Судебные решения, арбитраж
Трудовой договор о работе в районах Крайнего Севера и местностях, приравненных к ним; Трудовой договор
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Судебная коллегия по гражданским делам Санкт-Петербургского городского суда в составе
председательствующего Рогачева И.А.
судей Вологдиной Т.И. и Пучинина Д.А.
при секретаре С.
рассмотрела в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Ж. на решение Петродворцового районного суда Санкт-Петербурга от 20 ноября 2012 года по делу N 2-1677/12 по иску Ж. к Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Ломоносове и Ломоносовском районе Ленинградской области о перерасчете специального стажа и о досрочном назначении трудовой пенсии по старости.
Заслушав доклад судьи Рогачева И.А., объяснения представителя УПФР в городе Ломоносове и Ломоносовском районе Ленинградской области Я., просившего оставить вынесенное по делу решение без изменения, судебная коллегия
установила:
Решением УПФР в городе Ломоносове и Ломоносовском районе Ленинградской области от 19.11.2011 г. N 456 Ж. <дата> рождения было отказано в досрочном назначении трудовой пенсии по старости, за которым он обратился 17.06.2011 г. с учетом факта его трудовой деятельности в особых условиях и в районах Крайнего Севера (л.д. 16 - 18).
Считая данный отказ незаконным, Ж. 07.09.2012 г. обратился в суд с требованием о включении в его специальный стаж в льготном исчислении - в полуторном размере - периода его занятости на подземных работах, предусмотренных Списком N 1 (в должности водителя перегонной станции на открытых горных работах по добыче руды в карьере Кировогорского рудника глубиной ниже 150 метров с 21.01.1998 г. по 31.12.2001 г. - 3 года 11 месяцев и 11 дней), в результате чего соответствующий льготный стаж должен составить более пяти лет, и при стаже работы в районах Крайнего Севера более 18 лет, по мнению истца, он имеет право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости с двойным снижением пенсионного возраста - с 50 лет. В связи с этим истец просил обязать ответчика назначить ему пенсию с момента первичного обращения.
Решением Петродворцового районного суда Санкт-Петербурга от 20.11.2012 г. в удовлетворении требований Ж. отказано.
В апелляционной жалобе истец просит отменить вынесенное судом решение, считая его необоснованным и не соответствующим нормам материального права, и принять новое решение по существу спора.
Дело рассмотрено судебной коллегией в отсутствие истца Ж., ходатайство которого об отложении судебного разбирательства в связи с его болезнью отклонено судом, учитывая возможность проверки правильности обжалуемого решения по имеющимся материалам и по доводам апелляционной жалобы, без личного участия истца, по ходатайству которого рассмотрение дела ранее откладывалось, при этом своим правом вести дело через представителя, а также направить в суд имеющиеся объяснения в письменной форме он не воспользовался.
Изучив материалы дела, обсудив доводы жалобы, судебная коллегия не усматривает оснований для отмены решения суда первой инстанции.
Согласно подпункту 1 пункта 1 статьи 27 Федерального закона от 17.12.2001 г. N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" трудовая пенсия по старости назначается мужчинам по достижении возраста 50 лет и женщинам по достижении возраста 45 лет (ранее достижения возраста, установленного статьей 7 этого Федерального закона), если они проработали соответственно не менее 10 лет и 7 лет 6 месяцев на подземных работах, на работах с вредными условиями труда и в горячих цехах и имеют страховой стаж соответственно не менее 20 и 15 лет.
В случае, если указанные лица проработали на перечисленных работах не менее половины установленного выше срока и имеют требуемую продолжительность страхового стажа, трудовая пенсия им назначается с уменьшением возраста, установленного статьей 7 настоящего Федерального закона, на один год за каждый полный год такой работы - мужчинам и женщинам.
Аналогичные положения содержались в подпункте "а" статьи 12 Закона Российской Федерации от 20.11.1990 г. N 340-1 "О государственных пенсиях в Российской Федерации", утратившего силу с 01.01.2002 г. - после окончания работы Ж. в особых условиях.
