Судебные решения, арбитраж
Прекращение трудового договора; Трудовые отношения
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Судебная коллегия по гражданским делам Оренбургского областного суда в составе
председательствующего судьи Кисловой Е.А.,
судей Чердынцевой В.Е.,
Ярыгиной Е.Н.,
при секретаре Стрельцовой А.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Ч. на решение Ленинского районного суда г. Оренбурга от 06 марта 2012 года по делу по иску Ч. к Управлению министерства внутренних дел Российской Федерации по Оренбургской области, Управлению министерства внутренних дел Российской Федерации по городу Оренбургу о признании приказа об увольнении незаконным, изменении даты увольнения, о признании незаконным бездействия, обязании внести запись в трудовую книжку, взыскании денежных сумм, компенсации за несвоевременную выплату, морального вреда.
Заслушав доклад судьи Кисловой Е.А., пояснения Ч., поддержавшего апелляционную жалобу, представителя Управления министерства внутренних дел Российской Федерации по Оренбургской области Ш., просившей в удовлетворении апелляционной жалобы отказать, судебная коллегия
Ч., с учетом уточнений и дополнений исковых требований, обратился в суд с иском к Управлению министерства внутренних дел Российской Федерации по Оренбургской области (далее - УМВД РФ по Оренбургской области), Управлению министерства внутренних дел Российской Федерации по городу Оренбургу (далее УМВД РФ по г. Оренбургу). Просил суд признать незаконным приказ от *** в части даты увольнения и порядка увольнения, отменить данный приказ, обязать УМВД России по г. Оренбургу изменить дату увольнения с *** на дату вынесения решения суда, признать незаконным бездействие УМВД РФ по г. Оренбургу в части ненадлежащего осуществления контроля за правильным предоставлением отпусков, признать незаконным непредставление ему УМВД РФ по г. Оренбургу *** суток - периода проезда к месту проведения отпуска, признать незаконным непродление отпуска на *** дня - период временной нетрудоспособности, взыскать с УМВД РФ по г. Оренбургу денежные средства за период неиспользованного отпуска при временной нетрудоспособности за *** дня *** рублей *** копеек, признать незаконным непредставление отпуска за особый характер службы за *** год продолжительностью 10 календарных дней с *** по ***, взыскать с УМВД РФ по г. Оренбургу денежные средства за 10 дней дополнительного отпуска за особый характер службы с *** по *** в сумме *** рублей *** копеек, признать незаконным непредставление УМВД России по г. Оренбургу отпуска без содержания продолжительностью 35 календарных дней с ***, взыскать с УМВД РФ по г. Оренбургу надбавку 20% за непрерывную службу к должностному окладу в размере *** рублей *** копеек, взыскать с УМВД РФ по г. Оренбургу денежную компенсацию за просрочку выплаты суммы в размере *** рублей *** копейки, взыскать с УМВД РФ по г. Оренбургу заработную плату за время вынужденного прогула в сумме *** рублей и неустойку в сумме *** рубля *** копеек, обязать УМВД РФ по г. Оренбургу внести в трудовую книжку запись в связи с изменением даты увольнения с *** на дату вынесения решения суда, взыскать с УМВД РФ по ***, с УМВД РФ по *** солидарно судебные издержки в размере *** рублей *** копеек, компенсацию морального вреда солидарно *** рублей, взыскать с УМВД РФ по *** денежные средства за *** суток - период проезда к месту проведения очередного отпуска и обратно в размере *** рубля *** копеек.
Указал, что с *** по *** он проходил службу на различных должностях в органах внутренних дел, в том числе в период с *** по *** - в МВД Чеченской Республики. Является ветераном боевых действий и имеет права и льготы, установленные Федеральным законом "О ветеранах".
*** после возвращения из Чеченской Республики он был назначен на должность ***. *** он был уволен на основании приказа N *** УМВД России по Оренбургской области с нарушением, как полагает истец, порядка увольнения. Также в нарушение закона в срок его очередного ежегодного отпуска с *** по *** УМВД по г. Оренбургу не было включено время его проезда к месту проведения очередного отпуска - *** (*** время болезни *** не был предоставлен дополнительный отпуск за особый характер службы в Чеченской Республике продолжительностью *** дней, отпуск без сохранения заработной платы сроком 35 календарных дней, в связи с чем ответчики обязаны произвести ему соответствующие денежные выплаты, а дата его увольнения подлежит изменению.
Определением суда от 06 марта 2012 года принят отказ Ч. от первоначальных исковых требований о восстановлении на службе и производство по делу по иску Ч. в этой части прекращено.
Истец Ч. в судебном заседании поддержал уточненные исковые требования.
Представители ответчиков УМВД РФ по Оренбургской области Ш., УМВД РФ по г. Оренбургу С. в судебном заседании возражали против удовлетворения исковых требований.
Решением суда от 06 марта 2012 года исковые требования Ч. удовлетворены частично.
Приказ УМВД РФ по Оренбургской области N *** от *** признан незаконным в части даты увольнения истца, изменена дата его увольнения на***. Взыскана с УМВД РФ по Оренбургской области в пользу Ч. компенсация морального вреда в сумме *** рублей. Признано незаконным бездействие УМВД РФ по городу Оренбургу по непродлению Ч. ежегодного отпуска на период проезда к месту отдыха и на период его болезни. Взысканы с УМВД РФ по городу Оренбургу в пользу Ч. компенсация морального вреда *** рублей, *** рублей *** копеек судебные расходы, *** рублей *** копейки - денежная компенсация за просрочку выплаты сумм при увольнении.
В удовлетворении остальной части исковых требований отказано.
В апелляционной жалобе Ч. просит решение суда в части отказа в удовлетворении его исковых требований отменить как незаконное и необоснованное.
Проверив материалы дела в соответствии со статьей 327.1 ГПК РФ, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
Статьей 11 Трудового кодекса РФ установлено, что трудовое законодательство и иные акты, содержащие нормы трудового права, не распространяются на определенных лиц, если это установлено федеральным законом. Действие трудового законодательства распространяется на сотрудников органов внутренних дел с особенностями, установленными законодательством.
Нормы Трудового кодекса РФ применяются к правоотношениям, возникающим при прохождении службы в органах внутренних дел в случаях, если они не урегулированы специальными законами и нормативными актами, либо, когда эти правоотношения не урегулированы ими и требуется применение норм Трудового кодекса РФ по аналогии, либо специальное законодательство отсылает к нормам Трудового кодекса РФ.
Правовую основу службы в органах внутренних дел на момент возникновения правоотношений между сторонами составляли Закон РФ от 18 апреля 1991 года N 1026-1 "О милиции", Конституция Российской Федерации, законы и иные правовые акты Российской Федерации, нормативные акты МВД Российской Федерации, Положение о службе в органах внутренних дел, утвержденное Постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 23 декабря 1992 года N 4202-1, а также индивидуальный контракт о службе в органах внутренних дел.
С 01 марта 2011 года Закон РФ "О милиции" утратил силу в связи с принятием Федерального закона РФ "О полиции".
