Судебные решения, арбитраж

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ МОСКОВСКОГО ГОРОДСКОГО СУДА ОТ 28.03.2013 ПО ДЕЛУ N 11-6187

Разделы:
Трудовой договор о работе по совместительству; Трудовой договор

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



МОСКОВСКИЙ ГОРОДСКОЙ СУД

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 28 марта 2013 г. по делу N 11-6187


Судья Егоров С.В.

Судебная коллегия по гражданским делам Московского городского суда в составе председательствующего Климовой С.В.
и судей Дедневой Л.В., Михайловой Р.Б.,
при секретаре Е.,
заслушав в открытом судебном заседании по докладу судьи Климовой С.В.
дело по апелляционным жалобам К., ФКУ "СИЗО N 1 УФСИН по г. Москве" на решение Преображенского районного суда города Москвы от 12 ноября 2012 года, которым постановлено:
обязать Федеральное бюджетное учреждение СИЗО-1 УФСИН России по Москве предоставить К. при его обращении с соответствующим заявлением дополнительный отпуск за 2010 год и за 2011 год,
взыскать с Федерального бюджетного учреждения СИЗО-1 УФСИН России по Москве в пользу К. денежную компенсацию морального вреда 1000 рублей 00 копеек,
К. в удовлетворении исковых требований о возложении на Федеральное бюджетное учреждение СИЗО-1 УФСИН России по Москве обязанностей произвести К. оплату проездных билетов на него и его сына к месту отдыха и обратно за 2010 - 2012 годы, выплатить К. компенсацию на него и его сына за санаторно-оздоровительные мероприятия, произвести выплату дотации за питание в связи с отказом в предоставлении горячего питания, произвести перерасчет надбавки за сложность и напряженность согласно Приказа Федеральной службы исполнения наказаний N 624 от 13 ноября 2008 года, произвести перерасчет по выплатам компенсационного характера в сумме 145% с 2010 года, произвести перерасчет часов работы при сменном графике суточного дежурства - отказать,
установила:

04.09.2012 К. обратился в суд с иском к ФКУ "СИЗО N 1 УФСИН по г. Москве", в котором просил обязать ответчика предоставить истцу дополнительный оплачиваемый отпуск за 2010 - 2012 годы, произвести ему и его сыну оплату проездных билетов к месту отдыха и обратно за 2010 - 2012 годы и компенсационные выплаты за санаторно-оздоровительные мероприятия, а также произвести компенсационные выплаты по частичному найму жилья, выплату дотации за питание в связи с отказом в предоставлении горячего питания, произвести перерасчет надбавки за сложность и напряженность согласно Приказу ФСИН России N 624 от 13.11.2008, произвести перерасчет по выплатам компенсационного характера, предусмотренных п. 8, 11, 13, 1.7, 3.2. Приказа ФСИН России N 624 от 13.11.2008 в общей сумме 145% с 2010 года, произвести перерасчет часов работы при сменном графике суточного дежурства с 20 оплачиваемых часов на 24 оплачиваемых часа, взыскать с ответчика компенсацию морального вреда в размере 40000 руб., причиненного нарушением трудовых прав.
Свое обращение истец мотивирует тем, что с 23.12.2009 работает врачом приемного отделения больницы ФКУ "СИЗО N 1 УФСИН по г. Москве", ответчик не исполняет в отношении истца условия Отраслевого соглашения по учреждениям, органам и предприятиям уголовно-исполнительной системы на 2011 - 2013 год в части предоставления ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска, компенсации расходов работника и членов его семьи на проезд к месту отдыха и обратно, а также санаторно-курортного лечения, не в полном размере выплачивает установленные Приказом ФСИН России N 624 от 13.11.2008 надбавки и доплаты, а также производит оплату суточной работы не из фактически отработанного времени.
В судебное заседание истец явился, исковые требования поддержал.
Представитель ответчика в судебном заседании иск не признал.
Представитель третьего лица УФСИН России по г. Москвы в судебное заседание не явился.
