Судебные решения, арбитраж

ОПРЕДЕЛЕНИЕ ВЕРХОВНОГО СУДА РЕСПУБЛИКИ КАРЕЛИЯ ОТ 10.08.2012 ПО ДЕЛУ N 33-2317/2012

Разделы:
Расторжение трудового договора по инициативе администрации; Трудовые отношения

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ВЕРХОВНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ КАРЕЛИЯ

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 10 августа 2012 г. по делу N 33-2317/2012


Судебная коллегия по гражданским делам Верховного суда Республики Карелия
в составе:
председательствующего Королевой С.В.,
судей Леоновой Л.П., Слиж Н.Ю.
при секретаре В.
с участием прокурора Соболевой Ю.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе истца на решение Костомукшского городского суда Республики Карелия от 4 июня 2012 года по иску Г. к администрации Костомукшского городского округа о восстановлении на работе, взыскании заработной платы за время вынужденного прогула, компенсации моральный вред.
Заслушав доклад судьи Леоновой Л.П., судебная коллегия
установила:

иск заявлен по тем основаниям, что администрацией Костомукшского городского округа с <...> истец Г. был назначен на должность <...> МУП <...> сроком на <...> года, до <...>. Распоряжением от <...> заключенный с ним трудовой договор был расторгнут с <...> в соответствии с п. 2 ст. 278 Трудового кодекса Российской Федерации. Истец считает увольнение незаконным, поскольку отсутствует решение уполномоченного органа, распоряжение о прекращении трудовых отношений не соответствует надлежащей форме, предусмотренной действующим законодательством, в нем отсутствует ссылка на основание расторжения с ним трудового договора. Полагает, что решение о расторжении трудового договора с <...> должно приниматься после предварительного одобрения его аттестационной комиссией. Просил суд восстановить его в должности <...> МУП <...> с <...>, взыскать с ответчика заработную плату за время вынужденного прогула с <...> по дату восстановления исходя из среднемесячного заработка <...> руб. и компенсацию морального вреда размере <...> руб.
Решением суда в удовлетворении иска отказано.
В апелляционной жалобе истец просит решение суда отменить, принять новое решение об удовлетворении заявленных требований. Указывает, что решение о расторжении трудового договора с истцом, как <...> муниципального предприятия, было принято в нарушение действующего законодательства, без учета мнения <...> и не по результатам аттестации. Кроме того, не указаны мотивы увольнения. В обоснование доводов жалобы ссылается на Постановление Конституционного Суда РФ N 3-П от 15.03.2005, Определение Верховного Суда РФ от 15.08.2008 N 46-В08-5, статьи 24, 26, 33, 52 Устава муниципального образования "Костомукшский городской округа", статьи 3, 278 Трудового кодекса Российской Федерации.
В возражениях на апелляционную жалобу ответчик просит решение суда оставить без изменения, жалобу - без удовлетворения. Со ссылками на положения Устава муниципального образования <...>, Постановления Правительства РФ от 15.03.2000 N 234, п. 2 ст. 278 Трудового кодекса России считает доводы жалобы несостоятельными.
В судебное заседание суда апелляционной инстанции стороны не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом..
Заслушав заключение прокурора, полагавшего решение суда подлежащим отмене, проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и возражений относительно нее, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда.
В судебном заседании установлено, что <...> между администрацией муниципального образования <...> и истцом заключен трудовой договор, согласно условиям которого Г. назначен на должность <...> муниципального унитарного предприятия <...> (далее по тексту МУП <...>) с <...> сроком на <...> года.
<...> г. ответчик уведомил истца о расторжении трудового договора с <...>.
Распоряжением от <...> г. N <...> трудовой договор с руководителем МУП <...> расторгнут в соответствии с п. 2 ст. 278 ТК РФ.
В соответствии с п. 2 ст. 278 Трудового кодекса Российской Федерации, помимо оснований, предусмотренных настоящим Кодексом и иными федеральными законами, трудовой договор с руководителем организации прекращается в связи с принятием уполномоченным органом юридического лица, либо собственником имущества организации, либо уполномоченным собственником лицом (органом) решения о прекращении трудового договора. Решение о прекращении трудового договора по указанному основанию в отношении руководителя унитарного предприятия принимается уполномоченным собственником унитарного предприятия органом в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Постановление Правительства РФ от 15 марта 2000 г. N 234 "О порядке заключения трудовых договоров и аттестации руководителей федеральных унитарных предприятий" регулирует вопросы заключения трудовых договоров и аттестации только руководителей федеральных государственных унитарных предприятий. Порядок принятия решения об увольнении на основании п. 2 ст. 278 ТК РФ руководителей иных видов предприятий Правительством РФ не урегулирован. Отсутствие такого правового регулирования не является препятствием для применения п. 2 ст. 278 ТК РФ.
