Судебные решения, арбитраж

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ ОМСКОГО ОБЛАСТНОГО СУДА ОТ 05.06.2013 ПО ДЕЛУ N 33-3351/13

Разделы:
Прекращение трудового договора; Трудовые отношения

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ОМСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 5 июня 2013 г. по делу N 33-3351/13


Председательствующий: Безверхая А.В.

Судебная коллегия по гражданским делам Омского областного суда в составе:
председательствующего Зашихиной Н.Г.
судей областного суда Зубовой Е.А., Усовой Е.И.,
при секретаре Н.,
рассмотрела в судебном заседании 5 июня 2013 г. дело по апелляционной жалобе М. на решение Омского районного суда Омской области от 19 марта 2013 г., которым в удовлетворении исковых требований М. о восстановлении на работе и взыскании среднего заработка за время вынужденного прогула отказано.
Заслушав доклад судьи областного суда Зубовой Е.А., судебная коллегия по гражданским делам Омского областного суда

установила:

М. обратилась в суд с иском к Администрации Омского муниципального района Омской области, указав, что 13.04.2010 г. между ней и ответчиком был заключен трудовой договор на замещение должности в ____ - ___. По условиям трудового договора срок его действия определен периодом полномочий Главы Омского муниципального района Омской области ___. Датой расторжения трудового договора является день вступления в должность вновь избранного Главы Омского муниципального района Омской области. 13.05.2011 г. дополнительным соглашением N 1 к трудовому договору срок его действия определен периодом полномочий Главы района независимо от даты вступления в должность вновь избранного Главы Омского муниципального района. 07.06.2012 года Советом Омского муниципального района Омской области было принято решение о досрочном прекращении полномочий Главы района на основании его заявления об отставке. 16.10.2012 года была уведомлена о расторжении трудового договора 22.10.2012 года. Распоряжением Главы Омского муниципального района от 22.10.2012 года трудовой договор был расторгнут в связи с истечением срока трудового договора.
Считала увольнение незаконным, поскольку срок трудового договора истек 07.06.2012 г., однако трудовые отношения фактически продолжались до 22.10.2012 г. Поскольку с 07.06.2012 г. трудовой договор трансформировался в договор с неопределенным сроком, у работодателя отсутствовали основания для его расторжения по п. 2 ч. 1 ст. 77 ТК РФ. Считала, что имеются основания для изменения формулировки основания увольнения на увольнение по собственному желанию с определением даты увольнения датой вынесения решения суда.
Просила признать увольнение на основании распоряжения Главы Омского муниципального района от 22.10.2012 N 129 по п. 2 ч. 1 ст. 77 ТК РФ незаконным, обязать Администрацию Омского муниципального района Омской области внести в трудовую книжку изменения в запись N 40 от 22.10.2012 об увольнении, указав: "Уволена по собственному желанию, пункт 3 части 1 статьи 77 Трудового кодекса Российской Федерации", взыскать с ответчика средний заработок за время вынужденного прогула с 23.10.2012 по 22.01.2013 в размере ____.
05.03.2013 г. изменила исковые требования, просила принять отказ от требования об обязании ответчика внести изменения в трудовую книжку в запись N 40 от 22.10.2012 г., производство по делу в этой части прекратить; просила восстановить на работе в должности ___. В остальной части иска требования не изменила.
В ходе судебного разбирательства ответчиком было заявлено о пропуске срока исковой давности.
Истица ходатайствовала о его восстановлении срока, указав, что срок был пропущен по уважительной причине, в связи с тем, что она ухаживала за тяжело больной матерью.
Истец М. в судебном заседании ходатайство о восстановлении срока и исковые требования поддержала.
Ее представитель Д. исковые требования также поддержал.
Представитель ответчика Администрации ОМР Омской области Б.В.Г. в судебном заседании исковые требования не признала. Указала, что увольнение М. произведено с соблюдением норм действующего законодательства. С распоряжением об увольнении М. была ознакомлена 22.10.2012 года, с требованиями о восстановлении на работе обратилась только 05.03.2013 года, т.е. по истечении установленного ст. 392 ТК РФ срока. Указанные истцом причины пропуска срока не считает уважительными, просит в удовлетворении ходатайства о восстановлении пропущенного срока отказать.
Судом постановлено изложенное выше решение.
В апелляционной жалобе М. просит решение суда отменить. Указывает, что из решения не видно, по каким основаниям суд пришел к выводу о законности увольнения. Поскольку с 07.06.2012 г. договор с ней не был расторгнут, он считается заключенным на неопределенный срок. Не согласна с выводом суда о том, что срок пропущен по неуважительной причине. Своевременно не могла обратиться в суд, поскольку осуществляла уход за тяжело больной матерью.
В возражениях на апелляционную жалобу прокурор Омского района Омской области указывает на законность принятого решения.
Проверив дело, обсудив доводы жалобы, выслушав М., поддержавшую апелляционную жалобу, представителя Администрации Омского муниципального района Омской области Б.В.Г., полагавшую решение суда законным и обоснованным, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда.