12.11.2012 судом постановлено приведенное выше решение, об отмене которого в части удовлетворения требований просит ответчик ФКУ "СИЗО N 1 УФСИН по г. Москве" по доводам апелляционной жалобы от 07.12.2012, подписанной представителем по доверенности С., а также истец К. по доводам своей апелляционной жалобы - в части отказа в удовлетворении требований об оплате проездных билетов, о взыскании компенсации за санаторно-оздоровительные мероприятия, дотации за питание, о перерасчете надбавок и компенсаций, перерасчете часов работы при сменном графике.
В заседании судебной коллегии истец К., представитель ответчика ФКУ "СИЗО N 1 УФСИН по г. Москве" по доверенности С. доводы своих апелляционных жалоб поддержали, против удовлетворения жалобы другой стороны возражали; представитель третьего лица УФСИН России по г. Москвы в судебное заседание не явился.
Исследовав материалы дела, обсудив доводы апелляционных жалоб, выслушав стороны, судебная коллегия приходит к выводу об отмене решения суда в части удовлетворения требований К., в остальной части не усматривает оснований для отмены решения суда по следующим основаниям.
Судом установлено и подтверждается материалами дела, что К. с 23.12.2009 истец был принят на работу в ФКУ "СИЗО N 1 УФСИН по г. Москве" по трудовому договору на 0,5 ставки по должности врача приемного отделения больницы по совместительству, с 15.02.2010 - на ставку по указанной должности по основному месту работы, с должностным окладом 6420 руб. и его повышением на 50% за особые условия труда, а также с установлением ежемесячной надбавки за сложность, напряженность, высокие достижения в труде и специальный режим работы в размере 50%; п. 3 ч. 4 трудового договора предусмотрено предоставление работнику ежегодного очередного оплачиваемого отпуска продолжительностью 28 календарных дней, а в соответствии с условиями труда, особенностями режима рабочего времени, трудовым законодательством, действующим коллективным договором - дополнительного отпуска за вредные условия труда и за стаж работы в УИС; п. 1 ч. 4 трудового договора истцу установлен полный рабочий день и сменный режим работы.
Из материалов дела следует, что истцу ежегодно предоставлялся очередной оплачиваемый отпуск исходя из 28 календарных дней, в предоставлении дополнительных отпусков истцу отказано; также истец обращался к ответчику по вопросам оплаты проездных документов в период отпуска, компенсации расходов на санаторно-курортное лечение за 2010 и 2011 год, частичной оплаты найма жилья и коммунальных услуг, расходов за проведение оздоровительных мероприятий за 2010 и 2011 год, дотации на питание; заявления истца оставлены без удовлетворения.
Согласно табелям учета использования рабочего времени за период с января 2010 года по сентябрь 2012 года, сменный режим работы истца предусматривал режим "сутки работы - трое суток отдыха", при суммированном учете рабочего времени продолжительность рабочего времени не превышала нормального числа рабочих часов, оплата труда производилась с учетом работы в ночное время.
Отраслевым соглашением по учреждениям, органам и предприятиям уголовно-исполнительной системы на 2011 - 2013 годы, на которое ссылается истец в обоснование своих требований, установлено, что работникам организации системы ФСИН России ежегодный основной оплачиваемый отпуск предоставляется продолжительностью 28 календарных дней (п. 2.10); работодателя с учетом производственных и финансовых возможностей могут самостоятельно устанавливать дополнительные отпуска для работников, порядок и условия которых определяется коллективными договорами и локальными нормативными актами и оплата которых сверх предусмотренных законами и иными нормативными актами РФ производится за счет внебюджетных источников (п. 2.13); гражданским служащим и работникам организаций системы ФСИН России, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, предоставляются ежегодные дополнительные оплачиваемые отпуска в соответствии с законодательством РФ, при этом такой отпуск не может быть менее 7 календарных дней (п. 6.10); оплата труда работников организации системы ФСИН России осуществляется в соответствии с Приказом ФСИН