Судебные решения, арбитраж
Трудовой договор о работе в районах Крайнего Севера и местностях, приравненных к ним; Трудовой договор
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Судья: Пугачева В.Ю.
Судебная коллегия по гражданским делам Нижегородского областного суда в составе председательствующего Кутыревой Е.Б., судей Сысаловой И.В. и Лысовой Е.В.
при секретаре Г.
рассмотрела в открытом судебном заседании по докладу Кутыревой Е.Б.
дело по апелляционной жалобе К.
с участием К.
на решение Ленинского районного суда г. Н. Новгорода от 20 декабря 2011 года
по делу по иску К. к ГУ Управление Пенсионного Фонда РФ в Ленинском районе г. Н. Новгорода о включении периода военной службы в стаж для назначения досрочной трудовой пенсии, назначении досрочной трудовой пенсии за работу в районе Крайнего Севера,
установила:
К. обратилась в суд с иском к ГУ УПФ РФ в Ленинском районе г. Н. Новгорода о назначении досрочной трудовой пенсии по старости, указав, что ответчик необоснованно отказал ей в ее назначении, не засчитав в стаж работы период военной службы в войсковой части с 01.02.1994 по 13.07.1998 г. Решение ГУ УПФ РФ в Ленинском районе г. Н. Новгорода истица считает незаконным, поскольку считает ошибочным, мнение ответчика, что военная служба не является работой и при ее прохождении лицо не работает. Данная пенсионным фондом трактовка военной службы ставит ее в неравное положение с лицами, которые осуществляют гражданскую трудовую деятельность.
В судебном заседании К. и представитель истца, адвокат Сазонов В.Г. требования поддержали.
Представитель ГУ УПФ РФ в Ленинском районе г. Н. Новгорода требования не признали.
Решением суда постановлено: В иске К. к ГУ Управление Пенсионного Фонда РФ в Ленинском районе г. Н. Новгорода о включении в стаж для назначения досрочной трудовой пенсии по старости периода прохождения военной службы с 01.02.1994 по 13.07.1998 г.г., назначении досрочной трудовой пенсии - отказать.
В апелляционной жалобе К. поставлен вопрос об отмене судебного решения, как незаконного и необоснованного.
Заявитель жалобы не согласен с выводами суда об отказе, о включении в стаж для назначения досрочной трудовой пенсии по старости периода прохождения военной службы с 01.02.1994 года по 13.07.1998 года.
Согласно ст. 2 Федерального закона от 9 декабря 2010 г. N 353-ФЗ "О внесении изменений в Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации" апелляционные, кассационные и надзорные жалобы и представления прокурора, не рассмотренные на день вступления в силу настоящего Федерального закона, рассматриваются по правилам, действовавшим на день их подачи в суд соответствующей инстанции.
Законность и обоснованность постановленного по делу судебного решения проверена судом апелляционной инстанции по правилам главы 39 ГПК РФ, в пределах доводов жалобы.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, выслушав К., судебная коллегия по гражданским делам Нижегородского областного суда не находит оснований для отмены судебного решения, поскольку оно постановлено в соответствии с законом и установленными по делу обстоятельствами.
Как следует из материалов дела, 06.05.2011 года К. обратилась в ГУ УПФ РФ в Ленинском районе г. Н. Новгорода с заявлением о назначении досрочной трудовой пенсии по старости на основании п. п. 6 п. 1 ст. 28 ФЗ "О трудовых пенсиях в РФ".
Разрешая, спор и отказывая, в удовлетворении заявленных требований суд 1 инстанции исходил из отсутствия требуемого специального стажа работы для назначения досрочной трудовой пенсии.
Данный вывод является правильным, основанным на законе и установленных по делу обстоятельствах.
В соответствии с п. п. 6 п. 1 ст. 28 закона пенсия устанавливается женщинам по достижении возраста 50 лет, если они проработали не менее 15 календарных лет в районах Крайнего Севера, либо не менее 20 лет в приравненных к ним местностях и имеют страховой стаж не менее 20 лет.
Стаж работы истицы в районах Крайнего Севера составил 06 лет 10 месяцев 09 дней, что исключает возможность применения п. п. 6 п. 1 ст. 28 закона в качестве основания для назначения ей досрочной трудовой пенсии.
