Судебные решения, арбитраж

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ ТУЛЬСКОГО ОБЛАСТНОГО СУДА ОТ 22.08.2013 ПО ДЕЛУ N 33-2106

Разделы:
Индивидуальные трудовые споры; Трудовые споры. Социальное партнерство. Профсоюзы

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ТУЛЬСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 22 августа 2013 г. по делу N 33-2106


Судья: Бездетнова А.С.

Судебная коллегия по гражданским делам Тульского областного суда в составе:
председательствующего Федоровой С.Б.,
судей Луниной Т.Д., Быковой Н.В.,
при секретаре Т.,
с участием прокурора Карловой О.А.,
рассмотрела в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе Управления Федеральной службы России по контролю за оборотом наркотиков по Тульской области на решение Советского районного суда г. Тулы от 22 мая 2013 года по делу по иску А. к Управлению Федеральной службы Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков по Тульской области о восстановлении на работе, взыскании среднего заработка за время вынужденного прогула, отмене приказа, компенсации морального вреда.
Заслушав доклад судьи Федоровой С.Б., судебная коллегия

установила:

А. обратился в суд с иском к Управлению Федеральной службы РФ по контролю за оборотом наркотиков по Тульской области и просил восстановить его на работе в должности контролера 2 отделения отдела специального назначения (подразделение "Г") Управления ФСКН России по Тульской области с дата, взыскать с ответчика в его пользу средний заработок за время вынужденного прогула в размере <...> взыскать с ответчика компенсацию морального вреда в размере <...>.
В обоснование заявленных требований истец сослался на то, что в период с дата по дата он проходил службу в Управлении Федеральной службы РФ по контролю за оборотом наркотиков по Тульской области. В августе 2012 г. ответчиком были внесены изменения в штат Управления с сокращением занимаемой им должности контролера 2 отделения отдела специального назначения (подразделение "Г"). С дата он был выведен в распоряжение Управления и уведомлен о предстоящем увольнении в связи с проведением организационно-штатных мероприятий.
дата он был уволен приказом N * на основании подп. 6 (в связи с проведением организационно-штатных мероприятий) пункта 142 Положения о правоохранительной службе в органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, утвержденного Указом Президента РФ от 05.06.2003 г. N 613.
Считает увольнение незаконным, поскольку при увольнении не был соблюден порядок увольнения: ответчиком не были предложены имеющиеся в Управлении все вакантные должности, соответствующие его квалификации как в день предупреждения об увольнении, так и в течение всего срока предупреждения, он не был ознакомлен в установленном порядке с приказом об увольнении и исключении из списков сотрудников органов наркоконтроля. В связи с незаконным увольнением ему был причинен моральный вред, выразившийся также в неправомерных действиях ответчика, грубости его должностных лиц.
В судебном заседании истец А. заявленные требования поддержал и просил удовлетворить.
Представитель ответчика УФСКН России по Тульской области по доверенности Б. иск не признал и просил в удовлетворении заявленных требований А. отказать.
Решением Советского районного суда г. Тулы от 22 мая 2013 года постановлено: иск А. к Управлению Федеральной службы РФ по контролю за оборотом наркотиков по Тульской области о восстановлении на работе, взыскании среднего заработка за время вынужденного прогула, отмене приказа, компенсации морального вреда удовлетворить частично.
Признать незаконным приказ начальника Управления Федеральной службы Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков по Тульской области N * от дата об исключении из списков сотрудников органов наркоконтроля А.
Восстановить А. на работе в должности контролера 2 отделения отдела специального назначения (подразделение "Г") Управления Федеральной службы Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков по Тульской области.
Взыскать с Управления Федеральной службы Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков по Тульской области в пользу А. средний заработок за время вынужденного прогула <...>, компенсацию морального вреда в сумме <...>
В остальной части требований А. отказать.
В апелляционной жалобе Управление Федеральной службы России по контролю за оборотом наркотиков по Тульской области просит решение суда отменить как незаконное и необоснованное, постановленное с нарушением норм материального права, указав, что Управление Федеральной службы России по контролю за оборотом наркотиков по Тульской области выполнило в полном объеме обязанность в отношении истца по предложению ему другой имеющейся работы (вакантной должности) в данной организации, соответствующей его квалификации и состояния здоровья.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы УФСКН России по Тульской области, выслушав объяснения представителя Управления по доверенности Б., возражения А., заключение прокурора Карловой О.А., полагавшей, что решение суда является законным и обоснованным, судебная коллегия приходит к следующему.
Согласно ст. 11 ТК РФ особенности правового регулирования труда отдельных категорий работников устанавливаются в соответствии с настоящим Кодексом.
