Судебные решения, арбитраж
Трудовой договор о работе в районах Крайнего Севера и местностях, приравненных к ним; Трудовой договор
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Судья: Брандина Н.В.
Судебная коллегия по гражданским делам Мурманского областного суда в составе:
председательствующего
Симакова А.В.
судей
Самойленко В.Г.
Кутовской Н.А.
при секретаре
Б.Е.
рассмотрела в открытом судебном заседании дело по иску Б. к Филиалу N 1 Управления финансового обеспечения Минобороны России по Мурманской области, Морской авиации Северного флота о взыскании недополученной заработной платы,
по кассационной жалобе Б. на решение Североморского городского суда Мурманской области от 23 ноября 2011 года, по которому постановлено:
"исковые требования Б. оставить без удовлетворения".
Заслушав доклад судьи Самойленко В.Г., объяснения Б., поддержавшей доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Мурманского областного суда
установила:
Б. обратилась в суд с иском к Филиалу N 1 Управления финансового обеспечения Минобороны России по Мурманской области, Морской авиации Северного флота о взыскании недополученной заработной платы.
В обоснование иска истец указала, что работает в Управлении Морской авиации Северного Флота в должности _ _ Морской авиации Северного флота, оплата ее труда производится в соответствии с Приказом Министра обороны РФ N 90 от 2001 года.
В соответствии с Приказами Министра обороны N 115 от 2009 года и N 1010 от 2010 года, гражданскому персоналу Управления выплачивалась премия.
В периоды с ... по ... 2010 года и с ... по ... 2011 года ей были предоставлены ежегодные оплачиваемые отпуска, однако в расчет отпускных вышеуказанная премия включена работодателем не была.
Согласно письменному ответу Филиала N 1 Управления финансового обеспечения Минобороны РФ в Мурманской области премия, предусмотренная указанными Приказами Министра обороны, не подлежит включению в средний дневной заработок для расчета отпусков.
Не соглашаясь с данным мнением ответчика и ссылаясь на положения статьи 139 Трудового кодекса РФ, пункт 2 Положения об особенностях порядка исчисления средней заработной платы, утвержденного Постановлением Правительства РФ N 922 от 24.12.2007 года, истец просила обязать Филиал N 1 УФО Минобороны РФ в Мурманской области произвести перерасчет суммы отпускных и выплатить недополученную денежную сумму за 2010 - 2011 годы с учетом вышеуказанной премии.
В судебном заседании истец Б. иск поддержала.
Представитель ответчика Филиала N 1 Управления финансового обеспечения Минобороны России по Мурманской области в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен судом надлежащим образом, просил рассмотреть дело в его отсутствие. Представил письменный отзыв на иск, в котором просил в удовлетворении иска отказать.
Представитель соответчика - Управления Морской авиации СФ в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом. Представил письменный отзыв на иск, в котором иск не признал.
Судом принято приведенное выше решение.
В кассационной жалобе истец просит решение суда отменить.
В обоснование кассационной жалобы указывает, что в соответствии с приказом Министра обороны РФ N 1010 от 26.07.2010 (N 115 от 2009 г.) дополнительные выплаты военнослужащим и премии лицам гражданского персонала выплачиваются ежеквартально в пределах сумм, доведенных до работодателя на эти цели. Данные премии носят стимулирующий характер и выплачиваются по результатам работы, в связи с этим, нельзя считать их разовыми.
Также истец указывает, что, несмотря на то, что трудовой договор, заключенный с ней, не содержит условия о выплате дополнительного материального стимулирования, условия оплаты труда, определенные трудовым договором, не могут быть ухудшены по сравнению с установленными нормативными актами.
Ссылаясь на Положение об особенностях порядка исчисления средней заработной платы, утвержденное Постановлением Правительства РФ N 922 от 24.12.2007, указывает, что дополнительное материальное стимулирование должно быть включено в расчет среднего заработка для выплаты отпускных, поскольку выплачиваемая премия носит стимулирующий, а не социальный характер.
