Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ТРИНАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 02.10.2013 ПО ДЕЛУ N А56-17452/2013

Разделы:
Трудовой договор о работе по совместительству; Трудовой договор

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ТРИНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 2 октября 2013 г. по делу N А56-17452/2013


Резолютивная часть постановления объявлена 30 сентября 2013 года
Постановление изготовлено в полном объеме 02 октября 2013 года
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Дмитриевой И.А.
судей Згурской М.Л., Третьяковой Н.О.
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Душечкиной А.И.
при участии:
от истца (заявителя): представителя Вербицкого В.С. по доверенности от 25.07.2013
от ответчика (должника): представителя Сидоровой В.В. по доверенности от 28.11.2012 N 01-09/05-39992
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-17139/2013) ГУ Ленинградское региональное отделение Фонда социального страхования РФ на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 03.07.2013 по делу N А56-17452/2013 (судья Баталова Л.А.), принятое
по иску (заявлению) ООО "ЕЛЕНА"
к Государственному учреждению - Ленинградское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации
о признании недействительными решения и требования

установил:

Общество с ограниченной ответственностью "Елена" (далее Общество, Заявитель) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о признании недействительными решения о непринятии к зачету расходов на выплату страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством от 25.12.2012 N 710 и требования о возмещении расходов на выплату страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, не принятых к зачету от 26.12.2012 N 710, вынесенных Государственным учреждением - Ленинградским региональным отделением Фонда социального страхования РФ (далее Учреждение).
Решением суда от 03.07.2013 заявленные требования удовлетворены в полном объеме.
В апелляционной жалобе Учреждение, считая решение суда первой инстанции незаконным и необоснованным, просит отменить указанное решение и принять по делу новый судебный акт.
В судебном заседании представитель Учреждения поддержал доводы, изложенные в апелляционной жалобе. Представитель Общества возражал против удовлетворения апелляционной жалобы, просил решение суда первой инстанции оставить без изменения.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены в апелляционном порядке.
Как следует из материалов дела, 17.09.2012 Общество обратилось в Учреждение за выделением средств, недостающих на выплату страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством на общую сумму 284 033 рубля 62 копейки. Истцом предъявлены для проверки, в том числе, следующие листки нетрудоспособности по беременности и родам: N 056780677840 от 17,07.2012, выданный Авдеевой Юлии Владимировне, сумма начисленного пособия по которому составляет 135 333 рублей 80 копеек; N 052566316793 от 10.08.2012, выданный Прем Екатерине Константиновне с суммой начисленного пособия в размере 140 000 рублей 00 копеек.
с 17.09.2012 по 30.11.2012 Учреждением была проведена камеральная проверка правильности расходов на выплату страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством страхователя - ООО "ЕЛЕНА".
Проверка проводилась за период с 01.07.2012 по 31.08.2012, в частности по правильности произведенных расходов на выплату страхового обеспечения на выплату пособий по беременности и родам.
По результатам проведенной проверки составлен Акт камеральной проверки правильности расходов на выплату страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством от 30.11.2012 N 21.
По результатам проверки было установлено, что Общество произвело расходы на выплату страхового обеспечения (пособия по беременности и родам) в сумме 275 799 рублей. с нарушением требований законодательных и иных нормативных правовых актов по обязательному социальному страхованию
На основании изложенного Учреждением было принято решение от 25.12.2012 N 710 о непринятии к зачету расходов на выплату страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством.
Не согласившись с указанным решением, Общество обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Суд первой инстанции, оценив представленные доказательства, признал заявление обоснованным и подлежащим удовлетворению.
В соответствии с пунктом 1 статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее АПК РФ) арбитражный суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств.
Апелляционная инстанция, изучив материалы дела, доводы апелляционной жалобы, пришел к выводу о неправомерности вынесенного по делу решения в силу следующего.
Согласно статье 22 Федерального закона от 16.07.1999 N 165-ФЗ "Об основах обязательного социального страхования" (далее - Федеральный закон N 165-ФЗ) основанием для назначения страхового обеспечения застрахованному лицу является наступление документально утвержденного страхового случая.
Частью 1 статьи 13 Федерального закона от 29.12.2006 N 255-ФЗ "Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством (далее - Федеральный закон 1255-ФЗ) предусмотрено, что назначение и выплата пособий по беременности и родам осуществляется страхователем по месту работы (службы, иной деятельности) застрахованного лица.
