Судебные решения, арбитраж

КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ КУРСКОГО ОБЛАСТНОГО СУДА

Разделы:
Индивидуальные трудовые споры; Трудовые споры. Социальное партнерство. Профсоюзы

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



КУРСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ


Судья Нестерова М.В.

ДД.ММ.ГГГГ судебная коллегия по гражданским делам Курского областного суда в составе:
председательствующего Журавлева А.В.,
судей Муминовой Л.И. и Мухаметзяновой Н.И.,
с участием прокурора Стародубцевой Т.А.,
при секретаре Я.
рассмотрела в открытом судебном заседании в городе Курске дело по иску З. к администрации о восстановлении на работе, оплате вынужденного прогула и компенсации морального вреда, поступившее по кассационным жалобам З., главы, кассационному представлению прокурора на решение от ДД.ММ.ГГГГ, которым постановлено:
"Исковые требования З. к администрации о восстановлении на работе, оплате вынужденного прогула и компенсации морального вреда удовлетворить частично.
Восстановить З. на работе в должности муниципальной службы - заместителя главы администрации по отраслевому развитию с ДД.ММ.ГГГГ.
Взыскать с администрации в пользу З. оплату вынужденного прогула с ДД.ММ.ГГГГ в сумме 232 759 руб. 78 коп., компенсацию морального вреда в размере 10 000 рублей, оплату услуг представителя 9 000 руб.
Решение в части восстановления на работе и взыскании оплаты за время вынужденного прогула в сумме 232 759 руб. 78 коп. - подлежит немедленному исполнению".
Заслушав доклад судьи Муминовой Л.И., выслушав объяснения истца З. и его представителя адвоката Ряполова Ю.Т., поддержавших доводы кассационной жалобы истца и возражавших против доводов кассационной жалобы ответчика и кассационного представления прокурора, объяснения представителя администрации по доверенности А., поддержавшего доводы кассационной жалобы Главы и возражавшего против доводов кассационной жалобы истца, заключение прокурора, полагавшего, что решение суда подлежит отмене, судебная коллегия

установила:

З. обратился в суд с иском к о восстановлении на работе, в обоснование которого ссылался на то, что замещал должность муниципальной службы - заместителя главы администрации Обоянского по отраслевому развитию и постановлением Главы района от 4 мая 2010 года N 18-к уволен с муниципальной службы с 4 мая 2010 года в связи с сокращением штата работников по п. 2 ч. 1 ст. 81 Трудового кодекса России. Полагая свое увольнение незаконным, поскольку ему не были предложены все вакантные должности, и он имел преимущественное право оставления на работе, истец просил восстановить его на работе в должности заместителя главы, взыскать заработную плату за время вынужденного прогула и денежную компенсацию морального вреда в размере 100.000 рублей.
Представитель ответчика в суде первой инстанции иск не признал.
Суд постановил решение об удовлетворении иска.
В кассационных жалобах истца З. и Главы, кассационном представлении прокурора ставится вопрос об отмене решения суда как незаконного и необоснованного.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационных жалоб и кассационного представления прокурора, судебная коллегия находит решение суда подлежащим отмене вследствие неправильного применения норм материального права.
Удовлетворяя исковые требования З. о восстановлении на работе, суд первой инстанции исходил из того, что работодателем был нарушен порядок увольнения истца по п. 2 ч. 1 ст. 81 Трудового кодекса Российской Федерации, поскольку, по мнению суда, З. имел преимущественное право оставления на работе.
С этим выводом суда судебная коллегия не может согласиться.
Согласно статье 37 (часть 1) Конституции Российской Федерации труд свободен; каждый имеет право свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию. Эти и иные положения статьи 37 Конституции Российской Федерации, закрепляющие гарантии свободного труда, конкретизированы в Трудовом кодексе Российской Федерации, регулирующем порядок возникновения, изменения и прекращения трудовых отношений.
К числу гарантий трудовых прав, направленных против возможного произвольного увольнения граждан с работы, в частности в связи с сокращением штата работников (пункт 2 части первой статьи 81 Трудового кодекса Российской Федерации), относится необходимость соблюдения работодателем установленного порядка увольнения: о предстоящем увольнении работник должен быть предупрежден работодателем персонально и под роспись не менее чем за два месяца до увольнения; одновременно с предупреждением о предстоящем увольнении работодатель обязан предложить работнику другую имеющуюся у него работу (как вакантную должность или работу, соответствующую его квалификации, так и вакантную нижестоящую должность или нижеоплачиваемую работу), которую работник может выполнять с учетом состояния здоровья, причем перевод на эту работу возможен лишь с его согласия (часть третья статьи 81, части первая и вторая статьи 180 Трудового кодекса Российской Федерации).
Часть первая статьи 179 Трудового кодекса Российской Федерации также относится к числу норм, регламентирующих порядок увольнения в связи с сокращением штата работников, - она определяет основанное на объективных критериях правило отбора работников для оставления на работе.
По смыслу указанной статьи она должна применяться, когда стоит вопрос об оставлении на работе одного из нескольких сотрудников, исполняющих равные трудовые обязанности.
Разрешая спор и применяя положения вышеприведенной нормы закона, суд первой инстанции не учел, что юридическое значение имеет сравнение уровня производительности труда и квалификации только работников однородных специальностей (должностей).
Как усматривается из материалов дела, Решением Представительного собрания N 3/9-II от 17 декабря 2009 года, была изменена структура на 2010 год, с сокращением численности штата администрации в 2010 году на 11 единиц, в том числе с сокращением должности заместителя Главы Администрации по отраслевому развитию, которую занимал истец З.
О предстоящем увольнении по сокращению штатов истец был уведомлен 2 марта 2010 года (в связи с временной нетрудоспособностью), и другие должности ему не предлагались в связи с отсутствием вакантных должностей.
Из дела видно, что согласно структуре, утвержденной Решением Представительного собрания от 20 марта 2009 г. N 2/10, в структуру Администрации района входили: отдел правовой работы и делопроизводства, в ведении которого находилась административная комиссия района; отдел бухгалтерского учета и отчетности, хозяйственная часть, - находившиеся в непосредственном ведении Главы; а также:
- - первый заместитель Главы Администрации района - начальник Управления аграрной политики, в ведении которого находились: управление аграрной политики, отдел организационной работы, отдел по управлению муниципальным имуществом и земельным правоотношениям;
- - заместитель Главы Администрации района по экономике, в ведении которого находились: финансово-экономическое управление, вопросы сферы трудовых отношений, архивный отдел;
- - заместитель Главы Администрации района по отраслевому развитию, в ведении которого находились: отдел промышленности, строительства, транспорта, связи и ЖКХ района, отдел архитектуры, отдел ГО ЧС администрации района;
- - заместитель Главы Администрации района по социальным вопросам, в ведении которого находились: управление образования, управление культуры, отдел по делам молодежи и спорту, управление социальной защиты населения, отдел записи актов гражданского состояния, комиссия по делам несовершеннолетних.
Структурой Администрации Обоянского района на 2010 год предусмотрены:
- - Глава администрации района, в ведении которого находятся: отдел организационной и кадровой работы, административная комиссия района; отдел бухгалтерского учета и отчетности; специалист по правовым вопросам; специалист по мобилизационной подготовке; хозяйственная часть;
- - первый заместитель Главы Администрации района - начальник Управления аграрной политики, в ведение которого переданы: управление аграрной политики, отдел организационной работы, отдел по управлению муниципальным имуществом и земельным правоотношениям, производственный отдел, отдел ГО ЧС администрации района;
- - заместитель Главы Администрации района, в ведение которого переданы: финансово-экономическое управление, вопросы сферы трудовых отношений, архивный отдел; отдел промышленности, строительства, транспорта, связи, ЖКХ, архитектуры и градостроительства;
- - заместитель Главы Администрации района, в ведение которого переданы: управление образования, отдел опеки и попечительства, управление культуры, отдел по делам молодежи и спорту, управление социальной защиты населения, отдел записи актов гражданского состояния, комиссия по делам несовершеннолетних.
Сопоставление наименований должностей по структуре 2009 г., должностных обязанностей заместителей Главы Администрации района, свидетельствует о том, что занимавшие эти должности работники выполняли не однородные обязанности, наименование их должностей было не одинаковым, а поэтому при проведении организационно-штатных мероприятий положения части первой статьи 179 Трудового кодекса Российской Федерации по настоящему спору применению не подлежали.
При таких обстоятельствах выводы суда о праве З. на преимущественное оставление на работе основаны на неверном толковании норм материального права и не соответствуют обстоятельствам дела, в связи с чем решение суда подлежит отмене.
Учитывая, что обстоятельства, имеющие значение для дела, судом установлены, но допущена ошибка в применении и толковании норм материального права, судебная коллегия находит возможным, отменяя решение суда первой инстанции, принять новое решение об отказе З. в удовлетворении заявленных требований, не передавая дело на новое рассмотрение.
Руководствуясь ст. 361, п. п. 3, 4 ч. 1 ст. 362 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

определила:

решение от ДД.ММ.ГГГГ отменить, и принять новое решение об отказе З. в иске к о восстановлении на работе, оплате вынужденного прогула и компенсации морального вреда.















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DAYWORK.RU | Кадровая служба предприятия" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)