Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ВТОРОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 23.09.2009 ПО ДЕЛУ N 1А29-2557/2009

Разделы:
Трудовой договор о работе в районах Крайнего Севера и местностях, приравненных к ним; Трудовой договор

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ВТОРОЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 23 сентября 2009 г. по делу N 1А29-2557/2009


Резолютивная часть постановления объявлена 16 сентября 2009 года.
Полный текст постановления изготовлен 23 сентября 2009 года.
Второй арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Черных Л.И.,
судей Лобановой Л.Н., Хоровой Т.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Калининым А.Ю.,
при участии в судебном заседании:
представителя заинтересованного лица: Остапчук О.А. по доверенности от 29.12.2008,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Российского объединения инкассации (РОСИНКАС) Центрального банка Российской Федерации (Банка России)
на решение Арбитражного суда Республики Коми от 13.07.2009 по делу N А29-2557/2009, принятое судом в составе судьи Князевой А.А.,
по заявлению Российского объединения инкассации (РОСИНКАС) Центрального банка Российской Федерации (Банка России)
к Государственному учреждению - Региональному отделению Фонда социального страхования Российской Федерации по Республике Коми
о признании недействительными решений от 16.03.2009 N 9 и N 11,

установил:

Российское объединение инкассации (РОСИНКАС) Центрального банка Российской Федерации (Банка России) обратилось в Арбитражный суд Республики Коми с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, о признании недействительными решений Государственного учреждения - Регионального отделения Фонда социального страхования по Республике Коми:
- - от 16.03.2009 N 9 в части доначисления страховых взносов в сумме 753 рублей, начисления пеней в сумме 60 рублей 71 копейки и штрафа в сумме 150 рублей 66 копеек;
- - от 16.03.2009 N 11 в части непринятия к зачету расходов по оплате пособий в сумме 1 692 рублей.
Решением Арбитражного суда Республики Коми от 13.07.2009 отказано в удовлетворении заявленных требований.
Заявитель с принятым решением суда не согласился и обратился во Второй арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований.
Заявитель считает, что судом неправильно применены нормы материального права; выводы суда не соответствуют имеющимся в деле документам. По его мнению, утвержденный Постановлением Государственного комитета Совета Министров СССР по вопросам труда и заработной платы и Секретариата ВЦСПС от 06.08.1971 N 316/22 "О районных коэффициентах к заработной плате рабочих и служащих, занятых на работах по освоению и обустройству нефтяных и газовых месторождений в северных районах Коми АССР" повышенный районный коэффициент в размере 1,5, применяемый для работников предприятий, учреждений и организаций непроизводственных отраслей, подлежит применению для работников заявителя, поскольку в тексте постановления районные коэффициенты не ограничиваются отдельной отраслью, а связаны с территорией и любыми производимыми на ней работами; работы заявителя по обеспечению наличного денежного обращения нефтяных и газовых месторождений относятся к работам по их обустройству; тот факт, что расходы, связанные с применением коэффициентов, утвержденных постановлением, осуществляются в пределах фонда заработной платы, подтверждает необходимость их применения и для социальных выплат.
Заявитель ссылается на нарушение судом норм процессуального права, поскольку гражданско-правовой договор может быть признан трудовым по решению суда общей юрисдикции; суд принял решение о правах и обязанностях лиц, не привлеченных к участию в деле. Заявитель полагает, что представленные в дело документы, в том числе договоры подряда, заключенные с физическими лицами, не свидетельствуют о наличии трудовых отношений между сторонами.
Подробно доводы заявителя изложены в апелляционной жалобе.
Фонд социального страхования письменно сообщил, что решение суда считает законным и обоснованным. Представитель Фонда в судебном заседании поддержал позицию и доводы Фонда социального страхования по делу.
РОСИНКАС надлежащим образом извещено о месте и времени слушания дела, представителей в суд апелляционной инстанции не направило.
