Судебные решения, арбитраж
Расторжение трудового договора по инициативе администрации; Трудовые отношения
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Судья: Ушников М.П.
Судебная коллегия по гражданским делам Ростовского областного суда в составе:
Председательствующего судьи: Сидоренко О.В.,
Судей: Авиловой Е.О., Варламовой Н.В.,
При секретаре: Т.
рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи СИДОРЕНКО О.В. гражданское дело по иску С. к ФКУ Управление финансового обеспечения Министерства обороны РФ по Ростовской области о взыскании задолженности по заработной плате, по апелляционной жалобе ФКУ УФО МО РФ по РО на решение Ворошиловского районного суда г. Ростова-на-Дону от 24 декабря 2012 г.,
установила:
С. обратился в суд с иском к ФКУ Управление финансового обеспечения Министерства обороны РФ по Ростовской области о взыскании задолженности по заработной плате, указав в обоснование иска, что в период с 21.12.2009 г. по 4.04.2011 г. работал инспектором-ревизором в Межрегиональной финансовой инспекции СКВО, и приказом работодателя от 1.04.2011 г. N 51 уволен в связи с ликвидацией организации по пп. 1 ч. 1 ст. 81 ТК РФ.
При расчете его выходного пособия, ежемесячной компенсации за неиспользованный отпуск, а также выплате сохраненного среднего заработка за период с 5.05.2011 г. по 4.07.2011 г. не была учтена выплаченная ему в августе и декабре 2010 г. премия, назначенная в соответствии с приказом Министра обороны РФ от 26.07.2010 г. N 1010 "О дополнительных мерах по повышению эффективности использования фондов денежного довольствия военнослужащих и оплаты труда гражданского персонала вооруженных сил РФ". О нарушении своих трудовых прав истцу стало известно в июле 2012 г. при обращении к ответчику по вопросу выдачи расчетного листка. В добровольном порядке ответчик отказался выплатить недоплаченную сумму заработной платы, в связи с чем истец просил взыскать с ФКУ Управление финансового обеспечения Министерства обороны РФ по Ростовской области задолженность по заработной плате в размере 72951,29 руб., проценты за задержку выплаты заработной платы в размере 11244,22 руб.
Представитель ответчика против удовлетворения исковых требований С. возражал, ссылаясь на отсутствие оснований для включения назначенной истцу премии в соответствии с приказом Министра обороны РФ от 26.07.2010 г. N 1010 "О дополнительных мерах по повышению эффективности использования фондов денежного довольствия военнослужащих и оплаты труда гражданского персонала вооруженных сил РФ" в расчет выходного пособия и пособия за неиспользованный отпуск, поскольку такая премия носила разовый характер и не включена в систему оплаты труда. Кроме того, ответчик ссылался на пропуск истцом установленного ст. 392 ТК РФ срока на обращение в суд.
Решением Ворошиловского районного суда г. Ростова-на-Дону от 24 декабря 2012 г. требования С. удовлетворены в полном объеме.
В апелляционной жалобе ФКУ Управление финансового обеспечения Министерства обороны РФ по Ростовской области ставится вопрос об отмене постановленного судом решения по мотивам его незаконности и необоснованности.
Судебная коллегия, ознакомившись с материалами дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, выслушав С., проверяя в интересах законности постановленное судом решение в полном объеме, приходит к выводу о необходимости его отмене в апелляционном порядке по следующим основаниям.
В соответствии со ст. 129 Трудового кодекса Российской Федерации заработная плата (оплата труда работника) - вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и иные выплаты компенсационного характера) и стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты).
На основании ст. 135 Трудового кодекса Российской Федерации заработная плата работнику устанавливается трудовым договором в соответствии с действующими у данного работодателя системами оплаты труда.
Системы оплаты труда, включая размеры тарифных ставок, окладов (должностных окладов), доплат и надбавок компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, системы доплат и надбавок стимулирующего характера и системы премирования, устанавливаются коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права.
Постановлением Правительства Российской Федерации N 922 от 24 декабря 2007 года утверждено Положение "Об особенностях порядка исчисления средней заработной платы", которым предусмотрено, что для расчета среднего заработка учитываются все предусмотренные системой оплаты труда виды выплат, применяемые у соответствующего работодателя, независимо от источников этих выплат.
