 123 Арбитражного процессуального кодекса РФ (далее - АПК РФ)), в том числе публично, путем размещения информации о дате и времени слушания дела на интернет-сайте суда, кроме того, с учетом получения извещения о времени и месте судебного разбирательства по первому судебному акту (ч. 6 статьи 121 АПК РФ, п. 4, п. 5 Постановления Пленума ВАС РФ от 17.02.2011 N 12), в судебное заседание апелляционной инстанции не явились. В порядке ч. 3 ст. 156 АПК РФ суд считает возможным рассмотреть апелляционную жалобу в отсутствие сторон.
Проверив материалы дела в порядке ст. 268 АПК РФ, изучив доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, суд апелляционной инстанции считает решение суда первой инстанции не подлежащим отмене по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, ООО "ТОРО" обратилось в ГУ КРОФСС с заявлением о возмещении расходов на выплату страхового обеспечения.
По представленным страхователем документам ГУ КРОФСС 20.12.2012 г. проведена камеральная проверка, составлен акт проверки от 20.12.2012 г. N 2378. На акт камеральной проверки 21.01.2013 г. ООО "ТОРО" представлены возражения, которые рассмотрены ГУ КРОФСС.
По результатам рассмотрения акта проверки от 20.12.2012 г., возражений на них, ГУ КРОФСС принято решение от 22.01.2013 г. N 2378 об отказе в выделении средств на осуществление (возмещение) расходов страхователя на выплату страхового обеспечения в сумме 20 712,43 руб. Основанием для принятии решения явилось неправильное применение в 2012 году порядка расчета пособия по беременности и родам Дербичевой Е.А., работающей на условиях внешнего совместительства.
Не согласившись с решением ГУ КРОФСС от 22.01.2013 г. N 2378 об отказе в выделении средств на осуществление (возмещение) расходов страхователя на выплату страхового обеспечения, заявитель обратился в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
Принимая судебный акт об отказе в удовлетворении заявления, суд первой инстанции исходил из того, что Дербичева Е.А., написав заявление по основному месту работы, выбрала порядок исчисления пособия по беременности и родам по нормам законодательства, действовавшего до 01.01.2011 г., в связи с этим и на работе по совместительству указанное пособие должно быть исчислено также по нормам действовавшего до 01.01.2011 г. законодательства; страхователь вправе при принятии от сотрудника, являющегося внешним совместителем, заявления о назначении и выплате пособия по беременности и родам связаться с другим работодателем и выяснить, какой порядок исчисления указанного пособия выбран данным сотрудником по другому месту работы.
Суд апелляционной инстанции соглашается с выводами суда первой инстанции, исходит из установленных судом обстоятельств дела и следующих норм права.
В соответствии с пунктом 1 статьи 9 Федерального закона от 16.07.1999 г. N 165-ФЗ "Об основах обязательного социального страхования" (далее - Закон N 165-ФЗ), отношения по обязательному социальному страхованию у страхователя (работодателя) по всем видам обязательного социального страхования возникают с момента заключения с работником трудового договора. Общество, являясь страхователем наемных работников, в соответствии с подпунктом 6 пункта 2 статьи 12 Закона N 165-ФЗ обязано выплачивать страховое обеспечение застрахованным работникам при наступлении страхового случая.
В соответствии со статьей 8 Закона N 165-ФЗ, пособие по беременности и родам является страховым обеспечением.
Основанием для назначения и выплаты страхового обеспечения застрахованному лицу является наступление документально подтвержденного страхового случая (статья 22 Закона N 165-ФЗ).
В статье 4 Федерального закона от 19.05.1995 г. N 81-ФЗ "О государственных пособиях гражданам, имеющим детей" установлено, что выплата пособия по беременности и родам осуществляется за счет средств фонда социального страхования Российской Федерации.
В соответствии с частью 1 статьи 2.2 Федерального закона от 29.12.2006 г. N 255-ФЗ "Об обеспечении пособиями по временной нетрудоспособности, по беременности и родам граждан, подлежащих обязательному социальному страхованию" (далее - Закон N 255-ФЗ) Фонд социального страхования Российской Федерации является страховщиком, осуществляющим обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством.
