Судебные решения, арбитраж
Прекращение трудового договора; Трудовые отношения
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
судья Карнаух Л.М.
Судебная коллегия по гражданским делам Оренбургского областного суда в составе:
председательствующего судьи Булгаковой М.В.,
судей областного суда Прокаевой Е.Д., Султанова Р.А.
при секретаре М.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Щ.С. к Приволжскому таможенному управлению, Оренбургской таможне, Федеральной таможенной службе о признании увольнения незаконным, изменении даты увольнения, обязании таможенного органа зачесть время со дня увольнения до дня восстановления на службе в таможенных органах в выслугу лет для присвоения очередного специального звания и выплаты надбавки за выслугу лет, взыскании среднего заработка за время вынужденного прогула и компенсации морального вреда
по апелляционной жалобе Щ.С.
на решение Дзержинского районного суда г. Оренбурга от 18 апреля 2012 года, которым Щ.С. отказано в удовлетворении заявленных исковых требований.
Заслушав доклад судьи Булгаковой М.В., объяснения представителя Щ.С. - Щ.М., поддержавшей доводы апелляционной жалобы, представителя Приволжского таможенного управления, Оренбургской таможни Б.Е.А., представителя Федеральной таможенной службы, Оренбургской таможни Б.Е.И., возражавших против удовлетворения апелляционной жалобы, судебная коллегия
установила:
Щ.С. обратился в суд с иском к Оренбургской таможне, Приволжскому таможенному управлению о восстановлении на работе, оплате за время вынужденного прогула. В обоснование требований указал, что со 02.03.2009 года в соответствии со срочными (один год) трудовыми контрактами проходил службу в должности *** 02.03.2011 года на основании приказа начальника Приволжского таможенного управления с ним был заключен контракт N 10400000/0027к/11 на срок один год. 05.07.2011 года он получил уведомление о сокращении занимаемой им должности с 04.10.2011 года и возможном увольнении. 04.10.2011 года был зачислен в распоряжение начальника Оренбургской таможни на срок до 3 месяцев (до 04.01.2012 года). По его заявлению на имя начальника Приволжского таможенного управления о назначении на вакантную должность *** положительного решения принято не было. 15.12.2011 года он был уведомлен о предстоящем увольнении со службы с 10.01.2012 года в связи с проведением организационно-штатных мероприятий. 20.12.2011 года его ознакомили с перечнем вакантных должностей в Оренбургской таможне, но ни одна из них ему предложена не была. 20.12.2011 года он обратился с заявлением на имя руководителя ФТС и начальника Приволжского таможенного управления о назначении на вакантную должность ***, однако приказом и.о. начальника Приволжского таможенного управления от 26.12.2011 года он был уволен со службы в таможенных органах РФ с 10.01.2012 года на основании пп. 5 п. 2 ст. 48 Федерального закона "О службе в таможенных органах Российской Федерации" в связи с проведением организационно-штатных мероприятий. Полагал увольнение незаконным, так как в таможенном органе имелись вакантные должности, на которые он мог быть трудоустроен. Также указал, что незаконным увольнением ему причинены нравственные страдания в связи утратой работы и несправедливым отношением к нему со стороны работодателя. Просил суд признать увольнение его со службы в таможенных органах РФ незаконным, восстановить на службе в должности старшего оперуполномоченного отдела по противодействию коррупции Оренбургской таможни, обязать таможенный орган зачесть время со дня его увольнения до дня восстановления на службе в таможенных органах в выслугу лет для присвоения очередного специального звания и выплаты надбавки за выслугу лет, взыскать с ответчика средний заработок за время вынужденного прогула с 11.01.2012 года по день восстановления на работе.
В ходе рассмотрения дела истец частично изменил предмет иска, предъявив требования также к Федеральной таможенной службе, указав, что с 20.02.2012 года он трудоустроен. Просил суд признать увольнение его со службы в таможенных органах РФ незаконным, изменить дату увольнения на 17.02.2012 года, взыскать с Оренбургской таможни средний заработок за время вынужденного прогула с 11.01.2012 года по 17.02.2012 года, а также взыскать с ответчика, виновного в незаконном увольнении, денежную компенсацию морального вреда в размере *** рублей.
В судебное заседание истец Щ.С. не явился, был извещен о месте и времени рассмотрения дела надлежащим образом, просил о рассмотрении дела в его отсутствие.
Представители ответчиков П., Г., действующие на основании доверенностей, в судебном заседании требования не признали, ссылаясь на то, что по окончании срока нахождения в распоряжении начальника таможни работник подлежит увольнению, и продление данного срока нормативно-правовыми актами не предусмотрено, в связи с чем, требование об изменении даты увольнения на более позднюю дату является незаконным и нормы Трудового кодекса РФ, содержащиеся в абзаце 7 статьи 394 ГК РФ, к данным отношениям неприменимы. Вакантные должности сотрудников Оренбургской таможни, вводимые в действие с 20.12.2011 года, входят в номенклатуру ФТС России, в связи с чем, ни Оренбургская таможня, ни ПТУ не имели правовой возможности по предложению истцу вакантных должностей.
Судом постановлено вышеуказанное решение, с которым не согласен истец Щ.С., в апелляционной жалобе просит решение суда отменить, ссылаясь на его незаконность и необоснованность.
В судебное заседание суда апелляционной инстанции истец Щ.С. не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом, в связи с чем, судебная коллегия полагает возможным рассмотреть дело в его отсутствие.
Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
Из материалов дела следует, что со 02.03.2009 года Щ.С. проходил службу в таможенных органах РФ (приказ начальника Приволжского таможенного управления N 20-КТ от 02.03.2009 года, т. 1 л.д. 58).
Согласно контракту о службе в таможенных органах РФ N 10400000/0027к/11, заключенному между Приволжским таможенным управлением и Щ.С., истец принят на службу в таможенные органы на срок 1 год со 2 марта 2011 года на должность *** (т. 1 л.д. 57).
05.07.2011 года Щ.С. был уведомлен о сокращении замещаемой им должности с 04.10.2011 года и предупрежден о возможном увольнении со службы в таможенных органах РФ в соответствии с пп. 5 п. 2 ст. 48 ФЗ "О службе в таможенных органах РФ" в связи с проведением организационно-штатных мероприятий. Щ.С. также разъяснено, что с его согласия для последующего трудоустройства он может быть зачислен в распоряжение начальника таможенного органа на срок до 3 месяцев с сохранением денежного довольствия (уведомление от 04.07.2011 года N 39-107/1013, т. 1 л.д. 60).
Приказом начальника Приволжского таможенного управления N 58-КТ от 03.10.2011 года Щ.С. был освобожден от занимаемой должности *** и зачислен с 04.10.2011 года в распоряжение начальника Оренбургской таможни сроком до трех месяцев с сохранением денежного довольствия, установленного по последней занимаемой должности. Пунктом 2 приказа предусмотрено, что его доведение до сведения сотрудников Оренбургской таможни считается предупреждением о возможном увольнении со службы в таможенных органах в связи с проведением организационно-штатных мероприятий (т. 1 л.д. 61-62).
Приказом исполняющего обязанности начальника Приволжского таможенного управления N 92-КТ от 26.12.2011 года Щ.С. уволен с 10.01.2012 года со службы в таможенных органах РФ в соответствии с пп. 5 п. 2 ст. 48 ФЗ "О службе в таможенных органах РФ" (т. 1 л.д. 63).
Разрешая спор, суд пришел к выводу о законности увольнения Щ.С. по ст. 48 п. 2 пп. 5 Федерального закона "О службе в таможенных органах Российской Федерации" в связи с проведением организационно-штатных мероприятий, поскольку согласие начальника ФТС России на назначение истца на должность *** получено не было, и Щ.С. в указанный срок трудоустроен не был.
На этом основании суд отказал Щ.С. в удовлетворении требования о признании увольнения незаконным, а также в удовлетворении иных требований, производных от основного.
Судебная коллегия с выводами суда не соглашается, поскольку суд неправильно установил обстоятельства, имеющие значение для дела.
Согласно подпункту 5 пункта 2 статьи 48 Федерального закона от 21.07.1997 N 114-ФЗ "О службе в таможенных органах Российской Федерации" сотрудник таможенного органа может быть уволен со службы в таможенных органах в связи с проведением организационно-штатных мероприятий.
В силу пункта 5 статьи 18 указанного закона при увольнении сотрудника таможенного органа в связи с ликвидацией таможенного органа либо сокращением численности или штата сотрудников таможенного органа (далее - организационно-штатное мероприятие) он для последующего трудоустройства зачисляется с его согласия в распоряжение начальника таможенного органа на срок до трех месяцев с сохранением денежного довольствия.
В соответствии с пунктами 20, 21 Инструкции о порядке зачисления сотрудника в распоряжение начальника таможенного органа Российской Федерации при проведении организационно-штатных мероприятий, утвержденной Приказом ФТС РФ от 08.06.2009 года N 105320, сотрудник, зачисленный в распоряжение, исполняет временные обязанности, возложенные на него начальником таможенного органа, в распоряжении которого он находится, до решения вопроса о его назначении на другую должность либо увольнении.
В период нахождения сотрудника в распоряжении ему должны быть предложены вакантные должности сотрудников (при их наличии в таможенном органе), в том числе нижестоящие, обязанности по которым он может выполнять с учетом его квалификации и ранее занимаемой должности в таможенном органе, а также по согласованию с начальником вышестоящего таможенного органа вакантные должности сотрудников в другом таможенном органе.
Предложение вакантных должностей, а также отказ от них должны быть зафиксированы в письменной форме.
Согласно подпункту 1 пункта 5 статьи 48 Федерального закона "О службе в таможенных органах Российской Федерации" увольнение со службы сотрудника таможенного органа по инициативе начальника соответствующего таможенного органа допускается по основаниям, предусмотренным подпунктом 5 пункта 2 настоящей статьи, если невозможно перевести сотрудника таможенного органа на другую вакантную должность в таможенных органах или в случае отказа указанного сотрудника от перевода на такую должность.
Из материалов дела следует, что во исполнение приказа ФТС России от 28.06.2011 года N 1374 "Об организационно-штатных мероприятиях в таможнях, имеющих в регионе деятельности пункты пропуска через российско-белорусский и российско-казахстанский участки государственной границы Российской Федерации" в Оренбургской таможне, расположенной в Приволжском федеральном округе, были проведены организационно-штатные мероприятия, в том числе с 04.10.2011 года были сокращены 9 единиц отдела ***, из них 3 единицы в г. Орске (т. 1 л.д. 70, 71, 147-151).