Статьей 53 ФЗ от 30.06.2003 N 86-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Российской Федерации, признании утратившими силу отдельных законодательных актов Российской Федерации, предоставлении отдельных гарантий сотрудникам органов внутренних дел, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ и упраздняемых федеральных органов налоговой полиции в связи с осуществлением мер по совершенствованию государственного управления" определено, что до вступления в силу федерального закона, регламентирующего порядок прохождения службы в органах наркоконтроля, особенности прохождения службы в этих органах устанавливаются Президентом Российской Федерации.
Правовое положение сотрудников органов наркоконтроля и порядок прохождения ими службы регулируются Положением о Федеральной службе Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков, утвержденным Указом Президента Российской Федерации от 28 июля 2004 года N 976, Положением о правоохранительной службе в органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, утвержденным Указом Президента Российской Федерации от 5 июня 2003 года N 613.
В соответствии с пунктом 1 Положения правоохранительная служба в органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ является видом государственной службы граждан Российской Федерации, замещающих должности правоохранительной службы Федеральной службе Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков и ее территориальных органах.
Пунктом 2 Положения установлено, что прохождение службы в органах наркоконтроля осуществляется в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами и нормативными правовыми актами Российской Федерации, регламентирующими порядок ее прохождения, а также в соответствии с настоящим Положением.
В связи с изложенным нормы Трудового кодекса Российской Федерации могут применяться к правоотношениям, возникающим при прохождении службы в органах наркоконтроля, лишь в случаях, если они не урегулированы специальными законами и нормативными актами.
Согласно подп. 6 пункта 142 Положения о правоохранительной службе в органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ сотрудник может быть уволен со службы в органах наркоконтроля в связи с проведением организационно-штатных мероприятий.
Как установлено судом и следует из материалов дела, А. с дата проходил службу в Управлении Федеральной службы РФ по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ по Тульской области в должности контролера 2 отделения специального назначения Управления, имеет специальное звание прапорщик полиции.
Указом Президента РФ от 16.07.2012 г. N 999 "О внесении изменений в Указ Президента РФ от 28.07.2004 г. N 976 "Вопросы Федеральной службы Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков" с 01.01.2013 г. установлена предельная штатная численность Федеральной службы РФ по контролю за оборотом наркотиков и ее территориальных органов (без персонала по охране и обслуживанию зданий).
Во исполнение Указа Президента РФ Приказом ФСКН России от 13.08.2012 г. N 339-дсп были внесены изменения в штаты территориальных органов ФСКН России. Из Перечня изменений в штатах территориальных органов ФСКН России по Тульской области, утвержденного Приказом от 13.08.2012 г. N 339-дсп следует, что в отделе специального назначения, а также в Алексинском, Ефремовском, Новомосковском, Суворовском, Узловском, Щекинском межрайонных органах наркоконтроля предусмотрено сокращение штатов: 8 штатных единиц старших контролеров (специальное звание старший прапорщик полиции), 15 контролеров (специальное звание прапорщик полиции).
В соответствии с приказом и.о. директора ФСКН России в Управлении Федеральной службы Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков по Тульской области предусмотрено сокращение одной единицы старшего контролера 2 отделения отдела специального назначения и четырех единиц контролера. Одновременно в штат введены 5 единиц должностей охранника.
Согласно приказа N 442 от 07.11.2012 г. директора ФСКН России "О внесении изменений в штаты территориальных органов ФСКН России должность "Охранник" в штатах территориальных органов ФСКН России переименована в должность "Контролер-пропускного пункта".
Таким образом, как установлено судом первой инстанции и данного обстоятельства не оспаривал истец в ходе рассмотрения дела в связи с проведением организационно-штатных мероприятий в Управлении ФСКН по Тульской области подлежали сокращению должности сотрудников - старших контролеров и контролеров и вводились в штатное расписание должности контролеров контрольно-пропускных пунктов.
В соответствии с п. 67 Положение о правоохранительной службе в органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, при проведении организационно-штатных мероприятий, связанных с ликвидацией либо сокращением штатной численности (штата) органов наркоконтроля, сотрудники для их последующего трудоустройства зачисляются в распоряжение органа наркоконтроля сроком до трех месяцев с сохранением денежного довольствия в порядке, определяемом директором ФСКН России.
