Судебные решения, арбитраж

КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ БЕЛГОРОДСКОГО ОБЛАСТНОГО СУДА ОТ 26.04.2011 N 33-1457

Разделы:
Индивидуальные трудовые споры; Трудовые споры. Социальное партнерство. Профсоюзы

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



БЕЛГОРОДСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 26 апреля 2011 г. N 33-1457


Судья Заполацкая Е.А.

Судебная коллегия по гражданским делам Белгородского областного суда в составе:
председательствующего Нерубенко Т.В.,
судей Баркаловой Т.И. и Стефановской Л.Н.,
при секретаре Е.
с участием прокурора Кирилловой М.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании 26 апреля 2011 года
кассационную жалобу администрации г. Шебекино
на решение Шебекинского районного суда от 25 февраля 2011 года
по делу по иску П., Д.А.Е. к муниципальному учреждению "Управление по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям города Шебекино", администрации Шебекинского района, администрации города Шебекино, Главному управлению Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Белгородской области, Управлению по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям Белгородской области, Управлению по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям города Шебекино о восстановлении на работе, взыскании заработка за время вынужденного прогула, премии по итогам года, материальной помощи к отпуску, компенсации морального вреда.
Заслушав доклад судьи Баркаловой Т.И., Бондарева А.В. и представителя администрации г. Ш., представителя администрации Шебекинского района - В., поддержавших приведенные в кассационной жалобе доводы, возражения П., Д.А.Е. и их представителя Б., заключение прокурора Кирилловой М.А., полагавшей, что решение суда является законным и обоснованным, проверив материалы дела, судебная коллегия

установила:

С 11.08.2000 г. П., а Д.А.Е. с 23.09.2002 г. работали в Управлении по делам ГО и ЧС г. Шебекино в должности ***. 19.01.2010 г. они были предупреждены о возможных изменениях штатной структуры Управления по делам ГО и ЧС г. Шебекино, наименовании должностей, функциональных обязанностей, а также сокращении отдельных должностей. Приказом N 11 от 12.04.2010 г. истцы уволены с работы по п. 1 ч. 1 ст. 81 ТК РФ в связи с ликвидацией предприятия.
Считая увольнение незаконным, истцы обратились в суд с указанным иском. П. просил признать его увольнение из Управления по делам ГО и ЧС г. Шебекино незаконным; восстановить его на работе в должности *** в МУ Управление по делам ГО и ЧС г. Шебекино", взыскать с МУ "Управление по делам ГО и ЧС г. Шебекино" за время вынужденного прогула с 13.04.2010 г. по 31.01.2011 г. -*** руб., в последующем с 01.02.2011 г. по *** руб. ежемесячно по день фактической выплаты; материальную помощь при уходе в отпуск за 2009 г. в размере *** руб. с учетом ставки рефинансирования 7,75% с 12.04.2010 г. по день фактической выплаты; премию по итогам 2009 г. и 2010 г. в сумме *** руб. с учетом ставки рефинансирования 7,75% годовых с 12.04.2010 г. по день фактической выплаты; компенсацию морального вреда в размере *** руб. с учетом ставки рефинансирования 7,75% годовых с момента вступления решения в законную силу по день фактической выплаты.
Д.А.Е. просил признать его увольнение из Управления по делам ГО и ЧС г. Шебекино незаконным; восстановить его на работе в МУ "Управление по делам ГО и ЧС г. Шебекино" в должности ***, взыскать с МУ "Управление по делам ГО и ЧС г. Шебекино" за время вынужденного прогула за период с 13.04.2010 г. по 31.01.2011 г. - *** руб., в последующем с 01.02.2011 г. по *** руб. ежемесячно по день фактической выплаты; материальную помощь при уходе в отпуск за 2009 г. в размере *** руб. с учетом ставки рефинансирования 7,75% с 12.04.2010 г. по день фактической выплаты; премию по итогам 2009 г. и 2010 г. в сумме *** руб. с учетом ставки рефинансирования 7,75% годовых с 12.04.2010 г. по день фактической выплаты; компенсацию морального вреда в размере *** руб. с учетом ставки рефинансирования 7,75% годовых с момента вступления решения в законную силу по день фактической выплаты.
В судебном заседании истцы уточнили заявленные требования и просили взыскать с МУ "Управление по делам ГО и ЧС г. Шебекино" материальную помощь к отпуску за 2009 год в размере *** руб., премию по итогам 2009 - 2010 г.г. в размере *** руб., компенсацию морального вреда в размере *** руб. с учетом ставки рефинансирования ЦБ РФ с 13.04.2010 г. по день фактической выплаты.
Решением суда исковые требования П. и Д.А.Е. удовлетворены частично. Признано незаконным увольнение П. и Д.А.Е. Истцы восстановлены на работе в Муниципальном учреждении "Управление по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям города Шебекино" в должности ***. Взысканы с Муниципального учреждения "Управление по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям города Шебекино" в пользу П. заработная плата за время вынужденного прогула в сумме *** руб. *** коп., невыплаченная премия по итогам 2009 года и 2010 года по *** руб. *** коп., денежная компенсация за нарушение установленного срока выплаты премии по итогам 2009 года в сумме *** руб. *** коп., компенсация морального вреда в сумме *** руб., всего *** руб. *** коп.; в пользу Д.А.Е. заработная пата за время вынужденного прогула в сумме *** руб. *** коп., невыплаченная премия по итогам 2009 года и 2010 года по *** руб. *** коп., денежная компенсация за нарушение установленного срока выплаты премии по итогам 2009 года в сумме *** руб. *** коп., компенсация морального вреда в сумме *** руб., всего *** руб. *** коп.
Возложена обязанность на МУ "Управление по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям города Шебекино" выплатить П. и Д.А.Е. премию то итогам 2009 года и 2010 года по *** рублей *** копеек с уплатой процентов (денежной компенсации) в размере 1/300 действующей ставки рефинансирования Центрального банка РФ от неоплаченной в срок суммы за каждый день просрочки, начиная со следующего дня после установленного срока выплаты по день фактического расчета включительно. В удовлетворении остальной части исковых требований П. и Д.А.Е. отказано. Решение суда в части восстановления на работе и выплаты заработной платы за 1 месяц вынужденного прогула в сумме *** руб. *** коп. обращено к немедленному исполнению.
Определением суда от 10.03.2011 г. исправлена допущенная в решении арифметическая ошибка путем указания правильной общей суммы, подлежащей взысканию в пользу П. - *** руб., в пользу Д.А.В. - *** руб. *** коп.
В кассационной жалобе администрации г. Шебекино ставится вопрос об отмене решения по мотиву его незаконности.
Обсудив доводы заявителя кассационной жалобы, проверив материалы дела, судебная коллегия находит ее не подлежащей удовлетворению.