Согласно статье 4 Федерального закона от 19.05.1995 N 81-ФЗ "О государственных пособиях гражданам, имеющим детей" (далее - Федеральный закон N 81-ФЗ) выплата государственных пособий гражданам, имеющим детей, производится за счет средств Фонда социального страхования Российской Федерации, в том числе и пособия по беременности и родам.
Абзац 3 статьи 1 Федерального закона N 165-ФЗ устанавливает, что обязательное социальное страхование представляет собой систему издаваемых государством правовых, экономических и организационных мер, направленных на компенсацию или минимизацию последствий изменения материального и (или) социального положения работающих граждан, а в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, иных категорий граждан вследствие достижения пенсионного возраста, наступления инвалидности, потери кормильца, заболевания, травмы, несчастного случая на производстве или профессионального заболевания, беременности и родов, рождения ребенка (детей), ухода за ребенком в возрасте до полутора лет и других событий, установленных законодательством Российской Федерации об обязательном социальном страховании.
Из существа указанных норм следует, что возмещение средств из Фонда социального страхования Российской Федерации является восстановительной мерой, направленной на компенсацию реальных затрат страхователя, а создание страхователем искусственной ситуации для "учения средств Фонда социального страхования Российской Федерации является основанием для отказа в удовлетворении требования возмещении таких расходов.
В этой связи, учитывая, что возмещаемые затраты, в частности на выплату пособия по беременности и родам, имеют компенсационный характер, поэтому при проверке их обоснованности необходимо устанавливать соответствие таких затрат целям обязательного социального страхования.
В соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 11 Федерального закона N 1-ФЗ и пунктом 18 Положения о Фонде социального страхования Российской Федерации, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 12.02.1994 N 101, страховщик (Ответчик) имеет право не принимать к зачету расходы по государственному социальному страхованию, произведенные с нарушением законодательства Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, Авдеева Ю.В., находясь в отпуске по уходу за пятым ребенком, переведена в ООО "ЕЛЕНА" (Истец) из ООО "Сотка Луга" (трудовой договор б/н от 11.01.2012) на должность заместителя директора с окладом 11 000 рублей. Согласно дополнительным соглашениям N 1 от 11.01.2012 Авдеева Ю.В. по совместительству исполняла обязанности юрисконсульта с окладом 10 000 рублей и администратора 9 000 рублей. Согласно указанным сведениям заработная плата Авдеевой Ю.В. в сумме ежемесячно составляла 30 000 рублей, при условии совмещения трех должностей.
Согласно пояснениям Фонда заявитель 19.06.2012 обращался в Отделение за выделением средств по листкам нетрудоспособности по беременности и родам, выданным Макаровой И.М. и Григорьевой Н.В., и представлял штатное расписание, в котором отсутствовала должность администратора, а также должность юрисконсульта предусмотрена 0,5 ед. с окладом 5 000 рублей. В представленном штатном расписании вместе с листком по беременности и Авдеевой Ю.В. должности администратора и юрисконсульта имеются. Оба штатных расписания были утверждены директором ООО "ЕЛЕНА" Хохловой И.Я. без указания даты. Кроме того, штатным расписанием от 19.07.2012 и от 17.09.2012 должность заместителя директора не предусмотрена.
В табеле учета рабочего времени за июль 2012 года в качестве юрисконсульта на 0,5 оклада проставлены рабочие дни Недопас С.В., а должности заместителя директора по строительству (единственная должность заместителя, предусмотренная штатным расписанием в ООО "ЕЛЕНА"), рабочие дни за весь июль 2012 года проставлены у Васильева С.А.
Учитывая отсутствие должности администратора, наличие должности юрисконсульта со ставкой 0,5 ед. с окладом 5 000 руб. (а неполной ставкой), отсутствие в штатном расписании от 19.07.2012 и от 17.09.2012 должности заместителя директора, апелляционный суд отмечает, что данные обстоятельства свидетельствует об отсутствии объективной необходимости в наличии такого работника и экономического обоснования включения в штатное расписание таких должностей как администратор и заместитель директора. Письменных доказательств фактического исполнения Авдеевой Ю.В. своих трудовых обязанностей в должностях заместителя директора, юрисконсульта и администратора не представлено.
Изложенное свидетельствует о том, что заявителем создана искусственная ситуация по трудоустройству Авдеевой с целью злоупотребления правом на возмещение пособия по беременности и родам за счет средств Фонда социального страхования Российской Федерации.
