Судебные решения, арбитраж
Трудовые отношения
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
судья Смирнов Д.Л.
город Калуга
Судебная коллегия по гражданским делам
Калужского областного суда в составе:
Председательствующего Ариничева С.Н.,
судей Пичуковой Л.М., Романовой В.В.,
при секретаре А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу Пичуковой Л.М. дело по апелляционной жалобе Д. на решение Дзержинского районного суда Калужской области от 4 июня 2012 года по иску Д., выступающего от своего имени и как председатель профсоюзного комитета пожарной части N <...> ФГКУ "О.", к федеральному государственному казенному учреждению "О." об отмене приказа, признании незаконным дисциплинарного взыскания,
12.04.2012 года председатель профсоюзного комитета пожарной части N <...> ФГКУ "О." обратился в суд с иском к федеральному государственному казенному учреждению "О." (далее ФГКУ "О."), уточнив требования, просил отменить приказ N <...> от 13.03.2012 года, признать незаконным факт перевода работников на другую работу. В обоснование требований указал, что данный приказ, которым личному составу предписано руководствоваться в повседневной деятельности при организации службы приказом МЧС России от 05.04.2011 года N 167 "Об утверждении Порядка организации службы в подразделениях пожарной охраны", при тушении пожаров и проведении аварийно-спасательных работ руководствоваться приказом МСЧ России от 31.03.2011 года N 156 "Об утверждении Порядка тушения пожаров в подразделениях пожарной охраны" подлежал принятию с учетом мнения профсоюзного органа. Данным приказом на личный состав пожарной части возложены дополнительные обязанности, не предусмотренные трудовыми договорами и коллективным договором. Приказ распространяет на часть личного состава пожарной части, являющихся работниками, действие приказа МСЧ России N 167 от 05.04.2011 года, пункты 4.4, 6.4, 6.12, 6.14, 6.17, 6.19, 8.4, 8.5, 10.5, 10.15, 11.1, 11.3, 11.4, 11.5, 11.6, 11.7 которого возлагают на работников дополнительные, не предусмотренные трудовым договором обязанности, в частности по уборке помещений, дежурству на фасаде здания.
Также 12.04.2012 года Д. обратился в суд с иском о признании незаконным и отмене наложенного на него приказом начальника ФГКУ "О." N <...> от 03.04.2012 года дисциплинарного взыскания в виде выговора за неисполнение обязанностей, предусмотренных пунктом 10.4 Порядка организации службы в подразделениях пожарной охраны, утв. Приказом МЧС России N 167 от 05.04.2011 года, по построению личного состава при смене караулов (дежурных смен) в боевой одежде. В обоснование требований указал, что положения данного Порядка по своему смыслу направлены на военнослужащих. Личный состав части - это гражданский персонал, на который не распространяются положения данного Порядка. Кроме того, п. 10.4 Порядка противоречит трудовому договору.
Определением Дзержинского районного суда от 18.05.2012 года дела по указанным искам объединены в одно производство.
Представители ответчика по доверенностям З., К. исковые требования не признали.
Представитель государственной инспекции труда в Калужской области в суд не явился.
Решением Дзержинского районного суда Калужской области от 4 июня 2012 года постановлено исковое заявление Д., выступающего от своего имени и как председатель профсоюза ПЧ <...> ФГКУ "О.", об отмене приказа начальника ФГКУ "О." N <...> от 13.03.2012 года и о признании незаконным дисциплинарного взыскания удовлетворить частично.
Признать недействительным приказ начальника ФГКУ "О." N <...> от 03.04.2012 года о наложении дисциплинарного взыскания на Д.
В остальной части в удовлетворении искового заявления отказать.
В апелляционной жалобе ставится вопрос об отмене решения суда как незаконного, вынесении нового решения, поскольку судом не учтено, что оспариваемый приказ N <...> от 13.03.2012 года распространил на лиц, являющихся работниками ПЧ N <...>, пункты Приказа N 167 от 05.04.2011 года, которыми введены дополнительные обязанности для работников, что привело к изменению определенных сторонами трудового договора условий, суд не отнес к обстоятельствам, имеющим значение для дела, вопрос о правовом положении работников и сотрудников пожарной части.