При решении вопроса о том, должна ли учитываться при расчете среднего заработка та или иная выплата, необходимо в каждом конкретном случае определять, относится ли данная выплата к числу предусмотренных системой оплаты или стимулирования труда, применяемой в данной организации, или нет. При этом необходимо учитывать, что для расчета среднего заработка не учитываются выплаты социального характера и иные выплаты, не относящиеся к оплате труда (материальная помощь, оплата стоимости питания, проезда, обучения, коммунальных услуг, отдыха и другие) (пункт 3 Положения).
Пункт 2 Положения о порядке выплаты ежемесячной надбавки за сложность, напряженность, высокие достижения в труде и специальный режим работы гражданскому персоналу отдельных органов Министерства обороны Российской Федерации, утвержденного приказом Министра обороны Российской Федерации N 90 от 2 марта 2001 года "Об отверждении условий оплаты труда гражданского персонала отдельных органов Министерства обороны Российской Федерации", предусмотрено, что гражданскому персоналу начисляются следующие выплаты: должностные оклады в размерах, утвержденных настоящим приказом среднего фонда штатно-должностных окладов; ежемесячная надбавка за сложность, напряженность, высокие достижения в труде и специальный режим работы в размере от 50 до 100 процентов должностного оклада; ежемесячная надбавка за выслугу лет к должностному окладу; премии по результатам работы - 25 процентов должностного оклада в расчете за месяц; материальная помощь; ежемесячные процентные надбавки к должностному окладу лиц гражданского персонала Вооруженных Сил Российской Федерации, допущенных к государственной тайне на постоянной основе, и лиц гражданского персонала Вооруженных Сил Российской Федерации - сотрудников структурных подразделений по защите государственной тайны; ежемесячное денежное поощрение в размере одного должностного оклада.
Во исполнение Указа Президента РФ от 26.12.06 N 1459 "О дополнительных мерах по повышению эффективности использования средств на оплату труда работников федеральных органов исполнительной власти" Министром обороны РФ издан приказ от 26 июля 2010 года N 1010 "О дополнительных мерах по повышению эффективности использования фондов денежного довольствия военнослужащих и оплаты труда гражданского персонала Вооруженных Сил Российской Федерации" об утверждении Порядка определения и расходования объемов бюджетных средств, направляемых на дополнительные выплаты военнослужащим, проходящим военную службу по контракту, и премии лицам гражданского персонала Вооруженных Сил Российской Федерации.
Пунктами 1, 2 указанного Порядка предусмотрено, что дополнительные выплаты военнослужащим и премии лицам гражданского персонала выплачиваются ежеквартально в пределах сумм, доведенных на эти цели до центральных органов военного управления, видов Вооруженных Сил, военных округов, флотов, родов войск Вооруженных Сил, объединений, соединений, воинских частей и организаций Вооруженных Сил.
Расходы на дополнительное материальное стимулирование осуществляются за счет экономии бюджетных средств в результате сокращения численности личного состава Вооруженных Сил в пределах доводимых Министерству обороны на соответствующий финансовый год лимитов бюджетных обязательств на выплату денежного довольствия военнослужащим и оплату труда лиц гражданского персонала.
Таким образом, согласно Указу Президента РФ от 26.12.2006 г. N 1459 "О дополнительных мерах по повышению эффективности использования средств на оплату труда работников федеральных органов исполнительной власти", Приказу Министра обороны РФ от 26.07.2010 г. N 1010 "О дополнительных мерах по повышению эффективности использования фондов денежного довольствия военнослужащих и оплаты труда гражданского персонала вооруженных сил РФ" выплата дополнительных премий гражданскому персоналу Вооруженных Сил РФ за счет экономии бюджетных средств, полученных в результате сокращения общей численности личного состава ВС РФ не может являться обязательством для командиров воинских частей и руководителей организаций при заключении коллективных договоров или положений об оплате труда, поскольку данная норма не закреплена в Отраслевом соглашении между профсоюзом гражданского персонала Вооруженных Сил Российской Федерации и Министерством обороны Российской Федерации на 2011-2013 годы, и источником для выплаты дополнительных премий является общая экономия бюджетных средств на оплату труда работников Министерства обороны Российской Федерации.
