Судебные решения, арбитраж

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ ВЕРХОВНОГО СУДА КАБАРДИНО-БАЛКАРСКОЙ РЕСПУБЛИКИ ОТ 04.12.2013 ПО ДЕЛУ N 33-5253/2013

Разделы:
Заключение трудового договора; Трудовые отношения

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ВЕРХОВНЫЙ СУД КАБАРДИНО-БАЛКАРСКОЙ РЕСПУБЛИКИ

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 4 декабря 2013 г. по делу N 33-5253/2013


Судья: Блиева Р.С.

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Кабардино-Балкарской Республики в составе:
председательствующего Макоев А.А.
судей Тхагалегов З.Т. и Шомахова Р.Х.
при секретаре Б.
с участием: представителя Министерства здравоохранения и курортов КБР Т., представителя Территориального фонда обязательного медицинского страхования КБР ФИО6,
рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи Шомахова Р.Х. гражданское дело по иску К. к Министерству здравоохранения Кабардино-Балкарской Республики, Федеральному фонду обязательного медицинского страхования Российской Федерации и Территориальному фонду обязательного медицинского страхования Кабардино-Балкарской Республики о признании права на получение единовременной компенсационной выплаты в размере <данные изъяты> рублей по Федеральной программе "Земский врач" и возложении обязанности на ответчиков осуществить выплату,
по апелляционной жалобе К. на решение Нальчикского городского суда КБР от 16 сентября 2013 года,

установила:

К. обратилась в суд с иском к Министерству здравоохранения КБР, Федеральному фонду обязательного медицинского страхования РФ и Территориальному фонду обязательного медицинского страхования КБР и с учетом измененных исковых требований просила признать за ней право на участие и получение единовременной компенсационной выплаты в размере одного миллиона рублей по федеральной программе "Земский врач" и возложить на ответчиков обязанность осуществить выплату в указанном размере.
Требования мотивированы тем, что 04.09.2012 г. она была принята на должность врача-терапевта участкового в ГБУЗ "Амбулатория" с.п. Исламей, где работает по настоящее время. На данную должность она была принята после увольнения по собственному желанию с ГКУЗ "ССМП" г. Баксана, где работала врачом выездной бригады.
Согласно ч. 12.1 ст. 51 Федерального закона от 29.11.2010 N 326-ФЗ "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации" определены критерии, при соответствии которым молодому специалисту может быть предоставлена единовременная компенсационная выплата в размере одного миллиона рублей.
Возрастной критерий. Единовременная компенсационная выплата предоставляется медицинскому работнику в возрасте до 35 лет.
Требования к образованию. Наличие у медицинского работника высшего профессионального образования и диплома об окончании интернатуры или ординатуры.
Время начала работы в учреждении здравоохранения субъекта РФ или муниципального образования, которое находится на территории сельского населенного пункта. Поступление в 2011 - 2012 годах на работу в указанные учреждения здравоохранения: прибытие на работу в сельский населенный пункт после окончания образовательного учреждения; переезд на работу в сельский населенный пункт из другого населенного пункта.
Обязательным условием для получения указанных выплат является наличие двух заключенных договоров в 2011 - 2012 годах: трудового договора между медицинским работником и государственным учреждением здравоохранения субъекта РФ или муниципальным учреждением здравоохранения; договора между медицинским работником и уполномоченным органом исполнительной власти субъекта РФ о предоставлении единовременной компенсационной выплаты.
В случае, если учреждение здравоохранения находится в городском населенном пункте, а его структурное подразделение (отделение), где осуществляется медицинская деятельность, расположено в сельском населенном пункте, медицинский работник, прибывший на работу в структурное подразделение (отделение) учреждения здравоохранения, имеет право на получение единовременной компенсационной выплаты.
В конце сентября 2012 года она собрала все необходимые документы для участия в Федеральной программе "Земский доктор" сдала их в отдел государственной службы, кадров и делопроизводства Министерство здравоохранения КБР. Министерством здравоохранения КБР были оформлены документы и направлена заявка (на ноябрь 2012 г.) на получение иных межбюджетных трансфертов для осуществления единовременных выплат медицинских работников в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования РФ.
В январе 2013 года ей от сотрудника отдела государственной службы, кадров и делопроизводства Министерства здравоохранения КБР, стало известно, что ее и нескольких еще врачей исключили из заявки ноября 2012 года.
Считала, что действиями Федерального фонда обязательного медицинского страхования и бездействием Министерства здравоохранения КБР были ущемлены ее права, гарантированные законодательством РФ.
Ответ предоставленный ФФОМС никакими законодательными актами РФ не обоснован. Отказа основан на мнении, но существуют законы, нормативные акты согласно которым принимаются решения.
Более того, в каких законах или нормативно-правовых актах РФ указано, что запрещается заключать трудовой договор с учреждением здравоохранения спустя несколько месяцев после увольнения из тех же медучреждений или запрет после увольнения с другой работы устроиться на работу где ранее до этого работал человек.
Ею соблюдены условия и предоставлены необходимые документы для участия в программе "Земский доктор" и она имеет право на получение единовременной компенсационной выплаты.
Со ссылками на положения ст. ст. 27, 37, 45 и 46 Конституции РФ считала, что действиями (бездействиями) ответчиков были нарушены и ущемлены ее права гарантированные ей действующим законодательством РФ, в связи с чем, ей пришлось обратиться в судебные органы за защитой своих прав.
Федеральный фонд обязательного медицинского страхования в отзыве просил отказать в удовлетворении иска.
В отзыве указано, что Федеральный фонд обязательного медицинского страхования не является органом государственной власти и не может являться надлежащим ответчиком по делу.
В соответствии с п. 3 раздела 1 Устава Федерального фонда обязательного медицинского страхования, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.07.1998 N 857, Федеральный фонд является самостоятельным государственным некоммерческим финансово-кредитным учреждением.
В соответствии с ч. 12.1 ст. 51 Федерального закона от 29.11.2010 N 326-ФЗ "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации" в 2012 году осуществляются единовременные компенсационные выплаты медицинским работникам в возрасте до 35 лет, прибывшим в 2011 - 2012 годах после окончания образовательного учреждения высшего профессионального образования на работу в сельский населенный пункт или переехавшим на работу в сельский населенный пункт из другого населенного пункта и заключившим с уполномоченным органом исполнительной власти субъекта РФ и договор, предусмотренный п. 3 ч. 12.2 указанной статьи.
