Судебные решения, арбитраж
Трудовой договор с руководителем организации; Трудовой договор
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Судья: Левошина О.Н.
Судебная коллегия по гражданским делам Саратовского областного суда в составе:
председательствующего судьи Захарова В.Н.,
судей Желонкиной Г.А., Пантелеева В.М.,
при секретаре Х.,
с участием прокурора Анашкина А.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании дело по иску К. к Совету депутатов Вязовского муниципального образования Базарно-Карабулакского муниципального района Саратовской области, главе Вязовского муниципального образования Базарно-Карабулакского муниципального района Саратовской области о признании увольнения незаконным, восстановлении на работе, взыскании заработной платы за время вынужденного прогула, компенсации морального вреда, по апелляционной жалобе К. на решение Базарно-Карабулакского районного суда Саратовской области от 18 апреля 2013 года, которым в удовлетворении исковых требований отказано.
Заслушав доклад судьи Желонкиной Г.А., объяснения К., ее представителя К.В., поддержавших апелляционную жалобу, заключение прокурора Анашкина А.В., полагавшего решение суда законным, изучив доводы апелляционной жалобы, возражений на апелляционную жалобу, исследовав материалы дела, судебная коллегия
установила:
К. обратилась в суд с исковым заявлением к Совету депутатов Вязовского муниципального образования Базарно-Карабулакского муниципального района Саратовской области, главе Вязовского муниципального образования Базарно-Карабулакского муниципального района Саратовской области о признании увольнения незаконным, восстановлении на работе, взыскании заработной платы за время вынужденного прогула, компенсации морального вреда.
Требования истцом обоснованы тем, что с 15 марта 2010 года в соответствии с решением Совета Вязовского МО от 11 марта 2010 года N 7 она работала в должности главы администрации Вязовского муниципального образования Базарно-Карабулакского муниципального района Саратовской области (далее Вязовское МО). Между главой Вязовского МО и К. был заключен срочный контракт на срок полномочий Совета депутатов Вязовского МО - до дня начала работы Совета депутатов Вязовского МО нового созыва. Выборы в орган местного самоуправления должны будут состояться 15 сентября 2013 года. Однако 26 февраля 2013 года на заседании Совета Вязовского МО с истцом контракт был расторгнут без указания причин (решение Совета N 1). В тот же день выдана трудовая книжка с записью об освобождении от занимаемой должности по п. 2 ст. 278 Трудового кодекса Российской Федерации (далее ТК РФ). С увольнением К. не согласна, так как в п. 8 заключенного с ней контракта указаны исчерпывающие основания прекращения или расторжения договора.
Рассмотрев заявленные требования, суд постановил указанное выше решение.
В апелляционной жалобе К. выражает свое несогласие с состоявшимся решением суда, просит его отменить и принять по делу новое решение которым удовлетворить требования. Автор жалобы считает, что нарушены порядок и процедура расторжения контракта. Решение об увольнении истца принято лицом, не имеющим на это полномочий, нарушен порядок избрания главы Вязовского МО на должность. Истец не была ознакомлена под роспись с решением о расторжении контракта. Ответчиком не был соблюден порядок увольнения, установленный ч. ч. 10, 11 ст. 37 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", согласно которой контракт с главой местной администрации может быть расторгнут по соглашению сторон или в судебном порядке на основании заявления представительного органа муниципального образования или главы муниципального образования - в связи с нарушением условий контракта в части, касающейся решения вопросов местного значения, а также в связи с несоблюдением ограничений, установленных ч. 9 настоящей статьи. Этот же порядок расторжения договора прямо прописан в п. 8.2 контракта. Поскольку соглашения о расторжении контракта не имелось, ответчики нарушили ее права на судебный порядок рассмотрения трудового спора. Порядок проведения заседания Совета Вязовского МО не соответствовал Уставу и Регламенту. Увольнение было немотивированным, фактически уволена за предполагаемые виновные действия, что противоречит положениям ст. 278 ТК РФ, увольнение по которой не является мерой юридической ответственности и производится при отсутствии виновных действий руководителя организации, предложения о досрочном прекращении контракта истцу не поступало.
В возражениях на апелляционную жалобу глава Вязовского муниципального образования П. просит решение суда оставить без изменений. Полагает, что судом в полном объеме исследованы позиции сторон, материалы дела, и в решении суда им дана правильная оценка. Нарушений процедуры увольнения К. допущено не было.
Иные участвующие в деле лица в судебное заседание не явились, извещены надлежащим образом, об отложении рассмотрения дела ходатайств в апелляционную инстанцию не представили, о причинах неявки не сообщили. При указанных обстоятельствах, учитывая положения ст. 167 ГПК РФ, судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие сторон.
Проверив законность и обоснованность состоявшегося решения, исходя из доводов жалобы в соответствии с ч. 1 ст. 327.1 ГПК РФ, судебная коллегия не находит оснований для его отмены.
При рассмотрении дела суд правильно применил нормы материального и процессуального права, установил обстоятельства, имеющие значение для дела.