Согласно части 1 статьи 4.2 Закона N 255-ФЗ страховщик имеет право, в том числе: проводить проверки правильности начисления и уплаты страховых взносов страхователями в Фонд социального страхования Российской Федерации, а также выплаты страхового обеспечения застрахованным лицам, требовать и получать от страхователей необходимые документы и объяснения по вопросам, возникающим в ходе проверок; запрашивать у страхователей документы, связанные с начислением и уплатой страховых взносов в Фонд социального страхования Российской Федерации, расходами на выплату страхового обеспечения застрахованным лицам, в том числе при выделении страхователю средств на указанные расходы сверх начисленных страховых взносов; не принимать к зачету в счет уплаты страховых взносов расходы на выплату страхового обеспечения застрахованным лицам, произведенные страхователем с нарушением законодательства Российской Федерации об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, не подтвержденные документами, произведенные на основании неправильно оформленных или выданных с нарушением установленного порядка документов.
При рассмотрении обращения страхователя о выделении необходимых средств на выплату страхового обеспечения территориальный орган страховщика, на основании части 4 статьи 4.6 Закона N 255-ФЗ, вправе провести проверку правильности и обоснованности расходов страхователя на выплату страхового обеспечения, в том числе выездную проверку, в порядке, установленном статьей 4.7 Закона N 255-ФЗ, а также затребовать от страхователя дополнительные сведения и документы. В этом случае решение о выделении этих средств страхователю принимается по результатам проведенной проверки.
Частью 5 статьи 4.6 Закона N 255-ФЗ установлено, что в случае отказа в выделении страхователю необходимых средств на выплату страхового обеспечения территориальный орган страховщика выносит мотивированное решение, которое направляется страхователю в течение трех дней со дня вынесения решения.
В пункте 1 статьи 11 Федерального закона N 255-ФЗ предусмотрено, что пособие по беременности и родам выплачивается застрахованной женщине в размере 100 процентов среднего заработка.
Согласно части 1 статьи 13 Закона N 255-ФЗ назначение и выплата пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам осуществляются работодателем по месту работы застрахованного лица.
Подпунктом 3 пункта 1 статьи 11 Закона N 165-ФЗ установлено, что страховщики вправе не принимать к зачету расходы на обязательное социальное страхование, произведенные с нарушением законодательства Российской Федерации.
Из содержания приведенных норм права следует, что основанием для отказа в финансировании пособия по беременности и родам может являться нарушение обществом законодательства Российской Федерации, нарушение установленных правил или неподтверждение расходов документами.
В соответствии со статьей 8 Федерального закона от 19.05.1995 N 81-ФЗ "О государственных пособиях гражданам, имеющим детей", частью 1 статьи 14 Закона N 255-ФЗ пособия по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, ежемесячное пособие по уходу за ребенком исчисляются исходя из среднего заработка застрахованного лица, рассчитанного за два календарных года, предшествующих году наступления временной нетрудоспособности, отпуска по беременности и родам, отпуска по уходу за ребенком, в том числе за время работы (службы, иной деятельности) у другого страхователя (других страхователей).
Частью 2 статьи 3 Федерального закона от 08.12.2010 г. N 343-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством" пособие по беременности и родам, ежемесячное пособие по уходу за ребенком по страховым случаям, наступившим в период с 1 января 2011 года по 31 декабря 2012 года (включительно), по заявлению застрахованного лица могут быть назначены, исчислены и выплачены по нормам Федерального закона N 255-ФЗ (в редакции, действовавшей до дня вступления в силу настоящего Федерального закона), в том числе с применением при определении среднего заработка, исходя из которого исчисляются указанные пособия, предельной величины базы для начисления страховых взносов в Фонд социального страхования Российской Федерации, установленной Федеральным законом от 24.07.2009 г. N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования" в 2010 году.