В судебное заседание суда кассационной инстанции не явились представитель Филиала N 1 Управления финансового обеспечения Министерства обороны России по Мурманской области, представитель соответчика - Управления Морской авиации Северного Флота, извещенные о времени и месте рассмотрения дела.
Судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся в судебное заседание лиц, поскольку их неявка, в силу статьи 354 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, не является препятствием к разбирательству дела.
В соответствии с частью 1 статьи 347 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, подлежащей применению в силу статьи 2 Федерального закона от 09.12.2010 N 353-ФЗ "О внесении изменений в Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации", суд кассационной инстанции проверяет законность и обоснованность решения суда первой инстанции исходя из доводов, изложенных в кассационной жалобе.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия находит решение суда законным и обоснованным.
Установив, что Б. на основании трудового договора от ... 2009 года работает в Управлении Морской авиации Северного флота в должности _ _ и относится к категории лиц гражданского персонала Вооруженных Сил Российской Федерации, суд первой инстанции обоснованно при разрешении дела исходил из положений статьи 349 Трудового кодекса РФ, в силу которой на работников, заключивших трудовой договор о работе в воинских частях, учреждениях, военных образовательных учреждениях высшего и среднего профессионального образования, иных организациях Вооруженных Сил Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти, в которых законодательством Российской Федерации предусмотрена военная служба, а также на работников, проходящих заменяющую военную службу альтернативную гражданскую службу, распространяются трудовое законодательство и иные акты, содержащие нормы трудового права, с особенностями, установленными настоящим Кодексом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Согласно условий трудового договора (пункта 4) заработная плата работника состоит из должностного оклада, районного коэффициента за работу в районах Крайнего Севера, премии в размере 25% к должностному окладу, ежемесячной надбавки в размере 15% к должностному окладу за работу со сведениями, составляющими государственную тайну. На работника распространяются льготы, гарантии и компенсации, предусмотренные законодательством РФ и локальными нормативными актами работодателя.
Из материалов дела усматривается, что на основании Приказов Министра обороны РФ N 115 от 2009 года и N 1010 от 2010 года "О дополнительных мерах по повышению эффективности использования фондов денежного довольствия военнослужащих и оплаты труда лиц гражданского персонала Вооруженных Сил Российской Федерации" персоналу Управления Северного флота, в том числе и истцу, были выплачены дополнительные премии по результатам работы.
В периоды с ... по ... 2010 года и с ... по ... 2011 года истцу был предоставлен ежегодный оплачиваемый отпуск.
Вместе с тем, при расчете среднего заработка для оплаты указанных отпусков в 2010 и 2011 годах ответчиком не была включена выплаченная истцу дополнительная премия, предусмотренная указанными Приказами Министра обороны.
Проверяя законность действий ответчика, суд первой инстанции правомерно подверг анализу положения статьи 129 Трудового кодекса РФ, определяющие понятие заработной платы, положения статьи 139 Трудового кодекса РФ и Положение об особенностях порядка исчисления заработной платы, утвержденное Постановлением Правительства Российской Федерации N 922 от 24.12.2007 (Положение), предусматривающих общий порядок исчисления средней заработной платы.
В силу части 2 статьи 139 Трудового кодекса Российской Федерации для расчета средней заработной платы учитываются все предусмотренные системой оплаты труда виды выплат, применяемые в соответствующей организации, независимо от источников этих выплат.
Перечень выплат, которые учитываются при расчете среднего заработка, установлен пунктом 2 названного Положения; к ним, в частности, относятся премии и вознаграждения, предусмотренные системой оплаты труда.
В соответствии с пунктом 3 Положения для расчета среднего заработка не учитываются выплаты социального характера и иные выплаты, не относящиеся к оплате труда (материальная помощь, оплата стоимости питания, проезда, обучения, коммунальных услуг, отдыха и другие).