Приказом ФТС РФ от 07.12.2011 года N 2479 "О проведении организационно-штатных мероприятий в таможенных органах Приволжского федерального округа" в таможнях, расположенных в регионе деятельности Приволжского таможенного управления, с 20.12.2011 года ликвидированы отделы ***, за счет их численности созданы подразделения ***. Согласно Приложению N 1 структура отдела *** включает 6 единиц: начальник отдела; старший оперуполномоченный по особо важным делам - 2 единицы; оперуполномоченный по особо важным делам - 2 единицы; старший оперуполномоченный - 1 единица (т. 1 л.д. 152-154).
Согласно изменениям в штатном расписании Оренбургской таможни в соответствии с приложением к приказу начальника Оренбургской таможни N 673 от 12.12.2011 года "Об организационно-штатных мероприятиях в Оренбургской таможне", с 20.12.2011 года перераспределена штатная численность, исключены 5 единиц отдела ***, включены 6 единиц отдела *** (л.д. 76).
Из материалов дела следует, что по состоянию на 20.12.2011 года в Оренбургской таможне имелись следующие вакантные должности:: начальник отдела ***; старший оперуполномоченный по особо важным делам отдела *** (2 единицы); оперуполномоченный по особо важным делам отдела *** (2 единицы); старший оперуполномоченный отдела ***. В примечаниях указано, что названные должности вводятся с 20.12.2011 года, номенклатура назначения ФТС России. (т. 1 л.д. 65).
Таким образом, на момент издания приказа об увольнении истца со службы в таможенных органах в Оренбургской таможне имелись вакантные должности сотрудников отдела ***, которые в соответствии с вышеприведенными положениями закона и Инструкции должны были быть предложены Щ.С. с учетом его квалификации и ранее занимаемой должности, однако, этого сделано не было. При этом согласование с начальником вышестоящего таможенного органа в силу указанной Инструкции не требовалось, поскольку такое согласование предусмотрено лишь в случае предложения вакантных должностей в другом таможенном органе.
Ссылка представителей ответчиков на то, что в компетенцию Оренбургской таможни и Приволжского таможенного управления не входило предложение истцу вакантных должностей, т.к. решение вопроса о назначении на должности сотрудников отдела *** относится к компетенции Федеральной таможенной службы России в соответствии с Типовым положением о подразделении по противодействию коррупции таможни, утвержденного приказом ФТС России от 17.10.2011 года N 2133, не должна учитываться при разрешении спора, поскольку данный приказ не был опубликован, а, следовательно, в силу положений части 3 статьи 15 Конституции РФ, названный приказ применению не подлежит.
Ссылка представителей ответчиков в судебном заседании суда апелляционной инстанции на то, что имелись другие лица, пользовавшиеся преимущественным правом оставления на работе, не может быть признана обоснованной, поскольку данные обстоятельства не доказаны.
Доводы ответчика относительно того, что Щ.С. не отвечал квалификационным требованиям, установленным к должности ***, являются несостоятельными по следующим основаниям.
В соответствии с приложением N 3 к Приказу ФТС России от 4 июня 2009 г. N 1025 "Об утверждении перечней должностей сотрудников старшего начальствующего состава, среднего начальствующего состава и младшего состава таможенных органов Российской Федерации, учреждений, находящихся в ведении ФТС России, и представительств таможенной службы Российской Федерации за рубежом, соответствующих им специальных званий и общих квалификационных требований" *** по квалификационным требованиям должен иметь высшее профессиональное образование и стаж работы по специальности не менее 3-х лет.
Аналогичные требования содержатся и в должностной инструкции ***, утвержденной начальником Приволжского таможенного управления 7.12.2009 года.
Установленные квалификационные требования предусматривают в качестве необходимого стаж работы не менее 3-х лет не в должности (***), а по специальности, по которой окончено высшее учебное заведение.
Кроме того, со Щ.С. трижды: в 2009, 2010, 2011 годах заключались контракты о службе в таможенных органах в должности, к которой были установлены вышеприведенные требования.
Таким образом, установленные по делу обстоятельства свидетельствуют о том, что при проведении организационно-штатных мероприятий, связанных с сокращением должности *** Щ.С. не были предложены имевшиеся до момента увольнения вакантные должности, обязанности по которым он мог выполнять с учетом его квалификации и ранее занимаемой должности, в том числе должность ***. При этом доказательства невозможности перевода Щ.С. на одну из вакантных должностей в Оренбургской таможне либо его отказа от перевода на такую должность отсутствуют.
С учетом изложенного, судебная коллегия приходит к выводу о том, что увольнение Щ.С. произведено с нарушением требований подпункта 1 пункта 5 статьи 48 Федерального закона от 21.07.1997 года N 114-ФЗ "О службе в таможенных органах Российской Федерации", в связи с чем, решение суда об отказе в удовлетворении иска не может быть признано законным и подлежит отмене.
Учитывая, что истец был незаконно уволен со службы в таможенных органах РФ приказом и.о. начальника Приволжского таможенного управления исковые требования Щ.С. к Приволжскому таможенному управлению о признании увольнения незаконным подлежат удовлетворению, в удовлетворении исковых требований к Оренбургской таможне, Федеральной таможенной службе следует отказать.
В соответствии с ч. ч. 1, 4 ст. 54 Федерального закона "О службе в таможенных органах Российской Федерации" сотрудники таможенных органов, признанные в установленном порядке незаконно уволенными со службы в таможенных органах или незаконно переведенными по службе, подлежат восстановлению на службе в таможенных органах в должности, с которой они были незаконно уволены или переведены. Сотруднику таможенного органа, восстановленному на службе в таможенных органах, выплачивается полагавшееся ему на день увольнения денежное довольствие со дня его увольнения до дня его восстановления на службе в таможенных органах.
