Судебные решения, арбитраж

ОПРЕДЕЛЕНИЕ МОСКОВСКОГО ГОРОДСКОГО СУДА ОТ 23.07.2013 N 4Г/3-4635/13

Разделы:
Трудовые отношения

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



МОСКОВСКИЙ ГОРОДСКОЙ СУД

ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 23 июля 2013 г. N 4г/3-4635/13


Судья Московского городского суда Тихенко Г.А., рассмотрев кассационную жалобу истца К., поступившую в экспедицию Московского городского суда 07 мая 2013 года, на решение Преображенского районного суда города Москвы от 12 ноября 2012 года и определение судебной коллегии по гражданским делам Московского городского суда от 28 марта 2013 года по гражданскому делу по иску К. к ФБУ "Следственный изолятор N 1 УФСИН России по городу Москве" о защите трудовых прав, компенсации морального вреда,
установил:

К. обратился в суд с иском к ФБУ "Следственный изолятор N 1 УФСИН России по городу Москве" о защите трудовых прав, компенсации морального вреда, ссылаясь на нарушение своих прав по вине ответчика.
Решением Преображенского районного суда города Москвы от 12 ноября 2012 года заявленные К. исковые требования удовлетворены.
Определением судебной коллегии по гражданским делам Московского городского суда от 28 марта 2013 года решение суда отменено в части удовлетворения исковых требований К. к ФКУ "СИЗО N 1 УФСИН по г. Москве" об обязании предоставить дополнительный отпуск и взыскания компенсации морального вреда, принято по делу в этой части новое решение, которым в удовлетворении требований отказано, в остальной части решение Преображенского районного суда города Москвы от 12 ноября 2012 года оставлено без изменения.
В кассационной жалобе истец К. ставит вопрос об отмене определения судебной коллегии, считая его незаконным и необоснованным.
Письмом судьи Московского городского суда от 05 июня 2013 года настоящее дело истребовано в Московский городской суд, куда оно поступило 21 июня 2013 года.
В соответствии с частью 2 статьи 381 Гражданского процессуального кодекса РФ по результатам изучения кассационных жалобы, представления судья выносит определение:
- 1) об отказе в передаче кассационных жалобы, представления для рассмотрения в судебном заседании суда кассационной инстанции, если отсутствуют основания для пересмотра судебных постановлений в кассационном порядке. При этом кассационные жалоба, представление, а также копии обжалуемых судебных постановлений остаются в суде кассационной инстанции;
- 2) о передаче кассационных жалобы, представления с делом для рассмотрения в судебном заседании суда кассационной инстанции.
В соответствии со ст. 387 ГПК РФ основаниями для отмены или изменения судебных постановлений в кассационном порядке являются существенные нарушения норм материального права или норм процессуального права, которые повлияли на исход дела и без устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав, свобод и законных интересов, а также защита охраняемых законом публичных интересов.
Подобных нарушений из представленных документов по доводам жалобы по материалам дела не усматривается.
Из материалов дела следует, что К. с 23.12.2009 принят на работу в ФКУ "СИЗО N 1 УФСИН по г. Москве" по трудовому договору на 0,5 ставки по должности врача приемного отделения больницы по совместительству, с 15.02.2010 - на ставку по указанной должности по основному месту работы, с должностным окладом 6420 руб. и его повышением на 50% за особые условия труда, а также с установлением ежемесячной надбавки за сложность, напряженность, высокие достижения в труде и специальный режим работы в размере 50%; п. 3 ч. 4 трудового договора предусмотрено предоставление работнику ежегодного очередного оплачиваемого отпуска продолжительностью 28 календарных дней, а в соответствии с условиями труда, особенностями режима рабочего времени, трудовым законодательством, действующим коллективным договором - дополнительного отпуска за вредные условия труда и за стаж работы в УИС; п. 1 ч. 4 трудового договора истцу установлен полный рабочий день и сменный режим работы.
Истцу ежегодно предоставлялся очередной оплачиваемый отпуск исходя из 28 календарных дней, в предоставлении дополнительных отпусков истцу отказано; также истец обращался к ответчику по вопросам оплаты проездных документов в период отпуска, компенсации расходов на санаторно-курортное лечение за 2010 и 2011 год, частичной оплаты найма жилья и коммунальных услуг, расходов за проведение оздоровительных мероприятий за 2010 и 2011 год, дотации на питание; заявления истца оставлены без удовлетворения.