Судом установлено, что решением Совета Вязовского МО от 11 марта 2010 года N 7 К. назначена на должность главы администрации Вязовского МО с 15 марта 2010 года. С истцом был заключен контракт на срок полномочий Совета депутатов Вязовского МО - до дня начала работы Совета депутатов Вязовского МО нового созыва.
Пунктом 8.1 контракта предусмотрены условия, при которых контракт может быть прекращен досрочно. Данный перечень условий не является исчерпывающим, поскольку прекращение контракта предусмотрено и в иных случаях, установленных законодательством РФ и законодательством Саратовской области.
Также в соответствии с п. 8.2 контракт может быть расторгнут по соглашению сторон или в судебном порядке на основании заявления Совета Вязовского МО или главы МО в связи с нарушением условий договора в части, касающейся решения вопросов местного значения.
26 февраля 2013 года состоялось внеочередное заседание Совета Вязовского МО, назначенное по инициативе 2/3 депутатов Совета Вязовского МО распоряжением главы Вязовского МО от 13 февраля 2013 года N 1-р. В повестку дня был включен вопрос о прекращении контракта с главой администрации Вязовского МО К. На заседании принято решение о прекращении действия контракта с К. на основании п. 2 ст. 278 ТК РФ.
Распоряжением главы Вязовского МО П. от 26 февраля 2013 года N 1-р действие контракта от 15 марта 2010 года с главой администрации Вязовского МО К. прекращено по п. 2 ст. 278 ТК РФ с 26 февраля 2013 года, с выплатой компенсации за досрочное расторжение (прекращение) контракта в размере трехкратного среднего месячного заработка на основании ст. 279 ТК РФ.
Окончательный расчет и выплата компенсации К. произведены. Трудовая книжка выдана истцу в день увольнения, копии решения Совета Вязовского МО от 26 февраля 2013 года N и распоряжения главы Вязовского МО от 26 февраля 2013 года N-р направлены К. почтой заказным письмом с уведомлением.
В соответствии с п. 2 ст. 278 ТК РФ помимо оснований, предусмотренных настоящим Кодексом и иными федеральными законами, трудовой договор с руководителем организации прекращается в связи с принятием уполномоченным органом юридического лица, либо собственником имущества организации, либо уполномоченным собственником лицом (органом) решения о прекращении трудового договора.
Согласно ст. 279 ТК РФ в случае прекращения трудового договора с руководителем организации в соответствии с п. 2 ст. 278 настоящего Кодекса при отсутствии виновных действий (бездействия) руководителя ему выплачивается компенсация в размере, определяемом трудовым договором, но не ниже трехкратного среднего месячного заработка.
Согласно ч. ч. 1 и 2 ст. 37 Федерального закона от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" главой местной администрации, осуществляющим на принципах единоначалия руководство местной администрацией - исполнительно-распорядительным органом муниципального образования, наделяемым уставом муниципального образования полномочиями по решению вопросов местного значения и полномочиями для осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, - может являться, в частности, лицо, назначаемое на данную должность по контракту, заключаемому по результатам конкурса на ее замещение на срок полномочий, определяемый уставом муниципального образования.
Из ч. 3 ст. 9, ч. 2 ст. 11 Федерального закона от 2 марта 2007 г. N 25-ФЗ "О муниципальной службе в Российской Федерации" (далее - ФЗ "О муниципальной службе в РФ") следует, что глава местной администрации, замещающий должность по контракту, отнесен к муниципальным служащим, на которых, как указано в ч. 2 ст. 3 данного Федерального закона и абз. 7 ст. 11 ТК РФ, распространяется действие трудового законодательства с особенностями, предусмотренными этим же Федеральным законом.
Согласно ч. ч. 6 и 7 ст. 16 ФЗ "О муниципальной службе в РФ" поступление гражданина на муниципальную службу осуществляется в результате назначения на должность муниципальной службы на условиях трудового договора в соответствии с трудовым законодательством с учетом особенностей, предусмотренных названным Федеральным законом, гражданин же, поступающий на должность главы местной администрации по результатам конкурса на замещение указанной должности, заключает контракт, порядок заключения и расторжения которого определяются Федеральным законом "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации".
Частью 6 ст. 37 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" установлено, что лицо назначается на должность главы местной администрации представительным органом муниципального образования из числа кандидатов, представленных конкурсной комиссией по результатам конкурса, а контракт с главой местной администрации заключается главой муниципального образования.
Случаи досрочного прекращения полномочий главы местной администрации, осуществляемых на основе контракта, предусмотрены в виде специального перечня в части десятой данной статьи.
Вместе с тем в соответствии с ч. 1 ст. 19 Федерального закона "О муниципальной службе в РФ", определяющей основания для расторжения трудового договора с муниципальным служащим, трудовой договор с муниципальным служащим может быть расторгнут по инициативе представителя нанимателя (работодателя) как по основаниям, предусмотренным Трудовым кодексом Российской Федерации, так и по основаниям, перечисленным в данной норме.
