Судебные решения, арбитраж
Заключение трудового договора; Трудовые отношения
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Судья Кирина Г.В.
Докладчик Москаленко Т.П.
судебная коллегия по гражданским делам Липецкого областного суда в составе:
председательствующего Брик Г.С.,
судей Москаленко Т.П., Малык В.Н.
при секретаре Л.
рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу истца С. на решение Тербунского районного суда Липецкой области от 11.05.2011 года, которым постановлено:
В удовлетворении исковых требований С. к Государственному Учреждению - Управлению Пенсионного фонда РФ в Воловском районе о включении в страховой стаж, необходимого для назначения трудовой пенсии по старости, периода его работы в качестве главы КФХ "" с 11.02.1993 года по 31.12.2003 года, отказать.
Заслушав доклад судьи Москаленко Т.П., судебная коллегия
установила:
Истец обратился в суд с иском к ГУ УПФ РФ в Воловском районе о включении в страховой стаж для назначения трудовой пенсии по старости периода работы в качестве главы КФХ, указав, что до 13.10.2010 года состоял на учете в ОКУ "Воловский районный ЦЗН" в качестве безработного и получал пособие по безработице. Будучи безработным, имел право на пенсию по старости ранее 60 лет при наличии 25 -летнего страхового стажа работы. Ответчиком 27.09.2010 года ему выданы сведения о трудовом стаже, который составил 18 лет 05 месяцев 05 дней. Полагал, что данные сведения не соответствуют действительности, поскольку согласно трудовой книжке его общий трудовой стаж составляет 32 года 08 месяцев 21 день. ГУ УПФ РФ в Воловском районе незаконно не был включен в страховой стаж период его работы в качестве главы КФХ " " с 11.02.1993 года по 31.03.2008 года ввиду неуплаты страховых взносов. Он не согласен с представленными сведениями, считает, что ответчиком неправильно применен закон, он приравнен к индивидуальным предпринимателям, тогда как его должность являлась выборной, с ним был заключен трудовой договор, и как работник в соответствии с трудовым законодательством подлежал обязательному социальному страхованию. Неуплата организацией страховых взносов не лишало его права на пенсионное обеспечение. Просит суд обязать ГУ УПФ РФ в Воловском районе включить в страховой стаж, необходимый для назначения трудовой пенсии по старости период его работы в качестве главы КФХ " " с 11.02.1993 года по 31.03.2008 года.
В судебном заседании истец заявленные исковые требования поддержал в полном объеме, ссылаясь на указанные в исковом заявлении доводы и пояснил, что письменного трудового договора о работе главой КФХ " " не имеется, страховые взносы на членов КФХ за период с 11.02.1993 года до 31.08.2003 года не начислялись и не уплачивались в Пенсионный фонд, поскольку все доходы направлялись на расширение производства. Задолженности по всем выплатам он не имел. До 2005 года Пенсионный фонд претензий за неуплату взносов к нему не предъявлял. С 2005 года он застрахован в системе обязательного государственного пенсионного страхования. С 01.01.2004 года по 31.03.2008 года он, как глава КФХ, уплачивал в Пенсионный фонд страховые взносы в виде фиксированного платежа. С апреля 2011 года он вновь состоит на учете как безработный в ОКУ "Воловский районный ЦЗН", получает пособие по безработице и имеет право на досрочное назначение трудовой пенсии по представлению ЦЗН. Однако, из-за неверных сведений ГУ УПФ РФ в Воловском районе у него нет необходимого 25-летнего страхового стажа.
Представитель ГУ - Управление Пенсионного фонда РФ в Воловском районе по доверенности Б.Н. исковые требования не признала и пояснила, что страховой стаж - это учитываемая при определении права на трудовую пенсию суммарная продолжительность периодов работы и (или) иной деятельности, в течение которых уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд, а также иных периодов, засчитываемых в страховой стаж. Истец права на трудовую пенсию по старости не имеет, поскольку ему не исполнилось 60 лет. При обращении в ГУ УПФ РФ в декабре 2010 года, истцу были выданы сведения о его трудовом стаже - форма СЗВ-К, по которой у него по состоянию на 01.01.2002 года имеется 18 лет 5 месяцев 5 дней трудового стажа. После этой даты страховой стаж учитывается согласно лицевого счета застрахованного лица. Истец застрахован в системе государственного пенсионного страхования с 07.06.2005 года. Страховые взносы в виде фиксированного платежа уплачены им с 01.01.2004 года по 31.03.2008 года и данный период при обращении за назначением трудовой пенсии по исполнении 60 -летнего возраста будет засчитан в страховой стаж.
