Судебные решения, арбитраж
Индивидуальные трудовые споры; Трудовые споры. Социальное партнерство. Профсоюзы
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного суда Республики Башкортостан в составе:
председательствующего Науширбановой З.А.
судей Батршиной Ю.А.
Галиева В.А.
при секретаре судебного заседания А.
с участием прокурора Муратовой Е.М.
рассмотрела в открытом судебном заседании по правилам производства в суде первой инстанции гражданское дело по иску Б.С. к администрации муниципального района Иглинский район Республики Башкортостан о признании распоряжения об увольнении незаконным, восстановлении на работе и компенсации морального вреда.
Заслушав доклад судьи Верховного суда Республики Башкортостан Галиева В.А., судебная коллегия
установила:
Б.С. обратился в суд с иском к администрации муниципального района Иглинский район Республики Башкортостан (далее по тексту администрация МР Иглинский район РБ) о признании распоряжения об увольнении незаконным, восстановлении на работе и компенсации морального вреда.
В обоснование заявленных требований указал, что 25 апреля 2012 года на основании распоряжения главы администрации МР Иглинский район РБ N 130-рк на основании решения Иглинского районного суда РБ от 10 августа 2011 года он был восстановлен на работе в должности начальника муниципального управления земельных и имущественных отношений (далее МУЗИО) администрации МР Иглинский район РБ.
В тот же день, главой администрации МР Иглинский район РБ было издано распоряжение N 131-рк о его увольнении с работы на основании п. 2 ст. 81 Трудового кодекса РФ в связи с сокращением его должности с 01 июня 2011 года. Однако данное обстоятельство не соответствует действительности, так как МУЗИО было реорганизовано в Комитет по управлению муниципальной собственностью (далее КУМС) администрации МР Иглинский район РБ, соответствующее решение было принято Советом МР Иглинский район РБ 23 марта 2011 года.
В связи с реорганизацией было изменено и наименование должности руководителя структурного подразделения. В качестве руководителя реорганизованного МУЗИО в новую штатную структуру была введена должность председателя КУМС администрации МР Иглинский район РБ. В связи с этим, по мнению истца, ответчик не имел правовых оснований для его увольнения в соответствии с п. 2 ст. 81 ТК РФ.
Истец считает, что установленный законом порядок его увольнения был нарушен, так как процедура увольнения по сокращению штата может осуществляться только в период действия трудового договора. Период вынужденного прогула не может быть зачтен в двухмесячный срок предупреждения о предстоящем увольнении. Также, по мнению истца, был нарушен порядок его восстановления на работе: в распоряжении о восстановлении его на работе не указано полное наименование управления, в котором он должен быть восстановлен; ответчиком не отменено распоряжение от 13 апреля 2011 года о его увольнении. Незаконные действия ответчика причинили ему нравственные страдания, в течение продолжительного времени у истца не было средств на содержание семьи, в связи с чем он был вынужден привлекать заемные средства.
В уточненном исковом заявлении истец просил признать распоряжение главы администрации от 25 апреля 2012 года N 131-рк о его увольнении незаконным, восстановить его на работе в администрации муниципального района Иглинский район РБ в должности председателя (КУМС), взыскать с ответчика компенсацию морального вреда в сумме 110000 рублей.
Решением Иглинского районного суда Республики Башкортостан от 19 октября 2012 года постановлено:
исковые требования Б.С. удовлетворить частично.
Признать распоряжение главы администрации МР Иглинский район РБ от 25 апреля 2012 года N 131-рк об увольнении с 25 апреля 2012 года начальника МУЗИО администрации МР Иглинский район РБ Б.С. в связи с сокращением с 01 июня 2011 года должности начальника МУЗИО администрации МР Иглинский район РБ незаконным.
В удовлетворении исковых требований Б.С. к администрации МР Иглинский район РБ о восстановлении на работе в должности председателя КУМС администрации МР Иглинский район РБ отказать.
Взыскать с администрации МР Иглинский район РБ в пользу Б.С. компенсацию морального вреда в сумме 10 000 рублей.
Не соглашаясь с решением суда в части отказа в восстановлении его на работе, Б.С. обратился с апелляционной жалобой. По мнению истца, имело место реорганизация МУЗИО администрации МР Иглинский район РБ в КУМС администрации МР Иглинский район РБ. После преобразования МУЗИО должность руководителя структурного подразделения была сохранена, должностные обязанности председателя КУМС и начальника МУЗИО совпадают. В связи с этим истец считает неправомерным довод суда о невозможности его восстановления на прежней работе. Кроме того, истец ссылается на то обстоятельство, что вакантная должность председателя КУМС как того требует ТК РФ ему не была предложена.
Представитель администрации МР Иглинский район РБ в апелляционной жалобе просил отменить решение суда в части признания распоряжения об увольнении Б.С. незаконным. Считает, что процедура увольнения Б.С. была соблюдена, так как для увольнения истца в связи с сокращением штата не требовалось повторного уведомления о предстоящем увольнении не менее чем за два месяца.
Установив, что дело рассмотрено судом первой инстанции без привлечения к участию в деле КУМС администрации МР Иглинский район РБ, о восстановлении в котором заявлены требования, судебной коллегией по гражданским делам Верховного Суда Республики Башкортостан 21 мая 2013 года принято решение о переходе к рассмотрению настоящего дела по правилам производства в суде первой инстанции, о чем было вынесено соответствующее определение.
В заседании суда апелляционной инстанции Б.С. заявленный иск поддержал в полном объеме.
Представитель Б.С. - О. исковые требования поддержал, ссылаясь на нарушение ответчиком процедуры увольнения. Указал, что Б.С. не был предупрежден о предстоящем увольнении за два месяца, ему не были предложены все имеющиеся вакантные должности.
Представитель Б.С. - З.М. исковые требования поддержал, пояснив, что ответчиком был нарушен двухмесячный срок, установленный п. 1 ст. 81 ТК РФ. Считает, что имело место переименование МУЗИО, а не реорганизация, так как в ЕГРЮЛ не были внесены сведения о реорганизации, изменены были только название и адрес юридического лица. Сокращения должностей не было, все работники МУЗИО были переведены в КУМС. Вакантные должности были предложены Б.С. во время вынужденного прогула, когда он не являлся работником МУЗИО.
Представитель администрации МР Иглинский район РБ и КУМС администрации МР Иглинский район РБ - Г. исковые требования Б.С. не признала. Пояснила, что решение суда от 10 августа 2011 года не могло быть исполнено в связи с отсутствием данной должности.
Третье лицо С. пояснила, что исковые требования Б.С. являются необоснованными, при этом указала, что в настоящее время она является председателем КУМС администрации Иглинского района, ранее работала под руководством Б.С. в МУЗИО заместителем начальника управления. В штатном расписании МУЗИО было 7 человек, в настоящее время в штатном расписании КУМС тоже 7 человек.
Рассматривая гражданское дело по правилам производства в суде первой инстанции, выслушав Б.С. и его представителей О. и З.М., поддержавших исковые требования, представителя администрации МР Иглинский район РБ и КУМС администрации МР Иглинский район РБ - Г., третье лицо С., возражавших удовлетворению иска, заключение прокурора Муратовой Е.М. о необходимости удовлетворения исковых требований, исследовав материалы дела, судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии со ст. 2 Федерального закона от 02 марта 2007 года N 25-ФЗ "О муниципальной службе в Российской Федерации" муниципальная служба - профессиональная деятельность граждан, которая осуществляется на постоянной основе на должностях муниципальной службы, замещаемых путем заключения трудового договора (контракта). Нанимателем для муниципального служащего является муниципальное образование, от имени которого полномочия нанимателя осуществляет представитель нанимателя (работодатель). Представителем нанимателя (работодателем) может быть глава муниципального образования, руководитель органа местного самоуправления, председатель избирательной комиссии муниципального образования или иное лицо, уполномоченное исполнять обязанности представителя нанимателя (работодателя).