В Список N 1 производств, работ, профессий, должностей и показателей на подземных работах, на работах с особо вредными и особо тяжелыми условиями труда, утвержденный Постановлением Кабинета Министров СССР от 26.01.1991 г. N 10 и подлежащий применению в настоящее время в соответствии с подпунктом "а" пункта 1 Постановления Правительства РФ от 18.07.2002 г. N 537, включены рабочие, руководители и специалисты, занятые полный рабочий день в разрезах, карьерах и рудниках, кроме работников, занятых на поверхности (позиция 10104000-17541 подраздела 3 раздела 1 Списка).
Как усматривается из материалов дела и отражено в решении пенсионного органа от 19.11.2011 г., период работы Ж. в районах Крайнего Севера составляет 18 лет 01 месяц 24 дня, в том числе специальный стаж на подземных работах в карьере Кировогорского рудника (ОАО "Олкон") - 3 года 11 месяцев 11 дней в календарном исчислении, правильность подсчета указанных периодов истцом не оспаривается.
Статьей 94 Закона РФ "О государственных пенсиях в Российской Федерации", на которую ссылается истец в обоснование своих требований, предусматривалось, что при подсчете трудового стажа, указанного в статьях 10, 11, 12, 29 Закона (т.е. в том числе стажа, дающего право на пенсию в связи с особыми условиями труда - ст. 12), подлежали исчислению в льготном порядке, в частности, периоды работы (службы) в районах Крайнего Севера и местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, - в полуторном размере.
Таким образом, в силу приведенных положений закона Ж. приобрел право на досрочное назначение пенсии по старости со снижением пенсионного возраста на пять лет в результате льготного исчисления его стажа работы в особых условиях, при котором этот стаж составит более пяти лет, т.е. более половины срока, предусмотренного абзацем первым подпункта "а" ст. 12 Закона РФ "О государственных пенсиях в Российской Федерации".
Подпунктом 6 п. 1 ст. 28 ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" предусмотрено назначение трудовой пенсии по старости мужчинам по достижении возраста 55 лет и женщинам по достижении возраста 50 лет, если они проработали не менее 15 календарных лет в районах Крайнего Севера либо не менее 20 календарных лет в приравненных к ним местностях и имеют страховой стаж соответственно не менее 25 и 20 лет.
Статьей 28.1 того же Федерального закона предусмотрено суммирование стажа на соответствующих видах работ и снижение возраста, дающего право на трудовую пенсию по старости, лицам, работавшим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях.
Согласно пункту 2 этой статьи (в редакции Федерального закона от 30.12.2008 г. N 319-ФЗ) лицам, проработавшим не менее 15 календарных лет в районах Крайнего Севера или не менее 20 календарных лет в приравненных к ним местностях и имеющим необходимый для досрочного назначения трудовой пенсии по старости, предусмотренной подпунктами 1 - 10 и 16 - 18 пункта 1 статьи 27 настоящего Федерального закона, страховой стаж и стаж на соответствующих видах работ, возраст, установленный для досрочного назначения указанной пенсии, уменьшается на пять лет.
Доводы истца, обоснованные ссылкой на норму ст. 94 Закона РФ "О государственных пенсиях в Российской Федерации", по существу сводятся к тому, что при определении его права на трудовую пенсию по старости факт его работы в районах Крайнего Севера должен учитываться дважды - как основание для исчисления в полуторном размере приобретенного в этих районах стажа работы в особых условиях, дающего право на снижение пенсионного возраста, и как самостоятельное основание для такого снижения.
Однако нормы действующего законодательства не дают оснований для такого применения закона.
Ранее аналогичные положения содержались в статье 29 Закона Российской Федерации от 19.02.1993 г. N 4520-1 "О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях", утратившей силу в соответствии с Федеральным законом от 22.08.2004 г. N 122-ФЗ.
Таким образом, суммирование трудового стажа в указанных выше случаях предусматривалось положениями пенсионного законодательства, действовавшими как до 01.01.2002 г. (даты вступления в силу Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" и утраты силы Законом РФ "О государственных пенсиях в Российской Федерации"), так и после этой даты.
Вместе с тем норм, которые предусматривали бы одновременный учет факта работы в районах Крайнего Севера как основания для исчисления в полуторном размере стажа выполнявшейся в этих районах работы в особых условиях, дающего право на снижение пенсионного возраста, и как самостоятельного основания для его дополнительного снижения, пенсионное законодательство не содержало и не содержит.
