Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ФАС УРАЛЬСКОГО ОКРУГА ОТ 16.12.2013 N Ф09-4689/13 ПО ДЕЛУ N А71-11994/2012

Разделы:
Трудовые отношения

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД УРАЛЬСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 16 декабря 2013 г. N Ф09-4689/13

Дело N А71-11994/2012

Резолютивная часть постановления объявлена 12 декабря 2013 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 16 декабря 2013 г.
Федеральный арбитражный суд Уральского округа в составе:
председательствующего Василенко С.Н.,
судей Кангина А.В., Ященок Т.П.
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в городе Ижевске (межрайонное) Удмуртской Республики (ОГРН 1021801153010, ИНН 1831078833; далее - фонд, управление) на решение Арбитражного суда Удмуртской Республики от 23.11.2012 по делу N А71-11994/2012 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 14.08.2013 по тому же делу.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Федерального арбитражного суда Уральского округа.

Дочернее общество с ограниченной ответственностью "ИРЗ-Фотон" (ИНН 1833026887, ОГРН 1021801501787; далее - общество, страхователь) обратилось в Арбитражный суд Удмуртской Республики с заявлением о признании недействительным решения фонда от 10.08.2012 N 019/035/137-2012 о привлечении плательщика страховых взносов к ответственности за совершение нарушения законодательства Российской Федерации о страховых взносах.
Решением суда от 23.11.2012 (судья Глухов Л.Ю.) заявленные требования общества удовлетворены; оспариваемое решение фонда признано недействительным.
Постановлением Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 15.02.2013 решение суда первой инстанции отменено; в удовлетворении заявленных требований отказано.
Постановлением Федерального арбитражного суда Уральского округа от 19.06.2013 постановление апелляционного суда от 15.02.2013 отменено, дело направлено на новое рассмотрение в Семнадцатый арбитражный апелляционный суд.
Отменяя постановление суда апелляционной инстанции, суд кассационной инстанции указал на то, что апелляционным судом при отсутствии документов, подтверждающих факт совершения соответствующих начислений в пользу физических лиц, не исследованы документы, свидетельствующие о совершении платежей обществом в адрес некоммерческого партнерства оздоровительного комплекса "Радист" в рамках гражданско-правовых отношений между двумя юридическими лицами, что является основанием для направления дела на новое рассмотрение в апелляционный суд.
Данные указания суда кассационной инстанции апелляционным судом при новом рассмотрении выполнены в полном объеме.
Постановлением Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 14.08.2013 (судьи Сафонова С.Н., Борзенкова И.В., Савельева Н.М.) решение Арбитражного суда Удмуртской Республики от 23.11.2012 оставлено без изменения.
В кассационной жалобе управление просит отменить решение суда первой инстанции от 23.11.2012 и постановление апелляционного суда от 14.08.2013, принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных обществом требований, ссылаясь на неправильное применение судами норм материального права.
Управление не согласно с судебными актами в части исключения сумм частичной оплаты стоимости путевок в детский оздоровительный лагерь для детей работников из базы для начисления страховых взносов. Как отмечает фонд, связь спорных выплат с компенсационными выплатами в понятии, предусмотренном ст. 129, 164 Трудового кодекса Российской Федерации (далее - Трудовой кодекс), отсутствует; спорные выплаты являются гарантией и не могут рассматриваться в качестве компенсационных, освобождаемых от обложения страховыми взносами в соответствии с подп. "и" п. 2 ч. 1 ст. 9 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования" (далее - Закон N 212-ФЗ). Управление полагает, что работники организации получали доход в натуральной форме в виде путевок для отдыха своих детей. Частичная оплата за счет средств общества стоимости путевок для детей своих работников в детские оздоровительные лагеря, по мнению управления, подлежит включению в объект обложения страховыми взносами как вознаграждение в натуральной форме, произведенное работодателем в пользу своего работника в рамках трудовых отношений, основанных на трудовых договорах.

