Судебные решения, арбитраж

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ ВЕРХОВНОГО СУДА РЕСПУБЛИКИ КАРЕЛИЯ ОТ 12.02.2013 ПО ДЕЛУ N 33-350/2013

Разделы:
Индивидуальные трудовые споры; Трудовые споры. Социальное партнерство. Профсоюзы

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ВЕРХОВНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ КАРЕЛИЯ

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 12 февраля 2013 г. по делу N 33-350/2013

(извлечение)

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Карелия в составе
председательствующего судьи Переплесниной Е.М.
судей Черонко Е.В., Сыромятникова А.В.
при секретаре Т.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе ответчика на решение Петрозаводского городского суда Республики Карелия от 25 октября 2012 г. по иску Ф. к министерству здравоохранения и социального развития Республики Карелия о восстановлении на работе, признании приказа недействительным, внесении записи в трудовую книжку, взыскании среднего заработка за время вынужденного прогула, компенсации морального вреда.
Заслушав доклад судьи Черонко Е.В., судебная коллегия

установила:

Ф. обратилась в суд по тем основаниям, что решением Петрозаводского городского суда РК от <...> она была восстановлена на работе в должности <...>. <...> от ответчика поступило предложение о замещении вакантной должности специалиста <...>, с которым истица согласилась и <...> с ней был заключен служебный контракт по должности <...>. В связи с тем, что <...> апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда РК вышеуказанное решение суда было отменено, приказом работодателя от <...> N -лс были признаны недействительными приказы от <...> N -лс "О восстановлении на работе Ф." и от <...> N -лс "О переводе Ф.", истица была уволена с работы. Полагая действия работодателя незаконными, считая, что на указанные правоотношения не должно влиять постановленное судом решение об отказе в иске о восстановлении на работе, поскольку с ней был заключен новый служебный контракт, она была уволена с иной должности, кроме того, увольнение имело место в период временной нетрудоспособности работника, истица просила признать увольнение с должности <...> незаконным и восстановить ее на работе, признать недействительным приказ от <...> N -лс в части признания недействительным приказа министерства здравоохранения и социального развития РК от <...> N -лс, внести в трудовую книжку запись о приеме на работу на должность <...> с <...>.
Впоследствии Ф. изменила исковые требования, просила признать незаконным ее увольнение с должности <...>, восстановить ее на работе, признать недействительным приказ от <...> N -лс в части признания недействительным приказа от <...> N -лс, внести в трудовую книжку запись о приеме на работу на должность <...> с <...>, обязать ответчика внести в трудовую книжку период фактической работы в качестве <...> и <...>, взыскать с ответчика заработную плату за время вынужденного прогула, компенсацию морального вреда <...> руб.
Решением суда исковые требования удовлетворены частично. Суд признал незаконным увольнение Ф. <...> с должности <...>, восстановил ее с <...> в указанной должности, признал незаконным приказ от <...> N -лс в части признания недействительным приказа министерства здравоохранения и социального развития РК от <...> N -лс "О переводе Ф.", взыскал с ответчика в пользу истицы средний заработок за время вынужденного прогула <...> руб., компенсацию морального вреда <...> руб. В удовлетворении остальной части требований отказано.
С решением не согласен ответчик, в апелляционной жалобе, ссылаясь на незаконность и необоснованность решения суда, вынесенного с нарушением норм материального и процессуального права, просит его отменить, принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении иска. В обоснование доводов жалобы указывает, что с <...> штатная должность, в которой истица была восстановлена на работе, была сокращена, отдел <...> упразднен, в связи с чем министерство не имело возможности обеспечить истице исполнение ее должностных обязанностей по должности <...>. На этом основании истица была уведомлена о сокращении ее должности и с ее согласия переведена на должность <...> без проведения конкурса в связи с сокращением должности. Полагает, что истицей ошибочно сделан вывод о заключении с ней нового служебного контракта на неопределенный срок на основании приказа от <...> N -лс, поскольку она не была уволена с государственной гражданской службы, приказ о ее увольнении не издавался, приказ о переводе на другую должность Ф. не оспаривался и подразумевает продолжение существующих правоотношений. При изменении должностных обязанностей, что подтверждается должностными регламентами <...>, требовалось заключение нового служебного контракта, то есть в новой редакции. Считает, что судом был сделан ошибочный вывод о том, что министерство имело возможность продолжить трудовые отношения с Ф. в должности <...> группы должностей категории "<...>" <...>.
В суде апелляционной инстанции представитель ответчика С. доводы апелляционной жалобы поддержал по изложенным в ней основаниям.