Согласно ст. 3 указанного Федерального закона правовые основы муниципальной службы в Российской Федерации составляют Конституция Российской Федерации, а также настоящий Федеральный закон и другие федеральные законы, иные нормативные правовые акты Российской Федерации, конституции (уставы), законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, уставы муниципальных образований, решения, принятые на сходах граждан, и иные муниципальные правовые акты.
На муниципальных служащих распространяется действие трудового законодательства с особенностями, предусмотренными настоящим Федеральным законом. Аналогичное правило закреплено в ч. 7 ст. 11 Трудового кодекса РФ.
В соответствии с ч. 1 ст. 19 данного Федерального закона трудовой договор с муниципальными служащими расторгается по основаниям, предусмотренным Трудовым кодексом РФ, а также трудовой договор с муниципальным служащим может быть расторгнут по инициативе представителя нанимателя (работодателя) в указанных в настоящем законе случаях.
Частью 2 статьи 23 Федерального закона "О муниципальной службе в Российской Федерации" установлено, что при расторжении трудового договора с муниципальным служащим в связи с ликвидацией органа местного самоуправления, избирательной комиссии муниципального образования либо сокращением штата работников органа местного самоуправления, аппарата избирательной комиссии муниципального образования муниципальному служащему предоставляются гарантии, установленные трудовым законодательством для работников в случае их увольнения в связи с ликвидацией организации либо сокращением штата работников организации.
В силу п. 2 ч. 1 ст. 81 Трудового кодекса РФ трудовой договор может быть расторгнут работодателем в случае сокращения численности или штата работников организации, индивидуального предпринимателя.
Согласно ч. 3 ст. 81 Трудового кодекса РФ увольнение по основанию, предусмотренному п. 2 ч. 1 ст. 81 ТК РФ, допускается, если невозможно перевести работника с его письменного согласия на другую имеющуюся у работодателя работу (как вакантную должность или работу, соответствующую квалификации работника, так и вакантную нижестоящую должность или нижеоплачиваемую работу), которую работник может выполнять с учетом его состояния здоровья. При этом работодатель обязан предлагать работнику все отвечающие указанным требованиям вакансии, имеющиеся у него в данной местности. Предлагать вакансии в других местностях работодатель обязан, если это предусмотрено коллективным договором, соглашениями, трудовым договором.
Частью 1 ст. 180 Трудового кодекса РФ также предусмотрено, что при проведении мероприятий по сокращению численности или штата работников организации работодатель обязан предложить работнику другую имеющуюся работу (вакантную должность) в соответствии с ч. 3 ст. 81 настоящего Кодекса. О предстоящем увольнении в связи с ликвидацией организации, сокращением численности или штата работников организации работники предупреждаются работодателем персонально и под роспись не менее чем за два месяца до увольнения.
Как следует из материалов дела и установлено судом, 01 января 2008 года распоряжением главы администрации Иглинского района Республики Башкортостан N 235-рк от 26 декабря 2007 года истец переведен на должность заместителя главы администрации муниципального района по сельскому хозяйству - начальника МУЗИО (л.д. 206 том 1).
01 февраля 2010 года распоряжением главы администрации Иглинского района РБ N 20-рк от 01 февраля 2010 года Б.С. назначен заместителем главы администрации по сельскому хозяйству.
17 февраля 2010 года распоряжением главы администрации Иглинского района РБ N 32-рк от 24 февраля 2010 года переведен на должность заместителя главы администрации муниципального района по сельскому хозяйству - начальник МУЗИО.
01 января 2011 года распоряжением главы администрации Иглинского района N 292-рк от 30 декабря 2010 года переведен на должность начальника МУЗИО (л.д. 233, 236, 241 том 2).
13 апреля 2011 года распоряжением главы администрации Иглинского района Республики Башкортостан N 125-рк от 13 апреля 2011 года Б.С. уволен за неисполнение служебных обязанностей муниципального служащего, противодействию работе контрольно-счетной палаты Республики Башкортостан на основании п. 9 ст. 81 ТК РФ, а также за нарушение п. 8 ч. 1 ст. 12, п. 9 ч. 1 ст. 13 Федерального закона "О муниципальной службе в РФ" согласно п. 14 ст. 81 ТК РФ (л.д. 254 том 2).
Вступившим в законную силу решением Иглинского районного суда РБ от 10 августа 2011 года Б.С. был восстановлен на работе в администрации МР Иглинский район РБ в должности начальника МУЗИО администрации МР Иглинский район РБ. С ответчика в пользу Б.С. взыскан средний заработок за время вынужденного прогула с 14 апреля 2011 года по 10 августа 2011 года в размере 197 457 рублей, компенсация морального вреда в сумме 10 000 рублей, расходы по оплате услуг представителя в размере 15 000 рублей.
Распоряжением главы администрации МР Иглинский район РБ от 25 апреля 2012 года N 130-рк на основании решения суда от 10 августа 2011 года Б.С. восстановлен на работе с 25 апреля 2012 года в должности начальника МУЗИО (л.д. 10 том 1).
Распоряжением главы администрации МР Иглинский район РБ от 25 апреля 2012 года N 131-рк Б.С. уволен с 25 апреля 2012 года с должности начальника МУЗИО администрации МР Иглинский район РБ в связи с сокращением с 01 июня 2011 года должности начальника МУЗИО администрации МР Иглинский район РБ (л.д. 11 том 1).
Уведомлением от 25 апреля 2012 года Б.С. были предложены имеющиеся у работодателя на тот период вакантные должности, соответствующие его квалификации (л.д. 34 том 1).
Установлено, что 23 марта 2011 года Советом муниципального района Иглинский район Республики Башкортостан было принято решение N 915 "О реорганизации муниципального управления земельных и имущественных отношений администрации муниципального района Иглинский район Республики Башкортостан", в соответствии с которым в целях усиления муниципального контроля за решением вопросов местного значения, оптимизации структуры администрации МР Иглинский район РБ в период с 01 апреля 2011 года по 01 июня 2011 года постановлено провести реорганизацию МУЗИО администрации МР Иглинский район РБ в КУМС администрации МР Иглинский район РБ (л.д. 12, 44 - 45).
В соответствии с распоряжением главы администрации МР Иглинский район РБ от 04 апреля 2011 года N 113-р, принятым во исполнение решения Совета N 915 от 23 марта 2011 года, постановлено реорганизовать МУЗИО администрации МР Иглинский район РБ в КУМС администрации МР Иглинский район РБ (л.д. 13 том 1).
25 марта 2011 года главой администрации МР Иглинский район РБ было издано распоряжение N 95-рк о сокращении с 01 июня 2011 года должностей МУЗИО администрации МР Иглинский район РБ, в том числе и должности начальника управления (л.д. 28 том 1).
31 марта 2011 года Б.С. как начальнику МУЗИО было направлено уведомление о предстоящем расторжении трудового договора 31 мая 2011 года в соответствии с п. 2 ст. 81 ТК РФ (л.д. 24 том 1).
В соответствии с п. 23 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 17 марта 2004 года N 2 "О применении судами Российской Федерации Трудового кодекса Российской Федерации", при рассмотрении дела о восстановлении на работе лица, трудовой договор с которым расторгнут по инициативе работодателя, обязанность доказать наличие законного основания увольнения и соблюдение установленного порядка увольнения возлагается на работодателя.
Оспаривая распоряжение об увольнении, Б.С. ссылался на то обстоятельство, что сокращения должности начальника МУЗИО администрации МР Иглинский район РБ не было, фактически состоялась не реорганизация, а переименование МУЗИО администрации МР Иглинский район РБ в КУМС администрации МР Иглинский район РБ; занимаемая им должность начальника МУЗИО администрации МР Иглинский район РБ была переименована в должность председателя КУМС администрации МР Иглинский район РБ.