Проверив законность обжалуемых судебных актов, суд кассационной инстанции не находит оснований для их отмены.
Как установлено судами и следует из материалов дела, оспариваемое решение вынесено управлением по результатам проведенной в отношении общества выездной проверки по вопросам правильности исчисления, полноты и своевременности уплаты (перечисления) страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в Пенсионный фонд Российской Федерации, страховых взносов на обязательное медицинское страхование в Федеральный и территориальный фонды обязательного медицинского страхования за период с 01.01.2010 по 31.12.2011, оформленной актом проверки от 06.07.2012 N 019/035/137-2012.
В ходе данной проверки управление пришло к выводу о занижении базы для начисления страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, на обязательное медицинское страхование на суммы выплат, связанных с частичной оплатой страхователем детских путевок в пользу своих работников, в связи с этим решением от 10.08.2012 N 019/035/137-2012 заявитель привлечен к ответственности по ч. 1 ст. 47 Закона N 212-ФЗ в виде взыскания штрафа в сумме 56 647 руб. 40 коп.; страхователю также предложено уплатить недоимку по страховым взносам в сумме 283 237 руб. и соответствующую сумму пеней.
Не согласившись с вынесенным решением фонда, общество обратилось в арбитражный суд с рассматриваемым заявлением.
Удовлетворяя заявленные требования о признании недействительным оспариваемого решения фонда, суды обеих инстанций исходили из того, что сам по себе факт наличия трудовых отношений между работодателем и его работниками не свидетельствует о том, что все выплаты, которые начисляются работникам, представляют собой оплату их труда. Суды установили, что спорные суммы выплачены сотрудникам вне существующих между заявителем и его сотрудниками трудовых отношений; выплаченные заявителем своим работникам в соответствии с отраслевым соглашением и коллективным договором суммы на частичную оплату путевок в детские оздоровительные лагеря являются компенсационными выплатами, осуществляемыми в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации и, в связи с этим не подлежат обложению страховыми взносами. Суд первой инстанции также указал на то, что обязательность осуществления таких выплат предусмотрена п. 1.1, 5.2.8 Отраслевого соглашения по организациям ракетно-космической промышленности Российской Федерации на 2011 - 2013 годы (зарегистрировано в Роструде 29.11.2010 регистрационный N 154/11-13), п. 3.2.5, 3.3.1 Соглашения на 2010 - 2012 годы, заключенного между Правительством Удмуртской Республики, Республиканскими объединениями работодателей и Федерацией профсоюзов Удмуртской Республики, постановлением Правительства Удмуртской Республики от 28.12.2009 N 382 "Об организации и обеспечении оздоровления и отдыха детей в Удмуртской Республике", в связи с этим спорные выплаты включению в базу для исчисления страховых взносов на обязательное социальное страхование не подлежат.
Выводы судов являются правильными, соответствуют нормам права.
Согласно ч. 1 ст. 1 Закона N 212-ФЗ названный федеральный закон регулирует отношения, связанные с исчислением и уплатой (перечислением) страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации на обязательное пенсионное страхование, Фонд социального страхования Российской Федерации на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования на обязательное медицинское страхование, а также отношения, возникающие в процессе осуществления контроля за исчислением и уплатой (перечислением) страховых взносов и привлечения к ответственности за нарушение законодательства Российской Федерации о страховых взносах.
В силу подп. "а" п. 1 ч. 1 ст. 5 Закона N 212-ФЗ плательщиками страховых взносов являются организации, производящие выплаты и иные вознаграждения физическим лицам, определяемые в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования.
Частью 1 ст. 7 Закона N 212-ФЗ (в редакции, действовавшей в 2010 г.) установлено, что объектом обложения страховыми взносами для плательщиков страховых взносов, указанных в подп. "а" и "б" п. 1 ч. 1 ст. 5 Закона N 212-ФЗ, признаются выплаты и иные вознаграждения, начисляемые плательщиками страховых взносов в пользу физических лиц по трудовым договорам и гражданско-правовым договорам, предметом которых является выполнение работ, оказание услуг (за исключением вознаграждений, выплачиваемых лицам, указанным в п. 2 ч. 1 ст. 5 рассматриваемого Федерального закона), а также по договорам авторского заказа, договорам об отчуждении исключительного права на произведения науки, литературы, искусства, издательским лицензионным договорам, лицензионным договорам о предоставлении права использования произведения науки, литературы, искусства. Объектом обложения страховыми взносами для плательщиков страховых взносов, указанных в подп. "а" п. 1 ч. 1 ст. 5 данного Федерального закона, признаются также выплаты и иные вознаграждения, начисляемые в пользу физических лиц, подлежащих обязательному социальному страхованию в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования.