Привлеченное по определению суда от 26.04.2011 года в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований ОКУ "Воловский районный ЦЗН" в лице его представителя по доверенности Б.Н., решение по данному спору оставила на усмотрение суда, пояснив, что истец состоял ранее и в настоящее время состоит на учете ОКУ "Воловский районный ЦЗН" как безработное лицо и ему выплачивается пособие по безработице. В силу закона ОКУ "Воловский районный ЦЗН" может обратиться с представлением в ГУ УПФ РФ в Воловском районе о назначении ему досрочной трудовой пенсии, но при наличии у истца не менее 25 лет страхового стажа. Правом подсчета страхового стажа наделен пенсионный фонд, и согласно имеющимся у С. сведениям, полученным из ГУ УПФ РФ в Воловском районе, 25-летнего страхового стажа не имеет.
Суд отказал в удовлетворении исковых требований, постановив решение, резолютивная часть которого приведена выше.
В кассационной жалобе истец С. просит об отмене решения как незаконного и необоснованного.
Выслушав истца С., поддержавшего кассационную жалобу по доводам в ней изложенным, обсудив доводы жалобы, исследовав материалы дела, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения.
Судебная коллегия в интересах законности считает необходимым проверить обжалуемое решение суда с учетом принятого Тербунским районным судом Липецкой области 03.06.2011 года дополнительного решения, которым постановлено:
Обязать Государственное Учреждение - Управление Пенсионного фонда РФ в Воловском районе включить С. в страховой стаж для назначения трудовой пенсии по старости период работы в качестве главы КФХ " " с 01.01.2004 года по 31.03.2008 год.
Взыскать с Государственного Учреждения - Управления Пенсионного фонда РФ в Воловском районе в пользу С. в возмещение понесенных судебных расходов в сумме 2 200 (две тысячи двести) рублей.
Согласно ст. 7 Федерального закона от 17.12.2001 года "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" ФЗ-73 право на трудовую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет и женщины, достигшие возраста 55 лет при наличии не менее пяти лет страхового стажа.
В силу ст. 32 Закона РФ от 19.04.1991 г. N 1032-1 "О занятости населения в Российской Федерации" (с изменениями и дополнениями) гражданам, не достигшим возраста 60 лет для мужчин и 55 лет для женщин и имеющим страховой стаж продолжительностью не менее 25 и 20 лет для мужчин и женщин соответственно, а также необходимый стаж на соответствующих видах работ, дающий им право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, предусмотренной статьями 27 и 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", продолжительность периода выплаты пособия по безработице увеличивается сверх установленных 12 месяцев на две календарные недели за каждый год работы, превышающий страховой стаж указанной продолжительности. При этом, в страховой стаж включаются периоды работы и иной деятельности и засчитываются иные периоды, установленные в статьях 10 и 11 указанного Федерального закона.
Общий период выплаты пособия по безработице не может превышать 24 календарных месяца в суммарном исчислении в течение 36 календарных месяцев.
По предложению органов службы занятости при отсутствии возможности для трудоустройства безработным гражданам из числа лиц, указанных в пункте 1 настоящей статьи, уволенным в связи с ликвидацией организации либо прекращением деятельности индивидуальным предпринимателем, сокращением численности или штата работников организации, индивидуального предпринимателя, с их согласия может назначаться пенсия на период до наступления возраста, дающего право на трудовую пенсию по старости, в том числе, досрочно назначаемую трудовую пенсию по старости, но не ранее чем за два года до наступления соответствующего возраста (п. 2).
По достижении возраста, дающего право на установление трудовой пенсии по старости, в том числе досрочно назначаемой трудовой пенсии по старости, получатель пенсии, назначенной в соответствии с настоящим пунктом, вправе осуществить переход на трудовую пенсию по старости (часть трудовой пенсии по старости) в соответствии с пунктом 7 статьи 19 указанного Федерального закона.