На основании изложенного апелляционный суд пришел к выводу о том, что действия заявителя являются недобросовестными и направлены на получение необоснованной выгоды, выраженные в искусственном создании условий для незаконного возмещения из бюджета фонда социального страхования произведенных им платежей в виде пособий по беременности и родам Авдеевой Ю.В., являющейся супругой учредителя общества.
Как следует из материалов дела Прем Е.К. принята на работу в ООО "ЕЛЕНА" по трудовому договору б/н с 03.07.2012. Она принята на работу за 1,6 месяца до возникновения права на отпуск по беременности и родам, то есть непосредственно перед наступлением страхового случая.
Прем Е.К. принята на работу в ООО "ЕЛЕНА" на должность бухгалтера с окладом 11 000 рублей, кроме того, предъявлены 2 дополнительных соглашения к трудовому договору от 03.07.2012 о совмещении работником должностей инспектора по кадрам с окладом 9 000 рублей и кассира с окладом 10 000 рублей. Согласно указанным сведениям заработная плата Прем Е.К. в сумме ежемесячно составляла 30 000 рублей, при условии совмещения трех должностей.
При этом Прем Е.К. на момент трудоустройства согласно трудовой книжки работала в должности менеджера в организациях Санкт-Петербурга (на титульном листе трудовой книжки отсутствует образование, профессия Прем Е.К.).
Занимаемая Прем Е.К. должность бухгалтера в ООО "Елена" не соответствует ее образованию и уровню ее квалификации. Согласно диплому "Санкт-Петербургского государственного университета культуры и искусства" N ВСА 1111594 от 21.06.2011 ей присуждена квалификация "Менеджер социально-культурной деятельности". Также работодателем не доказано наличие у данного работника соответствующего профессионального опыта работы, знаний и навыков для выполнения вмененных ей трудовых обязанностей по трем должностям: бухгалтера, кассира, инспектора по кадрам. Место жительства последней значительно удалено от местонахождения общества.
Функции, выполняемые бухгалтером, кассиром и инспекторам по кадрам различны, не замещают и не дополняют друг друга. Письменных доказательств фактического исполнения трудовых обязанностей по всем трем должностям одновременно не представлено.
Расчет пособия Прем Е.К. по нетрудоспособности в связи с беременностью и родами произведен обществом в сумме 140 000 руб. исходя из максимального среднедневного заработка 1 000 руб. и среднего заработка 30 000 руб.
Вместе с тем, по мнению суда апелляционной инстанции, размер страхового обеспечения необоснованно завышен обществом, соответственно, завышена и сумма, за возмещением которой общество обращалось в Фонд социального страхования.
При этом апелляционная коллегия исходит из следующего.
На основании части 1 статьи 14 Федерального закона от 29.12.2006 N 255-ФЗ (в редакции Федерального закона от 24.07.2009 N 213-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования", действовавшей до 01.01.2011) пособия по временной нетрудоспособности, по беременности и родам исчислялись исходя из среднего заработка застрахованного лица, рассчитанного за последние 12 календарных месяцев, предшествующих месяцу наступления временной нетрудоспособности, отпуска по беременности и родам.
Согласно части 3 статьи 14 названного Закона средний дневной заработок для исчисления пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, ежемесячного пособия по уходу за ребенком определялся путем деления суммы начисленного заработка за период, указанный в части 1 настоящей статьи, на число календарных дней, приходящихся на период, за который учитывается заработная плата.
Размер дневного пособия по временной нетрудоспособности, по беременности и родам исчислялся путем умножения среднего дневного заработка застрахованного лица на размер пособия, установленного в процентном выражении к среднему заработку в соответствии со статьями 7 и 11 Федерального закона от 29.12.2006 N 255-ФЗ; размер пособия по временной нетрудоспособности, по беременности и родам определялся путем умножения размера дневного пособия на число календарных дней, приходящихся на период временной нетрудоспособности, отпуска по беременности и родам (части 4 и 5 статьи 14 Закона N 255-ФЗ).
При этом в заработок, исходя из которого исчислялись пособия по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, ежемесячное пособие по уходу за ребенком включались, согласно части 2 статьи 14 Закона N 255-ФЗ, все виды выплат и иных вознаграждений в пользу работника, которые включаются в базу для начисления страховых взносов в Фонд социального страхования Российской Федерации в соответствии с Федеральным законом "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования".