Решением от 31.05.2011 года ГУ УПФ РФ в Ленинском районе г. Н. Новгорода отказано в назначении К. досрочной трудовой пенсии ввиду отсутствия требуемого стажа работы. Также отказано в зачете периода прохождения истицей военной службы в войсковой части с 01.02.1994 по 13.07.1998 гг.
Конституция РФ, гарантируя каждому социальное обеспечение по старости, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца и в иных случаях, установленных законом, относит определение условий и порядка реализации данного конституционного права к компетенции законодателя (ч. 2 ст. 39).
Федеральный закон от 17.12.2001 года "О трудовых пенсиях в РФ", введенный в действие с 01.01.2002 года, основан на принципах обязательного пенсионного страхования.
При определении права на трудовую пенсию учитывается страховой стаж, под которым указанный закон понимает суммарную продолжительность периодов работы и (или) иной деятельности, в течение которых уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд РФ, а также иные периоды, засчитываемые в страховой стаж (ст. 2).
Согласно п. п. 1 п. 1 ст. 11 закона период прохождения военной и другой приравненной к ней службы засчитывается в страховой стаж наравне с периодами работы и (или) иной деятельности, которые предусмотрены ст. 10 данного закона, несмотря на то, что страховые взносы в Пенсионный фонд РФ за граждан, проходящих указанную службу, не уплачивались. Тем самым для военнослужащих и приравненных к ним по пенсионному обеспечению лиц предусмотрена возможность перехода из системы государственного пенсионного обеспечения в систему обязательного пенсионного страхования в случае оставления ими службы до приобретения права на пенсию за выслугу лет по специальному закону от 12.02.1993 года "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей".
Государственная служба (в том числе военная), работа по трудовому договору, предпринимательская деятельность представляют собой различные формы реализации права на труд и законодатель эти понятия различает.
Статьи 27, 28 закона "О трудовых пенсиях в РФ", которые регулируют вопросы сохранения права на досрочное назначение пенсии по старости, содержат, в отличие от упомянутого страхового стажа, виды специального трудового стажа, учитываемого при досрочном назначении трудовой пенсии.
В утвержденных Постановлением Правительства РФ N 516 от 11.07.2002 года Правилах исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со ст. ст. 27 и 28 закона "О трудовых пенсиях в РФ" (п. 2), среди периодов работы, суммируемых при назначении гражданам трудовой пенсии по старости, указана работа в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях.
Однако, указанными правовыми положениями не предусмотрено возможности зачета военной службы в специальный стаж.
По данным копии справки из войсковой части N от 13.07.1998 года усматривается, что К. "непрерывно проходила воинскую службу" с 01.02.1994 по 13.07.1998 года. Согласно копии трудовой книжки К., истица в оспариваемый период времени "служила в Вооруженных Силах".
Доказательств, свидетельствующих о "работе" К. в оспариваемый период в материалах дела не имеется. Таким образом, юридически значимыми являются термины "работа" и "проработали", а каких либо нормативных актов, допускающих возможность зачета периода военной службы в стаж в соответствии с подпунктом 6 пункта 1 статьи 28 ФЗ от 17.12.2001 г. N 173-ФЗ не имеется.
Вместе с тем, в п. 19 Постановления Пленума Верховного Суда РФ N 25 от 20.12.2005 года "О некоторых вопросах, возникших у судов при рассмотрении дел, связанных с реализацией гражданами права на трудовые пенсии" прямо указано, что действующее законодательство не предусматривает возможности зачета периода прохождения военной службы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях в стаж работы, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости.
То обстоятельство, что законодатель не предусмотрел возможности такого зачета, по мнению Конституционного Суда РФ, изложенному в определении от 10.03.2005 года N 14-О "Об отказе в принятии к рассмотрению запроса Амурского городского суда Хабаровского края", не может расцениваться как ограничение прав и свобод лиц, проходивших военную и приравненную к ней службу в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, и нарушение конституционного принципа равенства, поскольку за таких лиц страховые взносы в Пенсионный фонд РФ за период прохождения службы не уплачивались.