В соответствии с Законом РСФСР от 22.11.1990 года N 348-1 "О крестьянском (фермерском) хозяйстве" (с изменениями и дополнениями), действовавшем до 11.06.2003 года, подлежащим применению к возникшим правоотношениям, глава и другие члены крестьянского хозяйства подлежат государственному социальному страхованию на равных основаниях. Страховые взносы уплачиваются со всей суммы заработка (дохода) членов крестьянского хозяйства. Из дохода исключаются фактически произведенные расходы, связанные с развитием крестьянского хозяйства. Страховой взнос на государственное социальное страхование членов крестьянских хозяйств устанавливается Законом РСФСР "О государственных пенсиях в РСФСР".
Время работы в крестьянском хозяйстве членов хозяйства и граждан, заключивших договоры об использовании их труда, засчитывается в общий и непрерывный стаж работы на основании записей в трудовой книжке и документов, подтверждающих уплату взносов по социальному страхованию.
В соответствии с п. 2 ст. 23 части первой ГК РФ (введенной в действие с 01.01.1995 г.) глава крестьянского (фермерского) хозяйства, осуществляющего деятельность без образования юридического лица, признается предпринимателем с момента государственной регистрации крестьянского (фермерского) хозяйства.
В статье 1 Закона N 74-ФЗ от 11.06.2003 года "О крестьянском (фермерском) хозяйстве" (с изменениями и дополнениями) указано, что крестьянское (фермерское) хозяйство осуществляет предпринимательскую деятельность без образования юридического лица.
Вместе с тем, в п. 3 ст. 23 указанного Закона указано, что крестьянские (фермерские) хозяйства, которые созданы как юридические лица в соответствии с Законом РСФСР от 22.11.1990 года N 348-1 "О крестьянском (фермерском) хозяйстве" вправе сохранить статус юридического лица на период до 01.01.2010 года. Этот срок продлен Федеральным законом от 30.10.2009 года N 239-ФЗ "О внесении изменения в ст. 23 Федерального закона "О крестьянском (фермерском) хозяйстве" на три года, а именно до 01.01.2013 года.
Несмотря на предоставление крестьянским (фермерским) хозяйствам права сохранения до определенного времени правового статуса юридического лица, на такие крестьянские (фермерские) хозяйства нормы закона N 74-ФЗ, а также нормы иных нормативных правовых актов Российской Федерации, регулирующих деятельность крестьянских (фермерских) хозяйств, распространяются постольку, поскольку иное не вытекает из федерального закона, иных нормативных правовых актов Российской Федерации или существа правоотношений.
В соответствии со статьей 7 Федерального закона от 15.12.2001 года N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" наряду с индивидуальными предпринимателями члены крестьянских (фермерских) хозяйств и глава хозяйства, как один из его членов, являются застрахованными лицами, на которых в соответствии с названным Законом распространяется обязательное пенсионное страхование.
В силу разъяснений, содержащихся в определении Конституционного Суда РФ от 04.12.2007 г. N 950-О-О "Об отказе в принятии к рассмотрению запроса Лахденпохского районного суда Республики Карелия о проверке конституционности положений пунктов 1 и 6 статьи 25 Закона РСФСР "О крестьянском (фермерском) хозяйстве", уплату страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации в пользу граждан, работающих по трудовому договору (как и в настоящее время на основании Федерального закона "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации"), должен был производить работодатель, т.е. право застрахованных лиц, работающих по трудовому договору, на получение трудовой пенсии обеспечивалось (и обеспечивается в настоящее время) уплатой страхователями в их пользу страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации.
Гарантируя права застрахованных лиц (работников), законодатель установил правило, согласно которому неуплата работодателями взносов на государственное социальное страхование не лишает работников права на обеспечение за счет средств государственного социального страхования, а значит, на пенсию (статья 237 КЗоТ Российской Федерации в редакции Закона Российской Федерации от 25 сентября 1992 года N 3543-1). Однако это правило не распространяется на лиц, самостоятельно обеспечивающих себя работой (индивидуальные предприниматели, адвокаты, главы фермерских хозяйств и т.п.), осуществляющих свободно избранную ими деятельность на основе частной собственности и на свой страх и риск, которые уплачивают страховые взносы сами за себя, - в силу требований статьи 89 Закона Российской Федерации "О государственных пенсиях в Российской Федерации" в общий трудовой стаж им засчитывались лишь те периоды, за которые они производили уплату страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации.
Судом установлено, что истец С., <...> года рождения, 11.02.1993 года утвержден главой КФХ " ", 31.03.2008 года уволен в связи с ликвидацией организации.