В соответствии с ч. 1 ст. 7 Закона N 212-ФЗ (в редакции, действовавшей в 2011 г.) объектом обложения страховыми взносами для плательщиков страховых взносов, указанных в подп. "а" и "б" п. 1 ч. 1 ст. 5 Закона N 212-ФЗ, признаются выплаты и иные вознаграждения, начисляемые плательщиками страховых взносов в пользу физических лиц в рамках трудовых отношений и гражданско-правовых договоров, предметом которых является выполнение работ, оказание услуг, по договорам авторского заказа, в пользу авторов произведений по договорам об отчуждении исключительного права на произведения науки, литературы, искусства, издательским лицензионным договорам, лицензионным договорам о предоставлении права использования произведения науки, литературы, искусства, в том числе вознаграждения, начисляемые организациями по управлению правами на коллективной основе в пользу авторов произведений по договорам, заключенным с пользователями (за исключением вознаграждений, выплачиваемых лицам, указанным в п. 2 ч. 1 ст. 5 данного Федерального закона). Объектом обложения страховыми взносами для плательщиков страховых взносов, указанных в подп. "а" п. 1 ч. 1 ст. 5 рассматриваемого Федерального закона, признаются также выплаты и иные вознаграждения, начисляемые в пользу физических лиц, подлежащих обязательному социальному страхованию в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования.
В силу ч. 1 ст. 8 Закона N 212-ФЗ база для начисления страховых взносов для плательщиков страховых взносов, указанных в подп. "а" и "б" п. 1 ч. 1 ст. 5 названного Федерального закона, определяется как сумма выплат и иных вознаграждений, предусмотренных ч. 1 ст. 7 данного Закона, начисленных плательщиками страховых взносов за расчетный период в пользу физических лиц, за исключением сумм, указанных в ст. 9 Закона N 212-ФЗ.
В соответствии с подп. "и" п. 2 ч. 1 ст. 9 Закона N 212-ФЗ не подлежат обложению страховыми взносами все виды установленных законодательством Российской Федерации, законодательными актами субъектов Российской Федерации, решениями представительных органов местного самоуправления компенсационных выплат (в пределах норм, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации), связанных с выполнением физическим лицом трудовых обязанностей.
В силу ст. 135 Трудового кодекса заработная плата работнику устанавливается трудовым договором в соответствии с действующими у данного работодателя системами оплаты труда. Системы оплаты труда, включая размеры тарифных ставок, окладов, доплат и надбавок компенсационного характера, системы доплат и надбавок стимулирующего характера и системы премирования устанавливаются коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами.
Статья 15 Трудового кодекса определяет трудовые отношения как отношения, основанные на соглашении между работниками и работодателем о личном выполнении работником за плату трудовой функции (работы по должности в соответствии со штатным расписанием, профессии, специальности с указанием квалификации; конкретного вида поручаемой работнику работы), подчинении работника правилам внутреннего трудового распорядка при обеспечении работодателем условий труда, предусмотренных трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами, трудовым договором.
В соответствии со ст. 16 Трудового кодекса трудовые отношения возникают между работником и работодателем на основании трудового договора, заключаемого ими в соответствии с Трудовым кодексом, а также в результате назначения на должность или утверждения в должности.
Статьей 129 Трудового кодекса установлено, что заработная плата (оплата труда работника) - это вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и иные выплаты компенсационного характера) и стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты).
Таким образом, правильно применив вышеназванные правовые нормы, суды правомерно указали на то, что сам по себе факт наличия трудовых отношений между работодателем и его работниками не свидетельствует о том, что все выплаты, которые начисляются работникам, представляют собой оплату их труда.