Одновременно частью 3.1 Закона N 255-ФЗ для среднего дневного заработка, из которого исчислялись пособия по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, устанавливалось ограничение, согласно которому он не мог превышать средний дневной заработок, определяемый путем деления предельной величины базы для начисления страховых взносов в Фонд социального страхования Российской Федерации, установленной Федеральным законом "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования" на день наступления страхового случая, на 365. В случае, если назначение и выплата застрахованному лицу указанных пособий осуществлялись несколькими страхователями в соответствии с частью 2 статьи 13 Федерального закона от 29.12.2006 N 255-ФЗ, средний дневной заработок, из которого исчислялись пособия, не мог превышать средний дневной заработок, определяемый исходя из указанной предельной величины, при исчислении данных пособий каждым из этих страхователей.
С 01.01.2011 статья 14 Федерального закона от 29.12.2006 N 255-ФЗ действует в редакции Федерального закона от 08.12.2010 N 343-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством" (далее - Федеральный закон от 08.12.2010 N 343-ФЗ, Закон N 343-ФЗ).
Частью 1 статьи 14 Закона в названной редакции установлено, что пособия по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, ежемесячное пособие по уходу за ребенком исчисляются исходя из среднего заработка застрахованного лица, рассчитанного за два календарных года, предшествующих году наступления временной нетрудоспособности, отпуска по беременности и родам, в том числе за время работы (службы, иной деятельности) у другого страхователя (других страхователей). Средний заработок за время работы (службы, иной деятельности) у другого страхователя (других страхователей) не учитывается в случаях, если в соответствии с частью 2 статьи 13 настоящего Федерального закона пособия по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, ежемесячное пособие по уходу за ребенком назначаются и выплачиваются застрахованному лицу по всем местам работы (службы, иной деятельности) исходя из среднего заработка за время работы (службы, иной деятельности) у страхователя, назначающего и выплачивающего пособия.
В случае, если застрахованное лицо в периоды, указанные в части 1 названной статьи, не имело заработка, а также в случае, если средний заработок, рассчитанный за эти периоды, в расчете за полный календарный месяц ниже минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом на день наступления страхового случая, средний заработок, исходя из которого исчисляются пособия по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, ежемесячное пособие по уходу за ребенком, принимается равным минимальному размеру оплаты труда, установленному федеральным законом на день наступления страхового случая. Если застрахованное лицо на момент наступления страхового случая работает на условиях неполного рабочего времени (неполной рабочей недели, неполного рабочего дня), средний заработок, исходя из которого исчисляются пособия в указанных случаях, определяется пропорционально продолжительности рабочего времени застрахованного лица (часть 1.1 статьи 14 Закона N 255-ФЗ).
В силу положений частей 3, 4, 5 Закона N 255-ФЗ средний дневной заработок для исчисления пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, ежемесячного пособия по уходу за ребенком определяется путем деления суммы начисленного заработка за период, указанный в части 1 названной статьи, на 730; размер дневного пособия по временной нетрудоспособности, по беременности и родам исчисляется путем умножения среднего дневного заработка застрахованного лица на размер пособия, установленного в процентном выражении к среднему заработку в соответствии со статьями 7 и 11 названного Федерального закона; размер пособия по временной нетрудоспособности, по беременности и родам определяется путем умножения размера дневного пособия на число календарных дней, приходящихся на период временной нетрудоспособности, отпуска по беременности и родам.
На основании части 3.1 статьи 14 Закона N 255-ФЗ средний заработок, исходя из которого исчисляются пособия по временной нетрудоспособности, по беременности и родам и ежемесячное пособие по уходу за ребенком, учитывается за каждый календарный год в сумме, не превышающей установленную в соответствии с Федеральным законом "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования" на соответствующий календарный год предельную величину базы для начисления страховых взносов в Фонд социального страхования Российской Федерации. В случае, если назначение и выплата застрахованному лицу пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам осуществляются несколькими страхователями в соответствии с частью 2 статьи 13 настоящего Федерального закона, средний заработок, исходя из которого исчисляются указанные пособия, учитывается за каждый календарный год в сумме, не превышающей указанную предельную величину, при исчислении данных пособий каждым из этих страхователей.
При этом во всех случаях исчисленное ежемесячное пособие по уходу за ребенком не может быть меньше минимального размера ежемесячного пособия по уходу за ребенком, установленного Федеральным законом "О государственных пособиях гражданам, имеющим детей".
Пунктом 2 части 1 статьи 8 Федерального закона от 25.11.2008 N 216-ФЗ "О бюджете Фонда социального страхования Российской Федерации на 2009 год и на плановый период 2010 и 2011 годов" установлен максимальный размер пособия по беременности и родам за полный календарный месяц на 2009 год в сумме 25 390 рублей.