Законность решения Арбитражного суда Республики Коми проверена Вторым арбитражным апелляционным судом в порядке, установленном статьями 258, 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, Фонд социального страхования провел документальную выездную проверку страхователя РОСИНКАС по вопросам начисления, уплаты страховых взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний и расходования этих средств; правильности расходования средств на цели обязательного социального страхования, произведенных страхователем - плательщиком единого социального налога, в счет начисленного единого социального налога, подлежащего зачислению в Фонд, за период с 01.01.2006 по 31.12.2008.
Результаты проверки отражены в актах от 18.02.2009 N 10 н/с и N 10 с/с.
В ходе проведения проверки Фонд социального страхования установил, что РОСИНКАС в 2006-2008 годах не начисляло страховые взносы на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний на выплаты по договорам подряда, имеющим признаки трудовых договоров, что привело к неуплате 753 рублей 31 копейки страховых взносов.
Также в ходе проведения проверки Фонд социального страхования установил, что РОСИНКАС в марте 2007 года и в марте 2008 года при выплате пособий при рождении ребенка и по временной нетрудоспособности применило районный коэффициент 1,5, тогда как, по мнению Фонда, следовало применять районный коэффициент 1,3.
По результатам рассмотрения материалов проверки Фондом социального страхования приняты решения:
- - от 16.03.2009 N 9 о привлечении страхователя к ответственности, предусмотренной пунктом 1 статьи 19 Федерального закона от 24.07.1998 N 125-ФЗ "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний" в виде штрафа в сумме 150 рублей 66 копеек, доначислении страховых взносов в сумме 753 рублей 31 копейки и пеней в сумме 60 рублей 71 копейки;
- - от 16.03.2009 N 11 о непринятии к зачету расходов, произведенных страхователем на цели обязательного социального страхования, в том числе в сумме 1 692 рублей.
Не согласившись с решениями Фонда социального страхования в указанной части, РОСИНКАС обжаловало их в арбитражный суд.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, Арбитражный суд Республики Коми руководствовался статьями 15, 56, 57, 316, 432 Трудового кодекса Российской Федерации, подпунктом 3 пункта 1 статьи 11, статьей 19 Федерального закона от 16.07.1999 N 165-ФЗ "Об основах обязательного социального страхования", статьей 12 Федерального закона от 21.07.2007 N 183-ФЗ "О бюджете Фонда социального страхования Российской Федерации на 2008 год и плановый период 2009 и 2010 годов", статьями 4, 5, 12 Федерального закона от 19.05.1995 N 81-ФЗ "О государственных пособиях гражданам, имеющих детей", статьей 10 Закона Российской Федерации от 19.02.1993 N 4520-1 "О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях", статьей 1, пунктом 1 статьи 5 Федерального закона от 24.07.1998 N 125-ФЗ "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве", пунктом 55 постановления Совета Министров РСФСР от 20.03.1991 N 162 "О реформе розничных цен и социальной защите населения РСФСР" (в редакции постановления Правительства Российской Федерации от 04.09.1995 N 884), постановлением Госкомтруда СССР и Президиума ВЦСПС от 04.09.1964 N 380/П-18 и пришел к выводу о том, что при исчислении размера пособий следует применять районный коэффициент 1,3, поэтому применение страхователем районного коэффициента 1,5 является неправомерным; фактически по спорным договорам между РОСИНКАС и физическими лицами имели место трудовые отношения, поэтому при исчислении страховых взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний страхователь неправомерно занизил облагаемую базу.
Рассмотрев апелляционную жалобу, суд апелляционной инстанции не нашел оснований для ее удовлетворения.
1. В соответствии со статьей 19 Федерального закона от 16.07.1999 N 165-ФЗ "Об основах обязательного социального страхования" (далее - Федеральный закон N 165-ФЗ) денежные средства бюджетов обязательного социального страхования расходуются на цели, устанавливаемые федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования и о бюджетах обязательного социального страхования на очередной финансовый год. Нецелевое расходование денежных средств бюджетов обязательного социального страхования не допускается.
На основании подпункта 3 пункта 1 статьи 11 Федерального закона N 165-ФЗ страховщик имеет право не принимать к зачету расходы на обязательное социальное страхование, если данные расходы произведены страхователем с нарушением законодательства Российской Федерации.