Согласно Уставу КФХ " " является самостоятельным хозяйствующим субъектом с правами юридического лица и состоит из главы и других членов КФХ.
В ходе рассмотрения дела подтверждено, что КФХ " " имело статус юридического лица до его ликвидации до 09.04.2008 года.
За период с 21.06.1993 года по 31.12.2003 года страховые взносы в Пенсионный фонд РФ главой КФХ " " не выплачивались, с 01.01.2004 года по 31.03.2008 года страховые взносы в виде фиксированного платежа уплачены.
В настоящее время С. состоит на учете в ОКУ "Воловский районный ЦЗН" как безработное лицо и ему выплачивается пособие по безработице.
Отказывая в удовлетворении заявленных исковых требований, суд правильно исходил из того обстоятельства, что страховые взносы в Пенсионный фонд РФ с 11.02.1993 года по 31.12.2003 года не начислялись и не выплачивались, а потому оснований для включения периода работы истца в качестве главы КФХ " " с 11.02.1993 года по 31.12.2003 года в страховой стаж не имелось.
Установив, что истцом уплачены страховые взносы в виде фиксированного платежа за период с 01.01.2004 года по 31.03.2008 года, суд дополнительным решением от 03.06.2011 года правомерно удовлетворил исковые требования С. о включении указанного периода работы в качестве главы КФХ " " в его страховой стаж.
Довод жалобы о том, что С., работая главой КФХ " ", не являлся работодателем, страхователем, индивидуальным предпринимателем, не может служить основанием для отмены решения суда, поскольку правильных выводов суда не опровергает.
Иные доводы жалобы основаны на неверном толковании правовых норм, а потому не могут быть признаны состоятельными.
Судом дана надлежащая правовая оценка всем представленным по делу доказательствам. Оснований сомневаться в правильности данной оценки не имеется.
Решение суда является законным и обоснованным. Оснований для его отмены не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 361 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
Решение Тербунского районного суда Липецкой области от 11.05.2011 года оставить без изменения, кассационную жалобу С. - без удовлетворения.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DAYWORK.RU | Кадровая служба предприятия" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ОПРЕДЕЛЕНИЕ ЛИПЕЦКОГО ОБЛАСТНОГО СУДА ОТ 04.07.2011 ПО ДЕЛУ N 33-1881/2011Г
Разделы:Заключение трудового договора; Трудовые отношения
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ЛИПЕЦКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД
ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 4 июля 2011 г. по делу N 33-1881/2011г
Судья Кирина Г.В.
Докладчик Москаленко Т.П.
судебная коллегия по гражданским делам Липецкого областного суда в составе:
председательствующего Брик Г.С.,
судей Москаленко Т.П., Малык В.Н.
при секретаре Л.
рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу истца С. на решение Тербунского районного суда Липецкой области от 11.05.2011 года, которым постановлено:
В удовлетворении исковых требований С. к Государственному Учреждению - Управлению Пенсионного фонда РФ в Воловском районе о включении в страховой стаж, необходимого для назначения трудовой пенсии по старости, периода его работы в качестве главы КФХ "" с 11.02.1993 года по 31.12.2003 года, отказать.
Заслушав доклад судьи Москаленко Т.П., судебная коллегия
установила:
Истец обратился в суд с иском к ГУ УПФ РФ в Воловском районе о включении в страховой стаж для назначения трудовой пенсии по старости периода работы в качестве главы КФХ, указав, что до 13.10.2010 года состоял на учете в ОКУ "Воловский районный ЦЗН" в качестве безработного и получал пособие по безработице. Будучи безработным, имел право на пенсию по старости ранее 60 лет при наличии 25 -летнего страхового стажа работы. Ответчиком 27.09.2010 года ему выданы сведения о трудовом стаже, который составил 18 лет 05 месяцев 05 дней. Полагал, что данные сведения не соответствуют действительности, поскольку согласно трудовой книжке его общий трудовой стаж составляет 32 года 08 месяцев 21 день. ГУ УПФ РФ в Воловском районе незаконно не был включен в страховой стаж период его работы в качестве главы КФХ " " с 11.02.1993 года по 31.03.2008 года ввиду неуплаты страховых взносов. Он не согласен с представленными сведениями, считает, что ответчиком неправильно применен закон, он приравнен к индивидуальным предпринимателям, тогда как его должность являлась выборной, с ним был заключен трудовой договор, и как работник в соответствии с трудовым законодательством подлежал обязательному социальному страхованию. Неуплата организацией страховых взносов не лишало его права на пенсионное обеспечение. Просит суд обязать ГУ УПФ РФ в Воловском районе включить в страховой стаж, необходимый для назначения трудовой пенсии по старости период его работы в качестве главы КФХ " " с 11.02.1993 года по 31.03.2008 года.