В силу статьи 135 Трудового кодекса РФ системы оплаты труда, включая размеры тарифных ставок, окладов (должностных окладов), доплат и надбавок компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, системы доплат и надбавок стимулирующего характера и системы премирования, устанавливаются коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права.
На основании системного анализа трудового законодательства суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что при исчислении средней заработной платы работодатель может учесть все начисленные в расчетном периоде премии, предусмотренные системой оплаты труда и закрепленные в положении об оплате труда или положении о премировании. Исключение составляют премии, выплачиваемые в организации вне системы оплаты труда (разовые премии).
Как установлено судом, оплата труда гражданского персонала Управления Морской авиации Северного флота производится на основании Приказа Министра обороны РФ N 90 от 02.03.2001 года "Об упорядочении условий оплаты труда гражданского персонала отдельных органов Министерства обороны РФ", которым утверждено, в том числе, Положение о премировании по результатам работы гражданского персонала отдельных органов Министерства обороны Российской Федерации.
Положением о премировании по результатам работы гражданского персонала отдельных органов Министерства обороны РФ предусмотрено, что премирование по результатам работы гражданского персонала отдельных органов Министерства обороны Российской Федерации производится в целях усиления его материальной заинтересованности в повышении качества выполняемых задач, возложенных на соответствующий орган военного управления, своевременном и добросовестном исполнении своих обязанностей, повышении уровня ответственности за порученный участок работы, а также за выполнение заданий в особых условиях (пункт 1).
В соответствии с указанным Положением, премирование гражданского персонала производится, как правило, по результатам работы за месяц (квартал) и является формой материального стимулирования эффективного и добросовестного труда (пункты 3, 4).
Коллективный договор, заключенный между командованием (администрацией) и гражданским персоналом (работниками) Морской авиации Северного флота на 2009 - 2012 гг. (утвержден на общем собрании трудового коллектива МА РФ 13.07.2009 г.) в части расчета средней заработной платы и среднего дневного заработка (пункты 4.8, 2.10) содержит ссылку на положения Трудового кодекса РФ, приведенные выше.
Положение о премировании по результатам работы гражданского персонала МА СФ, труд которых оплачивается по приказам МО РФ 2001 года N 90, 2008 года N 555 (является приложением к коллективному договору), предусмотрено, что премирование работников производится за счет планового выделения на эти цели средств по фонду заработной платы. От исчисленной суммы планового фонда заработной платы фонд премирования определяется в размере _ _ должностных окладов (пункт 2); премии учитываются при исчислении среднего заработка работника (пункт 3); выплачиваются по результатам работы за месяц в размере, определенном руководителем (пункт 5); премия выплачивается ежемесячно одновременно с выплатой заработной платы за проработанное время в размере *%.
Судом установлено, что истцом не оспаривается учет указанной премии в расчете средней заработной платы работодателем.
Из материалов дела следует, в 2010 г. и 2009 г. истцу были выплачены дополнительные премии на основании следующего законодательства.
Указом Президента Российской Федерации от 26.12.2006 N 1459 "О дополнительных мерах по повышению эффективности использования средств на оплату труда работников федеральных органов исполнительной власти" в целях повышения эффективности использования средств на оплату труда работников федеральных органов исполнительной власти и обеспечения качественного выполнения возложенных на указанные органы функций и задач, руководителям федеральных органов исполнительной власти предоставлено право использовать средства федерального бюджета на оплату труда и денежное довольствие, высвободившиеся в результате сокращения численности работников, лиц рядового и начальствующего состава и гражданского персонала в соответствии с настоящим Указом, на выплату работникам, лицам рядового и начальствующего состава и гражданскому персоналу премий по результатам службы (работы) (пункт 7).