Как видно из материалов дела, спорные нарушения установлены проверкой за март 2007 года (при выплате единовременного пособия при рождении ребенка) и март 2008 года (при выплате пособия по временной нетрудоспособности).
Согласно статье 12 Федерального закона от 19.05.1995 N 81-ФЗ "О государственных пособиях гражданам, имеющим детей" (далее - Федеральный закон N 81-ФЗ) единовременное пособие при рождении ребенка в 2007 году выплачивается в размере 8 000 рублей.
На основании статьи 5 Федерального закона N 81-ФЗ размеры государственных пособий гражданам, имеющим детей, в районах и местностях, где установлены районные коэффициенты к заработной плате, определяются с применением этих коэффициентов.
В силу статьи 4 Федерального закона 81-ФЗ выплата государственных пособий гражданам, имеющим детей, производится за счет Фонда социального страхования в виде соответствующего пособия.
Статьей 12 Федерального закона от 21.07.2007 N 183-ФЗ "О бюджете Фонда социального страхования Российской Федерации на 2008 год и плановый период 2009 и 2010 годов" установлено, что максимальный размер пособия по временной нетрудоспособности (за исключением пособия по временной нетрудоспособности в связи с несчастным случаем на производстве или профессиональным заболеванием) за полный календарный месяц не может превышать 17 250 рублей. В районах и местностях, в которых в установленном порядке применяются районные коэффициенты к заработной плате, максимальный размер пособия по временной нетрудоспособности определяется с учетом этих районных коэффициентов.
Согласно статье 3 Федерального закона от 29.12.2006 N 255-ФЗ "Об обеспечении пособиями по временной нетрудоспособности, по беременности и родам граждан, подлежащих обязательному социальному страхованию" финансирование выплаты пособий по временности нетрудоспособности осуществляется в том числе за счет средств Фонда социального страхования.
На основании статьи 4 Закона Российской Федерации от 19.02.1993 N 4520-1 "О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях" (далее - Закона N 4520-1) гарантии и компенсации, установленные настоящим Законом и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, являются расходными обязательствами Российской Федерации в части, касающейся граждан, работающих в организациях, финансируемых из федерального бюджета, лиц, обучающихся в высших учебных заведениях, учреждениях начального и среднего профессионального образования, финансируемых из федерального бюджета, военнослужащих, уволенных по возрасту или в связи с сокращением Вооруженных Сил Российской Федерации, в части граждан, получающих пособия по временной нетрудоспособности, по беременности и родам за счет средств Фонда социального страхования Российской Федерации, в части неработающих граждан, получающих трудовую пенсию или пенсию по государственному пенсионному обеспечению за счет средств Пенсионного фонда Российской Федерации и федерального бюджета.
Гарантии и компенсации, установленные для граждан, работающих в организациях, финансируемых из бюджетов субъектов Российской Федерации, являются расходными обязательствами субъектов Российской Федерации.
Гарантии и компенсации, установленные для лиц, работающих в организациях, финансируемых за счет местных бюджетов, являются расходными обязательствами муниципальных образования.
Гарантии и компенсации, установленные для граждан, работающих в организациях, не относящихся к бюджетной сфере, осуществляются за счет средств работодателя.
Статьей 10 Закона N 4520-1 предусмотрено, что размер районного коэффициента и порядок его применения для расчета заработной платы работников организаций, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, а также базовой части трудовой пенсии, пенсий по государственному пенсионному обеспечению, пособий, стипендий и компенсаций лицам, проживающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, устанавливаются Правительством Российской Федерации.
В соответствии со статьей 316 Трудового кодекса Российской Федерации размер районного коэффициента к заработной плате и порядок его применения устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Районный коэффициент к заработной плате федеральным законодательством не установлен.
В статье 423 Трудового кодекса Российской Федерации предусмотрено, что впредь до приведения законов и иных нормативных правовых актов, действующих на территории Российской Федерации, в соответствии с настоящим Кодексом, продолжают действовать законы и иные правовые акты бывшего Союза ССР, постольку, поскольку они не противоречат настоящему Кодексу.