Статьей 1 Федерального закона от 17.07.1999 года "О применении положения о службе в органах внутренних дел Российской Федерации" в связи с принятием Федерального закона "О внесении изменений и дополнений в закон РСФСР "О милиции" установлено, что до принятия федерального закона, регулирующего порядок и условия прохождения службы сотрудниками органов внутренних дел, указанные вопросы регулируются Положением о службе в органах внутренних дел Российской Федерации, утвержденным Постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 23 декабря 1992 г. N 4202-1, в части, не противоречащей Закону Российской Федерации "О милиции" (далее - Положение о службе).
Указанным Положением о службе урегулирован порядок увольнения сотрудников органов внутренних дел, а также предоставления отпусков.
Порядок применения Положения о службе определен Инструкцией о порядке применения Положения о службе в органах внутренних дел Российской Федерации, утвержденной приказом МВД РФ от 14.12.1999 года N 1038 (далее - Инструкция).
Согласно пункту 15.6 Инструкции кадровые подразделения органов внутренних дел в течение года обязаны регулярно осуществлять контроль за своевременным и правильным предоставлением сотрудникам отпусков и обо всех выявленных недостатках немедленно докладывать непосредственным начальникам.
Статьей 45 Положения о службе установлено, что для сотрудников органов внутренних дел устанавливаются следующие виды отпусков с сохранением денежного содержания:
- очередной ежегодный;
- дополнительные (за стаж службы, исполнение обязанностей во вредных условиях, за особый характер службы, а также награжденным почетным знаком "Заслуженный сотрудник МВД Российской Федерации").
Замена отпуска денежной компенсацией не допускается, кроме случаев увольнения сотрудников органов внутренних дел, не использовавших отпуск.
При предоставлении сотрудникам органов внутренних дел очередных, краткосрочных отпусков,... предоставляется время для проезда к месту проведения отпуска(лечения)и обратно.
Ежегодный отпуск должен быть перенесен или продлен при временной нетрудоспособности сотрудника (пункт 15.13 Инструкции).
Согласно ст. 58 Положения о службе сотрудники органов внутренних дел могут быть уволены со службы по основаниям, в том числе, предусмотренным п. "ж" - по болезни на основании постановления военно-врачебной комиссии о негодности к службе.
В силу ст. 60 Положения о службе увольнение со службы сотрудников органов внутренних дел, состоящих на должностях рядового и младшего начальствующего состава, производится прямыми начальниками в пределах их компетенции.
Сотрудник органов внутренних дел имеет право в месячный срок со дня вручения приказа об увольнении обжаловать его в суд (ст. 62).
Пунктом 17.1. Инструкции предусмотрено, что прекращение службы в органах внутренних дел оформляется приказом. Увольнение сотрудников производится соответствующими начальниками в пределах компетенции, установленной статьей 60 Положения о службе.
Перед представлением сотрудников к увольнению уточняются данные о прохождении ими службы, подтверждаются периоды, подлежащие зачету в выслугу лет в календарном исчислении и отдельно в льготном исчислении. Исчисляется выслуга лет для назначения пенсии, которая объявляется сотруднику (пункт 17.11 Инструкции).
С сотрудником проводится беседа, в ходе которой ему сообщается об основаниях увольнения, разъясняются льготы, гарантии и компенсации, вопросы трудоустройства, материально-бытового обеспечения и другие вопросы.
К участию в беседах с увольняемыми по их просьбе могут быть приглашены представители кадровых, юридических, медицинских и финансовых подразделений, а также, по решению начальника органа внутренних дел, профессиональных союзов (ассоциаций) сотрудников органов внутренних дел.
Если в ходе беседы с увольняемыми сотрудниками ставятся вопросы, которые не могут быть разрешены органом внутренних дел, начальники, проводящие беседы, докладывают эти вопросы на решение вышестоящего прямого начальника (пункт 17.12 Инструкции)
Из материалов дела следует, что Ч. состоял на службе в органах внутренних дел с * * *.
Приказом начальника УМВД РФ по Оренбургской области N * * * от * * * Ч. уволен из органов внутренних дел с должности *** по ст. 58 п. "ж" (по болезни).
Выслуга лет истца на день увольнения в календарном исчислении составила ***, в льготном исчислении ***. Приказом N *** от *** УМВД России по *** внесены изменения в указанный выше приказ в части выслуги лет на день увольнения в льготном исчислении ***.
Судом установлено, что истцу перед увольнением предоставлялся ежегодный отпуск 30 дней и за выслугу 10 дней в период с *** по ***.
В период с *** по ***, с *** по ***, а всего *** дня, истец являлся временно нетрудоспособным.
Также им затрачено *** дней на проезд к месту отдыха в *** и обратно в период ежегодного отпуска.
Учитывая, что ответчиком УМВД РФ по г. Оренбургу отпуск истца в нарушение Положения о службе и Инструкции не был продлен на указанные дни, судом удовлетворены исковые требования Ч. о незаконности бездействия УМВД по г. Оренбургу в этой части, признании незаконным приказа об увольнении в части даты увольнения, изменении даты увольнения на *** с учетом необходимости продления отпуска истца на указанные периоды, а также удовлетворены частично исковые требования о взыскании с ответчиков компенсации морального вреда в связи с нарушением трудовых прав истца.
Поскольку *** ответчиком издан приказ N ***, которым внесено частичное изменение в пункт *** приказа УМВД России по Оренбургской области от *** N *** в части даты увольнения истца - с ***, согласно указанному приказу ответчиком подлежат внесению изменения в трудовую книжку истца, судом правильно отказано в удовлетворении исковых требований Ч. об обязании УМВД РФ по г. Оренбургу внести изменения в его трудовую книжку.
Судебная коллегия не может согласиться с доводами апелляционной жалобы Ч. о нарушении порядка увольнения истца.
Как правильно установлено судом первой инстанции, нарушений порядка увольнения, предусмотренного ст. ст. 58 - 60 Положения о службе, ответчиками допущено не было, спора по основанию увольнения между сторонами нет, вследствие чего судом правильно отказано в удовлетворении исковых требований Ч. о признании приказа об увольнении полностью незаконным и его отмене.
Доводы истца о том, что перед увольнением с ним не проводилась беседа, не выяснено его отношение к увольнению, не подсчитаны периоды, подлежащие включению в стаж службы, не установлено наличие у него предусмотренных законом льгот, не нашли своего подтверждения доказательствами по делу.
Из представления к увольнению истца из органов внутренних дел следует, что * * * принято решение уволить *** Ч. по ст. 58 п. "ж" (по болезни) Положения о службе в органах внутренних дел РФ. Проведена беседа с истцом об увольнении, выяснено его отношение к увольнению начальником отдела полиции N 2 УМВД РФ по г. Оренбургу ***8. Указана выслуга лет на день увольнения в календарном исчислении - *** (в последующем она ответчиком уточнена).
Утверждения заявителя апелляционной жалобы о подложности сведений, внесенных в представление к увольнению, в части указания о его беседе с ***8, не подтверждены допустимыми доказательствами.
Указание истца на то, что представление к увольнению истца составлено с нарушением формы, утвержденной Инструкцией о порядке применения Положения о службе в органах внутренних дел РФ, не свидетельствует о незаконности увольнения истца, поскольку представление содержит все необходимые сведения, которые должно содержать по Инструкции.
