Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ДЕВЯТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 15.07.2013 N 09АП-19182/2013 ПО ДЕЛУ N А40-22103/13

Разделы:
Заключение трудового договора; Трудовые отношения

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ДЕВЯТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 15 июля 2013 г. N 09АП-19182/2013

Дело N А40-22103/13

Резолютивная часть постановления объявлена 08 июля 2013 года
Постановление изготовлено в полном объеме 15 июля 2013 года
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
Председательствующего судьи Якутова Э.В.
судей: Каменецкого Д.В. Свиридова В.А.
при ведении протокола помощником судьи Бахтиаровой Н.К.
Рассмотрев в открытом судебном заседании в зале N 15 апелляционную жалобу ЗАО "Полет-К" на решение Арбитражного суда г. Москвы от 10.04.2013 по делу N А40-22103/13 судьи Лапшиной В.В.
по заявлению ЗАО "Полет-К" (ОГРН 1027739748145; 123290, г. Москва, Шелепихинское шоссе, д. 17, корп. 3)
к Управлению Федеральной миграционной службы по г. Москве
о признании незаконным и отмене постановлений
при участии:
- от заявителя: Полегенько И.В. по дов. от 24.12.2012; Мельников И.А. по дов. от 24.12.2012;
- от ответчика: не явился, извещен,
установил:

Решением Арбитражного суда города Москвы от 10.04.2013 ЗАО "Полет-К" (далее - Общество) было отказано в удовлетворении заявления о признании незаконными и отмене постановлений Управления Федеральной миграционной службы по г. Москве (далее - УФМС по Москве) от 16.08.2012 N 3779/821, от 23.08.2012 N 3855/830, от 23.08.2012 N 3856/831.
Общество не согласилось с решением и обратилось с апелляционной жалобой, в которой считает его подлежащим отмене.
Просит решение отменить и принять по делу новый судебный акт, в котором удовлетворить заявленные требования в полном объеме.
Отзыв на апелляционную жалобу УФМС по Москве не представлен.
Дело рассмотрено в порядке ст. ст. 123, 156 АПК РФ в отсутствие представителя УФМС по Москве, надлежаще извещенного о времени и месте рассмотрения дела.
В судебном заседании представитель Общества доводы апелляционной жалобы поддержал в полном объеме, изложил свою позицию, указанную в апелляционной жалобе, просил отменить решение суда первой инстанции, поскольку считает его незаконным и необоснованным, и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований.
Указал на то, что в тексте постановления указано на проведение проверки после того, как было вынесено постановление о привлечении к административной ответственности.
Пояснил, что все работы на объектах, на которых были выявлены незаконно привлеченные иностранные граждане, производил субподрядчик.
Отметил, что иностранные граждане никогда не принимались и не привлекались заявителем к выполнению каких-либо работ.
Обратил внимание на то, что заинтересованном лицом не представлено в материалы дела заключенного трудового договора, копии трудовой книжки, приказа о приеме иностранного гражданина на работу.
Полагает, что заявитель не допускал нарушения миграционного законодательства РФ, поскольку фактически не производил работы на объектах, а для исполнения обязанностей по государственному контракту привлек субподрядную организацию, которая непосредственно осуществляла работы на объектах.
Приходит к выводу об отсутствии вины заявителя в совершении вменяемых ему правонарушений.
Законность и обоснованность решения проверены в соответствии со ст. ст. 266, 268 АПК РФ. Суд апелляционной инстанции, заслушав представителя Общества, исследовав и оценив имеющиеся в материалах дела доказательства, считает, что решение подлежит оставлению без изменения исходя из следующего.
Как следует из материалов дела, на основании распоряжения от 17.07.2012 N 228 сотрудниками УФМС по Москве была проведена проверка соблюдения миграционного законодательства на объекте, расположенном по адресу: г. Москва, ул. Исаковского, д. 24, кор. 3.
В ходе проверки с участием начальника участка ЗАО "Полет-К" Каюмова И.Р. установлен факт привлечения к трудовой деятельности гражданина Республики Армения Авакяна М.Я. в качестве подсобного рабочего, не имеющего разрешения на работу в РФ.
02.08.2012 должностным лицом УФМС по Москве в отсутствие надлежаще извещенного законного представителя Общества был составлен протокол об административном правонарушении МС N 09618, которым ЗАО "Полет-К" вменялось совершение административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч. 1 ст. 18.15 КоАП РФ, выразившегося в привлечении к трудовой деятельности в качестве подсобного рабочего гражданина Республики Армения Авакяна М.Я. при отсутствии у него разрешения на работу в городе Москве.
16.08.2012 УФМС по Москве в отсутствие надлежаще извещенного законного представителя Общества вынесено постановление по делу об административном правонарушении N 3779/821, которым ЗАО "Полет-К" было признано виновным в совершении административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч. 1 ст. 18.15 КоАП РФ, и назначено наказание в виде административного штрафа в размере 250 000 руб.
На основании распоряжения от 01.08.2012 N 250 сотрудниками УФМС по Москве проведена проверка соблюдения миграционного законодательства на объекте, расположенном по адресу: г. Москва, ул. Таллиннская, д. 16, к. 4.
В ходе проверки был установлен факт не уведомления территориального органа федерального органа исполнительной власти в сфере миграции о привлечении к трудовой деятельности имеющих разрешение на работу в Москве граждан Республики Кыргызстан Сейталиева А. и Артыкова А.А.
09.08.2012 должностным лицом УФМС по Москве в отсутствие надлежаще извещенного законного представителя Общества были составлены протоколы об административных правонарушениях МС N 827942, МС N 827943, которыми ЗАО "Полет-К" вменялось совершение административных правонарушений, ответственность за которые предусмотрена ч. 3 ст. 18.15 КоАП РФ, выразившихся в не уведомления территориального органа федерального органа исполнительной власти в сфере миграции о привлечении к трудовой деятельности граждан Республики Кыргызстан Сейталиева А. и Артыкова А.А.
23.08.2012 УФМС по Москве в отсутствие надлежаще извещенного законного представителя Общества вынесены постановления по делам об административных правонарушениях N 3855/830, N 3856/831, которыми ЗАО "Полет-К" было признано виновным в совершении административных правонарушений, ответственность за совершение которых предусмотрена ч. 3 ст. 18.15 КоАП РФ, и назначены наказания в виде административного штрафа в размере 400 000 руб. за каждое.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции обоснованно исходил из того, что наличие состава административного правонарушения в действиях заявителя подтверждено материалами дела, сроки и порядок привлечения Общества к административной ответственности административным органом соблюдены, размер ответственности административным органом определен с учетом правил, определенных ст. 4.1 КоАП РФ.
При этом, суд правомерно указал на то, что согласно ч. 1 ст. 18.15 КоАП РФ привлечение к трудовой деятельности в Российской Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства при отсутствии у этих иностранного гражданина или лица без гражданства разрешения на работу, если такое разрешение требуется в соответствии с федеральным законом влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от двухсот пятидесяти тысяч до восьмисот тысяч рублей либо административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
