Судебные решения, арбитраж

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ ВЕРХОВНОГО СУДА РЕСПУБЛИКИ КОМИ ОТ 15.07.2013 ПО ДЕЛУ N 33-3763/2013

Разделы:
Заключение трудового договора; Трудовые отношения

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ВЕРХОВНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ КОМИ

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 15 июля 2013 г. по делу N 33-3763/2013


Судья: Некрасова О.С.

СУДЕБНАЯ КОЛЛЕГИЯ ПО ГРАЖДАНСКИМ ДЕЛАМ
ВЕРХОВНОГО СУДА РЕСПУБЛИКИ КОМИ в составе председательствующего Ивановой Е.А.,
судей Машкиной И.М., Слободянюк Т.А.,
при секретаре З.,
рассмотрела в судебном заседании 15 июля 2013 года дело по апелляционной жалобе С. и его представителя А. на решение Сыктывкарского городского суда Республики Коми от 4 апреля 2013 года, которым постановлено:
Отказать С. в удовлетворении исковых требований к ОАО "Авиакомпания "ЮТэйр" о взыскании компенсации морального вреда.
Заслушав доклад судьи Ивановой Е.А., объяснения представителя С. - А., представителя ОАО "Авиакомпания "ЮТэйр" Т., заключение прокурора Кулимова М.В. об оставлении решения суда без изменения, судебная коллегия

установила:

С. обратился в суд с иском к ОАО "Авиакомпания "ЮТэйр" о взыскании компенсации морального вреда в размере....
В обоснование иска указал, что работал в ОАО "Авиакомпания "ЮТэйр"... с <Дата обезличена>. Имеет стаж по специальности "..." и "..." с <Дата обезличена> по <Дата обезличена>. 26.08.2010 был добровольно освидетельствован в ЦВЛЭК ГА в связи с профессиональным заболеванием с сопутствующими ему заболеваниями, по результатам которого он признан негодным к летной работе и снят по состоянию здоровья. Врачебной комиссией установлено профессиональное заболевание:.... В соответствии с актом освидетельствования причиной заболевания явилось длительное многократное воздействие шума в период работы на воздушном судне ТУ-134. Заключением ФГУ Главное бюро МСЭ по Московской области филиал N 25 С. установлено...% утраты трудоспособности. В июне 2011 года С. обратился к ответчику с заявлением о выплате компенсации морального вреда в связи с причинением вреда здоровью в результате профессиональной деятельности в качестве... 27.06.2011 ОАО "Авиакомпания "ЮТэйр" в выплате возмещения морального вреда отказано.
С. в судебном заседании участия не принимал, его представитель в судебном заседании пояснила, что истец извещен о месте и времени рассмотрения дела, полагала возможным рассмотреть дело в его отсутствие, заявленные требования поддержала.
Представитель ответчика ОАО "Авиакомпания "ЮТэйр" с иском не согласилась, пояснив, что еще до заключения трудового договора между истцом и ответчиком у С. имелось заболевание "...". Причинно-следственная связь между имеющимся у истца заболеванием и работой в ОАО "Авиакомпания "ЮТэйр" не установлена.
Представитель Сыктывкарской транспортной прокуратуры полагал исковые требования подлежащими оставлению без удовлетворения.
Судом вынесено приведенное выше решение.
В апелляционной жалобе С. и его представитель не согласны с решением суда и просят его отменить, ссылаясь на допущенные судом нарушения норм материального и процессуального права.
Судебная коллегия считает возможным рассмотреть апелляционную жалобу в отсутствие тех лиц, участвующих в деле, которые были надлежащим образом извещены о дне и месте проведения судебного заседания и не явились в суд.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия находит решение суда подлежащим отмене.
Установлено, что С. с <Дата обезличена> работал ОАО "Авиакомпания ЮТэйр в должности..., <Дата обезличена> снят с летной работы по состоянию здоровья, <Дата обезличена> трудовой договор прекращен в связи с отказом работника от перевода на другую работу, необходимую ему в соответствии с медицинским заключением. Трудовой стаж С. по специальности "..." и "..." составляет более 38 лет.
Согласно комиссионному Акту N 17 о случае профессионального заболевания от 20.09.2010 С. поставлен заключительный диагноз:... (2 "б" ст.). Сведения о трудоспособности: утрата трудоспособности, признан негодным к летной работе. Профессиональное заболевание выявлено при медицинском осмотре ФАВТ ФГУ "Центральная клиническая больница гражданской авиации". Профессиональное заболевание возникло при обстоятельствах и условиях: подвергался воздействию шума, общей и локальной вибрации. Шум и вибрация обусловлены устройством летательных аппаратов, возникают при обтекании профиля ВС потоком встречного воздуха, вращением винтов, турбин и работе двигателя, смешения струи отработанных газов с воздухом, а также вибрации ВС. Экспозиция шума, вибрации на рабочем месте соответствует летному времени. Причиной профессионального заболевания послужило: длительное многократное воздействие шума. Непосредственной причиной заболевания послужило воздействие шума.
Из заключения Центра судебно-медицинской экспертизы N 5/2013 от 21.01.2013 следует:....
Установленное заболевание -... относится к перечню профессиональных заболеваний (п. 2.4.1 Перечня). Другие заболевания, которые были выявлены в ходе проведения врачебно-летных комиссий в период с 1989 по 2010 г. к утвержденному перечню профессиональных заболеваний не относятся.
... - это хроническое заболевание органа слуха, характеризующееся..., развивающимся при длительном (более 10 лет) непосредственном пребывании в условиях воздействия производственного шума, превышающего предельно допустимый уровень (ПДУ) 80 дБА.
Длительность развития заболевания до появления начальных клинических симптомов ПСНТ составляет не менее 5 лет.
