Судебные решения, арбитраж

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ АРХАНГЕЛЬСКОГО ОБЛАСТНОГО СУДА ОТ 28.03.2013 ПО ДЕЛУ N 33-1667

Разделы:
Прекращение трудового договора; Трудовые отношения

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



АРХАНГЕЛЬСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 28 марта 2013 г. по делу N 33-1667


Судья: Першина Е.А.
Докладчик: Дивин Н.В.

Судебная коллегия по гражданским делам Архангельского областного суда в составе председательствующего Дивина Н.В., судей Маслова Д.А. и Бланару Е.М., при секретаре П. рассмотрела в открытом судебном заседании в городе Архангельске 28 марта 2013 года дело по апелляционной жалобе главы муниципального образования "..." О. на решение Пинежского районного суда Архангельской области от 10 января 2013 года, которым постановлено:
"исковые требования Ч. об изменении формулировки увольнения удовлетворить.
Считать Ч. освобожденным от должности главы муниципального образования "..." в связи с истечением срока полномочий на основании части 3 статьи 40 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации".
Заслушав доклад судьи областного суда Дивина Н.В., судебная коллегия
установила:

Ч. обратился в суд с иском к администрации муниципального образования "..." (далее - МО "...") и просил, в том числе изменить формулировку увольнения с п. 3 ст. 83 ТК РФ - неизбрание на должность на увольнение в связи с истечением срока полномочий главы муниципального образования "..." и внести указанную запись об увольнении в трудовую книжку, ссылаясь на неправильность указания в распоряжении N... от... о его увольнении с должности главы муниципального образования "..." по п. 3 ст. 83 ТК РФ в связи с неизбранием на должность, поскольку вновь на должность главы МО "..." он не баллотировался и должен быть уволен в связи с истечением срока полномочий, что предусматривает установление ему доплаты к государственной пенсии.
В судебном заседании истец поддержал указанные требования по тем же основаниям.
Представитель МО "..." Ш. иск не признала, считая увольнение Ч. и внесение записи в трудовой книжке об увольнении по п. 3 ст. 83 Трудового кодекса РФ - в связи с неизбранием на должность законными и обоснованными.
Суд постановил указанное выше решение, с которым не согласен ответчик и просит его отменить.
В обоснование доводов апелляционной жалобы он ссылается на несоответствие выводов суда нормам материального права, настаивая на правомерности внесения записи об увольнении Ч. по п. 3 ст. 83 ТК РФ в связи с неизбранием на должность и вступлением в должность 30 октября 2012 года вновь избранного главы муниципального образования "..."; согласно абз. 2 ч. 3 ст. 40 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" глава муниципального образования является выборным лицом местного самоуправления и его полномочия прекращаются в день вступления в должность вновь избранного главы муниципального образования, данная статья не предусматривает истечение срока полномочий и изложена совершенно в другой редакции, а запись в трудовую книжку об основании и о причине прекращения трудового договора должна производиться в точном соответствии с формулировками Трудового кодекса РФ или иного федерального закона.
Проверив материалы дела, выслушав представителя МО "..." Ш., полностью поддержавшую доводы апелляционной жалобы, объяснение Ч., полагавшего указанные доводы жалобы ответчика несостоятельными и просившего оставить решение суда без изменения, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия находит решение суда незаконным и подлежащим отмене в связи с неправильным применением и толкованием судом норм материального права, исходя из следующего.
Судом установлено, и это не оспаривается сторонами, что на основании постановления от... N... Ч. вступил в должность главы муниципального образования "..." в связи с избранием его на указанную должность согласно постановлению Пинежской территориальной избирательной комиссии от... N....
В связи с истечением срока его полномочий в соответствии с ч. 3 ст. 10 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" (в редакции Федерального закона от 08.03.2011 N 34-ФЗ, действовавшего в момент назначения выборов главы МО "...") на 14 октября 2012 года были назначены выборы главы МО "...".
На указанных выборах главы муниципального образования "..." Ч. не баллотировался.
Распоряжением избранного главы МО "..." О. от... N... истец был уволен 29 октября 2012 года в связи с неизбранием на должность, пункт 3 части первой статьи 83 ТК РФ.
Удовлетворяя иск Ч. об изменении формулировки увольнения, суд пришел к выводу о правомерности заявленного им требования, приняв решение считать его освобожденным от должности главы муниципального образования "..." в связи с истечением срока полномочий на основании части 3 статьи 40 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации".
Судебная коллегия с решением суда согласиться не может, а доводы подателя апелляционной жалобы находит обоснованными, поскольку суд при разрешении заявленного Ч. иска об изменении формулировки основания увольнения неправильно применил нормы материального права.
Судом первой инстанции не учтено, что Федеральный закон от 06 октября 2003 года N 131-ФЗ (с последующими изменениями и дополнениями в редакции Федеральных законов) не регулирует и не устанавливает основания прекращения (расторжения) трудового договора с муниципальным служащим, а статья 40 указанного закона устанавливает лишь статус депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица и срок их полномочий.
Действительно, согласно части 4 статьи 40 Федерального закона N 131-ФЗ полномочия депутата, члена выборного органа местного самоуправления начинаются со дня его избрания и прекращаются со дня начала работы выборного органа местного самоуправления нового созыва.