Указанные доводы истца судебная коллегия находит заслуживающими внимания, поскольку прекращение трудового договора на основании п. 2 ч. 1 ст. 81 Трудового кодекса Российской Федерации признается правомерным при условии, что сокращение численности или штата работников в действительности имело место, а данный факт ответчиком не доказан.
Так, доказательством фактического сокращения штата работников организации может являться принятое в установленном порядке новое штатное расписание, в котором количество штатных единиц в организации по сравнению с ранее действовавшим штатным расписанием уменьшилось.
Согласно штатному расписанию администрации МР Иглинский район РБ по состоянию на 01 января 2011 года, в состав МУЗИО входило 7 штатных единиц: начальник управления, заместитель начальника управления по имуществу, заместитель начальника управления по земельным вопросам, главный специалист по сельскохозяйственному имуществу, главный специалист по земельным вопросам, старший бухгалтер-ревизор, ведущий бухгалтер по аренде земель (л.д. 29 - 30).
С 01 апреля 2011 года штатная структура администрации МР Иглинский район РБ была изменена, в состав КУМС также были включены 7 штатных единиц: председатель комитета, главный бухгалтер, главный специалист по имущественным вопросам, главный специалист по земельным вопросам, ведущий бухгалтер, уборщица, водитель (л.д. 31 - 33 том 1).
Таким образом, штат КУМС администрации Иглинского района РБ по сравнению со штатом ранее существовавшего МУЗИО администрации Иглинского района РБ остался прежним - 7 человек, при этом должность руководителя организации была сохранена. Более того, судебной коллегией установлено, что должности "председатель комитета" и "начальник управления" согласно Закону РБ "О муниципальной службе в Республике Башкортостан" относятся к одной группе муниципальной службы.
Кроме того, при сравнении должностных инструкций начальника МУЗИО администрации Иглинского района РБ и председателя КУМС администрации Иглинского района РБ усматривается, что в целом их должностные обязанности совпадают, имеющиеся различия в детализации некоторых обязанностей и прав, использовании иной терминологии не изменяют сути изложенных в них прав и обязанностей (л.д. 135 - 140 том 2, 12 - 17 том 3).
Далее. Согласно п. 2 ст. 41 Федерального закона от 06 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" органы местного самоуправления, которые в соответствии с данным Федеральным законом и уставом муниципального образования наделяются правами юридического лица, являются муниципальными учреждениями, образуемыми для осуществления управленческих функций, и подлежат государственной регистрации в качестве юридических лиц в соответствии с федеральным законом.
Согласно ст. 57 ГК РФ реорганизация юридического лица (слияние, присоединение, разделение, выделение, преобразование) может быть осуществлена по решению его учредителей (участников) либо органа юридического лица, уполномоченного на то учредительными документами.
Пунктом 4 указанной статьи установлено, что юридическое лицо считается реорганизованным, за исключением случаев реорганизации в форме присоединения, с момента государственной регистрации вновь возникших юридических лиц.
Как следует из представленного Межрайонной ИФНС России N 39 по РБ копии регистрационного дела в отношении юридического лица - КУМС администрации МР Иглинский район РБ, в Единый государственный реестр юридических лиц запись о государственной регистрации вновь возникшего юридического лица - КУМС администрации МР Иглинский район РБ в связи с реорганизацией МУЗИО администрации МР Иглинский район РБ не вносилась.
Из содержащегося в регистрационном деле заявления от 27 апреля 2011 года следует, что С., действуя в качестве руководителя постоянного действующего исполнительного органа МУЗИО администрации МР Иглинский район РБ, обратилась в налоговый орган с заявлением о государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы юридического лица, в котором в качестве нового наименования юридического лица указала - КУМС администрации МР Иглинский район РБ.
04 мая 2011 года Межрайонной ИФНС России N 39 по РБ принято решение N 9630 о внесении изменений в сведения о юридическом лице, содержащиеся в Едином государственном реестре юридических лиц, связанные с внесением изменений в учредительные документы.
В заявлении от 22 ноября 2011 года С. заявлено о государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы юридического лица, касающиеся организационно-правовой формы и наименования юридического лица, а также об адресе юридического лица. В качестве организационно-правовой формы указано муниципальное казенное учреждение, наименование: КУМС администрации МР Иглинский район РБ; адрес: 452410, РБ, с. Иглино, ул. Свердлова, д. 13.
На основании указанного заявления 01 декабря 2011 года Межрайонной ИФНС России N 39 по РБ принято решение N 26613А о внесении изменений в сведения о юридическом лице, содержащиеся в Едином государственном реестре юридических лиц, связанные с внесением изменений в учредительные документы (л.д. 2 - 13, 26 - 33 том 2).
Таким образом, данных о том, что налоговым органом производилась запись о реорганизации МУЗИО администрации МР Иглинский район РБ в КУМС администрации МР Иглинский район РБ, в материалах дела не имеется и ответчиком не представлено.
В связи с этим довод истца о том, что фактически имело место переименование юридического лица, а не его реорганизация является обоснованным. Об этом свидетельствует также анализ Положений о МУЗИО администрации Иглинского района РБ и КУМС администрации Иглинского района РБ (л.д. 80 - 89, 121 - 131 том 1).
Заслуживает внимания и то обстоятельство, что все работники переименованного МУЗИО администрации МР Иглинский район РБ были переведены на соответствующие должности в КУМС администрации МР Иглинский район РБ.
С. (третье лицо), занимавшая должность заместителя начальника МУЗИО, с ее согласия на основании распоряжения от 30 мая 2011 года N 158-рк была переведена на должность исполняющей обязанности председателя КУМС администрации МР Иглинский район РБ.
Заместитель начальника МУЗИО администрации МР Иглинский район РБ З.С. с ее согласия была переведена главным специалистом по имущественным вопросам КУМС администрации МР Иглинский район РБ.
Б.Д., занимающий должность главного специалиста по земельным вопросам МУЗИО администрации МР Иглинский район РБ, на основании распоряжения от 30 мая 2011 года N 159-рк с его согласия переведен главным специалистом по земельным вопросам КУМС администрации МР Иглинский район РБ.
Ведущий бухгалтер по аренде земель МУЗИО администрации МР Иглинский район РБ М. на основании распоряжения главы администрации МР Иглинский район РБ от 30 мая 2012 года N 163-рк переведена с ее согласия на должность ведущего бухгалтера по аренде КУМС администрации МР Иглинский район РБ.
Оценив изложенное, судебная коллегия находит, что сокращения занимаемой Б.С. должности начальника МУЗИО администрации Иглинского района РБ фактически произведено не было, имело место изменение наименования юридического лица (структурного подразделения органа местного самоуправления) и наименования должности его руководителя, при этом основные задачи и функции, выполняемые данным структурным подразделением и его руководителем были сохранены, что не может свидетельствовать о сокращении должности как таковой.
При таких обстоятельствах, судебная коллегия приходит к выводу о том, что основания для увольнения Б.С. по п. 2 ч. 1 ст. 81 Трудового кодекса РФ, отсутствовали, в связи с чем распоряжение главы администрации МР Иглинский район РБ от 25 апреля 2012 года N 131-рк об увольнении Б.С. в связи с сокращением должности начальника МУЗИО администрации МР Иглинский район РБ не может быть признано незаконным. Исковые требования Б.С. в указанной части подлежат удовлетворению.
Как следует из п. 60 Постановления Пленума Верховного Суда РФ "О применении судами Российской Федерации Трудового кодекса Российской Федерации", работник, уволенный без законного основания или с нарушением установленного порядка увольнения, подлежит восстановлению на прежней работе. При невозможности восстановления его на прежней работе вследствие ликвидации организации суд признает увольнение незаконным, обязывает ликвидационную комиссию или орган, принявший решение о ликвидации организации, выплатить ему средний заработок за все время вынужденного прогула.
