Судебные решения, арбитраж
Трудовые отношения
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Судья Доногруппова В.В.
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Калмыкия в составе:
председательствующего Пюрвеевой А.А.,
судей Шовгуровой Т.А. и Басангова Н.А.,
при секретаре С.
рассмотрела в открытом судебном заседании дело по исковому заявлению Н. к администрации Сарпинского районного муниципального образования Республики Калмыкия, Муниципальному бюджетному дошкольному образовательному учреждению "Садовский детский сад", Муниципальному учреждению "Отдел образования администрации Сарпинского районного муниципального образования Республики Калмыкия" об установлении и взыскании выплат стимулирующего характера по апелляционной жалобе истца на решение Сарпинского районного суда Республики Калмыкия от 11 сентября 2013 года.
Заслушав доклад судьи Басангова Н.А., объяснения истца Н., поддержавшей доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия
установила:
Н. обратилась в суд с указанным иском, мотивируя следующим. Она работала с 13 сентября 1978 г. медсестрой-воспитателем Садовского детского комбината N 1, который переименован в МБДОУ "Садовский детский сад".
2 июня 1986 г. переведена на должность воспитателя, по итогам аттестации 11 мая 2000 г. ей присвоена вторая квалификационная категория. Учредителем МБДОУ "Садовский детский сад" является администрация Сарпинского РМО РК, полномочия учредителя выполняет отдел образования администрации. Уставом учреждения предусмотрено, что заработная плата работникам детского сада формируется за счет субвенций из бюджета Сарпинского РМО и платы родителей за содержание детей. В соответствии с Положением об отраслевой системе оплаты труда работников учреждения оплата труда работников Садовского детского сада включает в себя размер должностного оклада, ставку заработной платы, выплаты компенсационного и стимулирующего характера. Для формирования фонда стимулирующих выплат в учреждении предусматриваются средства в размере до 30% фонда оплаты труда. Экономия по фонду заработной платы направляется на увеличение фонда стимулирующих выплат. Виды и размеры стимулирующих выплат указаны в приложении N 2 к указанному Положению. Включение в систему оплаты труда стимулирующих выплат предусмотрено также коллективным договором на 2010 - 2013 г., трудовым договором истца. До марта 2011 г. ей устанавливались и производились выплаты стимулирующего характера, однако в последующем данные выплаты были прекращены со ссылкой на отсутствие финансовых средств, что является незаконным. Ссылаясь на положения ст. ст. 129, 135, 144 Трудового кодекса РФ, просила суд обязать МБДОУ "Садовский детский сад" установить ей выплаты стимулирующего характера и взыскать задолженность по выплатам за период с апреля 2011 г. по август 2013 г. в размере <...> руб. <...> коп., обязать администрацию Сарпинского РМО РК выделить денежные средства Отделу образования для осуществления указанных выплат, взыскать солидарно с ответчиков судебные расходы в размере <...> руб.
В судебном заседании Н. исковые требования поддержала, просила их удовлетворить.
Представители администрации Сарпинского РМО РК Х., МБДОУ "Садовский детский сад" Л., МУ "Отдел образования администрации Сарпинского РМО РК" Б. исковые требования не признали, просили в удовлетворении иска отказать, ссылаясь на отсутствие денежных средств на стимулирующие выплаты.
Решением Сарпинского районного суда Республики Калмыкия от 11 сентября 2013 года в удовлетворении исковых требований Н. отказано.
В апелляционной жалобе истец просит решение суда отменить, вынести новое решение об удовлетворении иска, ссылаясь на несоблюдение работодателем положений локальных нормативных актов по установлению и осуществлению стимулирующих выплат.
Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, выслушав стороны, судебная коллегия находит решение суда подлежащим оставлению без изменения.
Разрешая спор, суд исходил из того, что производство выплат стимулирующего характера поставлено в зависимость от состояния фонда стимулирующих выплат, который не формировался в оспариваемый период ввиду недостатка предоставленных лимитов денежных средств и отсутствия экономии по фонду оплаты труда.
С таким выводом суда следует согласиться, поскольку он соответствует требованиям закона и фактическим обстоятельствам дела.
В соответствии с ч. 1 ст. 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Согласно ст. 129 ТК РФ заработная плата (оплата труда работника) - вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и иные выплаты компенсационного характера) и стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты).
В соответствии ч. 1 и 2 ст. 135 ТК РФ заработная плата работнику устанавливается трудовым договором в соответствии с действующими у данного работодателя системами оплаты труда. Системы оплаты труда, включая размеры тарифных ставок, окладов (должностных окладов), доплат и надбавок компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, системы доплат и надбавок стимулирующего характера и системы премирования, устанавливаются коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права.