В отличие от трудового договора, который в соответствии со ст. 15 и 16 Трудового кодекса регулирует именно трудовые отношения, коллективный договор согласно ст. 40 Трудового кодекса регулирует социально-трудовые отношения.
Выплаты социального характера, основанные на коллективном договоре, не являющиеся стимулирующими, не зависящие от квалификации работников, сложности, качества, количества, условий выполнения самой работы, не являются оплатой труда работников (вознаграждением за труд), в том числе и потому, что не предусмотрены трудовыми договорами.
Следовательно, эти выплаты не являются объектом обложения страховыми взносами и не подлежат включению в базу для начисления страховых взносов.
При исследовании фактических обстоятельств настоящего дела суды установили, что общество частично за счет собственных средств компенсировало своим работникам стоимость путевок в детские оздоровительные лагеря детям своих сотрудников. Сотрудники оплачивали только часть стоимости путевки.
При этом приобретение путевок (оплата их части) в детские оздоровительные учреждения являлось обязанностью общества, которая вытекает из п. 3.2.5, 3.3.1 Соглашения на 2010 - 2012 годы, заключенного между Правительством Удмуртской Республики, Республиканскими объединениями работодателей и Федерацией профсоюзов Удмуртской Республики.
Постановлением Правительства Удмуртской Республики от 28.12.2009 N 382 утверждено Положение об организации и обеспечении оздоровления и отдыха детей в Удмуртской Республике, которым установлен порядок возмещения затрат и определения их размера, связанных с проведением оздоровительной кампании детей, за счет средств бюджета Удмуртской Республики.
Согласно п. 7 указанного Положения организация оздоровления и отдыха детей осуществляется не только за счет бюджета Удмуртской Республики, но также за счет внебюджетных источников и иных источников, не запрещенных законодательством.
Судом первой инстанции также правомерно учтено, что постановлением Правительства Российской Федерации от 12.05.1998 N 440 "О мерах по выполнению Указа Президента Российской Федерации от 20.01.1998 N 54 "О реализации государственной политики в области ракетно-космической промышленности" утвержден перечень основных акционерных обществ, в отношении которых Российское космическое агентство осуществляет единую государственную политику в сфере проведения ракетно-космической промышленностью работ по боевой ракетной технике стратегического назначения и ракетно-космической технике военного назначения. В данный перечень входит открытое акционерное общество "Ижевский радиозавод" - материнская компания заявителя, являющегося дочерним обществом. В соответствии с подп. 5 п. 3.4 Устава заявителя общество также является предприятием, осуществляющим космическую деятельность, присоединилось к коллективному договору, действующему на открытом акционерном обществе "Ижевский радиозавод".
В рамках отраслевого сотрудничества между профсоюзом работников общего машиностроения Российской Федерации, в который входят работники общества, и Федеральным космическим агентством заключено Отраслевое соглашение по организациям ракетно-космической промышленности Российской Федерации на 2011 - 2013 годы (зарегистрировано в Роструде 29.11.2010) раздел V которого "Социальная защита и социальное развитие, бытовое обслуживание работников" содержит положение о том, что стороны соглашения договорились при заключении коллективных договоров в организациях в пределах своих возможностей включать отдельные пункты, направленные на социальную защиту работников.
В частности, п. 5.2.8 Отраслевого соглашения предусматривает выделение организациями, входящими в профсоюз общего машиностроения, средств, сверх предусмотренных законодательством Российской Федерации, на оплату работникам и членам их семей путевок в санаторно-курортные учреждения, санатории-профилактории, детские санаторные и оздоровительные лагеря, а также на оплату питания и содержания детских спортивных школ. Согласно п. 1.1 Отраслевого соглашения требования и нормы, содержащиеся в нем, являются минимальными и не могут быть изменены в коллективных договорах организаций в сторону ухудшения.