Учитывая тот факт, что федеральным законодательством определен порядок сохранения пенсионных прав военнослужащих и сотрудников правоохранительных органов в случае оставления ими службы до приобретения права на пенсию за выслугу лет и установлено правило о включении периодов прохождения военной, а также другой приравненной к ней службы в страховой стаж, не предусмотрено зачета периодов службы в районах Крайнего Севера и т.п. в специальный стаж. К. в исковом заявлении и в апелляционной жалобе подменяет понятие "специальный стаж", дающий право на получение льготной пенсии, на понятие "страховой стаж", не дающий права на получение льготной пенсии.
Доводы заявителя жалобы о том, что решение пенсионного органа не соответствует нормам ст. ст. 2, 10, 11 закона "О трудовых пенсиях в РФ" судом не могут быть приняты во внимание, поскольку, истица ошибочно подменяет понятия "страховой стаж" и "специальный стаж". Период военной службы истицы ГУ УПФ РФ в Ленинском районе г. Н. Новгорода включен в страховой стаж.
Статья 10 ФЗ "О статусе военнослужащих" предусматривает зачет времени нахождения граждан на военной службе в общий трудовой стаж, а также в стаж службы государственного служащего и в стаж работы по специальности. Данная норма также не имеет отношения к специальному стажу.
Доводы о том, что период прохождения военной службы подлежит включению в специальный стаж, поскольку это не запрещено действующим законодательством подлежат отклонению, поскольку пенсионное законодательство имеет иной метод регулирования и связывает возникновение прав в сфере пенсионного обеспечения с прямым указанием на это в законе.
При таких обстоятельствах решение суда является законным и обоснованным и отмене не подлежит.
Суд правильно установил обстоятельства, имеющие значение для дела, характер спорных правоотношений, к которым применил нормы права их регулирующий.
Нарушений норм материального и процессуального прав судом не допущено.
Руководствуясь ст. 328 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
Решение Ленинского районного суда г. Н. Новгорода от 20 декабря 2011 года оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DAYWORK.RU | Кадровая служба предприятия" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ОПРЕДЕЛЕНИЕ НИЖЕГОРОДСКОГО ОБЛАСТНОГО СУДА ОТ 03.07.2012 ПО ДЕЛУ N 33-4718
Разделы:Трудовой договор о работе в районах Крайнего Севера и местностях, приравненных к ним; Трудовой договор
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
НИЖЕГОРОДСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД
ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 3 июля 2012 г. по делу N 33-4718
Судья: Пугачева В.Ю.
Судебная коллегия по гражданским делам Нижегородского областного суда в составе председательствующего Кутыревой Е.Б., судей Сысаловой И.В. и Лысовой Е.В.
при секретаре Г.
рассмотрела в открытом судебном заседании по докладу Кутыревой Е.Б.
дело по апелляционной жалобе К.
с участием К.
на решение Ленинского районного суда г. Н. Новгорода от 20 декабря 2011 года
по делу по иску К. к ГУ Управление Пенсионного Фонда РФ в Ленинском районе г. Н. Новгорода о включении периода военной службы в стаж для назначения досрочной трудовой пенсии, назначении досрочной трудовой пенсии за работу в районе Крайнего Севера,
установила:
К. обратилась в суд с иском к ГУ УПФ РФ в Ленинском районе г. Н. Новгорода о назначении досрочной трудовой пенсии по старости, указав, что ответчик необоснованно отказал ей в ее назначении, не засчитав в стаж работы период военной службы в войсковой части с 01.02.1994 по 13.07.1998 г. Решение ГУ УПФ РФ в Ленинском районе г. Н. Новгорода истица считает незаконным, поскольку считает ошибочным, мнение ответчика, что военная служба не является работой и при ее прохождении лицо не работает. Данная пенсионным фондом трактовка военной службы ставит ее в неравное положение с лицами, которые осуществляют гражданскую трудовую деятельность.
В судебном заседании К. и представитель истца, адвокат Сазонов В.Г. требования поддержали.
Представитель ГУ УПФ РФ в Ленинском районе г. Н. Новгорода требования не признали.
Решением суда постановлено: В иске К. к ГУ Управление Пенсионного Фонда РФ в Ленинском районе г. Н. Новгорода о включении в стаж для назначения досрочной трудовой пенсии по старости периода прохождения военной службы с 01.02.1994 по 13.07.1998 г.г., назначении досрочной трудовой пенсии - отказать.