Как видно из материалов дела, разделом 4 трудового договора, заключенного между Н. и МБДОУ "Садовский детский сад" в лице заведующего Л., истцу предусмотрены стимулирующие выплаты, установленные в соответствии с коллективным договором, локальными нормативными актами работодателя.
Пунктом 2.9.4 Положения об отраслевой системе оплаты труда работников МДОУ Садовский детский сад в МДОУ предусмотрены средства для формирования фонда стимулирующих выплат в размере до 30% фонда оплаты труда. Экономия по фонду заработной платы учреждения по итогам квартала года направляется на увеличение фонда стимулирующих выплат. Кроме того, для пополнения фонда стимулирующих выплат могут быть направлены средства от предпринимательской и иной деятельности данного учреждения.
Согласно п. 2.9.5 вышеназванного Положения конкретные размеры, порядок и условия установления стимулирующих выплат и премирования работников определяется локальным актом учреждения, утверждаемого руководителем с учетом мнения органа первичной профсоюзной организации или иного представительного органа работников.
В соответствии с п. 2.4 коллективного договора МДОУ "Садовский детский сад" от 14.01.2010 г., принятого на 2010 - 2013 г., система оплаты труда работников учреждения включает в себя размеры должностных окладов, ставок заработной платы, выплаты компенсационного и стимулирующего характера, а также другие выплаты, предусмотренные действующим законодательством, локальными нормативными актами учреждения. Согласно п. 2.6 данного коллективного договора учреждение в пределах имеющихся у него средств на оплату труда работников самостоятельно определяет размеры компенсационных, стимулирующих выплат и других мер материального регулирования без ограничения их максимальными размерами.
Приказом заведующего МДОУ "Садовский детский сад" Л. от 13 января 2009 года создана экспертная комиссия для определения качества профессиональной деятельности работников МДОУ "Садовский детский сад".
В силу раздела 3 Положения об экспертной комиссии по распределению стимулирующей части должностного оклада работников общеобразовательного учреждения МДОУ "Садовский детский сад" в компетенцию экспертной комиссии входит распределение стимулирующей части должностного оклада педагогических работников детского сада, рассмотрение документов работников детского сада, претендующих на установление надбавки к заработной плате за особые достижения в профессиональной деятельности; принятие решений о соответствии деятельности работника требованиям к установлению размера надбавки или отказе в установлении надбавки.
В соответствии с п. 5.1 данного Положения об экспертной комиссии вопросы, относящиеся к деятельности и компетенции экспертной комиссии, рассматриваются на ее заседаниях, которые собираются по мере надобности.
Таким образом, порядок и условия установления стимулирующих выплат и премирования работников определяется локальным актом учреждения - коллективным договором МДОУ "Садовский детский сад" от 14 января 2010 года, которым также определена компетенция учреждения самостоятельно определять размеры стимулирующих выплат в пределах имеющихся у него средств на оплату труда работников.
Органом, осуществляющим распределение стимулирующей части должностного оклада педагогических работников детского сада и рассмотрение документов работников детского сада, претендующих на установление надбавки к заработной плате за особые достижения в профессиональной деятельности, является экспертная комиссия по распределению стимулирующей части должностного оклада работников общеобразовательного учреждения МДОУ "Садовский детский сад".
В оспариваемый период экспертная комиссия не проводила заседания ввиду отсутствия денежных средств в фонде стимулирующих выплат. Заявлений об установлении стимулирующих выплат от Н. в комиссию не поступало.
Из представленных ответчиком планов финансово-хозяйственной деятельности на 2013 г. видно, что средства фонда оплаты труда расходуются на базовую часть гарантированной заработной платы работников общеобразовательного учреждения, что исключает возможность формирования фонда стимулирующих выплат.
Таким образом, стимулирующие выплаты, их назначение и размер зависят от финансового положения учреждения и от соблюдения процедуры их установления в соответствии с Положением об экспертной комиссии по распределению стимулирующей части должностного оклада работников общеобразовательного учреждения МДОУ "Садовский детский сад".
При таких обстоятельствах решение суда является законным и обоснованным, оснований для его отмены не имеется.
Руководствуясь статьями 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Калмыкия
определила:
Решение Сарпинского районного суда Республики Калмыкия от 11 сентября 2013 года оставить без изменения, апелляционную жалобу истца Н. - без удовлетворения.
Председательствующий
А.А.ПЮРВЕЕВА
Судьи
Т.А.ШОВГУРОВА
Н.А.БАСАНГОВ
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DAYWORK.RU | Кадровая служба предприятия" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ ВЕРХОВНОГО СУДА РЕСПУБЛИКИ КАЛМЫКИЯ ОТ 31.10.2013 ПО ДЕЛУ N 33-1776/2013
Разделы:Трудовые отношения
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ВЕРХОВНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ КАЛМЫКИЯ
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 31 октября 2013 г. по делу N 33-1776/2013
Судья Доногруппова В.В.