В целях осуществления единовременных компенсационных выплат в 2012 году из бюджета Федерального фонда бюджетам территориальных фондов предоставляются иные межбюджетные трансферты из расчета один миллион рублей на одного указанного медицинского работника.
Таким образом, ч. 12.1 ст. 51 Федерального закона N 326-ФЗ определены критерии, при соответствии которым молодому специалисту может быть предоставлена единовременная компенсационная выплата в размере одного миллиона рублей.
Целью правовой нормы, установленной ч. 12.1 ст. 51 Федерального закона N 326-ФЗ является привлечение медицинских работников в сельские населенные пункты. Обязательным условием для предоставления медицинским работникам единовременной компенсационной выплаты является трудоустройство и переезд на работу в сельский населенный пункт в качестве новых специалистов, в целях восполнения кадрового дефицита сельских медицинских учреждений.
Компенсационная природа единовременной выплаты призвана стимулировать медицинских работников к переезду на работу в сельские населенные пункты из городов и компенсировать связанные с переездом и обустройством затраты, а также неудобства, обусловленные менее комфортными условиями проживания, по сравнению с иными (не сельскими) населенными пунктами.
Поступившая в адрес Федерального фонда обязательного медицинского страхования заявка на получение межбюджетных трансфертов, в которую была включена К., не может быть удовлетворена, так как данный медицинский работник не соответствует требованиям п. 2 ч. 12.2 статьи 51 Федерального закона N 326-ФЗ.
Из копии трудовой книжки следует, что К. 01.02.2009 принята в МУЗ "Амбулатория" с.п. Исламей.
01.02.2010 переведена на должность врача-терапевта участкового.
14.03.2012 МУЗ "Амбулатория" с.п. Исламей переименовано на Государственное бюджетное учреждение здравоохранения "Амбулатория" с.п. Исламей.
02.07.2012 уволена по собственному желанию.
03.07.2012 принята в ГКУЗ "ССМП" г. Баксана врачом выездной бригады.
03.09.2012 уволена по собственному желанию.
04.09.2012 принята в ГБУЗ "Амбулатория" на должность врача-терапевта участкового.
К. заключила в 2012 году трудовой договор с учреждением здравоохранения спустя два месяца после увольнения из того же медицинского учреждения, тем самым вернувшись на прежнее место работы, где работала с 2009 года, тогда как по законодательству РФ условием для получения единовременной компенсационной выплаты является прибытие на работу в сельскую местность не ранее 2011 года. Соответственно, она не может считаться вновь прибывшей (переехавшей) на работу в сельский населенный пункт в 2011 - 2012 годах и основания выплаты ей единовременной компенсационной выплаты отсутствуют.
Единовременная компенсационная выплата имеет целевое назначение, предоставляется в целях восполнения кадрового дефицита сельских медицинских учреждений.
Федеральный фонд обязательного медицинского страхования расценивает действия К., как злоупотребление правом.
Решением Нальчикского городского суда КБР от 16 сентября 2013 года в удовлетворении требований отказано.
Не согласившись с решением, считая его незаконным и необоснованным, К. подала апелляционную жалобу, в которой просит его отменить и принять по делу новое решение об удовлетворении ее исковых требований в полном объеме.
В жалобе повторяются обстоятельства и правовые основания, перечисленные в исковом заявлении, приводится текст решения и указывается, что основанием исключения из заявки являлось не отсутствие в заключенном трудовом договоре условия обязанности медицинского работника не менее 5 лет проработать по данному трудовому договору, а то, что, по мнению ФФ ОМС, они вернулись работать на прежнее место работы.
В случае принятия решения о предоставлении медицинскому работнику единовременной компенсационной выплаты, между Минздравом КБР и медицинским работником заключается второй договор - гражданско-правовой договор со ссылкой на ч. 12 ст. 51 Федерального закона от 29 ноября 2010 г. N 326-ФЗ "Об обязательном медицинском страховании в РФ", согласно которому работник обязуется уже проработать в течение пяти лет по основному месту работу на условиях нормальной продолжительности рабочего времени, установленной трудовым законодательством для данной категории работников и установленной заключенным трудовым договором.
Обязанность отработки медицинским работником в данной организации в течение пяти лет возникает только после заключения гражданско-правового договора. Соответственно заключение трудового договора на неопределенный срок, а не на 5 лет не может являться основанием для отказа судом в ее исковых требованиях, признании судом их необоснованными и не подлежащими удовлетворению.
Приводятся положения ст. ст. 55, 67, 195, 196 ГПК РФ и указывается, что решение суда вынесено с нарушением норм материального и процессуального права, с неправильным определением обстоятельств, имеющих значение для дела, с несоответствием выводов суда, изложенных в решении обстоятельствам дела, в силу чего, подлежит отмене в полном объеме.
Федеральный фонд обязательного медицинского страхования представил отзыв на апелляционную жалобу, в котором просит решение суда оставить без изменения, а апелляционную жалобу без удовлетворения.
В отзыве на жалобу повторяются обстоятельства и правовые основания, приведенные в отзыве на исковое заявление.
Заслушав доклад судьи Шомахова Р.Х., изучив материалы дела и обсудив доводы жалобы в отсутствие надлежащим образом извещенных, но не явившихся в суд К. и представителя Федерального фонда обязательного медицинского страхования, выслушав возражавших против удовлетворения жалобы представителя Министерства здравоохранения и курортов КБР ФИО5 и представителя Территориального фонда обязательного медицинского страхования КБР ФИО6, Судебная коллегия приходит к следующему.