Проверив материалы дела, обсудив доводы жалобы, судебная коллегия не усматривает оснований для отмены решения суда.
Согласно ст. 8 Трудового кодекса Российской Федерации работодатели, за исключением работодателей физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями, принимают локальные нормативные акты, содержащие нормы трудового права в пределах своей компетенции в соответствии с трудовым законодательством и иными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективными договорами, соглашениями.
В случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, коллективным договором, соглашениями, работодатель при принятии локальных нормативных актов учитывает мнение представительного органа работников.
Статьей 371 Трудового кодекса Российской Федерации установлена обязанность работодателя принимать решения с учетом мнения соответствующего профсоюзного органа в порядке и случаях, предусмотренных настоящим Кодексом.
Установлено, что Д. по трудовому договору работает в должности начальника караула пожарной части N <...> ФГКУ "О.".
Также Д. 1 декабря 2009 года избран председателем профсоюзного комитета пожарной части N <...> ФГКУ "О.", что подтверждается протоколом внеочередного профсоюзного собрания Пожарной части N <...> от 1 декабря 2009 года.
Приказом N <...> от 13.03.2012 года ФГКУ "О." личному составу предписано руководствоваться в повседневной деятельности при организации службы Приказом МЧС России от 05.04.2011 года N 167 "Об утверждении Порядка организации службы в подразделениях пожарной охраны", при тушении пожаров и проведении аварийно-спасательных работ руководствоваться приказом МСЧ России от 31.03.2011 года N 156 "Об утверждении Порядка тушения пожаров в подразделениях пожарной охраны".
Согласно Уставу ФГКУ "О." его учредителем является Российская Федерация, от имени которой полномочия осуществляет МЧС России, в ведении которой находится учреждение. Учреждение создано в целях обеспечения пожарной безопасности, предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций на территории Калужской области.
Статьей 7 Федерального закона от 21.12.1994 года N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" установлено, что личный состав Государственной противопожарной службы включает в себя состоящих на соответствующих штатных должностях: лиц рядового и начальствующего состава федеральной противопожарной службы (далее сотрудники); военнослужащих федеральной противопожарной службы; лиц, не имеющих специальных или воинских званий (работники).
Статья 5 Федерального закона от 21.12.1994 года N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" предусматривает, что в государственную противопожарную службу входит, в том числе и федеральная противопожарная служба.
В соответствии со ст. 2 Положения о Федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы, утв. Постановлением Правительства РФ от 20.06.2005 года N 385 федеральная противопожарная служба государственной противопожарной службы в своей деятельности руководствуется Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, федеральными законами, указами и распоряжениями Президента Российской Федерации, постановлениями и распоряжениями Правительства Российской Федерации, нормативными правовыми и иными актами МЧС России, а также настоящим Положением.
Согласно ст. 8 Указа Президента РФ от 11.07.2004 N 868 "Вопросы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий" МЧС России вправе издавать приказы о порядке организации службы в подразделениях пожарной охраны, а также о порядке привлечения сил и средств подразделений пожарной охраны для тушения пожаров и проведения аварийно-спасательных работ.
Согласно пунктам 1.1, 1.2 приказа МЧС России N 167 от 05.04.2011 года его положения распространяются на все подразделения всех видов пожарной охраны. Указанные пункты не содержат разделение обязанностей личного состава в зависимости от статуса лица, установленного статьей 7 Федерального закона от 21.12.1994 года N 69-ФЗ "О пожарной безопасности".