В апелляционной жалобе К. поставлен вопрос об отмене судебного решения, как незаконного и необоснованного.
Заявитель жалобы не согласен с выводами суда об отказе, о включении в стаж для назначения досрочной трудовой пенсии по старости периода прохождения военной службы с 01.02.1994 года по 13.07.1998 года.
Согласно ст. 2 Федерального закона от 9 декабря 2010 г. N 353-ФЗ "О внесении изменений в Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации" апелляционные, кассационные и надзорные жалобы и представления прокурора, не рассмотренные на день вступления в силу настоящего Федерального закона, рассматриваются по правилам, действовавшим на день их подачи в суд соответствующей инстанции.
Законность и обоснованность постановленного по делу судебного решения проверена судом апелляционной инстанции по правилам главы 39 ГПК РФ, в пределах доводов жалобы.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, выслушав К., судебная коллегия по гражданским делам Нижегородского областного суда не находит оснований для отмены судебного решения, поскольку оно постановлено в соответствии с законом и установленными по делу обстоятельствами.
Как следует из материалов дела, 06.05.2011 года К. обратилась в ГУ УПФ РФ в Ленинском районе г. Н. Новгорода с заявлением о назначении досрочной трудовой пенсии по старости на основании п. п. 6 п. 1 ст. 28 ФЗ "О трудовых пенсиях в РФ".
Разрешая, спор и отказывая, в удовлетворении заявленных требований суд 1 инстанции исходил из отсутствия требуемого специального стажа работы для назначения досрочной трудовой пенсии.
Данный вывод является правильным, основанным на законе и установленных по делу обстоятельствах.
В соответствии с п. п. 6 п. 1 ст. 28 закона пенсия устанавливается женщинам по достижении возраста 50 лет, если они проработали не менее 15 календарных лет в районах Крайнего Севера, либо не менее 20 лет в приравненных к ним местностях и имеют страховой стаж не менее 20 лет.
Стаж работы истицы в районах Крайнего Севера составил 06 лет 10 месяцев 09 дней, что исключает возможность применения п. п. 6 п. 1 ст. 28 закона в качестве основания для назначения ей досрочной трудовой пенсии.
Решением от 31.05.2011 года ГУ УПФ РФ в Ленинском районе г. Н. Новгорода отказано в назначении К. досрочной трудовой пенсии ввиду отсутствия требуемого стажа работы. Также отказано в зачете периода прохождения истицей военной службы в войсковой части с 01.02.1994 по 13.07.1998 гг.
Конституция РФ, гарантируя каждому социальное обеспечение по старости, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца и в иных случаях, установленных законом, относит определение условий и порядка реализации данного конституционного права к компетенции законодателя (ч. 2 ст. 39).
Федеральный закон от 17.12.2001 года "О трудовых пенсиях в РФ", введенный в действие с 01.01.2002 года, основан на принципах обязательного пенсионного страхования.
При определении права на трудовую пенсию учитывается страховой стаж, под которым указанный закон понимает суммарную продолжительность периодов работы и (или) иной деятельности, в течение которых уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд РФ, а также иные периоды, засчитываемые в страховой стаж (ст. 2).
Согласно п. п. 1 п. 1 ст. 11 закона период прохождения военной и другой приравненной к ней службы засчитывается в страховой стаж наравне с периодами работы и (или) иной деятельности, которые предусмотрены ст. 10 данного закона, несмотря на то, что страховые взносы в Пенсионный фонд РФ за граждан, проходящих указанную службу, не уплачивались. Тем самым для военнослужащих и приравненных к ним по пенсионному обеспечению лиц предусмотрена возможность перехода из системы государственного пенсионного обеспечения в систему обязательного пенсионного страхования в случае оставления ими службы до приобретения права на пенсию за выслугу лет по специальному закону от 12.02.1993 года "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей".
Государственная служба (в том числе военная), работа по трудовому договору, предпринимательская деятельность представляют собой различные формы реализации права на труд и законодатель эти понятия различает.