В силу п. 8 ст. 63 ГК РФ ликвидация юридического лица считается завершенной, а юридическое лицо - прекратившим существование после внесения об этом записи в ЕГРЮЛ.
Таким образом, невозможность восстановления на прежней работе законом предусмотрена только в одном случае - в случае ликвидации организации. Каких-либо доказательств того, что МУЗИО администрации МР Иглинский район РБ ликвидировано, суду не представлено.
Из письма от 22 мая 2013 года N 118 ГКУ Центр занятости населения Иглинского района следует, что информация о направлении уведомления администрацией МР Иглинский район РБ о предстоящем сокращении и/или/ ликвидации МУЗИО администрации МР Иглинский район РБ в органы службы занятости в 2011 году не поступала.
Учитывая изложенное, а также то, что судом был установлен факт изменения наименования структурного подразделения, в котором работал истец, и изменения наименования занимаемой им должности, а не сокращения должности, как указывал ответчик, судебная коллегия считает необходимым восстановить Б.С. в должности председателя КУМС администрации МР Иглинский район РБ.
Статьей 17 Федерального закона "О муниципальной службе в Российской Федерации" установлено, что при замещении должности муниципальной службы в муниципальном образовании заключению трудового договора может предшествовать конкурс, в ходе которого осуществляется оценка профессионального уровня претендентов на замещение должности муниципальной службы, их соответствия установленным квалификационным требованиям к должности муниципальной службы. Порядок проведения конкурса на замещение должности муниципальной службы устанавливается муниципальным правовым актом, принимаемым представительным органом муниципального образования.
Решением Совета муниципального района Иглинский район РБ от 10 сентября 2008 года N 818 было утверждено Положение о порядке проведения конкурса на замещение должности муниципальной службы МР Иглинский район РБ, которое действовало до 23 ноября 2011 года.
Согласно п. 2.1 указанного Положения о порядке проведении конкурса решение о назначении конкурса принимается главой администрации МР Иглинский район РБ.
Конкурс объявляется при наличии вакантной должности муниципальной службы и отсутствии резерва муниципальных служащих на замещение соответствующей вакантной должности (п. 2.2 Положения).
Постановлением главы администрации МР Иглинский район РБ от 19 августа 2011 года N 08-1186 объявлено о проведении 20 сентября 2011 года конкурса на замещение вакантных должностей муниципальной службы администрации МР Иглинский район РБ, в том числе должности председателя КУМС администрации МР Иглинский район РБ.
Решением конкурсной комиссии при администрации МР Иглинский район РБ от 20 сентября 2011 года N 20 победителем в конкурсе на вакантную муниципальную должность председателя КУМС Иглинского района РБ признана С., которая распоряжением главы администрации района от 27 октября 2001 года N 297-рк была назначена на должность председателя КУМС администрации МР Иглинский район РБ.
Вместе с тем факт проведения конкурса на замещение вакантной должности председателя КУМС администрации МР Иглинский район РБ, по результатам которого победила С., не свидетельствует о невозможности восстановления истца на работе ввиду необходимости проведения конкурса, поскольку по смыслу ч. 1 ст. 17 Федерального закона "О муниципальной службе в Российской Федерации" проведение конкурса при замещении должности муниципальной службы является правом, а не обязанностью нанимателя (работодателя). Действующее законодательство о муниципальной службе требований об обязательном проведении конкурса при замещении вакантных должностей муниципальной службы не предъявляет.
В представленном ответчиком Решении Совета МР Иглинский район РБ от 25 августа 2010 года N 673 об утверждении Порядка проведения конкурса на замещение вакантной должности муниципальной службы МР Иглинский район РБ, отсутствует решение о признании утратившим силу Решения Совета МР Иглинский район РБ от 10 сентября 2008 года N 818 "Об утверждения Положения о порядке проведения конкурса на замещение должности муниципальной службы МР Иглинский район РБ".
Утверждения ответчика о том, что Б.С. был уведомлен о конкурсе и не изъявил участвовать в нем на замещение вакантной должности председателя КУМС района, не могут быть приняты во внимание, поскольку согласно оспариваемому истцом распоряжению главы администрации от 25 апреля 2012 года N 131-рк Б.С. был уволен по сокращению штатов. А согласно п. 2.3 (действовавшего на момент проведения конкурса) Положения о порядке проведения конкурса Конкурс не проводится также в случае: при назначении на иную муниципальную должность муниципальной службы муниципального служащего в связи с ликвидацией администрации МР Иглинский район РБ и Совета МР Иглинский район РБ, сокращением его штата (сокращение муниципальной должности муниципальной службы).
В соответствии со ст. 237 Трудового кодекса РФ моральный вред, причиненный работнику неправомерными действиями или бездействием работодателя, возмещается работнику в денежной форме в размерах, определяемых соглашением сторон трудового договора. В случае возникновения спора факт причинения работнику морального вреда и размеры его возмещения определяются судом независимо от подлежащего возмещению имущественного ущерба.
Пунктом 9 ст. 394 Трудового Кодекса РФ установлено, что в случаях увольнения без законного основания или с нарушением установленного порядка увольнения суд может по требованию работника вынести решение о взыскании в пользу работника денежной компенсации морального вреда, причиненного ему указанными действиями.
Согласно п. 63 Постановления Пленума Верховного Суда РФ "О применении судами Российской Федерации Трудового кодекса Российской Федерации" размер компенсации морального вреда определяется судом исходя из конкретных обстоятельств каждого дела, с учетом объема и характера, причиненных работнику нравственных или физических страданий, степени вины работодателя, иных заслуживающих внимания обстоятельств, а также требований разумности и справедливости.
Учитывая, что увольнение Б.С. произведено ответчиком в отсутствие на то законных оснований, судебная коллегия приходит к выводу о необходимости компенсации истцу морального вреда, причиненного неправомерными действиями работодателя.
Определяя размер компенсации, судебная коллегия принимает во внимание обстоятельства увольнения, характер нарушений прав истца, его личные данные, в том числе наличие на иждивении троих детей, степень вины ответчика. С учетом указанных обстоятельств, а также требований разумности и справедливости, в пользу истца подлежит взысканию компенсация морального вреда в сумме 20 000 рублей.
Оценивая вышеизложенное, судебная коллегия приходит к выводу об удовлетворении заявленных исковых требований Б.С. частично.
Руководствуясь ст. ст. 327 - 330 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
решение Иглинского районного суда Республики Башкортостан от 19 октября 2012 года отменить. Вынести по делу новое решение.
Исковые требования Б.С. удовлетворить частично.
Признать незаконным распоряжение главы администрации муниципального района Иглинский район Республики Башкортостан от 25 апреля 2012 года N 131-рк об увольнении с 25 апреля 2012 года начальника муниципального управления земельных и имущественных отношений администрации МР Иглинский район РБ Б.С. в связи с сокращением с 01 июня 2011 года должности начальника муниципального управления земельных и имущественных отношений администрации МР Иглинский район РБ.
Восстановить Б.С. на работе в должности председателя Комитета по управлению муниципальной собственностью администрации муниципального района Иглинский район Республики Башкортостан с 25 апреля 2012 года.
Взыскать с администрации муниципального района Иглинский район Республики Башкортостан в пользу Б.С. компенсацию морального вреда в размере 20000 рублей.
Настоящее апелляционное определение в части восстановления на работе подлежит немедленному исполнению.