России от 13.11.2008 N 624 "Об утверждении новой системы оплаты труда гражданского персонала федеральных бюджетных учреждений уголовно-исполнительной системы" (п. 5.3.); представитель нанимателя, работодатели выделяют в установленном порядке средства на проведение оздоровительных мероприятий среди гражданских служащих, работников и членов их семей, принимаю меры к обеспечению их путевками на санаторно-курортное лечение, отдых в детские оздоровительные лагеря; конкретные формы и степень участия представителя нанимателя, работодателя в решении этих вопросов отражаются в коллективных договорах (п. 6.14); представитель нанимателя, работодатели обеспечивают гражданских служащих и работников организаций системы ФСИН России путевками в ведомственные санаторно-курортные и оздоровительные учреждения в количестве не менее 5% от общего числа путевок, распределяемых сотрудниками уголовно-исполнительной системы и оплатой их по себестоимости (п. 6.15); представитель нанимателя, работодатели с учетом мнения выборных профсоюзных органов предусматривают через региональные отраслевые соглашения и коллективные договоры, при наличии средств, оказание таких видов социальных гарантий и компенсации гражданским служащим и работникам организаций системы ФСИН России частичную компенсацию оплаты найма жилья и коммунальных услуг, компенсацию расходов на оплату транспортных услуг, в том числе к месту лечения и отдыха, содействие в обеспечении горячим питанием; конкретные формы социально-бытового обслуживания, гарантии и компенсации устанавливаются в коллективных договорах организаций системы ФСИН с учетом возможностей конкретной организации: за счет прибыли - по организациям, содержащимся за счет средств, поступающих по договорам, и иных поступлений, а в организациях, находящихся на бюджетном финансировании, за счет внебюджетных средств.
Сторонами не оспаривалось, что в ФКУ "СИЗО N 1 УФСИН по г. Москве" коллективный договор не заключен, профсоюзная организация в учреждении отсутствует.
Приказом ФСИН России N 624 от 13.11.2008 утверждена новая система оплаты труда гражданского персонала федеральных бюджетных и казенных учреждений уголовно-исполнительной системы, оплата труда которого осуществляется на основе Единой тарифной сетки по оплате труда работников федеральных бюджетных и казенных учреждений; приложением N 3 указанного Приказа утверждена Инструкция о порядке, условиях и размерах выплат компенсационного характера, применяемых для гражданского персонала уголовно-исполнительной системы, которой установлено, что выплаты компенсационного характера устанавливаются к должностным окладам, ставкам заработной платы работников, если иное не установлено федеральными законами и указами Президента РФ, постановлениями Правительства РФ и осуществляются гражданскому персоналу в пределах средств, ежегодно утверждаемых в установленном порядке на оплату труда.
П. 5 указанной Инструкции устанавливает, что гражданскому персоналу уголовно-исполнительной системы выплачиваются должностные оклады с повышением за особые условия труда в следующих размерах: в следственных изоляторах - на 50 процентов.
П. 8 Инструкции устанавливает, что работникам медицинских учреждений уголовно-исполнительной системы, занятым на тяжелых работах, работах с вредными и (или) опасными и иными особыми условиями труда размеры должностных окладов (ставок) повышаются в соответствии с Перечнем учреждений, подразделений и должностей работников, занятых на тяжелых работах, работах с вредными и (или) опасными и иными условиями труда, которым устанавливаются выплаты компенсационного характера. Указанная Инструкция устанавливает перечень учреждений, подразделений и должностей работников, занятых на тяжелых работах, работах с вредными и (или) опасными и иными условиями труда, которым устанавливаются выплаты компенсационного характера, и которым предусмотрено, что медицинскому персоналу приемных отделений стационаров лечебно-профилактических учреждений для медицинского обслуживания осужденных, лечебных исправительных учреждений для содержания и лечения осужденных установлено повышение должностных окладов (тарифных ставок) на 15 процентов.