От имени муниципальных образований своими действиями могут приобретать и осуществлять права и обязанности органы местного самоуправления в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов; от имени муниципального образования права собственника осуществляют органы местного самоуправления (ст. 125, ст. 215 ГК РФ).
Создание, реорганизация, ликвидации муниципальных предприятий, согласно ст. 52 Устава муниципального образования <...>, отнесено к полномочиям <...>.
В соответствии с п. 2 ст. 52 Устава муниципального образования "Костомукшский городской округ" договор с руководителем муниципального предприятия заключается главой администрации по согласованию с <...>.
Согласно п. 6.1.7 Устава МУП <...> учредитель назначает на должность <...> предприятия, заключает с ним, изменяет и прекращает трудовой договор в соответствии с трудовым законодательством и иными содержащими нормы трудового права нормативными правовыми актами.
Согласно изменению N 1 к Уставу МУП <...> учредителем и собственником предприятия является администрация муниципального образования "Костомукшский городской округ" (п. 3).
Учитывая, что МУП <...> является унитарным предприятием, единственным учредителем которого, а также единственным собственником муниципального имущества является администрация муниципального образования "Костомукшский городской округ", работодатель вправе по своему усмотрению решать вопрос об увольнении <...> предприятия по п. 2 ст. 278 ТК РФ.
К такому обоснованному выводу пришел суд, разрешая спор по существу.
Поскольку правовых оснований, запрещающих увольнение истца, не имелось, суд правомерно отказал в удовлетворении заявленных требований. При этом, судом первой инстанции учитывалась правовая позиция, изложенная в Постановлении Конституционного суда РФ от 15 марта 2005 г. N 3-П по делу о проверке конституционности положений п. 2 ст. 278 и ст. 279 ТК РФ, о том, что законодательное закрепление права досрочно прекратить трудовой договор с руководителями организации без указания мотивов увольнения не означает, что собственник обладает неограниченной свободой усмотрения при принятии такого решения и вправе действовать произвольно, вопреки целям предоставления указанного правомочия, не принимая во внимание законные интересы организации, а руководитель организации лишается при этом гарантий судебной защиты от возможного произвола и дискриминации. Доказательств дискриминации истца при увольнении и злоупотреблении правом со стороны ответчика суду не были представлены. Требования ст. 279 ТК РФ о выплате истцу компенсации за досрочное расторжение трудового договора с руководителем организации в размере трехкратного среднего месячного заработка ответчиком соблюдены.
Довод жалобы о том, что решение о расторжении трудового договора с истцом, как руководителем муниципального предприятия, было принято в нарушение действующего законодательства, без учета мнения Совета <...> и без проведения аттестации, является несостоятельным. Законодательством и Уставом не предусмотрена процедура согласования с Советом <...> округа увольнения <...> муниципального унитарного предприятия, а также проведение аттестации как необходимого условия увольнения. Такая процедура, согласно постановлению Правительства РФ от 16.03.2000 N 234 "О порядке заключения трудовых договоров и аттестации руководителей федеральных унитарных предприятий", предусмотрена только для руководителей федеральных государственных унитарных предприятий.
Довод жалобы о том, что в решении о расторжении трудового договора не указаны мотивы увольнения, не является основанием для отмены решения суда, поскольку законом такого обязательного условия не предусмотрено.
Довод истца о нарушении статьи 3 ТК РФ, а также вопрос об увольнении истца в результате дискриминации и злоупотребления правом со стороны <...> проверялись судом и не нашли своего подтверждения.
Коллегия находит решение суда законным и обоснованным. Оно соответствует представленным доказательствам и основано на правильном применении и толковании норм материального права. Оснований для его отмены не имеется.
Руководствуясь статьями 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:

решение Костомукшского городского суда Республики Карелия от 04 июня 2012 г. по настоящему делу оставить без изменения, апелляционную жалобу истца - без удовлетворения.
Председательствующий:

Судьи:















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DAYWORK.RU | Кадровая служба предприятия" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)