Председательствующий
З.А.НАУШИРБАНОВА
Судьи
Ю.А.БАТРШИНА
В.А.ГАЛИЕВ
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DAYWORK.RU | Кадровая служба предприятия" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ ВЕРХОВНОГО СУДА РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН ОТ 29.05.2013 ПО ДЕЛУ N 33-5901/13
Разделы:Индивидуальные трудовые споры; Трудовые споры. Социальное партнерство. Профсоюзы
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ВЕРХОВНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 29 мая 2013 г. по делу N 33-5901/13
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного суда Республики Башкортостан в составе:
председательствующего Науширбановой З.А.
судей Батршиной Ю.А.
Галиева В.А.
при секретаре судебного заседания А.
с участием прокурора Муратовой Е.М.
рассмотрела в открытом судебном заседании по правилам производства в суде первой инстанции гражданское дело по иску Б.С. к администрации муниципального района Иглинский район Республики Башкортостан о признании распоряжения об увольнении незаконным, восстановлении на работе и компенсации морального вреда.
Заслушав доклад судьи Верховного суда Республики Башкортостан Галиева В.А., судебная коллегия
установила:
Б.С. обратился в суд с иском к администрации муниципального района Иглинский район Республики Башкортостан (далее по тексту администрация МР Иглинский район РБ) о признании распоряжения об увольнении незаконным, восстановлении на работе и компенсации морального вреда.
В обоснование заявленных требований указал, что 25 апреля 2012 года на основании распоряжения главы администрации МР Иглинский район РБ N 130-рк на основании решения Иглинского районного суда РБ от 10 августа 2011 года он был восстановлен на работе в должности начальника муниципального управления земельных и имущественных отношений (далее МУЗИО) администрации МР Иглинский район РБ.
В тот же день, главой администрации МР Иглинский район РБ было издано распоряжение N 131-рк о его увольнении с работы на основании п. 2 ст. 81 Трудового кодекса РФ в связи с сокращением его должности с 01 июня 2011 года. Однако данное обстоятельство не соответствует действительности, так как МУЗИО было реорганизовано в Комитет по управлению муниципальной собственностью (далее КУМС) администрации МР Иглинский район РБ, соответствующее решение было принято Советом МР Иглинский район РБ 23 марта 2011 года.
В связи с реорганизацией было изменено и наименование должности руководителя структурного подразделения. В качестве руководителя реорганизованного МУЗИО в новую штатную структуру была введена должность председателя КУМС администрации МР Иглинский район РБ. В связи с этим, по мнению истца, ответчик не имел правовых оснований для его увольнения в соответствии с п. 2 ст. 81 ТК РФ.
Истец считает, что установленный законом порядок его увольнения был нарушен, так как процедура увольнения по сокращению штата может осуществляться только в период действия трудового договора. Период вынужденного прогула не может быть зачтен в двухмесячный срок предупреждения о предстоящем увольнении. Также, по мнению истца, был нарушен порядок его восстановления на работе: в распоряжении о восстановлении его на работе не указано полное наименование управления, в котором он должен быть восстановлен; ответчиком не отменено распоряжение от 13 апреля 2011 года о его увольнении. Незаконные действия ответчика причинили ему нравственные страдания, в течение продолжительного времени у истца не было средств на содержание семьи, в связи с чем он был вынужден привлекать заемные средства.
В уточненном исковом заявлении истец просил признать распоряжение главы администрации от 25 апреля 2012 года N 131-рк о его увольнении незаконным, восстановить его на работе в администрации муниципального района Иглинский район РБ в должности председателя (КУМС), взыскать с ответчика компенсацию морального вреда в сумме 110000 рублей.
Решением Иглинского районного суда Республики Башкортостан от 19 октября 2012 года постановлено:
исковые требования Б.С. удовлетворить частично.
Признать распоряжение главы администрации МР Иглинский район РБ от 25 апреля 2012 года N 131-рк об увольнении с 25 апреля 2012 года начальника МУЗИО администрации МР Иглинский район РБ Б.С. в связи с сокращением с 01 июня 2011 года должности начальника МУЗИО администрации МР Иглинский район РБ незаконным.
В удовлетворении исковых требований Б.С. к администрации МР Иглинский район РБ о восстановлении на работе в должности председателя КУМС администрации МР Иглинский район РБ отказать.
Взыскать с администрации МР Иглинский район РБ в пользу Б.С. компенсацию морального вреда в сумме 10 000 рублей.
Не соглашаясь с решением суда в части отказа в восстановлении его на работе, Б.С. обратился с апелляционной жалобой. По мнению истца, имело место реорганизация МУЗИО администрации МР Иглинский район РБ в КУМС администрации МР Иглинский район РБ. После преобразования МУЗИО должность руководителя структурного подразделения была сохранена, должностные обязанности председателя КУМС и начальника МУЗИО совпадают. В связи с этим истец считает неправомерным довод суда о невозможности его восстановления на прежней работе. Кроме того, истец ссылается на то обстоятельство, что вакантная должность председателя КУМС как того требует ТК РФ ему не была предложена.
Представитель администрации МР Иглинский район РБ в апелляционной жалобе просил отменить решение суда в части признания распоряжения об увольнении Б.С. незаконным. Считает, что процедура увольнения Б.С. была соблюдена, так как для увольнения истца в связи с сокращением штата не требовалось повторного уведомления о предстоящем увольнении не менее чем за два месяца.
Установив, что дело рассмотрено судом первой инстанции без привлечения к участию в деле КУМС администрации МР Иглинский район РБ, о восстановлении в котором заявлены требования, судебной коллегией по гражданским делам Верховного Суда Республики Башкортостан 21 мая 2013 года принято решение о переходе к рассмотрению настоящего дела по правилам производства в суде первой инстанции, о чем было вынесено соответствующее определение.
В заседании суда апелляционной инстанции Б.С. заявленный иск поддержал в полном объеме.
Представитель Б.С. - О. исковые требования поддержал, ссылаясь на нарушение ответчиком процедуры увольнения. Указал, что Б.С. не был предупрежден о предстоящем увольнении за два месяца, ему не были предложены все имеющиеся вакантные должности.
Представитель Б.С. - З.М. исковые требования поддержал, пояснив, что ответчиком был нарушен двухмесячный срок, установленный п. 1 ст. 81 ТК РФ. Считает, что имело место переименование МУЗИО, а не реорганизация, так как в ЕГРЮЛ не были внесены сведения о реорганизации, изменены были только название и адрес юридического лица. Сокращения должностей не было, все работники МУЗИО были переведены в КУМС. Вакантные должности были предложены Б.С. во время вынужденного прогула, когда он не являлся работником МУЗИО.
Представитель администрации МР Иглинский район РБ и КУМС администрации МР Иглинский район РБ - Г. исковые требования Б.С. не признала. Пояснила, что решение суда от 10 августа 2011 года не могло быть исполнено в связи с отсутствием данной должности.
Третье лицо С. пояснила, что исковые требования Б.С. являются необоснованными, при этом указала, что в настоящее время она является председателем КУМС администрации Иглинского района, ранее работала под руководством Б.С. в МУЗИО заместителем начальника управления. В штатном расписании МУЗИО было 7 человек, в настоящее время в штатном расписании КУМС тоже 7 человек.
Рассматривая гражданское дело по правилам производства в суде первой инстанции, выслушав Б.С. и его представителей О. и З.М., поддержавших исковые требования, представителя администрации МР Иглинский район РБ и КУМС администрации МР Иглинский район РБ - Г., третье лицо С., возражавших удовлетворению иска, заключение прокурора Муратовой Е.М. о необходимости удовлетворения исковых требований, исследовав материалы дела, судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии со ст. 2 Федерального закона от 02 марта 2007 года N 25-ФЗ "О муниципальной службе в Российской Федерации" муниципальная служба - профессиональная деятельность граждан, которая осуществляется на постоянной основе на должностях муниципальной службы, замещаемых путем заключения трудового договора (контракта). Нанимателем для муниципального служащего является муниципальное образование, от имени которого полномочия нанимателя осуществляет представитель нанимателя (работодатель). Представителем нанимателя (работодателем) может быть глава муниципального образования, руководитель органа местного самоуправления, председатель избирательной комиссии муниципального образования или иное лицо, уполномоченное исполнять обязанности представителя нанимателя (работодателя).