С учетом изложенного при рассмотрении спора суд пришел к правильному выводу о том, что сам по себе оспариваемый приказ N <...> от 13.03.2012 года не является локальным нормативным актом, содержащим нормы трудового права, для принятия которого необходим учет мнения представительного органа работников. Данный приказ не установил для личного состава каких-либо обязанностей, данный приказ лишь указал на необходимость личному составу руководствоваться приказом МЧС России от 05.04.2011 года N 167 "Об утверждении Порядка организации службы в подразделениях пожарной охраны", приказом МСЧ России от 31.03.2011 года N 156 "Об утверждении Порядка тушения пожаров в подразделениях пожарной охраны".
Обратившись в суд с указанным иском, председатель профкома пожарной части N <...> Д., основанием исковых требований по существу указал на несогласие с отдельными пунктами Приказа МЧС России от 05.04.2011 года N 167 "Об утверждении Порядка организации службы в подразделениях пожарной охраны".
Согласно ст. 371 Трудового кодекса РФ работодатель принимает решения с учетом мнения соответствующего профсоюзного органа в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом.
С учетом содержания оспариваемого приказа у администрации ФГКУ "О." не имелось обязанности учета мнения профсоюзного органа при его издании.
Таким образом, судом обоснованно отказано в признании незаконным приказа N <...> от 13.03.2012 года ФГКУ "О.", признании незаконным факта перевода работников на другую работу.
Данный вывод суда соответствует вышеприведенным нормам права.
Апелляционная жалоба, в которой приведены пункты приказа МЧС России от 05.04.2011 года N 167 "Об утверждении Порядка организации службы в подразделениях пожарной охраны", по мнению автора жалобы, нарушающие права работников, не содержит нашедших свое подтверждение доводов, которые могли бы являться основанием для отмены решения суда в апелляционном порядке.
Исходя из изложенного, руководствуясь статьями 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
решение Дзержинского районного суда Калужской области от 4 июня 2012 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Д. - без удовлетворения.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DAYWORK.RU | Кадровая служба предприятия" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ОПРЕДЕЛЕНИЕ КАЛУЖСКОГО ОБЛАСТНОГО СУДА ОТ 27.08.2012 ПО ДЕЛУ N 33-1996/2012
Разделы:Трудовые отношения
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
КАЛУЖСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД
ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 27 августа 2012 г. по делу N 33-1996/2012
судья Смирнов Д.Л.
город Калуга
Судебная коллегия по гражданским делам
Калужского областного суда в составе:
Председательствующего Ариничева С.Н.,
судей Пичуковой Л.М., Романовой В.В.,
при секретаре А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу Пичуковой Л.М. дело по апелляционной жалобе Д. на решение Дзержинского районного суда Калужской области от 4 июня 2012 года по иску Д., выступающего от своего имени и как председатель профсоюзного комитета пожарной части N <...> ФГКУ "О.", к федеральному государственному казенному учреждению "О." об отмене приказа, признании незаконным дисциплинарного взыскания,
установила:
12.04.2012 года председатель профсоюзного комитета пожарной части N <...> ФГКУ "О." обратился в суд с иском к федеральному государственному казенному учреждению "О." (далее ФГКУ "О."), уточнив требования, просил отменить приказ N <...> от 13.03.2012 года, признать незаконным факт перевода работников на другую работу. В обоснование требований указал, что данный приказ, которым личному составу предписано руководствоваться в повседневной деятельности при организации службы приказом МЧС России от 05.04.2011 года N 167 "Об утверждении Порядка организации службы в подразделениях пожарной охраны", при тушении пожаров и проведении аварийно-спасательных работ руководствоваться приказом МСЧ России от 31.03.2011 года N 156 "Об утверждении Порядка тушения пожаров в подразделениях пожарной охраны" подлежал принятию с учетом мнения профсоюзного органа. Данным приказом на личный состав пожарной части возложены дополнительные обязанности, не предусмотренные трудовыми договорами и коллективным договором. Приказ распространяет на часть личного состава пожарной части, являющихся работниками, действие приказа МСЧ России N 167 от 05.04.2011 года, пункты 4.4, 6.4, 6.12, 6.14, 6.17, 6.19, 8.4, 8.5, 10.5, 10.15, 11.1, 11.3, 11.4, 11.5, 11.6, 11.7 которого возлагают на работников дополнительные, не предусмотренные трудовым договором обязанности, в частности по уборке помещений, дежурству на фасаде здания.