В силу положений ст. 2, 23, 27 Трудового кодекса одним из основных принципов правового регулирования трудовых и иных непосредственно связанных с ними отношений является принцип социального партнерства - принцип, направленный на обеспечение согласования интересов работников и работодателей и реализуемый в форме проведения коллективных переговоров и заключения коллективных договоров и соглашений. Этот принцип отражен в ст. 5 Трудового кодекса, согласно которой регулирование трудовых и иных непосредственно связанных с ними отношений осуществляется наряду с указанными в данной норме нормативными правовыми актами также коллективными договорами, соглашениями и локальными нормативными актами, содержащими нормы трудового права.
В силу ст. 45 Трудового кодекса под соглашением понимается правовой акт, регулирующий социально-трудовые отношения и устанавливающий общие принципы регулирования связанных с ними экономических отношений, заключаемый между полномочными представителями работников и работодателей на федеральном, межрегиональном, региональном, отраслевом (межотраслевом) и территориальном уровнях социального партнерства в пределах компетенции.
Как отмечено выше, коллективный договор - правовой акт, регулирующий социально-трудовые отношения в организации или у индивидуального предпринимателя и заключаемый работниками и работодателем в лице их представителей (ст. 40 Трудового кодекса).
При этом в ст. 41 Трудового кодекса содержится указание на то, что в коллективном договоре с учетом финансово-экономического положения работодателя могут устанавливаться льготы и преимущества для работников, условия труда, более благоприятные по сравнению с установленными законами, иными нормативными правовыми актами, соглашениями.
На основании изложенного, с учетом вышеназванных норм права, определяющих принципы и источники правового регулирования трудовых отношений, суды первой и апелляционной инстанций сделали правильный вывод о том, что в данном случае частичная оплата обществом стоимости приобретаемых для своих работников путевок производится не в связи с наличием трудового договора, что не позволяет классифицировать такие выплаты как выплаты, произведенные в рамках трудовых отношений.
Апелляционный суд верно указал на то, что выплаченные заявителем работникам в соответствии с отраслевым соглашением и коллективным договором суммы на частичную оплату путевок в детские оздоровительные лагеря являются компенсационными выплатами, осуществляемыми в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации и, в связи с этим в силу подп. "и" п. 2 ч. 1 ст. 9 Закона N 212-ФЗ не подлежат обложению страховыми взносами.
Выводы судов являются правильными, соответствуют правовой позиции Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенной в постановлениях Президиума от 01.11.2011 N 6341/11, от 14.05.2013 N 17744/12.
При таких обстоятельствах суды первой и апелляционной инстанций правомерно признали недействительным оспариваемое решение управления о привлечении общества к ответственности за нарушение законодательства Российской Федерации о страховых взносах.
Фактические обстоятельства дела судами установлены и исследованы в полном объеме, выводы судов первой и апелляционной инстанций соответствуют доказательствам, имеющимся в материалах дела.
Доводы фонда, изложенные в кассационной жалобе, судом кассационной инстанции не принимаются, поскольку по существу указанные доводы повторяют позицию управления по делу, получили надлежащую правовую оценку судами обеих инстанций, не опровергают выводы судов первой и апелляционной инстанций и основаны на неверном толковании положений ст. 7, 9 Закона N 212-ФЗ и вышеуказанных норм Трудового кодекса, в связи с чем подлежат отклонению.
Нормы материального права применены судами правильно. Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу ч. 4 ст. 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации безусловным основанием для отмены решения, постановления арбитражного суда, не выявлено.
С учетом изложенного обжалуемые судебные акты подлежат оставлению без изменения, кассационная жалоба управления - без удовлетворения.
Руководствуясь ст. 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

постановил:

решение Арбитражного суда Удмуртской Республики от 23.11.2012 по делу N А71-11994/2012 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 14.08.2013 по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в городе Ижевске (межрайонное) Удмуртской Республики - без удовлетворения.

Председательствующий
С.Н.ВАСИЛЕНКО

Судьи
А.В.КАНГИН
Т.П.ЯЩЕНОК















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DAYWORK.RU | Кадровая служба предприятия" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)