Статьей 2 Федерального закона от 08.12.2010 N 343-ФЗ установлено, что пособие по беременности и родам, ежемесячное пособие по уходу за ребенком по страховым случаям, наступившим в период с 1 января 2011 года по 31 декабря 2012 года (включительно), по заявлению застрахованного лица могут быть назначены, исчислены и выплачены по нормам Федерального закона от 29.12.2006 N 255-ФЗ "Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством" (в редакции, действовавшей до дня вступления в силу Федерального закона от 08.12.2010 N 343-ФЗ), в том числе с применением при определении среднего заработка, исходя из которого исчисляются указанные пособия, предельной величины базы для начисления страховых взносов в Фонд социального страхования Российской Федерации, установленной Федеральным законом от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования" в 2010 году.
Из частей 1 и 2 статьи 11 Федерального закона N 255-ФЗ следует, что размер пособия по беременности и родам для застрахованной женщины, имеющей страховой стаж шесть месяцев и более, равняется 100 процентам ее среднего заработка.
Таким образом, право на получение пособия по беременности и родам возникает у застрахованного лица, работающего по трудовому договору, в том числе по совместительству или на условиях неполного рабочего времени, имеющего необходимый страховой стаж, в случае наступления страхового случая (материнства) и при наличии листка нетрудоспособности, и осуществляется за счет средств обязательного социального страхования из бюджета Фонда социального страхования Российской Федерации в размере 100 процентов среднего заработка работника (с условием ограничения размера среднего дневного заработка, установленного законодательством).
При этом для страховых случаев, наступивших в период с 01.01.2011 по 31.12.2011, порядок расчета пособия, действовавший до 01.01.2011 или действующий после 01.01.2011 определяется в зависимости от выбора застрахованного лица, выраженного в соответствующем заявлении.
Вместе с тем, независимо от того, какой именно порядок расчета пособия (действовавший до 01.01.2011 или после 01.01.2011) применяется в каждом конкретном случае, размер пособия, исчисляемый от среднего заработка застрахованного лица, зависит от фактической продолжительности рабочего времени застрахованного лица, исходя из которой определяется его средний заработок.
В частности, из пункта 8 Положения об особенностях порядка исчисления пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, ежемесячного пособия по уходу за ребенком гражданам, подлежащим обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством (далее - Положение), утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 15.06.2011 N 375 (в редакции, соответствующей редакции статьи 14 Федерального закона от 29.12.2006 N 255-ФЗ, действовавшей до 01.01.2011) следует, что при определении среднего заработка застрахованного лица для исчисления пособия из расчетного периода исключаются ряд периодов, а также начисленные за эти периоды суммы, в частности, период временной нетрудоспособности, отпуска по беременности и родам, отпуска по уходу за ребенком.
В этом случае средний дневной заработок, согласно пункту 15 Положения, определяется путем деления суммы заработка, начисленного за расчетный период, на число календарных дней, приходящихся на этот период, за исключением календарных дней, приходящихся на периоды, указанные в пункте 8 Положения.
Как установлено материалами дела, Прем Е.К. трудовую деятельность в обществе осуществляла на условиях совместительства.
Согласно статье 282 Трудового кодекса Российской Федерации совместительство - это выполнение работником другой регулярно оплачиваемой работы на условиях трудового договора в свободное от основной работы время.
Статьей 284 Трудового кодекса Российской Федерации установлено, что продолжительность рабочего времени при работе по совместительству не должна превышать четырех часов в день. В дни, когда по основному месту работы работник свободен от исполнения трудовых обязанностей, он может работать по совместительству полный рабочий день (смену). В течение одного месяца (другого учетного периода) продолжительность рабочего времени при работе по совместительству не должна превышать половины месячной нормы рабочего времени (нормы рабочего времени за другой учетный период), установленной для соответствующей категории работников.
Ограничение продолжительности рабочего времени при работе по совместительству, установленные частью первой настоящей статьи, не применяются в случаях, когда по основному месту работы работник приостановил работу в соответствии с частью второй статьи 142 настоящего Кодекса или отстранен от работы в соответствии с частями второй или четвертой статьи 73 настоящего Кодекса.
В соответствии со статьей 285 Трудового кодекса Российской Федерации оплата труда лиц, работающих по совместительству, производится пропорционально отработанному времени, в зависимости от выработки, либо на других условиях, определенных в трудовом договоре.