Этой же Инструкцией предусмотрено повышение на 25% должностных окладов (тарифных ставок) гражданскому персоналу лечебно-профилактических учреждений и лечебных исправительных учреждений, специально созданных для содержания и лечения осужденных, больных туберкулезом, бактериологических лабораторий по диагностике туберкулеза, кабинетов медицинских частей и участков исправительных учреждений, следственных изоляторов, больниц и лечебно-производственных (трудовых) мастерских, занятому на работах с осужденными и лицами, содержащимися под стражей, больными туберкулезом, 50 процентов и более рабочего времени (п. 11); а также предусмотрена выплата надбавки за работу в опасных для здоровья условиях труда в размере 20% оклада (тарифной ставки) без учета увеличений и повышений гражданскому персоналу учреждений здравоохранения, осуществляющим диагностику и лечение ВИЧ-инфицированных, а также гражданскому персоналу, работа которых связана с материалами, содержащими вирус иммунодефицита человека, в том числе и за каждый час работы в указанных условиях (п. 13).
Приложением N 4 Приказа ФСИН России N 624 от 13.11.2008 утверждена Инструкция, определяющая порядок, условия и размеры выплат стимулирующего характера, устанавливаемых и выплачиваемых гражданскому персоналу уголовно-исполнительной системы, которые устанавливаются в целях усиления материальной заинтересованности гражданского персонала учреждений в своевременном и качественном выполнении работ и своих служебных обязанностей, повышения профессионального уровня и ответственности за порученный участок работы, а также поощрения за стаж работы и которые производятся гражданскому персоналу уголовно-исполнительной системы в пределах ежегодно утверждаемых в установленном порядке объемов средств на оплату труда.
П. 4 указанной Инструкции предусмотрено, что гражданскому персоналу может быть установлена надбавка к должностным окладам (ставкам) за сложность, напряженность, высокие достижения в труде и специальный режим работы, которая устанавливается приказом руководителя учреждения с указанием конкретного размера на определенный период (не более чем на один год) и основными условиями для установления надбавки являются: добросовестное исполнение работником своих должностных (трудовых) обязанностей; выполнение работником непредвиденных, срочных, особо важных и ответственных работ; компетентность работника в принятии соответствующих решений.
В соответствии с Уставом ФКУ "СИЗО N 1 УФСИН по г. Москве" является учреждением уголовно-исполнительной системы, предназначенным для содержания подозреваемых и обвиняемых, в отношении которых в качестве меры пресечения избрано заключение под стражу, а также для выполнения функций исправительных учреждений в отношении осужденных в соответствии с уголовно-исполнительным законодательством РФ.
Учитывая, что при приеме на работу истцу установлен должностной оклад в соответствии с Единой тарифной сеткой по оплате труда работников федеральных бюджетных и казенных учреждений с его повышением на 50 процентов за работу в особых условиях труда (в следственном изоляторе) и надбавка к должностному окладу за сложность, напряженность, высокие достижения в труде и специальный режим работы, которая является стимулирующей выплатой, размер которой зависит от добросовестного исполнения работником своих должностных обязанностей, выполнения им непредвиденных, срочных, особо важных и ответственных работ и от компетентности работника в принятии соответствующих решений, принимая во внимание, что ответчик не является лечебно-профилактическим учреждением или лечебным исправительным учреждением для медицинского обслуживания, содержания и лечения осужденных, либо таким учреждением, специально созданным для содержания и лечения осужденных, больных туберкулезом, а также учреждением здравоохранения, осуществляющим диагностику и лечение ВИЧ-инфицированных, то оснований полагать, что положения Приказа ФСИН России N 624 от 13.11.2008 в отношении истца не соблюдены, не имеется.
При таких данных, вывод суда об отказе в удовлетворении требований К. о взыскании установленных Приказом ФСИН России N 624 от 13.11.2008 компенсационных выплат и надбавок основан на законе.
Разрешая заявленные истцом требования в части оплаты проездных билетов, компенсации за санаторно-оздоровительные мероприятия, компенсации оплаты найма жилья и коммунальных услуг, дотации за питание, перерасчете часов работы при сменном графике, суд, руководствуясь положениями Трудового Кодекса РФ, Отраслевого соглашения по учреждениям, органам и предприятиям уголовно-исполнительной системы на 2011 - 2013 годы, пришел к обоснованному выводу об отказе в их удовлетворении, поскольку обязанность работодателя по выплате работнику указанных компенсаций и дотации вышеприведенными актами не предусмотрена, а коллективный договор в ФКУ "СИЗО N 1 УФСИН по г. Москве" не заключен.