В соответствии с пунктом 55 Постановления Совета Министров РСФСР от 20.03.1991 N 162 "О реформе розничных цен и социальной защите населения РСФСР" (в редакции Постановления Правительства Российской Федерации от 04.09.1995 N 884) в районах и местностях, где применяются коэффициенты к заработной плате за проживание в тяжелых природно-климатических условиях, пенсии и пособия выплачиваются с учетом коэффициентов, применяемых для работников непроизводственных отраслей.
Районные коэффициенты к заработной плате работников непроизводственных отраслей, расположенных в Республике Коми, установлены постановлением Госкомтруда СССР и Президиума ВЦСПС от 04.09.1964 N 380/П-18. В городе Усинске (до 1975 года поселок Усинск входил в состав Печорского района Коми АССР - Указ Президиума Верховного Совета РСФСР от 21.02.1975), где находится организация заявителя и работают работники, он равен 1,3.
Ссылка заявителя на постановление Государственного комитета Совета Министров СССР по вопросам труда и заработной платы и Секретариата ВЦСПС от 06.08.1971 N 316/22 "О районных коэффициентах к заработной плате рабочих и служащих, занятых на работах по освоению и обустройству нефтяных и газовых месторождений в северных районах Коми АССР" подлежит отклонению исходя из следующего.
Согласно указанному Постановлению утверждены, в виде исключения, к заработной плате всех рабочих и служащих, занятых на работах по освоению и обустройству нефтяных и газовых месторождений в северных районах Коми АССР (включая работников обслуживающих предприятий, организаций и учреждений), повышенные районные коэффициенты, в частности, в местностях, расположенных севернее 65 градусов северной широты (за исключением городов Печоры, Инты и Воркуты), для работников предприятий и организацией производственных отраслей народного хозяйства - коэффициент 1,60, а для работников предприятий, учреждений и организацией непроизводственных отраслей - 1,50. Расходы, связанные с применение коэффициентов, установленных настоящим Постановлением, осуществляются в пределах фонда заработной платы, утвержденного соответствующим министерствам, ведомствам СССР и Совету Министров Коми АССР.
Таким образом, данным Постановлением в виде исключения повышенные районные коэффициенты утверждены для работников, занятых на работах по освоению и обустройству нефтяных и газовых месторождений в северных районах Коми АССР, включая работников непроизводственных отраслей, непосредственно обслуживающих работы по освоению и обустройству нефтяных и газовых месторождений в северных районах Коми АССР, расходы на которые осуществляются в пределах фонда заработной платы, то есть за счет средств предприятий, учреждений и организаций.
Как видно из материалов дела, в частности, из Устава РОСИНКАС и Положения о Коми республиканском управлении инкассации - филиале РОСИНКАС, заявитель не является организацией, непосредственно обслуживающей работы по освоению и обустройству нефтяных и газовых месторождений. Расходы на выплату спорных пособий с применением повышенного коэффициента отнесены заявителем к зачету средств, подлежащих зачислению в Фонд социального страхования.
При таких обстоятельствах Арбитражный суд Республики Коми пришел к правильному выводу о том, что применение повышенного коэффициента 1,5 при выплате единовременного пособия при рождении ребенка и пособия по временной нетрудоспособности за счет средств Фонда социального страхования является неправомерным и правильно отказал РОСИНКАС в удовлетворении заявленных требований о признании недействительным решения Фонда социального страхования от 16.03.2009 N 11 в оспариваемой части.
2. В соответствии со статьей 1 Федерального закона от 24.07.1998 N 125-ФЗ "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний" (далее - Федеральный закон N 125-ФЗ) обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний является видом социального страхования и предусматривает: обеспечение социальной защиты застрахованных и экономической заинтересованности субъектов страхования в снижении профессионального риска; возмещение вреда, причиненного жизни и здоровью застрахованного при исполнении им обязанностей по трудовому договору (контракту) и в иных установленных настоящим Федеральным законом случаях, путем предоставления застрахованному в полном объеме всех необходимых видов обеспечения по страхованию, в том числе оплату расходов на медицинскую, социальную и профессиональную реабилитацию; обеспечение предупредительных мер по сокращению производственного травматизма и профессиональных заболеваний.