Указанные законоположения, рассматриваемые во взаимосвязи с нормой ч. 7 ст. 16 Федерального закона "О муниципальной службе в РФ", в силу которой Федеральным законом "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" определяется, в частности, лишь порядок расторжения контракта с лицом, назначенным на должность главы местной администрации по контракту, не могут рассматриваться как исключающие возможность применения при прекращении его полномочий каких-либо оснований расторжения трудового договора из числа, установленных непосредственно Федеральным законом "О муниципальной службе в РФ" либо Трудовым кодексом Российской Федерации - как общих, так и дополнительных, применяемых лишь в отношении отдельных категорий работников.
Проанализировав вышеприведенные нормы, суд пришел к правильному выводу о том, что, поскольку К., как главой местной администрации, назначенной на должность по контракту, осуществлялось руководство соответствующим юридическим лицом (местной администрацией), то контракт мог быть расторгнут с ней с применением дополнительных оснований для прекращения трудового договора с руководителем организации, установленных ст. 278 ТК РФ.
В соответствии с ч. 3 ст. 34 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее Федеральный закон "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации") порядок формирования, полномочия, срок полномочий, подотчетность, подконтрольность органов местного самоуправления, также иные вопросы организации и деятельности указанных органов определяются уставом муниципального образования.
В силу положений п. 1 ст. 33, п. п. 1, 12 ст. 34 Устава Вязовского МО, принятого решением Совета Вязовского МО от 29 ноября 2005 года N 5 с изменениями от 02 июля 2007 года (далее устав), глава муниципального образования является высшим должностным лицом муниципального образования и представляет муниципальное образование в отношениях с органами местного самоуправления других муниципальных образований, органами государственной власти, гражданами и организациями, без доверенности действует от имени муниципального образования, назначает и освобождает от должности руководителей органов администрации, а также руководителей муниципальных предприятий и учреждений.
Установив, что в соответствии с положениями устава Вязовского муниципального образования Совет депутатов является представительным органом, осуществляющим полномочия собственника имущества МО, а глава муниципального образования осуществляет полномочия представителя нанимателя (работодателя) по отношению к главе местной администрации, суд, по мнению судебной коллегии, сделал правильный вывод о том, что совет депутатов и глава МО обладали полномочиями по принятию решения от 26 февраля 2013 года N 1 и распоряжения от 26 февраля 2013 года 2012 г. N 1-р о досрочном прекращении полномочий и досрочном расторжении контракта с К. по основаниям, предусмотренным п. 2 ст. 278 Трудового кодекса РФ.
Судебная коллегия полагает, что полномочия главы Вязовского МО П. подтверждаются решением Совета депутатов Вязовского МО от 26 января 2013 года N 28 об избрании ее главой. Внесение записи в ЕГРЮЛ 19.03.2013 года не связано с моментом возникновения у П. правомочий главы Вязовского МО. Нарушений требований ст. 84.1 ТК РФ также не имеется.
Довод К. о неправомерности применения к ней как к руководителю администрации Вязовского МО положений п. 2 ст. 278 ТК РФ, поскольку ни в решении Совета Вязовского МО, ни в распоряжении главы Вязовского МО не указана причина расторжения с ней контракта, является необоснованным.
Исходя из смысла положений п. 2 ст. 278 ТК РФ во взаимосвязи со ст. 81 и пунктами 1 и 3 ст. 278 ТК РФ, при расторжении трудового договора с руководителем организации по решению уполномоченного органа юридического лица либо собственника имущества организации не требуется указывать те или иные конкретные обстоятельства, подтверждающие необходимость прекращения трудового договора, поскольку расторжение трудового договора в указанном случае не является мерой юридической ответственности и не допускается без выплаты истцу справедливой компенсации в соответствии со ст. 279 ТК РФ.
Таким образом при рассмотрении данного дела суду надлежало оценить лишь соблюдение ответчиками процедуры расторжения контракта с истцом по п. 2 ст. 278 ТК РФ, не выясняя вопрос о причинах, послуживших основанием для принятия решения собственником имущества организации или уполномоченным органом юридического лица о досрочном прекращении трудовых отношений, поскольку досрочное прекращение контракта с главой местной администрации по вышеуказанной норме Трудового кодекса РФ являлось правом совета депутатов и главы муниципального образования.
Из разъяснений, содержащихся в п. 4.3 Постановления Конституционного Суда от 15 марта 2005 г. N 3-П следует, что положения п. 2 ст. 278, ст. 279 ТК РФ не препятствуют руководителю организации, если он считает, что решение собственника о досрочном прекращении трудового договора с ним фактически обусловлено такими обстоятельствами, которые свидетельствуют о дискриминации, злоупотреблении правом, оспорить увольнение в судебном порядке.
В то же время, как видно из материалов дела, истец на какие-либо обстоятельства, свидетельствующие о злоупотреблении правом со стороны ответчика, не ссылался, и в ходе рассмотрения дела таких обстоятельств не установлено. Таким образом, злоупотребление правом в отношении истца советом депутатов было не установлено.
