Судебные решения, арбитраж
Срок трудового договора; Трудовые отношения
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Судья Никулев И.Г.
Судебная коллегия по гражданским делам Ростовского областного суда в составе:
председательствующего судьи Порутчикова И.В.
судей Шикуля Е.В., Рудневой О.А.
при секретаре: М.
заслушав в открытом судебном заседании по докладу судьи Шикуля Е.В.
дело по апелляционной жалобе Главы Константиновского городского поселения, апелляционному представлению прокурора Константиновского района Ростовской области на решение Усть-Донецкого районного суда Ростовской области от 25.06.2012,
установила:
Прокурор Константиновского района Ростовской области обратился в Усть-Донецкий районный суд Ростовской области с иском в интересах неопределенного круга лиц к администрации Константиновского городского поселения о признании незаконным распоряжение Главы администрации Константиновского городского поселения от ... N ... "О приеме на работу Д." и распоряжение Главы администрации Константиновского городского поселения от 28.12.2011 N 39 "О назначении заместителя ... Д." и обязании администрации Константиновского городского поселения отменить указанные распоряжения, освободить Д. от занимаемой должности заместителя Главы администрации Константиновского городского поселения и прекратить с ним срочный трудовой договор на основании ... ст. ..., ... ст. ... ТК РФ.
В обоснование иска прокурор сослался, что указанные распоряжения вынесены без учета норм, регулирующих правоотношения по прохождению муниципальной службы (Д. не имеет стажа, необходимого для замещения должностей муниципальной службы, назначен на должность без проведения конкурса).
Ответчик исковые требования не признал.
Решением Усть-Донецкого районного суда Ростовской области от 25.06.2012 заявление прокурора удовлетворено частично. Признано незаконным распоряжение Главы администрации Константиновского городского поселения от 28.12.2011 N 39 "О назначении Д. на условиях срочного трудового договора на период исполнения полномочий Главы Константиновского городского поселения. Глава администрации Константиновского городского поселения обязан устранить допущенные нарушения закона.
Глава Константиновского городского поселения с решением суда в части удовлетворения требований не согласился, обратившись с апелляционной жалобой, в которой просил отменить решение суда первой инстанции как незаконное и необоснованное, выражая несогласие с выводами суда, полагает, что судом неправильно определены обстоятельства, имеющие значение для дела. В обоснование указал, что Д. работал и по настоящее время работает по специальности с 2002 г., в связи с чем, общий трудовой стаж по специальности составляет ... лет ... месяцев ... дней. Вывод суда о том, что стаж работы по специальности должен исчисляться с момента получения диплома о высшем образовании, то есть с ...., не основан на законе. Судом не указано каким образом следует устранить в соответствии с действующим законодательством допущенные нарушения закона. Увольнение работников по такому основанию как отсутствие стажа работы по специальности трудовым законодательством не предусмотрено.
Прокурор Константиновского района Ростовской области подал апелляционное представление об отмене решения суда, ссылаясь на то, что высшее экономическое образование Д. и стаж работы генерального директора ООО "...", не могут быть учтены при определении ему стажа работы для замещения должностей муниципальной службы исходя из квалификационных требований и функциональных обязанностей начальника отдела муниципального хозяйства и заместителя Главы администрации городского поселения.
Ознакомившись с материалами дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, апелляционного представления, выслушав представителя администрации Константиновского городского поселения, Главу Константиновского городского поселения, Д., прокурора, судебная коллегия приходит к следующему.
Судом установлено, что Д. распоряжением главы администрации Константиновского городского поселения от ... N ... принят на работу на должность .... В последующем, распоряжением главы администрации Константиновского городского поселения от ... N ... Д. назначен ....
Обращаясь с заявлением в суд, прокурор ссылался на то, что у Д. отсутствует необходимый стаж работы по специальности для назначения на указанные должности муниципальной службы, не проведен конкурс, в связи с чем такое назначение не соответствует действующему законодательству и расценивается прокурором как отсутствие деятельности органа местного самоуправления по повышению эффективности противодействия коррупции.
В соответствии со статьей 42 Федерального закона от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" правовое регулирование муниципальной службы, включая требования к должностям муниципальной службы, определение статуса муниципального служащего, условия и порядок прохождения муниципальной службы, осуществляется федеральным законом, а также принимаемыми в соответствии с ним законами субъектов Российской Федерации, уставами муниципальных образований и иными муниципальными правовыми актами.