Статьей 14 Закона РФ "О государственных пенсиях в Российской Федерации" предусматривалась пенсия в связи с работой на Крайнем Севере, устанавливавшаяся согласно части 1 этой статьи мужчинам - по достижении 55 лет и женщинам - по достижении 50 лет, если они проработали не менее 15 календарных лет в районах Крайнего Севера либо не менее 20 календарных лет в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, и имеют общий трудовой стаж соответственно не менее 25 и 20 лет.
Соответствующее положение содержалось в ч. 1 ст. 25 Закона РФ от 19.02.1993 г. N 4520-1 "О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях".
В настоящее время аналогичное положение предусмотрено подпунктом 6 пункта 1 статьи 28 Федерального закона от 17.12.2001 г. N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации".
Норма ст. 94 Закона РФ "О государственных пенсиях в Российской Федерации", на которую ссылается истец, воспроизводила положение ст. 28 Закона РФ "О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях", которой предусматривалось, что при подсчете трудового стажа для назначения пенсии на общих, льготных основаниях, а также в связи с особыми условиями труда период работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях исчисляется в полуторном размере независимо от факта заключения срочного трудового договора (контракта).
Таким образом, по смыслу указанной статьи, льготное исчисление трудового стажа (в том числе специального) предусматривалось в целях определения права на пенсию по основаниям, предусмотренным статьями 10, 11, 12, 29 Закона РФ "О государственных пенсиях в Российской Федерации", а не в целях суммирования трудового стажа в порядке ст. 29 Закона РФ "О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях".
В свою очередь, статьей 29 предусматривалось суммирование трудового стажа работ с различными особыми условиями труда в целях определения права на пенсию по старости за работу в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях (ст. 14 Закона РФ "О государственных пенсиях...").
Из этих положений закона в их взаимосвязи не следовала возможность одновременного учета факта работы в районах Крайнего Севера как обстоятельства, влекущего льготное исчисление стажа работы в особых условиях, дающего право на досрочное назначение пенсии, и как самостоятельного основания для дополнительного снижения пенсионного возраста, что к тому же противоречило бы смыслу понятия суммирования трудового стажа.
Следовательно, условием дополнительного снижения на пять лет возраста, установленного для досрочного назначения трудовой пенсии по старости, является наличие необходимого страхового стажа и стажа на соответствующих видах работ, исчисленного в календарном порядке.
Поэтому, приобретя право на досрочное назначение пенсии по старости со снижением пенсионного возраста на 5 лет лишь в результате исчисления в льготном порядке (с учетом работы в районах Крайнего Севера) трудового стажа на подземных работах, Ж. не может претендовать на дополнительное снижение пенсионного возраста на 5 лет с учетом общего стажа его работы в районах Крайнего Севера.
Такой же порядок суммирования трудового стажа вытекает и из действующего в настоящее время пункта 2 ст. 28.1 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", который не предусматривает льготного исчисления страхового стажа при определении права на трудовую пенсию.
Поскольку правом на двойное снижение пенсионного возраста Ж. не пользуется по нормам пенсионного законодательства, действовавшего как до 01.01.2002 г., так и после этой даты, нельзя признать состоятельной ссылку истца на разъяснение Министерства труда и социального развития Российской Федерации от 17.10.2003 г. N 4 "О некоторых вопросах установления трудовых пенсий в соответствии со статьями 27, 28, 30 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" и на правовые позиции, изложенные в Постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 29.01.2004 г. N 2-П "По делу о проверке конституционности отдельных положений статьи 30 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" в связи с запросами групп депутатов Государственной Думы, а также Государственного Собрания (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия), Думы Чукотского автономного округа и жалобами ряда граждан", в соответствии с которыми нормы Федерального закона N 173-ФЗ по своему конституционно-правовому смыслу в системе норм не могут служить основанием для ухудшения условий реализации права на пенсионное обеспечение, включая размер пенсии, на которые рассчитывало застрахованное лицо до введения в действие нового правового регулирования (независимо от того, выработан им общий или специальный трудовой стаж полностью либо частично).
На основании изложенного, руководствуясь ст. 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
Решение Петродворцового районного суда Санкт-Петербурга от 20 ноября 2012 года по настоящему делу оставить без изменения, апелляционную жалобу Ж. - без удовлетворения.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DAYWORK.RU | Кадровая служба предприятия" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ОПРЕДЕЛЕНИЕ САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКОГО ГОРОДСКОГО СУДА ОТ 26.02.2013 N 33-1164/2013
Разделы:Трудовой договор о работе в районах Крайнего Севера и местностях, приравненных к ним; Трудовой договор
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ ГОРОДСКОЙ СУД
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 26 февраля 2013 г. N 33-1164/2013
Судебная коллегия по гражданским делам Санкт-Петербургского городского суда в составе
председательствующего Рогачева И.А.