В соответствии со ст. 16 Федерального закона "О ветеранах" мерами социальной поддержки ветеранов боевых действий является использование ежегодного отпуска в удобное для них время и предоставление отпуска без сохранения заработной платы сроком до 35 календарных дней в году.
Из удостоверения *** от ***, выданного МВД Чеченской Республики, следует, что Ч. имеет права и льготы, установленные пунктом 1 статьи 16 Федерального закона "О ветеранах". В материалах дела имеется рапорт истца от *** на имя начальника УМВД России по Оренбургской области, в котором истец просит уволить его из органов внутренних дел по состоянию здоровья.
В рапорте от *** на имя начальника УМВД России по г. Оренбургу истец просит в связи с ухудшением состояния здоровья и предстоящим увольнением из органов внутренних дел направить его для прохождения военно- врачебной комиссии.
В рапорте от *** на имя начальника УМВД России по г. Оренбургу истец просил предоставить ему 10 дней реабилитационного отпуска в связи с нахождением на территории СКР с*** по*** (ст. 51 Положения).
В рапорте от *** истец просил предоставить ему очередной отпуск за *** год, 10 суток дополнительного ежегодного отпуска за особый характер службы после окончания трехлетнего контракта в Чеченской Республике, в соответствии со ст. 51 Положения о службе с *** с пребыванием в *** с предстоящим увольнением.
Согласно отметки на рапорте, истцу предоставлен ежегодный отпуск 30 дней и за выслугу 10 дней с *** по ***.
Как правильно указал суд первой инстанции, каких-либо доказательств того, что истцом на имя начальника УМВД РФ по г. Оренбургу подавался рапорт или иное заявление о предоставлении отпуска без сохранения заработной платы на основании п. 11 ст. 16 Федерального закона "О ветеранах" сроком на 35 суток с ***, в деле не имеется.
Показаниями свидетелей ***9, ***10, ***Ц, ***12, ***13, ***14, ***15, указанный факт не подтвержден.
Доводы апелляционной жалобы о доказанности подачи истцом такого рапорта направлены на переоценку исследованных судом доказательств, которым дана надлежащая оценка, оснований для иной оценки доказательств у суда апелляционной инстанции не имеется.
Учитывая изложенное решение суда об отказе в удовлетворении исковых требований Ч. в части признания незаконным непредставления УМВД по г. Оренбургу отпуска без сохранения заработной платы судебная коллегия считает правильным.
Из материалов дела следует, что на основании заключения служебной проверки УМВД РФ по Оренбургской области от *** года и приказа УМВД РФ по г. Оренбургу от *** N *** внесено изменение в приказ УМВД РФ по г. Оренбургу от *** N *** в части установления Ч. непрерывного стажа *** за службу в должности ***
Истцу Ч. платежными поручениями перечислено денежное довольствие (надбавка за стаж службы участковым уполномоченным полиции) в сумме *** рублей и в сумме *** рубля, ответчиком УМВД РФ по г. Оренбургу с истцом произведен расчет по *** включительно, доплата стажа *** (20 % надбавка к должностному окладу *** рубля) за период с *** года по *** в размере *** и *** рублей с учетом удержаний *** рублей, в связи с чем судом отказано в удовлетворении исковых требований о взыскании с УМВД РФ по г. Оренбургу денежных сумм за период неиспользованного отпуска при временной нетрудоспособности *** дня, периода проезда к месту отдыха и обратно, надбавки 20 % за непрерывную службу к должностному окладу, заработной платы за время вынужденного прогула и неустойки.
Принимая во внимание, что допущена задержка выплаты истцу причитающейся заработной платы за период с *** по *** компенсации за проезд к месту отдыха в период с*** по***, за обмундирование в период с *** по ***, выходного пособия в период с *** по ***, судом правомерно в соответствии со ст. 236 Трудового кодекса РФ решен вопрос о взыскании с ответчика денежной компенсации за период указанных просрочек в общей сумме *** рубля и удовлетворении требований истца в этой части.
Не находит судебная коллегия оснований не согласиться с решением суда об отказе в удовлетворении требований Ч. о незаконности бездействия УМВД по г. Оренбургу, выразившемся в непредставлении истцу дополнительного отпуска за особый характер службы за *** год продолжительностью 10 календарных дней и выплаты денежной компенсации за указанный неиспользованный отпуск.
Согласно п. 11 Положения о службе в органах внутренних дел служба в органах внутренних дел осуществляется гражданами РФ на основании контракта. Контракт о службе в органах внутренних дел заключается между гражданином РФ и Министерством внутренних дел РФ. По контракту о службе в органах внутренних дел гражданин обязуется выполнять возложенные на него служебные обязанности, соблюдать Присягу, внутренний распорядок и требования настоящего Положения, а Министерство внутренних дел Российской Федерации и соответствующий орган исполнительной власти обязуются обеспечивать ему предоставление всех видов довольствия, права, социальные гарантии и создавать условия для службы в органах внутренних дел, предусмотренные действующим законодательством, настоящим Положением и контрактом.
В контракте предусматриваются юридические последствия, которые наступают в связи с невыполнением сторонами взятых на себя обязательств.
На основании п. п. 5.2 Инструкции, на граждан, поступивших на службу в органы внутренних дел по контракту, распространяются общий порядок и условия ее прохождения, регулируемые Положением о службе. При заключении контракта по соглашению сторон могут устанавливаться дополнительные условия, не предусмотренные Положением, с учетом особенностей службы, а также материальных и финансовых возможностей органа внутренних дел.
Если контрактом предусмотрено перемещение сотрудника на службу в другую местность, стороны определяют дополнительные гарантии и компенсации, выплачиваемые в размерах не ниже предусмотренных законодательством Российской Федерации.
Дополнительные условия контракта не могут ухудшать служебное или социальное положение сотрудника, предусмотренное законодательными и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Положением о службе предусматривается возможность перемещения сотрудника органов внутренних дел на службу в другую местность, в том числе в связи с передислокацией органа внутренних дел, с его согласия, если иное не предусмотрено контрактом (статья 18).
Судом установлено, что в период службы истца Ч. в органах внутренних дел приказом начальника УВД по Оренбургской области N *** от *** он был откомандирован в распоряжение МВД по Чеченской Республике для прохождения службы по контракту с * * *.
С *** по *** Ч. проходил службу в органах внутренних дел в должности *** по *** МВД по Чеченской Республике.
Согласно пунктам 4, 7 Положения о денежном довольствии сотрудников органов внутренних дел, утвержденного Приказом МВД РФ от *** N *** (ред. от ***), действовавшего на момент перемещения Ч. на службу в Чеченскую Республику, основанием для выплаты денежного довольствия является приказ соответствующего начальника органа внутренних дел о назначении на штатную должность, зачислении в распоряжение.
При перемещениях по службе, связанных с переездом в другую местность, с освобождением от должности, денежное довольствие по прежнему месту службы выплачивается по день прибытия к месту службы (учебы), указанный в предписании соответствующего органа внутренних дел.