Во исполнение данного Указа Президента РФ Приказом Министра обороны РФ от 28.03.2009 N 115 "О дополнительных мерах по повышению эффективности использования фондов денежного довольствия военнослужащих и оплаты труда лиц гражданского персонала Вооруженных Сил РФ", утвержден Порядок определения и расходования объемов бюджетных средств, направляемых на дополнительные выплаты военнослужащим, проходящим военную службу по контракту, и премии лицам гражданского персонала Вооруженных Сил Российской Федерации.
Пунктом 2 Порядка предусмотрено, что расходы на материальное стимулирование осуществляются за счет высвободившейся в результате сокращения численности личного состава Вооруженных Сил Российской Федерации экономии бюджетных средств в пределах доводимых Министерством обороны Российской Федерации на соответствующий финансовый год лимитов бюджетных обязательств на выплату денежного довольствия военнослужащим и оплату труда лицам гражданского персонала.
Фонды с поквартальным их распределением в пределах имеющихся на эти цели лимитов бюджетных обязательств утверждаются соответствующими должностными лицами (командующими объединениями, командирами соединений - для непосредственно подчиненных воинских частей и организаций Вооруженных Сил Российской Федерации) (пункт 3).
Материальное стимулирование личного состава в пределах объемов бюджетных средств, установленных в соответствии с пунктом 5 настоящего Порядка, производится в объединениях, соединениях, воинских частях, и организациях Вооруженных Сил Российской Федерации на основании приказов соответствующих командиров (начальников) (пункт 6 Порядка).
Аналогичные положения установлены Приказом Министра обороны РФ N 1010 от 26.07.2010, которым Приказ Министра обороны N 115 от 28.03.2009 отменен.
Из содержания приказов N * от .... 2009 г., N * от ... 2009 г., N * от ... 2010 г., N * от ... 2010 г. N * от ... 2010 г., изданных Командующим Северным флотом и врио Командующего Северным флотом, "о дополнительном материальном стимулировании гражданского персонала управления Северного флота по результатам работы" за счет экономии денежных средств выплачены дополнительные премии гражданскому персоналу, в т.ч. истцу, за 9 месяцев 2009 г., за второе полугодие 2009 г., за первое полугодие 2010 г., за третий квартал 2010 г., за 4 квартал 2010 г.
Установив указанные обстоятельства, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что материальное стимулирование в виде дополнительной премии не является обязательной и гарантированной выплатой, осуществляется за счет высвободившейся в результате сокращения численности экономии бюджетных средств, в пределах лимитов бюджетных обязательств, и является разовой поощрительной выплатой.
При этом, судом правильно учтено, что дополнительные премии носят стимулирующий характер, в годовом фонде оплаты труда не запланированы, Коллективным договором Управления Морской авиации Северного флота и Положением о премировании по результатам работы гражданского персонала МА СФ, труд которых оплачивается по приказам МО РФ 2001 года N 90, 2008 года N 555, не предусмотрены, т.е. не относятся к премиям и вознаграждениям, предусмотренным системой оплаты труда.
С учетом изложенного, суд первой инстанции пришел к правильному выводу об отсутствии оснований для удовлетворения заявленных истцом требований.
Выводы суда основаны на полном и объективном исследовании имеющихся в деле доказательств, оценка которым дана судом по правилам статьи 67 Гражданского процессуального кодекса РФ, результат которой приведен в решении суда. Решение принято в соответствии с нормами материального права, с соблюдением норм процессуального права.
Доводы кассационной жалобы не могут повлечь отмену решения, так как основаны на ошибочном толковании норм материального права.
Судебной коллегией не установлены основания для отмены решения суда, предусмотренные статьей 362 Гражданского процессуального кодекса РФ.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 361, 366 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Мурманского областного суда
определила:
решение Североморского городского суда Мурманской области от 23 ноября 2011 года оставить без изменения, кассационную жалобу Б. - без удовлетворения.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DAYWORK.RU | Кадровая служба предприятия" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ МУРМАНСКОГО ОБЛАСТНОГО СУДА ОТ 18.01.2012 ПО ДЕЛУ N 33-102
Разделы:Трудовой договор о работе в районах Крайнего Севера и местностях, приравненных к ним; Трудовой договор
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
МУРМАНСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД
КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 18 января 2012 г. по делу N 33-102
Судья: Брандина Н.В.