Согласно табелям учета использования рабочего времени за период с января 2010 года по сентябрь 2012 года, сменный режим работы истца предусматривал режим "сутки работы - трое суток отдыха", при суммированном учете рабочего времени продолжительность рабочего времени не превышала нормального числа рабочих часов, оплата труда производилась с учетом работы в ночное время.
Отраслевым соглашением по учреждениям, органам и предприятиям уголовно-исполнительной системы на 2011 - 2013 годы, на которое ссылается истец в обоснование своих требований, установлено, что работникам организации системы ФСИН России ежегодный основной оплачиваемый отпуск предоставляется продолжительностью 28 календарных дней (п. 2.10); работодателя с учетом производственных и финансовых возможностей могут самостоятельно устанавливать дополнительные отпуска для работников, порядок и условия которых определяется коллективными договорами и локальными нормативными актами и оплата которых сверх предусмотренных законами и иными нормативными актами РФ производится за счет внебюджетных источников (п. 2.13); гражданским служащим и работникам организаций системы ФСИН России, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, предоставляются ежегодные дополнительные оплачиваемые отпуска в соответствии с законодательством РФ, при этом такой отпуск не может быть менее 7 календарных дней (п. 6.10); оплата труда работников организации системы ФСИН России осуществляется в соответствии с Приказом ФСИН России от 13.11.2008 N 624 "Об утверждении новой системы оплаты труда гражданского персонала федеральных бюджетных учреждений уголовно-исполнительной системы" (п. 5.3.); представитель нанимателя, работодатели выделяют в установленном порядке средства на проведение оздоровительных мероприятий среди гражданских служащих, работников и членов их семей, принимаю меры к обеспечению их путевками на санаторно-курортное лечение, отдых в детские оздоровительные лагеря; конкретные формы и степень участия представителя нанимателя, работодателя в решении этих вопросов отражаются в коллективных договорах (п. 6.14); представитель нанимателя, работодатели обеспечивают гражданских служащих и работников организаций системы ФСИН России путевками в ведомственные санаторно-курортные и оздоровительные учреждения в количестве не менее 5% от общего числа путевок, распределяемых сотрудниками уголовно-исполнительной системы и оплатой их по себестоимости (п. 6.15); представитель нанимателя, работодатели с учетом мнения выборных профсоюзных органов предусматривают через региональные отраслевые соглашения и коллективные договоры, при наличии средств, оказание таких видов социальных гарантий и компенсации гражданским служащим и работникам организаций системы ФСИН России частичную компенсацию оплаты найма жилья и коммунальных услуг, компенсацию расходов на оплату транспортных услуг, в том числе к месту лечения и отдыха, содействие в обеспечении горячим питанием; конкретные формы социально-бытового обслуживания, гарантии и компенсации устанавливаются в коллективных договорах организаций системы ФСИН с учетом возможностей конкретной организации: за счет прибыли - по организациям, содержащимся за счет средств, поступающих по договорам, и иных поступлений, а в организациях, находящихся на бюджетном финансировании, за счет внебюджетных средств.
Сторонами не оспаривалось, что в ФКУ "СИЗО N 1 УФСИН по г. Москве" коллективный договор не заключен, профсоюзная организация в учреждении отсутствует.
Приказом ФСИН России N 624 от 13.11.2008 утверждена новая система оплаты труда гражданского персонала федеральных бюджетных и казенных учреждений уголовно-исполнительной системы, оплата труда которого осуществляется на основе Единой тарифной сетки по оплате труда работников федеральных бюджетных и казенных учреждений; приложением N 3 указанного Приказа утверждена Инструкция о порядке, условиях и размерах выплат компенсационного характера, применяемых для гражданского персонала уголовно-исполнительной системы, которой установлено, что выплаты компенсационного характера устанавливаются к должностным окладам, ставкам заработной платы работников, если иное не установлено федеральными законами и указами Президента РФ, постановлениями Правительства РФ и осуществляются гражданскому персоналу в пределах средств, ежегодно утверждаемых в установленном порядке на оплату труда.
П. 5 указанной Инструкции устанавливает, что гражданскому персоналу уголовно-исполнительной системы выплачиваются должностные оклады с повышением за особые условия труда в следующих размерах: в следственных изоляторах - на 50 процентов.