В соответствии с п. 7 ст. 13 Федерального закона от 25.07.2002 N 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" разрешение на работу иностранному гражданину оформляется Федеральным органом исполнительной власти в сфере миграции в течение 10 рабочих дней, со дня принятия от иностранного гражданина заявления о выдачи ему данного разрешения.
Согласно п. 4 ст. 13 Федерального закона от 25.07.2002 N 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" работодатель и заказчик работ (услуг) имеют право привлекать и использовать иностранных работников только при наличии разрешения на привлечение и использование иностранных работников.
В силу статьи 16 Трудового кодекса Российской Федерации трудовые отношения между работником и работодателем возникают также на основании фактического допущения работника к работе с ведома или по поручению работодателя или его представителя в случае, когда трудовой договор не был надлежащим образом оформлен.
В пункте 1 примечания к ст. 18.15 КоАП РФ имеется разъяснение о том, что под привлечением к трудовой деятельности в Российской Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства понимается допуск в какой-либо форме к выполнению работ или оказанию услуг либо иное использование труда иностранного гражданина или лица без гражданства.
В соответствии со ст. 67 ТК РФ трудовой договор, не оформленный в письменной форме, считается заключенным, если работник приступил к работе с ведома или по поручению работодателя или его представителя.
Факт осуществления иностранными гражданами работ, подрядчиком которых является Общество, подтверждается Актами проверок соблюдения условий привлечения и использовании иностранных работников, протоколами осмотра территории, объяснениями иностранных граждан.
При этом, суд правильно установил, что из объяснений начальника участка ЗАО "Полет-К" Каюмова И.Р., следует, что работы по адресу: ул. Исаковского, д. 24, корп. 3. осуществлялись собственными силами ЗАО "Полет-К"; гражданин Армении Авакян М.Я. осуществлял трудовую деятельность в интересах ЗАО "Полет-К".
В своих объяснениях Авакян М.Я. также указал, что трудовую деятельность на территории ГБОУ "Детский сад N 552" осуществляет как подсобный рабочий ЗАО "Полет-К".
Из объяснений сотрудника охранного предприятия, осуществляющего охрану территории ГБОУ "Детский сад N 552", следует, что работы производились сотрудниками ЗАО "Полет-К". О том, что на территории образовательного учреждения работы ведет ООО "ЖКСтрой" сотрудник, осуществляющий охрану территории, не сообщил.
Согласно объяснениям заместителя директора по административно-хозяйственной работе ГБОУ "СОШ N 1155" Кашиной Г.И. следует, что работы по благоустройству территории школы ведутся ЗАО "Полет-К", граждане Республики Кыргызстан Сейталиев А., Артыков А.А. являются сотрудниками ЗАО "Полет-К". О том, что работы ведутся силами ООО "ЖКСтрой" заместитель директора ГБОУ "СОШ N 1155" не сообщает.
Из объяснений Сейталиев А., Артыков А.А. также следует, что на работу они принимались в ЗАО "Полет-К", контроль за их работой осуществляет начальник участка ЗАО "Полет-К" Семин А.В.
Сотрудник охранного предприятия, осуществляющего охрану территории ГБОУ "СОШ N 1155" в своих объяснениях указывает, что работы производились сотрудниками ЗАО "Полет-К". О том, что на территории образовательного учреждения работы ведет ООО "ЖКСтрой" сотрудник, осуществляющий охрану территории, не сообщил.
Таким образом, как правильно установил суд, в ходе проведения административного расследования не были выявлены факты осуществления работ по благоустройству территории ООО "ЖКСтрой".
Доводы Общества со ссылками на акты выполненных работ и их оплату не могут опровергнуть указанные выше фактические обстоятельства, непосредственно установленные сотрудниками УФМС по Москве в ходе проведения проверки.
Оценивая наличие субъективной стороны вмененного Обществу правонарушения, суд обоснованно отметил, что на основании ч. 1 ст. 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.
В соответствии с ч. 2 ст. 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Согласно разъяснениям, содержащимся в п. 16.1 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях", в отношении вины юридических лиц требуется установить возможность соблюдения соответствующим лицом правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, но им не были приняты все зависящие меры по их соблюдению.
В настоящем случае, как правильно отметил суд, Общество имело возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых КоАП РФ предусмотрена административная ответственность, однако заявителем не были предприняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Доказательств невозможности соблюдения правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, по каким-либо независящим причинам заявителем не представлено.
При таких обстоятельствах суд апелляционной инстанции полагает, что суд первой инстанции принял законное и обоснованное решение, полно и правильно установил обстоятельства дела, применил нормы материального права, подлежащие применению, и не допустил нарушения процессуального закона, в связи с чем, оснований для отмены или изменения судебного акта не имеется.
Нарушений норм процессуального права, предусмотренных ч. 4 ст. 270 АПК РФ и влекущих безусловную отмену судебного акта, судебной коллегией не установлено.
Принимая во внимание вышеизложенное и, руководствуясь ст. ст. 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
постановил:

решение Арбитражного суда г. Москвы от 10.04.2013 по делу N А40-22103/13 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Федеральном арбитражном суде Московского округа.
Председательствующий судья
Э.В.ЯКУТОВ
Судьи
Д.В.КАМЕНЕЦКИЙ
В.А.СВИРИДОВ















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DAYWORK.RU | Кадровая служба предприятия" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)