Судебные решения, арбитраж
Индивидуальные трудовые споры; Трудовые споры. Социальное партнерство. Профсоюзы
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Судья: Шулуу Л.К.
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного суда Республики Тыва в составе:
председательствующего Чикашовой М.Н.,
судей Дамдын Л.Д., Соскал О.М.,
с участием прокурора Ойдуп У.М.,
при секретаре М.,
рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи Соскал О.М. гражданское дело по иску Д.М. к Министерству внутренних дел по Республике Тыва о признании приказа об увольнении незаконным, восстановлении на работе и взыскании заработной платы за время вынужденного прогула по апелляционной жалобе представителя Министерства внутренних дел по Республике Тыва Н. и по апелляционному представлению прокурора, участвовавшего в деле, на решение Кызылского городского суда Республики Тыва от 10 апреля 2013 года,
установила:
Д.М. обратился в суд с исковым заявлением к Министерству внутренних дел по Республике Тыва о признании приказа об увольнении незаконным, восстановлении на работе, взыскании заработной платы за время вынужденного прогула, указывая на то, что с 19 апреля 2012 года он работал в должности ** МВД по **. Приказом N ** от ** с ним расторгнут контракт и он был уволен со службы в органах внутренних дел по п. 6 ч. 2 ст. 82 Федерального закона от 30.11.2011 г. N 342-ФЗ "О службе в органах внутренних дел РФ и внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ" (в связи с грубым нарушением служебной дисциплины). Считает увольнение незаконным, поскольку за один и то же проступок он подвергся двум дисциплинарным взысканиям, а именно отчислен из образовательного учреждения и уволен со службы в органах внутренних дел, что противоречит п. 3 ст. 50 ФЗ "О службе в органах внутренних дел РФ и внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ". Считает, что при увольнении не были учтены его поощрения, положительные характеристики, а также то, что является единственным кормильцем в семье, на иждивении имеет малолетнего ребенка, жена - студентка очной формы обучения. Просил признать приказ N ** от ** незаконным, восстановить в прежней должности ** МВД по Республике Тыва и взыскать заработную плату за время вынужденного прогула.
Решением суда исковые требования Д.М. удовлетворены. Истец восстановлен в должности ** МВД по Республике Тыва, взыскана с ответчика в пользу истца заработная плата за время вынужденного прогула в сумме ** руб. ** коп.
Не согласившись с решением суда, представитель ответчика МВД по Республике Тыва Н., действующая по доверенности, подала апелляционную жалобу, в которой просит отменить решение суда и принять новое об отказе удовлетворении исковых требований. В обоснование указывает, что судом были нарушены и неправильно применены нормы материального права, что привело к неправильному разрешению дела. Вывод суда о том, что работодателем нарушен десятидневный срок назначения служебной проверки, не подтвержден материалами дела.
Участвовавший в рассмотрении дела прокурор, не согласившись с решением суда, подал апелляционное представление, в котором просит об отмене решения суда, ссылаясь на то, что увольнение истца является законным и обоснованным, поскольку служебная проверка по факту нарушения служебной дисциплины Д.М. назначена и проведена ответчиком с соблюдением требований законодательства. Полагает, что порядок увольнения ответчиком не нарушен.
В суде апелляционной инстанции представитель МВД по Республике Тыва Н. и прокурор Ойдуп У.М. поддержали доводы апелляционных жалобы и представления.
Истец Д.М. и его представитель Д.С. не согласились с доводами апелляционных жалобы и представления, просили решение суда оставить без изменения.
Выслушав пояснения лиц, участвующих в рассмотрении дела, заключение прокурора, допросив свидетелей, проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционных жалобы и представления, судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии с ч. 1 ст. 327.1 ГПК РФ суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.
В силу ч. 1 ст. 34 Федерального закона от 07 февраля 2011 г. N 3-ФЗ "О полиции" служба в полиции осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации, регламентирующим вопросы прохождения службы в органах внутренних дел, с учетом положений настоящего Федерального закона.
Вопросы прохождения службы в органах внутренних дел, в том числе основания и порядок прекращения прохождения данной службы, порядок наложения дисциплинарных взысканий на сотрудников полиции урегулированы Федеральным законом от 30 ноября 2011 г. N 342-ФЗ "О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации".
В силу ст. 12 ФЗ "О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" сотрудник органов внутренних дел обязан не допускать злоупотреблений служебными полномочиями, соблюдать установленные федеральными законами ограничения и запреты, связанные со службой в органах внутренних дел, а также соблюдать требования к служебному поведению сотрудника.