В статье 9 Федерального закона от 2 марта 2007 г. N 25-ФЗ "О муниципальной службе в Российской Федерации" установлено, что для замещения должностей муниципальной службы квалификационные требования предъявляются к уровню профессионального образования, стажу муниципальной службы (государственной службы) или стажу работы по специальности, профессиональным знаниям и навыкам, необходимым для исполнения должностных обязанностей.
При этом часть 2 указанной нормы предусматривает установление квалификационных требований муниципальными правовыми актами на основе типовых квалификационных требований для замещения должностей муниципальной службы, которые определяются законом субъекта Российской Федерации в соответствии с классификацией должностей муниципальной службы.
В соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 5 Областного закона Ростовской области от 09.10.2007 N 786-ЗС "О муниципальной службе в Ростовской области" гражданам, претендующим на замещение высшей должности муниципальной службы, к которой относится и должность заместителя главы местной администрации, необходимо иметь высшее профессиональное образование и не менее пяти лет стажа муниципальной или государственной гражданской службы (государственной службы иных видов) или не менее шести лет стажа работы по специальности.
В соответствии с пунктом 2 части 2 статьи 5 Областного закона Ростовской области от 09.10.2007 N 786-ЗС "О муниципальной службе в Ростовской области" гражданам, претендующим на замещение главных должностей муниципальной службы, к которой относится и должность начальника отдела муниципального хозяйства, необходимо иметь высшее профессиональное образование и не менее трех лет стажа муниципальной или государственной гражданской службы (государственной службы иных видов) или не менее четырех лет стажа работы по специальности.
Разрешая спор и отказывая в удовлетворении требований прокурора, суд пришел к правильному выводу о том, что стаж работы по специальности Д. на момент его назначения на должность начальника отдела муниципального хозяйства составляет более 4 лет. При этом суд учел в стаж работы по специальности период работы Д. в должности генерального директора ООО "...".
Судебная коллегия находит данный вывод суда законным и обоснованным.
Доводы прокурора о том, что в стаж работы по специальности неправомерно включен период работы в должности генерального директора общества, судебной коллегией отклоняется.
В соответствии с Квалификационным справочником должностей руководителей, специалистов и других служащих", утвержденным Постановлением Минтруда РФ от 21.08.1998 N 37 к должности директора (генерального директора, управляющего) предприятия предъявляются требования, в частности, высшее профессиональное (техническое или инженерно-экономическое) образование.
Квалификационные требования должностной инструкции начальника отдела муниципального хозяйства, утвержденной Главой Константиновского городского поселения ..., не содержат указаний на профиль высшего образования.
Учитывая, что Д. работал в должности генерального директора, имея высшее образование, то суд правомерно включил спорный период в стаж работы по специальности, дающий право на замещение должности муниципальной службы.
При этом следует отметить, что на момент рассмотрения дела судом первой инстанции Д. замещал иную должность муниципальной службы, поэтому распоряжение о назначении его на должность ... прекратило свое действие.
Разрешая спор и удовлетворяя заявление прокурора в части признания незаконным распоряжение от 28.12.2011 N 39 о назначении Д. на должность заместителя главы администрации, суд пришел к правильному выводу о том, что стаж работы по специальности Д. на момент назначения на должность составляет менее шести лет (... лет ... месяцев и ... дней). При этом не учтен стаж работы истца, имевшей место до момента получения им высшего образования по специальности "бухгалтерский учет, анализ и аудит".
Судебная коллегия находит данный вывод суда основанным на правильном толковании и применении норм материального права по следующим основаниям.
Из материалов дела усматривается, что Д. ... выдан диплом Константиновского сельскохозяйственного техникума о среднем профессиональном образовании, базовый уровень по специальности экономист, бухгалтерский учет и контроль, присвоена квалификация бухгалтер. В период с 01.09.2002 по 29.03.2006 (выдан диплом о высшем профессиональном образовании) Д. работал бухгалтером крестьянского (фермерского) хозяйства "...".
В соответствии с Квалификационным справочником должностей руководителей, специалистов и других служащих (утв. Постановлением Минтруда России от 21.08.1998 N 37) установлены следующие квалификационные требования для бухгалтера: среднее профессиональное (экономическое) образование без предъявления требований к стажу работы или специальная подготовка по установленной программе и стаж работы по учету и контролю не менее трех лет.