Аналогичные положения сохраняются в Положении о денежном довольствии сотрудников органов внутренних дел РФ, утвержденном Приказом МВД России от *** N
В силу статьи 17 Закона "О милиции" (действовавшего на момент перемещения истца на службу в другую местность) обусловленные особенностями службы ограничения некоторых общегражданских прав и свобод сотрудников милиции устанавливаются федеральными законами и обеспечиваются соответствующими социальными гарантиями.
В соответствии со статьей 1 Федерального закона от 6 марта 2006 года N 35-ФЗ "О противодействии терроризму" правовую основу борьбы с терроризмом составляют Конституция Российской Федерации, Уголовный кодекс Российской Федерации, настоящий Федеральный закон, другие федеральные законы, общепризнанные принципы и нормы международного права, международные договоры Российской Федерации, указы и распоряжения Президента Российской Федерации, постановления и распоряжения Правительства Российской Федерации, а также принимаемые в соответствии с ними иные нормативные правовые акты федеральных органов государственной власти.
Согласно пунктам 1, 2 статьи 20 Федерального закона "О противодействии терроризму" лица, участвующие в борьбе с терроризмом, находятся под защитой государства и подлежат правовой и социальной защите.
Социальная защита лиц, участвующих в борьбе с терроризмом, осуществляется с учетом правового статуса таких лиц, устанавливаемого федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
МВД Российской Федерации является одним из субъектов, осуществляющих борьбу с терроризмом.
В целях упорядочения мер социальной защиты сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации, участвующих в контртеррористических операциях и обеспечивающих правопорядок и общественную безопасность на территории Северо-Кавказского региона Российской Федерации (в том числе Чеченской Республике), законодателем установлены дополнительные гарантии и компенсации указанной категории сотрудников федеральных органов исполнительной власти.
Так, в соответствии со ст. 45 Положения о службе для сотрудников органов внутренних дел устанавливаются, в том числе, дополнительные отпуска за особый характер службы.
Дополнительный ежегодный отпуск за особый характер службы предоставляется продолжительностью до десяти календарных дней для восстановления профессиональной работоспособности сотрудников органов внутренних дел, служба которых связана с повышенными физическими и нервными нагрузками (ст. 51 Положения о службе).
Пунктами 2, 27 Приказа МВД РФ от 07 декабря 2001 года N 1082 "О дополнительных мерах по кадровому обеспечению МВД Чеченской Республики и его территориальных органов внутренних дел" начальнику МВД Чеченской Республики было предписано производить назначение сотрудников органов внутренних дел, перемещенных по службе в МВД Чеченской Республики и его территориальные органы внутренних дел из других регионов Российской Федерации но контракту на срок не менее 1 года, а также... предоставлять сотрудникам в соответствии со ст. 51 Положения один раз в год дополнительный отпуск продолжительностью 10 календарных дней за особый характер службы.
Анализ названных выше законов и нормативных актов свидетельствует о том, что выполнение служебных обязанностей сотрудниками милиции, направленными на территорию Северо-Кавказского региона РФ для участия в контртеррористических операциях и обеспечения правопорядка и общественной безопасности, имеет иную правовую природу, нежели несение ими службы на постоянном рабочем месте в соответствующем подразделении органов внутренних дел вне указанного региона.
Для данных сотрудников на период выполнения ими служебных обязанностей в указанном регионе установлен особый режим работы, а также специальные, повышенные по сравнению с трудовым законодательством, меры социальной защиты.
Истец Ч. в период перемещения на службу в Северо-Кавказский регион РФ не находился в подчинении своего предыдущего работодателя - УМВД РФ по г. Оренбургу, последний не решал в отношении него вопросы, связанные с правилами внутреннего трудового распорядка, режимом рабочего времени, оплатой труда, в том числе предоставления отпусков.
Так, из контракта от ***, заключенного между МВД РФ в лице заместителя Министра внутренних дел Российской Федерации *** ***16 и сотрудником органов внутренних дел *** Ч., следует, что последний является сотрудником, перемещенным на службу в МВД по Чеченской Республике и его территориальные органы внутренних дел в ОВД по *** МВД по Чеченской Республике в должности *** сроком на один год.
Согласно подпункту 3.6 пункта 3 контракта Министерство внутренних дел РФ обязуется предоставлять сотруднику в соответствии со ст. 51 Положения о службе в органах внутренних дел Российской Федерации один раз в год дополнительный отпуск продолжительностью 10 календарных дней за особый характер службы.
В силу подпункта 4.1 пункта 4 контракта его условия, предусмотренные подпунктом 3.6 пункта 3, от Министерства внутренних дел РФ обеспечиваются министром внутренних дел по Чеченской Республике.
*** между МВД РФ в лице заместителя Министра внутренних дел Российской Федерации *** ***16 и сотрудником органов внутренних дел *** Черныш А.В. заключен новый контракт на два года на аналогичных условиях.
После окончания контракта приказом N *** от *** УМВД России по Оренбургской области Ч. назначен на должность *** с ***, с которой и был уволен.
Рапорты от ***, от *** о предоставлении дополнительного ежегодного отпуска 10 суток за особый характер службы после окончания трехлетнего контракта в Чеченской Республике в соответствии со ст. 51 Положения о службе адресованы истцом не другой стороне контракта, а начальнику УМВД России по г. Оренбургу.
Принимая во внимание, что такое дополнительное условие о предоставлении один раз в год дополнительного отпуска продолжительностью 10 календарных дней за особый характер службы было включено в контракт истца в период выполнении им служебных обязанностей на территории Северо-Кавказского региона РФ, оно является специальной, повышенной мерой социальной защиты сотрудника органа внутренних дел, в связи с чем должно выполняться сторонами контракта.
В данном случае УМВД РФ по г. Оренбургу является ненадлежащим ответчиком по исковым требованиям Ч. о предоставлении ему указанного дополнительного отпуска и в удовлетворении к этому ответчику исковых требований в этой части отказано правомерно.
Доводы апелляционной жалобы Ч. о том, что после окончания командировки в Чеченской Республике указанный дополнительный отпуск по его желанию должен быть предоставлен ему по месту службы в УМВД по г. Оренбургу вместе с основным ежегодным отпуском либо отдельно от него, не состоятельны. Из материалов дела следует, что Ч. находился не в служебной командировке, а был перемещен на службу в другую местность по контракту. Кроме того, в силу ст. 46 Положения о службе в случае перевода по службе сотрудников органов внутренних дел в другие местности по новому месту службы предоставляется только неиспользованный ими очередной ежегодный отпуск.
Апелляционная жалоба не содержит иных доводов или указания на новые обстоятельства, которые не были учтены судом первой инстанции при разрешении спора, нарушений норм процессуального закона, влекущих отмену решения суда, не установлено.