Согласно ст. 13 этого же закона, при осуществлении служебной деятельности, а также во внеслужебное время сотрудник органов внутренних дел должен заботиться о сохранении своих чести и достоинства, не допускать принятия решений из соображений личной заинтересованности, не совершать при выполнении служебных обязанностей поступки, вызывающие сомнение в объективности, справедливости и беспристрастности сотрудника, наносящие ущерб его репутации, авторитету федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел, а также государственной власти.
В соответствии со ст. ст. 47, 50 указанного закона под служебной дисциплиной понимается соблюдение сотрудником органов внутренних дел установленных законодательством Российской Федерации, Присягой сотрудника органов внутренних дел Российской Федерации, дисциплинарным уставом органов внутренних дел Российской Федерации, контрактом, приказами и распоряжениями руководителя федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел, приказами и распоряжениями прямых и непосредственных руководителей (начальников) порядка и правил выполнения служебных обязанностей и реализации предоставленных прав. За нарушения служебной дисциплины (дисциплинарный проступок) на сотрудника органов внутренних дел могут налагаться дисциплинарные взыскания, в том числе увольнение со службы в органах внутренних дел.
Как следует из пунктов 1, 6 статьи 8 Кодекса профессиональной этики сотрудника органов внутренних дел Российской Федерации, утвержденного приказом МВД России от 24 декабря 2008 года N 1138, поведение сотрудника всегда и при любых обстоятельствах должно быть безупречным, соответствовать высоким стандартам профессионализма и нравственно-этическим принципам стража правопорядка. Ничто не должно порочить деловую репутацию и авторитет сотрудника. Нормы и правила служебного этикета предписывают сотруднику воздерживаться от употребления спиртных напитков содержащих алкоголь, накануне и во время исполнения служебных обязанностей.
В соответствии с п. 6 ч. 2 ст. 82 ФЗ "О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" контракт может быть расторгнут, а сотрудник органов внутренних дел может быть уволен со службы в органах внутренних дел в связи с грубым нарушением служебной дисциплины.
Согласно п. 3 ч. 2 ст. 49 указанного Закона, грубым нарушением служебной дисциплины сотрудником органов внутренних дел является нахождение сотрудника на службе в состоянии алкогольного, наркотического или иного токсического опьянения либо отказ сотрудника от медицинского освидетельствования на состояние опьянения.
Как установлено судом первой инстанции и подтверждается материалами дела, Д.М. состоял на службе в органах внутренних дел республики с **. На момент увольнения истец проходил службу в органах внутренних дел в должности ** МВД по Республики Тыва (далее ** МВД по Республике Тыва).
Приказом от ** N ** Д.М. направлен в служебную командировку в ** школу ** МВД России (далее ** МВД России) для прохождения профессиональной переподготовки и первоначальной подготовки сроком на 138 календарных дней с **.
Согласно рапорту заместителя начальника курса ** МВД России от 03 октября 2012 года, около 00 час. 30 мин. во время обхода общежития школы им были замечены слушатели ** Д.М., прибывший из МВД по Республике Тыва, и ** Р., прибывший из МВД по **, с признаками алкогольного опьянения. Протоколом медицинского освидетельствования от 03 октября 2012 года ГБУЗ Республиканского наркологического диспансера Минздрава ** подтверждено, что Д.М. находился в состоянии алкогольного опьянения. По указанному факту нарушения служебной дисциплины администрацией учебного заведения проведена служебная проверка, по результатам которой принято решение о применении мер дисциплинарного воздействия. Приказом начальника ** МВД России от ** N ** Д.М. отчислен из учебного заведения и откомандирован в распоряжение комплектующего органа за грубое нарушение служебной дисциплины с **, выразившееся в нахождении на службе в состоянии алкогольного опьянения.
** Д.М. прибыл по месту основной работы и приступил к исполнению служебных обязанностей. ** у Д.М. отобрана объяснительная, в которой он полностью признал свою вину. ** министром внутренним дел по Республике Тыва **. на основании рапорта начальника управления по работе с личным составом МВД по Республики Тыва в отношении Д.М. назначено проведение служебной проверки.
Заключением служебной проверки от **, проведенной по указанию министра внутренних дел по Республике Тыва, установлен факт совершения Д.М. грубого нарушения служебной дисциплины в виде нахождения на территории образовательного учреждения в состоянии алкогольного опьянения. Представлением от ** предложено расторгнут контракт с Д.М. и принять решение об его увольнении со службы в органах внутренних дел по п. 6 ч. 2 ст. 82 ФЗ "О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (за грубое нарушение служебной дисциплины).
Приказом МВД по Республики Тыва N ** от ** ** Д.М. - ** МВД по Республике Тыва уволен из органов внутренних дел п. 6 ч. 2 ст. 82 ФЗ "О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (за грубое нарушение служебной дисциплины).