В вышеназванном постановлении Конституционного Суда Российской Федерации указано, что в силу заключенного трудового договора руководитель организации в установленном порядке реализует права и обязанности юридического лица как участника гражданского оборота, в том числе полномочия собственника по владению, пользованию и распоряжению имуществом организации.
Выступая от имени организации, руководитель должен действовать в ее интересах добросовестно и разумно (п. 3 ст. 53 Гражданского кодекса РФ). От качества работы руководителя во многом зависят соответствие результатов деятельности организации целям, ради достижения которых она создавалась, сохранность ее имущества, а зачастую и само существование организации. Кроме того, полномочия по управлению имуществом, которыми наделяется руководитель, и предъявляемые к нему в связи с этим требования предполагают в качестве одного из необходимых условий успешного сотрудничества собственника с лицом, управляющим его имуществом, наличие доверительности в отношениях между ними.
Закрепление в п. 2 ст. 278 Трудового кодекса РФ правомочия собственника расторгнуть трудовой договор с руководителем организации, который осуществляет управление его имуществом, не обосновывая при этом необходимость принятия такого решения, направлено на реализацию и защиту прав собственника владеть, пользоваться и распоряжаться своим имуществом.
Принимая решение о досрочном прекращении трудовых отношений с руководителем организации на указанном основании, собственник обязан принимать во внимание законные интересы организации.
В соответствии с уставом Вязовского муниципального образования, п. 2.2 Положения об администрации Вязовского МО полномочия по управлению муниципальной и иной переданной в управление собственностью возложены на администрацию муниципального образования, главой которой являлась К.
Исходя из положений ст. 130 Конституции РФ, статей 1, 14 Федерального закона от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ", решение им вопросов местного значения должно осуществляться исходя из интересов населения.
Судом не установлено при принятии решения о досрочном прекращении контракта с К. нарушений Регламента и Устава со стороны Совета и главы МО (ст. 2 Федерального закона "О муниципальной службе в Российской Федерации", п. 1 ст. 33, п. п. 1, 12 ст. 34 Устава МО).
Вместе с тем, несмотря на обращения населения в различные инстанции на деятельность истца на посту главы администрации МО факт наличия ее вины на момент проведения заседания совета депутатов муниципального образования не устанавливался и это обстоятельство основанием для прекращения трудовых отношений в качестве меры юридической ответственности не являлось, а могло повлечь лишь утрату доверия к истцу со стороны населения. В связи с чем и с целью соблюдения прав и законных интересов граждан, проживающих на территории Вязовского муниципального образования рассматривался вопрос о необходимости прекращения полномочий, занимаемой К. должности главы местной администрации.
Поэтому у совета депутатов имелись основания для принятия решения от 26 февраля 2011 г. N 1 о досрочном прекращении полномочий и досрочном расторжении контракта с К.
Нормы п. 2 ст. 278 ТК РФ не устанавливают для уполномоченного лица (органа) при принятии им решения о досрочном расторжении контракта с руководителем организации обязательное указание мотивов такого решения, то совет депутатов вправе был при решении вопроса о досрочном прекращении полномочий истца по вышеуказанному основанию учесть любые характеризующие истца обстоятельства.
Доводы истца, изложенные в исковом заявлении, о нарушении ответчиком процедуры увольнения, проверялись судом и не нашли своего подтверждения.
Необходимое условие прекращения контракта по п. 2 ст. 278 Трудового кодекса РФ, а именно выплата истцу компенсации в соответствии со ст. 279 Трудового кодекса РФ, ответчиками было соблюдено.
Размер этой компенсации, как правильно указал суд, правомерно определен ответчиками в размере, предусмотренном ст. 279 Трудового кодекса РФ: в сумме трехкратного среднего месячного заработка истца, поскольку в контракте условие о размере такой компенсации не содержалось.
При таких обстоятельствах оснований для отмены обжалуемых К. решения совета депутатов и распоряжения главы муниципального района, а также восстановлении истца на работе в прежней должности, взыскании среднего заработка за время вынужденного прогула у суда не имелось.
Судебная коллегия находит выводы суда первой инстанции обоснованными, мотивированными, подтвержденными имеющимися в деле доказательствами, которым была дана правильная оценка, отвечающая требованиям ст. 67 ГПК РФ.
Доводы апелляционной жалобы не опровергают выводы суда, аналогичные доводы исследовались судом первой инстанции.
Нарушений норм процессуального законодательства, влекущих отмену решения, по делу не допущено.
С учетом изложенного постановленное по делу решение районного суда следует признать законным и обоснованным. Оснований для его отмены по доводам апелляционной жалобы не имеется.
Руководствуясь ст. ст. 327.1, 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
решение Базарно-Карабулакского районного суда Саратовской области от 18 апреля 2013 года оставить без изменения, апелляционную жалобу К. - без удовлетворения.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DAYWORK.RU | Кадровая служба предприятия" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ САРАТОВСКОГО ОБЛАСТНОГО СУДА ОТ 20.06.2013 ПО ДЕЛУ N 33-3647
Разделы:Трудовой договор с руководителем организации; Трудовой договор
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
САРАТОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 20 июня 2013 г. по делу N 33-3647
Судья: Левошина О.Н.