Основанием для увольнения работников по п. 1 ст. 81 ТК РФ может служить решение о ликвидации юридического лица, то есть решение о прекращении его деятельности без перехода прав и обязанностей в порядке правопреемства к другим лицам, принятое в установленном порядке. При этом не имеет значения, кто и на каком основании ликвидирует юридические лицо, являющееся работодателем. Важен сам факт ликвидации организации. Реорганизация юридического лица, изменение его подведомственности (подчиненности) не являются основанием для увольнения работника по инициативе работодателя.
Согласно ст. 58 ГК РФ переход прав и обязанностей в отношении имущества возможен лишь при реорганизации юридического лица. При преобразовании юридического лица одного вида в юридическое лицо другого вида (изменении организационно-правовой формы) к вновь возникшему юридическому лицу переходят права и обязанности реорганизованного юридического лица в соответствии с передаточным актом.
Ликвидация юридического лица не предусматривает передачу имущества иным лицам, кроме кредиторов и учредителей (участников) юридического лица (ст. 63 ГК РФ).
В соответствии со ст. ст. 61, 62 ГК РФ ликвидация юридического лица влечет его прекращение без перехода прав и обязанностей в порядке правопреемства к другим лицам, за исключением случаев, предусмотренных федеральным законом.
Как следует из материалов дела, 28.04.2010 г. постановлением главы администрации Шебекинского района N 632 принято решение о ликвидации Управления по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям г. Шебекино, создана ликвидационная комиссия. 07.07.2010 г. постановлением администрации Муниципального района "Шебекинский район - город Шебекино" N 941 вышеуказанное постановление отменено. Согласно приказу N 575 ГУ Министерства РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Белгородской области от 20.07.2010 г. принято решение о ликвидации Управления по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям г. Шебекино Белгородской области, утвержден состав ликвидационной комиссии. Впоследствии приказом N 733 от 08.09.2010 г. в вышеуказанный приказ внесены изменения в части, касающейся состава ликвидационной комиссии. Приказом N 994 от 09.12.2010 г. ГУ Министерства РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Белгородской области приказ Главного управления от 20.07.2010 г. N 575 отменен в связи с тем, что основанием для ликвидации Управления может являться постановление главы Шебекинского района, поскольку Главное Управление МЧС России по Белгородской области не являлось учредителем Управления, и не вправе принимать решение о ликвидации, о создании ликвидационной комиссии. Согласно выписке из Единого государственного реестра юридических лиц от 17.01.2011 г. Управление по делам ГО и ЧС г. Шебекино находится в стадии ликвидации.
Всесторонне и полно исследовав обстоятельства дела, дав доказательствам надлежащую правовую оценку суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о незаконности увольнения истцов работы на основании п. I ч. I ст. 81 ТК РФ в связи с ликвидацией организации, поскольку фактически имела место реорганизация юридического лица Управления по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям г. Шебекино. Основанием для увольнения истцов послужила реализация Федерального закона от 12.08.2004 г. N 122 "О внесении изменений в законодательные акты РФ и признании утратившими силу некоторых законодательных актов РФ в связи с принятием ФЗ "О внесении изменений и дополнений в ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ", Соглашения МЧС России и Правительства Белгородской области от 07.09.200 г. о передаче друг другу осуществления своих полномочий в решении вопросов защиты населения и территории от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера и ликвидации их последствий, организации и проведения аварийно-спасательных и других неотложных работ при чрезвычайных ситуациях межмуниципального и регионального характера, организации тушения пожаров силами Государственной противопожарной службы организации осуществления на межмуниципальном и региональном уровне мероприятий по гражданской обороне, осуществления поиска и спасания людей на водных объектах, решения муниципального Совета Шебекинского района N 6 от 26.03.2010 г. в соответствии с которыми администрацией муниципального района "Шебекинский район и г. Шебекино" передано администрации городского поселения "Город Шебекино" осуществление полномочий по участию в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций на территории муниципального района "Шебекинский район и город Шебекино".
Решением городского собрания от 30.03.2010 г. N 10 создано муниципальное учреждение "Управление по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям города Шебекино". Судом установлено, что при создании нового муниципального учреждения его задачи и функции в принципе не могли быть иными, чем те, которые были ранее у Управления по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям г. Шебекино, так как они определяются ФЗ от 12.02.1998 г. N 28 "О гражданской обороне", ФЗ от 21.12.1994 г. N 68 "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера". В результате передачи администрацией муниципального района "Шебекинский район и город Шебекино" администрации городского поселения "Город Шебекино" осуществления полномочий по участию в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций на территории муниципального района "Шебекинский район и город Шебекино" не изменились ни организационная структура Управления по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям г. Шебекино, ни его штаты. Все имущество Управления по делам ГО и ЧС г. Шебекино его собственником - муниципальным образованием было передано в собственность городского поселения "Город Шебекино" и передано в оперативное управление вновь созданному Муниципальному учреждению на основании Постановлений главы администрации г. Шебекино от 23.04.2010 г. и 29.04.2010 г.