Судебная коллегия по гражданским делам Мурманского областного суда в составе:
председательствующего
Симакова А.В.
судей
Самойленко В.Г.
Кутовской Н.А.
при секретаре
Б.Е.
рассмотрела в открытом судебном заседании дело по иску Б. к Филиалу N 1 Управления финансового обеспечения Минобороны России по Мурманской области, Морской авиации Северного флота о взыскании недополученной заработной платы,
по кассационной жалобе Б. на решение Североморского городского суда Мурманской области от 23 ноября 2011 года, по которому постановлено:
"исковые требования Б. оставить без удовлетворения".
Заслушав доклад судьи Самойленко В.Г., объяснения Б., поддержавшей доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Мурманского областного суда
установила:
Б. обратилась в суд с иском к Филиалу N 1 Управления финансового обеспечения Минобороны России по Мурманской области, Морской авиации Северного флота о взыскании недополученной заработной платы.
В обоснование иска истец указала, что работает в Управлении Морской авиации Северного Флота в должности _ _ Морской авиации Северного флота, оплата ее труда производится в соответствии с Приказом Министра обороны РФ N 90 от 2001 года.
В соответствии с Приказами Министра обороны N 115 от 2009 года и N 1010 от 2010 года, гражданскому персоналу Управления выплачивалась премия.
В периоды с ... по ... 2010 года и с ... по ... 2011 года ей были предоставлены ежегодные оплачиваемые отпуска, однако в расчет отпускных вышеуказанная премия включена работодателем не была.
Согласно письменному ответу Филиала N 1 Управления финансового обеспечения Минобороны РФ в Мурманской области премия, предусмотренная указанными Приказами Министра обороны, не подлежит включению в средний дневной заработок для расчета отпусков.
Не соглашаясь с данным мнением ответчика и ссылаясь на положения статьи 139 Трудового кодекса РФ, пункт 2 Положения об особенностях порядка исчисления средней заработной платы, утвержденного Постановлением Правительства РФ N 922 от 24.12.2007 года, истец просила обязать Филиал N 1 УФО Минобороны РФ в Мурманской области произвести перерасчет суммы отпускных и выплатить недополученную денежную сумму за 2010 - 2011 годы с учетом вышеуказанной премии.
В судебном заседании истец Б. иск поддержала.
Представитель ответчика Филиала N 1 Управления финансового обеспечения Минобороны России по Мурманской области в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен судом надлежащим образом, просил рассмотреть дело в его отсутствие. Представил письменный отзыв на иск, в котором просил в удовлетворении иска отказать.
Представитель соответчика - Управления Морской авиации СФ в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом. Представил письменный отзыв на иск, в котором иск не признал.
Судом принято приведенное выше решение.
В кассационной жалобе истец просит решение суда отменить.
В обоснование кассационной жалобы указывает, что в соответствии с приказом Министра обороны РФ N 1010 от 26.07.2010 (N 115 от 2009 г.) дополнительные выплаты военнослужащим и премии лицам гражданского персонала выплачиваются ежеквартально в пределах сумм, доведенных до работодателя на эти цели. Данные премии носят стимулирующий характер и выплачиваются по результатам работы, в связи с этим, нельзя считать их разовыми.
Также истец указывает, что, несмотря на то, что трудовой договор, заключенный с ней, не содержит условия о выплате дополнительного материального стимулирования, условия оплаты труда, определенные трудовым договором, не могут быть ухудшены по сравнению с установленными нормативными актами.