судей Вологдиной Т.И. и Пучинина Д.А.
при секретаре С.
рассмотрела в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Ж. на решение Петродворцового районного суда Санкт-Петербурга от 20 ноября 2012 года по делу N 2-1677/12 по иску Ж. к Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Ломоносове и Ломоносовском районе Ленинградской области о перерасчете специального стажа и о досрочном назначении трудовой пенсии по старости.
Заслушав доклад судьи Рогачева И.А., объяснения представителя УПФР в городе Ломоносове и Ломоносовском районе Ленинградской области Я., просившего оставить вынесенное по делу решение без изменения, судебная коллегия
установила:
Решением УПФР в городе Ломоносове и Ломоносовском районе Ленинградской области от 19.11.2011 г. N 456 Ж. <дата> рождения было отказано в досрочном назначении трудовой пенсии по старости, за которым он обратился 17.06.2011 г. с учетом факта его трудовой деятельности в особых условиях и в районах Крайнего Севера (л.д. 16 - 18).
Считая данный отказ незаконным, Ж. 07.09.2012 г. обратился в суд с требованием о включении в его специальный стаж в льготном исчислении - в полуторном размере - периода его занятости на подземных работах, предусмотренных Списком N 1 (в должности водителя перегонной станции на открытых горных работах по добыче руды в карьере Кировогорского рудника глубиной ниже 150 метров с 21.01.1998 г. по 31.12.2001 г. - 3 года 11 месяцев и 11 дней), в результате чего соответствующий льготный стаж должен составить более пяти лет, и при стаже работы в районах Крайнего Севера более 18 лет, по мнению истца, он имеет право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости с двойным снижением пенсионного возраста - с 50 лет. В связи с этим истец просил обязать ответчика назначить ему пенсию с момента первичного обращения.
Решением Петродворцового районного суда Санкт-Петербурга от 20.11.2012 г. в удовлетворении требований Ж. отказано.
В апелляционной жалобе истец просит отменить вынесенное судом решение, считая его необоснованным и не соответствующим нормам материального права, и принять новое решение по существу спора.
Дело рассмотрено судебной коллегией в отсутствие истца Ж., ходатайство которого об отложении судебного разбирательства в связи с его болезнью отклонено судом, учитывая возможность проверки правильности обжалуемого решения по имеющимся материалам и по доводам апелляционной жалобы, без личного участия истца, по ходатайству которого рассмотрение дела ранее откладывалось, при этом своим правом вести дело через представителя, а также направить в суд имеющиеся объяснения в письменной форме он не воспользовался.
Изучив материалы дела, обсудив доводы жалобы, судебная коллегия не усматривает оснований для отмены решения суда первой инстанции.
Согласно подпункту 1 пункта 1 статьи 27 Федерального закона от 17.12.2001 г. N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" трудовая пенсия по старости назначается мужчинам по достижении возраста 50 лет и женщинам по достижении возраста 45 лет (ранее достижения возраста, установленного статьей 7 этого Федерального закона), если они проработали соответственно не менее 10 лет и 7 лет 6 месяцев на подземных работах, на работах с вредными условиями труда и в горячих цехах и имеют страховой стаж соответственно не менее 20 и 15 лет.
В случае, если указанные лица проработали на перечисленных работах не менее половины установленного выше срока и имеют требуемую продолжительность страхового стажа, трудовая пенсия им назначается с уменьшением возраста, установленного статьей 7 настоящего Федерального закона, на один год за каждый полный год такой работы - мужчинам и женщинам.
Аналогичные положения содержались в подпункте "а" статьи 12 Закона Российской Федерации от 20.11.1990 г. N 340-1 "О государственных пенсиях в Российской Федерации", утратившего силу с 01.01.2002 г. - после окончания работы Ж. в особых условиях.