Однако, положения данного закона не предусматривают случаи, когда к моменту вынесения решения о восстановлении на работе сотрудник после оспариваемого увольнения вступил в трудовые отношения с другим работодателем.
В соответствии с абзацем 8 статьи 11 Трудового кодекса РФ трудовое законодательство и иные акты, содержащие нормы трудового права, не распространяются на следующих лиц (если в установленном настоящим Кодексом порядке они одновременно не выступают в качестве работодателей или их представителей):
- военнослужащие при исполнении ими обязанностей военной службы;
- члены советов директоров (наблюдательных советов) организаций (за исключением лиц, заключивших с данной организацией трудовой договор);
- лица, работающие на основании договоров гражданско-правового характера;
- другие лица, если это установлено федеральным законом.
Поскольку Федеральный закон "О службе в таможенных органах Российской Федерации" не содержит положений о том, что нормы трудового законодательства не распространяются на сотрудников таможенных органов, при разрешении требований Щ.С. об изменении даты увольнения, взыскании денежного содержания и компенсации морального вреда наряду с положениями ст. 54 Федерального закона "О службе в таможенных органах Российской Федерации" подлежат применению нормы ТК РФ.
В соответствии с ч. ч. 1 - 3, 7 статьи 394 Трудового кодекса РФ в случае признания увольнения или перевода на другую работу незаконными работник должен быть восстановлен на прежней работе органом, рассматривающим индивидуальный трудовой спор.
Орган, рассматривающий индивидуальный трудовой спор, принимает решение о выплате работнику среднего заработка за все время вынужденного прогула или разницы в заработке за все время выполнения нижеоплачиваемой работы.
По заявлению работника орган, рассматривающий индивидуальный трудовой спор, может ограничиться вынесением решения о взыскании в пользу работника указанных в части второй настоящей статьи компенсаций.
В случае, когда к моменту вынесения решения работник после оспариваемого увольнения вступил в трудовые отношения с другим работодателем, дата увольнения должна быть изменена на дату, предшествующую дню начала работы у этого работодателя.
В случаях увольнения без законного основания или с нарушением установленного порядка увольнения либо незаконного перевода на другую работу суд может по требованию работника вынести решение о взыскании в пользу работника денежной компенсации морального вреда, причиненного ему указанными действиями. Размер этой компенсации определяется судом.
Из материалов дела следует, что с 20.02.2012 года Щ.С. принят на работу в ОАО "Уральская сталь". (т. 1 л.д. 118)
Таким образом, поскольку увольнение Щ.С. признано незаконным, но о восстановлении на службе он не просит в связи с трудоустройством по другому месту работы, дата его увольнения подлежит изменению на 17.02.2012 года - последний рабочий день, предшествующий дню начала другой работы.
Согласно справке Оренбургской таможни N 607 от 16.03.2012 года денежное довольствие Щ.С. за период с января по декабрь 2011 года составило *** рублей.
Согласно расчету, составленному Оренбургской таможней на основании методических указаний ФТС России от 25.10.2011 года N 01-11/51520, сумма денежного довольствия за время вынужденного прогула Щ.С. с 11.01.2012 года по 17.02.2012 года составляет *** рублей, исходя из размера ежемесячного денежного довольствия *** рублей.
Между тем, ежемесячное денежное довольствие Щ.С., исходя из денежного довольствия за 12 месяцев 2011 года, составляет *** руб. (*** : 12).
Таким образом, сумма денежного довольствия за время вынужденного прогула Щ.С. с 11.01.2012 по 17.02.2012 года, подлежащая взысканию в его пользу с Приволжского таможенного управления, составляет *** рублей согласно следующему расчету: (*** : 31 x 21) + (*** : 29 x 17).
Согласно ч. 9 статьи 394 ТК РФ определяя размер компенсации морального вреда, причиненного истцу незаконным увольнением со службы в таможенных органах, судебная коллегия исходя из конкретных обстоятельств дела, учитывая требования разумности и справедливости, приходит к выводу о том, что с Приволжского таможенного управления в пользу Щ.С. следует взыскать компенсацию морального вреда в сумме *** рублей.
Руководствуясь ст. ст. 328, 330 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
решение Дзержинского районного суда г. Оренбурга от 18 апреля 2012 года отменить и принять по делу новое решение.
Исковые требования Щ.С. к Приволжскому таможенному управлению, Оренбургской таможне, Федеральной таможенной службе России о признании увольнения незаконным, изменении даты увольнения, взыскании денежного довольствия за время вынужденного прогула и компенсации морального вреда удовлетворить частично.
Признать увольнение Щ.С. на основании пп. 5 п. 2 ст. 48 Федерального закона "О службе в таможенных органах Российской Федерации" в связи с проведением организационно-штатных мероприятий незаконным.
Изменить дату увольнения Щ.С. с 10.01.2012 года на 17.02.2012 года.
Взыскать с Приволжского таможенного управления в пользу Щ.С. денежное довольствие за время вынужденного прогула в сумме *** рублей, компенсацию морального вреда в сумме *** рублей.
В удовлетворении остальной части исковых требований Щ.С. отказать.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DAYWORK.RU | Кадровая служба предприятия" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ ОРЕНБУРГСКОГО ОБЛАСТНОГО СУДА ОТ 14.08.2012 ПО ДЕЛУ N 33-4537/2012
Разделы:Прекращение трудового договора; Трудовые отношения
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ОРЕНБУРГСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 14 августа 2012 г. по делу N 33-4537/2012
судья Карнаух Л.М.