В пункте 1 статьи 5 Федерального закона N 125-ФЗ предусмотрено, что страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний подлежат физические лица, выполняющие работу на основании трудового договора (контракта), заключенного со страхователем. Физические лица, выполняющие работу на основании гражданско-правового договора, подлежат обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, если в соответствии с указанным договором страхователь обязан уплачивать страховщику страховые взносы.
Согласно статье 15 Трудового кодекса Российской Федерации трудовые отношения - отношения, основанные на соглашении между работником и работодателем о личном выполнении работником за плату трудовой функции (работы по должности в соответствии со штатным расписанием, профессии, специальности с указанием квалификации; конкретного вида поручаемой работнику работы), подчинении работника правилам внутреннего трудового распорядка при обеспечении работодателем условий труда, предусмотренных трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами, трудовым договором.
В силу статьи 56 Трудового кодекса Российской Федерации трудовой договор - соглашение между работодателем и работников, в соответствии с которым работодатель обязуется предоставить работнику работу по обусловленной трудовой функции, обеспечить условия труда, предусмотренные трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, локальными правовыми актами и данным соглашением, своевременно и в полном размере выплачивать работнику заработную плату, а работник обязуется лично выполнять определенную этим соглашением трудовую функцию, соблюдать правила внутреннего трудового распорядка, действующие у данного работодателя. Сторонами трудового договора являются работодатель и работник.
Статьей 57 Трудового кодекса Российской Федерации установлены обязательные для включения в трудовой договор условия, в частности: место работы; трудовая функция (работа по должности в соответствии со штатным расписанием, профессии, специальности с указанием квалификации; конкретный вид поручаемой работнику работы); дата начала работы, а в случае, когда заключается срочный трудовой договор, - также срок его действия и обстоятельства (причины), послужившие основанием для заключения срочного трудового договора в соответствии с данным Кодексом или иным федеральным законом; условия оплаты труда (в том числе размер тарифной ставки или оклада (должностного оклада) работника, доплаты, надбавки и поощрительные выплаты); режим рабочего времени и времени отдыха (если для данного работника он отличается от общих правил, действующих у данного работодателя); компенсации за тяжелую работу и работу с вредными и (или) опасными условиями труда, если работник принимается на работу в соответствующих условиях, с указанием характеристик условий труда на рабочем месте; условия, определяющие в необходимых случаях характер работы (подвижной, разъездной, в пути, другой характер работы); условие об обязательном социальном страховании работника в соответствии с Кодексом и иными федеральными законами; другие условия в случаях, предусмотренных трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права.
Как видно из материалов дела, предметом договоров, заключенных РОСИНКАС с физическими лицами, являлись: предрейсовые медицинские осмотры; сторожевая охрана гаражей; работы по бухгалтерскому учету, делопроизводству и маркетингу.
Договоры на предрейсовые медицинские осмотры, заключенные с Соколовой Н.Н., Ковалевой Н.В., Сергеевой Г.А., Жеребцовой М.А., Мальцевой Т.В., Гуськовой Л.В., Павловой Е.И., Колобовой Т.В. (листы 39-41, 58-65, 69-71, 77-92, 100-102, 107-109 том 1), предусматривают проведение физическими лицами предрейсовых медицинских осмотров водителей и инкассаторов с отметкой допуска в путевом листе (для водителей) и ведением журнала осмотров на определенном участке инкассации РОСИНКАС. В указанных договорах предусмотрены даты начала и окончания работ, из которых видно, что договоры заключены на срок один год и более года (с Гуськовой Л.В. на три месяца); предусмотрены графики работы на участке инкассации. Договорами предусмотрена помесячная оплата труда в определенной сумме; при досрочном прекращении работы - оплата труда за выполненную работу, то есть за фактически отработанное время, поскольку договорами не предусмотрена зависимость оплаты труда от объема выполненной работы. Из договоров видно, что РОСИНКАС обеспечил физических лиц необходимыми для выполнения работ материалами и оборудованием, за несохранность которых физические лица несут материальную ответственность.