Как следует из листа-беседы от дата, А. предупрежден о предстоящем увольнении по подп. 6 (в связи с проведением организационно-штатных мероприятий) пункта 142 Положения, с назначением на должность охранника 2-го отделения отдела специального назначения Управления ФСКН России по Тульской области не согласен.
Согласно листу беседы от дата А. предлагалась должность контролера КПП отдела специального назначения УФСКН России по Тульской области, с которой он согласился.
Другие вакантные должности, которые А. мог бы выполнять с учетом его образования, квалификации и состояния здоровья, истцу не предлагались.
Приказом от дата N * А. уволен со службы в органах наркоконтроля на основании подпункта 6 (в связи с проведением организационно-штатных мероприятий) пункта 142 Положения о правоохранительной службе в органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ и исключен из списков личного состава.
С данным приказом А. ознакомлен и получил его копию в тот же день дата что подтверждается его личной подписью на обороте.
Согласно свидетельству о болезни N * от дата А. <данные изъяты>
Заключение нештатной ВВК от дата в отношении А. утверждено заключением Центральной военно-врачебной комиссией ФСКН России дата N *.
В соответствии с п. п. 10.3, 20.4, 20.5 Инструкции о порядке проведения военно-врачебной экспертизы в органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, утвержденной приказом Федеральной службы Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков от 09.01.2008 г. N 1 (ред. от 30.10.2008) заключение нештатной ВВК, оформленное свидетельством о болезни, подлежит обязательному утверждению штатной ВВК. Свидетельство о болезни направляется в штатную ВВК. А при ее отсутствии в Центральную военно-врачебную комиссию для утверждения.
Судебная коллегия соглашается с выводом суда первой инстанции о том, что при увольнении А. ответчиком не были выполнены требования п. 7 Инструкции об организации работы по увольнению сотрудников со службы в органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, утвержденной Приказом ФСКН РФ от 12.04.2005 г. N 115 (ред. от 21.06.2010 г.).
Из содержания данной правовой нормы следует, что ответчик обязан с увольняемым сотрудником провести беседу, в ходе которой сообщить об основаниях увольнения, разъяснить вопросы получения выплат, льгот, гарантий и компенсаций, трудоустройства, социального обеспечения и другие вопросы. Если одновременно имеются два или более основания увольнения со службы в органах наркоконтроля, по выбору сотрудника применяется основание, которое дает право на получение преимущественных гарантий и компенсаций при увольнении сотрудника, за исключением случаев увольнения по основаниям, указанным в пп. пп. 11 - 16 п. 142 Положения.
Как установлено судом и данный факт подтверждается материалами дела по состоянию на дата, когда был издан приказ об увольнении А. со службы, ответчику было известно о том, что А. имеет ограничения по состоянию здоровья к прохождению службы в органах наркоконтроля и признан заключением ВВК не годным к службе в должности контролера отдела специального назначения. При таких обстоятельствах, ответчик обязан был выполнить требования п. 7 Инструкции об организации работы по увольнению сотрудников со службы в органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, сообщить А. об имеющихся двух основаниях увольнения (в связи с проведением организационно-штатных мероприятий или по состоянию здоровья), и исходя из выбора истца произвести его увольнение со службы, поскольку в силу требований вышеназванной Инструкции по выбору сотрудника применяется основание увольнения, которое дает право на получение преимущественных гарантий и компенсаций при увольнении со службы.
Вместе с тем, данная правовая норма не была соблюдена ответчиком, что свидетельствует о не выполнении положений п. 7 Инструкции об организации работы по увольнению сотрудников со службы в органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, утвержденной Приказом ФСКН РФ от 12.04.2005 г. N 115.
Как установлено в суде апелляционной инстанции, после восстановления истца А. на службе, на основании приказа N * от дата А. был уволен со службы не в связи с проведением организационно-штатных мероприятий, а по иным основаниям, предусмотренным п. 142 Положения о правоохранительной службе в органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, которые предоставляют ему преимущества и компенсации при увольнении.
Таким образом, приказ N * от дата начальника УФСКН России по Тульской области об исключении А. из списков сотрудников органов наркоконтроля на основании пп. 6 п. 142 Положения о правоохранительной службе в органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ в связи с проведением организационно-штатных мероприятий суд первой инстанции обоснованно признал незаконным, восстановил истца на службе, взыскал с ответчика заработную плату за время вынужденного прогула и компенсацию морального вреда в размере <...>
Определяя подлежащие взысканию в пользу истца суммы заработной платы за время вынужденного прогула, суд руководствуясь положениями ст. 139 ТК РФ и Положением об особенностях порядка исчисления средней заработной платы, утвержденным Постановлением Правительства от 24.12.2007 г. N 922, в соответствии с которыми, исходя из представленных ответчиком сведений о заработной плате истца и фактически отработанном им времени, сумма среднедневного заработка составила <...>, количество дней вынужденного прогула - * дня, определил сумму среднего заработка за период вынужденного прогула в размере <...>, и за вычетом выплаченного истцу выходного пособия в сумме <...>, правильно определил сумму ко взысканию в размере <...>.