Разрешая спор, суд правильно указал на то, что стаж работы Д. по специальности "бухгалтер" не может быть учтен как "стаж работы по специальности", необходимый для занятия должности муниципальной службы. Областным законом Ростовской области от 09.10.2007 N 786-ЗС "О муниципальной службе в Ростовской области" в соответствии с федеральным законодательством о муниципальной службе прямо установлено, что гражданам, претендующим на замещение высшей должности муниципальной службы, к которой относится и должность заместителя главы местной администрации, необходимо иметь высшее профессиональное образование, а также не менее пяти лет стажа муниципальной или государственной гражданской службы (государственной службы иных видов) или не менее шести лет стажа работы по специальности. Таким образом, законодатель Ростовской области, действуя в пределах своих полномочий, установил, что стаж работы по специальности для претендента на занятие должности муниципальной службы исчисляется с момента завершения обучения в высшем учебном учреждении.
Довод апелляционной жалобы о том, что стаж работы по специальности, необходимый для занятия должности муниципальной службы, может быть выработан и до получения высшего образования, судебной коллегией отклоняется, как не основанный на нормах материального права.
Пункт 1 части 2 статьи 5 Областного Закона Ростовской области от 09.10.2007 N 786-ЗС "О муниципальной службе в Ростовской области" и по содержанию, и по форме связывает понятие "стаж работы по специальности", необходимый для занятия должности муниципальной службы, с наличием высшего профессионального образования, поэтому вывод суда о том, что этот стаж должен быть выработан именно по специальности, полученной в высшем учебном учреждении, является правильным.
Довод апелляционной жалобы об отсутствии в решении указаний о порядке устранения нарушений закона, не является основанием для отмены решения суда, поскольку не свидетельствует о наличии существенных нарушений норм права, повлиявших на выводы суда первой инстанции.
При указанных обстоятельствах оснований для отмены решения суда по доводам апелляционной жалобы и апелляционного представления не имеется.
Руководствуясь ст. ст. 328, 329 ГПК РФ судебная коллегия
определила:
решение Усть-Донецкого районного суда Ростовской области от 25.06.2012 оставить без изменения, апелляционную жалобу Главы администрации Константиновского городского поселения, апелляционное представление прокурора Константиновского района Ростовской области- без удовлетворения.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DAYWORK.RU | Кадровая служба предприятия" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ РОСТОВСКОГО ОБЛАСТНОГО СУДА ОТ 13.09.2012 ПО ДЕЛУ N 33-10685
Разделы:Срок трудового договора; Трудовые отношения
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
РОСТОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 13 сентября 2012 г. по делу N 33-10685
Судья Никулев И.Г.
Судебная коллегия по гражданским делам Ростовского областного суда в составе:
председательствующего судьи Порутчикова И.В.
судей Шикуля Е.В., Рудневой О.А.
при секретаре: М.
заслушав в открытом судебном заседании по докладу судьи Шикуля Е.В.
дело по апелляционной жалобе Главы Константиновского городского поселения, апелляционному представлению прокурора Константиновского района Ростовской области на решение Усть-Донецкого районного суда Ростовской области от 25.06.2012,
установила:
Прокурор Константиновского района Ростовской области обратился в Усть-Донецкий районный суд Ростовской области с иском в интересах неопределенного круга лиц к администрации Константиновского городского поселения о признании незаконным распоряжение Главы администрации Константиновского городского поселения от ... N ... "О приеме на работу Д." и распоряжение Главы администрации Константиновского городского поселения от 28.12.2011 N 39 "О назначении заместителя ... Д." и обязании администрации Константиновского городского поселения отменить указанные распоряжения, освободить Д. от занимаемой должности заместителя Главы администрации Константиновского городского поселения и прекратить с ним срочный трудовой договор на основании ... ст. ..., ... ст. ... ТК РФ.
В обоснование иска прокурор сослался, что указанные распоряжения вынесены без учета норм, регулирующих правоотношения по прохождению муниципальной службы (Д. не имеет стажа, необходимого для замещения должностей муниципальной службы, назначен на должность без проведения конкурса).
Ответчик исковые требования не признал.
Решением Усть-Донецкого районного суда Ростовской области от 25.06.2012 заявление прокурора удовлетворено частично. Признано незаконным распоряжение Главы администрации Константиновского городского поселения от 28.12.2011 N 39 "О назначении Д. на условиях срочного трудового договора на период исполнения полномочий Главы Константиновского городского поселения. Глава администрации Константиновского городского поселения обязан устранить допущенные нарушения закона.