Согласно ст. 3 указанного Федерального закона правовые основы муниципальной службы в Российской Федерации составляют Конституция Российской Федерации, а также настоящий Федеральный закон и другие федеральные законы, иные нормативные правовые акты Российской Федерации, конституции (уставы), законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, уставы муниципальных образований, решения, принятые на сходах граждан, и иные муниципальные правовые акты.
На муниципальных служащих распространяется действие трудового законодательства с особенностями, предусмотренными настоящим Федеральным законом. Аналогичное правило закреплено в ч. 7 ст. 11 Трудового кодекса РФ.
В соответствии с ч. 1 ст. 19 данного Федерального закона трудовой договор с муниципальными служащими расторгается по основаниям, предусмотренным Трудовым кодексом РФ, а также трудовой договор с муниципальным служащим может быть расторгнут по инициативе представителя нанимателя (работодателя) в указанных в настоящем законе случаях.
Частью 2 статьи 23 Федерального закона "О муниципальной службе в Российской Федерации" установлено, что при расторжении трудового договора с муниципальным служащим в связи с ликвидацией органа местного самоуправления, избирательной комиссии муниципального образования либо сокращением штата работников органа местного самоуправления, аппарата избирательной комиссии муниципального образования муниципальному служащему предоставляются гарантии, установленные трудовым законодательством для работников в случае их увольнения в связи с ликвидацией организации либо сокращением штата работников организации.
В силу п. 2 ч. 1 ст. 81 Трудового кодекса РФ трудовой договор может быть расторгнут работодателем в случае сокращения численности или штата работников организации, индивидуального предпринимателя.
Согласно ч. 3 ст. 81 Трудового кодекса РФ увольнение по основанию, предусмотренному п. 2 ч. 1 ст. 81 ТК РФ, допускается, если невозможно перевести работника с его письменного согласия на другую имеющуюся у работодателя работу (как вакантную должность или работу, соответствующую квалификации работника, так и вакантную нижестоящую должность или нижеоплачиваемую работу), которую работник может выполнять с учетом его состояния здоровья. При этом работодатель обязан предлагать работнику все отвечающие указанным требованиям вакансии, имеющиеся у него в данной местности. Предлагать вакансии в других местностях работодатель обязан, если это предусмотрено коллективным договором, соглашениями, трудовым договором.
Частью 1 ст. 180 Трудового кодекса РФ также предусмотрено, что при проведении мероприятий по сокращению численности или штата работников организации работодатель обязан предложить работнику другую имеющуюся работу (вакантную должность) в соответствии с ч. 3 ст. 81 настоящего Кодекса. О предстоящем увольнении в связи с ликвидацией организации, сокращением численности или штата работников организации работники предупреждаются работодателем персонально и под роспись не менее чем за два месяца до увольнения.
Как следует из материалов дела и установлено судом, 01 января 2008 года распоряжением главы администрации Иглинского района Республики Башкортостан N 235-рк от 26 декабря 2007 года истец переведен на должность заместителя главы администрации муниципального района по сельскому хозяйству - начальника МУЗИО (л.д. 206 том 1).
01 февраля 2010 года распоряжением главы администрации Иглинского района РБ N 20-рк от 01 февраля 2010 года Б.С. назначен заместителем главы администрации по сельскому хозяйству.
17 февраля 2010 года распоряжением главы администрации Иглинского района РБ N 32-рк от 24 февраля 2010 года переведен на должность заместителя главы администрации муниципального района по сельскому хозяйству - начальник МУЗИО.
01 января 2011 года распоряжением главы администрации Иглинского района N 292-рк от 30 декабря 2010 года переведен на должность начальника МУЗИО (л.д. 233, 236, 241 том 2).
13 апреля 2011 года распоряжением главы администрации Иглинского района Республики Башкортостан N 125-рк от 13 апреля 2011 года Б.С. уволен за неисполнение служебных обязанностей муниципального служащего, противодействию работе контрольно-счетной палаты Республики Башкортостан на основании п. 9 ст. 81 ТК РФ, а также за нарушение п. 8 ч. 1 ст. 12, п. 9 ч. 1 ст. 13 Федерального закона "О муниципальной службе в РФ" согласно п. 14 ст. 81 ТК РФ (л.д. 254 том 2).
Вступившим в законную силу решением Иглинского районного суда РБ от 10 августа 2011 года Б.С. был восстановлен на работе в администрации МР Иглинский район РБ в должности начальника МУЗИО администрации МР Иглинский район РБ. С ответчика в пользу Б.С. взыскан средний заработок за время вынужденного прогула с 14 апреля 2011 года по 10 августа 2011 года в размере 197 457 рублей, компенсация морального вреда в сумме 10 000 рублей, расходы по оплате услуг представителя в размере 15 000 рублей.
Распоряжением главы администрации МР Иглинский район РБ от 25 апреля 2012 года N 130-рк на основании решения суда от 10 августа 2011 года Б.С. восстановлен на работе с 25 апреля 2012 года в должности начальника МУЗИО (л.д. 10 том 1).
Распоряжением главы администрации МР Иглинский район РБ от 25 апреля 2012 года N 131-рк Б.С. уволен с 25 апреля 2012 года с должности начальника МУЗИО администрации МР Иглинский район РБ в связи с сокращением с 01 июня 2011 года должности начальника МУЗИО администрации МР Иглинский район РБ (л.д. 11 том 1).
Уведомлением от 25 апреля 2012 года Б.С. были предложены имеющиеся у работодателя на тот период вакантные должности, соответствующие его квалификации (л.д. 34 том 1).
Установлено, что 23 марта 2011 года Советом муниципального района Иглинский район Республики Башкортостан было принято решение N 915 "О реорганизации муниципального управления земельных и имущественных отношений администрации муниципального района Иглинский район Республики Башкортостан", в соответствии с которым в целях усиления муниципального контроля за решением вопросов местного значения, оптимизации структуры администрации МР Иглинский район РБ в период с 01 апреля 2011 года по 01 июня 2011 года постановлено провести реорганизацию МУЗИО администрации МР Иглинский район РБ в КУМС администрации МР Иглинский район РБ (л.д. 12, 44 - 45).
В соответствии с распоряжением главы администрации МР Иглинский район РБ от 04 апреля 2011 года N 113-р, принятым во исполнение решения Совета N 915 от 23 марта 2011 года, постановлено реорганизовать МУЗИО администрации МР Иглинский район РБ в КУМС администрации МР Иглинский район РБ (л.д. 13 том 1).
25 марта 2011 года главой администрации МР Иглинский район РБ было издано распоряжение N 95-рк о сокращении с 01 июня 2011 года должностей МУЗИО администрации МР Иглинский район РБ, в том числе и должности начальника управления (л.д. 28 том 1).
31 марта 2011 года Б.С. как начальнику МУЗИО было направлено уведомление о предстоящем расторжении трудового договора 31 мая 2011 года в соответствии с п. 2 ст. 81 ТК РФ (л.д. 24 том 1).
В соответствии с п. 23 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 17 марта 2004 года N 2 "О применении судами Российской Федерации Трудового кодекса Российской Федерации", при рассмотрении дела о восстановлении на работе лица, трудовой договор с которым расторгнут по инициативе работодателя, обязанность доказать наличие законного основания увольнения и соблюдение установленного порядка увольнения возлагается на работодателя.
Оспаривая распоряжение об увольнении, Б.С. ссылался на то обстоятельство, что сокращения должности начальника МУЗИО администрации МР Иглинский район РБ не было, фактически состоялась не реорганизация, а переименование МУЗИО администрации МР Иглинский район РБ в КУМС администрации МР Иглинский район РБ; занимаемая им должность начальника МУЗИО администрации МР Иглинский район РБ была переименована в должность председателя КУМС администрации МР Иглинский район РБ.