Руководствуясь ст. ст. 328, 329 Гражданского процессуального кодекса РФ, судебная коллегия
решение Ленинского районного суда г. Оренбурга от 06 марта 2012 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу Ч. - без удовлетворения.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DAYWORK.RU | Кадровая служба предприятия" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ СУДЕБНОЙ КОЛЛЕГИИ ПО ГРАЖДАНСКИМ ДЕЛАМ ОРЕНБУРГСКОГО ОБЛАСТНОГО СУДА ОТ 09.06.2012 N 33-3155/2012
Разделы:Прекращение трудового договора; Трудовые отношения
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ОРЕНБУРГСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД
СУДЕБНАЯ КОЛЛЕГИЯ ПО ГРАЖДАНСКИМ ДЕЛАМ
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 9 июня 2012 г. по делу N 33-3155/2012
Судья Князева
Судебная коллегия по гражданским делам Оренбургского областного суда в составе
председательствующего судьи Кисловой Е.А.,
судей Чердынцевой В.Е.,
Ярыгиной Е.Н.,
при секретаре Стрельцовой А.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Ч. на решение Ленинского районного суда г. Оренбурга от 06 марта 2012 года по делу по иску Ч. к Управлению министерства внутренних дел Российской Федерации по Оренбургской области, Управлению министерства внутренних дел Российской Федерации по городу Оренбургу о признании приказа об увольнении незаконным, изменении даты увольнения, о признании незаконным бездействия, обязании внести запись в трудовую книжку, взыскании денежных сумм, компенсации за несвоевременную выплату, морального вреда.
Заслушав доклад судьи Кисловой Е.А., пояснения Ч., поддержавшего апелляционную жалобу, представителя Управления министерства внутренних дел Российской Федерации по Оренбургской области Ш., просившей в удовлетворении апелляционной жалобы отказать, судебная коллегия
установила:
Ч., с учетом уточнений и дополнений исковых требований, обратился в суд с иском к Управлению министерства внутренних дел Российской Федерации по Оренбургской области (далее - УМВД РФ по Оренбургской области), Управлению министерства внутренних дел Российской Федерации по городу Оренбургу (далее УМВД РФ по г. Оренбургу). Просил суд признать незаконным приказ от *** в части даты увольнения и порядка увольнения, отменить данный приказ, обязать УМВД России по г. Оренбургу изменить дату увольнения с *** на дату вынесения решения суда, признать незаконным бездействие УМВД РФ по г. Оренбургу в части ненадлежащего осуществления контроля за правильным предоставлением отпусков, признать незаконным непредставление ему УМВД РФ по г. Оренбургу *** суток - периода проезда к месту проведения отпуска, признать незаконным непродление отпуска на *** дня - период временной нетрудоспособности, взыскать с УМВД РФ по г. Оренбургу денежные средства за период неиспользованного отпуска при временной нетрудоспособности за *** дня *** рублей *** копеек, признать незаконным непредставление отпуска за особый характер службы за *** год продолжительностью 10 календарных дней с *** по ***, взыскать с УМВД РФ по г. Оренбургу денежные средства за 10 дней дополнительного отпуска за особый характер службы с *** по *** в сумме *** рублей *** копеек, признать незаконным непредставление УМВД России по г. Оренбургу отпуска без содержания продолжительностью 35 календарных дней с ***, взыскать с УМВД РФ по г. Оренбургу надбавку 20% за непрерывную службу к должностному окладу в размере *** рублей *** копеек, взыскать с УМВД РФ по г. Оренбургу денежную компенсацию за просрочку выплаты суммы в размере *** рублей *** копейки, взыскать с УМВД РФ по г. Оренбургу заработную плату за время вынужденного прогула в сумме *** рублей и неустойку в сумме *** рубля *** копеек, обязать УМВД РФ по г. Оренбургу внести в трудовую книжку запись в связи с изменением даты увольнения с *** на дату вынесения решения суда, взыскать с УМВД РФ по ***, с УМВД РФ по *** солидарно судебные издержки в размере *** рублей *** копеек, компенсацию морального вреда солидарно *** рублей, взыскать с УМВД РФ по *** денежные средства за *** суток - период проезда к месту проведения очередного отпуска и обратно в размере *** рубля *** копеек.
Указал, что с *** по *** он проходил службу на различных должностях в органах внутренних дел, в том числе в период с *** по *** - в МВД Чеченской Республики. Является ветераном боевых действий и имеет права и льготы, установленные Федеральным законом "О ветеранах".
*** после возвращения из Чеченской Республики он был назначен на должность ***. *** он был уволен на основании приказа N *** УМВД России по Оренбургской области с нарушением, как полагает истец, порядка увольнения. Также в нарушение закона в срок его очередного ежегодного отпуска с *** по *** УМВД по г. Оренбургу не было включено время его проезда к месту проведения очередного отпуска - *** (*** время болезни *** не был предоставлен дополнительный отпуск за особый характер службы в Чеченской Республике продолжительностью *** дней, отпуск без сохранения заработной платы сроком 35 календарных дней, в связи с чем ответчики обязаны произвести ему соответствующие денежные выплаты, а дата его увольнения подлежит изменению.
Определением суда от 06 марта 2012 года принят отказ Ч. от первоначальных исковых требований о восстановлении на службе и производство по делу по иску Ч. в этой части прекращено.
Истец Ч. в судебном заседании поддержал уточненные исковые требования.
Представители ответчиков УМВД РФ по Оренбургской области Ш., УМВД РФ по г. Оренбургу С. в судебном заседании возражали против удовлетворения исковых требований.
Решением суда от 06 марта 2012 года исковые требования Ч. удовлетворены частично.
Приказ УМВД РФ по Оренбургской области N *** от *** признан незаконным в части даты увольнения истца, изменена дата его увольнения на***. Взыскана с УМВД РФ по Оренбургской области в пользу Ч. компенсация морального вреда в сумме *** рублей. Признано незаконным бездействие УМВД РФ по городу Оренбургу по непродлению Ч. ежегодного отпуска на период проезда к месту отдыха и на период его болезни. Взысканы с УМВД РФ по городу Оренбургу в пользу Ч. компенсация морального вреда *** рублей, *** рублей *** копеек судебные расходы, *** рублей *** копейки - денежная компенсация за просрочку выплаты сумм при увольнении.
В удовлетворении остальной части исковых требований отказано.
В апелляционной жалобе Ч. просит решение суда в части отказа в удовлетворении его исковых требований отменить как незаконное и необоснованное.
Проверив материалы дела в соответствии со статьей 327.1 ГПК РФ, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
Статьей 11 Трудового кодекса РФ установлено, что трудовое законодательство и иные акты, содержащие нормы трудового права, не распространяются на определенных лиц, если это установлено федеральным законом. Действие трудового законодательства распространяется на сотрудников органов внутренних дел с особенностями, установленными законодательством.
Нормы Трудового кодекса РФ применяются к правоотношениям, возникающим при прохождении службы в органах внутренних дел в случаях, если они не урегулированы специальными законами и нормативными актами, либо, когда эти правоотношения не урегулированы ими и требуется применение норм Трудового кодекса РФ по аналогии, либо специальное законодательство отсылает к нормам Трудового кодекса РФ.
Правовую основу службы в органах внутренних дел на момент возникновения правоотношений между сторонами составляли Закон РФ от 18 апреля 1991 года N 1026-1 "О милиции", Конституция Российской Федерации, законы и иные правовые акты Российской Федерации, нормативные акты МВД Российской Федерации, Положение о службе в органах внутренних дел, утвержденное Постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 23 декабря 1992 года N 4202-1, а также индивидуальный контракт о службе в органах внутренних дел.