Согласно части 2 статьи 13 Закона N 255-ФЗ в случае, если застрахованное лицо на момент наступления страхового случая занято у нескольких страхователей и в двух предшествующих календарных годах было занято у тех же страхователей, пособия по временной нетрудоспособности, по беременности и родам назначаются и выплачиваются ему страхователями по всем местам работы (службы, иной деятельности), а ежемесячное пособие по уходу за ребенком - страхователем по одному месту работы (службы, иной деятельности) по выбору застрахованного лица и исчисляются исходя из среднего заработка, определяемого в соответствии со статьей 14 настоящего Федерального закона, за время работы (службы, иной деятельности) у страхователя, назначающего и выплачивающего пособие.
В соответствии с пунктом 2.1. вышеназванной статьи, если застрахованное лицо на момент наступления страхового случая занято у нескольких страхователей, а в двух предшествующих календарных годах было занято у других страхователей (другого страхователя), пособия по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, ежемесячное пособие по уходу за ребенком назначаются и выплачиваются ему страхователем по одному из последних мест работы (службы, иной деятельности) по выбору застрахованного лица.
Пунктом 2.2. указанной статьи установлено правило, если застрахованное лицо на момент наступления страхового случая занято у нескольких страхователей, а в двух предшествующих календарных годах было занято как у этих, так и у других страхователей (другого страхователя), пособия по временной нетрудоспособности, по беременности и родам назначаются и выплачиваются ему либо в соответствии с частью 2 настоящей статьи страхователями по всем местам работы (службы, иной деятельности) исходя из среднего заработка за время работы (службы, иной деятельности) у страхователя, назначающего и выплачивающего пособие, либо в соответствии с частью 2.1 настоящей статьи страхователем по одному из последних мест работы (службы, иной деятельности) по выбору застрахованного лица.
В силу пункта 7 статьи 14 Закона N 255-ФЗ, особенности порядка исчисления пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, ежемесячного пособия по уходу за ребенком, в том числе для отдельных категорий застрахованных лиц, определяются Правительством Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 19 Положения об особенностях порядка исчисления пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, ежемесячного пособия по уходу за ребенком гражданам, подлежащим обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 15.06.2007 г. N 375 (далее - Положение N 375), в случае если застрахованное лицо занято у нескольких страхователей, пособия по временной нетрудоспособности, по беременности и родам назначаются и выплачиваются ему страхователями по всем местам работы (службы, иной деятельности), а ежемесячное пособие по уходу за ребенком - страхователем по одному месту работы (службы, иной деятельности) по выбору застрахованного лица.
Таким образом, в период с 01.01.2011 по 31.12.2012 застрахованным лицам представлена возможность выбора порядка назначения, исчисления и выплаты пособия по беременности и родам, по нормам законодательства, действовавшего до 01.01.2011, либо по новым правилам.
На основании изложенных норм судом первой инстанции сделан правильный вывод о том, что застрахованное лицо вправе выбрать порядок исчисления пособия по беременности и родам, однако выбранный порядок должен быть единым, независимо от количества страхователей, осуществляющих назначение и выплату указанного пособия застрахованному лицу, поскольку в данном случае имеет место один страховой случай. Следовательно, порядок исчисления пособия по основной работе и на работе по совместительству должен быть единым.
В связи с чем судом апелляционной инстанции отклоняется как необоснованный довод жалобы о том, что действующее законодательство не предусматривает норм, содержащих обязанность застрахованного лица выбрать один порядок расчета пособия по всем местам работы. При этом, указанный вывод судом первой инстанции сделан не на основании указанного в апелляционной жалобе письма Фонда социального страхования РФ от 24 мая 2012 г. N 15-03-14/12-4664, которое разъясняет аналогичный порядок, а из анализа вышеприведенных положений закона; выводы ответчика в указанной части согласуются с правовой позицией Фонда социального страхования РФ, изложенной в данном письме, и не противоречат нормам действующего законодательства.
