Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ДВЕНАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 20.02.2013 ПО ДЕЛУ N А12-25356/2012

Разделы:
Трудовой договор о работе по совместительству; Трудовой договор

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ДВЕНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 20 февраля 2013 г. по делу N А12-25356/2012


Резолютивная часть постановления объявлена "13" февраля 2013 года.
Полный текст постановления изготовлен "20" февраля 2013 года.
Двенадцатый арбитражный апелляционный суд в составе
председательствующего судьи Жевак И.И.,
судей Александровой Л.Б., Луговского Н.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Повивкиной Е.О.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу закрытого акционерного общества "Стеклокомплект" (400119, г. Волгоград, ул. 25-летия Октября, 1, 10, ОГРН 1023402641162, ИНН 3442051110)
на решение Арбитражного суда Волгоградской области от "13" декабря 2012 года по делу N А12-25356/2012 (судья Пономарева Е.В.)
по заявлению закрытого акционерного общества "Стеклокомплект" (400119, г. Волгоград, ул. 25-летия Октября, 1, 10, ОГРН 1023402641162, ИНН 3442051110)
к государственному учреждению-Волгоградское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации (400066, г. Волгоград, ул. Донецкая, 16, ОГРН 1023403435637, ИНН 3444050993)
о признании недействительным решения,
при участии в судебном заседании:
от закрытого акционерного общества "Стеклокомплект" - директор Маркосян М.Е., паспорт,

установил:

закрытое акционерное общество "Стеклокомплект" (далее - ЗАО "Стеклокомплект", общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Волгоградской области с заявлением к государственному учреждению -Волгоградское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации (далее - фонд) о признании недействительным решения, вынесенного филиалом N 5 государственного учреждения - Волгоградское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации, от 01.08.2012 N 53 о непринятии к зачету расходов на выплату страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством.
Решением Арбитражного суда Волгоградской области от 13.12.2012 года по делу N А12-25356/2012 ЗАО "Стеклокомплект" в удовлетворении требования о признании недействительным решения фонда от 01.08.2012 N 53 о непринятии к зачету расходов на выплату страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством отказано.
ЗАО "Стеклокомплект" не согласилось с принятым решением и обратилось в Двенадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение суда первой инстанции и принять по делу новый судебный акт.
Фонд о месте и времени рассмотрения жалобы извещен надлежащим образом, согласно требованиям статьи 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, явку своего представителя в судебное заседание не обеспечил.
В соответствии с частью 3 статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие указанного лица.
Исследовав материалы дела, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к выводу, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
ЗАО "Стеклокомплект" обратилось в филиал с заявлением о выделении средств в размере 237 913 рублей 67 копеек.
Филиалом проведена проверка страхователя ЗАО "Стеклокомплект" по вопросам начисления, уплаты страховых взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний и расходования этих средств за период с 31.10.2010 по 31.03.2012.
По результатам выездной проверки составлен акт от 20.06.2012 N 53 и принято решение от 01.08.2012 N 53, согласно которому не приняты к зачету расходы на выплату страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, произведенные обществом в счет уплаты страховых взносов на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством в фонд в сумме 139 128 рублей 71 копейки.
Общество, полагая, что решение фонда от 01.08.2012 N 53 незаконно и нарушает его право на возмещение за счет средств обязательного социального страхования затрат, понесенных в связи с выплатой пособия по временной нетрудоспособности и в связи с материнством, обратилось в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
Суд первой инстанции, отказывая в удовлетворении заявленных требований, исходил из того, что назначение и выплата ежемесячного пособия по уходу за ребенком Маркосян Оксане Станиславовне в размере 13173,29 рублей в месяц произведено с нарушением Федерального закона от 29.12.2006 N 255-ФЗ "Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством". Суд первой инстанции пришел к выводу о том, что в действиях заявителя усматривается злоупотребление правом и создание искусственной ситуации для получения средств Фонда социального страхования.
Апелляционная инстанция считает, что суд первой инстанции полно, в соответствии с положениями статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации исследовал все обстоятельства по делу и сделал правильный вывод об отказе обществу в удовлетворении заявленных требований.
Согласно пункту 1 статьи 9 Федерального закона от 16.07.1999 N 165-ФЗ "Об основах обязательного социального страхования" (далее - Закон об основах обязательного социального страхования) отношения по обязательному социальному страхованию у страхователя (работодателя) по всем видам обязательного социального страхования возникают с момента заключения с работником трудового договора.
Подпунктами 7 и 8 пункта 2 статьи 8 Закона об основах обязательного социального страхования пособие по беременности и родам и ежемесячное пособие по уходу за ребенком отнесены к страховому обеспечению по отдельным видам обязательного социального страхования.
Подпунктом 6 пункта 2 статьи 12 Закона об основах обязательного социального страхования установлена обязанность страхователя выплачивать определенные виды страхового обеспечения застрахованным лицам при наступлении страховых случаев в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования, в том числе за счет собственных средств.
Исходя из статьи 22 Закона об основах обязательного социального страхования основанием для назначения и выплаты страхового обеспечения застрахованному лицу является наступление документально подтвержденного страхового случая.
В силу статьи 4 Федерального закона от 19.05.1995 N 81-ФЗ "О государственных пособиях гражданам, имеющим детей" (далее - Закон о государственных пособиях гражданам, имеющим детей) выплата пособия по беременности и родам и ежемесячного пособия по уходу за ребенком лицам, подлежащим обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, производится за счет средств Фонда социального страхования Российской Федерации.
Назначение, исчисление и выплата пособий по беременности и родам, ежемесячного пособия по уходу за ребенком по страховым случаям, наступившим после 01.01.2007, предусмотрены в главе 4 Федерального закона от 29.12.2006 N 255-ФЗ "Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством" (далее - Закон об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством).
В соответствии со статьей 13 Закона об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством назначение и выплата пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, ежемесячного пособия по уходу за ребенком осуществляются работодателем по месту работы застрахованного лица. Для назначения и выплаты пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам застрахованное лицо представляет листок нетрудоспособности, выданный медицинской организацией по форме и в порядке, которые установлены федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере обязательного социального страхования. Для назначения и выплаты ежемесячного пособия по уходу за ребенком застрахованное лицо представляет заявление о назначении указанного пособия, свидетельство о рождении (усыновлении) ребенка, за которым осуществляется уход, и его копию либо выписку из решения об установлении над ребенком опеки, свидетельство о рождении (усыновлении, смерти) предыдущего ребенка (детей) и его копию, справку с места работы (учебы, службы) матери (отца, обоих родителей) ребенка о том, что она (он, они) не использует отпуск по уходу за ребенком и не получает ежемесячного пособия по уходу за ребенком, а в случае, если мать (отец, оба родителя) ребенка не работает (не учится, не служит), справку из органов социальной защиты населения по месту жительства матери (отца) ребенка о неполучении ежемесячного пособия по уходу за ребенком. Для назначения и выплаты ежемесячного пособия по уходу за ребенком застрахованное лицо представляет также при необходимости справку (справки) о сумме заработка, из которого должно быть исчислено пособие.
