Судебные решения, арбитраж

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ АЛТАЙСКОГО КРАЕВОГО СУДА ОТ 05.06.2013 ПО ДЕЛУ N 33-4432/13

Разделы:
Расторжение трудового договора по инициативе администрации; Трудовые отношения

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



АЛТАЙСКИЙ КРАЕВОЙ СУД

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 5 июня 2013 г. по делу N 33-4432/13


Судья: Долженко В.П.

Судебная коллегия по гражданским делам Алтайского краевого суда в составе:
председательствующего Параскун Т.И.,
судей Белодеденко И.Г., Довиденко Е.А.,
при секретаре К.
с участием прокурора Брикульской В.И.
рассмотрела в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе истца П. на решение Алейского городского суда Алтайского края от 27 марта 2013 года по делу
по иску П. к Администрации г. Алейска Алтайского края о восстановлении на работе, оплате среднего заработка за время вынужденного прогула и компенсации морального вреда,
Заслушав доклад судьи Белодеденко И.Г., судебная коллегия

установила:

П. обратился в суд с иском к администрации г. Алейска Алтайского края о восстановлении его на работе, взыскании заработка за время вынужденного прогула, компенсации морального вреда.
В обоснование заявленных требований истец указал, что <данные изъяты> года он поступил на муниципальную службу в администрацию города Алейска Алтайского края, был назначен на старшую должность муниципальной службы <данные изъяты>.
ДД.ММ.ГГ П. был назначен на главную должность муниципальной службы <данные изъяты>.
ДД.ММ.ГГ истец был уведомлен в том, что отдел по труду администрации города упраздняется, а должность <данные изъяты> подлежит сокращению.
Истцу была предложена только должность <данные изъяты>, от которой он отказался, так как ему не была предоставлена для ознакомления должностная инструкция <данные изъяты>, не определена оплата труда.
ДД.ММ.ГГ истец был уволен с муниципальной службы из администрации города Алейска в связи с сокращением штата работников, по пункту 2 части первой статьи 81 ТК РФ.
Однако в период с ДД.ММ.ГГ по ДД.ММ.ГГ в администрации города имелись и другие вакантные должности, которые в нарушение требований статей 81, 180 Трудового кодекса Российской Федерации ему не были предложены.
Так, вакантной была должность муниципальной службы <данные изъяты>.
Истец просил признать его увольнение с муниципальной службы незаконным. Восстановить его на муниципальной службе в прежней должности и взыскать заработную плату за время вынужденного прогула. Обязать ответчика предложить ему все имеющиеся вакантные должности муниципальной службы. Взыскать с ответчика компенсацию морального вреда в размере <данные изъяты> рублей.
В дополнение к исковому заявлению указал, что главой администрации <адрес> С., произвольно и безосновательно, предложено Алейскому городскому Собранию депутатов Алтайского края принять решение об утверждении новой структуры администрации <адрес>. ДД.ММ.ГГ Алейское городское Собрание депутатов Алтайского края приняло соответствующее решение от 21.11.2012 N 90 "О структуре администрации города Алейска Алтайского края". Истец считает, что ответчик был не вправе предлагать Алейскому городскому Собранию депутатов Алтайского края на утверждение новую структуру администрации города Алейска, на основании которой, в дальнейшем изменять штатное расписание администрации города и проводить сокращение штата работников отдела по труду администрации города. Ответчик принял неверное и не продуманное решение, которое наносит вред действующей на территории города Алейска муниципальной власти. Истец полагает, что решение о сокращении штата работников отдела по труду администрации города Алейска ответчиком было принято не в интересах обеспечения эффективной реализации полномочий органов местного самоуправления в рамках Закона Алтайского края от 14.06.2007 N 55-ЗС "О социальном партнерстве в Алтайском крае" и Закона Алтайского края от 07.05.2007 N 36-3С "Об охране труда в Алтайском крае".
Действия ответчика по сокращению штата работников отдела по труду администрации города противоречат рекомендациям Администрации Алтайского края по структуре органов местного самоуправления, разработанным по поручению Губернатора Алтайского края. В соответствии с данными рекомендациями структура администраций городов и районов Алтайского края должна в обязательном порядке предусматривать наличие в их составе отделов по труду.