Денежные средства на выплату указанных премий не предусматриваются действующим порядком формирования и использования годового фонда оплаты труда воинских частей и организаций, в том числе ФКУ Управление финансового обеспечения МО РФ по Ростовской области и доводятся до воинских частей и организаций сверх сумм, доведенных на оплату труда гражданского персонала. Истребование дополнительных средств на выплату лицам гражданского персонала сверх установленных лимитов бюджетных обязательств на эти цели не допускается.
Указанные дополнительные выплаты носят не обязательный, а поощрительный характер, для производства выплаты необходимо выделение распорядителем бюджетных средств на данные цели, исполнение должностных обязанностей сотрудником. Следовательно, предусмотренные вышеуказанным приказом Министра обороны РФ N 1010 премии, не входят в состав заработной платы.
Кроме того, согласно пункту 3 Порядка, установленного приказом Министром обороны РФ N 1010 от 26 июля 2010 года, размер экономии бюджетных средств, направляемых на материальное стимулирование, определяется финансово-экономическими органами по результатам использования лимитов бюджетных обязательств на соответствующий квартал с учетом анализа свободных, не использованных по итогам квартала остатков лимитов бюджетных обязательств, включая остатки наличных денежных средств в кассах воинских частей и организаций Вооруженных Сил, отвечающих за начисление и выплату денежного довольствия военнослужащим и заработной платы лицам гражданского персонала, после осуществления в установленном порядке всех выплат денежного довольствия военнослужащим и заработной платы лицам гражданского персонала и иных выплат, установленных законодательными и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Дополнительное материальное стимулирование личного состава в пределах объемов бюджетных средств производится в объединениях, соединениях, воинских частях и организациях Вооруженных Сил - на основании приказов командиров (начальников, руководителей).
Издание приказов на выплату дополнительного материального стимулирования военнослужащим и лицам гражданского персонала производится на основании представляемых непосредственными командирами (начальниками, руководителями) рапортов (п. 6 Порядка).
Согласно п. 7 Порядка установлено, что конкретные размеры дополнительного материального стимулирования определяются в пределах объемов бюджетных средств, доведенных на указанные цели, по результатам исполнения военнослужащими и лицами гражданского персонала должностных обязанностей в период, за который производится дополнительное материальное стимулирование. Размер дополнительного материального стимулирования военнослужащим и лицам гражданского персонала (за исключением командиров (начальников, руководителей) и их заместителей со штатным воинским званием по занимаемой воинской должности от генерал-лейтенанта, вице-адмирала и выше) не может превышать пятикратного размера расчетной суммы исходя из объемов высвобожденных денежных средств за квартал и численности личного состава.
Следовательно, установление критериев выплаты дополнительного материального стимулирования в зависимости от исполнения должностных обязанностей военнослужащими и лицами гражданского персонала находится в компетенции Министра обороны Российской Федерации.
Распорядители бюджетных средств утверждают распределение объемов денежных средств, выделенных на дополнительное материальное стимулирование личного состава, и доводят их до нижестоящих воинских частей и организаций Вооруженных Сил, стоящих у них на финансовом обеспечении, в трехдневный срок со дня получения решения о выделении денежных средств на дополнительное материальное стимулирование личного состава (п. 10 Порядка).
Согласно п. 12 Порядка дополнительное материальное стимулирование доводится военнослужащим и лицам гражданского персонала путем зачисления денежных средств на личные банковские карты. Суммы выплаченного дополнительного материального стимулирования учитываются и в отчетности отражаются отдельно с расшифровкой выплаченных сумм и количества личного состава, получившего эти суммы.
Выплата премии на основании приказа Министра обороны Российской Федерации N 1010 является дополнительной и не носит обязательного характера, поскольку пунктом 3 Порядка выплаты премии истребование дополнительных средств на выплату денежного довольствия военнослужащим и заработную плату лицам гражданского персонала сверх утвержденных лимитов бюджетных обязательств на эти цели не допускается.
Кроме того, предусмотренные вышеуказанным приказом выплаты не включаются в расчет среднего заработка, так как эта выплата не относится к фонду оплаты труда и не определена основным приказом по оплате труда. Данная выплата является единовременной стимулирующей выплатой, и не носит постоянного характера.
Учитывая, изложенное и принимая во внимание, что данная премия выплачивается на основании приказа командующего войсками Южного военного округа и не носит обязательного характера, так как по своей сути выплата дополнительного материального стимулирования является экономией фонда денежного довольствия военнослужащих и производится в порядке, предусмотренном приказом Министра обороны Российской Федерации N 1010, оснований для удовлетворения заявленных истцом требований о взыскании недоплаченного выходного пособия, компенсации за отпуск у суда не имелось.