Статьями 11, 11.2 Закона об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством определен размер пособия по беременности и родам, выплачиваемого застрахованной женщине, размер ежемесячного пособия по уходу за ребенком. Статья 14 Закона устанавливает порядок исчисления пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, ежемесячного пособия по уходу за ребенком.
Финансирование выплаты пособия по беременности и родам, ежемесячного пособия по уходу за ребенком застрахованным лицам осуществляется за счет средств бюджета Фонда социального страхования Российской Федерации (часть 1 статьи 3 Закона об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством).
Согласно подпункту 3 пункта 1 статьи 11 Закона об основах обязательного социального страхования страховщик имеет право не принимать к зачету расходы на обязательное социальное страхование в том случае, если данные расходы произведены страхователем с нарушением законодательства Российской Федерации.
Расходы по государственному социальному страхованию, произведенные с нарушением установленных правил или не подтвержденные документами (в том числе не возмещенные страхователем суммы пособий по временной нетрудоспособности вследствие трудового увечья или профессионального заболевания, а также суммы пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, выплаченные на основании неправильно оформленных или выданных с нарушением установленного порядка листков нетрудоспособности), к зачету не принимаются и подлежат возмещению в установленном порядке (пункт 18 постановления Правительства Российской Федерации от 12.02.1994 N 101 "О Фонде социального страхования в Российской Федерации").
Из существа приведенных нормативных актов и пункта 9 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 12.10.2006 N 53 "Об оценке арбитражными судами обоснованности получения налогоплательщиком налоговой выгоды" следует, что возмещение средств из Фонда социального страхования является восстановительной мерой, направленной на компенсацию реальных затрат страхователя, а создание страхователем искусственной ситуации для получения средств фонда является основанием для отказа в удовлетворении требования о возмещении таких расходов.
При рассмотрении дела суд установил, что основанием для отказа в возмещении обществу расходов в виде выплаченного пособия по беременности и родам и ежемесячного пособия по уходу за ребенком работнику послужил вывод фонда о том, что назначение и выплата ежемесячного пособия по уходу за ребенком Маркосян Оксане Станиславовне в размере 13173,29 рублей в месяц произведено с нарушением Федерального закона от 29.12.2006 N 255-ФЗ "Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством".
Согласно табелям учета рабочего времени в ЗАО "Стеклокомплект" работники принимались на работу на 0,5 ставки. Трудовыми договорами им установлен нормированный рабочий день с режимом работы: "пятидневка, двадцатичасовая рабочая неделя".
Приказами от 02.01.2010 года в ЗАО "Стеклокомплект" на должность руководителя дизайнерской группы с окладом 25 500 рублей с испытательным сроком три месяца и по совместительству (0,5 ставки) медицинской сестрой с окладом 7 000 рублей принята на работу Маркосян Оксана Станиславовна, являющаяся близкой родственницей генерального директора общества Маркосяна Мирона Ефремовича.
Первоначально обществом фонду представлены трудовые договоры с Маркосян Оксаной Станиславовной от 02.01.2010, в которых указано, что работнику, как по основному месту работы, так и по совместительству устанавливается двадцатичасовая рабочая неделя.
Позднее в фонд представлен договор о принятии на работу от 02.01.2010 года с другими условиями труда, согласно которому по основному месту работы в качестве руководителя дизайнерской группы уже значилась сорокачасовая пятидневная рабочая неделя.
Маркосян Оксана Станиславовна в должности медицинской сестры помимо обязанностей, предусмотренных должностной инструкцией, осуществляла предрейсовые медицинские осмотры.
Документы, подтверждающие наличие образования, либо свидетельствующие о дизайнерской квалификации Маркосян Оксаны Станиславовны в материалах дела отсутствуют.
Кроме того, в материалах дела имеется заявление Маркосяна Л.М. (супруга Маркосян О.С.) о переводе его в ЗАО "Стеклокомплект" на должность руководителя дизайнерской группы на 0,5 ставки с 11.01.2012, то есть в тот период, когда на этой должности уже работала его супруга на полную ставку.
В силу статьи 20 Федерального закона "О безопасности дорожного движения" юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие на территории Российской Федерации деятельность, связанную с эксплуатацией транспортных средств, обязаны организовывать и проводить с привлечением работников органов здравоохранения предрейсовые медицинские осмотры водителей.
В статье 23 названного Федерального закона указано, что медицинское обеспечение безопасности дорожного движения заключается в том числе в проведении предрейсовых, послерейсовых и текущих медицинских осмотров водителей транспортных средств.
Аналогичное требование содержится в пункте 2.3.2 Положения об обеспечении безопасности перевозок пассажиров автобусами, утвержденного приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 08.01.1997 N 2, и установлено, что медицинские осмотры водителей транспортных средств проводятся в порядке, определяемом Министерством здравоохранения Российской Федерации.