Распоряжением администрации города Алейска от 05.12.2012 N 133-л в штат администрации города Алейска дополнительно была введена должность муниципальной службы <данные изъяты> администрации города, которую, в нарушение части третьей статьи 81 ТК РФ, ответчик истцу не предложил.
По состоянию на ДД.ММ.ГГ, в день уведомления его о предстоящем увольнении с муниципальной службы, в штате администрации города Алейска вакантной должностью являлась высшая должность муниципальной службы <данные изъяты>, которая также не была предложена истцу.
Истец указал, что с ДД.ММ.ГГ года он состоит в резерве управленческих кадров Алтайского края. Распоряжением администрации города Алейска от ДД.ММ.ГГ *** П. был зачислен в кадровый резерв по замещению высшей должности муниципальной службы главы администрации <адрес>. На основании данного распоряжения администрации кандидатура истца была внесена в Список лиц, включенных в оперативный резерв управленческих кадров Алтайского края для высших должностей муниципальной службы <данные изъяты> районов, городских округов, глав администраций районов в городе, не являющихся муниципальными образованиями. В связи с этим, истец имел право претендовать на предложение ему вакантной должности <данные изъяты>.
Действиями ответчика было нарушено преимущественное право истца на оставление на работе, на основании ст. 179 ТК РФ. Преимущественное право распространяется в первую очередь на работников, имеющих более высокую квалификацию. Если же уровень квалификации или деловых качеств одинаков, предпочтение отдается лицам, указанным в ч. 2 ст. 179 ТК РФ. Преимущественное право имеют также военнослужащие, впервые поступившие на работу после увольнения с военной службы (абз. 5 п. 5 ст. 23 Федерального закона от 27.05.1998 N 76-ФЗ).
Решением Алейского городского суда Алтайского края от 27 марта 2013 г. исковые требования П. оставлены без удовлетворения.
В апелляционной жалобе истец П. просит решение городского суда отменить и принять по делу новое решение.
В обоснование жалобы истец указал, что при принятии решения суд не учел то обстоятельство, что ответчик предлагал ему только одну должность <данные изъяты>. Истцу не были предложены вводимые в штат администрации города Алейска должности муниципальной службы - <данные изъяты>, <данные изъяты>, <данные изъяты> администрации города, которые с учетом его уровня квалификации и состояния здоровья он мог замещать.
Суд не учел, что на протяжении ряда лет, на основании распоряжения администрации города Алейска, в период отсутствия основного работника, истец выполнял должностные обязанности по высшей должности муниципальной службы секретаря администрации города. Таким образом, истец соответствует квалификационным требованиям, предъявляемым к лицам, назначаемым на высшие должности муниципальной службы.
Судом сделан неправильный вывод, что должность <данные изъяты> администрации города и должность заместителя главы администрации города не могли быть предложены истцу, по причине их замещения другими работниками. Данные должности муниципальной службы замещены другими работниками администрации на условиях совмещения профессий, в рамках ст. 60.2 Трудового кодекса Российской Федерации.
Суд не выяснил, а ответчик не представил доказательства обоснованности сокращения штата отдела по труду администрации города, какими экономическими, техническими или организационными причинами это было вызвано.
Суд необоснованно не привлек к участию в деле в качестве третьего лица Алейское городское Собрание депутатов Алтайского края.
В письменных возражениях представитель администрации города Алейска просит жалобу истца оставить без удовлетворения.
Изучив материалы дела, проверив законность и обоснованность принятого решения в пределах доводов жалобы на основании части 1 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, выслушав пояснения истца П., поддержавшего доводы жалобы, пояснения представителя ответчика В., возражавшей против доводов жалобы, судебная коллегия не усматривает оснований для удовлетворения жалобы.
В соответствии с частью 1 статьи 19 Федерального закона "О муниципальной службе в Российской Федерации" трудовой договор с муниципальными служащими расторгается по основаниям, предусмотренным Трудовым кодексом Российской Федерации, а также трудовой договор с муниципальным служащим может быть расторгнут по инициативе представителя нанимателя (работодателя) в указанных в настоящем Законе случаях.