Вышеприведенные нормы материального закона не были учтены судом первой инстанции, что привело к вынесению судебного решения, не отвечающего требованиям ст. 195 ГПК РФ.
Судебная коллегия полагает также необходимым отметить, что истцом пропущен установленный ст. 392 ТК РФ срок на обращение в суд, о чем заявлено ответной стороной в отзыве на исковое заявление С. (л.д. 31). Так, трудовые отношения между сторонами прекращены в апреле 2011 г., когда истцу, по его утверждению, не в полной мере был произведен окончательный расчет. До июля 2011 г. за истцом сохранялся средний заработок. Следовательно, на этот момент истец узнал либо должен был узнать о нарушении своих трудовых прав. Однако с настоящим иском в суд он обратился только в октябре 2012 г., т.е. со значительным пропуском установленного ст. 392 ТК РФ трехмесячного срока на обращение в суд, не представив при этом доказательств, бесспорно свидетельствующих о наличии уважительных причин, объективно исключающих возможность подачи иска в суд в установленный законом срок. Пропуск срока на обращение в суд является самостоятельным основанием к отказу в иске.
С учетом изложенного у суда не имелось оснований для удовлетворения исковых требований С.
Учитывая изложенное, постановленное судом решение подлежит отмене в апелляционном порядке по основаниям ст. 330 ГПК РФ с вынесением нового решения об отказе С. в удовлетворении заявленных исковых требований.
Руководствуясь ст. ст. 327 - 330 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
Решение Ворошиловского районного суда г. Ростова-на-Дону от 24 декабря 2012 г. отменить, вынести новое решение, которым С. в удовлетворении исковых требований к ФКУ Управление Финансового обеспечения Министерства обороны РФ по Ростовской области о взыскании задолженности по заработной плате отказать.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DAYWORK.RU | Кадровая служба предприятия" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ РОСТОВСКОГО ОБЛАСТНОГО СУДА ОТ 18.04.2013 ПО ДЕЛУ N 33-4694/2013
Разделы:Расторжение трудового договора по инициативе администрации; Трудовые отношения
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
РОСТОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 18 апреля 2013 г. по делу N 33-4694/2013
Судья: Ушников М.П.
Судебная коллегия по гражданским делам Ростовского областного суда в составе:
Председательствующего судьи: Сидоренко О.В.,
Судей: Авиловой Е.О., Варламовой Н.В.,
При секретаре: Т.
рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи СИДОРЕНКО О.В. гражданское дело по иску С. к ФКУ Управление финансового обеспечения Министерства обороны РФ по Ростовской области о взыскании задолженности по заработной плате, по апелляционной жалобе ФКУ УФО МО РФ по РО на решение Ворошиловского районного суда г. Ростова-на-Дону от 24 декабря 2012 г.,
установила:
С. обратился в суд с иском к ФКУ Управление финансового обеспечения Министерства обороны РФ по Ростовской области о взыскании задолженности по заработной плате, указав в обоснование иска, что в период с 21.12.2009 г. по 4.04.2011 г. работал инспектором-ревизором в Межрегиональной финансовой инспекции СКВО, и приказом работодателя от 1.04.2011 г. N 51 уволен в связи с ликвидацией организации по пп. 1 ч. 1 ст. 81 ТК РФ.
При расчете его выходного пособия, ежемесячной компенсации за неиспользованный отпуск, а также выплате сохраненного среднего заработка за период с 5.05.2011 г. по 4.07.2011 г. не была учтена выплаченная ему в августе и декабре 2010 г. премия, назначенная в соответствии с приказом Министра обороны РФ от 26.07.2010 г. N 1010 "О дополнительных мерах по повышению эффективности использования фондов денежного довольствия военнослужащих и оплаты труда гражданского персонала вооруженных сил РФ". О нарушении своих трудовых прав истцу стало известно в июле 2012 г. при обращении к ответчику по вопросу выдачи расчетного листка. В добровольном порядке ответчик отказался выплатить недоплаченную сумму заработной платы, в связи с чем истец просил взыскать с ФКУ Управление финансового обеспечения Министерства обороны РФ по Ростовской области задолженность по заработной плате в размере 72951,29 руб., проценты за задержку выплаты заработной платы в размере 11244,22 руб.
