Судебные решения, арбитраж

ОПРЕДЕЛЕНИЕ ВЕРХОВНОГО СУДА РЕСПУБЛИКИ СЕВЕРНАЯ ОСЕТИЯ-АЛАНИЯ ОТ 12.07.2011 N 33-788/11

Разделы:
Прекращение трудового договора; Трудовые отношения

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ВЕРХОВНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ СЕВЕРНАЯ ОСЕТИЯ-АЛАНИЯ

ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 12 июля 2011 г. N 33-788/11


Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Северная Осетия - Алания в составе председательствующего судьи Нигколовой И.И.
судей Джиоева П.Г., Кисиевой М.Л.
с участием прокурора Бязрова И.Ф.
при секретаре Б.О.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по кассационной жалобе Следственного управления Следственного комитета Российской Федерации по Республике Северная Осетия-Алания на решение Ленинского районного суда г. Владикавказ Республики Северная Осетия-Алания от 05 мая 2011 года, которым постановлено:
Исковые требования Б.Л.В. удовлетворить частично.
Признать незаконным приказ и.о. руководителя следственного управления Следственного комитета Российской Федерации по РСО-Алания ... л/с от 15.01.2011 года об увольнении Б.Л.В. из органов Следственного управления.
Восстановить Б.Л.В. на работе в должности старшего инспектора отдела кадров следственного управления Следственного комитета Российской Федерации по Республике Северная Осетия - Алания.
Взыскать с следственного управления Следственного комитета Российской Федерации по Республике Северная Осетия - Алания в пользу Б.Л.В. среднюю заработную плату за время вынужденного прогула с 16 января 2011 года по 05 мая 2011 года в размере ... и денежную компенсацию морального вреда в размере ... рублей.
В остальной части исковых требований о денежной компенсации морального вреда отказать.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Республики Северная Осетия-Алания Кисиевой М.Л., объяснения представителя следственного управления Следственного комитета РФ по РСО-Алания - Д.С., поддержавшего доводы кассационной жалобы, возражение Б.Л.В., мнение прокурора Бязрова И.Ф. полагавшего решение суда подлежащим оставлению без изменения судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Северная Осетия-Алания,

установила:

Б.Л.В. обратилась в суд с иском к Следственному управлению следственного комитета РФ по Республике Северная Осетия-Алания о признании незаконным приказа об увольнении, восстановлении на работе, взыскании заработной платы за время вынужденного прогула и денежной компенсации морального вреда.
В обоснование иска указала, что с 1986 года работала в системе органов прокуратуры Республики Северная Осетия-Алания, а с 07.09.2007 года по 15.01.2011 года в следственном управлении Следственного комитета при Прокуратуре РФ в Республике Северная Осетия-Алания. 15.01.2011 года приказом и.о. руководителя СУ СК РФ по Республике Северная Осетия-Алания ... л/с была уволена с занимаемой должности старшего референта отдела кадров в соответствии с п. 6 ч. 1 ст. 77 ТК РФ, вследствие отказа работника от продолжения работы в связи с реорганизацией организации. Свое увольнение считает незаконным, поскольку от продолжения работы в следственном управлении не отказывалась. 15.01.2011 года в связи с реорганизацией Следственного комитета она написала заявление о продолжении трудовых отношений в должности старшего инспектора отдела кадров, соответствующей ранее занимаемой должности и передала его и.о. начальника отдела кадров Следственного управления К.К.В. 15.01.2011 года по просьбе К.К.К., несмотря на выходной день вышла на работу и в момент подсчета заявлений сотрудников и составления акта об отсутствии ее заявления находилась в следственном управлении. После 22 часов, в нарушение требований трудового законодательства, ей была предложена должность следователя Иристонского МСО не равноценная ранее занимаемой. Пояснив присутствующим, что ей необходимо подумать, а также в связи с поздним временем и плохим самочувствием она ушла домой. 17.01.2011 года утром пришла на работу, однако ее в здание следственного управления не допустили, пояснив, что она уволена. Кроме того уволена в период временной нетрудоспособности, поскольку с 14.01.2011 года имела "больничный лист".
В судебном заседании просила признать приказ о ее увольнении незаконным, восстановить на работе в должности старшего инспектора отдела кадров следственного управления Следственного комитета, соответствующую должности, ранее занимаемой в Следственном комитете при прокуратуре, а также взыскать с ответчика заработную плату за время вынужденного прогула и денежную компенсацию морального вреда, причиненного ей в результате незаконного увольнения в размере 300 000 рублей.
Представитель истца К.С., действующий на основании доверенности, в судебном заседании требования своего доверителя поддержал, просил их удовлетворить.
Представитель ответчика Д.С., в судебном заседании исковые требования Б.Л.В. не признал, просил в иске отказать и пояснил, что Б.Л.В. уволена из следственного управления Следственного комитета при прокуратуре РФ по основанию, предусмотренному п. 6 ч. 1 ст. 77 ТК РФ, с формулировкой "вследствие отказа работника от продолжения работы в связи с реорганизацией организации". Причиной расторжения трудовых отношений с Б.Л.В., явился фактический отказ с ее стороны.
Судом первой инстанции постановлено указанное выше решение.
В кассационной жалобе представитель Следственного управления Следственного комитета Российской Федерации по Республике Северная Осетия-Алания - Д.С. просил решение суда отменить, по доводам кассационной жалобы, и не передавая дело на новое рассмотрение вынести новое решение которым в удовлетворении исковых требований Б.Л.В. отказать.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия находит решение суда подлежащим оставлению без изменения по следующим основаниям.
В силу части 3 статьи 37 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены, на вознаграждение за труд без какой бы то ни было дискриминации и не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда, а также право на защиту от безработицы.
Статьей 2 Конституции Российской Федерации провозглашено, что человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства.
Применительно к трудовым отношениям указанные нормы Конституции Российской Федерации не могут пониматься иначе, как устанавливающие приоритет соблюдения установленных федеральным трудовым законодательством прав работников перед правами работодателя в сфере административных и гражданских правоотношений
Согласно части 5 статьи 75 Трудового кодекса РФ изменение подведомственности (подчиненности) организации или ее реорганизация (слияние, присоединение, разделение, выделение, преобразование) не может являться основанием для расторжения трудовых договоров с работниками организации, если они согласны работать в новых условиях.
В силу п. 6 ч. 1 ст. 77 ТК РФ основанием прекращения трудового договора является отказ работника от продолжения работы в связи со сменой собственника имущества организации, с изменением подведомственности подчиненности) организации либо ее реорганизацией.
В соответствии со ст. 394 ТК РФ, в случае признания увольнения или перевода на другую работу незаконными работник должен быть восстановлен на прежней работе органом, рассматривающим индивидуальный трудовой спор.
Из материалов дела видно, что Б.Л.В. работала в системе органов прокуратуры Республики Северная Осетия-Алания на различных должностях с 1986 года, с 2007 года - в следственном управлении Следственного комитета при прокуратуре РФ по Республике Северная Осетия - Алания.
Приказом и.о. руководителя следственного управления СК РФ по Республике Северная Осетия-Алания ... л/с от 15.01.2011 года Б.Л.В. освобождена от занимаемой должности- старшего референта отдела кадров СУ СК при прокуратуре РФ по Республике Северная Осетия-Алания и уволена из органов следственного управления по п. 6 ч. 1 ст. 77 ТК РФ в связи с отказом работника от продолжения работы в связи с реорганизацией организации.
В соответствии с Указом Президента РФ N 1182 от 27.09.2010 года на базе Следственного комитета при прокуратуре Российской Федерации было предусмотрено создание Следственного комитета Российской Федерации, который в соответствии с п. 2 "а" Указа является правопреемником Следственного комитета при прокуратуре РФ. 28.12.2010 года был принят Федеральный закон N 403-ФЗ "О следственном комитете Российской Федерации", который вступил в силу с 15.01.2011 года. Указом Президента РФ N 38 от 14.01.2011 года, вступившим в силу с 15 января 2011 года было утверждено Положение о Следственном комитете РФ.