Судебная коллегия по гражданским делам Оренбургского областного суда в составе:
председательствующего судьи Булгаковой М.В.,
судей областного суда Прокаевой Е.Д., Султанова Р.А.
при секретаре М.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Щ.С. к Приволжскому таможенному управлению, Оренбургской таможне, Федеральной таможенной службе о признании увольнения незаконным, изменении даты увольнения, обязании таможенного органа зачесть время со дня увольнения до дня восстановления на службе в таможенных органах в выслугу лет для присвоения очередного специального звания и выплаты надбавки за выслугу лет, взыскании среднего заработка за время вынужденного прогула и компенсации морального вреда
по апелляционной жалобе Щ.С.
на решение Дзержинского районного суда г. Оренбурга от 18 апреля 2012 года, которым Щ.С. отказано в удовлетворении заявленных исковых требований.
Заслушав доклад судьи Булгаковой М.В., объяснения представителя Щ.С. - Щ.М., поддержавшей доводы апелляционной жалобы, представителя Приволжского таможенного управления, Оренбургской таможни Б.Е.А., представителя Федеральной таможенной службы, Оренбургской таможни Б.Е.И., возражавших против удовлетворения апелляционной жалобы, судебная коллегия
установила:
Щ.С. обратился в суд с иском к Оренбургской таможне, Приволжскому таможенному управлению о восстановлении на работе, оплате за время вынужденного прогула. В обоснование требований указал, что со 02.03.2009 года в соответствии со срочными (один год) трудовыми контрактами проходил службу в должности *** 02.03.2011 года на основании приказа начальника Приволжского таможенного управления с ним был заключен контракт N 10400000/0027к/11 на срок один год. 05.07.2011 года он получил уведомление о сокращении занимаемой им должности с 04.10.2011 года и возможном увольнении. 04.10.2011 года был зачислен в распоряжение начальника Оренбургской таможни на срок до 3 месяцев (до 04.01.2012 года). По его заявлению на имя начальника Приволжского таможенного управления о назначении на вакантную должность *** положительного решения принято не было. 15.12.2011 года он был уведомлен о предстоящем увольнении со службы с 10.01.2012 года в связи с проведением организационно-штатных мероприятий. 20.12.2011 года его ознакомили с перечнем вакантных должностей в Оренбургской таможне, но ни одна из них ему предложена не была. 20.12.2011 года он обратился с заявлением на имя руководителя ФТС и начальника Приволжского таможенного управления о назначении на вакантную должность ***, однако приказом и.о. начальника Приволжского таможенного управления от 26.12.2011 года он был уволен со службы в таможенных органах РФ с 10.01.2012 года на основании пп. 5 п. 2 ст. 48 Федерального закона "О службе в таможенных органах Российской Федерации" в связи с проведением организационно-штатных мероприятий. Полагал увольнение незаконным, так как в таможенном органе имелись вакантные должности, на которые он мог быть трудоустроен. Также указал, что незаконным увольнением ему причинены нравственные страдания в связи утратой работы и несправедливым отношением к нему со стороны работодателя. Просил суд признать увольнение его со службы в таможенных органах РФ незаконным, восстановить на службе в должности старшего оперуполномоченного отдела по противодействию коррупции Оренбургской таможни, обязать таможенный орган зачесть время со дня его увольнения до дня восстановления на службе в таможенных органах в выслугу лет для присвоения очередного специального звания и выплаты надбавки за выслугу лет, взыскать с ответчика средний заработок за время вынужденного прогула с 11.01.2012 года по день восстановления на работе.
В ходе рассмотрения дела истец частично изменил предмет иска, предъявив требования также к Федеральной таможенной службе, указав, что с 20.02.2012 года он трудоустроен. Просил суд признать увольнение его со службы в таможенных органах РФ незаконным, изменить дату увольнения на 17.02.2012 года, взыскать с Оренбургской таможни средний заработок за время вынужденного прогула с 11.01.2012 года по 17.02.2012 года, а также взыскать с ответчика, виновного в незаконном увольнении, денежную компенсацию морального вреда в размере *** рублей.
В судебное заседание истец Щ.С. не явился, был извещен о месте и времени рассмотрения дела надлежащим образом, просил о рассмотрении дела в его отсутствие.
Представители ответчиков П., Г., действующие на основании доверенностей, в судебном заседании требования не признали, ссылаясь на то, что по окончании срока нахождения в распоряжении начальника таможни работник подлежит увольнению, и продление данного срока нормативно-правовыми актами не предусмотрено, в связи с чем, требование об изменении даты увольнения на более позднюю дату является незаконным и нормы Трудового кодекса РФ, содержащиеся в абзаце 7 статьи 394 ГК РФ, к данным отношениям неприменимы. Вакантные должности сотрудников Оренбургской таможни, вводимые в действие с 20.12.2011 года, входят в номенклатуру ФТС России, в связи с чем, ни Оренбургская таможня, ни ПТУ не имели правовой возможности по предложению истцу вакантных должностей.
Судом постановлено вышеуказанное решение, с которым не согласен истец Щ.С., в апелляционной жалобе просит решение суда отменить, ссылаясь на его незаконность и необоснованность.