С 01 марта 2011 года Закон РФ "О милиции" утратил силу в связи с принятием Федерального закона РФ "О полиции".
Статьей 1 Федерального закона от 17.07.1999 года "О применении положения о службе в органах внутренних дел Российской Федерации" в связи с принятием Федерального закона "О внесении изменений и дополнений в закон РСФСР "О милиции" установлено, что до принятия федерального закона, регулирующего порядок и условия прохождения службы сотрудниками органов внутренних дел, указанные вопросы регулируются Положением о службе в органах внутренних дел Российской Федерации, утвержденным Постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 23 декабря 1992 г. N 4202-1, в части, не противоречащей Закону Российской Федерации "О милиции" (далее - Положение о службе).
Указанным Положением о службе урегулирован порядок увольнения сотрудников органов внутренних дел, а также предоставления отпусков.
Порядок применения Положения о службе определен Инструкцией о порядке применения Положения о службе в органах внутренних дел Российской Федерации, утвержденной приказом МВД РФ от 14.12.1999 года N 1038 (далее - Инструкция).
Согласно пункту 15.6 Инструкции кадровые подразделения органов внутренних дел в течение года обязаны регулярно осуществлять контроль за своевременным и правильным предоставлением сотрудникам отпусков и обо всех выявленных недостатках немедленно докладывать непосредственным начальникам.
Статьей 45 Положения о службе установлено, что для сотрудников органов внутренних дел устанавливаются следующие виды отпусков с сохранением денежного содержания:
- очередной ежегодный;
- дополнительные (за стаж службы, исполнение обязанностей во вредных условиях, за особый характер службы, а также награжденным почетным знаком "Заслуженный сотрудник МВД Российской Федерации").
Замена отпуска денежной компенсацией не допускается, кроме случаев увольнения сотрудников органов внутренних дел, не использовавших отпуск.
При предоставлении сотрудникам органов внутренних дел очередных, краткосрочных отпусков,... предоставляется время для проезда к месту проведения отпуска(лечения)и обратно.
Ежегодный отпуск должен быть перенесен или продлен при временной нетрудоспособности сотрудника (пункт 15.13 Инструкции).
Согласно ст. 58 Положения о службе сотрудники органов внутренних дел могут быть уволены со службы по основаниям, в том числе, предусмотренным п. "ж" - по болезни на основании постановления военно-врачебной комиссии о негодности к службе.
В силу ст. 60 Положения о службе увольнение со службы сотрудников органов внутренних дел, состоящих на должностях рядового и младшего начальствующего состава, производится прямыми начальниками в пределах их компетенции.
Сотрудник органов внутренних дел имеет право в месячный срок со дня вручения приказа об увольнении обжаловать его в суд (ст. 62).
Пунктом 17.1. Инструкции предусмотрено, что прекращение службы в органах внутренних дел оформляется приказом. Увольнение сотрудников производится соответствующими начальниками в пределах компетенции, установленной статьей 60 Положения о службе.
Перед представлением сотрудников к увольнению уточняются данные о прохождении ими службы, подтверждаются периоды, подлежащие зачету в выслугу лет в календарном исчислении и отдельно в льготном исчислении. Исчисляется выслуга лет для назначения пенсии, которая объявляется сотруднику (пункт 17.11 Инструкции).
С сотрудником проводится беседа, в ходе которой ему сообщается об основаниях увольнения, разъясняются льготы, гарантии и компенсации, вопросы трудоустройства, материально-бытового обеспечения и другие вопросы.
К участию в беседах с увольняемыми по их просьбе могут быть приглашены представители кадровых, юридических, медицинских и финансовых подразделений, а также, по решению начальника органа внутренних дел, профессиональных союзов (ассоциаций) сотрудников органов внутренних дел.
Если в ходе беседы с увольняемыми сотрудниками ставятся вопросы, которые не могут быть разрешены органом внутренних дел, начальники, проводящие беседы, докладывают эти вопросы на решение вышестоящего прямого начальника (пункт 17.12 Инструкции)
Из материалов дела следует, что Ч. состоял на службе в органах внутренних дел с * * *.
Приказом начальника УМВД РФ по Оренбургской области N * * * от * * * Ч. уволен из органов внутренних дел с должности *** по ст. 58 п. "ж" (по болезни).
Выслуга лет истца на день увольнения в календарном исчислении составила ***, в льготном исчислении ***. Приказом N *** от *** УМВД России по *** внесены изменения в указанный выше приказ в части выслуги лет на день увольнения в льготном исчислении ***.
Судом установлено, что истцу перед увольнением предоставлялся ежегодный отпуск 30 дней и за выслугу 10 дней в период с *** по ***.
В период с *** по ***, с *** по ***, а всего *** дня, истец являлся временно нетрудоспособным.
Также им затрачено *** дней на проезд к месту отдыха в *** и обратно в период ежегодного отпуска.
Учитывая, что ответчиком УМВД РФ по г. Оренбургу отпуск истца в нарушение Положения о службе и Инструкции не был продлен на указанные дни, судом удовлетворены исковые требования Ч. о незаконности бездействия УМВД по г. Оренбургу в этой части, признании незаконным приказа об увольнении в части даты увольнения, изменении даты увольнения на *** с учетом необходимости продления отпуска истца на указанные периоды, а также удовлетворены частично исковые требования о взыскании с ответчиков компенсации морального вреда в связи с нарушением трудовых прав истца.
Поскольку *** ответчиком издан приказ N ***, которым внесено частичное изменение в пункт *** приказа УМВД России по Оренбургской области от *** N *** в части даты увольнения истца - с ***, согласно указанному приказу ответчиком подлежат внесению изменения в трудовую книжку истца, судом правильно отказано в удовлетворении исковых требований Ч. об обязании УМВД РФ по г. Оренбургу внести изменения в его трудовую книжку.
Судебная коллегия не может согласиться с доводами апелляционной жалобы Ч. о нарушении порядка увольнения истца.
Как правильно установлено судом первой инстанции, нарушений порядка увольнения, предусмотренного ст. ст. 58 - 60 Положения о службе, ответчиками допущено не было, спора по основанию увольнения между сторонами нет, вследствие чего судом правильно отказано в удовлетворении исковых требований Ч. о признании приказа об увольнении полностью незаконным и его отмене.
Доводы истца о том, что перед увольнением с ним не проводилась беседа, не выяснено его отношение к увольнению, не подсчитаны периоды, подлежащие включению в стаж службы, не установлено наличие у него предусмотренных законом льгот, не нашли своего подтверждения доказательствами по делу.
Из представления к увольнению истца из органов внутренних дел следует, что * * * принято решение уволить *** Ч. по ст. 58 п. "ж" (по болезни) Положения о службе в органах внутренних дел РФ. Проведена беседа с истцом об увольнении, выяснено его отношение к увольнению начальником отдела полиции N 2 УМВД РФ по г. Оренбургу ***8. Указана выслуга лет на день увольнения в календарном исчислении - *** (в последующем она ответчиком уточнена).
Утверждения заявителя апелляционной жалобы о подложности сведений, внесенных в представление к увольнению, в части указания о его беседе с ***8, не подтверждены допустимыми доказательствами.