Из постановления главы администрации г. Шебекино N 66-а от 31.03.2010 г. следует, что до принятия решения о ликвидации Управления была начата работа по созданию муниципального учреждения "Управление по делам ГО и ЧС г. Шебекино", это подтверждает тот факт, что система муниципальных органов по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям была не ликвидирована, а именно реорганизована.
Судом установлено, что к вновь созданному муниципальному учреждению "Управление по делам ГО и ЧС города Шебекино" полностью перешли все права и обязанности ранее существовавшего Управления по делам ГО и ЧС города Шебекино, что также свидетельствует о реорганизация Управления путем его преобразования в муниципальное учреждение иного муниципального образования.
Статьей 75 ТК РФ предусмотрено, что при смене собственника предприятия, а равно его реорганизация (слиянии, присоединении, разъединении, преобразовании) трудовые отношения с согласия работника, продолжаются; прекращение в этих случаях трудового договора (контракта) по инициативе администрации возможно только при сокращении численности или штата работников.
Согласно п. 60 Постановления Пленум Верховного Суда РФ от 17.03.2004 г. N 2 "О применении судами Российской Федерации Трудового кодекса Российской Федерации" работник, уволенный без законного основания или с нарушением установленного порядка увольнения, подлежит восстановлению на прежней работе, а при невозможности восстановления его на прежней работе вследствие реорганизации предприятия он подлежит восстановлению, с его согласия, на вновь созданном в результате реорганизации предприятии.
По трудовому законодательству правомерным будет увольнение по основанию ликвидации организации, если есть решение о прекращении деятельности юридического лица без перехода прав и обязанностей в порядке правопреемства к другим лицам, принятое в установленном законом порядке.
Доводы истцов о том, что за два месяца об увольнении в связи с ликвидацией организации их никто не предупреждал ответчиком ничем не опровергнуты.
Установлено, что до настоящего времени Управление по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям г. Шебекино не ликвидировано, о данном юридическом лице имеется запись в Едином государственном реестре юридических лиц, о нахождении юридического лица в стадии ликвидации, однако данное юридическое лицо не осуществляет свою деятельность, его счета закрыты, здания, оборудования Управление не имеет. Данное обстоятельство сторонами не оспаривалось.
В связи с реорганизацией Управления путем его преобразования в муниципальное учреждение иного муниципального образования, суд пришел к правильному выводу об увольнении истцов до принятия решения о ликвидации Управления по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям г. Шебекино с нарушением установленной законом процедуры увольнения, и восстановил их на работе в МУ "Управление по делам ГО и ЧС г. Шебекино" в прежней должности.
Руководствуясь ст. ст. 236, 237, 394 ТК РФ суд обоснованно взыскал с правопреемника МУ "Управление по делам ГО И ЧС г. Шебекино" в пользу П. -*** руб., в пользу Д.А.В. - *** руб. *** коп.
Ответчиком не оспорен расчет денежных средств, взысканных в пользу истцов.
При таких обстоятельствах решение суда следует признать законным и обоснованным.
Изложенные в жалобе администрации г. Белгорода доводы были предметом рассмотрения суда первой инстанции и им дана надлежащая правовая оценка, оснований для изменения которой у суда кассационной инстанции не имеется.
Иных доводов, которые могли бы повлиять на принятие по делу в данной части другого решения, жалоба не содержит.
Руководствуясь ст. ст. 360, 361, п. 1 ч. 1 ст. 362 ГПК РФ, судебная коллегия

определила:

решение Шебекинского районного суда от 25 февраля 2011 года по делу по иску П., Д.А.Е. к муниципальному учреждению "Управление по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям города Шебекино", администрации Шебекинского района, администрации города Шебекино, Главному управлению Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Белгородской области, Управлению по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям Белгородской области, Управлению по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям города Шебекино о восстановлении на работе, взыскании заработка за время вынужденного прогула, премии по итогам года, материальной помощи к отпуску, компенсации морального вреда оставить без изменения, кассационную жалобу администрации г. Шебекино - без удовлетворения.















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DAYWORK.RU | Кадровая служба предприятия" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)