Договоры на сторожевую охрану гаражей, заключенные с Барсуковым А.А., Зеленцовым М.Н., Рочевой М.Г., Власовой Т.Л., Прокушевой А.А. (листы 42-57. 66-68 том 1), предусматривают выполнение физическими лицами комплекса работ по сторожевой охране гаражей определенного участка инкассации РОСИНКАС, при которых физические лица производят прием и сдачу дежурства с соответствующей записью в журнале дежурств, в случае выявления неисправностей или появления третьих лиц на охраняемом объекте сообщаю начальнику участка о происшествии. В указанных договорах предусмотрены даты начала и окончания работ, из которых видно, что договоры заключены на срок один год (с Прокушевой А.А. на срок два месяца); предусмотрены графики работы и часы нахождения лиц на рабочем месте, в договоре с Прокушевой А.А. предусмотрено ежедневное выполнение работ и часы нахождения на рабочем месте. Договорами предусмотрена помесячная оплата труда в определенном размере. В договоре с Прокушевой А.А. предусмотрена оплата труда в определенном размере за фактически отработанное количество дней работы, поскольку в договоре предусмотрена обязанность физического лица провести 54 дежурства, выполнение работы ежедневно и оплата работы соразмерно выполненной работе (в данном случае видно, что это количество дежурств). Из договоров видно, что РОСИНКАС обеспечил физических лиц необходимыми для выполнения работ материалами и оборудование, за несохранность которых и имущества организации физические лица несут материальную ответственность.
Договор, заключенный с Кинаш Ю.Я. (листы 72-76 том 1), предусматривает выполнение физическим лицом работы по бухгалтерскому учету, делопроизводству и маркетингу на Воркутинском участке инкассации РОСИНКАС. Из указанного в договоре перечня выполняемых работ видно, что работник регулярно ведет бухгалтерский учет и делопроизводство в текущей деятельности организации: в частности, принимает поступающую на участок корреспонденцию и отправляет документацию, записывает в отсутствие начальника участка принятые сообщения и своевременно доводит полученную информацию до начальника участка, обрабатывает путевые листы, оформляет выдачу денежных средств работникам участка, готовит отчеты, заносит данные в карточки, формирует базы данных и отправляет их в управление, ведет табель учета рабочего времени работников участка. Договором предусмотрено нахождение физического лица на участке с понедельника по пятницу с 8 часов до 17 часов; обеспечение сохранности технических средств, оборудования и мебели, находящихся в пользовании у лица. Договор заключен на срок с 15.08.2006 по 22.09.2006, дополнительным соглашением к договору от 22.09.2006 срок договора продлен до 05.10.2006; оплата по договору предусмотрена за фактическое время выполнения работы и не зависит от объема выполненных работ.
Договоры, заключенные с Каневой С.П. (листы 96-99, 103-106 том 1), также предусматривают выполнение Каневой С.П. работ по ведению делопроизводства и других работ по бухгалтерскому учету текущей деятельности организации на Усинском участке инкассации РОСИНКАС. Срок действия договоров: с 08.09.2008 по 03.10.2008 и с 20.10.2008 по 14.11.2008. Договором предусмотрено нахождение физического лица на участке с понедельника по пятницу с 8 часов до 17 часов; обеспечение сохранности технических средств, оборудования и мебели, находящихся в пользовании у лица; оплата по договору предусмотрена за фактическое время выполнения работы и не зависит от объема выполненных работ.
Договор, заключенный с Голубец А.И. (листы 93-95 том 1), предусматривает выполнение физическим лицом работы на Воркутинском участке инкассации РОСИНКАС по проведению и оформлению приходно-расходных документов по оказанным услугам; ведению лицевого счета по участку; подготовке отчетов за месяц по оказанным услугам; обработке путевых листов и списанию топлива согласно нормам расхода; проведению и оформлению денежных средств работникам участка (выписке чеков, ордеров, ведомостей); подготовке ежемесячного отчета по ГСМ; оформлению актов, накладных; оформлению и учету по авансовым отчетам; ведению и оформлению документации согласно номенклатуре дел; учету выдачи и списания форменной одежды по срокам. Срок договора установлен с 10.06.2008 по 18.07.2008. Договором предусмотрено нахождение физического лица на участке с понедельника по пятницу с 8 часов до 17 часов; оплата по договору предусмотрена за фактическое время выполнения работы и не зависит от объема выполненных работ. Из договора видно, что физическое лицо обеспечено материалами и оборудованием, за несохранность которых лицо несет материальную ответственность.