В силу ч. 7 ст. 11 ТК РФ, на государственных гражданских служащих и муниципальных служащих действие трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права, распространяется с особенностями, предусмотренными федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации о государственной гражданской службе и муниципальной службе.
В соответствии со ст. 3 Федерального закона "О муниципальной службе в Российской Федерации" N 25-ФЗ от 02.03.07, правовые основы муниципальной службы в РФ составляют Конституция РФ, а также настоящий Федеральный закон и другие федеральные законы, иные нормативно-правовые акты РФ, конституции (уставы), законы и иные нормативно-правовые акты субъектов РФ, уставы муниципальных образований, решения, принятые на сходах граждан и иные муниципальные правовые акты. На муниципальных служащих распространяется действие трудового законодательства, с особенностями предусмотренными настоящим Федеральным законом.
В соответствии со ст. 58 ТК РФ срочный трудовой договор заключается, когда трудовые отношения не могут быть установлены на неопределенный срок с учетом характера предстоящей работы или условий ее выполнения, а именно в случаях, предусмотренных частью первой статьи 59 настоящего Кодекса.
Согласно абз. 10 ч. 1 ст. 59 ТК РФ срочный трудовой договор заключается в случаях избрания на определенный срок в состав выборного органа или на выборную должность на оплачиваемую работу, а также поступления на работу, связанную с непосредственным обеспечением деятельности членов избираемых органов или должностных лиц в органах государственной власти и органах местного самоуправления, в политических партиях и других общественных объединениях.
Согласно ч. 2 ст. 7 Федерального закона от 02.03.2007 N 25-ФЗ "О муниципальной службе в Российской Федерации" в реестре должностей муниципальной службы в субъекте Российской Федерации могут быть предусмотрены должности муниципальной службы, учреждаемые для непосредственного обеспечения исполнения полномочий лица, замещающего муниципальную должность. Такие должности муниципальной службы замещаются муниципальными служащими путем заключения трудового договора на срок полномочий указанного лица.
Решением районного Совета Омского муниципального образования Омской области от 26.12.2005 г. N 96 было утверждено положение об Администрации Омского муниципального района Омской области, в п. 1.7 которого указано, что структура Администрации (перечень органов Администрации и схема подчиненности) и размер расходов на ее содержание утверждаются Советом Омского муниципального района по представлению Главы Омского муниципального района.
Решением Совета Омского муниципального района Омской области от 28.05.2009 г. N 33 установлено, что структура Администрации Омского муниципального района состоит из должностей, не входящих в состав ее органов (заместители Главы Омского муниципального района, советник Главы Омского муниципального района по информационной политике, ведущий специалист по мобилизационной политике) и отраслевых органов.
Должность заместителя Главы Омского муниципального района по экономической политике в количестве 1 единицы предусмотрена штатным расписанием за период с 01.01.2010 г., что подтверждается постановлением Администрации Омского муниципального района от 30.12.2009 г. N 2784-п.
Постановлением Администрации Омского муниципального района от 08.10.2010 г. N 2621-п установлен перечень должностей муниципальной службы в Администрации Омского муниципального района, где указано, что должность заместителя Главы муниципального района по экономической политике учреждена для непосредственного обеспечения исполнения полномочий Главы муниципального района.
В ходе судебного разбирательства на основании трудовой книжки М., распоряжении Главы Администрации Омского муниципального района Омской области N 34 от 13.04.2010 г. о назначении на муниципальную должность, копии трудового договора от 13.04.2010 г. установлено, что М. была принята на должность ____ с 13.04.2010 года.
Согласно трудовому договору на замещение должности муниципальной службы в Администрации Омского муниципального района Омской области N 10 от 13.04.2010 года М. обязуется исполнять должностные обязанности по должности ___ с 13.04.2010 года.
В п. 13 трудового договора указан срок действия - на период полномочий Главы Омского муниципального района ___. Датой расторжения трудового договора является день вступления в должность вновь избранного Главы Омского муниципального района Омской области. В случае досрочного прекращения полномочий Главы Омского муниципального района ____ датой расторжения трудового договора также является день вступления в должность вновь избранного Главы Омского муниципального района Омской области. Трудовой договор был получен М. на руки 12.04.2010 года.
13.05.2011 г. между Главой Омского муниципального района Омской области и М. было заключено дополнительное соглашение N 1 к трудовому договору N 10 от 13.04.2010 года, где в п. 6.1 указано, что трудовой договор заключается на определенный срок (срочный) на период полномочий Главы Омского муниципального района ___.
Решением Совета Омского муниципального района от 07.06.2012 г. N 17 была принята отставка по собственному желанию Главы Омского муниципального района Омской области __ досрочно с 07.06.2012 г. на основании его письменного заявления.