Статьи 27, 28 закона "О трудовых пенсиях в РФ", которые регулируют вопросы сохранения права на досрочное назначение пенсии по старости, содержат, в отличие от упомянутого страхового стажа, виды специального трудового стажа, учитываемого при досрочном назначении трудовой пенсии.
В утвержденных Постановлением Правительства РФ N 516 от 11.07.2002 года Правилах исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со ст. ст. 27 и 28 закона "О трудовых пенсиях в РФ" (п. 2), среди периодов работы, суммируемых при назначении гражданам трудовой пенсии по старости, указана работа в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях.
Однако, указанными правовыми положениями не предусмотрено возможности зачета военной службы в специальный стаж.
По данным копии справки из войсковой части N от 13.07.1998 года усматривается, что К. "непрерывно проходила воинскую службу" с 01.02.1994 по 13.07.1998 года. Согласно копии трудовой книжки К., истица в оспариваемый период времени "служила в Вооруженных Силах".
Доказательств, свидетельствующих о "работе" К. в оспариваемый период в материалах дела не имеется. Таким образом, юридически значимыми являются термины "работа" и "проработали", а каких либо нормативных актов, допускающих возможность зачета периода военной службы в стаж в соответствии с подпунктом 6 пункта 1 статьи 28 ФЗ от 17.12.2001 г. N 173-ФЗ не имеется.
Вместе с тем, в п. 19 Постановления Пленума Верховного Суда РФ N 25 от 20.12.2005 года "О некоторых вопросах, возникших у судов при рассмотрении дел, связанных с реализацией гражданами права на трудовые пенсии" прямо указано, что действующее законодательство не предусматривает возможности зачета периода прохождения военной службы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях в стаж работы, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости.
То обстоятельство, что законодатель не предусмотрел возможности такого зачета, по мнению Конституционного Суда РФ, изложенному в определении от 10.03.2005 года N 14-О "Об отказе в принятии к рассмотрению запроса Амурского городского суда Хабаровского края", не может расцениваться как ограничение прав и свобод лиц, проходивших военную и приравненную к ней службу в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, и нарушение конституционного принципа равенства, поскольку за таких лиц страховые взносы в Пенсионный фонд РФ за период прохождения службы не уплачивались.
Учитывая тот факт, что федеральным законодательством определен порядок сохранения пенсионных прав военнослужащих и сотрудников правоохранительных органов в случае оставления ими службы до приобретения права на пенсию за выслугу лет и установлено правило о включении периодов прохождения военной, а также другой приравненной к ней службы в страховой стаж, не предусмотрено зачета периодов службы в районах Крайнего Севера и т.п. в специальный стаж. К. в исковом заявлении и в апелляционной жалобе подменяет понятие "специальный стаж", дающий право на получение льготной пенсии, на понятие "страховой стаж", не дающий права на получение льготной пенсии.
Доводы заявителя жалобы о том, что решение пенсионного органа не соответствует нормам ст. ст. 2, 10, 11 закона "О трудовых пенсиях в РФ" судом не могут быть приняты во внимание, поскольку, истица ошибочно подменяет понятия "страховой стаж" и "специальный стаж". Период военной службы истицы ГУ УПФ РФ в Ленинском районе г. Н. Новгорода включен в страховой стаж.
Статья 10 ФЗ "О статусе военнослужащих" предусматривает зачет времени нахождения граждан на военной службе в общий трудовой стаж, а также в стаж службы государственного служащего и в стаж работы по специальности. Данная норма также не имеет отношения к специальному стажу.
Доводы о том, что период прохождения военной службы подлежит включению в специальный стаж, поскольку это не запрещено действующим законодательством подлежат отклонению, поскольку пенсионное законодательство имеет иной метод регулирования и связывает возникновение прав в сфере пенсионного обеспечения с прямым указанием на это в законе.
При таких обстоятельствах решение суда является законным и обоснованным и отмене не подлежит.
Суд правильно установил обстоятельства, имеющие значение для дела, характер спорных правоотношений, к которым применил нормы права их регулирующий.
Нарушений норм материального и процессуального прав судом не допущено.
Руководствуясь ст. 328 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
Решение Ленинского районного суда г. Н. Новгорода от 20 декабря 2011 года оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DAYWORK.RU | Кадровая служба предприятия" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)