Указание истца на то, что представление к увольнению истца составлено с нарушением формы, утвержденной Инструкцией о порядке применения Положения о службе в органах внутренних дел РФ, не свидетельствует о незаконности увольнения истца, поскольку представление содержит все необходимые сведения, которые должно содержать по Инструкции.
В соответствии со ст. 16 Федерального закона "О ветеранах" мерами социальной поддержки ветеранов боевых действий является использование ежегодного отпуска в удобное для них время и предоставление отпуска без сохранения заработной платы сроком до 35 календарных дней в году.
Из удостоверения *** от ***, выданного МВД Чеченской Республики, следует, что Ч. имеет права и льготы, установленные пунктом 1 статьи 16 Федерального закона "О ветеранах". В материалах дела имеется рапорт истца от *** на имя начальника УМВД России по Оренбургской области, в котором истец просит уволить его из органов внутренних дел по состоянию здоровья.
В рапорте от *** на имя начальника УМВД России по г. Оренбургу истец просит в связи с ухудшением состояния здоровья и предстоящим увольнением из органов внутренних дел направить его для прохождения военно- врачебной комиссии.
В рапорте от *** на имя начальника УМВД России по г. Оренбургу истец просил предоставить ему 10 дней реабилитационного отпуска в связи с нахождением на территории СКР с*** по*** (ст. 51 Положения).
В рапорте от *** истец просил предоставить ему очередной отпуск за *** год, 10 суток дополнительного ежегодного отпуска за особый характер службы после окончания трехлетнего контракта в Чеченской Республике, в соответствии со ст. 51 Положения о службе с *** с пребыванием в *** с предстоящим увольнением.
Согласно отметки на рапорте, истцу предоставлен ежегодный отпуск 30 дней и за выслугу 10 дней с *** по ***.
Как правильно указал суд первой инстанции, каких-либо доказательств того, что истцом на имя начальника УМВД РФ по г. Оренбургу подавался рапорт или иное заявление о предоставлении отпуска без сохранения заработной платы на основании п. 11 ст. 16 Федерального закона "О ветеранах" сроком на 35 суток с ***, в деле не имеется.
Показаниями свидетелей ***9, ***10, ***Ц, ***12, ***13, ***14, ***15, указанный факт не подтвержден.
Доводы апелляционной жалобы о доказанности подачи истцом такого рапорта направлены на переоценку исследованных судом доказательств, которым дана надлежащая оценка, оснований для иной оценки доказательств у суда апелляционной инстанции не имеется.
Учитывая изложенное решение суда об отказе в удовлетворении исковых требований Ч. в части признания незаконным непредставления УМВД по г. Оренбургу отпуска без сохранения заработной платы судебная коллегия считает правильным.
Из материалов дела следует, что на основании заключения служебной проверки УМВД РФ по Оренбургской области от *** года и приказа УМВД РФ по г. Оренбургу от *** N *** внесено изменение в приказ УМВД РФ по г. Оренбургу от *** N *** в части установления Ч. непрерывного стажа *** за службу в должности ***
Истцу Ч. платежными поручениями перечислено денежное довольствие (надбавка за стаж службы участковым уполномоченным полиции) в сумме *** рублей и в сумме *** рубля, ответчиком УМВД РФ по г. Оренбургу с истцом произведен расчет по *** включительно, доплата стажа *** (20 % надбавка к должностному окладу *** рубля) за период с *** года по *** в размере *** и *** рублей с учетом удержаний *** рублей, в связи с чем судом отказано в удовлетворении исковых требований о взыскании с УМВД РФ по г. Оренбургу денежных сумм за период неиспользованного отпуска при временной нетрудоспособности *** дня, периода проезда к месту отдыха и обратно, надбавки 20 % за непрерывную службу к должностному окладу, заработной платы за время вынужденного прогула и неустойки.
Принимая во внимание, что допущена задержка выплаты истцу причитающейся заработной платы за период с *** по *** компенсации за проезд к месту отдыха в период с*** по***, за обмундирование в период с *** по ***, выходного пособия в период с *** по ***, судом правомерно в соответствии со ст. 236 Трудового кодекса РФ решен вопрос о взыскании с ответчика денежной компенсации за период указанных просрочек в общей сумме *** рубля и удовлетворении требований истца в этой части.
Не находит судебная коллегия оснований не согласиться с решением суда об отказе в удовлетворении требований Ч. о незаконности бездействия УМВД по г. Оренбургу, выразившемся в непредставлении истцу дополнительного отпуска за особый характер службы за *** год продолжительностью 10 календарных дней и выплаты денежной компенсации за указанный неиспользованный отпуск.
Согласно п. 11 Положения о службе в органах внутренних дел служба в органах внутренних дел осуществляется гражданами РФ на основании контракта. Контракт о службе в органах внутренних дел заключается между гражданином РФ и Министерством внутренних дел РФ. По контракту о службе в органах внутренних дел гражданин обязуется выполнять возложенные на него служебные обязанности, соблюдать Присягу, внутренний распорядок и требования настоящего Положения, а Министерство внутренних дел Российской Федерации и соответствующий орган исполнительной власти обязуются обеспечивать ему предоставление всех видов довольствия, права, социальные гарантии и создавать условия для службы в органах внутренних дел, предусмотренные действующим законодательством, настоящим Положением и контрактом.
В контракте предусматриваются юридические последствия, которые наступают в связи с невыполнением сторонами взятых на себя обязательств.
На основании п. п. 5.2 Инструкции, на граждан, поступивших на службу в органы внутренних дел по контракту, распространяются общий порядок и условия ее прохождения, регулируемые Положением о службе. При заключении контракта по соглашению сторон могут устанавливаться дополнительные условия, не предусмотренные Положением, с учетом особенностей службы, а также материальных и финансовых возможностей органа внутренних дел.
Если контрактом предусмотрено перемещение сотрудника на службу в другую местность, стороны определяют дополнительные гарантии и компенсации, выплачиваемые в размерах не ниже предусмотренных законодательством Российской Федерации.
Дополнительные условия контракта не могут ухудшать служебное или социальное положение сотрудника, предусмотренное законодательными и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Положением о службе предусматривается возможность перемещения сотрудника органов внутренних дел на службу в другую местность, в том числе в связи с передислокацией органа внутренних дел, с его согласия, если иное не предусмотрено контрактом (статья 18).
Судом установлено, что в период службы истца Ч. в органах внутренних дел приказом начальника УВД по Оренбургской области N *** от *** он был откомандирован в распоряжение МВД по Чеченской Республике для прохождения службы по контракту с * * *.
С *** по *** Ч. проходил службу в органах внутренних дел в должности *** по *** МВД по Чеченской Республике.
Согласно пунктам 4, 7 Положения о денежном довольствии сотрудников органов внутренних дел, утвержденного Приказом МВД РФ от *** N *** (ред. от ***), действовавшего на момент перемещения Ч. на службу в Чеченскую Республику, основанием для выплаты денежного довольствия является приказ соответствующего начальника органа внутренних дел о назначении на штатную должность, зачислении в распоряжение.