Судебная коллегия по гражданским делам Саратовского областного суда в составе:
председательствующего судьи Захарова В.Н.,
судей Желонкиной Г.А., Пантелеева В.М.,
при секретаре Х.,
с участием прокурора Анашкина А.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании дело по иску К. к Совету депутатов Вязовского муниципального образования Базарно-Карабулакского муниципального района Саратовской области, главе Вязовского муниципального образования Базарно-Карабулакского муниципального района Саратовской области о признании увольнения незаконным, восстановлении на работе, взыскании заработной платы за время вынужденного прогула, компенсации морального вреда, по апелляционной жалобе К. на решение Базарно-Карабулакского районного суда Саратовской области от 18 апреля 2013 года, которым в удовлетворении исковых требований отказано.
Заслушав доклад судьи Желонкиной Г.А., объяснения К., ее представителя К.В., поддержавших апелляционную жалобу, заключение прокурора Анашкина А.В., полагавшего решение суда законным, изучив доводы апелляционной жалобы, возражений на апелляционную жалобу, исследовав материалы дела, судебная коллегия
установила:
К. обратилась в суд с исковым заявлением к Совету депутатов Вязовского муниципального образования Базарно-Карабулакского муниципального района Саратовской области, главе Вязовского муниципального образования Базарно-Карабулакского муниципального района Саратовской области о признании увольнения незаконным, восстановлении на работе, взыскании заработной платы за время вынужденного прогула, компенсации морального вреда.
Требования истцом обоснованы тем, что с 15 марта 2010 года в соответствии с решением Совета Вязовского МО от 11 марта 2010 года N 7 она работала в должности главы администрации Вязовского муниципального образования Базарно-Карабулакского муниципального района Саратовской области (далее Вязовское МО). Между главой Вязовского МО и К. был заключен срочный контракт на срок полномочий Совета депутатов Вязовского МО - до дня начала работы Совета депутатов Вязовского МО нового созыва. Выборы в орган местного самоуправления должны будут состояться 15 сентября 2013 года. Однако 26 февраля 2013 года на заседании Совета Вязовского МО с истцом контракт был расторгнут без указания причин (решение Совета N 1). В тот же день выдана трудовая книжка с записью об освобождении от занимаемой должности по п. 2 ст. 278 Трудового кодекса Российской Федерации (далее ТК РФ). С увольнением К. не согласна, так как в п. 8 заключенного с ней контракта указаны исчерпывающие основания прекращения или расторжения договора.
Рассмотрев заявленные требования, суд постановил указанное выше решение.
В апелляционной жалобе К. выражает свое несогласие с состоявшимся решением суда, просит его отменить и принять по делу новое решение которым удовлетворить требования. Автор жалобы считает, что нарушены порядок и процедура расторжения контракта. Решение об увольнении истца принято лицом, не имеющим на это полномочий, нарушен порядок избрания главы Вязовского МО на должность. Истец не была ознакомлена под роспись с решением о расторжении контракта. Ответчиком не был соблюден порядок увольнения, установленный ч. ч. 10, 11 ст. 37 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", согласно которой контракт с главой местной администрации может быть расторгнут по соглашению сторон или в судебном порядке на основании заявления представительного органа муниципального образования или главы муниципального образования - в связи с нарушением условий контракта в части, касающейся решения вопросов местного значения, а также в связи с несоблюдением ограничений, установленных ч. 9 настоящей статьи. Этот же порядок расторжения договора прямо прописан в п. 8.2 контракта. Поскольку соглашения о расторжении контракта не имелось, ответчики нарушили ее права на судебный порядок рассмотрения трудового спора. Порядок проведения заседания Совета Вязовского МО не соответствовал Уставу и Регламенту. Увольнение было немотивированным, фактически уволена за предполагаемые виновные действия, что противоречит положениям ст. 278 ТК РФ, увольнение по которой не является мерой юридической ответственности и производится при отсутствии виновных действий руководителя организации, предложения о досрочном прекращении контракта истцу не поступало.
В возражениях на апелляционную жалобу глава Вязовского муниципального образования П. просит решение суда оставить без изменений. Полагает, что судом в полном объеме исследованы позиции сторон, материалы дела, и в решении суда им дана правильная оценка. Нарушений процедуры увольнения К. допущено не было.
Иные участвующие в деле лица в судебное заседание не явились, извещены надлежащим образом, об отложении рассмотрения дела ходатайств в апелляционную инстанцию не представили, о причинах неявки не сообщили. При указанных обстоятельствах, учитывая положения ст. 167 ГПК РФ, судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие сторон.
Проверив законность и обоснованность состоявшегося решения, исходя из доводов жалобы в соответствии с ч. 1 ст. 327.1 ГПК РФ, судебная коллегия не находит оснований для его отмены.