В Список N 1 производств, работ, профессий, должностей и показателей на подземных работах, на работах с особо вредными и особо тяжелыми условиями труда, утвержденный Постановлением Кабинета Министров СССР от 26.01.1991 г. N 10 и подлежащий применению в настоящее время в соответствии с подпунктом "а" пункта 1 Постановления Правительства РФ от 18.07.2002 г. N 537, включены рабочие, руководители и специалисты, занятые полный рабочий день в разрезах, карьерах и рудниках, кроме работников, занятых на поверхности (позиция 10104000-17541 подраздела 3 раздела 1 Списка).
Как усматривается из материалов дела и отражено в решении пенсионного органа от 19.11.2011 г., период работы Ж. в районах Крайнего Севера составляет 18 лет 01 месяц 24 дня, в том числе специальный стаж на подземных работах в карьере Кировогорского рудника (ОАО "Олкон") - 3 года 11 месяцев 11 дней в календарном исчислении, правильность подсчета указанных периодов истцом не оспаривается.
Статьей 94 Закона РФ "О государственных пенсиях в Российской Федерации", на которую ссылается истец в обоснование своих требований, предусматривалось, что при подсчете трудового стажа, указанного в статьях 10, 11, 12, 29 Закона (т.е. в том числе стажа, дающего право на пенсию в связи с особыми условиями труда - ст. 12), подлежали исчислению в льготном порядке, в частности, периоды работы (службы) в районах Крайнего Севера и местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, - в полуторном размере.
Таким образом, в силу приведенных положений закона Ж. приобрел право на досрочное назначение пенсии по старости со снижением пенсионного возраста на пять лет в результате льготного исчисления его стажа работы в особых условиях, при котором этот стаж составит более пяти лет, т.е. более половины срока, предусмотренного абзацем первым подпункта "а" ст. 12 Закона РФ "О государственных пенсиях в Российской Федерации".
Подпунктом 6 п. 1 ст. 28 ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" предусмотрено назначение трудовой пенсии по старости мужчинам по достижении возраста 55 лет и женщинам по достижении возраста 50 лет, если они проработали не менее 15 календарных лет в районах Крайнего Севера либо не менее 20 календарных лет в приравненных к ним местностях и имеют страховой стаж соответственно не менее 25 и 20 лет.
Статьей 28.1 того же Федерального закона предусмотрено суммирование стажа на соответствующих видах работ и снижение возраста, дающего право на трудовую пенсию по старости, лицам, работавшим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях.
Согласно пункту 2 этой статьи (в редакции Федерального закона от 30.12.2008 г. N 319-ФЗ) лицам, проработавшим не менее 15 календарных лет в районах Крайнего Севера или не менее 20 календарных лет в приравненных к ним местностях и имеющим необходимый для досрочного назначения трудовой пенсии по старости, предусмотренной подпунктами 1 - 10 и 16 - 18 пункта 1 статьи 27 настоящего Федерального закона, страховой стаж и стаж на соответствующих видах работ, возраст, установленный для досрочного назначения указанной пенсии, уменьшается на пять лет.
Доводы истца, обоснованные ссылкой на норму ст. 94 Закона РФ "О государственных пенсиях в Российской Федерации", по существу сводятся к тому, что при определении его права на трудовую пенсию по старости факт его работы в районах Крайнего Севера должен учитываться дважды - как основание для исчисления в полуторном размере приобретенного в этих районах стажа работы в особых условиях, дающего право на снижение пенсионного возраста, и как самостоятельное основание для такого снижения.
Однако нормы действующего законодательства не дают оснований для такого применения закона.
Ранее аналогичные положения содержались в статье 29 Закона Российской Федерации от 19.02.1993 г. N 4520-1 "О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях", утратившей силу в соответствии с Федеральным законом от 22.08.2004 г. N 122-ФЗ.
Таким образом, суммирование трудового стажа в указанных выше случаях предусматривалось положениями пенсионного законодательства, действовавшими как до 01.01.2002 г. (даты вступления в силу Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" и утраты силы Законом РФ "О государственных пенсиях в Российской Федерации"), так и после этой даты.
Вместе с тем норм, которые предусматривали бы одновременный учет факта работы в районах Крайнего Севера как основания для исчисления в полуторном размере стажа выполнявшейся в этих районах работы в особых условиях, дающего право на снижение пенсионного возраста, и как самостоятельного основания для его дополнительного снижения, пенсионное законодательство не содержало и не содержит.