Глава Константиновского городского поселения с решением суда в части удовлетворения требований не согласился, обратившись с апелляционной жалобой, в которой просил отменить решение суда первой инстанции как незаконное и необоснованное, выражая несогласие с выводами суда, полагает, что судом неправильно определены обстоятельства, имеющие значение для дела. В обоснование указал, что Д. работал и по настоящее время работает по специальности с 2002 г., в связи с чем, общий трудовой стаж по специальности составляет ... лет ... месяцев ... дней. Вывод суда о том, что стаж работы по специальности должен исчисляться с момента получения диплома о высшем образовании, то есть с ...., не основан на законе. Судом не указано каким образом следует устранить в соответствии с действующим законодательством допущенные нарушения закона. Увольнение работников по такому основанию как отсутствие стажа работы по специальности трудовым законодательством не предусмотрено.
Прокурор Константиновского района Ростовской области подал апелляционное представление об отмене решения суда, ссылаясь на то, что высшее экономическое образование Д. и стаж работы генерального директора ООО "...", не могут быть учтены при определении ему стажа работы для замещения должностей муниципальной службы исходя из квалификационных требований и функциональных обязанностей начальника отдела муниципального хозяйства и заместителя Главы администрации городского поселения.
Ознакомившись с материалами дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, апелляционного представления, выслушав представителя администрации Константиновского городского поселения, Главу Константиновского городского поселения, Д., прокурора, судебная коллегия приходит к следующему.
Судом установлено, что Д. распоряжением главы администрации Константиновского городского поселения от ... N ... принят на работу на должность .... В последующем, распоряжением главы администрации Константиновского городского поселения от ... N ... Д. назначен ....
Обращаясь с заявлением в суд, прокурор ссылался на то, что у Д. отсутствует необходимый стаж работы по специальности для назначения на указанные должности муниципальной службы, не проведен конкурс, в связи с чем такое назначение не соответствует действующему законодательству и расценивается прокурором как отсутствие деятельности органа местного самоуправления по повышению эффективности противодействия коррупции.
В соответствии со статьей 42 Федерального закона от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" правовое регулирование муниципальной службы, включая требования к должностям муниципальной службы, определение статуса муниципального служащего, условия и порядок прохождения муниципальной службы, осуществляется федеральным законом, а также принимаемыми в соответствии с ним законами субъектов Российской Федерации, уставами муниципальных образований и иными муниципальными правовыми актами.
В статье 9 Федерального закона от 2 марта 2007 г. N 25-ФЗ "О муниципальной службе в Российской Федерации" установлено, что для замещения должностей муниципальной службы квалификационные требования предъявляются к уровню профессионального образования, стажу муниципальной службы (государственной службы) или стажу работы по специальности, профессиональным знаниям и навыкам, необходимым для исполнения должностных обязанностей.
При этом часть 2 указанной нормы предусматривает установление квалификационных требований муниципальными правовыми актами на основе типовых квалификационных требований для замещения должностей муниципальной службы, которые определяются законом субъекта Российской Федерации в соответствии с классификацией должностей муниципальной службы.
В соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 5 Областного закона Ростовской области от 09.10.2007 N 786-ЗС "О муниципальной службе в Ростовской области" гражданам, претендующим на замещение высшей должности муниципальной службы, к которой относится и должность заместителя главы местной администрации, необходимо иметь высшее профессиональное образование и не менее пяти лет стажа муниципальной или государственной гражданской службы (государственной службы иных видов) или не менее шести лет стажа работы по специальности.
В соответствии с пунктом 2 части 2 статьи 5 Областного закона Ростовской области от 09.10.2007 N 786-ЗС "О муниципальной службе в Ростовской области" гражданам, претендующим на замещение главных должностей муниципальной службы, к которой относится и должность начальника отдела муниципального хозяйства, необходимо иметь высшее профессиональное образование и не менее трех лет стажа муниципальной или государственной гражданской службы (государственной службы иных видов) или не менее четырех лет стажа работы по специальности.
Разрешая спор и отказывая в удовлетворении требований прокурора, суд пришел к правильному выводу о том, что стаж работы по специальности Д. на момент его назначения на должность начальника отдела муниципального хозяйства составляет более 4 лет. При этом суд учел в стаж работы по специальности период работы Д. в должности генерального директора ООО "...".
Судебная коллегия находит данный вывод суда законным и обоснованным.
Доводы прокурора о том, что в стаж работы по специальности неправомерно включен период работы в должности генерального директора общества, судебной коллегией отклоняется.