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Калмыкия в составе:
председательствующего Пюрвеевой А.А.,
судей Шовгуровой Т.А. и Басангова Н.А.,
при секретаре С.
рассмотрела в открытом судебном заседании дело по исковому заявлению Н. к администрации Сарпинского районного муниципального образования Республики Калмыкия, Муниципальному бюджетному дошкольному образовательному учреждению "Садовский детский сад", Муниципальному учреждению "Отдел образования администрации Сарпинского районного муниципального образования Республики Калмыкия" об установлении и взыскании выплат стимулирующего характера по апелляционной жалобе истца на решение Сарпинского районного суда Республики Калмыкия от 11 сентября 2013 года.
Заслушав доклад судьи Басангова Н.А., объяснения истца Н., поддержавшей доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия
установила:
Н. обратилась в суд с указанным иском, мотивируя следующим. Она работала с 13 сентября 1978 г. медсестрой-воспитателем Садовского детского комбината N 1, который переименован в МБДОУ "Садовский детский сад".
2 июня 1986 г. переведена на должность воспитателя, по итогам аттестации 11 мая 2000 г. ей присвоена вторая квалификационная категория. Учредителем МБДОУ "Садовский детский сад" является администрация Сарпинского РМО РК, полномочия учредителя выполняет отдел образования администрации. Уставом учреждения предусмотрено, что заработная плата работникам детского сада формируется за счет субвенций из бюджета Сарпинского РМО и платы родителей за содержание детей. В соответствии с Положением об отраслевой системе оплаты труда работников учреждения оплата труда работников Садовского детского сада включает в себя размер должностного оклада, ставку заработной платы, выплаты компенсационного и стимулирующего характера. Для формирования фонда стимулирующих выплат в учреждении предусматриваются средства в размере до 30% фонда оплаты труда. Экономия по фонду заработной платы направляется на увеличение фонда стимулирующих выплат. Виды и размеры стимулирующих выплат указаны в приложении N 2 к указанному Положению. Включение в систему оплаты труда стимулирующих выплат предусмотрено также коллективным договором на 2010 - 2013 г., трудовым договором истца. До марта 2011 г. ей устанавливались и производились выплаты стимулирующего характера, однако в последующем данные выплаты были прекращены со ссылкой на отсутствие финансовых средств, что является незаконным. Ссылаясь на положения ст. ст. 129, 135, 144 Трудового кодекса РФ, просила суд обязать МБДОУ "Садовский детский сад" установить ей выплаты стимулирующего характера и взыскать задолженность по выплатам за период с апреля 2011 г. по август 2013 г. в размере <...> руб. <...> коп., обязать администрацию Сарпинского РМО РК выделить денежные средства Отделу образования для осуществления указанных выплат, взыскать солидарно с ответчиков судебные расходы в размере <...> руб.
В судебном заседании Н. исковые требования поддержала, просила их удовлетворить.
Представители администрации Сарпинского РМО РК Х., МБДОУ "Садовский детский сад" Л., МУ "Отдел образования администрации Сарпинского РМО РК" Б. исковые требования не признали, просили в удовлетворении иска отказать, ссылаясь на отсутствие денежных средств на стимулирующие выплаты.
Решением Сарпинского районного суда Республики Калмыкия от 11 сентября 2013 года в удовлетворении исковых требований Н. отказано.
В апелляционной жалобе истец просит решение суда отменить, вынести новое решение об удовлетворении иска, ссылаясь на несоблюдение работодателем положений локальных нормативных актов по установлению и осуществлению стимулирующих выплат.
Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, выслушав стороны, судебная коллегия находит решение суда подлежащим оставлению без изменения.
Разрешая спор, суд исходил из того, что производство выплат стимулирующего характера поставлено в зависимость от состояния фонда стимулирующих выплат, который не формировался в оспариваемый период ввиду недостатка предоставленных лимитов денежных средств и отсутствия экономии по фонду оплаты труда.
С таким выводом суда следует согласиться, поскольку он соответствует требованиям закона и фактическим обстоятельствам дела.
В соответствии с ч. 1 ст. 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Согласно ст. 129 ТК РФ заработная плата (оплата труда работника) - вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и иные выплаты компенсационного характера) и стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты).
В соответствии ч. 1 и 2 ст. 135 ТК РФ заработная плата работнику устанавливается трудовым договором в соответствии с действующими у данного работодателя системами оплаты труда. Системы оплаты труда, включая размеры тарифных ставок, окладов (должностных окладов), доплат и надбавок компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, системы доплат и надбавок стимулирующего характера и системы премирования, устанавливаются коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права.