Также 12.04.2012 года Д. обратился в суд с иском о признании незаконным и отмене наложенного на него приказом начальника ФГКУ "О." N <...> от 03.04.2012 года дисциплинарного взыскания в виде выговора за неисполнение обязанностей, предусмотренных пунктом 10.4 Порядка организации службы в подразделениях пожарной охраны, утв. Приказом МЧС России N 167 от 05.04.2011 года, по построению личного состава при смене караулов (дежурных смен) в боевой одежде. В обоснование требований указал, что положения данного Порядка по своему смыслу направлены на военнослужащих. Личный состав части - это гражданский персонал, на который не распространяются положения данного Порядка. Кроме того, п. 10.4 Порядка противоречит трудовому договору.
Определением Дзержинского районного суда от 18.05.2012 года дела по указанным искам объединены в одно производство.
Представители ответчика по доверенностям З., К. исковые требования не признали.
Представитель государственной инспекции труда в Калужской области в суд не явился.
Решением Дзержинского районного суда Калужской области от 4 июня 2012 года постановлено исковое заявление Д., выступающего от своего имени и как председатель профсоюза ПЧ <...> ФГКУ "О.", об отмене приказа начальника ФГКУ "О." N <...> от 13.03.2012 года и о признании незаконным дисциплинарного взыскания удовлетворить частично.
Признать недействительным приказ начальника ФГКУ "О." N <...> от 03.04.2012 года о наложении дисциплинарного взыскания на Д.
В остальной части в удовлетворении искового заявления отказать.
В апелляционной жалобе ставится вопрос об отмене решения суда как незаконного, вынесении нового решения, поскольку судом не учтено, что оспариваемый приказ N <...> от 13.03.2012 года распространил на лиц, являющихся работниками ПЧ N <...>, пункты Приказа N 167 от 05.04.2011 года, которыми введены дополнительные обязанности для работников, что привело к изменению определенных сторонами трудового договора условий, суд не отнес к обстоятельствам, имеющим значение для дела, вопрос о правовом положении работников и сотрудников пожарной части.
Проверив материалы дела, обсудив доводы жалобы, судебная коллегия не усматривает оснований для отмены решения суда.
Согласно ст. 8 Трудового кодекса Российской Федерации работодатели, за исключением работодателей физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями, принимают локальные нормативные акты, содержащие нормы трудового права в пределах своей компетенции в соответствии с трудовым законодательством и иными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективными договорами, соглашениями.
В случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, коллективным договором, соглашениями, работодатель при принятии локальных нормативных актов учитывает мнение представительного органа работников.
Статьей 371 Трудового кодекса Российской Федерации установлена обязанность работодателя принимать решения с учетом мнения соответствующего профсоюзного органа в порядке и случаях, предусмотренных настоящим Кодексом.
Установлено, что Д. по трудовому договору работает в должности начальника караула пожарной части N <...> ФГКУ "О.".
Также Д. 1 декабря 2009 года избран председателем профсоюзного комитета пожарной части N <...> ФГКУ "О.", что подтверждается протоколом внеочередного профсоюзного собрания Пожарной части N <...> от 1 декабря 2009 года.
Приказом N <...> от 13.03.2012 года ФГКУ "О." личному составу предписано руководствоваться в повседневной деятельности при организации службы Приказом МЧС России от 05.04.2011 года N 167 "Об утверждении Порядка организации службы в подразделениях пожарной охраны", при тушении пожаров и проведении аварийно-спасательных работ руководствоваться приказом МСЧ России от 31.03.2011 года N 156 "Об утверждении Порядка тушения пожаров в подразделениях пожарной охраны".