Полномочия выборного должностного лица местного самоуправления начинаются со дня его вступления в должность и прекращаются в день вступления в должность вновь избранного должностного лица местного самоуправления.
Между тем, указанного основания прекращения трудового договора с выборным должностным лицом органа местного самоуправления ни нормами Трудового кодекса РФ, ни иными федеральными законами не предусмотрено.
Так, на дату увольнения Ч. с муниципальной службы и по настоящее время действует Федеральный закон от 02 марта 2007 года N 25-ФЗ (с последующими изменениями и дополнениями в редакции Федеральных законов), который непосредственно регулирует отношения, связанные с поступлением на муниципальную службу граждан Российской Федерации, прохождением и прекращением муниципальной службы (далее - Федеральный закона N 25-ФЗ).
Согласно ч. 1 ст. 19 указанного Федерального закона установлен следующий перечень оснований для расторжения трудового договора с муниципальным служащим.
Помимо оснований для расторжения трудового договора, предусмотренных Трудовым кодексом Российской Федерации, трудовой договор с муниципальным служащим может быть также расторгнут по инициативе представителя нанимателя (работодателя) в случае:
1) достижения предельного возраста, установленного для замещения должности муниципальной службы;
2) прекращения гражданства Российской Федерации, прекращения гражданства иностранного государства - участника международного договора Российской Федерации, в соответствии с которым иностранный гражданин имеет право находиться на муниципальной службе, приобретения им гражданства иностранного государства либо получения им вида на жительство или иного документа, подтверждающего право на постоянное проживание гражданина Российской Федерации на территории иностранного государства, не являющегося участником международного договора Российской Федерации, в соответствии с которым гражданин Российской Федерации, имеющий гражданство иностранного государства, имеет право находиться на муниципальной службе;
3) несоблюдения ограничений и запретов, связанных с муниципальной службой и установленных статьями 13, 14, 14.1 и 15 настоящего Федерального закона;
4) применения административного наказания в виде дисквалификации.
Таким образом, указанный перечень оснований расторжения трудового договора с муниципальным служащим является исчерпывающим и не может быть изменен или дополнен решением суда, поскольку это входит в компетенцию законодателя, а не суда.
На основании ч. 5 ст. 394 ТК РФ только в случае признания формулировки основания и (или) причины увольнения неправильной или не соответствующей закону суд, рассматривающий индивидуальный трудовой спор, обязан изменить ее и указать в решении основание и причину увольнения в точном соответствии с формулировками настоящего Кодекса или иного федерального закона со ссылкой на соответствующие статьи, часть статьи, пункт статьи настоящего Кодекса или иного федерального закона.
Как следует из материалов дела, в распоряжении главы МО "..." от... N... и согласно внесенной записи в трудовой книжке указано об увольнении Ч. в связи с неизбранием на должность, пункт 3 части первой статьи 83 Трудового кодекса РФ, то есть в точном соответствии с пунктом, частью и статьей настоящего Кодекса.
При таких обстоятельствах, у суда первой инстанции не имелось правовых оснований для удовлетворения заявленного Ч. иска об изменении формулировки увольнения с п. 3 ст. 83 ТК РФ - неизбрание на должность на увольнение в связи с истечением срока полномочий, поскольку формулировка увольнения истца в распоряжении главы МО "..." от... N... - в связи с неизбранием на должность, пункт 3 части первой статьи 83 Трудового кодекса РФ точно соответствует настоящему Кодексу, а также иными нормами федеральных законов не предусмотрено увольнение муниципального служащего по такому основанию, как истечение срока полномочий.
Согласно ч. 5 ст. 84.1 ТК РФ также предусмотрено, что запись в трудовую книжку об основании и причине прекращения трудового договора должна производиться в точном соответствии с формулировками настоящего Кодекса или иного федерального закона со ссылкой на соответствующие статьи, часть статьи, пункт статьи настоящего Кодекса или иного федерального закона.
Между тем, согласно внесенной записи в трудовую книжку истца указано об увольнении в связи с неизбранием на должность, пункт 3 части первой статьи 83 Трудового кодекса РФ (л.д. 46), что соответствует распоряжению от.... N... и пункту, части и статье настоящего Кодекса.
С учетом изложенного, судебная коллегия приходит к выводу о незаконности решения суда первой инстанции, которое подлежит отмене с принятием нового решения об отказе в иске Ч. к администрации муниципального образования "..." о понуждении изменить формулировку увольнения с п. 3 ст. 83 ТК РФ - неизбрание на должность на увольнение в связи с истечением срока полномочий и внести указанную запись об увольнении в его трудовую книжку.
Руководствуясь ст. ст. 328 - 330 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:

решение Пинежского районного суда Архангельской области от 10 января 2013 года отменить и принять по делу новое решение, которым в иске Ч. к администрации муниципального образования "..." о понуждении изменить формулировку увольнения с п. 3 ст. 83 ТК РФ - неизбрание на должность на увольнение в связи с истечением срока полномочий и внести указанную запись об увольнении в его трудовую книжку - отказать.
Председательствующий
Н.В.ДИВИН
Судьи
Д.А.МАСЛОВ
Е.М.БЛАНАРУ















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DAYWORK.RU | Кадровая служба предприятия" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)