Как видно из материалов дела, разделом 4 трудового договора, заключенного между Н. и МБДОУ "Садовский детский сад" в лице заведующего Л., истцу предусмотрены стимулирующие выплаты, установленные в соответствии с коллективным договором, локальными нормативными актами работодателя.
Пунктом 2.9.4 Положения об отраслевой системе оплаты труда работников МДОУ Садовский детский сад в МДОУ предусмотрены средства для формирования фонда стимулирующих выплат в размере до 30% фонда оплаты труда. Экономия по фонду заработной платы учреждения по итогам квартала года направляется на увеличение фонда стимулирующих выплат. Кроме того, для пополнения фонда стимулирующих выплат могут быть направлены средства от предпринимательской и иной деятельности данного учреждения.
Согласно п. 2.9.5 вышеназванного Положения конкретные размеры, порядок и условия установления стимулирующих выплат и премирования работников определяется локальным актом учреждения, утверждаемого руководителем с учетом мнения органа первичной профсоюзной организации или иного представительного органа работников.
В соответствии с п. 2.4 коллективного договора МДОУ "Садовский детский сад" от 14.01.2010 г., принятого на 2010 - 2013 г., система оплаты труда работников учреждения включает в себя размеры должностных окладов, ставок заработной платы, выплаты компенсационного и стимулирующего характера, а также другие выплаты, предусмотренные действующим законодательством, локальными нормативными актами учреждения. Согласно п. 2.6 данного коллективного договора учреждение в пределах имеющихся у него средств на оплату труда работников самостоятельно определяет размеры компенсационных, стимулирующих выплат и других мер материального регулирования без ограничения их максимальными размерами.
Приказом заведующего МДОУ "Садовский детский сад" Л. от 13 января 2009 года создана экспертная комиссия для определения качества профессиональной деятельности работников МДОУ "Садовский детский сад".
В силу раздела 3 Положения об экспертной комиссии по распределению стимулирующей части должностного оклада работников общеобразовательного учреждения МДОУ "Садовский детский сад" в компетенцию экспертной комиссии входит распределение стимулирующей части должностного оклада педагогических работников детского сада, рассмотрение документов работников детского сада, претендующих на установление надбавки к заработной плате за особые достижения в профессиональной деятельности; принятие решений о соответствии деятельности работника требованиям к установлению размера надбавки или отказе в установлении надбавки.
В соответствии с п. 5.1 данного Положения об экспертной комиссии вопросы, относящиеся к деятельности и компетенции экспертной комиссии, рассматриваются на ее заседаниях, которые собираются по мере надобности.
Таким образом, порядок и условия установления стимулирующих выплат и премирования работников определяется локальным актом учреждения - коллективным договором МДОУ "Садовский детский сад" от 14 января 2010 года, которым также определена компетенция учреждения самостоятельно определять размеры стимулирующих выплат в пределах имеющихся у него средств на оплату труда работников.
Органом, осуществляющим распределение стимулирующей части должностного оклада педагогических работников детского сада и рассмотрение документов работников детского сада, претендующих на установление надбавки к заработной плате за особые достижения в профессиональной деятельности, является экспертная комиссия по распределению стимулирующей части должностного оклада работников общеобразовательного учреждения МДОУ "Садовский детский сад".
В оспариваемый период экспертная комиссия не проводила заседания ввиду отсутствия денежных средств в фонде стимулирующих выплат. Заявлений об установлении стимулирующих выплат от Н. в комиссию не поступало.
Из представленных ответчиком планов финансово-хозяйственной деятельности на 2013 г. видно, что средства фонда оплаты труда расходуются на базовую часть гарантированной заработной платы работников общеобразовательного учреждения, что исключает возможность формирования фонда стимулирующих выплат.
Таким образом, стимулирующие выплаты, их назначение и размер зависят от финансового положения учреждения и от соблюдения процедуры их установления в соответствии с Положением об экспертной комиссии по распределению стимулирующей части должностного оклада работников общеобразовательного учреждения МДОУ "Садовский детский сад".
При таких обстоятельствах решение суда является законным и обоснованным, оснований для его отмены не имеется.
Руководствуясь статьями 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Калмыкия
определила:
Решение Сарпинского районного суда Республики Калмыкия от 11 сентября 2013 года оставить без изменения, апелляционную жалобу истца Н. - без удовлетворения.
Председательствующий
А.А.ПЮРВЕЕВА
Судьи
Т.А.ШОВГУРОВА
Н.А.БАСАНГОВ
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DAYWORK.RU | Кадровая служба предприятия" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)