Министерство здравоохранения Российской Федерации в соответствии с Федеральным законом "О лицензировании отдельных видов деятельности" и с целью реализации постановлений Правительства Российской Федерации от 11.02.2002 N 135 "О лицензировании отдельных видов деятельности" и от 04.07.2002 N 499 "Об утверждении Положения о лицензировании медицинской деятельности" издало приказ от 26.07.2002 N 238 "Об организации лицензирования медицинской деятельности", в котором определило вид медицинской деятельности - работы и услуги по предрейсовым медицинским осмотрам водителей транспортных средств.
Руководствуясь названными документами, Министерство здравоохранения Российской Федерации совместно с Министерством транспорта Российской Федерации утвердило методические рекомендации "Об организации проведения предрейсовых медицинских осмотров водителей транспортных средств" (письмо от 21.08.2003 N 2510/9468-03-32).
Из приведенных норм следует, что предрейсовые медицинские осмотры проводятся только прошедшими специальное обучение медицинскими работниками, имеющими соответствующий сертификат.
Маркосян Оксана Станиславовна имеет диплом государственного образовательного учреждения здравоохранения "Волгоградский областной медицинский колледж N 1" от 26.06.2008 года с присвоением квалификации "акушерка".
В материалы дела не представлен соответствующий сертификат, дающий правоМаркосян Оксане Станиславовне проводить предрейсовые медицинские осмотры.
Статьей Трудового кодекса Российской Федерации определено, что совместительство - это выполнение работником другой регулярной оплачиваемой работы на условиях трудового договора в свободное от основной работы время.
Статьей 284 Трудового кодекса Российской Федерации установлено, что продолжительность рабочего времени при работе по совместительству не должна превышать четырех часов в день. В дни, когда по основному месту работы работник свободен от исполнения трудовых обязанностей, он может работать по совместительству полный рабочий день (смену). В течение одного месяца (другого учетного периода) продолжительность рабочего времени при работе по совместительству не должна превышать половины месячной нормы рабочего времени (нормы рабочего времени за другой учетный период), установленной для соответствующей категории работников.
Согласно статье 285 Трудового кодекса Российской Федерации оплата труда лиц, работающих по совместительству, производится пропорционально отработанному времени, в зависимости от выработки либо на других условиях, определенных трудовым договором.
Судом установлено, что в табелях учета рабочего времени Маркосян О.С. работала по 8 часов по основному месту работы в должности руководителя дизайнерской группы и одновременно - по совместительству в должности медицинской сестры. Маркосян Оксана Станиславовна в должности руководителя дизайнерской группы работала по 8 часов в день, в то время как остальные работники организации работали по 4 часа.
Согласно материалам дела Маркосян Оксана Станиславовна осуществляла трудовую деятельность в спорный период на двух местах. С учетом данных обстоятельств суд критически относится к реальной возможности беременной женщины осуществлять трудовую деятельность в таком режиме.
Нормами Трудового кодекса Российской Федерации беременным женщинам, по общему правилу, снижаются нормы выработки, нормы обслуживания либо эти женщины переводятся на другую, более легкую работу.
Исчисление суммы пособия с учетом июля 2010 года из заработной платы руководителя дизайнерской группы без учета оплаты за работу медицинской сестрой произведено в размере 10 257 рублей 32 копейки в месяц.
За период с 29.11.2010 по 19.02.2012 излишне выплачено пособий на общую сумму 42 928 рублей 45 копеек, в том числе: в феврале 2012 года Маркосян О.С. по листку нетрудоспособности N 007 268 952 941 на период с 20 февраля по 08 июля 2012 года назначено и выплачено пособие по беременности и родам в сумме 151 666 рублей 20 копеек.
В представленном расчете сумма пособия исчислена из заработка за 2010 год исходя из среднедневного заработка в сумме 281 рубль 29 копеек, всего 39 380 рублей 60 копеек, однако сумма выплаты равна размеру пособия по беременности и родам, выплаченному в июле 2010 года по случаю предыдущей беременности с 12.07.2010 по 28.11.2010, исчисленному из заработка за расчетный период с июля 2009 по июнь 2010 года.
Таким образом, расчет пособия, выполненный заявителем, не соответствует статье 14 Закона N 255-ФЗ.
Статьей 10 Гражданского кодекса Российской Федерации установлен запрет на действия граждан и юридических лиц, осуществляемые исключительно с намерением причинить вред другому лицу, а также злоупотребление правом в иных формах.
Возмещение страхователю средств из Фонда социального страхования является восстановительной мерой, направленной на компенсацию законных затрат страхователя. Исходя из этого, суд первой инстанции правомерно руководствуясь статьей 10 Гражданского кодекса Российской Федерации исследовал эти взаимоотношения на предмет злоупотребления страхователем предоставленным ему правом на возмещение из Фонда социального страхования.
В результате этого исследования суд первой инстанции правомерно установил, что в данном конкретном случае со стороны общества как страхователя имело место быть злоупотребление предоставленным ему правом на получение возмещения за счет средств Фонда социального страхования.
При таких обстоятельствах, у суда апелляционной инстанции отсутствуют основания для удовлетворения апелляционной жалобы общества и отмены решения суда первой инстанции.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд

постановил:

решение Арбитражного суда Волгоградской области от 13.12.2012 года по делу N А12-25356/2012 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в силу с момента его принятия и может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа в порядке, предусмотренном статьями 273 - 277 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, путем подачи кассационной жалобы через арбитражный суд Волгоградской области в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления постановления в законную силу.

Председательствующий
И.И.ЖЕВАК

Судьи
Л.Б.АЛЕКСАНДРОВА
Н.В.ЛУГОВСКОЙ















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DAYWORK.RU | Кадровая служба предприятия" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)