В судебное заседание суда апелляционной инстанции истец Щ.С. не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом, в связи с чем, судебная коллегия полагает возможным рассмотреть дело в его отсутствие.
Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
Из материалов дела следует, что со 02.03.2009 года Щ.С. проходил службу в таможенных органах РФ (приказ начальника Приволжского таможенного управления N 20-КТ от 02.03.2009 года, т. 1 л.д. 58).
Согласно контракту о службе в таможенных органах РФ N 10400000/0027к/11, заключенному между Приволжским таможенным управлением и Щ.С., истец принят на службу в таможенные органы на срок 1 год со 2 марта 2011 года на должность *** (т. 1 л.д. 57).
05.07.2011 года Щ.С. был уведомлен о сокращении замещаемой им должности с 04.10.2011 года и предупрежден о возможном увольнении со службы в таможенных органах РФ в соответствии с пп. 5 п. 2 ст. 48 ФЗ "О службе в таможенных органах РФ" в связи с проведением организационно-штатных мероприятий. Щ.С. также разъяснено, что с его согласия для последующего трудоустройства он может быть зачислен в распоряжение начальника таможенного органа на срок до 3 месяцев с сохранением денежного довольствия (уведомление от 04.07.2011 года N 39-107/1013, т. 1 л.д. 60).
Приказом начальника Приволжского таможенного управления N 58-КТ от 03.10.2011 года Щ.С. был освобожден от занимаемой должности *** и зачислен с 04.10.2011 года в распоряжение начальника Оренбургской таможни сроком до трех месяцев с сохранением денежного довольствия, установленного по последней занимаемой должности. Пунктом 2 приказа предусмотрено, что его доведение до сведения сотрудников Оренбургской таможни считается предупреждением о возможном увольнении со службы в таможенных органах в связи с проведением организационно-штатных мероприятий (т. 1 л.д. 61-62).
Приказом исполняющего обязанности начальника Приволжского таможенного управления N 92-КТ от 26.12.2011 года Щ.С. уволен с 10.01.2012 года со службы в таможенных органах РФ в соответствии с пп. 5 п. 2 ст. 48 ФЗ "О службе в таможенных органах РФ" (т. 1 л.д. 63).
Разрешая спор, суд пришел к выводу о законности увольнения Щ.С. по ст. 48 п. 2 пп. 5 Федерального закона "О службе в таможенных органах Российской Федерации" в связи с проведением организационно-штатных мероприятий, поскольку согласие начальника ФТС России на назначение истца на должность *** получено не было, и Щ.С. в указанный срок трудоустроен не был.
На этом основании суд отказал Щ.С. в удовлетворении требования о признании увольнения незаконным, а также в удовлетворении иных требований, производных от основного.
Судебная коллегия с выводами суда не соглашается, поскольку суд неправильно установил обстоятельства, имеющие значение для дела.
Согласно подпункту 5 пункта 2 статьи 48 Федерального закона от 21.07.1997 N 114-ФЗ "О службе в таможенных органах Российской Федерации" сотрудник таможенного органа может быть уволен со службы в таможенных органах в связи с проведением организационно-штатных мероприятий.
В силу пункта 5 статьи 18 указанного закона при увольнении сотрудника таможенного органа в связи с ликвидацией таможенного органа либо сокращением численности или штата сотрудников таможенного органа (далее - организационно-штатное мероприятие) он для последующего трудоустройства зачисляется с его согласия в распоряжение начальника таможенного органа на срок до трех месяцев с сохранением денежного довольствия.
В соответствии с пунктами 20, 21 Инструкции о порядке зачисления сотрудника в распоряжение начальника таможенного органа Российской Федерации при проведении организационно-штатных мероприятий, утвержденной Приказом ФТС РФ от 08.06.2009 года N 105320, сотрудник, зачисленный в распоряжение, исполняет временные обязанности, возложенные на него начальником таможенного органа, в распоряжении которого он находится, до решения вопроса о его назначении на другую должность либо увольнении.
В период нахождения сотрудника в распоряжении ему должны быть предложены вакантные должности сотрудников (при их наличии в таможенном органе), в том числе нижестоящие, обязанности по которым он может выполнять с учетом его квалификации и ранее занимаемой должности в таможенном органе, а также по согласованию с начальником вышестоящего таможенного органа вакантные должности сотрудников в другом таможенном органе.
Предложение вакантных должностей, а также отказ от них должны быть зафиксированы в письменной форме.
Согласно подпункту 1 пункта 5 статьи 48 Федерального закона "О службе в таможенных органах Российской Федерации" увольнение со службы сотрудника таможенного органа по инициативе начальника соответствующего таможенного органа допускается по основаниям, предусмотренным подпунктом 5 пункта 2 настоящей статьи, если невозможно перевести сотрудника таможенного органа на другую вакантную должность в таможенных органах или в случае отказа указанного сотрудника от перевода на такую должность.
Из материалов дела следует, что во исполнение приказа ФТС России от 28.06.2011 года N 1374 "Об организационно-штатных мероприятиях в таможнях, имеющих в регионе деятельности пункты пропуска через российско-белорусский и российско-казахстанский участки государственной границы Российской Федерации" в Оренбургской таможне, расположенной в Приволжском федеральном округе, были проведены организационно-штатные мероприятия, в том числе с 04.10.2011 года были сокращены 9 единиц отдела ***, из них 3 единицы в г. Орске (т. 1 л.д. 70, 71, 147-151).