При рассмотрении дела суд правильно применил нормы материального и процессуального права, установил обстоятельства, имеющие значение для дела.
Судом установлено, что решением Совета Вязовского МО от 11 марта 2010 года N 7 К. назначена на должность главы администрации Вязовского МО с 15 марта 2010 года. С истцом был заключен контракт на срок полномочий Совета депутатов Вязовского МО - до дня начала работы Совета депутатов Вязовского МО нового созыва.
Пунктом 8.1 контракта предусмотрены условия, при которых контракт может быть прекращен досрочно. Данный перечень условий не является исчерпывающим, поскольку прекращение контракта предусмотрено и в иных случаях, установленных законодательством РФ и законодательством Саратовской области.
Также в соответствии с п. 8.2 контракт может быть расторгнут по соглашению сторон или в судебном порядке на основании заявления Совета Вязовского МО или главы МО в связи с нарушением условий договора в части, касающейся решения вопросов местного значения.
26 февраля 2013 года состоялось внеочередное заседание Совета Вязовского МО, назначенное по инициативе 2/3 депутатов Совета Вязовского МО распоряжением главы Вязовского МО от 13 февраля 2013 года N 1-р. В повестку дня был включен вопрос о прекращении контракта с главой администрации Вязовского МО К. На заседании принято решение о прекращении действия контракта с К. на основании п. 2 ст. 278 ТК РФ.
Распоряжением главы Вязовского МО П. от 26 февраля 2013 года N 1-р действие контракта от 15 марта 2010 года с главой администрации Вязовского МО К. прекращено по п. 2 ст. 278 ТК РФ с 26 февраля 2013 года, с выплатой компенсации за досрочное расторжение (прекращение) контракта в размере трехкратного среднего месячного заработка на основании ст. 279 ТК РФ.
Окончательный расчет и выплата компенсации К. произведены. Трудовая книжка выдана истцу в день увольнения, копии решения Совета Вязовского МО от 26 февраля 2013 года N и распоряжения главы Вязовского МО от 26 февраля 2013 года N-р направлены К. почтой заказным письмом с уведомлением.
В соответствии с п. 2 ст. 278 ТК РФ помимо оснований, предусмотренных настоящим Кодексом и иными федеральными законами, трудовой договор с руководителем организации прекращается в связи с принятием уполномоченным органом юридического лица, либо собственником имущества организации, либо уполномоченным собственником лицом (органом) решения о прекращении трудового договора.
Согласно ст. 279 ТК РФ в случае прекращения трудового договора с руководителем организации в соответствии с п. 2 ст. 278 настоящего Кодекса при отсутствии виновных действий (бездействия) руководителя ему выплачивается компенсация в размере, определяемом трудовым договором, но не ниже трехкратного среднего месячного заработка.
Согласно ч. ч. 1 и 2 ст. 37 Федерального закона от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" главой местной администрации, осуществляющим на принципах единоначалия руководство местной администрацией - исполнительно-распорядительным органом муниципального образования, наделяемым уставом муниципального образования полномочиями по решению вопросов местного значения и полномочиями для осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, - может являться, в частности, лицо, назначаемое на данную должность по контракту, заключаемому по результатам конкурса на ее замещение на срок полномочий, определяемый уставом муниципального образования.
Из ч. 3 ст. 9, ч. 2 ст. 11 Федерального закона от 2 марта 2007 г. N 25-ФЗ "О муниципальной службе в Российской Федерации" (далее - ФЗ "О муниципальной службе в РФ") следует, что глава местной администрации, замещающий должность по контракту, отнесен к муниципальным служащим, на которых, как указано в ч. 2 ст. 3 данного Федерального закона и абз. 7 ст. 11 ТК РФ, распространяется действие трудового законодательства с особенностями, предусмотренными этим же Федеральным законом.
Согласно ч. ч. 6 и 7 ст. 16 ФЗ "О муниципальной службе в РФ" поступление гражданина на муниципальную службу осуществляется в результате назначения на должность муниципальной службы на условиях трудового договора в соответствии с трудовым законодательством с учетом особенностей, предусмотренных названным Федеральным законом, гражданин же, поступающий на должность главы местной администрации по результатам конкурса на замещение указанной должности, заключает контракт, порядок заключения и расторжения которого определяются Федеральным законом "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации".
Частью 6 ст. 37 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" установлено, что лицо назначается на должность главы местной администрации представительным органом муниципального образования из числа кандидатов, представленных конкурсной комиссией по результатам конкурса, а контракт с главой местной администрации заключается главой муниципального образования.
Случаи досрочного прекращения полномочий главы местной администрации, осуществляемых на основе контракта, предусмотрены в виде специального перечня в части десятой данной статьи.
Вместе с тем в соответствии с ч. 1 ст. 19 Федерального закона "О муниципальной службе в РФ", определяющей основания для расторжения трудового договора с муниципальным служащим, трудовой договор с муниципальным служащим может быть расторгнут по инициативе представителя нанимателя (работодателя) как по основаниям, предусмотренным Трудовым кодексом Российской Федерации, так и по основаниям, перечисленным в данной норме.