Указанные доводы истца судебная коллегия находит заслуживающими внимания, поскольку прекращение трудового договора на основании п. 2 ч. 1 ст. 81 Трудового кодекса Российской Федерации признается правомерным при условии, что сокращение численности или штата работников в действительности имело место, а данный факт ответчиком не доказан.
Так, доказательством фактического сокращения штата работников организации может являться принятое в установленном порядке новое штатное расписание, в котором количество штатных единиц в организации по сравнению с ранее действовавшим штатным расписанием уменьшилось.
Согласно штатному расписанию администрации МР Иглинский район РБ по состоянию на 01 января 2011 года, в состав МУЗИО входило 7 штатных единиц: начальник управления, заместитель начальника управления по имуществу, заместитель начальника управления по земельным вопросам, главный специалист по сельскохозяйственному имуществу, главный специалист по земельным вопросам, старший бухгалтер-ревизор, ведущий бухгалтер по аренде земель (л.д. 29 - 30).
С 01 апреля 2011 года штатная структура администрации МР Иглинский район РБ была изменена, в состав КУМС также были включены 7 штатных единиц: председатель комитета, главный бухгалтер, главный специалист по имущественным вопросам, главный специалист по земельным вопросам, ведущий бухгалтер, уборщица, водитель (л.д. 31 - 33 том 1).
Таким образом, штат КУМС администрации Иглинского района РБ по сравнению со штатом ранее существовавшего МУЗИО администрации Иглинского района РБ остался прежним - 7 человек, при этом должность руководителя организации была сохранена. Более того, судебной коллегией установлено, что должности "председатель комитета" и "начальник управления" согласно Закону РБ "О муниципальной службе в Республике Башкортостан" относятся к одной группе муниципальной службы.
Кроме того, при сравнении должностных инструкций начальника МУЗИО администрации Иглинского района РБ и председателя КУМС администрации Иглинского района РБ усматривается, что в целом их должностные обязанности совпадают, имеющиеся различия в детализации некоторых обязанностей и прав, использовании иной терминологии не изменяют сути изложенных в них прав и обязанностей (л.д. 135 - 140 том 2, 12 - 17 том 3).
Далее. Согласно п. 2 ст. 41 Федерального закона от 06 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" органы местного самоуправления, которые в соответствии с данным Федеральным законом и уставом муниципального образования наделяются правами юридического лица, являются муниципальными учреждениями, образуемыми для осуществления управленческих функций, и подлежат государственной регистрации в качестве юридических лиц в соответствии с федеральным законом.
Согласно ст. 57 ГК РФ реорганизация юридического лица (слияние, присоединение, разделение, выделение, преобразование) может быть осуществлена по решению его учредителей (участников) либо органа юридического лица, уполномоченного на то учредительными документами.
Пунктом 4 указанной статьи установлено, что юридическое лицо считается реорганизованным, за исключением случаев реорганизации в форме присоединения, с момента государственной регистрации вновь возникших юридических лиц.
Как следует из представленного Межрайонной ИФНС России N 39 по РБ копии регистрационного дела в отношении юридического лица - КУМС администрации МР Иглинский район РБ, в Единый государственный реестр юридических лиц запись о государственной регистрации вновь возникшего юридического лица - КУМС администрации МР Иглинский район РБ в связи с реорганизацией МУЗИО администрации МР Иглинский район РБ не вносилась.
Из содержащегося в регистрационном деле заявления от 27 апреля 2011 года следует, что С., действуя в качестве руководителя постоянного действующего исполнительного органа МУЗИО администрации МР Иглинский район РБ, обратилась в налоговый орган с заявлением о государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы юридического лица, в котором в качестве нового наименования юридического лица указала - КУМС администрации МР Иглинский район РБ.
04 мая 2011 года Межрайонной ИФНС России N 39 по РБ принято решение N 9630 о внесении изменений в сведения о юридическом лице, содержащиеся в Едином государственном реестре юридических лиц, связанные с внесением изменений в учредительные документы.
В заявлении от 22 ноября 2011 года С. заявлено о государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы юридического лица, касающиеся организационно-правовой формы и наименования юридического лица, а также об адресе юридического лица. В качестве организационно-правовой формы указано муниципальное казенное учреждение, наименование: КУМС администрации МР Иглинский район РБ; адрес: 452410, РБ, с. Иглино, ул. Свердлова, д. 13.
На основании указанного заявления 01 декабря 2011 года Межрайонной ИФНС России N 39 по РБ принято решение N 26613А о внесении изменений в сведения о юридическом лице, содержащиеся в Едином государственном реестре юридических лиц, связанные с внесением изменений в учредительные документы (л.д. 2 - 13, 26 - 33 том 2).
Таким образом, данных о том, что налоговым органом производилась запись о реорганизации МУЗИО администрации МР Иглинский район РБ в КУМС администрации МР Иглинский район РБ, в материалах дела не имеется и ответчиком не представлено.
В связи с этим довод истца о том, что фактически имело место переименование юридического лица, а не его реорганизация является обоснованным. Об этом свидетельствует также анализ Положений о МУЗИО администрации Иглинского района РБ и КУМС администрации Иглинского района РБ (л.д. 80 - 89, 121 - 131 том 1).
Заслуживает внимания и то обстоятельство, что все работники переименованного МУЗИО администрации МР Иглинский район РБ были переведены на соответствующие должности в КУМС администрации МР Иглинский район РБ.
С. (третье лицо), занимавшая должность заместителя начальника МУЗИО, с ее согласия на основании распоряжения от 30 мая 2011 года N 158-рк была переведена на должность исполняющей обязанности председателя КУМС администрации МР Иглинский район РБ.
Заместитель начальника МУЗИО администрации МР Иглинский район РБ З.С. с ее согласия была переведена главным специалистом по имущественным вопросам КУМС администрации МР Иглинский район РБ.
Б.Д., занимающий должность главного специалиста по земельным вопросам МУЗИО администрации МР Иглинский район РБ, на основании распоряжения от 30 мая 2011 года N 159-рк с его согласия переведен главным специалистом по земельным вопросам КУМС администрации МР Иглинский район РБ.
Ведущий бухгалтер по аренде земель МУЗИО администрации МР Иглинский район РБ М. на основании распоряжения главы администрации МР Иглинский район РБ от 30 мая 2012 года N 163-рк переведена с ее согласия на должность ведущего бухгалтера по аренде КУМС администрации МР Иглинский район РБ.
Оценив изложенное, судебная коллегия находит, что сокращения занимаемой Б.С. должности начальника МУЗИО администрации Иглинского района РБ фактически произведено не было, имело место изменение наименования юридического лица (структурного подразделения органа местного самоуправления) и наименования должности его руководителя, при этом основные задачи и функции, выполняемые данным структурным подразделением и его руководителем были сохранены, что не может свидетельствовать о сокращении должности как таковой.
При таких обстоятельствах, судебная коллегия приходит к выводу о том, что основания для увольнения Б.С. по п. 2 ч. 1 ст. 81 Трудового кодекса РФ, отсутствовали, в связи с чем распоряжение главы администрации МР Иглинский район РБ от 25 апреля 2012 года N 131-рк об увольнении Б.С. в связи с сокращением должности начальника МУЗИО администрации МР Иглинский район РБ не может быть признано незаконным. Исковые требования Б.С. в указанной части подлежат удовлетворению.
Как следует из п. 60 Постановления Пленума Верховного Суда РФ "О применении судами Российской Федерации Трудового кодекса Российской Федерации", работник, уволенный без законного основания или с нарушением установленного порядка увольнения, подлежит восстановлению на прежней работе. При невозможности восстановления его на прежней работе вследствие ликвидации организации суд признает увольнение незаконным, обязывает ликвидационную комиссию или орган, принявший решение о ликвидации организации, выплатить ему средний заработок за все время вынужденного прогула.