Из изложенных правовых норм следует, что совместитель, если он не приостановил работу по основному месту работу, при работе по совместительству фактически работает на условиях неполного рабочего времени.
В материалах рассматриваемого дела имеются документы, свидетельствующие о том, основным местом работы Прем Е.К. являлось общество. Из расчета пособия по временной нетрудоспособности, представленного обществом для получения средств на возмещение расходов, произведенных в связи с выплатой страхового обеспечения Прем Е.К., следует, что расчет среднего заработка для начисления пособия по беременности и родам произведен обществом за 336 рабочих дней 2012 года (л.д. 103).
Документов по учету рабочего времени данного работника в обществе, подтверждающих, что она работала в течение рабочего дня восемь часов и в течение месяца сорок часов, в материалы дела не представлено, так такой учет рабочего времени в нем не велся.
Вместе с тем, представленный обществом фонду расчет пособия по временной нетрудоспособности в связи с беременностью и родами выполнен исходя из того условия, что Прем Е.К. была занята на работе в обществе полный рабочий день.
Следовательно, ею не приостанавливалась работа по основному месту работы в обществе, вследствие чего работа по совместительству в обществе не могла превышать четырех часов в день и половины месячной нормы рабочего времени в течение одного месяца, а расчет пособия по беременности и родам, должен производиться из размера заработной платы бухгалтера, соответствующего 0,5 ставки.
При этом апелляционный суд также отмечает следующее.
Согласно статье 4 Федерального закона N 165-ФЗ к основным принципам осуществления обязательного социального страхования относятся, в том числе: устойчивость финансовой системы обязательного социального страхования, обеспечиваемая на основе эквивалентности страхового обеспечения средствам обязательного социального страхования; обязательность уплаты страхователями страховых взносов.
При этом страховые взносы являются основным источником формирование бюджетов фондов конкретных видов обязательного социального страхования.
В соответствии со статьей 6 указанного Закона организации любой организационно-правовой формы, а также граждане, обязанные в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования уплачивать страховые взносы, являются страхователями по обязательному социальному страхованию.
В силу подпункта 3 пункта 1 статьи 11 данного Закона страховщик имеет право не принимать к зачету расходы на обязательное социальное страхование в том случае, если данные расходы произведены страхователем с нарушением законодательства Российской Федерации.
Анализ указанных норм свидетельствует о наличии причинно-следственной связи между уплатой взносов в Фонд социального страхования Российской Федерации на основании реальных трудовых отношений с целью формирования финансовой основы для осуществления последующих выплат и возникновением у Фонда социального страхования Российской Федерации обязанности компенсировать произведенные добросовестным страхователем расходы, связанные с выплатой пособий. При этом недопустима существенная диспропорция между платежами, которые вносятся работодателем в Фонд социального страхования Российской Федерации и из которых формируются его средства, и страховым обеспечением, выплачиваемым из этих средств. Иное приведет к нарушению конституционных принципов справедливости, юридического равенства и сбалансированности прав и обязанностей.
Между тем, исходя из исчисленной заработной платы, исчисленные страховые взносы в Фонд социального страхования Российской Федерации явно не соразмерны сумме предъявленного к возмещению пособия по беременности и родам.
Апелляционный суд считает, что несоответствие обстоятельств, послуживших основанием для обращения Организации с заявлением о выделении средств на осуществление расходов по обязательному социальному страхованию, целям обязательного социального страхования, указывает на создание искусственной ситуации для получения средств из Фонда.
С учетом изложенных обстоятельств, проанализировав материалы дела, апелляционный суд пришел к выводу о создание Обществом искусственной, экономически необоснованной ситуации с целью получения возмещения (выделения) пособий по беременности и родам в максимальном размере, что является основанием для отказа в удовлетворении требования о возмещении таких расходов.
При таких обстоятельствах у суда первой инстанции отсутствовали правовые основания для удовлетворения заявления Общества, в связи с чем решение суда подлежит отмене, а апелляционная жалоба - удовлетворению.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 2 статьи 269, статьями 270, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд

постановил:

Решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 03.07.2013 по делу N А56-17452/2013 отменить.
В удовлетворении заявления отказать.

Председательствующий
И.А.ДМИТРИЕВА

Судьи
М.Л.ЗГУРСКАЯ
Н.О.ТРЕТЬЯКОВА















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DAYWORK.RU | Кадровая служба предприятия" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)