Доводы истца о том, что сотрудникам системы ФСИН России производятся указанные выплаты, обоснованно признаны судом несостоятельными, поскольку сотрудником ФСИН России, на которого распространяется Положение о службе в органах внутренних дел РФ, утвержденное Постановлением Верховного Совета РФ от 23.12.1992 N 4202-1, в соответствии со ст. 21 Федерального закона от 21.07.1998 N 117-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в законодательные акты Российской Федерации в связи с реформированием уголовно-исполнительной системы", истец не является.
Доводы апелляционной жалобы истца об оплате 20 часов из 24 часов работы за смену не влекут отмену решения суда, учитывая положения ст. 108 Трудового Кодекса РФ, устанавливающей, что в течение рабочего дня (смены) работнику должен быть предоставлен перерыв для отдыха и питания продолжительностью не более двух часов и не менее 30 минут, который в рабочее время не включается, в связи с чем оплате не подлежит.
С учетом изложенного, доводы апелляционной жалобы К. не могут повлечь отмену решения суда, поскольку направлены на иное толкование и применение действующего законодательства.
Разрешая требования истца об обязании предоставить дополнительный отпуск, суд руководствовался Постановлением Правительства РФ N 870 от 20.11.2008 "Об установлении сокращенной продолжительности рабочего времени, ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска, повышенной оплаты труда работникам, занятым на тяжелых работах, работах с вредными и (или) опасными и иными особыми условиями труда" и Постановлением Госкомтруда СССР, Президиума ВЦСПС от 25.10.1974 N 298/П-22 (ред. от 29.05.1991) "Об утверждении Списка производств, цехов, профессий и должностей с вредными условиями труда, работа в которых дает право на дополнительный отпуск и сокращенный рабочий день" и исходил из того, что отсутствие в указанном Списке наименования учреждения ответчика не может расцениваться как обстоятельство ущемляющее право истца на дополнительный отпуск по отношению к другим врачам, работающим в системе ФСИН России, в связи с чем на основании ст. 19 Конституции РФ о равенстве всех перед законом и судом, пришел к выводу о том, что истец имеет право на дополнительный отпуск. Полагая трудовые права истца нарушенными ответчиком в виде отказа в предоставлении дополнительного отпуска, суд на основании ст. 237 Трудового Кодекса РФ взыскал с ответчика в пользу истца компенсацию морального вреда в размере 1000 руб.
Судебная коллегия не может согласиться с указанными выводами, поскольку они не основаны на законе.
Так, Отраслевым соглашением по учреждениям, органам и предприятиям уголовно-исполнительной системы на 2011 - 2013 годы предусмотрено, что работодатели с учетом производственных и финансовых возможностей могут самостоятельно устанавливать дополнительные отпуска для работников, порядок и условия которых определяется коллективными договорами и локальными нормативными актами и оплата которых сверх предусмотренных законами и иными нормативными актами РФ производится за счет внебюджетных источников, а гражданским служащим и работникам организаций системы ФСИН России, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, предоставляются ежегодные дополнительные оплачиваемые отпуска в соответствии с законодательством РФ, при этом такой отпуск не может быть менее 7 календарных дней.
Постановлением Правительства РФ от 20.11.2008 N 870 (ред. от 28.06.2012) установлено, что работникам, занятым на тяжелых работах, работах с вредными и (или) опасными и иными особыми условиями труда, по результатам аттестации рабочих мест, предоставляется, в том числе, ежегодный дополнительный оплачиваемый отпуск - не менее 7 календарных дней.
Ч. 2 ст. 117 Трудового кодекса РФ в ранее действовавшей редакции предусматривала, что перечни производств, работ, профессий и должностей, работа в которых дает право на дополнительный оплачиваемый отпуск за работу с вредными и (или) опасными условиями труда, а также минимальная продолжительность этого отпуска и условия его предоставления утверждаются Правительством РФ с учетом мнения Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений.