- Пунктом 5 "а" Указа Президента РФ N 1182 от 27.09.2010 года "Вопросы Следственного комитета Российской Федерации" устанавливалось, что работники Следственного комитета Российской Федерации до вступления в силу федерального закона о Следственном комитете Российской Федерации и проведения организационно-штатных мероприятий продолжают исполнять служебные обязанности по ранее замещаемым в Следственном комитете при прокуратуре Российской Федерации должностям;
- В целях реализации Указа Президента РФ от 27.09.2010 года N 1182 председателем Следственного комитета при прокуратуре РФ Б.А. был издан приказ N 59 от 11.10.2010 года о реорганизации в форме преобразования следственных управлений СК при прокуратуре РФ по субъектам РФ, и его же приказом N 7-КШ от 15.01.2011 года было создано следственное управление Следственного комитета РФ по Республике Северная Осетия-Алания, утверждены его структура и штаты в количестве 106 единиц. Согласно данному приказу (п. 1.7) в отделе кадров предусмотрено 4 единицы, в том числе: руководитель отдела, старший инспектор, и две единицы ведущих специалистов.
В период реорганизации в структурные подразделения Следственного комитета при прокуратуре РФ по субъектам РФ направлялось письмо председателя Следственного комитета Б.А. (14.10.2010 исх. N 208-824-10), в котором указывалось, что реорганизация Следственного комитета не является основанием для расторжения трудовых договоров с его работниками. Для прохождения службы в Следственном комитете РФ с работниками следственного комитета при прокуратуре РФ будут заключены дополнительные соглашения к действующим в настоящее время трудовым договорам. В случае отсутствия выраженного в письменной форме отказа от продолжения работы в Следственном комитете РФ он будет назначен на должность, равноценную должности, замещаемой в Следственном комитете при прокуратуре РФ. При отказе работника от продолжения службы в Следственном комитете РФ трудовой договор, заключенный с ним, будет прекращен в соответствии с п. 6 ч. 1 ст. 77 ТК РФ.
Суд свое решение мотивировал тем, что при увольнении Б.Л.В. по п. 6 ч. 1 ст. 77 ТК РФ отсутствовал отказ, выраженный в письменной форме от продолжения работы в Следственном комитете Российской Федерации по Республике Северная Осетия-Алания.
С таким выводом суда первой инстанции следует согласиться.
Из материалов дела видно, что в штате должностей следственного управления Следственного комитета РФ по Республики Северная Осетия-Алания после реорганизации 15.01.2011 г. должность старшего референта отдела кадров, которую занимала Б.Л.В. соответствует должности старшего инспектора отдела кадров (л.д. 59).
Судом установлено, что функциональные обязанности по указанным должностям согласно соответствующим распоряжениям руководителя (N 122\\218р от 07.12.2010 года и N 27\\18р от 15.01.2011) аналогичны.
Таким образом, вывод суда о том, что должность, занимаемая Б.Л.В., была сохранена в штатах новой организации, и в целом сокращения штатов во вновь созданном органе не произошло, является правильным.
Судом достоверно установлено, что Б.Л.В. не отказывалась от продолжения работы в следственном управлении Следственного комитета РФ по РСО-Алания, 15.01.2011 года, находясь на рабочем месте, вместе с другими сотрудниками написала заявление о согласии работать в должности ст. инспектора отдела кадров, и передала его вместе с другими заявлениями и.о. начальника отдела кадров Следственного управления К.К.В.
Кроме того, Б.Л.В. уволена в период временной нетрудоспособности, так как с 14.01.2011 года находилась на больничном листе, о чем поставила в известность работодателя в установленном в организации порядке.
Изложенные обстоятельства подтверждаются материалами дела, подробно изложенными в решении суда показаниями свидетелей, и ничем не опровергнуты.
При таких обстоятельствах, разрешая спор, суд первой инстанции, дав оценку собранным по делу доказательствам в соответствии со ст. 67 ГПК РФ, и с учетом требований закона, правомерно пришел к выводу о незаконности увольнения истца с занимаемой должности.
В соответствии с ч. 2 ст. 394 ТК РФ орган, рассматривающий индивидуальный трудовой спор, принимает решение о выплате работнику среднего заработка за все время вынужденного прогула или разницы в заработке за все время выполнения нижеоплачиваемой работы.
Судом правильно применена данная норма права и взыскана в пользу истца заработная плата за все время вынужденного прогула в размере .... Расчет судом произведен правильно.
В силу ст. 394 ТК РФ в случаях увольнения без законного основания или с нарушением установленного порядка увольнения либо незаконного перевода на другую работу суд может по требованию работника вынести решение о взыскании в пользу работника денежной компенсации морального вреда, причиненного ему указанными действиями.
Размер компенсации морального вреда определенный судом в сумме ... руб., соответствует требованиям разумности и справедливости.
Имеющиеся в кассационной жалобе доводы были предметом рассмотрения суда первой инстанции и им дана надлежащая правовая оценка. Других доводов, свидетельствующих о допущенных судом при разрешении спора нарушениях норм материального или процессуального права, которые в силу ст. 364 ГПК РФ могут повлечь отмену судебного постановления, кассационная жалоба не содержит.
Руководствуясь ст. 361 ГПК РФ судебная коллегия по гражданским делам Верховного суда Республики Северная Осетия - Алания

определила:

Решение Ленинского районного суда г. Владикавказ Республики Северная Осетия - Алания от 5 мая 2011 года оставить без изменения, а кассационную жалобу Следственного управления Следственного комитета Российской Федерации по Республике Северная Осетия-Алания - без удовлетворения.

Председательствующий
И.И.НИГКОЛОВА

Судьи
П.Г.ДЖИОЕВ
М.Л.КИСИЕВА















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DAYWORK.RU | Кадровая служба предприятия" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)