При перемещениях по службе, связанных с переездом в другую местность, с освобождением от должности, денежное довольствие по прежнему месту службы выплачивается по день прибытия к месту службы (учебы), указанный в предписании соответствующего органа внутренних дел.
Аналогичные положения сохраняются в Положении о денежном довольствии сотрудников органов внутренних дел РФ, утвержденном Приказом МВД России от *** N
В силу статьи 17 Закона "О милиции" (действовавшего на момент перемещения истца на службу в другую местность) обусловленные особенностями службы ограничения некоторых общегражданских прав и свобод сотрудников милиции устанавливаются федеральными законами и обеспечиваются соответствующими социальными гарантиями.
В соответствии со статьей 1 Федерального закона от 6 марта 2006 года N 35-ФЗ "О противодействии терроризму" правовую основу борьбы с терроризмом составляют Конституция Российской Федерации, Уголовный кодекс Российской Федерации, настоящий Федеральный закон, другие федеральные законы, общепризнанные принципы и нормы международного права, международные договоры Российской Федерации, указы и распоряжения Президента Российской Федерации, постановления и распоряжения Правительства Российской Федерации, а также принимаемые в соответствии с ними иные нормативные правовые акты федеральных органов государственной власти.
Согласно пунктам 1, 2 статьи 20 Федерального закона "О противодействии терроризму" лица, участвующие в борьбе с терроризмом, находятся под защитой государства и подлежат правовой и социальной защите.
Социальная защита лиц, участвующих в борьбе с терроризмом, осуществляется с учетом правового статуса таких лиц, устанавливаемого федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
МВД Российской Федерации является одним из субъектов, осуществляющих борьбу с терроризмом.
В целях упорядочения мер социальной защиты сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации, участвующих в контртеррористических операциях и обеспечивающих правопорядок и общественную безопасность на территории Северо-Кавказского региона Российской Федерации (в том числе Чеченской Республике), законодателем установлены дополнительные гарантии и компенсации указанной категории сотрудников федеральных органов исполнительной власти.
Так, в соответствии со ст. 45 Положения о службе для сотрудников органов внутренних дел устанавливаются, в том числе, дополнительные отпуска за особый характер службы.
Дополнительный ежегодный отпуск за особый характер службы предоставляется продолжительностью до десяти календарных дней для восстановления профессиональной работоспособности сотрудников органов внутренних дел, служба которых связана с повышенными физическими и нервными нагрузками (ст. 51 Положения о службе).
Пунктами 2, 27 Приказа МВД РФ от 07 декабря 2001 года N 1082 "О дополнительных мерах по кадровому обеспечению МВД Чеченской Республики и его территориальных органов внутренних дел" начальнику МВД Чеченской Республики было предписано производить назначение сотрудников органов внутренних дел, перемещенных по службе в МВД Чеченской Республики и его территориальные органы внутренних дел из других регионов Российской Федерации но контракту на срок не менее 1 года, а также... предоставлять сотрудникам в соответствии со ст. 51 Положения один раз в год дополнительный отпуск продолжительностью 10 календарных дней за особый характер службы.
Анализ названных выше законов и нормативных актов свидетельствует о том, что выполнение служебных обязанностей сотрудниками милиции, направленными на территорию Северо-Кавказского региона РФ для участия в контртеррористических операциях и обеспечения правопорядка и общественной безопасности, имеет иную правовую природу, нежели несение ими службы на постоянном рабочем месте в соответствующем подразделении органов внутренних дел вне указанного региона.
Для данных сотрудников на период выполнения ими служебных обязанностей в указанном регионе установлен особый режим работы, а также специальные, повышенные по сравнению с трудовым законодательством, меры социальной защиты.
Истец Ч. в период перемещения на службу в Северо-Кавказский регион РФ не находился в подчинении своего предыдущего работодателя - УМВД РФ по г. Оренбургу, последний не решал в отношении него вопросы, связанные с правилами внутреннего трудового распорядка, режимом рабочего времени, оплатой труда, в том числе предоставления отпусков.
Так, из контракта от ***, заключенного между МВД РФ в лице заместителя Министра внутренних дел Российской Федерации *** ***16 и сотрудником органов внутренних дел *** Ч., следует, что последний является сотрудником, перемещенным на службу в МВД по Чеченской Республике и его территориальные органы внутренних дел в ОВД по *** МВД по Чеченской Республике в должности *** сроком на один год.
Согласно подпункту 3.6 пункта 3 контракта Министерство внутренних дел РФ обязуется предоставлять сотруднику в соответствии со ст. 51 Положения о службе в органах внутренних дел Российской Федерации один раз в год дополнительный отпуск продолжительностью 10 календарных дней за особый характер службы.
В силу подпункта 4.1 пункта 4 контракта его условия, предусмотренные подпунктом 3.6 пункта 3, от Министерства внутренних дел РФ обеспечиваются министром внутренних дел по Чеченской Республике.
*** между МВД РФ в лице заместителя Министра внутренних дел Российской Федерации *** ***16 и сотрудником органов внутренних дел *** Черныш А.В. заключен новый контракт на два года на аналогичных условиях.
После окончания контракта приказом N *** от *** УМВД России по Оренбургской области Ч. назначен на должность *** с ***, с которой и был уволен.
Рапорты от ***, от *** о предоставлении дополнительного ежегодного отпуска 10 суток за особый характер службы после окончания трехлетнего контракта в Чеченской Республике в соответствии со ст. 51 Положения о службе адресованы истцом не другой стороне контракта, а начальнику УМВД России по г. Оренбургу.
Принимая во внимание, что такое дополнительное условие о предоставлении один раз в год дополнительного отпуска продолжительностью 10 календарных дней за особый характер службы было включено в контракт истца в период выполнении им служебных обязанностей на территории Северо-Кавказского региона РФ, оно является специальной, повышенной мерой социальной защиты сотрудника органа внутренних дел, в связи с чем должно выполняться сторонами контракта.
В данном случае УМВД РФ по г. Оренбургу является ненадлежащим ответчиком по исковым требованиям Ч. о предоставлении ему указанного дополнительного отпуска и в удовлетворении к этому ответчику исковых требований в этой части отказано правомерно.
Доводы апелляционной жалобы Ч. о том, что после окончания командировки в Чеченской Республике указанный дополнительный отпуск по его желанию должен быть предоставлен ему по месту службы в УМВД по г. Оренбургу вместе с основным ежегодным отпуском либо отдельно от него, не состоятельны. Из материалов дела следует, что Ч. находился не в служебной командировке, а был перемещен на службу в другую местность по контракту. Кроме того, в силу ст. 46 Положения о службе в случае перевода по службе сотрудников органов внутренних дел в другие местности по новому месту службы предоставляется только неиспользованный ими очередной ежегодный отпуск.
Апелляционная жалоба не содержит иных доводов или указания на новые обстоятельства, которые не были учтены судом первой инстанции при разрешении спора, нарушений норм процессуального закона, влекущих отмену решения суда, не установлено.
Руководствуясь ст. ст. 328, 329 Гражданского процессуального кодекса РФ, судебная коллегия
определила:
решение Ленинского районного суда г. Оренбурга от 06 марта 2012 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу Ч. - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Судьи:
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DAYWORK.RU | Кадровая служба предприятия" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)