Представленные акты выполненных работ подтверждают выполнение условий указанных договоров, заключенных с физическими лицами.
Исследовав и оценив представленные в дело доказательства в совокупности, суд первой инстанции правильно установил, что рассматриваемые договоры имели длящийся характер, РОСИНКАС обеспечивало работникам условия для выполнения работ (предоставляло помещения, материалы, оборудование), договоры предусматривали нахождение работников на конкретных рабочих местах и выполнение конкретной трудовой функции, выполнение работ было возможно только в режиме организации труда РОСИНКАС, договоры предусматривали подчинение работника внутреннему трудовому распорядку, материальную ответственность работников, оплата по договорам производилась ежемесячно в определенной сумме и независимо от объемов выполненных работ. Представленные в дело доказательства свидетельствуют о том, что выполнение конкретных трудовых функций работников связано с обеспечением ежедневной производственной деятельности заявителя; работники лично выполняют трудовые функции; из договоров видно, что работники находятся в служебном подчинении начальнику участка инкассации.
С учетом изложенного суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что фактически между сторонами договоров имели место трудовые отношения. Следовательно, указанные физические лица подлежат обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, и заявитель при исчислении страховых взносов неправомерно занизил облагаемую базу, в результате чего допустил неуплату 753 рублей 31 копейки страховых взносов на обязательное социальное страхование.
В соответствии с пунктом 1 статьи 19 Федерального закона N 125-ФЗ неуплата или неполная уплата сумм страховых взносов в результате занижения облагаемой базы для начисления страховых взносов, иного неправильного исчисления сумм страховых взносов или других неправомерных действий (бездействия) влечет взыскание штрафа в размере 20 процентов причитающейся к уплате суммы страховых взносов.
Таким образом, Фонд социального страхования правомерно решением от 16.03.2009 N 9 привлек РОСИНКАС к ответственности, предусмотренной пунктом 1 статьи 19 Федерального закона N 125-ФЗ, в виде штрафа в размере 150 рублей 66 копеек, доначислил заявителю страховые взносы в сумме 753 рублей 31 копейки и пени в сумме 60 рублей 71 копейки.
При таких обстоятельствах Арбитражный суд Республики Коми правильно отказал РОСИНКАС в удовлетворении заявленных требований о признании недействительным решения Фонда социального страхования от 16.03.2009 N 9.
Доводы заявителя апелляционной жалобы отклоняются как не обоснованные и не соответствующие представленным в дело доказательствам.
В рассматриваемом случае РОСИНКАС заявлено требование о признании недействительными решений Фонда социального страхования в части доначисления заявителю страховых взносов, начисления пеней, привлечения заявителя к ответственности за неуплату страховых взносов и непринятия к зачету расходов по выплате пособий, поэтому решение суда первой инстанции принято относительно прав и обязанностей РОСИНКАС и Фонда социального страхования и не принято о правах и обязанностях лиц, не привлеченных к участию в деле; судом первой инстанции рассмотрен спор, подведомственный арбитражному суду.
Нарушений норм процессуального права, влекущих безусловную отмену судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы по уплате государственной пошлины в сумме 1 000 рублей относятся на заявителя апелляционной жалобы.
Руководствуясь статьями 258, 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Второй арбитражный апелляционный суд

постановил:

решение Арбитражного суда Республики Коми от 13.07.2009 по делу N А29-2557/2009 оставить без изменения, а апелляционную жалобу Российского объединения инкассации (РОСИНКАС) Центрального банка Российской Федерации (Банка России) - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа в установленном порядке.

Председательствующий
Л.И.ЧЕРНЫХ

Судьи
Л.Н.ЛОБАНОВА
Т.В.ХОРОВА















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DAYWORK.RU | Кадровая служба предприятия" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)