Указанные законоположения, рассматриваемые во взаимосвязи с нормой ч. 7 ст. 16 Федерального закона "О муниципальной службе в РФ", в силу которой Федеральным законом "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" определяется, в частности, лишь порядок расторжения контракта с лицом, назначенным на должность главы местной администрации по контракту, не могут рассматриваться как исключающие возможность применения при прекращении его полномочий каких-либо оснований расторжения трудового договора из числа, установленных непосредственно Федеральным законом "О муниципальной службе в РФ" либо Трудовым кодексом Российской Федерации - как общих, так и дополнительных, применяемых лишь в отношении отдельных категорий работников.
Проанализировав вышеприведенные нормы, суд пришел к правильному выводу о том, что, поскольку К., как главой местной администрации, назначенной на должность по контракту, осуществлялось руководство соответствующим юридическим лицом (местной администрацией), то контракт мог быть расторгнут с ней с применением дополнительных оснований для прекращения трудового договора с руководителем организации, установленных ст. 278 ТК РФ.
В соответствии с ч. 3 ст. 34 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее Федеральный закон "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации") порядок формирования, полномочия, срок полномочий, подотчетность, подконтрольность органов местного самоуправления, также иные вопросы организации и деятельности указанных органов определяются уставом муниципального образования.
В силу положений п. 1 ст. 33, п. п. 1, 12 ст. 34 Устава Вязовского МО, принятого решением Совета Вязовского МО от 29 ноября 2005 года N 5 с изменениями от 02 июля 2007 года (далее устав), глава муниципального образования является высшим должностным лицом муниципального образования и представляет муниципальное образование в отношениях с органами местного самоуправления других муниципальных образований, органами государственной власти, гражданами и организациями, без доверенности действует от имени муниципального образования, назначает и освобождает от должности руководителей органов администрации, а также руководителей муниципальных предприятий и учреждений.
Установив, что в соответствии с положениями устава Вязовского муниципального образования Совет депутатов является представительным органом, осуществляющим полномочия собственника имущества МО, а глава муниципального образования осуществляет полномочия представителя нанимателя (работодателя) по отношению к главе местной администрации, суд, по мнению судебной коллегии, сделал правильный вывод о том, что совет депутатов и глава МО обладали полномочиями по принятию решения от 26 февраля 2013 года N 1 и распоряжения от 26 февраля 2013 года 2012 г. N 1-р о досрочном прекращении полномочий и досрочном расторжении контракта с К. по основаниям, предусмотренным п. 2 ст. 278 Трудового кодекса РФ.
Судебная коллегия полагает, что полномочия главы Вязовского МО П. подтверждаются решением Совета депутатов Вязовского МО от 26 января 2013 года N 28 об избрании ее главой. Внесение записи в ЕГРЮЛ 19.03.2013 года не связано с моментом возникновения у П. правомочий главы Вязовского МО. Нарушений требований ст. 84.1 ТК РФ также не имеется.
Довод К. о неправомерности применения к ней как к руководителю администрации Вязовского МО положений п. 2 ст. 278 ТК РФ, поскольку ни в решении Совета Вязовского МО, ни в распоряжении главы Вязовского МО не указана причина расторжения с ней контракта, является необоснованным.
Исходя из смысла положений п. 2 ст. 278 ТК РФ во взаимосвязи со ст. 81 и пунктами 1 и 3 ст. 278 ТК РФ, при расторжении трудового договора с руководителем организации по решению уполномоченного органа юридического лица либо собственника имущества организации не требуется указывать те или иные конкретные обстоятельства, подтверждающие необходимость прекращения трудового договора, поскольку расторжение трудового договора в указанном случае не является мерой юридической ответственности и не допускается без выплаты истцу справедливой компенсации в соответствии со ст. 279 ТК РФ.
Таким образом при рассмотрении данного дела суду надлежало оценить лишь соблюдение ответчиками процедуры расторжения контракта с истцом по п. 2 ст. 278 ТК РФ, не выясняя вопрос о причинах, послуживших основанием для принятия решения собственником имущества организации или уполномоченным органом юридического лица о досрочном прекращении трудовых отношений, поскольку досрочное прекращение контракта с главой местной администрации по вышеуказанной норме Трудового кодекса РФ являлось правом совета депутатов и главы муниципального образования.
Из разъяснений, содержащихся в п. 4.3 Постановления Конституционного Суда от 15 марта 2005 г. N 3-П следует, что положения п. 2 ст. 278, ст. 279 ТК РФ не препятствуют руководителю организации, если он считает, что решение собственника о досрочном прекращении трудового договора с ним фактически обусловлено такими обстоятельствами, которые свидетельствуют о дискриминации, злоупотреблении правом, оспорить увольнение в судебном порядке.
В то же время, как видно из материалов дела, истец на какие-либо обстоятельства, свидетельствующие о злоупотреблении правом со стороны ответчика, не ссылался, и в ходе рассмотрения дела таких обстоятельств не установлено. Таким образом, злоупотребление правом в отношении истца советом депутатов было не установлено.