Установив вышеуказанные обстоятельства, исследовав представленные сторонами доказательства, суд проверил, совершил ли истец проступок, отраженный в заключении служебной проверки, и пришел к правильному выводу о том, что Д.М., являясь сотрудником органов внутренних дел, совершил грубое нарушение служебной дисциплины в виде нахождения на территории образовательного учреждения в состоянии алкогольного опьянения, таким образом, у ответчика имелись основания для наложения на истца дисциплинарного взыскания.
Между тем, поскольку ответчиком не был соблюден установленный п. 18 Приказа МВД РФ от 24 декабря 2008 года N 1140 "Об утверждении Инструкции о порядке организации и проведения служебных проверок" десятидневный срок для назначения служебной проверки, суд первой инстанции, констатировав нарушение порядка увольнения, принял решение о восстановлении истца на работе.
Судебная коллегия с данным выводом суда не согласна по следующим основаниям.
Статьей 51 ФЗ "О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" установлено, что правом наложения дисциплинарного взыскания, предоставленным нижестоящему руководителю (начальнику), обладает и прямой руководитель (начальник). Если на сотрудника органов внутренних дел необходимо наложить такое дисциплинарное взыскание, которое соответствующий руководитель (начальник) не имеет права налагать, он ходатайствует о наложении этого дисциплинарного взыскания перед вышестоящим руководителем (начальником) (ч. 4). Дисциплинарное взыскание должно быть наложено не позднее чем через две недели со дня, когда прямому руководителю (начальнику) или непосредственному руководителю (начальнику) стало известно о совершении сотрудником органов внутренних дел дисциплинарного проступка, а в случае проведения служебной проверки или возбуждения уголовного дела - не позднее чем через один месяц со дня утверждения заключения по результатам служебной проверки или вынесения окончательного решения по уголовному делу. В указанные сроки не включаются периоды временной нетрудоспособности сотрудника, нахождения его в отпуске или в командировке (ч. 6). Дисциплинарное взыскание не может быть наложено на сотрудника органов внутренних дел по истечении шести месяцев со дня совершения дисциплинарного проступка, а по результатам ревизии или проверки финансово-хозяйственной деятельности - по истечении двух лет со дня совершения дисциплинарного проступка. В указанные сроки не включаются периоды временной нетрудоспособности сотрудника, нахождения его в отпуске или в командировке, а также время производства по уголовному делу (ч. 7). До наложения дисциплинарного взыскания от сотрудника органов внутренних дел, привлекаемого к ответственности, должно быть затребовано объяснение в письменной форме. В случае отказа сотрудника дать такое объяснение составляется соответствующий акт. Перед наложением дисциплинарного взыскания по решению руководителя федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел или уполномоченного руководителя в соответствии со статьей 52 настоящего Федерального закона может быть проведена служебная проверка (ч. 8).
Таким образом, а данной статье определен порядок наложения на сотрудников внутренних дел мер дисциплинарных взысканий.
Как следует из материалов дела порядок наложения дисциплинарного взыскания в отношении Д.М., предусмотренный ст. 51 ФЗ "О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", не нарушен.
В соответствии со ст. 52 вышеуказанного закона служебная проверка проводится при необходимости выявления причин, характера и обстоятельств совершенного сотрудником органов внутренних дел дисциплинарного проступка.
Порядок организации и проведения служебных проверок в органах, подразделениях и учреждениях системы Министерства внутренних дел Российской Федерации установлен Приказом Министерства внутренних дел Российской Федерации N 1140 от 24 декабря 2008 года "Об утверждении Инструкции о порядке организации и проведения служебных проверок в органах, подразделениях и учреждениях системы МВД России".
Согласно пунктам 11 - 13 Инструкции основанием для проведения служебной проверки является наличие достаточных данных, указывающих на нарушение сотрудником установленного порядка и правил при выполнении возложенных на него обязанностей и осуществлении имеющихся у него правомочий в ходе служебной деятельности, а также происшествия с его участием. Поводом для проведения служебной проверки является поступившая в установленном порядке начальнику органа, подразделения, учреждения системы МВД России или его заместителю информация о дисциплинарном проступке сотрудника и происшествии с его участием, которая может содержаться в обращениях граждан и организаций, сообщениях судебных, правоохранительных, контролирующих и иных государственных органов, общественных объединений, рапортах сотрудников, заявлениях государственных гражданских служащих и работников и публикациях средств массовой информации. Служебная проверка назначается поручением в виде резолюции на документе, содержащем сведения о наличии оснований для ее проведения, либо путем издания приказа по органу, подразделению, учреждению системы МВД России при проведении служебной проверки комиссией. При этом, служебная проверка должна быть назначена не позднее 10 дней с момента получения должностным лицом, имеющим право назначения служебной проверки, информации, послужившей основанием для ее назначения, и должна быть завершена не позднее чем через 30 дней со дня принятия решения о ее проведении (п. 18 Инструкции).