Ссылаясь на Положение об особенностях порядка исчисления средней заработной платы, утвержденное Постановлением Правительства РФ N 922 от 24.12.2007, указывает, что дополнительное материальное стимулирование должно быть включено в расчет среднего заработка для выплаты отпускных, поскольку выплачиваемая премия носит стимулирующий, а не социальный характер.
В судебное заседание суда кассационной инстанции не явились представитель Филиала N 1 Управления финансового обеспечения Министерства обороны России по Мурманской области, представитель соответчика - Управления Морской авиации Северного Флота, извещенные о времени и месте рассмотрения дела.
Судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся в судебное заседание лиц, поскольку их неявка, в силу статьи 354 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, не является препятствием к разбирательству дела.
В соответствии с частью 1 статьи 347 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, подлежащей применению в силу статьи 2 Федерального закона от 09.12.2010 N 353-ФЗ "О внесении изменений в Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации", суд кассационной инстанции проверяет законность и обоснованность решения суда первой инстанции исходя из доводов, изложенных в кассационной жалобе.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия находит решение суда законным и обоснованным.
Установив, что Б. на основании трудового договора от ... 2009 года работает в Управлении Морской авиации Северного флота в должности _ _ и относится к категории лиц гражданского персонала Вооруженных Сил Российской Федерации, суд первой инстанции обоснованно при разрешении дела исходил из положений статьи 349 Трудового кодекса РФ, в силу которой на работников, заключивших трудовой договор о работе в воинских частях, учреждениях, военных образовательных учреждениях высшего и среднего профессионального образования, иных организациях Вооруженных Сил Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти, в которых законодательством Российской Федерации предусмотрена военная служба, а также на работников, проходящих заменяющую военную службу альтернативную гражданскую службу, распространяются трудовое законодательство и иные акты, содержащие нормы трудового права, с особенностями, установленными настоящим Кодексом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Согласно условий трудового договора (пункта 4) заработная плата работника состоит из должностного оклада, районного коэффициента за работу в районах Крайнего Севера, премии в размере 25% к должностному окладу, ежемесячной надбавки в размере 15% к должностному окладу за работу со сведениями, составляющими государственную тайну. На работника распространяются льготы, гарантии и компенсации, предусмотренные законодательством РФ и локальными нормативными актами работодателя.
Из материалов дела усматривается, что на основании Приказов Министра обороны РФ N 115 от 2009 года и N 1010 от 2010 года "О дополнительных мерах по повышению эффективности использования фондов денежного довольствия военнослужащих и оплаты труда лиц гражданского персонала Вооруженных Сил Российской Федерации" персоналу Управления Северного флота, в том числе и истцу, были выплачены дополнительные премии по результатам работы.
В периоды с ... по ... 2010 года и с ... по ... 2011 года истцу был предоставлен ежегодный оплачиваемый отпуск.
Вместе с тем, при расчете среднего заработка для оплаты указанных отпусков в 2010 и 2011 годах ответчиком не была включена выплаченная истцу дополнительная премия, предусмотренная указанными Приказами Министра обороны.
Проверяя законность действий ответчика, суд первой инстанции правомерно подверг анализу положения статьи 129 Трудового кодекса РФ, определяющие понятие заработной платы, положения статьи 139 Трудового кодекса РФ и Положение об особенностях порядка исчисления заработной платы, утвержденное Постановлением Правительства Российской Федерации N 922 от 24.12.2007 (Положение), предусматривающих общий порядок исчисления средней заработной платы.
В силу части 2 статьи 139 Трудового кодекса Российской Федерации для расчета средней заработной платы учитываются все предусмотренные системой оплаты труда виды выплат, применяемые в соответствующей организации, независимо от источников этих выплат.
Перечень выплат, которые учитываются при расчете среднего заработка, установлен пунктом 2 названного Положения; к ним, в частности, относятся премии и вознаграждения, предусмотренные системой оплаты труда.
В соответствии с пунктом 3 Положения для расчета среднего заработка не учитываются выплаты социального характера и иные выплаты, не относящиеся к оплате труда (материальная помощь, оплата стоимости питания, проезда, обучения, коммунальных услуг, отдыха и другие).