В соответствии с Квалификационным справочником должностей руководителей, специалистов и других служащих", утвержденным Постановлением Минтруда РФ от 21.08.1998 N 37 к должности директора (генерального директора, управляющего) предприятия предъявляются требования, в частности, высшее профессиональное (техническое или инженерно-экономическое) образование.
Квалификационные требования должностной инструкции начальника отдела муниципального хозяйства, утвержденной Главой Константиновского городского поселения ..., не содержат указаний на профиль высшего образования.
Учитывая, что Д. работал в должности генерального директора, имея высшее образование, то суд правомерно включил спорный период в стаж работы по специальности, дающий право на замещение должности муниципальной службы.
При этом следует отметить, что на момент рассмотрения дела судом первой инстанции Д. замещал иную должность муниципальной службы, поэтому распоряжение о назначении его на должность ... прекратило свое действие.
Разрешая спор и удовлетворяя заявление прокурора в части признания незаконным распоряжение от 28.12.2011 N 39 о назначении Д. на должность заместителя главы администрации, суд пришел к правильному выводу о том, что стаж работы по специальности Д. на момент назначения на должность составляет менее шести лет (... лет ... месяцев и ... дней). При этом не учтен стаж работы истца, имевшей место до момента получения им высшего образования по специальности "бухгалтерский учет, анализ и аудит".
Судебная коллегия находит данный вывод суда основанным на правильном толковании и применении норм материального права по следующим основаниям.
Из материалов дела усматривается, что Д. ... выдан диплом Константиновского сельскохозяйственного техникума о среднем профессиональном образовании, базовый уровень по специальности экономист, бухгалтерский учет и контроль, присвоена квалификация бухгалтер. В период с 01.09.2002 по 29.03.2006 (выдан диплом о высшем профессиональном образовании) Д. работал бухгалтером крестьянского (фермерского) хозяйства "...".
В соответствии с Квалификационным справочником должностей руководителей, специалистов и других служащих (утв. Постановлением Минтруда России от 21.08.1998 N 37) установлены следующие квалификационные требования для бухгалтера: среднее профессиональное (экономическое) образование без предъявления требований к стажу работы или специальная подготовка по установленной программе и стаж работы по учету и контролю не менее трех лет.
Разрешая спор, суд правильно указал на то, что стаж работы Д. по специальности "бухгалтер" не может быть учтен как "стаж работы по специальности", необходимый для занятия должности муниципальной службы. Областным законом Ростовской области от 09.10.2007 N 786-ЗС "О муниципальной службе в Ростовской области" в соответствии с федеральным законодательством о муниципальной службе прямо установлено, что гражданам, претендующим на замещение высшей должности муниципальной службы, к которой относится и должность заместителя главы местной администрации, необходимо иметь высшее профессиональное образование, а также не менее пяти лет стажа муниципальной или государственной гражданской службы (государственной службы иных видов) или не менее шести лет стажа работы по специальности. Таким образом, законодатель Ростовской области, действуя в пределах своих полномочий, установил, что стаж работы по специальности для претендента на занятие должности муниципальной службы исчисляется с момента завершения обучения в высшем учебном учреждении.
Довод апелляционной жалобы о том, что стаж работы по специальности, необходимый для занятия должности муниципальной службы, может быть выработан и до получения высшего образования, судебной коллегией отклоняется, как не основанный на нормах материального права.
Пункт 1 части 2 статьи 5 Областного Закона Ростовской области от 09.10.2007 N 786-ЗС "О муниципальной службе в Ростовской области" и по содержанию, и по форме связывает понятие "стаж работы по специальности", необходимый для занятия должности муниципальной службы, с наличием высшего профессионального образования, поэтому вывод суда о том, что этот стаж должен быть выработан именно по специальности, полученной в высшем учебном учреждении, является правильным.
Довод апелляционной жалобы об отсутствии в решении указаний о порядке устранения нарушений закона, не является основанием для отмены решения суда, поскольку не свидетельствует о наличии существенных нарушений норм права, повлиявших на выводы суда первой инстанции.
При указанных обстоятельствах оснований для отмены решения суда по доводам апелляционной жалобы и апелляционного представления не имеется.
Руководствуясь ст. ст. 328, 329 ГПК РФ судебная коллегия
определила:
решение Усть-Донецкого районного суда Ростовской области от 25.06.2012 оставить без изменения, апелляционную жалобу Главы администрации Константиновского городского поселения, апелляционное представление прокурора Константиновского района Ростовской области- без удовлетворения.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DAYWORK.RU | Кадровая служба предприятия" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)