При проведении служебной проверки в отношении сотрудника органов внутренних дел должны быть приняты меры по объективному и всестороннему установлению: фактов и обстоятельств совершения сотрудником дисциплинарного проступка; вины сотрудника; причин и условий, способствовавших совершению сотрудником дисциплинарного проступка; характера и размера вреда, причиненного сотрудником в результате совершения дисциплинарного проступка; наличия или отсутствия обстоятельств, препятствующих прохождению сотрудником службы в органах внутренних дел.
Результаты служебной проверки представляются уполномоченному руководителю, принявшему решение о проведении служебной проверки, в письменной форме в виде заключения.
Как следует из материалов дела, рапорт на имя министра внутренних дел по Республике Тыва о необходимости проведения служебной проверки по факту грубого нарушения служебной дисциплины в период служебной командировки ** Д.М. был подан начальником УРЛС МВД по Республике Тыва **, где в этот же день министром внутренних дел по Республике Тыва поставлена резолюция об организации проведения служебной проверки (л.д. 40).
Материалы служебной проверки поступили в МВД по Республике Тыва **. Доказательств того, что документы поступили из ** школы в МВД по Республики Тыва раньше не имеется. Поскольку на ** у ответчика имелась факсограмма о совершении Д.М. дисциплинарного проступка, материалы служебной проверки и приказ об отчислении истца из учебного заведения не поступили, то министром обоснованно было принято решение о проведении служебной проверки, поскольку достаточных данных, указывающих на нарушение сотрудником установленного порядка и правил при выполнении возложенных на него обязанностей, а также происшествия с его участием, не имелось.
Заключение служебной проверки по факту грубого нарушения служебной дисциплины ** Д.М., утверждено Министром внутренних дел по Республике Тыва **. С заключением служебной проверки Д.М. ознакомлен ** (л.д. 42 - 46).
Д.М. к дисциплинарной ответственности в виде увольнения со службы в органах внутренних дел привлечен приказом N ** л/с от **.
Таким образом, процедура назначения и проведения служебной проверки, а также сроки привлечения истца к дисциплинарной ответственности работодателем полностью соблюдены. Служебная проверка министром внутренних дел по Республики Тыва назначена в 10-дневной срок с момента поступления ему информации, в виде рапорта начальника УРЛС МВД по РТ, которая явилась основанием для ее назначения, и завершена не позднее чем через 30 дней со дня принятия решения о ее проведении, дисциплинарное взыскание применено к Д.М. в течение месяца с момента ее окончания.
Довод истца о том, что информация о совершении Д.М. дисциплинарного проступка стала известна министру ** из поступившей в МВД по Республике Тыва из ** МВД России факсограммы, является несостоятельным, так как в данной факсограмме указывается лишь о том, что ** истец находился на территории образовательного учреждения с признаками алкогольного опьянения; приказом N ** от ** Д.М. отчислен из школы за грубое нарушение служебной дисциплины и откомандирован в распоряжение комплектующего органа. Дополнительно начальником ** школы сообщено, что материалы служебной проверки и выписка из приказа об отчислении будут направлены дополнительно.
При таких обстоятельствах судебной коллегией признается, что нарушений законодательства со стороны ответчика при решении вопроса об увольнении истца из органов внутренних дел не допущено. Процедура, предшествующая увольнению истца со службы, ответчиком была соблюдена; сроки наложения дисциплинарного взыскания не нарушены; приказ об увольнении подписан компетентным должностным лицом, правомочным принимать решения об увольнении.
С учетом приведенных обстоятельств постановленное по делу решение подлежит отмене с вынесением нового решения об отказе в удовлетворении исковых требований.
Руководствуясь ст. ст. 328, 330 Гражданского процессуального кодекса РФ, судебная коллегия,
определила:
Решение Кызылского городского суда Республики Тыва от 10 апреля 2013 года отменить, принять новое решение следующего содержания:
"В удовлетворении иска Д.М. к Министерству внутренних дел по Республике Тыва о восстановлении на работе и взыскании заработной платы за время вынужденного прогула отказать".
Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия.