Размер компенсации морального вреда в сумме <...> судом также определен правильно, с учетом нравственных страданий истца, а также принципов разумности и справедливости.
Вместе с тем, суд первой инстанции признал, что истцу необоснованно не были предложены имевшиеся в УФСКН по Тульской области вакантные должности: оперуполномоченного 1 отдела оперативной службы, оперуполномоченного 3 отдела оперативной службы, оперуполномоченного 1 отделения отдела специального назначения, контролера контрольно-пропускного пункта персонала по охране зданий отдела специального назначения, оперуполномоченных Алексинского межрайонного отдела, контролера КПП персонала по охране зданий Алексинского межрайонного отдела, оперуполномоченного Ефремовского межрайонного отдела, контролера КПП персонала по охране зданий Ефремовского межрайонного отдела, контролера КПП персонала по охране зданий Новомосковского межрайонного отдела, контролера КПП Суворовского межрайонного отдела, контролера КПП Узловского межрайонного отдела, контролера КПП Щекинского межрайонного отдела, которые имелись в УФСКН по Тульской области.
Судебная коллегия полагает данный вывод суда ошибочным, основанным на неверном толковании положений п. 145 Положения о правоохранительной службе в органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ и пп. 11 Порядка зачисления сотрудников в распоряжение органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ при проведении организационно-штатных мероприятий, связанных с ликвидацией либо сокращением штатной численности (штата) органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ о правоохранительной службе в органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ.
В соответствии с п. 145 вышеназванного Положения увольнение сотрудника со службы в органах наркоконтроля по инициативе начальника соответствующего органа наркоконтроля допускается по основаниям, предусмотренным:
- подпунктами 6 и 20 пункта 142 настоящего Положения, - если невозможно перевести сотрудника на другую вакантную должность в органах наркоконтроля или если сотрудник отказывается от перевода на такую должность;
- Пункт 11 Порядка зачисления сотрудников в распоряжение органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ при проведении организационно-штатных мероприятий, связанных с ликвидацией либо сокращением штатной численности (штата) органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, утвержденного приказом Федеральной службы РФ по контролю за оборотом наркотиков от 26.12.2011 г. N 559, предусматривает, что в период проведения организационно-штатных мероприятий сотруднику предлагаются все вакантные должности, обязанности по которым сотрудник может выполнять с учетом его квалификации и состояния здоровья (кроме должностей высшего начальствующего состава), имеющиеся в том же или ином органе наркоконтроля.
Из содержания данных норм следует, что в период проведения организационно-штатных мероприятий сотруднику могут быть предложены вакантные должности, которые он может выполнять по состоянию своего здоровья.
Как следует из заключения ВВК от дата А. признан ограниченно годным к прохождению военной службы и негоден к службе в должности контролера отдела специального назначения УФСКН России по Тульской области.
В акте N * медицинского освидетельствования А. от дата N *, подписанного им, отражено, что А. считает себя негодным по состоянию здоровья к предлагаемой службе (л.д. 64).
Суд первой инстанции сослался в решении также на то, что на момент увольнения истца со службы данное заключение военно-врачебной комиссии не было утверждено в установленном порядке Центральной военно-врачебной комиссией ФСКН России. Поскольку утвержденное в установленном порядке заключение ВВК о наличии у А. заболевания, препятствовавшего прохождению службы, отсутствовало на момент издания ответчиком приказа об увольнении, суд первой инстанции признал, что ответчик обязан был предложить ему вышеперечисленные вакантные должности, имевшиеся в УФСКН.
Судебная коллегия не может признать данный вывод суда обоснованным, поскольку он противоречит положениям п. 11 вышеназванного Порядка.
Отсутствие утвержденного заключения ВВК являлось препятствием для увольнения истца со службы по основаниям, предусмотренным п. п. 9, 10 Положения о правоохранительной службе в органах наркоконтроля. Вместе с тем, данное заключение содержало выводы о том, что по состоянию здоровья истец ограниченно годен к дальнейшему прохождению службы в органах ФСКН. В связи с чем, указанное заключение о состоянии здоровья А. ответчик обязан был учитывать при предложении истцу вакантных должностей.
В соответствии с п. 12 вышеназванного Положения необходимым условием для прохождения службы в органах наркоконтроля является наличие как профессионального образования, так и состояния здоровья, позволяющее обеспечить выполнение функций, возложенных на органы госнаркоконтроля.