Приказом ФТС РФ от 07.12.2011 года N 2479 "О проведении организационно-штатных мероприятий в таможенных органах Приволжского федерального округа" в таможнях, расположенных в регионе деятельности Приволжского таможенного управления, с 20.12.2011 года ликвидированы отделы ***, за счет их численности созданы подразделения ***. Согласно Приложению N 1 структура отдела *** включает 6 единиц: начальник отдела; старший оперуполномоченный по особо важным делам - 2 единицы; оперуполномоченный по особо важным делам - 2 единицы; старший оперуполномоченный - 1 единица (т. 1 л.д. 152-154).
Согласно изменениям в штатном расписании Оренбургской таможни в соответствии с приложением к приказу начальника Оренбургской таможни N 673 от 12.12.2011 года "Об организационно-штатных мероприятиях в Оренбургской таможне", с 20.12.2011 года перераспределена штатная численность, исключены 5 единиц отдела ***, включены 6 единиц отдела *** (л.д. 76).
Из материалов дела следует, что по состоянию на 20.12.2011 года в Оренбургской таможне имелись следующие вакантные должности:: начальник отдела ***; старший оперуполномоченный по особо важным делам отдела *** (2 единицы); оперуполномоченный по особо важным делам отдела *** (2 единицы); старший оперуполномоченный отдела ***. В примечаниях указано, что названные должности вводятся с 20.12.2011 года, номенклатура назначения ФТС России. (т. 1 л.д. 65).
Таким образом, на момент издания приказа об увольнении истца со службы в таможенных органах в Оренбургской таможне имелись вакантные должности сотрудников отдела ***, которые в соответствии с вышеприведенными положениями закона и Инструкции должны были быть предложены Щ.С. с учетом его квалификации и ранее занимаемой должности, однако, этого сделано не было. При этом согласование с начальником вышестоящего таможенного органа в силу указанной Инструкции не требовалось, поскольку такое согласование предусмотрено лишь в случае предложения вакантных должностей в другом таможенном органе.
Ссылка представителей ответчиков на то, что в компетенцию Оренбургской таможни и Приволжского таможенного управления не входило предложение истцу вакантных должностей, т.к. решение вопроса о назначении на должности сотрудников отдела *** относится к компетенции Федеральной таможенной службы России в соответствии с Типовым положением о подразделении по противодействию коррупции таможни, утвержденного приказом ФТС России от 17.10.2011 года N 2133, не должна учитываться при разрешении спора, поскольку данный приказ не был опубликован, а, следовательно, в силу положений части 3 статьи 15 Конституции РФ, названный приказ применению не подлежит.
Ссылка представителей ответчиков в судебном заседании суда апелляционной инстанции на то, что имелись другие лица, пользовавшиеся преимущественным правом оставления на работе, не может быть признана обоснованной, поскольку данные обстоятельства не доказаны.
Доводы ответчика относительно того, что Щ.С. не отвечал квалификационным требованиям, установленным к должности ***, являются несостоятельными по следующим основаниям.
В соответствии с приложением N 3 к Приказу ФТС России от 4 июня 2009 г. N 1025 "Об утверждении перечней должностей сотрудников старшего начальствующего состава, среднего начальствующего состава и младшего состава таможенных органов Российской Федерации, учреждений, находящихся в ведении ФТС России, и представительств таможенной службы Российской Федерации за рубежом, соответствующих им специальных званий и общих квалификационных требований" *** по квалификационным требованиям должен иметь высшее профессиональное образование и стаж работы по специальности не менее 3-х лет.
Аналогичные требования содержатся и в должностной инструкции ***, утвержденной начальником Приволжского таможенного управления 7.12.2009 года.
Установленные квалификационные требования предусматривают в качестве необходимого стаж работы не менее 3-х лет не в должности (***), а по специальности, по которой окончено высшее учебное заведение.
Кроме того, со Щ.С. трижды: в 2009, 2010, 2011 годах заключались контракты о службе в таможенных органах в должности, к которой были установлены вышеприведенные требования.
Таким образом, установленные по делу обстоятельства свидетельствуют о том, что при проведении организационно-штатных мероприятий, связанных с сокращением должности *** Щ.С. не были предложены имевшиеся до момента увольнения вакантные должности, обязанности по которым он мог выполнять с учетом его квалификации и ранее занимаемой должности, в том числе должность ***. При этом доказательства невозможности перевода Щ.С. на одну из вакантных должностей в Оренбургской таможне либо его отказа от перевода на такую должность отсутствуют.
С учетом изложенного, судебная коллегия приходит к выводу о том, что увольнение Щ.С. произведено с нарушением требований подпункта 1 пункта 5 статьи 48 Федерального закона от 21.07.1997 года N 114-ФЗ "О службе в таможенных органах Российской Федерации", в связи с чем, решение суда об отказе в удовлетворении иска не может быть признано законным и подлежит отмене.
Учитывая, что истец был незаконно уволен со службы в таможенных органах РФ приказом и.о. начальника Приволжского таможенного управления исковые требования Щ.С. к Приволжскому таможенному управлению о признании увольнения незаконным подлежат удовлетворению, в удовлетворении исковых требований к Оренбургской таможне, Федеральной таможенной службе следует отказать.
В соответствии с ч. ч. 1, 4 ст. 54 Федерального закона "О службе в таможенных органах Российской Федерации" сотрудники таможенных органов, признанные в установленном порядке незаконно уволенными со службы в таможенных органах или незаконно переведенными по службе, подлежат восстановлению на службе в таможенных органах в должности, с которой они были незаконно уволены или переведены. Сотруднику таможенного органа, восстановленному на службе в таможенных органах, выплачивается полагавшееся ему на день увольнения денежное довольствие со дня его увольнения до дня его восстановления на службе в таможенных органах.