Согласно части 2 статьи 23 Федерального закона "О муниципальной службе в Российской Федерации" при расторжении трудового договора с муниципальным служащим в связи с ликвидацией органа местного самоуправления, избирательной комиссии муниципального образования либо сокращением штата работников органа местного самоуправления, аппарата избирательной комиссии муниципального образования муниципальному служащему предоставляются гарантии, установленные трудовым законодательством для работников в случае их увольнения в связи с ликвидацией организации либо сокращением штата работников организации.
На основании пункта 2 части 1 статьи 81 Трудового кодекса Российской Федерации, трудовой договор может быть расторгнут работодателем в случае сокращения численности или штата работников организации, индивидуального предпринимателя.
Увольнение по основанию, предусмотренному пунктом 2 или 3 части первой настоящей статьи, допускается, если невозможно перевести работника с его письменного согласия на другую имеющуюся у работодателя работу (как вакантную должность или работу, соответствующую квалификации работника, так и вакантную нижестоящую должность или нижеоплачиваемую работу), которую работник может выполнять с учетом его состояния здоровья. При этом работодатель обязан предлагать работнику все отвечающие указанным требованиям вакансии, имеющиеся у него в данной местности. Предлагать вакансии в других местностях работодатель обязан, если это предусмотрено коллективным договором, соглашениями, трудовым договором.
В соответствии со статьей 180 Трудового кодекса Российской Федерации, при проведении мероприятий по сокращению численности или штата работников организации работодатель обязан предложить работнику другую имеющуюся работу (вакантную должность) в соответствии с частью третьей статьи 81 настоящего Кодекса.
О предстоящем увольнении в связи с ликвидацией организации, сокращением численности или штата работников организации работники предупреждаются работодателем персонально и под роспись не менее чем за два месяца до увольнения.
Судом первой инстанции установлено, что ДД.ММ.ГГ П. принят в администрацию города Алейска на муниципальную службу замещающим старшую должность <данные изъяты> сроком 3 месяца.
С ДД.ММ.ГГ истец переведен на главную муниципальную должность <данные изъяты>. Решением Алейского городского Собрания депутатов Алтайского края *** от ДД.ММ.ГГ утверждена структура администрации г. Алейска, ранее вынесенные решения о структуре администрации признаны утратившими силу.
Распоряжением главы администрации <адрес> *** от ДД.ММ.ГГ, на основании структуры администрации <адрес>, утвержденной Алейским городским Собранием депутатов от ДД.ММ.ГГ ***, комитет по экономике администрации <адрес> переименован в комитет по экономике и труду администрации <адрес>; сокращен отдел по труду администрации <адрес> в составе:
- - <данные изъяты> - главная должность муниципальной службы;
- - <данные изъяты> - младшая должность муниципальной службы.
С 05 декабря 2012 года введены должности муниципальной службы:
- - <данные изъяты> - высшая должность муниципальной службы;
- - <данные изъяты> - высшая должность муниципальной службы;
- В комитет по экономике и труду администрации г. Алейска введена должность <данные изъяты> - старшая должность муниципальной службы.
В юридический отдел администрации г. Алейска введена должность <данные изъяты> - младшая должность муниципальной службы.
ДД.ММ.ГГ истец П. письменно под роспись (уведомление *** от ДД.ММ.ГГ) был за два месяца о предстоящем сокращении замещаемой им должности и ему предложена для замещения старшая должность муниципальной службы <данные изъяты>, вакантная по состоянию на ДД.ММ.ГГ.
П. не выразил свое согласие на замещение предложенной ему вакантной должности муниципальной службы.
Распоряжением *** от ДД.ММ.ГГ П. был уволен ДД.ММ.ГГ с муниципальной службы в связи с сокращением штата работников администрации г. Алейска, п. 2 ч. 1 ст. 81 Трудового кодекса Российской Федерации.
Оценивая представленные доказательства в совокупности, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу, что решение о сокращении штата должности муниципальной службы принято надлежащим лицом в соответствии с имеющимися полномочиями, муниципальная должность, которую занимал истец П., исключена из штатного расписания администрации города, при увольнении истца процедура соблюдена, нарушения его трудовых прав допущено не было.