В силу п. 8 ст. 63 ГК РФ ликвидация юридического лица считается завершенной, а юридическое лицо - прекратившим существование после внесения об этом записи в ЕГРЮЛ.
Таким образом, невозможность восстановления на прежней работе законом предусмотрена только в одном случае - в случае ликвидации организации. Каких-либо доказательств того, что МУЗИО администрации МР Иглинский район РБ ликвидировано, суду не представлено.
Из письма от 22 мая 2013 года N 118 ГКУ Центр занятости населения Иглинского района следует, что информация о направлении уведомления администрацией МР Иглинский район РБ о предстоящем сокращении и/или/ ликвидации МУЗИО администрации МР Иглинский район РБ в органы службы занятости в 2011 году не поступала.
Учитывая изложенное, а также то, что судом был установлен факт изменения наименования структурного подразделения, в котором работал истец, и изменения наименования занимаемой им должности, а не сокращения должности, как указывал ответчик, судебная коллегия считает необходимым восстановить Б.С. в должности председателя КУМС администрации МР Иглинский район РБ.
Статьей 17 Федерального закона "О муниципальной службе в Российской Федерации" установлено, что при замещении должности муниципальной службы в муниципальном образовании заключению трудового договора может предшествовать конкурс, в ходе которого осуществляется оценка профессионального уровня претендентов на замещение должности муниципальной службы, их соответствия установленным квалификационным требованиям к должности муниципальной службы. Порядок проведения конкурса на замещение должности муниципальной службы устанавливается муниципальным правовым актом, принимаемым представительным органом муниципального образования.
Решением Совета муниципального района Иглинский район РБ от 10 сентября 2008 года N 818 было утверждено Положение о порядке проведения конкурса на замещение должности муниципальной службы МР Иглинский район РБ, которое действовало до 23 ноября 2011 года.
Согласно п. 2.1 указанного Положения о порядке проведении конкурса решение о назначении конкурса принимается главой администрации МР Иглинский район РБ.
Конкурс объявляется при наличии вакантной должности муниципальной службы и отсутствии резерва муниципальных служащих на замещение соответствующей вакантной должности (п. 2.2 Положения).
Постановлением главы администрации МР Иглинский район РБ от 19 августа 2011 года N 08-1186 объявлено о проведении 20 сентября 2011 года конкурса на замещение вакантных должностей муниципальной службы администрации МР Иглинский район РБ, в том числе должности председателя КУМС администрации МР Иглинский район РБ.
Решением конкурсной комиссии при администрации МР Иглинский район РБ от 20 сентября 2011 года N 20 победителем в конкурсе на вакантную муниципальную должность председателя КУМС Иглинского района РБ признана С., которая распоряжением главы администрации района от 27 октября 2001 года N 297-рк была назначена на должность председателя КУМС администрации МР Иглинский район РБ.
Вместе с тем факт проведения конкурса на замещение вакантной должности председателя КУМС администрации МР Иглинский район РБ, по результатам которого победила С., не свидетельствует о невозможности восстановления истца на работе ввиду необходимости проведения конкурса, поскольку по смыслу ч. 1 ст. 17 Федерального закона "О муниципальной службе в Российской Федерации" проведение конкурса при замещении должности муниципальной службы является правом, а не обязанностью нанимателя (работодателя). Действующее законодательство о муниципальной службе требований об обязательном проведении конкурса при замещении вакантных должностей муниципальной службы не предъявляет.
В представленном ответчиком Решении Совета МР Иглинский район РБ от 25 августа 2010 года N 673 об утверждении Порядка проведения конкурса на замещение вакантной должности муниципальной службы МР Иглинский район РБ, отсутствует решение о признании утратившим силу Решения Совета МР Иглинский район РБ от 10 сентября 2008 года N 818 "Об утверждения Положения о порядке проведения конкурса на замещение должности муниципальной службы МР Иглинский район РБ".
Утверждения ответчика о том, что Б.С. был уведомлен о конкурсе и не изъявил участвовать в нем на замещение вакантной должности председателя КУМС района, не могут быть приняты во внимание, поскольку согласно оспариваемому истцом распоряжению главы администрации от 25 апреля 2012 года N 131-рк Б.С. был уволен по сокращению штатов. А согласно п. 2.3 (действовавшего на момент проведения конкурса) Положения о порядке проведения конкурса Конкурс не проводится также в случае: при назначении на иную муниципальную должность муниципальной службы муниципального служащего в связи с ликвидацией администрации МР Иглинский район РБ и Совета МР Иглинский район РБ, сокращением его штата (сокращение муниципальной должности муниципальной службы).
В соответствии со ст. 237 Трудового кодекса РФ моральный вред, причиненный работнику неправомерными действиями или бездействием работодателя, возмещается работнику в денежной форме в размерах, определяемых соглашением сторон трудового договора. В случае возникновения спора факт причинения работнику морального вреда и размеры его возмещения определяются судом независимо от подлежащего возмещению имущественного ущерба.
Пунктом 9 ст. 394 Трудового Кодекса РФ установлено, что в случаях увольнения без законного основания или с нарушением установленного порядка увольнения суд может по требованию работника вынести решение о взыскании в пользу работника денежной компенсации морального вреда, причиненного ему указанными действиями.
Согласно п. 63 Постановления Пленума Верховного Суда РФ "О применении судами Российской Федерации Трудового кодекса Российской Федерации" размер компенсации морального вреда определяется судом исходя из конкретных обстоятельств каждого дела, с учетом объема и характера, причиненных работнику нравственных или физических страданий, степени вины работодателя, иных заслуживающих внимания обстоятельств, а также требований разумности и справедливости.
Учитывая, что увольнение Б.С. произведено ответчиком в отсутствие на то законных оснований, судебная коллегия приходит к выводу о необходимости компенсации истцу морального вреда, причиненного неправомерными действиями работодателя.
Определяя размер компенсации, судебная коллегия принимает во внимание обстоятельства увольнения, характер нарушений прав истца, его личные данные, в том числе наличие на иждивении троих детей, степень вины ответчика. С учетом указанных обстоятельств, а также требований разумности и справедливости, в пользу истца подлежит взысканию компенсация морального вреда в сумме 20 000 рублей.
Оценивая вышеизложенное, судебная коллегия приходит к выводу об удовлетворении заявленных исковых требований Б.С. частично.
Руководствуясь ст. ст. 327 - 330 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
решение Иглинского районного суда Республики Башкортостан от 19 октября 2012 года отменить. Вынести по делу новое решение.
Исковые требования Б.С. удовлетворить частично.
Признать незаконным распоряжение главы администрации муниципального района Иглинский район Республики Башкортостан от 25 апреля 2012 года N 131-рк об увольнении с 25 апреля 2012 года начальника муниципального управления земельных и имущественных отношений администрации МР Иглинский район РБ Б.С. в связи с сокращением с 01 июня 2011 года должности начальника муниципального управления земельных и имущественных отношений администрации МР Иглинский район РБ.
Восстановить Б.С. на работе в должности председателя Комитета по управлению муниципальной собственностью администрации муниципального района Иглинский район Республики Башкортостан с 25 апреля 2012 года.
Взыскать с администрации муниципального района Иглинский район Республики Башкортостан в пользу Б.С. компенсацию морального вреда в размере 20000 рублей.
Настоящее апелляционное определение в части восстановления на работе подлежит немедленному исполнению.
Председательствующий
З.А.НАУШИРБАНОВА
Судьи
Ю.А.БАТРШИНА
В.А.ГАЛИЕВ
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DAYWORK.RU | Кадровая служба предприятия" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)