Однако, положения данного закона не предусматривают случаи, когда к моменту вынесения решения о восстановлении на работе сотрудник после оспариваемого увольнения вступил в трудовые отношения с другим работодателем.
В соответствии с абзацем 8 статьи 11 Трудового кодекса РФ трудовое законодательство и иные акты, содержащие нормы трудового права, не распространяются на следующих лиц (если в установленном настоящим Кодексом порядке они одновременно не выступают в качестве работодателей или их представителей):
- военнослужащие при исполнении ими обязанностей военной службы;
- члены советов директоров (наблюдательных советов) организаций (за исключением лиц, заключивших с данной организацией трудовой договор);
- лица, работающие на основании договоров гражданско-правового характера;
- другие лица, если это установлено федеральным законом.
Поскольку Федеральный закон "О службе в таможенных органах Российской Федерации" не содержит положений о том, что нормы трудового законодательства не распространяются на сотрудников таможенных органов, при разрешении требований Щ.С. об изменении даты увольнения, взыскании денежного содержания и компенсации морального вреда наряду с положениями ст. 54 Федерального закона "О службе в таможенных органах Российской Федерации" подлежат применению нормы ТК РФ.
В соответствии с ч. ч. 1 - 3, 7 статьи 394 Трудового кодекса РФ в случае признания увольнения или перевода на другую работу незаконными работник должен быть восстановлен на прежней работе органом, рассматривающим индивидуальный трудовой спор.
Орган, рассматривающий индивидуальный трудовой спор, принимает решение о выплате работнику среднего заработка за все время вынужденного прогула или разницы в заработке за все время выполнения нижеоплачиваемой работы.
По заявлению работника орган, рассматривающий индивидуальный трудовой спор, может ограничиться вынесением решения о взыскании в пользу работника указанных в части второй настоящей статьи компенсаций.
В случае, когда к моменту вынесения решения работник после оспариваемого увольнения вступил в трудовые отношения с другим работодателем, дата увольнения должна быть изменена на дату, предшествующую дню начала работы у этого работодателя.
В случаях увольнения без законного основания или с нарушением установленного порядка увольнения либо незаконного перевода на другую работу суд может по требованию работника вынести решение о взыскании в пользу работника денежной компенсации морального вреда, причиненного ему указанными действиями. Размер этой компенсации определяется судом.
Из материалов дела следует, что с 20.02.2012 года Щ.С. принят на работу в ОАО "Уральская сталь". (т. 1 л.д. 118)
Таким образом, поскольку увольнение Щ.С. признано незаконным, но о восстановлении на службе он не просит в связи с трудоустройством по другому месту работы, дата его увольнения подлежит изменению на 17.02.2012 года - последний рабочий день, предшествующий дню начала другой работы.
Согласно справке Оренбургской таможни N 607 от 16.03.2012 года денежное довольствие Щ.С. за период с января по декабрь 2011 года составило *** рублей.
Согласно расчету, составленному Оренбургской таможней на основании методических указаний ФТС России от 25.10.2011 года N 01-11/51520, сумма денежного довольствия за время вынужденного прогула Щ.С. с 11.01.2012 года по 17.02.2012 года составляет *** рублей, исходя из размера ежемесячного денежного довольствия *** рублей.
Между тем, ежемесячное денежное довольствие Щ.С., исходя из денежного довольствия за 12 месяцев 2011 года, составляет *** руб. (*** : 12).
Таким образом, сумма денежного довольствия за время вынужденного прогула Щ.С. с 11.01.2012 по 17.02.2012 года, подлежащая взысканию в его пользу с Приволжского таможенного управления, составляет *** рублей согласно следующему расчету: (*** : 31 x 21) + (*** : 29 x 17).
Согласно ч. 9 статьи 394 ТК РФ определяя размер компенсации морального вреда, причиненного истцу незаконным увольнением со службы в таможенных органах, судебная коллегия исходя из конкретных обстоятельств дела, учитывая требования разумности и справедливости, приходит к выводу о том, что с Приволжского таможенного управления в пользу Щ.С. следует взыскать компенсацию морального вреда в сумме *** рублей.
Руководствуясь ст. ст. 328, 330 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
решение Дзержинского районного суда г. Оренбурга от 18 апреля 2012 года отменить и принять по делу новое решение.
Исковые требования Щ.С. к Приволжскому таможенному управлению, Оренбургской таможне, Федеральной таможенной службе России о признании увольнения незаконным, изменении даты увольнения, взыскании денежного довольствия за время вынужденного прогула и компенсации морального вреда удовлетворить частично.
Признать увольнение Щ.С. на основании пп. 5 п. 2 ст. 48 Федерального закона "О службе в таможенных органах Российской Федерации" в связи с проведением организационно-штатных мероприятий незаконным.
Изменить дату увольнения Щ.С. с 10.01.2012 года на 17.02.2012 года.
Взыскать с Приволжского таможенного управления в пользу Щ.С. денежное довольствие за время вынужденного прогула в сумме *** рублей, компенсацию морального вреда в сумме *** рублей.
В удовлетворении остальной части исковых требований Щ.С. отказать.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DAYWORK.RU | Кадровая служба предприятия" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)