Статьей 14 Закона РФ "О государственных пенсиях в Российской Федерации" предусматривалась пенсия в связи с работой на Крайнем Севере, устанавливавшаяся согласно части 1 этой статьи мужчинам - по достижении 55 лет и женщинам - по достижении 50 лет, если они проработали не менее 15 календарных лет в районах Крайнего Севера либо не менее 20 календарных лет в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, и имеют общий трудовой стаж соответственно не менее 25 и 20 лет.
Соответствующее положение содержалось в ч. 1 ст. 25 Закона РФ от 19.02.1993 г. N 4520-1 "О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях".
В настоящее время аналогичное положение предусмотрено подпунктом 6 пункта 1 статьи 28 Федерального закона от 17.12.2001 г. N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации".
Норма ст. 94 Закона РФ "О государственных пенсиях в Российской Федерации", на которую ссылается истец, воспроизводила положение ст. 28 Закона РФ "О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях", которой предусматривалось, что при подсчете трудового стажа для назначения пенсии на общих, льготных основаниях, а также в связи с особыми условиями труда период работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях исчисляется в полуторном размере независимо от факта заключения срочного трудового договора (контракта).
Таким образом, по смыслу указанной статьи, льготное исчисление трудового стажа (в том числе специального) предусматривалось в целях определения права на пенсию по основаниям, предусмотренным статьями 10, 11, 12, 29 Закона РФ "О государственных пенсиях в Российской Федерации", а не в целях суммирования трудового стажа в порядке ст. 29 Закона РФ "О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях".
В свою очередь, статьей 29 предусматривалось суммирование трудового стажа работ с различными особыми условиями труда в целях определения права на пенсию по старости за работу в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях (ст. 14 Закона РФ "О государственных пенсиях...").
Из этих положений закона в их взаимосвязи не следовала возможность одновременного учета факта работы в районах Крайнего Севера как обстоятельства, влекущего льготное исчисление стажа работы в особых условиях, дающего право на досрочное назначение пенсии, и как самостоятельного основания для дополнительного снижения пенсионного возраста, что к тому же противоречило бы смыслу понятия суммирования трудового стажа.
Следовательно, условием дополнительного снижения на пять лет возраста, установленного для досрочного назначения трудовой пенсии по старости, является наличие необходимого страхового стажа и стажа на соответствующих видах работ, исчисленного в календарном порядке.
Поэтому, приобретя право на досрочное назначение пенсии по старости со снижением пенсионного возраста на 5 лет лишь в результате исчисления в льготном порядке (с учетом работы в районах Крайнего Севера) трудового стажа на подземных работах, Ж. не может претендовать на дополнительное снижение пенсионного возраста на 5 лет с учетом общего стажа его работы в районах Крайнего Севера.
Такой же порядок суммирования трудового стажа вытекает и из действующего в настоящее время пункта 2 ст. 28.1 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", который не предусматривает льготного исчисления страхового стажа при определении права на трудовую пенсию.
Поскольку правом на двойное снижение пенсионного возраста Ж. не пользуется по нормам пенсионного законодательства, действовавшего как до 01.01.2002 г., так и после этой даты, нельзя признать состоятельной ссылку истца на разъяснение Министерства труда и социального развития Российской Федерации от 17.10.2003 г. N 4 "О некоторых вопросах установления трудовых пенсий в соответствии со статьями 27, 28, 30 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" и на правовые позиции, изложенные в Постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 29.01.2004 г. N 2-П "По делу о проверке конституционности отдельных положений статьи 30 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" в связи с запросами групп депутатов Государственной Думы, а также Государственного Собрания (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия), Думы Чукотского автономного округа и жалобами ряда граждан", в соответствии с которыми нормы Федерального закона N 173-ФЗ по своему конституционно-правовому смыслу в системе норм не могут служить основанием для ухудшения условий реализации права на пенсионное обеспечение, включая размер пенсии, на которые рассчитывало застрахованное лицо до введения в действие нового правового регулирования (независимо от того, выработан им общий или специальный трудовой стаж полностью либо частично).
На основании изложенного, руководствуясь ст. 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
Решение Петродворцового районного суда Санкт-Петербурга от 20 ноября 2012 года по настоящему делу оставить без изменения, апелляционную жалобу Ж. - без удовлетворения.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DAYWORK.RU | Кадровая служба предприятия" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)