16.10.2012 г. М. получено уведомление о том, что в связи с истечением срока трудового договора N 10 от 13.04.2010 г. на замещение должности __ в соответствии со ст. 79 ТК РФ срочный трудовой договор расторгается с 22.10.2012 г.
Согласно распоряжению о прекращении (расторжении) трудового договора с работником (увольнении) от 22.10.2012 г. N 129 М. уволена с должности __ с 22.10.2012 г. по истечении срока трудового договора, п. 2 ч. 1 ст. 77 ТК РФ. С распоряжением М. ознакомлена 22.10.2012 г., что подтверждается ее подписью в тексте распоряжения.
Указанные обстоятельства подтверждаются материалами дела и пояснениями сторон.
Разрешая заявленные требования, суд первой инстанции не нашел оснований для их удовлетворения.
С указанным выводом суда судебная коллегия соглашается, поскольку при увольнении истца не нарушены ее права и законные интересы, процедура расторжения срочного трудового договора, предусмотренные ст. 79 ТК РФ соблюдена.
Должность ___ учреждена для непосредственного обеспечения исполнения полномочий лица, замещающего муниципальную должность, то есть Главы Администрации Омского муниципального района __, которая замещается путем заключения трудового договора на срок полномочий указанного лица.
Указанные положения не могут рассматриваться как ограничивающие права и свободы истца, поскольку в них отражаются особенности статуса и должностных обязанностей данной категории муниципальных служащих, которые принимаются на службу для обеспечения деятельности конкретных должностных лиц, чьи полномочия также ограничены определенным сроком. При этом имеется в виду, что служащие, замещающие должность __ слагают свои полномочия перед вновь избранным или назначенным на должность главы района, что, по сути, означает истечение условий срочного трудового договора. Требование срочности договора, обусловленное в данном случае спецификой публично-правовой природы муниципальной службы, не нарушает принцип равенства трудовых прав служащего.
При этом положение ч. 4 ст. 58 ТК РФ к данным правоотношениям применению не подлежат, поскольку должны применяться специальные нормы, установленные ч. 7 ст. 11 ТК РФ и ст. 7 Федерального закона "О муниципальной службе в Российской Федерации".
Судебная коллегия находит доводы истца о том, что заключенный с ней трудовой договор является заключенным на неопределенный срок, так как с 07.06.2012 г. с ней срочный трудовой договор расторгнут не был, не состоятельными в связи с тем, в силу указанных выше правовым норм, то обстоятельство, что трудовой договор не был расторгнут одновременно с отставкой Главы администрации не могло повлечь за собой изменение характера трудовых отношений, их срочности и зависимости от срока полномочий главы администрации.
Кроме того, отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд исходил из того, что истцом пропущен срок исковой давности.
В соответствии со ст. 392 Трудового кодекса РФ (далее ТК РФ) работник имеет право обратиться в суд за разрешением индивидуального трудового спора по спорам об увольнении - в течение одного месяца со дня вручения ему копии приказа об увольнении либо со дня выдачи трудовой книжки. При пропуске по уважительным причинам сроков, установленных частями первой и второй настоящей статьи, они могут быть восстановлены судом.
Как разъяснено в п. 5 Постановления Пленума ВС РФ от 17.03.2004 "О применении судами Российской Федерации ТК РФ", в качестве уважительных причин пропуска срока обращения в суд могут расцениваться обстоятельства, препятствовавшие данному работнику своевременно обратиться с иском в суд за разрешением индивидуального трудового спора (например, болезнь истца, нахождение его в командировке, невозможность обращения в суд вследствие непреодолимой силы, необходимость осуществления ухода за тяжелобольными членами семьи).
Как следует из материалов дела, истица уволена с занимаемой должности 22.10.2012 г., в тот же день ознакомлена с соответствующим распоряжением.
С требованиями о признании незаконным увольнения обратилась 23.01.2013 г., с требованиями о восстановлении на работе - 05.03.2013 г., то есть за пропуском установленного законом срока.
Доказательств того, что она не могла обратиться в суд в установленный законом срок, не представлено.
Довод о том, что не имела возможности обратиться в суд по причине ухода за больной матерью, не принимаются во внимание, поскольку исковое заявление подано в суд до смерти матери 23.01.2013 г. Доказательств невозможности обращения в суд до указанной даты не представлено.
В связи с изложенным, судебная коллегия не находит причины пропуска истцом срока обращения в суд уважительными, соответственно оснований для восстановления такого срока и удовлетворения заявленных требований отсутствуют.
Нарушений материального права, а также нарушений или неправильного применения норм процессуального права, которые привели или могли привести к неправильному разрешению спора, судом не допущено. Оснований для отмены решения суда по доводам жалобы не имеется.
Руководствуясь статьями 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия

определила:

Решение Омского районного суда Омской области от 19 марта 2013 года оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DAYWORK.RU | Кадровая служба предприятия" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)