Истица Ф., ее представитель Б. возражали против апелляционной жалобы, решение суда полагали законным и обоснованным.
Прокурор Соболева Ю.В. в суде апелляционной инстанции указала на законность и обоснованность решения суда, отсутствие оснований для удовлетворения апелляционной жалобы.
Заслушав явившихся в судебное заседание лиц, заключение прокурора, обсудив доводы апелляционной жалобы, проверив материалы дела, судебная коллегия приходит к следующим выводам.
Правовое положение государственных гражданских служащих регулируется Федеральным законом от 27.07.2004 N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации".
Согласно ст. 73 названного Федерального закона Трудовой кодекс РФ, другие федеральные законы, иные нормативные правовые акты Российской Федерации, а также законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, содержащие нормы трудового права, могут применяться к отношениям, связанным с гражданской службой, в части, не урегулированной Федеральным законом "О государственной гражданской службе Российской Федерации".
В соответствии с абз. 7 ст. 11 Трудового кодекса РФ на государственных гражданских служащих и муниципальных служащих действие трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права, распространяется с особенностями, предусмотренными федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации о государственной гражданской службе и муниципальной службе.
В соответствии с п. 30 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 17.03.2004 N 2 "О применении судами Российской Федерации Трудового кодекса Российской Федерации" при рассмотрении дел о восстановлении в должности гражданских служащих, уволенных в связи с ликвидацией государственного органа или сокращением должностей гражданской службы, следует руководствоваться положениями ст. ст. 31, 33 и 38 Федерального закона от 27.07.2004 N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации".
Федеральный закон "О государственной гражданской службе Российской Федерации" предусматривает в ч. 1 ст. 22, что поступление гражданина на гражданскую службу для замещения должности гражданской службы или замещение гражданским служащим другой должности гражданской службы осуществляется, если иное не установлено данной статьей, по результатам конкурса.
Таким образом, указанный Федеральный закон устанавливает единый для федеральной государственной гражданской службы и государственной гражданской службы субъектов Российской Федерации порядок замещения должностей - по результатам конкурса, а также предусматривает исключения из этого общего правила.
Согласно ч. 2 ст. 22 Закона конкурс не проводится при назначении гражданского служащего на иную должность гражданской службы в случаях, предусмотренных ч. 1, 2 и 3 ст. 31 (в связи с реорганизацией или ликвидацией государственного органа либо сокращением соответствующей должности гражданской службы) данного Федерального закона (п. 4). Кроме того, конкурс может не проводиться по решению представителя нанимателя при назначении на должности гражданской службы, относящиеся к группе младших должностей гражданской службы (ч. 4 ст. 22).
Пунктом 1 ч. 1 ст. 31 указанного Закона установлено, что при сокращении должностей гражданской службы государственно-служебные отношения с гражданским служащим, замещающим сокращаемую должность гражданской службы, продолжаются в случае предоставления гражданскому служащему с учетом уровня его квалификации, профессионального образования и стажа гражданской службы или работы (службы) по специальности возможности замещения иной должности гражданской службы в том же государственном органе либо в другом государственном органе.
Под предложением вакантной должности понимается исходящее от уполномоченного должностного лица кадровой службы государственного органа предложение о назначении на государственную должность государственной службы, в том числе нижестоящую, обязанности по которой государственный служащий может выполнять с учетом его профессии, квалификации и ранее занимаемой должности.
В соответствии с ч. 1 ст. 23 указанного Федерального закона служебный контракт - соглашение между представителем нанимателя и гражданином, поступающим на гражданскую службу, или гражданским служащим о прохождении гражданской службы и замещении должности гражданской службы. Служебным контрактом устанавливаются права и обязанности сторон. Статьей 26 этого Федерального закона установлено, что служебный контракт заключается на основе акта государственного органа о назначении на должность гражданской службы (ч. 1) и вступает в силу со дня его подписания сторонами, если иное не установлено федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации или служебным контрактом (ч. 5).