Представитель ответчика против удовлетворения исковых требований С. возражал, ссылаясь на отсутствие оснований для включения назначенной истцу премии в соответствии с приказом Министра обороны РФ от 26.07.2010 г. N 1010 "О дополнительных мерах по повышению эффективности использования фондов денежного довольствия военнослужащих и оплаты труда гражданского персонала вооруженных сил РФ" в расчет выходного пособия и пособия за неиспользованный отпуск, поскольку такая премия носила разовый характер и не включена в систему оплаты труда. Кроме того, ответчик ссылался на пропуск истцом установленного ст. 392 ТК РФ срока на обращение в суд.
Решением Ворошиловского районного суда г. Ростова-на-Дону от 24 декабря 2012 г. требования С. удовлетворены в полном объеме.
В апелляционной жалобе ФКУ Управление финансового обеспечения Министерства обороны РФ по Ростовской области ставится вопрос об отмене постановленного судом решения по мотивам его незаконности и необоснованности.
Судебная коллегия, ознакомившись с материалами дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, выслушав С., проверяя в интересах законности постановленное судом решение в полном объеме, приходит к выводу о необходимости его отмене в апелляционном порядке по следующим основаниям.
В соответствии со ст. 129 Трудового кодекса Российской Федерации заработная плата (оплата труда работника) - вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и иные выплаты компенсационного характера) и стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты).
На основании ст. 135 Трудового кодекса Российской Федерации заработная плата работнику устанавливается трудовым договором в соответствии с действующими у данного работодателя системами оплаты труда.
Системы оплаты труда, включая размеры тарифных ставок, окладов (должностных окладов), доплат и надбавок компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, системы доплат и надбавок стимулирующего характера и системы премирования, устанавливаются коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права.
Постановлением Правительства Российской Федерации N 922 от 24 декабря 2007 года утверждено Положение "Об особенностях порядка исчисления средней заработной платы", которым предусмотрено, что для расчета среднего заработка учитываются все предусмотренные системой оплаты труда виды выплат, применяемые у соответствующего работодателя, независимо от источников этих выплат.
При решении вопроса о том, должна ли учитываться при расчете среднего заработка та или иная выплата, необходимо в каждом конкретном случае определять, относится ли данная выплата к числу предусмотренных системой оплаты или стимулирования труда, применяемой в данной организации, или нет. При этом необходимо учитывать, что для расчета среднего заработка не учитываются выплаты социального характера и иные выплаты, не относящиеся к оплате труда (материальная помощь, оплата стоимости питания, проезда, обучения, коммунальных услуг, отдыха и другие) (пункт 3 Положения).
Пункт 2 Положения о порядке выплаты ежемесячной надбавки за сложность, напряженность, высокие достижения в труде и специальный режим работы гражданскому персоналу отдельных органов Министерства обороны Российской Федерации, утвержденного приказом Министра обороны Российской Федерации N 90 от 2 марта 2001 года "Об отверждении условий оплаты труда гражданского персонала отдельных органов Министерства обороны Российской Федерации", предусмотрено, что гражданскому персоналу начисляются следующие выплаты: должностные оклады в размерах, утвержденных настоящим приказом среднего фонда штатно-должностных окладов; ежемесячная надбавка за сложность, напряженность, высокие достижения в труде и специальный режим работы в размере от 50 до 100 процентов должностного оклада; ежемесячная надбавка за выслугу лет к должностному окладу; премии по результатам работы - 25 процентов должностного оклада в расчете за месяц; материальная помощь; ежемесячные процентные надбавки к должностному окладу лиц гражданского персонала Вооруженных Сил Российской Федерации, допущенных к государственной тайне на постоянной основе, и лиц гражданского персонала Вооруженных Сил Российской Федерации - сотрудников структурных подразделений по защите государственной тайны; ежемесячное денежное поощрение в размере одного должностного оклада.