В судебном заседании истец заявленные исковые требования поддержал в полном объеме, ссылаясь на указанные в исковом заявлении доводы и пояснил, что письменного трудового договора о работе главой КФХ " " не имеется, страховые взносы на членов КФХ за период с 11.02.1993 года до 31.08.2003 года не начислялись и не уплачивались в Пенсионный фонд, поскольку все доходы направлялись на расширение производства. Задолженности по всем выплатам он не имел. До 2005 года Пенсионный фонд претензий за неуплату взносов к нему не предъявлял. С 2005 года он застрахован в системе обязательного государственного пенсионного страхования. С 01.01.2004 года по 31.03.2008 года он, как глава КФХ, уплачивал в Пенсионный фонд страховые взносы в виде фиксированного платежа. С апреля 2011 года он вновь состоит на учете как безработный в ОКУ "Воловский районный ЦЗН", получает пособие по безработице и имеет право на досрочное назначение трудовой пенсии по представлению ЦЗН. Однако, из-за неверных сведений ГУ УПФ РФ в Воловском районе у него нет необходимого 25-летнего страхового стажа.
Представитель ГУ - Управление Пенсионного фонда РФ в Воловском районе по доверенности Б.Н. исковые требования не признала и пояснила, что страховой стаж - это учитываемая при определении права на трудовую пенсию суммарная продолжительность периодов работы и (или) иной деятельности, в течение которых уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд, а также иных периодов, засчитываемых в страховой стаж. Истец права на трудовую пенсию по старости не имеет, поскольку ему не исполнилось 60 лет. При обращении в ГУ УПФ РФ в декабре 2010 года, истцу были выданы сведения о его трудовом стаже - форма СЗВ-К, по которой у него по состоянию на 01.01.2002 года имеется 18 лет 5 месяцев 5 дней трудового стажа. После этой даты страховой стаж учитывается согласно лицевого счета застрахованного лица. Истец застрахован в системе государственного пенсионного страхования с 07.06.2005 года. Страховые взносы в виде фиксированного платежа уплачены им с 01.01.2004 года по 31.03.2008 года и данный период при обращении за назначением трудовой пенсии по исполнении 60 -летнего возраста будет засчитан в страховой стаж.
Привлеченное по определению суда от 26.04.2011 года в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований ОКУ "Воловский районный ЦЗН" в лице его представителя по доверенности Б.Н., решение по данному спору оставила на усмотрение суда, пояснив, что истец состоял ранее и в настоящее время состоит на учете ОКУ "Воловский районный ЦЗН" как безработное лицо и ему выплачивается пособие по безработице. В силу закона ОКУ "Воловский районный ЦЗН" может обратиться с представлением в ГУ УПФ РФ в Воловском районе о назначении ему досрочной трудовой пенсии, но при наличии у истца не менее 25 лет страхового стажа. Правом подсчета страхового стажа наделен пенсионный фонд, и согласно имеющимся у С. сведениям, полученным из ГУ УПФ РФ в Воловском районе, 25-летнего страхового стажа не имеет.
Суд отказал в удовлетворении исковых требований, постановив решение, резолютивная часть которого приведена выше.
В кассационной жалобе истец С. просит об отмене решения как незаконного и необоснованного.
Выслушав истца С., поддержавшего кассационную жалобу по доводам в ней изложенным, обсудив доводы жалобы, исследовав материалы дела, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения.
Судебная коллегия в интересах законности считает необходимым проверить обжалуемое решение суда с учетом принятого Тербунским районным судом Липецкой области 03.06.2011 года дополнительного решения, которым постановлено:
Обязать Государственное Учреждение - Управление Пенсионного фонда РФ в Воловском районе включить С. в страховой стаж для назначения трудовой пенсии по старости период работы в качестве главы КФХ " " с 01.01.2004 года по 31.03.2008 год.
Взыскать с Государственного Учреждения - Управления Пенсионного фонда РФ в Воловском районе в пользу С. в возмещение понесенных судебных расходов в сумме 2 200 (две тысячи двести) рублей.