Мотивированное апелляционное определение изготовлено 15 июля 2013 года.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DAYWORK.RU | Кадровая служба предприятия" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ ВЕРХОВНОГО СУДА РЕСПУБЛИКИ ТЫВА ОТ 11.07.2013 ПО ДЕЛУ N 33-673/2013
Разделы:Индивидуальные трудовые споры; Трудовые споры. Социальное партнерство. Профсоюзы
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ВЕРХОВНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ ТЫВА
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 11 июля 2013 г. по делу N 33-673/2013
Судья: Шулуу Л.К.
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного суда Республики Тыва в составе:
председательствующего Чикашовой М.Н.,
судей Дамдын Л.Д., Соскал О.М.,
с участием прокурора Ойдуп У.М.,
при секретаре М.,
рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи Соскал О.М. гражданское дело по иску Д.М. к Министерству внутренних дел по Республике Тыва о признании приказа об увольнении незаконным, восстановлении на работе и взыскании заработной платы за время вынужденного прогула по апелляционной жалобе представителя Министерства внутренних дел по Республике Тыва Н. и по апелляционному представлению прокурора, участвовавшего в деле, на решение Кызылского городского суда Республики Тыва от 10 апреля 2013 года,
установила:
Д.М. обратился в суд с исковым заявлением к Министерству внутренних дел по Республике Тыва о признании приказа об увольнении незаконным, восстановлении на работе, взыскании заработной платы за время вынужденного прогула, указывая на то, что с 19 апреля 2012 года он работал в должности ** МВД по **. Приказом N ** от ** с ним расторгнут контракт и он был уволен со службы в органах внутренних дел по п. 6 ч. 2 ст. 82 Федерального закона от 30.11.2011 г. N 342-ФЗ "О службе в органах внутренних дел РФ и внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ" (в связи с грубым нарушением служебной дисциплины). Считает увольнение незаконным, поскольку за один и то же проступок он подвергся двум дисциплинарным взысканиям, а именно отчислен из образовательного учреждения и уволен со службы в органах внутренних дел, что противоречит п. 3 ст. 50 ФЗ "О службе в органах внутренних дел РФ и внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ". Считает, что при увольнении не были учтены его поощрения, положительные характеристики, а также то, что является единственным кормильцем в семье, на иждивении имеет малолетнего ребенка, жена - студентка очной формы обучения. Просил признать приказ N ** от ** незаконным, восстановить в прежней должности ** МВД по Республике Тыва и взыскать заработную плату за время вынужденного прогула.
Решением суда исковые требования Д.М. удовлетворены. Истец восстановлен в должности ** МВД по Республике Тыва, взыскана с ответчика в пользу истца заработная плата за время вынужденного прогула в сумме ** руб. ** коп.
Не согласившись с решением суда, представитель ответчика МВД по Республике Тыва Н., действующая по доверенности, подала апелляционную жалобу, в которой просит отменить решение суда и принять новое об отказе удовлетворении исковых требований. В обоснование указывает, что судом были нарушены и неправильно применены нормы материального права, что привело к неправильному разрешению дела. Вывод суда о том, что работодателем нарушен десятидневный срок назначения служебной проверки, не подтвержден материалами дела.
Участвовавший в рассмотрении дела прокурор, не согласившись с решением суда, подал апелляционное представление, в котором просит об отмене решения суда, ссылаясь на то, что увольнение истца является законным и обоснованным, поскольку служебная проверка по факту нарушения служебной дисциплины Д.М. назначена и проведена ответчиком с соблюдением требований законодательства. Полагает, что порядок увольнения ответчиком не нарушен.
В суде апелляционной инстанции представитель МВД по Республике Тыва Н. и прокурор Ойдуп У.М. поддержали доводы апелляционных жалобы и представления.
Истец Д.М. и его представитель Д.С. не согласились с доводами апелляционных жалобы и представления, просили решение суда оставить без изменения.
Выслушав пояснения лиц, участвующих в рассмотрении дела, заключение прокурора, допросив свидетелей, проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционных жалобы и представления, судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии с ч. 1 ст. 327.1 ГПК РФ суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.
В силу ч. 1 ст. 34 Федерального закона от 07 февраля 2011 г. N 3-ФЗ "О полиции" служба в полиции осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации, регламентирующим вопросы прохождения службы в органах внутренних дел, с учетом положений настоящего Федерального закона.
Вопросы прохождения службы в органах внутренних дел, в том числе основания и порядок прекращения прохождения данной службы, порядок наложения дисциплинарных взысканий на сотрудников полиции урегулированы Федеральным законом от 30 ноября 2011 г. N 342-ФЗ "О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации".
В силу ст. 12 ФЗ "О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" сотрудник органов внутренних дел обязан не допускать злоупотреблений служебными полномочиями, соблюдать установленные федеральными законами ограничения и запреты, связанные со службой в органах внутренних дел, а также соблюдать требования к служебному поведению сотрудника.