В соответствии со статьей 22 Устава муниципального образования города Алейск Алтайского края, принятым решением Алейского городского Собрания депутатов Алтайского края от ДД.ММ.ГГ ***, в структуру органов местного самоуправления муниципального образования г. Алейск Алтайского края входят:
- - городское собрание депутатов - представительный орган городского округа;
- - глава города - глава муниципального образования г. Алейск;
- - администрация города - исполнительно-распорядительный орган городского округа;
- - контрольно-счетная палата г. Алейска Алтайского края.
Полномочия городского Собрания депутатов определены пунктами 23 - 31 Устава города.
Согласно пункту 13 статьи 27 Устава, утверждение структуры администрации города по представлению главы администрации города отнесено к полномочиям Алейского городского Собрания депутатов.
Из представленных материалов дела следует, что отдел по труду администрации города Алейска состоял из двух штатных единиц - главной должности муниципальной службы <данные изъяты> замещаемой истцом П., и младшую должность муниципальной службы <данные изъяты>, замещаемой Т.
Разрешая спор, суд первой инстанции пришел к правильному выводу, что со дня уведомления истца о предстоящем увольнении и до его увольнения вакантными являлись две должности муниципальной службы - старшая должность муниципальной службы <данные изъяты> и младшая должность муниципальной службы - <данные изъяты>.
Специалисту 2 категории отдела по труду администрации города Т. при уведомлении ее о предстоящем увольнении было предложено занять вакантную должность <данные изъяты>, на что было получено согласие Т.
Распоряжением ***-л от ДД.ММ.ГГ Т. назначена на младшую должность муниципальной службы - <данные изъяты>.
В связи с этим, доводы апелляционной жалобы истца в той части, что ему не была предложена нижестоящая и нижеоплачиваемая должность <данные изъяты>, являются необоснованными.
Истец не выразил своего согласия на замещение предложенной ему вакантной должности <данные изъяты>.
В соответствии со статьей 179 Трудового кодекса Российской Федерации, при сокращении численности или штата работников преимущественное право на оставление на работе предоставляется работникам с более высокой производительностью труда и квалификацией.
При равной производительности труда и квалификации предпочтение в оставлении на работе отдается: семейным - при наличии двух или более иждивенцев (нетрудоспособных членов семьи, находящихся на полном содержании работника или получающих от него помощь, которая является для них постоянным и основным источником средств к существованию); лицам, в семье которых нет других работников с самостоятельным заработком; работникам, получившим в период работы у данного работодателя трудовое увечье или профессиональное заболевание; инвалидам Великой Отечественной войны и инвалидам боевых действий по защите Отечества; работникам, повышающим свою квалификацию по направлению работодателя без отрыва от работы.
Судебная коллегия не усматривает нарушения преимущественного права истца на оставление на работе.
Отдел по труду администрации г. Алейска в составе <данные изъяты> <данные изъяты> был сокращен, лица, замещавшим указанные должности и подлежавшим увольнению были предложены, в порядке установленном законом имеющиеся вакантные должности.
Суд апелляционной инстанции не усматривает, оснований для привлечения, в порядке статьи 43 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, к участию в деле в качестве третьего лица Алейское городское Собрание депутатов Алтайского края, поскольку решение суда по данному делу не может повлиять на права или обязанности Алейского городского Собрания депутатов Алтайского края по отношению к одной из сторон.
Решение вопроса о сокращении штата работников находится в компетенции работодателя, в связи с чем, доводы апелляционной жалобы истца о том, что сокращение штата отдела по труду администрации города Алейска было необоснованно, поскольку отсутствовали какие либо экономические, технические и организационные причины для сокращения отдела по труду, правового значения не имеют и основанием для отмены судебного постановления не являются.
Согласно утвержденной Алейским городским Собранием депутатов Алтайского края структуре администрации предусмотрены должности <данные изъяты>, однако в штатном расписании администрации города по состоянию на ДД.ММ.ГГ указанные должности не содержаться.