П. 8 Инструкции устанавливает, что работникам медицинских учреждений уголовно-исполнительной системы, занятым на тяжелых работах, работах с вредными и (или) опасными и иными особыми условиями труда размеры должностных окладов (ставок) повышаются в соответствии с Перечнем учреждений, подразделений и должностей работников, занятых на тяжелых работах, работах с вредными и (или) опасными и иными условиями труда, которым устанавливаются выплаты компенсационного характера. Указанная Инструкция устанавливает перечень учреждений, подразделений и должностей работников, занятых на тяжелых работах, работах с вредными и (или) опасными и иными условиями труда, которым устанавливаются выплаты компенсационного характера, и которым предусмотрено, что медицинскому персоналу приемных отделений стационаров лечебно-профилактических учреждений для медицинского обслуживания осужденных, лечебных исправительных учреждений для содержания и лечения осужденных установлено повышение должностных окладов (тарифных ставок) на 15 процентов.
Кроме того, Инструкцией предусмотрено повышение на 25% должностных окладов (тарифных ставок) гражданскому персоналу лечебно-профилактических учреждений и лечебных исправительных учреждений, специально созданных для содержания и лечения осужденных, больных туберкулезом, бактериологических лабораторий по диагностике туберкулеза, кабинетов медицинских частей и участков исправительных учреждений, следственных изоляторов, больниц и лечебно-производственных (трудовых) мастерских, занятому на работах с осужденными и лицами, содержащимися под стражей, больными туберкулезом, 50 процентов и более рабочего времени (п. 11); а также предусмотрена выплата надбавки за работу в опасных для здоровья условиях труда в размере 20% оклада (тарифной ставки) без учета увеличений и повышений гражданскому персоналу учреждений здравоохранения, осуществляющим диагностику и лечение ВИЧ-инфицированных, а также гражданскому персоналу, работа которых связана с материалами, содержащими вирус иммунодефицита человека, в том числе и за каждый час работы в указанных условиях (п. 13).
Приложением N 4 Приказа ФСИН России N 624 от 13.11.2008 утверждена Инструкция, определяющая порядок, условия и размеры выплат стимулирующего характера, устанавливаемых и выплачиваемых гражданскому персоналу уголовно-исполнительной системы, которые устанавливаются в целях усиления материальной заинтересованности гражданского персонала учреждений в своевременном и качественном выполнении работ и своих служебных обязанностей, повышения профессионального уровня и ответственности за порученный участок работы, а также поощрения за стаж работы и которые производятся гражданскому персоналу уголовно-исполнительной системы в пределах ежегодно утверждаемых в установленном порядке объемов средств на оплату труда.
П. 4 указанной Инструкции предусмотрено, что гражданскому персоналу может быть установлена надбавка к должностным окладам (ставкам) за сложность, напряженность, высокие достижения в труде и специальный режим работы, которая устанавливается приказом руководителя учреждения с указанием конкретного размера на определенный период (не более чем на один год) и основными условиями для установления надбавки являются: добросовестное исполнение работником своих должностных (трудовых) обязанностей; выполнение работником непредвиденных, срочных, особо важных и ответственных работ; компетентность работника в принятии соответствующих решений.
В соответствии с Уставом ФКУ "СИЗО N 1 УФСИН по г. Москве" является учреждением уголовно-исполнительной системы, предназначенным для содержания подозреваемых и обвиняемых, в отношении которых в качестве меры пресечения избрано заключение под стражу, а также для выполнения функций исправительных учреждений в отношении осужденных в соответствии с уголовно-исполнительным законодательством РФ.
Учитывая, что при приеме на работу истцу установлен должностной оклад в соответствии с Единой тарифной сеткой по оплате труда работников федеральных бюджетных и казенных учреждений с его повышением на 50 процентов за работу в особых условиях труда (в следственном изоляторе) и надбавка к должностному окладу за сложность, напряженность, высокие достижения в труде и специальный режим работы, которая является стимулирующей выплатой, размер которой зависит от добросовестного исполнения работником своих должностных обязанностей, выполнения им непредвиденных, срочных, особо важных и ответственных работ и от компетентности работника в принятии соответствующих решений, принимая во внимание, что ответчик не является лечебно-профилактическим учреждением или лечебным исправительным учреждением для медицинского обслуживания, содержания и лечения осужденных, либо таким учреждением, специально созданным для содержания и лечения осужденных, больных туберкулезом, а также учреждением здравоохранения, осуществляющим диагностику и лечение ВИЧ-инфицированных, то оснований полагать, что положения Приказа ФСИН России N 624 от 13.11.2008 в отношении истца не соблюдены, не имеется, в связи с чем вывод суда первой инстанции об отказе в удовлетворении требований К. о взыскании установленных Приказом ФСИН России N 624 от 13.11.2008 компенсационных выплат и надбавок является верным.