Указанные перечни не были приняты, и на основании статьи 423 Трудового кодекса РФ при определении круга работников, имеющих право на компенсации за работу с вредными и (или) опасными условиями труда, на территории Российской Федерации применялись акты бывшего Союза ССР - Список производств, цехов, профессий и должностей с вредными условиями труда, работа в которых дает право на дополнительный отпуск и сокращенный рабочий день, утвержденный Постановлением Госкомтруда СССР, Президиума ВЦСПС от 25.10.1974 N 298/П-22 (ред. от 29.05.1991), а также Инструкция о порядке применения Списка производств, цехов, профессий и должностей с вредными условиями труда, работа в которых дает право на дополнительный отпуск и сокращенный рабочий день, утвержденная Постановлением Госкомтруда СССР и Президиума ВЦСПС от 21.11.1975 N 273/П-20.
Указанным Списком предусмотрен раздел XL "Здравоохранение", состоящий из видов учреждений и 187 должностей, работа в которых дает право на дополнительный отпуск. Такое право предоставлено, в частности, врачам, среднему и младшему персоналу приемников-распределителей для несовершеннолетних и воспитательно-трудовых колоний, в том числе врачам и среднему медицинскому персоналу приемников-распределителей, специальных приемников и изоляторов временного содержания; в этом Списке поименованы лечебные трудовые профилактории для принудительного лечения лиц, страдающих хроническим алкоголизмом и наркоманией, исправительно-трудовые колонии, специально предназначенные для принудительного лечения и содержания осужденных алкоголиков и наркоманов, медицинские вытрезвители; медицинский персонал учреждений уголовно-исполнительной системы, предназначенных для содержания подозреваемых и обвиняемых, в отношении которых в качестве меры пресечения избрано заключение под стражу, а также для выполнения функций исправительных учреждений в отношении осужденных в соответствии с уголовно-исполнительным законодательством РФ, в указанном Списке не поименован.
В соответствии с Определением Конституционного Суда РФ от 07.02.2013 N 135-О указанный в ст. 117 Трудового Кодекса РФ ежегодный дополнительный оплачиваемый отпуск продолжительностью не менее 7 календарных дней должен предоставляться всем работникам, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, включая тех, чьи профессии, должности или выполняемая работа не предусмотрены Списком производств, цехов, профессий и должностей с вредными условиями труда, работа в которых дает право на дополнительный отпуск и сокращенный рабочий день, но работа которых в условиях воздействия вредных и (или) опасных факторов производственной среды и трудового процесса подтверждается результатами аттестации рабочих мест по условиям труда.
Из объяснений сторон следует, что аттестация рабочих мест ФКУ "СИЗО N 1 УФСИН по г. Москве" не проведена.
При таких данных, а также учитывая Решение Верховного Суда РФ от 14.01.2013 N АКПИ12-1570, предусматривающее, что работник независимо от того, поименована или нет его профессия, должность в Списке производств, цехов, профессий и должностей с вредными условиями труда, работа в которых дает право на дополнительный отпуск и сокращенный рабочий день, утв. Постановлением Госкомтруда СССР, Президиума ВЦСПС от 25.10.1974 N 298/П-22, имеет право на соответствующие компенсации при установлении по результатам аттестации рабочих мест по условиям труда 3 класса любой степени вредности, которая в отношении рабочего места истца не проведена, то законных оснований для удовлетворения требований К. в указанной части у суда не имелось, в связи с чем решение суда от 12.11.2012 об удовлетворении требований К. в части обязания ответчика предоставить дополнительный отпуск и компенсации морального вреда подлежит отмене с принятием нового решения об отказе в иске.
На основании изложенного и, руководствуясь ст. ст. 328 - 330 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:

решение Преображенского районного суда города Москвы от 12 ноября 2012 года в части удовлетворения исковых требований К. к ФКУ "СИЗО N 1 УФСИН по г. Москве" об обязании предоставить дополнительный отпуск и взыскания компенсации морального вреда отменить, принять по делу в этой части новое решение, которым в удовлетворении требований отказать,
в остальной части решение Преображенского районного суда города Москвы от 12 ноября 2012 года оставить без изменения, апелляционную жалобу К. - оставить без удовлетворения.















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DAYWORK.RU | Кадровая служба предприятия" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)