На основании статьи 1 Закона Алтайского края, должности муниципальной службы в Алтайском крае устанавливаются муниципальными правовыми актами в соответствии с Реестром должностей муниципальной службы в Алтайском крае.
Двойное наименование должности муниципальной службы в Алтайском крае допускается в случае, если: 1) заместитель руководителя является руководителем структурного подразделения органа местного самоуправления; 2) на лицо, замещающее должность муниципальной службы, возлагается исполнение контрольных и надзорных функций с указанием в наименовании должности сферы деятельности.
В штатных расписаниях органов местного самоуправления, избирательной комиссии муниципального образования допускаются уточнения наименований должностей муниципальной службы в Алтайском крае, указанных в приложении 1 к настоящему Закону, путем присоединения к ним через дефис наименований, указывающих на их специализацию.
Статус и денежное содержание лиц, замещающих должности муниципальной службы с двойным наименованием, определяются по первому наименованию должности.
В соответствии с распоряжением администрации <адрес> ***-л от ДД.ММ.ГГ, с ДД.ММ.ГГ на заместителя главы администрации города, председателя Комитета по жилищно-коммунальному хозяйству, транспорту, строительству и архитектуре администрации <адрес> Т.С., с ДД.ММ.ГГ по ДД.ММ.ГГ возложено исполнение полномочий первого заместителя главы администрации города.
С.О., замещавшая должность председателя Комитета по управлению муниципальным имуществом администрации города Алейска с ДД.ММ.ГГ исполняет обязанности заместителя главы администрации города, председателя Комитета по управлению муниципальным имуществом администрации города Алейска.
Комитет по жилищно-коммунальному хозяйству, транспорту, строительству и архитектуре администрации г. Алейска и Комитет по управлению муниципальным имуществом администрации города Алейска являются самостоятельными юридическими лицами.
В штатное расписание администрации г. Алейска по состоянию на ДД.ММ.ГГ должности <данные изъяты> не вводились.
Согласно части 1 статьи 17 Федерального закона "О муниципальной службе в Российской Федерации" при замещении должности муниципальной службы в муниципальном образовании заключению трудового договора может предшествовать конкурс, в ходе которого осуществляется оценка профессионального уровня претендентов на замещение должности муниципальной службы, их соответствия установленным квалификационным требованиям к должности муниципальной службы.
Судом первой инстанции пришел к правильному выводу, что должность <данные изъяты> не была вакантна. Конкурс по замещению должности <данные изъяты> не объявлялся.
Доводы апелляционной жалобы истца в той части, что он был включен в резерв на замещение должности главы администрации города правового значения для разрешения данного спора не имеет.
Исследовав и оценив собранные по делу доказательства в соответствии с требованиями статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что увольнение истца с работы произведено работодателем в соответствии с требованиями норм трудового законодательства и с соблюдением порядка увольнения, и оснований для признания незаконным увольнения не имеется.
Поскольку требования истца о взыскании заработной платы за время вынужденного прогула и компенсации морального вреда являются производными от первоначального требования, судом первой инстанции правомерно отказано в удовлетворении данных требований.
Судебная коллегия считает, что суд верно установил и исследовал юридически значимые обстоятельства дела, нарушений норм материального и процессуального права не допустил.
Доводы, изложенные истцом в жалобе, не опровергают выводов суда первой инстанции, не содержат обстоятельств, которые нуждались бы в дополнительной проверке, а поэтому не могут быть приняты судебной коллегией в качестве оснований к отмене обжалуемого решения по доводам апелляционной жалобы.
Руководствуясь статьей 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

определила:

Решение Алейского городского суда Алтайского края от 27 марта 2013 года оставить без изменения, апелляционную жалобу истца П. - без удовлетворения.















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DAYWORK.RU | Кадровая служба предприятия" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)