Во исполнение Указа Президента РФ от 26.12.06 N 1459 "О дополнительных мерах по повышению эффективности использования средств на оплату труда работников федеральных органов исполнительной власти" Министром обороны РФ издан приказ от 26 июля 2010 года N 1010 "О дополнительных мерах по повышению эффективности использования фондов денежного довольствия военнослужащих и оплаты труда гражданского персонала Вооруженных Сил Российской Федерации" об утверждении Порядка определения и расходования объемов бюджетных средств, направляемых на дополнительные выплаты военнослужащим, проходящим военную службу по контракту, и премии лицам гражданского персонала Вооруженных Сил Российской Федерации.
Пунктами 1, 2 указанного Порядка предусмотрено, что дополнительные выплаты военнослужащим и премии лицам гражданского персонала выплачиваются ежеквартально в пределах сумм, доведенных на эти цели до центральных органов военного управления, видов Вооруженных Сил, военных округов, флотов, родов войск Вооруженных Сил, объединений, соединений, воинских частей и организаций Вооруженных Сил.
Расходы на дополнительное материальное стимулирование осуществляются за счет экономии бюджетных средств в результате сокращения численности личного состава Вооруженных Сил в пределах доводимых Министерству обороны на соответствующий финансовый год лимитов бюджетных обязательств на выплату денежного довольствия военнослужащим и оплату труда лиц гражданского персонала.
Таким образом, согласно Указу Президента РФ от 26.12.2006 г. N 1459 "О дополнительных мерах по повышению эффективности использования средств на оплату труда работников федеральных органов исполнительной власти", Приказу Министра обороны РФ от 26.07.2010 г. N 1010 "О дополнительных мерах по повышению эффективности использования фондов денежного довольствия военнослужащих и оплаты труда гражданского персонала вооруженных сил РФ" выплата дополнительных премий гражданскому персоналу Вооруженных Сил РФ за счет экономии бюджетных средств, полученных в результате сокращения общей численности личного состава ВС РФ не может являться обязательством для командиров воинских частей и руководителей организаций при заключении коллективных договоров или положений об оплате труда, поскольку данная норма не закреплена в Отраслевом соглашении между профсоюзом гражданского персонала Вооруженных Сил Российской Федерации и Министерством обороны Российской Федерации на 2011-2013 годы, и источником для выплаты дополнительных премий является общая экономия бюджетных средств на оплату труда работников Министерства обороны Российской Федерации.
Денежные средства на выплату указанных премий не предусматриваются действующим порядком формирования и использования годового фонда оплаты труда воинских частей и организаций, в том числе ФКУ Управление финансового обеспечения МО РФ по Ростовской области и доводятся до воинских частей и организаций сверх сумм, доведенных на оплату труда гражданского персонала. Истребование дополнительных средств на выплату лицам гражданского персонала сверх установленных лимитов бюджетных обязательств на эти цели не допускается.
Указанные дополнительные выплаты носят не обязательный, а поощрительный характер, для производства выплаты необходимо выделение распорядителем бюджетных средств на данные цели, исполнение должностных обязанностей сотрудником. Следовательно, предусмотренные вышеуказанным приказом Министра обороны РФ N 1010 премии, не входят в состав заработной платы.
Кроме того, согласно пункту 3 Порядка, установленного приказом Министром обороны РФ N 1010 от 26 июля 2010 года, размер экономии бюджетных средств, направляемых на материальное стимулирование, определяется финансово-экономическими органами по результатам использования лимитов бюджетных обязательств на соответствующий квартал с учетом анализа свободных, не использованных по итогам квартала остатков лимитов бюджетных обязательств, включая остатки наличных денежных средств в кассах воинских частей и организаций Вооруженных Сил, отвечающих за начисление и выплату денежного довольствия военнослужащим и заработной платы лицам гражданского персонала, после осуществления в установленном порядке всех выплат денежного довольствия военнослужащим и заработной платы лицам гражданского персонала и иных выплат, установленных законодательными и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Дополнительное материальное стимулирование личного состава в пределах объемов бюджетных средств производится в объединениях, соединениях, воинских частях и организациях Вооруженных Сил - на основании приказов командиров (начальников, руководителей).
Издание приказов на выплату дополнительного материального стимулирования военнослужащим и лицам гражданского персонала производится на основании представляемых непосредственными командирами (начальниками, руководителями) рапортов (п. 6 Порядка).