Согласно Уставу ФГКУ "О." его учредителем является Российская Федерация, от имени которой полномочия осуществляет МЧС России, в ведении которой находится учреждение. Учреждение создано в целях обеспечения пожарной безопасности, предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций на территории Калужской области.
Статьей 7 Федерального закона от 21.12.1994 года N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" установлено, что личный состав Государственной противопожарной службы включает в себя состоящих на соответствующих штатных должностях: лиц рядового и начальствующего состава федеральной противопожарной службы (далее сотрудники); военнослужащих федеральной противопожарной службы; лиц, не имеющих специальных или воинских званий (работники).
Статья 5 Федерального закона от 21.12.1994 года N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" предусматривает, что в государственную противопожарную службу входит, в том числе и федеральная противопожарная служба.
В соответствии со ст. 2 Положения о Федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы, утв. Постановлением Правительства РФ от 20.06.2005 года N 385 федеральная противопожарная служба государственной противопожарной службы в своей деятельности руководствуется Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, федеральными законами, указами и распоряжениями Президента Российской Федерации, постановлениями и распоряжениями Правительства Российской Федерации, нормативными правовыми и иными актами МЧС России, а также настоящим Положением.
Согласно ст. 8 Указа Президента РФ от 11.07.2004 N 868 "Вопросы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий" МЧС России вправе издавать приказы о порядке организации службы в подразделениях пожарной охраны, а также о порядке привлечения сил и средств подразделений пожарной охраны для тушения пожаров и проведения аварийно-спасательных работ.
Согласно пунктам 1.1, 1.2 приказа МЧС России N 167 от 05.04.2011 года его положения распространяются на все подразделения всех видов пожарной охраны. Указанные пункты не содержат разделение обязанностей личного состава в зависимости от статуса лица, установленного статьей 7 Федерального закона от 21.12.1994 года N 69-ФЗ "О пожарной безопасности".
С учетом изложенного при рассмотрении спора суд пришел к правильному выводу о том, что сам по себе оспариваемый приказ N <...> от 13.03.2012 года не является локальным нормативным актом, содержащим нормы трудового права, для принятия которого необходим учет мнения представительного органа работников. Данный приказ не установил для личного состава каких-либо обязанностей, данный приказ лишь указал на необходимость личному составу руководствоваться приказом МЧС России от 05.04.2011 года N 167 "Об утверждении Порядка организации службы в подразделениях пожарной охраны", приказом МСЧ России от 31.03.2011 года N 156 "Об утверждении Порядка тушения пожаров в подразделениях пожарной охраны".
Обратившись в суд с указанным иском, председатель профкома пожарной части N <...> Д., основанием исковых требований по существу указал на несогласие с отдельными пунктами Приказа МЧС России от 05.04.2011 года N 167 "Об утверждении Порядка организации службы в подразделениях пожарной охраны".
Согласно ст. 371 Трудового кодекса РФ работодатель принимает решения с учетом мнения соответствующего профсоюзного органа в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом.
С учетом содержания оспариваемого приказа у администрации ФГКУ "О." не имелось обязанности учета мнения профсоюзного органа при его издании.
Таким образом, судом обоснованно отказано в признании незаконным приказа N <...> от 13.03.2012 года ФГКУ "О.", признании незаконным факта перевода работников на другую работу.
Данный вывод суда соответствует вышеприведенным нормам права.
Апелляционная жалоба, в которой приведены пункты приказа МЧС России от 05.04.2011 года N 167 "Об утверждении Порядка организации службы в подразделениях пожарной охраны", по мнению автора жалобы, нарушающие права работников, не содержит нашедших свое подтверждение доводов, которые могли бы являться основанием для отмены решения суда в апелляционном порядке.
Исходя из изложенного, руководствуясь статьями 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Дзержинского районного суда Калужской области от 4 июня 2012 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Д. - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DAYWORK.RU | Кадровая служба предприятия" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)