В вышеназванном постановлении Конституционного Суда Российской Федерации указано, что в силу заключенного трудового договора руководитель организации в установленном порядке реализует права и обязанности юридического лица как участника гражданского оборота, в том числе полномочия собственника по владению, пользованию и распоряжению имуществом организации.
Выступая от имени организации, руководитель должен действовать в ее интересах добросовестно и разумно (п. 3 ст. 53 Гражданского кодекса РФ). От качества работы руководителя во многом зависят соответствие результатов деятельности организации целям, ради достижения которых она создавалась, сохранность ее имущества, а зачастую и само существование организации. Кроме того, полномочия по управлению имуществом, которыми наделяется руководитель, и предъявляемые к нему в связи с этим требования предполагают в качестве одного из необходимых условий успешного сотрудничества собственника с лицом, управляющим его имуществом, наличие доверительности в отношениях между ними.
Закрепление в п. 2 ст. 278 Трудового кодекса РФ правомочия собственника расторгнуть трудовой договор с руководителем организации, который осуществляет управление его имуществом, не обосновывая при этом необходимость принятия такого решения, направлено на реализацию и защиту прав собственника владеть, пользоваться и распоряжаться своим имуществом.
Принимая решение о досрочном прекращении трудовых отношений с руководителем организации на указанном основании, собственник обязан принимать во внимание законные интересы организации.
В соответствии с уставом Вязовского муниципального образования, п. 2.2 Положения об администрации Вязовского МО полномочия по управлению муниципальной и иной переданной в управление собственностью возложены на администрацию муниципального образования, главой которой являлась К.
Исходя из положений ст. 130 Конституции РФ, статей 1, 14 Федерального закона от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ", решение им вопросов местного значения должно осуществляться исходя из интересов населения.
Судом не установлено при принятии решения о досрочном прекращении контракта с К. нарушений Регламента и Устава со стороны Совета и главы МО (ст. 2 Федерального закона "О муниципальной службе в Российской Федерации", п. 1 ст. 33, п. п. 1, 12 ст. 34 Устава МО).
Вместе с тем, несмотря на обращения населения в различные инстанции на деятельность истца на посту главы администрации МО факт наличия ее вины на момент проведения заседания совета депутатов муниципального образования не устанавливался и это обстоятельство основанием для прекращения трудовых отношений в качестве меры юридической ответственности не являлось, а могло повлечь лишь утрату доверия к истцу со стороны населения. В связи с чем и с целью соблюдения прав и законных интересов граждан, проживающих на территории Вязовского муниципального образования рассматривался вопрос о необходимости прекращения полномочий, занимаемой К. должности главы местной администрации.
Поэтому у совета депутатов имелись основания для принятия решения от 26 февраля 2011 г. N 1 о досрочном прекращении полномочий и досрочном расторжении контракта с К.
Нормы п. 2 ст. 278 ТК РФ не устанавливают для уполномоченного лица (органа) при принятии им решения о досрочном расторжении контракта с руководителем организации обязательное указание мотивов такого решения, то совет депутатов вправе был при решении вопроса о досрочном прекращении полномочий истца по вышеуказанному основанию учесть любые характеризующие истца обстоятельства.
Доводы истца, изложенные в исковом заявлении, о нарушении ответчиком процедуры увольнения, проверялись судом и не нашли своего подтверждения.
Необходимое условие прекращения контракта по п. 2 ст. 278 Трудового кодекса РФ, а именно выплата истцу компенсации в соответствии со ст. 279 Трудового кодекса РФ, ответчиками было соблюдено.
Размер этой компенсации, как правильно указал суд, правомерно определен ответчиками в размере, предусмотренном ст. 279 Трудового кодекса РФ: в сумме трехкратного среднего месячного заработка истца, поскольку в контракте условие о размере такой компенсации не содержалось.
При таких обстоятельствах оснований для отмены обжалуемых К. решения совета депутатов и распоряжения главы муниципального района, а также восстановлении истца на работе в прежней должности, взыскании среднего заработка за время вынужденного прогула у суда не имелось.
Судебная коллегия находит выводы суда первой инстанции обоснованными, мотивированными, подтвержденными имеющимися в деле доказательствами, которым была дана правильная оценка, отвечающая требованиям ст. 67 ГПК РФ.
Доводы апелляционной жалобы не опровергают выводы суда, аналогичные доводы исследовались судом первой инстанции.
Нарушений норм процессуального законодательства, влекущих отмену решения, по делу не допущено.
С учетом изложенного постановленное по делу решение районного суда следует признать законным и обоснованным. Оснований для его отмены по доводам апелляционной жалобы не имеется.
Руководствуясь ст. ст. 327.1, 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
решение Базарно-Карабулакского районного суда Саратовской области от 18 апреля 2013 года оставить без изменения, апелляционную жалобу К. - без удовлетворения.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DAYWORK.RU | Кадровая служба предприятия" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)