Согласно п. 7 Порядка установлено, что конкретные размеры дополнительного материального стимулирования определяются в пределах объемов бюджетных средств, доведенных на указанные цели, по результатам исполнения военнослужащими и лицами гражданского персонала должностных обязанностей в период, за который производится дополнительное материальное стимулирование. Размер дополнительного материального стимулирования военнослужащим и лицам гражданского персонала (за исключением командиров (начальников, руководителей) и их заместителей со штатным воинским званием по занимаемой воинской должности от генерал-лейтенанта, вице-адмирала и выше) не может превышать пятикратного размера расчетной суммы исходя из объемов высвобожденных денежных средств за квартал и численности личного состава.
Следовательно, установление критериев выплаты дополнительного материального стимулирования в зависимости от исполнения должностных обязанностей военнослужащими и лицами гражданского персонала находится в компетенции Министра обороны Российской Федерации.
Распорядители бюджетных средств утверждают распределение объемов денежных средств, выделенных на дополнительное материальное стимулирование личного состава, и доводят их до нижестоящих воинских частей и организаций Вооруженных Сил, стоящих у них на финансовом обеспечении, в трехдневный срок со дня получения решения о выделении денежных средств на дополнительное материальное стимулирование личного состава (п. 10 Порядка).
Согласно п. 12 Порядка дополнительное материальное стимулирование доводится военнослужащим и лицам гражданского персонала путем зачисления денежных средств на личные банковские карты. Суммы выплаченного дополнительного материального стимулирования учитываются и в отчетности отражаются отдельно с расшифровкой выплаченных сумм и количества личного состава, получившего эти суммы.
Выплата премии на основании приказа Министра обороны Российской Федерации N 1010 является дополнительной и не носит обязательного характера, поскольку пунктом 3 Порядка выплаты премии истребование дополнительных средств на выплату денежного довольствия военнослужащим и заработную плату лицам гражданского персонала сверх утвержденных лимитов бюджетных обязательств на эти цели не допускается.
Кроме того, предусмотренные вышеуказанным приказом выплаты не включаются в расчет среднего заработка, так как эта выплата не относится к фонду оплаты труда и не определена основным приказом по оплате труда. Данная выплата является единовременной стимулирующей выплатой, и не носит постоянного характера.
Учитывая, изложенное и принимая во внимание, что данная премия выплачивается на основании приказа командующего войсками Южного военного округа и не носит обязательного характера, так как по своей сути выплата дополнительного материального стимулирования является экономией фонда денежного довольствия военнослужащих и производится в порядке, предусмотренном приказом Министра обороны Российской Федерации N 1010, оснований для удовлетворения заявленных истцом требований о взыскании недоплаченного выходного пособия, компенсации за отпуск у суда не имелось.
Вышеприведенные нормы материального закона не были учтены судом первой инстанции, что привело к вынесению судебного решения, не отвечающего требованиям ст. 195 ГПК РФ.
Судебная коллегия полагает также необходимым отметить, что истцом пропущен установленный ст. 392 ТК РФ срок на обращение в суд, о чем заявлено ответной стороной в отзыве на исковое заявление С. (л.д. 31). Так, трудовые отношения между сторонами прекращены в апреле 2011 г., когда истцу, по его утверждению, не в полной мере был произведен окончательный расчет. До июля 2011 г. за истцом сохранялся средний заработок. Следовательно, на этот момент истец узнал либо должен был узнать о нарушении своих трудовых прав. Однако с настоящим иском в суд он обратился только в октябре 2012 г., т.е. со значительным пропуском установленного ст. 392 ТК РФ трехмесячного срока на обращение в суд, не представив при этом доказательств, бесспорно свидетельствующих о наличии уважительных причин, объективно исключающих возможность подачи иска в суд в установленный законом срок. Пропуск срока на обращение в суд является самостоятельным основанием к отказу в иске.
С учетом изложенного у суда не имелось оснований для удовлетворения исковых требований С.
Учитывая изложенное, постановленное судом решение подлежит отмене в апелляционном порядке по основаниям ст. 330 ГПК РФ с вынесением нового решения об отказе С. в удовлетворении заявленных исковых требований.
Руководствуясь ст. ст. 327 - 330 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
Решение Ворошиловского районного суда г. Ростова-на-Дону от 24 декабря 2012 г. отменить, вынести новое решение, которым С. в удовлетворении исковых требований к ФКУ Управление Финансового обеспечения Министерства обороны РФ по Ростовской области о взыскании задолженности по заработной плате отказать.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DAYWORK.RU | Кадровая служба предприятия" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)