По данным аккредитованной лаборатории факторов производственной среды и трудового процесса (ФПС и ТП) ООО "Уральского регионального центра сертификации и аттестации" на обследованных рабочих местах командира воздушного судна, второго пилота, бортмеханика, штурмана Ту-134 (Протокол N 148 от 26.08.2008) измеренные параметры шума не соответствуют требованиям СанПиН 2.5.1.051-96, превышают ПДУ на 7.0 дБА, условия труда согласно Р 2.2.2006-05 являются вредными (класс 3.2); параметры локальной вибрации на рабочих местах командира воздушного судна и второго пилота Ту-134 (Протокол N 150 от 26.08.2008) не соответствуют требованиям СН 2.2.4/2.1.8.566-96, превышают ПДУ на 6.0 дБ, условия труда согласно Р 2.2.2006-05 оцениваются как вредными (класс 3.2); параметры общей вибрации на рабочих местах командира воздушного судна, второго пилота, бортмеханика, штурмана Ту-134 (Протокол N 149 от 26.08.2008) не соответствуют требованиям ГОСТ 23718-93, условия труда являются вредными (класс 3.2).
Согласно врачебным записям в медицинской книжке летного состава гражданской авиации... у С. регистрировалось с 1971 года.
25.05.1989 после обследования в центральной клинической больнице-поликлинике гражданской авиации (ЦКБ ГА) в г. Москва врачебно-летной экспертной комиссией (ЦВЛЭК) С. был признан годным к летной работе... без ограничений по ст. 19 в гр. II- III.... Вестибулярных расстройств нет. Аудиограмма соответствует норме (по заключению ЦВЛЭК). Основной диагноз:.... Рекомендовано диспансерное наблюдение у терапевта по III Б группе учета.
Впервые диагноз "..." был установлен во время стационарного обследования в МСЧ Куйбышевского (г. Самара) ОАО (объединенный авиаотряд) с 19.04.1984 по 27.04.1984 в возрасте 37 лет. В дальнейшем данное заболевание регистрируется в 1990-1995 г.г. во время прохождения ВЛЭК.
01.03.1996 ЦВЛЭК (г. Москва) после стационарного обследования в ЦКБ ГА устанавливается диагноз:.... С. был признан годным к летной работе... с осмотром врача летного отряда через 6 месяцев.
В дальнейшем вышеуказанные заболевания регистрируются в 1997-2003 г.г. во время прохождения ВЛЭК с признанием С. годным к летной работе пилотом.
В 2003 году устанавливается диагноз: "...".
С 2004 года С. не летал в связи с уходом на пенсию и не контактировал с производственным шумом до поступления на работу в 2006 году.
С 1991 года по 2001 год во врачебных записях.... Аудиометрические исследования 26.02.2002 и 16.05.2003 не выявили патологических изменений. В течении всего выше указанного периода решениями ВЛЭК (врачебная летная экспертная комиссия) С. признавался годным к летной работе... по состоянию органа слуха без ограничений.
Перед возвращением на летную работу 02.06.2006 в ОАО "Авиакомпания "ЮТэйр" С. с 27.04.2006 по 16.05.2006 прошел стационарное обследование в ФГУ "Центральная клиническая больница гражданской авиации". При обследовании установлено... после двухлетнего отсутствия контакта с воздействием вредных производственных факторов (шум, общая и локальная вибрация). При обследовании оториноларингологом 04.05.2006 установлено, ....
По заключению ЦВЛЭК (г. Москва) от 16.05.2006 С. по ст. 6.2 (...), ст. 21.2 (...), ст. 23.2 (...), ст. 63.2 (...) гр. II "Федеральных авиационных правил медицинского освидетельствования в гражданкой авиации" (ФАП МО ГА-2002) был признан годным к летной работе..., учитывая функциональную сохранность сердечно-сосудистой системы. Группа диспансерного наблюдения III "б" врача летного отряда ежеквартально (4 раза в год).
При прохождении ежегодной ВЛЭК 17.05.2007, 22.05.2008 и 15.07.2009 регистрировалась.... Решением ВЛЭК С. продолжал признаваться годным к летной работе пилотом.
В январе 2010 года отмечена отрицательная динамика в течении....
На очередной ЦВЛЭК 26.08.2010 после обследования всеми специалистами был установлен диагноз:....
По заключению ЦВЛЭК (г. Москва) от 26.08.2010 С. по ст. 20.1 (...), ст. 21.1 (...), ст. 63.2 (...) гр. П-ФАП МО ГА - 2002 г. был признан не годным к летной работе....
По мнению судебно-медицинской экспертной комиссии основную роль в ухудшении слуха у С. в период с 02.06.2006 по 26.08.2010 после возобновления трудовой деятельности в ОАО "Авиакомпания "ЮТэйр" и до момента прекращения трудовой деятельности в качестве командира воздушного судна Ту - 134 сыграло дальнейшее прогрессирование уже имеющейся ранее до поступления на работу патологии системы органов кровообращения, центральной нервной системы и органа слуха, установленной комиссионно ЦВЛЭК (г. Москва) 16.05.2006.
... является полиэтиологичным (многопричинным) заболеванием, которое наиболее часто является отражением заболеваний системы органов кровообращения, имевшихся у С. в предыдущие годы.
В свидетельстве о болезни N 14 ВЛЭК ОАО "Авиакомпания "ЮТэйр" от 20.08.2010 и заключении ЦВЛЭК от 26.08.2010 нарушение слуха расценено как "...".
Диагноз "... впервые был отражен в "Акте о случае профессионального заболевания" N 17 от 20.09.2010. Судебно-медицинская экспертная комиссия считает, что вынесенный диагноз не соответствует классификации тугоухости для лиц, работающих в шуме. Наличие минимального снижения слуха не препятствовало С. с 2006 по 2010 г.г., вплоть до увольнения, выполнять обязанности....