Согласно ст. 13 этого же закона, при осуществлении служебной деятельности, а также во внеслужебное время сотрудник органов внутренних дел должен заботиться о сохранении своих чести и достоинства, не допускать принятия решений из соображений личной заинтересованности, не совершать при выполнении служебных обязанностей поступки, вызывающие сомнение в объективности, справедливости и беспристрастности сотрудника, наносящие ущерб его репутации, авторитету федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел, а также государственной власти.
В соответствии со ст. ст. 47, 50 указанного закона под служебной дисциплиной понимается соблюдение сотрудником органов внутренних дел установленных законодательством Российской Федерации, Присягой сотрудника органов внутренних дел Российской Федерации, дисциплинарным уставом органов внутренних дел Российской Федерации, контрактом, приказами и распоряжениями руководителя федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел, приказами и распоряжениями прямых и непосредственных руководителей (начальников) порядка и правил выполнения служебных обязанностей и реализации предоставленных прав. За нарушения служебной дисциплины (дисциплинарный проступок) на сотрудника органов внутренних дел могут налагаться дисциплинарные взыскания, в том числе увольнение со службы в органах внутренних дел.
Как следует из пунктов 1, 6 статьи 8 Кодекса профессиональной этики сотрудника органов внутренних дел Российской Федерации, утвержденного приказом МВД России от 24 декабря 2008 года N 1138, поведение сотрудника всегда и при любых обстоятельствах должно быть безупречным, соответствовать высоким стандартам профессионализма и нравственно-этическим принципам стража правопорядка. Ничто не должно порочить деловую репутацию и авторитет сотрудника. Нормы и правила служебного этикета предписывают сотруднику воздерживаться от употребления спиртных напитков содержащих алкоголь, накануне и во время исполнения служебных обязанностей.
В соответствии с п. 6 ч. 2 ст. 82 ФЗ "О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" контракт может быть расторгнут, а сотрудник органов внутренних дел может быть уволен со службы в органах внутренних дел в связи с грубым нарушением служебной дисциплины.
Согласно п. 3 ч. 2 ст. 49 указанного Закона, грубым нарушением служебной дисциплины сотрудником органов внутренних дел является нахождение сотрудника на службе в состоянии алкогольного, наркотического или иного токсического опьянения либо отказ сотрудника от медицинского освидетельствования на состояние опьянения.
Как установлено судом первой инстанции и подтверждается материалами дела, Д.М. состоял на службе в органах внутренних дел республики с **. На момент увольнения истец проходил службу в органах внутренних дел в должности ** МВД по Республики Тыва (далее ** МВД по Республике Тыва).
Приказом от ** N ** Д.М. направлен в служебную командировку в ** школу ** МВД России (далее ** МВД России) для прохождения профессиональной переподготовки и первоначальной подготовки сроком на 138 календарных дней с **.
Согласно рапорту заместителя начальника курса ** МВД России от 03 октября 2012 года, около 00 час. 30 мин. во время обхода общежития школы им были замечены слушатели ** Д.М., прибывший из МВД по Республике Тыва, и ** Р., прибывший из МВД по **, с признаками алкогольного опьянения. Протоколом медицинского освидетельствования от 03 октября 2012 года ГБУЗ Республиканского наркологического диспансера Минздрава ** подтверждено, что Д.М. находился в состоянии алкогольного опьянения. По указанному факту нарушения служебной дисциплины администрацией учебного заведения проведена служебная проверка, по результатам которой принято решение о применении мер дисциплинарного воздействия. Приказом начальника ** МВД России от ** N ** Д.М. отчислен из учебного заведения и откомандирован в распоряжение комплектующего органа за грубое нарушение служебной дисциплины с **, выразившееся в нахождении на службе в состоянии алкогольного опьянения.
** Д.М. прибыл по месту основной работы и приступил к исполнению служебных обязанностей. ** у Д.М. отобрана объяснительная, в которой он полностью признал свою вину. ** министром внутренним дел по Республике Тыва **. на основании рапорта начальника управления по работе с личным составом МВД по Республики Тыва в отношении Д.М. назначено проведение служебной проверки.
Заключением служебной проверки от **, проведенной по указанию министра внутренних дел по Республике Тыва, установлен факт совершения Д.М. грубого нарушения служебной дисциплины в виде нахождения на территории образовательного учреждения в состоянии алкогольного опьянения. Представлением от ** предложено расторгнут контракт с Д.М. и принять решение об его увольнении со службы в органах внутренних дел по п. 6 ч. 2 ст. 82 ФЗ "О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (за грубое нарушение служебной дисциплины).