Основания для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке указаны в ст. 330 ГПК РФ к которым относятся: неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для дела; недоказанность установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для дела; несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам дела; нарушение или неправильное применение норм материального или процессуального права (ч. 1). Основанием для отмены решения суда первой инстанции в любом случае являются: рассмотрение дела судом в незаконном составе; рассмотрение дела в отсутствие кого-либо из лиц, участвующих в деле и не извещенных надлежащим образом о времени и месте судебного заседания; нарушение правил о языке, на котором ведется судебное производство; принятие судом решения о правах и об обязанностях лиц, не привлеченных к участию в деле; решение суда не подписано судьей или кем-либо из судей либо решение суда подписано не тем судьей или не теми судьями, которые входили в состав суда, рассматривавшего дело; отсутствие в деле протокола судебного заседания; нарушение правила о тайне совещания судей при принятии решения (ч. 4).
Согласно части 12.1 статьи 51 Федерального закона от 29.11.2010 года N 326-ФЗ "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации" в 2012 году осуществляются единовременные компенсационные выплаты медицинским работникам в возрасте до 35 лет, прибывшим в 2011 - 2012 годах после окончания образовательного учреждения высшего профессионального образования на работу в сельский населенный пункт или переехавшим на работу в сельский населенный пункт из другого населенного пункта и заключившим с уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации договор, предусмотренный пунктом 3 части 12.2 данной статьи. В целях осуществления единовременных компенсационных выплат в 2012 году из бюджета Федерального фонда бюджетам территориальных фондов предоставляются иные межбюджетные трансферты из расчета один миллион рублей на одного указанного медицинского работника.
Из материалов дела следует (л.д. 11, 12), что К. была принята на работу в МУЗ "Амбулатория" с.п. Исламей еще в феврале 2009 года.
МУЗ "Амбулатория" с.п. Исламей переименовано на Государственное бюджетное учреждение здравоохранения "Амбулатория" с.п. Исламей 14.03.2012 г..
02.07.2012 г. К. была уволена по собственному желанию, а 04.09.2012 г. вновь принята в то же медицинское учреждение на ту же должность.
С 03.07.2012 г. по 03.09.2012 г. работала в ГКУЗ "ССМП" г. Баксана врачом выездной бригады.
Согласно выписке из лицевого счета N 7 хозяйственной книги N 596 администрации с. Исламей, закладки 2002 - 2006 гг. (л.д. 61), К. проживала в с. Исламей.
Из пояснений представителя истца, данных в ходе судебного заседания (л.д. 76) также следует, что К. проживала вместе с мужем в с. Исламей, устройство на работу в ГКУЗ "ССМП" г. Баксана, где она проработала ровно два месяца, носило временный характер из-за разногласий в семье, после разрешения которых, она снова вернулась на прежнее место работы и стала вновь проживать с мужем в сельском населенном пункте - с. Исламей.
Соответственно, исходя из смысла и толкования части 12.1 статьи 51 Федерального закона от 29.11.2010 года N 326-ФЗ "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации", К. нельзя отнести к медицинским работникам, переехавшим (прибывшим) в 2011 - 2012 годах на работу в сельский населенный пункт из другого населенного пункта.
Правовая позиция истца, фактически основаны на неверном толковании вышеуказанной нормы материального права, согласно которой, по мнению К. факт заключение вновь трудового договора 04.09.2012 г. позволяет ей право на получение этой выплаты.
Вместе с тем, в случае расторжения трудового договора и последующего повторного заключения трудового договора с одним и тем же медицинским учреждением, работник не является прибывшим в сельскую местность на работу в 2011 - 2012 годах и право на получение единовременной компенсационной выплаты у такого медицинского работника возникнуть не может. Иное противоречило бы целям, заложенным законодателем при принятии указанного выше федерального закона, призванным, с учетом компенсационной природы спорной единовременной выплаты, стимулировать медицинских работников к переезду на работу в сельские населенные пункты из другого населенного пункта и компенсировать связанные с переездом и обустройством затраты, а также неудобства, обусловленные менее комфортными, по сравнению с иными (не сельскими) населенными пунктами, условиями проживания.
Эти обстоятельства являются самостоятельным основанием для отказа в удовлетворении иска.
Согласно ч. 2 ст. 195 ГПК РФ суд основывает решение только на тех доказательствах, которые были исследованы в судебном заседании.
С учетом вышеизложенных фактических обстоятельств дела, решение суда об отказе в удовлетворении исковых требований, хотя и по иных основаниям, является законным.
Доводы апелляционной жалобы не опровергают вышеуказанные выводы суда апелляционной инстанции, не могут повлиять на правильность определения прав и обязанностей сторон в рамках спорных правоотношений, не свидетельствуют о наличии оснований, предусмотренных ст. 330 ГПК РФ, для отмены решения.
На основании изложенного и руководствуясь ст. 328 ГПК РФ, Судебная коллегия

определила:

решение Нальчикского городского суда КБР от 16 сентября 2013 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу К. - без удовлетворения.

Председательствующий
А.А.МАКОЕВ

Судьи
З.Т.ТХАГАЛЕГОВ
Р.Х.ШОМАХОВ















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DAYWORK.RU | Кадровая служба предприятия" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)