В силу статьи 135 Трудового кодекса РФ системы оплаты труда, включая размеры тарифных ставок, окладов (должностных окладов), доплат и надбавок компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, системы доплат и надбавок стимулирующего характера и системы премирования, устанавливаются коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права.
На основании системного анализа трудового законодательства суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что при исчислении средней заработной платы работодатель может учесть все начисленные в расчетном периоде премии, предусмотренные системой оплаты труда и закрепленные в положении об оплате труда или положении о премировании. Исключение составляют премии, выплачиваемые в организации вне системы оплаты труда (разовые премии).
Как установлено судом, оплата труда гражданского персонала Управления Морской авиации Северного флота производится на основании Приказа Министра обороны РФ N 90 от 02.03.2001 года "Об упорядочении условий оплаты труда гражданского персонала отдельных органов Министерства обороны РФ", которым утверждено, в том числе, Положение о премировании по результатам работы гражданского персонала отдельных органов Министерства обороны Российской Федерации.
Положением о премировании по результатам работы гражданского персонала отдельных органов Министерства обороны РФ предусмотрено, что премирование по результатам работы гражданского персонала отдельных органов Министерства обороны Российской Федерации производится в целях усиления его материальной заинтересованности в повышении качества выполняемых задач, возложенных на соответствующий орган военного управления, своевременном и добросовестном исполнении своих обязанностей, повышении уровня ответственности за порученный участок работы, а также за выполнение заданий в особых условиях (пункт 1).
В соответствии с указанным Положением, премирование гражданского персонала производится, как правило, по результатам работы за месяц (квартал) и является формой материального стимулирования эффективного и добросовестного труда (пункты 3, 4).
Коллективный договор, заключенный между командованием (администрацией) и гражданским персоналом (работниками) Морской авиации Северного флота на 2009 - 2012 гг. (утвержден на общем собрании трудового коллектива МА РФ 13.07.2009 г.) в части расчета средней заработной платы и среднего дневного заработка (пункты 4.8, 2.10) содержит ссылку на положения Трудового кодекса РФ, приведенные выше.
Положение о премировании по результатам работы гражданского персонала МА СФ, труд которых оплачивается по приказам МО РФ 2001 года N 90, 2008 года N 555 (является приложением к коллективному договору), предусмотрено, что премирование работников производится за счет планового выделения на эти цели средств по фонду заработной платы. От исчисленной суммы планового фонда заработной платы фонд премирования определяется в размере _ _ должностных окладов (пункт 2); премии учитываются при исчислении среднего заработка работника (пункт 3); выплачиваются по результатам работы за месяц в размере, определенном руководителем (пункт 5); премия выплачивается ежемесячно одновременно с выплатой заработной платы за проработанное время в размере *%.
Судом установлено, что истцом не оспаривается учет указанной премии в расчете средней заработной платы работодателем.
Из материалов дела следует, в 2010 г. и 2009 г. истцу были выплачены дополнительные премии на основании следующего законодательства.
Указом Президента Российской Федерации от 26.12.2006 N 1459 "О дополнительных мерах по повышению эффективности использования средств на оплату труда работников федеральных органов исполнительной власти" в целях повышения эффективности использования средств на оплату труда работников федеральных органов исполнительной власти и обеспечения качественного выполнения возложенных на указанные органы функций и задач, руководителям федеральных органов исполнительной власти предоставлено право использовать средства федерального бюджета на оплату труда и денежное довольствие, высвободившиеся в результате сокращения численности работников, лиц рядового и начальствующего состава и гражданского персонала в соответствии с настоящим Указом, на выплату работникам, лицам рядового и начальствующего состава и гражданскому персоналу премий по результатам службы (работы) (пункт 7).