Приказом МВД по Республики Тыва N ** от ** ** Д.М. - ** МВД по Республике Тыва уволен из органов внутренних дел п. 6 ч. 2 ст. 82 ФЗ "О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (за грубое нарушение служебной дисциплины).
Установив вышеуказанные обстоятельства, исследовав представленные сторонами доказательства, суд проверил, совершил ли истец проступок, отраженный в заключении служебной проверки, и пришел к правильному выводу о том, что Д.М., являясь сотрудником органов внутренних дел, совершил грубое нарушение служебной дисциплины в виде нахождения на территории образовательного учреждения в состоянии алкогольного опьянения, таким образом, у ответчика имелись основания для наложения на истца дисциплинарного взыскания.
Между тем, поскольку ответчиком не был соблюден установленный п. 18 Приказа МВД РФ от 24 декабря 2008 года N 1140 "Об утверждении Инструкции о порядке организации и проведения служебных проверок" десятидневный срок для назначения служебной проверки, суд первой инстанции, констатировав нарушение порядка увольнения, принял решение о восстановлении истца на работе.
Судебная коллегия с данным выводом суда не согласна по следующим основаниям.
Статьей 51 ФЗ "О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" установлено, что правом наложения дисциплинарного взыскания, предоставленным нижестоящему руководителю (начальнику), обладает и прямой руководитель (начальник). Если на сотрудника органов внутренних дел необходимо наложить такое дисциплинарное взыскание, которое соответствующий руководитель (начальник) не имеет права налагать, он ходатайствует о наложении этого дисциплинарного взыскания перед вышестоящим руководителем (начальником) (ч. 4). Дисциплинарное взыскание должно быть наложено не позднее чем через две недели со дня, когда прямому руководителю (начальнику) или непосредственному руководителю (начальнику) стало известно о совершении сотрудником органов внутренних дел дисциплинарного проступка, а в случае проведения служебной проверки или возбуждения уголовного дела - не позднее чем через один месяц со дня утверждения заключения по результатам служебной проверки или вынесения окончательного решения по уголовному делу. В указанные сроки не включаются периоды временной нетрудоспособности сотрудника, нахождения его в отпуске или в командировке (ч. 6). Дисциплинарное взыскание не может быть наложено на сотрудника органов внутренних дел по истечении шести месяцев со дня совершения дисциплинарного проступка, а по результатам ревизии или проверки финансово-хозяйственной деятельности - по истечении двух лет со дня совершения дисциплинарного проступка. В указанные сроки не включаются периоды временной нетрудоспособности сотрудника, нахождения его в отпуске или в командировке, а также время производства по уголовному делу (ч. 7). До наложения дисциплинарного взыскания от сотрудника органов внутренних дел, привлекаемого к ответственности, должно быть затребовано объяснение в письменной форме. В случае отказа сотрудника дать такое объяснение составляется соответствующий акт. Перед наложением дисциплинарного взыскания по решению руководителя федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел или уполномоченного руководителя в соответствии со статьей 52 настоящего Федерального закона может быть проведена служебная проверка (ч. 8).
Таким образом, а данной статье определен порядок наложения на сотрудников внутренних дел мер дисциплинарных взысканий.
Как следует из материалов дела порядок наложения дисциплинарного взыскания в отношении Д.М., предусмотренный ст. 51 ФЗ "О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", не нарушен.
В соответствии со ст. 52 вышеуказанного закона служебная проверка проводится при необходимости выявления причин, характера и обстоятельств совершенного сотрудником органов внутренних дел дисциплинарного проступка.
Порядок организации и проведения служебных проверок в органах, подразделениях и учреждениях системы Министерства внутренних дел Российской Федерации установлен Приказом Министерства внутренних дел Российской Федерации N 1140 от 24 декабря 2008 года "Об утверждении Инструкции о порядке организации и проведения служебных проверок в органах, подразделениях и учреждениях системы МВД России".
Согласно пунктам 11 - 13 Инструкции основанием для проведения служебной проверки является наличие достаточных данных, указывающих на нарушение сотрудником установленного порядка и правил при выполнении возложенных на него обязанностей и осуществлении имеющихся у него правомочий в ходе служебной деятельности, а также происшествия с его участием. Поводом для проведения служебной проверки является поступившая в установленном порядке начальнику органа, подразделения, учреждения системы МВД России или его заместителю информация о дисциплинарном проступке сотрудника и происшествии с его участием, которая может содержаться в обращениях граждан и организаций, сообщениях судебных, правоохранительных, контролирующих и иных государственных органов, общественных объединений, рапортах сотрудников, заявлениях государственных гражданских служащих и работников и публикациях средств массовой информации. Служебная проверка назначается поручением в виде резолюции на документе, содержащем сведения о наличии оснований для ее проведения, либо путем издания приказа по органу, подразделению, учреждению системы МВД России при проведении служебной проверки комиссией. При этом, служебная проверка должна быть назначена не позднее 10 дней с момента получения должностным лицом, имеющим право назначения служебной проверки, информации, послужившей основанием для ее назначения, и должна быть завершена не позднее чем через 30 дней со дня принятия решения о ее проведении (п. 18 Инструкции).