Согласно ст. 7 Федерального закона от 17.12.2001 года "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" ФЗ-73 право на трудовую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет и женщины, достигшие возраста 55 лет при наличии не менее пяти лет страхового стажа.
В силу ст. 32 Закона РФ от 19.04.1991 г. N 1032-1 "О занятости населения в Российской Федерации" (с изменениями и дополнениями) гражданам, не достигшим возраста 60 лет для мужчин и 55 лет для женщин и имеющим страховой стаж продолжительностью не менее 25 и 20 лет для мужчин и женщин соответственно, а также необходимый стаж на соответствующих видах работ, дающий им право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, предусмотренной статьями 27 и 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", продолжительность периода выплаты пособия по безработице увеличивается сверх установленных 12 месяцев на две календарные недели за каждый год работы, превышающий страховой стаж указанной продолжительности. При этом, в страховой стаж включаются периоды работы и иной деятельности и засчитываются иные периоды, установленные в статьях 10 и 11 указанного Федерального закона.
Общий период выплаты пособия по безработице не может превышать 24 календарных месяца в суммарном исчислении в течение 36 календарных месяцев.
По предложению органов службы занятости при отсутствии возможности для трудоустройства безработным гражданам из числа лиц, указанных в пункте 1 настоящей статьи, уволенным в связи с ликвидацией организации либо прекращением деятельности индивидуальным предпринимателем, сокращением численности или штата работников организации, индивидуального предпринимателя, с их согласия может назначаться пенсия на период до наступления возраста, дающего право на трудовую пенсию по старости, в том числе, досрочно назначаемую трудовую пенсию по старости, но не ранее чем за два года до наступления соответствующего возраста (п. 2).
По достижении возраста, дающего право на установление трудовой пенсии по старости, в том числе досрочно назначаемой трудовой пенсии по старости, получатель пенсии, назначенной в соответствии с настоящим пунктом, вправе осуществить переход на трудовую пенсию по старости (часть трудовой пенсии по старости) в соответствии с пунктом 7 статьи 19 указанного Федерального закона.
В соответствии с Законом РСФСР от 22.11.1990 года N 348-1 "О крестьянском (фермерском) хозяйстве" (с изменениями и дополнениями), действовавшем до 11.06.2003 года, подлежащим применению к возникшим правоотношениям, глава и другие члены крестьянского хозяйства подлежат государственному социальному страхованию на равных основаниях. Страховые взносы уплачиваются со всей суммы заработка (дохода) членов крестьянского хозяйства. Из дохода исключаются фактически произведенные расходы, связанные с развитием крестьянского хозяйства. Страховой взнос на государственное социальное страхование членов крестьянских хозяйств устанавливается Законом РСФСР "О государственных пенсиях в РСФСР".
Время работы в крестьянском хозяйстве членов хозяйства и граждан, заключивших договоры об использовании их труда, засчитывается в общий и непрерывный стаж работы на основании записей в трудовой книжке и документов, подтверждающих уплату взносов по социальному страхованию.
В соответствии с п. 2 ст. 23 части первой ГК РФ (введенной в действие с 01.01.1995 г.) глава крестьянского (фермерского) хозяйства, осуществляющего деятельность без образования юридического лица, признается предпринимателем с момента государственной регистрации крестьянского (фермерского) хозяйства.
В статье 1 Закона N 74-ФЗ от 11.06.2003 года "О крестьянском (фермерском) хозяйстве" (с изменениями и дополнениями) указано, что крестьянское (фермерское) хозяйство осуществляет предпринимательскую деятельность без образования юридического лица.
Вместе с тем, в п. 3 ст. 23 указанного Закона указано, что крестьянские (фермерские) хозяйства, которые созданы как юридические лица в соответствии с Законом РСФСР от 22.11.1990 года N 348-1 "О крестьянском (фермерском) хозяйстве" вправе сохранить статус юридического лица на период до 01.01.2010 года. Этот срок продлен Федеральным законом от 30.10.2009 года N 239-ФЗ "О внесении изменения в ст. 23 Федерального закона "О крестьянском (фермерском) хозяйстве" на три года, а именно до 01.01.2013 года.
Несмотря на предоставление крестьянским (фермерским) хозяйствам права сохранения до определенного времени правового статуса юридического лица, на такие крестьянские (фермерские) хозяйства нормы закона N 74-ФЗ, а также нормы иных нормативных правовых актов Российской Федерации, регулирующих деятельность крестьянских (фермерских) хозяйств, распространяются постольку, поскольку иное не вытекает из федерального закона, иных нормативных правовых актов Российской Федерации или существа правоотношений.