В соответствии со ст. 151 ГК РФ, если гражданину причинен моральный вред (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие гражданину другие нематериальные блага, а также в других случаях, предусмотренных законом, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда. При определении размеров компенсации морального вреда суд принимает во внимание степень вины нарушителя и иные заслуживающие внимания обстоятельства. Суд должен также учитывать степень физических и нравственных страданий,
В силу положений ч. 2 ст. 22 Трудового кодекса РФ работодатель обязан предоставлять работникам работу, обусловленную трудовым договором; обеспечивать безопасность и условия труда, соответствующие государственным нормативным требованиям охраны труда.
Согласно ст. 237 Трудового кодекса РФ моральный вред, причиненный работнику неправомерными действиями или бездействием работодателя, возмещается работнику в денежной форме в размерах, определяемых соглашением сторон трудового договора. В случае возникновения спора факт причинения работнику морального вреда и размеры его возмещения определяются судом независимо от подлежащего возмещению имущественного ущерба.
Суд первой инстанции, отказывая в удовлетворении исковых требований С., исходил из выводов проведенной по делу судебно медицинской экспертизы о том, что причиной снижения слуха у С. в период с <Дата обезличена> по <Дата обезличена> явилось дальнейшее прогрессивное уже имеющейся ранее до поступления на работу патологии системы органов кровообращения, центральной нервной системы и органа слуха. При этом суд указал, что не имеется доказательств причинения истцу морального вреда ответчиком, наличия неправомерных действий или бездействий ответчика, которым, напротив, предпринимались меры для минимизации вредного воздействия рабочей среды на здоровье истца (предоставление санаторно-курортного лечения, дополнительного ежегодного оплачиваемого отпуска, осуществление доплаты за вредные условия труда, обеспечение средствами индивидуальной защиты - авиагарнитурой ГСШ-18-А).
Судебная коллегия считает выводы суда первой инстанции не соответствующими установленным по делу обстоятельствам в силу следующего.
Согласно заключению судебно-медицинской экспертизы, экспертной комиссией не исключается воздействие профессионального фактора в снижении остроты слуха С. в период его работы в ОАО "Авиакомпания "ЮТэйр". Как следует из результатов аттестации рабочих мест..., условия труда не соответствуют требованиям ГОСТ и являются вредными (класс 3.2) по таким параметрам как шум, локальная и общая вибрация на рабочих местах. Таким образом, воздействие вредных производственных факторов, хотя и не являлось основной причиной снижения слуха у С. в период его работы у ответчика, но в совокупности с иными обстоятельствами способствовало ухудшению состояния здоровья истца.
Принимая во внимание изложенное, судебная коллегия считает установленным факт наличия причинно-следственной связи между условиями труда С. в ОАО "Авиакомпания "ЮТэйр" и ухудшением состояния его здоровья в виде снижения слуха под воздействием вредных факторов.
При таких обстоятельствах имеются правовые основания для взыскания с ОАО "Авиакомпания "ЮТэйр" в пользу С. компенсации морального вреда, причиненного ухудшением здоровья. В то же время, судебная коллегия считает заявленный истцом размер компенсации морального вреда чрезмерным и не соответствующим требованиям разумности и справедливости.
При определении размера компенсации морального вреда судебная коллегия принимает во внимание такие обстоятельства, как характер и степень причиненного вреда, степень вины ответчика, тот факт, что ответчиком предпринимались меры для минимизации вредного воздействия рабочей среды на здоровье истца, а также то, что основной причиной ухудшения слуха у С. в период его трудовой деятельности в ОАО "Авиакомпания "ЮТэйр", как установлено в ходе производства по делу, явилось прогрессирование уже имеющейся до поступления на работу патологии системы органов кровообращения, центральной нервной системы и органа слуха. С учетом приведенных обстоятельств размер компенсации морального вреда надлежит определить в сумме....
Решение суда первой инстанции надлежит отменить и вынести по делу новое решение об удовлетворении в части исковых требований С. о взыскании в его пользу с ОАО "Авиакомпания "ЮТэйр" компенсации морального вреда.
Руководствуясь ст. 328 ГПК Российской Федерации, судебная коллегия

определила:

Решение Сыктывкарского городского суда Республики Коми от 4 апреля 2013 года отменить.
Вынести по делу новое решение, которым взыскать с ОАО "Авиакомпания "ЮТэйр" в пользу С. компенсацию морального вреда в размере....















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DAYWORK.RU | Кадровая служба предприятия" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)