Рассматривая требования истца в части оплаты проездных билетов, компенсации за санаторно-оздоровительные мероприятия, компенсации оплаты найма жилья и коммунальных услуг, дотации за питание, перерасчете часов работы при сменном графике, суд пришел к выводу об отказе в их удовлетворении, поскольку обязанность работодателя по выплате работнику указанных компенсаций и дотации вышеприведенными актами не предусмотрена, а коллективный договор в ФКУ "СИЗО N 1 УФСИН по г. Москве" не заключен.
Доводы К. о том, что сотрудникам системы ФСИН России производятся указанные выплаты, были рассмотрены судом первой инстанции, который указал, что сотрудником ФСИН России, на которого распространяется Положение о службе в органах внутренних дел РФ, утвержденное Постановлением Верховного Совета РФ от 23.12.1992 N 4202-1, в соответствии со ст. 21 Федерального закона от 21.07.1998 N 117-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в законодательные акты Российской Федерации в связи с реформированием уголовно-исполнительной системы", истец не является.
Разрешая требования истца об обязании предоставить дополнительный отпуск, суд руководствовался Постановлением Правительства РФ N 870 от 20.11.2008 "Об установлении сокращенной продолжительности рабочего времени, ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска, повышенной оплаты труда работникам, занятым на тяжелых работах, работах с вредными и (или) опасными и иными особыми условиями труда" и Постановлением Госкомтруда СССР, Президиума ВЦСПС от 25.10.1974 N 298/П-22 (ред. от 29.05.1991) "Об утверждении Списка производств, цехов, профессий и должностей с вредными условиями труда, работа в которых дает право на дополнительный отпуск и сокращенный рабочий день" и исходил из того, что отсутствие в указанном списке наименования учреждения ответчика не может расцениваться как обстоятельство ущемляющее право истца на дополнительный отпуск по отношению к другим врачам, работающим в системе ФСИН России, в связи с чем на основании ст. 19 Конституции РФ о равенстве всех перед законом и судом, пришел к выводу о том, что истец имеет право на дополнительный отпуск. Полагая трудовые права истца нарушенными ответчиком в виде отказа в предоставлении дополнительного отпуска, суд на основании ст. 237 Трудового Кодекса РФ взыскал с ответчика в пользу истца компенсацию морального вреда в размере 1000 руб.
Однако, с данными выводами суда первой инстанции не согласилась судебная коллегия, которая указала на то, что отраслевым соглашением по учреждениям, органам и предприятиям уголовно-исполнительной системы на 2011 - 2013 годы предусмотрено, что работодатели с учетом производственных и финансовых возможностей могут самостоятельно устанавливать дополнительные отпуска для работников, порядок и условия которых определяется коллективными договорами и локальными нормативными актами и оплата которых сверх предусмотренных законами и иными нормативными актами РФ производится за счет внебюджетных источников, а гражданским служащим и работникам организаций системы ФСИН России, занятым на работах с вредными и(или) опасными условиями труда, предоставляются ежегодные дополнительные оплачиваемые отпуска в соответствии с законодательством РФ, при этом такой отпуск не может быть менее 7 календарных дней.
Постановлением Правительства РФ от 20.11.2008 N 870 (ред. от 28.06.2012) установлено, что работникам, занятым на тяжелых работах, работах с вредными и (или) опасными и иными особыми условиями труда, по результатам аттестации рабочих мест, предоставляется, в том числе, ежегодный дополнительный оплачиваемый отпуск - не менее 7 календарных дней.
Ч. 2 ст. 117 Трудового кодекса РФ в ранее действовавшей редакции предусматривала, что перечни производств, работ, профессий и должностей, работа в которых дает право на дополнительный оплачиваемый отпуск за работу с вредными и (или) опасными условиями труда, а также минимальная продолжительность этого отпуска и условия его предоставления утверждаются Правительством РФ с учетом мнения Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений.