Во исполнение данного Указа Президента РФ Приказом Министра обороны РФ от 28.03.2009 N 115 "О дополнительных мерах по повышению эффективности использования фондов денежного довольствия военнослужащих и оплаты труда лиц гражданского персонала Вооруженных Сил РФ", утвержден Порядок определения и расходования объемов бюджетных средств, направляемых на дополнительные выплаты военнослужащим, проходящим военную службу по контракту, и премии лицам гражданского персонала Вооруженных Сил Российской Федерации.
Пунктом 2 Порядка предусмотрено, что расходы на материальное стимулирование осуществляются за счет высвободившейся в результате сокращения численности личного состава Вооруженных Сил Российской Федерации экономии бюджетных средств в пределах доводимых Министерством обороны Российской Федерации на соответствующий финансовый год лимитов бюджетных обязательств на выплату денежного довольствия военнослужащим и оплату труда лицам гражданского персонала.
Фонды с поквартальным их распределением в пределах имеющихся на эти цели лимитов бюджетных обязательств утверждаются соответствующими должностными лицами (командующими объединениями, командирами соединений - для непосредственно подчиненных воинских частей и организаций Вооруженных Сил Российской Федерации) (пункт 3).
Материальное стимулирование личного состава в пределах объемов бюджетных средств, установленных в соответствии с пунктом 5 настоящего Порядка, производится в объединениях, соединениях, воинских частях, и организациях Вооруженных Сил Российской Федерации на основании приказов соответствующих командиров (начальников) (пункт 6 Порядка).
Аналогичные положения установлены Приказом Министра обороны РФ N 1010 от 26.07.2010, которым Приказ Министра обороны N 115 от 28.03.2009 отменен.
Из содержания приказов N * от .... 2009 г., N * от ... 2009 г., N * от ... 2010 г., N * от ... 2010 г. N * от ... 2010 г., изданных Командующим Северным флотом и врио Командующего Северным флотом, "о дополнительном материальном стимулировании гражданского персонала управления Северного флота по результатам работы" за счет экономии денежных средств выплачены дополнительные премии гражданскому персоналу, в т.ч. истцу, за 9 месяцев 2009 г., за второе полугодие 2009 г., за первое полугодие 2010 г., за третий квартал 2010 г., за 4 квартал 2010 г.
Установив указанные обстоятельства, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что материальное стимулирование в виде дополнительной премии не является обязательной и гарантированной выплатой, осуществляется за счет высвободившейся в результате сокращения численности экономии бюджетных средств, в пределах лимитов бюджетных обязательств, и является разовой поощрительной выплатой.
При этом, судом правильно учтено, что дополнительные премии носят стимулирующий характер, в годовом фонде оплаты труда не запланированы, Коллективным договором Управления Морской авиации Северного флота и Положением о премировании по результатам работы гражданского персонала МА СФ, труд которых оплачивается по приказам МО РФ 2001 года N 90, 2008 года N 555, не предусмотрены, т.е. не относятся к премиям и вознаграждениям, предусмотренным системой оплаты труда.
С учетом изложенного, суд первой инстанции пришел к правильному выводу об отсутствии оснований для удовлетворения заявленных истцом требований.
Выводы суда основаны на полном и объективном исследовании имеющихся в деле доказательств, оценка которым дана судом по правилам статьи 67 Гражданского процессуального кодекса РФ, результат которой приведен в решении суда. Решение принято в соответствии с нормами материального права, с соблюдением норм процессуального права.
Доводы кассационной жалобы не могут повлечь отмену решения, так как основаны на ошибочном толковании норм материального права.
Судебной коллегией не установлены основания для отмены решения суда, предусмотренные статьей 362 Гражданского процессуального кодекса РФ.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 361, 366 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Мурманского областного суда
определила:
решение Североморского городского суда Мурманской области от 23 ноября 2011 года оставить без изменения, кассационную жалобу Б. - без удовлетворения.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DAYWORK.RU | Кадровая служба предприятия" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)