Как следует из материалов дела, Дербичева Е.А. в соответствии с трудовым договором от 01.04.2006 г. (л.д. 51) принята на должность бухгалтера по совместительству на 0,1 тарифной ставки с заработной платой 575 руб. в месяц, включая районный коэффициент 30%. С 01.02.2009 г. с Дербичевой Е.А. заключено дополнительное соглашение (л.д. 52) о том, что работа по трудовому договору является работой по совместительству на 0,3 тарифной ставки, заработная плата 3 450 руб. (включая районный коэффициент). С 01.01.2011 г. заключено дополнительное соглашение (л.д. 53) о том, что работа по трудовому договору является работой на должности консультанта по налогам и сборам по совместительству на 0,5 тарифной ставки и работодатель обязуется выплачивать заработную плату, включая районный коэффициент 30%, в размере 3 450 руб. с 01.01.2012 года заключено дополнительное соглашение (л.д. 54) о том, что работа по трудовому договору является работой по совместительству на 0,1 тарифной ставки и работодатель обязуется выплачивать заработную плату, включая районный коэффициент 30%, в размере 690 руб.
Ранее в ГУ КРОФСС представлены документы на возмещение расходов, произведенных страхователем по основному месту работы в связи с выплатой ООО "Лео-С" пособия по беременности и родам Дербичевой Е.А. в сумме 103 506,76 руб. Дербичевой Е.А. назначены пособия по беременности и родам у нескольких работодателей: ООО "Лео-С" - основное место работы; ООО "Медицинская практика", ООО "ТОРО", ООО "ЛеоН-Т".
Дербичева Е.А., написав заявление по основному месту работы, выбрала порядок исчисления пособия по беременности и родам по нормам законодательства, действовавшего до 01.01.2011 г., в связи с чем, судом сделан обоснованный вывод об аналогичном исчислении на работе по совместительству указанного пособия, то есть также по нормам действовавшего до 01.01.2011 г. законодательства.
Пунктом 10 Постановления Правительства Российской Федерации от 12.02.1994 г. N 101 "О Фонде социального страхования Российской Федерации" установлено, что ответственность за правильность начисления и расходования средств государственного социального страхования несет администрация страхователя в лице руководителя и главного бухгалтера.
В связи с изложенным, страхователь вправе при принятии от сотрудника, являющегося внешним совместителем, заявления о назначении и выплате пособия по беременности и родам связаться с другим работодателем и выяснить, какой порядок исчисления указанного пособия выбран данным сотрудником по другому месту работы.
Доводы апелляционной жалобы не опровергают по существу правильное решение суда первой инстанции и не могут являться основанием для его отмены.
При изложенных обстоятельствах, принятое арбитражным судом первой инстанции решение является законным и обоснованным, судом полно и всесторонне исследованы имеющиеся в материалах дела доказательства, им дана правильная оценка, нарушений норм материального и процессуального права не допущено, оснований для отмены решения суда первой инстанции, установленных статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса РФ, а равно принятия доводов апелляционной жалобы, у суда апелляционной инстанции не имеется.
При подаче апелляционной жалобы ООО "ТОРО" произведена уплата государственной пошлины в размере 2 000 (две тысячи) руб., что подтверждается платежным поручением N 14 от 18.07.2013 г.
В соответствии с подпунктами 3, 12 части 1 статьи 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации при подаче апелляционной жалобы на решение арбитражного суда государственная пошлина составляет 50 процентов размера государственной пошлины, подлежащей уплате при подаче искового заявления неимущественного характера. Для юридических лиц государственная пошлина составляет 1 000 (одна тысяча) руб.
В связи с чем, излишне уплаченная ООО "ТОРО" государственная пошлина в сумме 1 000 (одна тысяча) руб. подлежит возврату из федерального бюджета.
Руководствуясь статьей 110, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции
постановил:
Решение Арбитражного суда Кемеровской области от 08 июля 2013 года по делу N А27-5359/2013 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Возвратить обществу с ограниченной ответственностью "ТОРО" из федерального бюджета излишне уплаченную по платежному поручению N 14 от 18.07.2013 г. государственную пошлину в сумме 1000 (одна тысяча) рублей.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа в течение двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий
Л.Е.ХОДЫРЕВА
Судьи
Л.А.КОЛУПАЕВА
Н.А.УСАНИНА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DAYWORK.RU | Кадровая служба предприятия" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)