Установлено и подтверждается материалами дела, что Ф. <...> была принята на работу в министерство здравоохранения и социального развития РК, где состояла на различных должностях. С <...> истица была переведена на должность государственной гражданской службы Республики Карелия <...> группы должностей категории "<...>" <...>. <...> истица была уведомлена о том, что ее должность будет сокращена и контракт с ней будет прекращен на основании п. 6 ч. 1 ст. 33 Федерального закона "О государственной гражданской службе Российской Федерации". <...> приказом от <...> N -лс служебный контракт с истицей был прекращен. Не согласившись с увольнением, Ф. обратилась в суд. Решением Петрозаводского городского суда РК от <...> истица была восстановлена на работе в прежней должности. Согласно приказу от <...> N -лс на основании вышеуказанного решения суда приказ от <...> N -лс о расторжении служебного контракта с Ф. был отменен, она была восстановлена в должности <...> с <...> и с <...> приступила к работе.
<...> истица была уведомлена о сокращении ее должности <...>. <...> истице поступило предложение о замещении вакантной должности <...>, с которым она согласилась и <...> с ней был заключен служебный контракт N по новой должности.
<...> апелляционным определением Верховного Суда РК решение Петрозаводского городского суда РК от <...> было отменено, по делу было вынесено новое решение об отказе в удовлетворении иска о восстановлении на работе, увольнение истицы с должности <...> в связи с сокращением должности государственной гражданской службы по п. 6 ч. 1 ст. 33 Федерального закона "О государственной гражданской службе Российской Федерации" было признано законным.
<...>, выйдя на работу после болезни, истица была ознакомлена с приказом от <...> N -лс, которым были признаны недействительными приказы от <...> N -лс "О восстановлении на работе Ф." и от <...> N -лс "О переводе Ф. <...> истица фактически была уволена с занимаемой должности <...>.
Положениями ч. 1 ст. 31, п. 6 ч. 1 ст. 33 и п. 3 ст. 53 Федерального закона "О государственной гражданской службе Российской Федерации" предполагается не обязанность предложить государственному служащему другую должность, а лишь возможность продолжения государственно-служебных отношений, в связи с чем в случае освобождения государственного гражданского служащего от занимаемой должности в связи с ее сокращением в государственном органе представитель нанимателя вправе, но не обязан предложить ему другую должность гражданской службы в этом государственном органе при наличии вакансий, соответствующих квалификации, образованию и стажу службы (работы) гражданского служащего.
В соответствии с указанными нормами права <...> работодателем истице была предложена иная вакантная должность <...>. Приказом от <...> N -лс на основании п. 4 ч. 2 ст. 22, ч. 1 ст. 31 Федерального закона "О государственной гражданской службе Российской Федерации" служебный контракт от <...> N был с истицей расторгнут, она переведена на должность <...>, <...> с ней заключен служебный контракт N о прохождении государственной службы Республики Карелия и замещении должности государственной гражданской службы Республики Карелия по новой должности <...>. При указанных обстоятельствах с учетом вышеуказанных норм права не может быть принят во внимание довод жалобы о том, что замещение должности <...>, на которую истица была назначена приказом от <...>, должно было осуществляться на конкурсной основе.
Анализируя представленные письменные доказательства, проверяя доводы истицы о незаконности ее увольнения, процедуру увольнения, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что Ф. в связи с сокращением прежней должности по инициативе представителя нанимателя была предложена иная вакантная должность, с которой она согласилась, в связи с чем был издан приказ о расторжении предыдущего служебного контракта и переводе ее на другую должность, заключен новый служебный контракт от <...> на неопределенный срок. Кроме того, суд установил, что в период с <...> по <...> истица была нетрудоспособна.
При таких обстоятельствах, разрешая спор, суд правомерно указал, что приказ от <...> N -лс в части признания недействительным приказа о переводе является незаконным, противоречащим требованиям ст. ст. 28, 33, ч. 3 ст. 37 Федерального закона, и восстановил истицу с <...> в должности <...>, взыскав с ответчика в пользу истицы средний заработок за время вынужденного прогула <...> руб., компенсацию морального вреда <...> руб.
По мнению судебной коллегии, разрешая заявленные требования, суд первой инстанции правильно определил юридически значимые обстоятельства дела, применил закон, подлежащий применению, дал надлежащую правовую оценку собранным и исследованным в судебном заседании доказательствам и постановил решение, отвечающее нормам материального права при соблюдении требований гражданского процессуального законодательства.
Иные доводы апелляционной жалобы повторяют позицию ответчика, выраженную в суде первой инстанции, тщательно исследованную судом и нашедшую верное отражение и правильную оценку в решении суда, не опровергают выводы суда и не содержат правовых оснований для отмены решения.
Руководствуясь ст. ст. 328, 329 Гражданского процессуального кодекса РФ, судебная коллегия

определила:

решение Петрозаводского городского суда от 25 октября 2012 г. по настоящему делу оставить без изменения, апелляционную жалобу ответчика - без удовлетворения.
Председательствующий

Судьи















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DAYWORK.RU | Кадровая служба предприятия" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)