Указанные перечни не были приняты и на основании статьи 423 Трудового кодекса РФ при определении круга работников, имеющих право на компенсации за работу с вредными и (или) опасными условиями труда, на территории Российской Федерации применялись акты бывшего Союза ССР - Список производств, цехов, профессий и должностей с вредными условиями труда, работа в которых дает право на дополнительный отпуск и сокращенный рабочий день, утвержденный Постановлением Госкомтруда СССР, Президиума ВЦСПС от 25.10.1974 N 298/П-22 (ред. от 29.05.1991), а также Инструкция о порядке применения Списка производств, цехов, профессий и должностей с вредными условиями труда, работа в которых дает право на дополнительный отпуск и сокращенный рабочий день, утвержденная Постановлением Госкомтруда СССР и Президиума ВЦСПС от 21.11.1975 N 273/П-20.
Указанным Списком предусмотрен раздел XL "Здравоохранение", состоящий из видов учреждений и 187 должностей, работа в которых дает право на дополнительный отпуск. Такое право предоставлено, в частности, врачам, среднему и младшему персоналу приемников-распределителей для несовершеннолетних и воспитательно-трудовых колоний, в том числе врачам и среднему медицинскому персоналу приемников-распределителей, специальных приемников и изоляторов временного содержания; в этом Списке поименованы лечебные трудовые профилактории для принудительного лечения лиц, страдающих хроническим алкоголизмом и наркоманией, исправительно-трудовые колонии, специально предназначенные для принудительного лечения и содержания осужденных алкоголиков и наркоманов, медицинские вытрезвители; медицинский персонал учреждений уголовно-исполнительной системы, предназначенных для содержания подозреваемых и обвиняемых, в отношении которых в качестве меры пресечения избрано заключение под стражу, а также для выполнения функций исправительных учреждений в отношении осужденных в соответствии с уголовно-исполнительным законодательством РФ, в указанном Списке не поименован.
В соответствии с Определением Конституционного Суда РФ от 07.02.2013 N 135-О указанный в ст. 117 Трудового Кодекса РФ ежегодный дополнительный оплачиваемый отпуск продолжительностью не менее 7 календарных дней должен предоставляться всем работникам, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, включая тех, чьи профессии, должности или выполняемая работа не предусмотрены Списком производств, цехов, профессий и должностей с вредными условиями труда, работа в которых дает право на дополнительный отпуск и сокращенный рабочий день, но работа которых в условиях воздействия вредных и (или) опасных факторов производственной среды и трудового процесса подтверждается результатами аттестации рабочих мест по условиям труда.
Из объяснений сторон следует, что аттестация рабочих мест ФКУ "СИЗО N 1 УФСИН по г. Москве" не проведена.
С учетом изложенного, законных оснований для удовлетворения требований К. в указанной части у суда не имелось, в связи с чем судебная коллегия верно отменила решение суда в части удовлетворения требований К. об обязания ответчика предоставить дополнительный отпуск и компенсации морального вреда с принятием нового решения об отказе в иске.
Данные выводы суда первой инстанции (в неотмененной части) и судебной коллегии являются верными, в судебных постановлениях обоснованы, материалам дела соответствуют и в кассационной жалобе по существу не опровергнуты.
Доводы жалобы были предметом рассмотрения суда первой и второй инстанций и не свидетельствуют о наличии нарушений закона, которые могут повлечь отмену судебных постановлений, направлены на иное толкование закона и переоценку доказательств, которые были исследованы судом по правилам ст. 67 ГПК РФ. Суд кассационной инстанции не вправе давать иную, отличную от суда первой инстанции, оценку представленным доказательствам.
Как усматривается из обжалуемого судебного постановления, оно сомнений в законности не вызывает, а доводы жалобы в соответствии со статьей 387 ГПК РФ не могут повлечь его отмену или изменение в кассационном порядке.
На основании изложенного, руководствуясь ч. 2 ст. 381, ст. 383 Гражданского процессуального кодекса РФ,
определил:

в передаче кассационной жалобы истца К. с делом для рассмотрения в судебном заседании суда кассационной инстанции отказать.
Судья
Московского городского суда
Г.А.ТИХЕНКО















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DAYWORK.RU | Кадровая служба предприятия" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)