- графа I - подразделения и виды деятельности: инспекторы-кинологи, водители оперативного автотранспорта, специального назначения (в том числе комендантской службы специального назначения, сотрудники которой выполняют обязанности по силовому сопровождению оперативно-розыскных мероприятий);
- графа II - подразделения и виды деятельности: оперативные, по противодействию наркопреступности, по подрыву экономических основ наркопреступности, межведомственного взаимодействия в сфере профилактики (оперуполномоченные), собственной безопасности, оперативно-технические и поисковые, комендантские службы, дежурные части, водители, по контролю за легальным оборотом наркотиков (оперуполномоченные);
- графа III - подразделения и виды деятельности: организационно-инспекторские, регистрации и архивных фондов, дознания и административной практики, информационно-аналитические, информации и общественных связей, следственные, правовые, международного сотрудничества, режимно-секретные (секретариаты), кадровые, мобилизационной подготовки и гражданской обороны, экспертно-криминалистические, специальной связи, финансовые, материально-технического обеспечения, медицинские, контрольно-ревизионные, конкурсной и договорной работы, по контролю за легальным оборотом наркотиков (инспекторы), межведомственного взаимодействия в сфере профилактики (инспекторы).
Из содержания данных норм следует, что для прохождения службы в должности оперуполномоченного в органах наркоконтроля сотруднику необходимо иметь II группу предназначения по состоянию здоровья. Истец А. по заключению ВВК имеет <данные изъяты>. К прохождении службы в должности контролера отдела специального назначения А. согласно свидетельству о болезни N * признан не годным.
В связи с чем, ответчик не мог предложить истцу вакантные должности оперуполномоченных, контролеров ККП, поскольку у истца имелись ограничения по состоянию здоровья к прохождению службы в органах наркоконтроля по данным должностям.
С учетом вышеизложенного, судебная коллегия считает необходимым исключить из решения суда указание о нарушении Управлением ФСКН по Тульской области порядка увольнения, выразившегося в не предложении истцу вакантных должностей оперуполномоченных и контролеров контрольно-пропускного пункта персонала по охране зданий отдела специального назначения зданий, которые имелись в УФСКН по Тульской области.
В остальной части судебная коллегия не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы Управления ФСКН по Тульской области и отмены решения суда, поскольку как указывалось выше, ответчиком при увольнении истца со службы не были выполнены требования пункта 7 Инструкции об организации работы по увольнению сотрудников со службы в органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, утвержденной Приказом ФСКН РФ от 12.04.2005 г. N 115.
Руководствуясь ст. 328 ГПК РФ, судебная коллегия

определила:

решение Советского районного суда г. Тулы от 22 мая 2013 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Управления ФСКН России по Тульской области - без удовлетворения, исключив из мотивировочной части решения суда указание о нарушении Управлением ФСКН по Тульской области порядка увольнения, выразившегося в не предложении истцу вакантных должностей оперуполномоченных, контролеров ККП УФСКН России по Тульской области.















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DAYWORK.RU | Кадровая служба предприятия" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)