В соответствии со статьей 7 Федерального закона от 15.12.2001 года N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" наряду с индивидуальными предпринимателями члены крестьянских (фермерских) хозяйств и глава хозяйства, как один из его членов, являются застрахованными лицами, на которых в соответствии с названным Законом распространяется обязательное пенсионное страхование.
В силу разъяснений, содержащихся в определении Конституционного Суда РФ от 04.12.2007 г. N 950-О-О "Об отказе в принятии к рассмотрению запроса Лахденпохского районного суда Республики Карелия о проверке конституционности положений пунктов 1 и 6 статьи 25 Закона РСФСР "О крестьянском (фермерском) хозяйстве", уплату страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации в пользу граждан, работающих по трудовому договору (как и в настоящее время на основании Федерального закона "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации"), должен был производить работодатель, т.е. право застрахованных лиц, работающих по трудовому договору, на получение трудовой пенсии обеспечивалось (и обеспечивается в настоящее время) уплатой страхователями в их пользу страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации.
Гарантируя права застрахованных лиц (работников), законодатель установил правило, согласно которому неуплата работодателями взносов на государственное социальное страхование не лишает работников права на обеспечение за счет средств государственного социального страхования, а значит, на пенсию (статья 237 КЗоТ Российской Федерации в редакции Закона Российской Федерации от 25 сентября 1992 года N 3543-1). Однако это правило не распространяется на лиц, самостоятельно обеспечивающих себя работой (индивидуальные предприниматели, адвокаты, главы фермерских хозяйств и т.п.), осуществляющих свободно избранную ими деятельность на основе частной собственности и на свой страх и риск, которые уплачивают страховые взносы сами за себя, - в силу требований статьи 89 Закона Российской Федерации "О государственных пенсиях в Российской Федерации" в общий трудовой стаж им засчитывались лишь те периоды, за которые они производили уплату страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации.
Судом установлено, что истец С., <...> года рождения, 11.02.1993 года утвержден главой КФХ " ", 31.03.2008 года уволен в связи с ликвидацией организации.
Согласно Уставу КФХ " " является самостоятельным хозяйствующим субъектом с правами юридического лица и состоит из главы и других членов КФХ.
В ходе рассмотрения дела подтверждено, что КФХ " " имело статус юридического лица до его ликвидации до 09.04.2008 года.
За период с 21.06.1993 года по 31.12.2003 года страховые взносы в Пенсионный фонд РФ главой КФХ " " не выплачивались, с 01.01.2004 года по 31.03.2008 года страховые взносы в виде фиксированного платежа уплачены.
В настоящее время С. состоит на учете в ОКУ "Воловский районный ЦЗН" как безработное лицо и ему выплачивается пособие по безработице.
Отказывая в удовлетворении заявленных исковых требований, суд правильно исходил из того обстоятельства, что страховые взносы в Пенсионный фонд РФ с 11.02.1993 года по 31.12.2003 года не начислялись и не выплачивались, а потому оснований для включения периода работы истца в качестве главы КФХ " " с 11.02.1993 года по 31.12.2003 года в страховой стаж не имелось.
Установив, что истцом уплачены страховые взносы в виде фиксированного платежа за период с 01.01.2004 года по 31.03.2008 года, суд дополнительным решением от 03.06.2011 года правомерно удовлетворил исковые требования С. о включении указанного периода работы в качестве главы КФХ " " в его страховой стаж.
Довод жалобы о том, что С., работая главой КФХ " ", не являлся работодателем, страхователем, индивидуальным предпринимателем, не может служить основанием для отмены решения суда, поскольку правильных выводов суда не опровергает.
Иные доводы жалобы основаны на неверном толковании правовых норм, а потому не могут быть признаны состоятельными.
Судом дана надлежащая правовая оценка всем представленным по делу доказательствам. Оснований сомневаться в правильности данной оценки не имеется.
Решение суда является законным и обоснованным. Оснований для его отмены не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 361 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
Решение Тербунского районного суда Липецкой области от 11.05.2011 года оставить без изменения, кассационную жалобу С. - без удовлетворения.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DAYWORK.RU | Кадровая служба предприятия" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)