При проведении служебной проверки в отношении сотрудника органов внутренних дел должны быть приняты меры по объективному и всестороннему установлению: фактов и обстоятельств совершения сотрудником дисциплинарного проступка; вины сотрудника; причин и условий, способствовавших совершению сотрудником дисциплинарного проступка; характера и размера вреда, причиненного сотрудником в результате совершения дисциплинарного проступка; наличия или отсутствия обстоятельств, препятствующих прохождению сотрудником службы в органах внутренних дел.
Результаты служебной проверки представляются уполномоченному руководителю, принявшему решение о проведении служебной проверки, в письменной форме в виде заключения.
Как следует из материалов дела, рапорт на имя министра внутренних дел по Республике Тыва о необходимости проведения служебной проверки по факту грубого нарушения служебной дисциплины в период служебной командировки ** Д.М. был подан начальником УРЛС МВД по Республике Тыва **, где в этот же день министром внутренних дел по Республике Тыва поставлена резолюция об организации проведения служебной проверки (л.д. 40).
Материалы служебной проверки поступили в МВД по Республике Тыва **. Доказательств того, что документы поступили из ** школы в МВД по Республики Тыва раньше не имеется. Поскольку на ** у ответчика имелась факсограмма о совершении Д.М. дисциплинарного проступка, материалы служебной проверки и приказ об отчислении истца из учебного заведения не поступили, то министром обоснованно было принято решение о проведении служебной проверки, поскольку достаточных данных, указывающих на нарушение сотрудником установленного порядка и правил при выполнении возложенных на него обязанностей, а также происшествия с его участием, не имелось.
Заключение служебной проверки по факту грубого нарушения служебной дисциплины ** Д.М., утверждено Министром внутренних дел по Республике Тыва **. С заключением служебной проверки Д.М. ознакомлен ** (л.д. 42 - 46).
Д.М. к дисциплинарной ответственности в виде увольнения со службы в органах внутренних дел привлечен приказом N ** л/с от **.
Таким образом, процедура назначения и проведения служебной проверки, а также сроки привлечения истца к дисциплинарной ответственности работодателем полностью соблюдены. Служебная проверка министром внутренних дел по Республики Тыва назначена в 10-дневной срок с момента поступления ему информации, в виде рапорта начальника УРЛС МВД по РТ, которая явилась основанием для ее назначения, и завершена не позднее чем через 30 дней со дня принятия решения о ее проведении, дисциплинарное взыскание применено к Д.М. в течение месяца с момента ее окончания.
Довод истца о том, что информация о совершении Д.М. дисциплинарного проступка стала известна министру ** из поступившей в МВД по Республике Тыва из ** МВД России факсограммы, является несостоятельным, так как в данной факсограмме указывается лишь о том, что ** истец находился на территории образовательного учреждения с признаками алкогольного опьянения; приказом N ** от ** Д.М. отчислен из школы за грубое нарушение служебной дисциплины и откомандирован в распоряжение комплектующего органа. Дополнительно начальником ** школы сообщено, что материалы служебной проверки и выписка из приказа об отчислении будут направлены дополнительно.
При таких обстоятельствах судебной коллегией признается, что нарушений законодательства со стороны ответчика при решении вопроса об увольнении истца из органов внутренних дел не допущено. Процедура, предшествующая увольнению истца со службы, ответчиком была соблюдена; сроки наложения дисциплинарного взыскания не нарушены; приказ об увольнении подписан компетентным должностным лицом, правомочным принимать решения об увольнении.
С учетом приведенных обстоятельств постановленное по делу решение подлежит отмене с вынесением нового решения об отказе в удовлетворении исковых требований.
Руководствуясь ст. ст. 328, 330 Гражданского процессуального кодекса РФ, судебная коллегия,
определила:
Решение Кызылского городского суда Республики Тыва от 10 апреля 2013 года отменить, принять новое решение следующего содержания:
"В удовлетворении иска Д.М. к Министерству внутренних дел по Республике Тыва о восстановлении на работе и взыскании заработной платы за время вынужденного прогула отказать".
Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия.
Мотивированное апелляционное определение изготовлено 15 июля 2013 года.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DAYWORK.RU | Кадровая служба предприятия" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)