Судебные решения, арбитраж
Изменение трудового договора; Трудовые отношения
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Судья Муравьев А.А.
Судебная коллегия по гражданским делам Нижегородского областного суда в составе:
Председательствующего: Башаркиной Н.Н.,
Судей: Захаровой С.В., Заварихиной С.И.,
при секретаре: Б.,
рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи Захаровой С.В.,
с участием представителя Ф. - Р. (по доверенности), представителя Территориального Фонда обязательного медицинского страхования Нижегородской области З. (по доверенности), представителя Министерства здравоохранения Нижегородской области С. (по доверенности),
дело по апелляционной жалобе Ф., возражениям на нее
на решение Сеченовского районного суда от ДД.ММ.ГГГГ
по иску Ф. к Государственному бюджетному учреждению здравоохранения Нижегородской области "Сеченовская центральная районная больница" о включении в региональную программу модернизации системы здравоохранения Нижегородской области, об обязании заключения дополнительного соглашения к трудовому договору, оценке деятельности по оплате денежных средств,
установила:
Ф. обратилась в суд с иском к Государственному бюджетному учреждению здравоохранения Нижегородской области "Сеченовская центральная районная больница" (далее - Сеченовская ЦРБ) о включении в региональную программу модернизации системы здравоохранения Нижегородской области, об обязании заключения дополнительного соглашения к трудовому договору, оценке деятельности по оплате денежных средств.
В обоснование требований указала, что работает в Сеченовской ЦРБ в должности врача-лаборанта клинико-диагностической лаборатории с 1989 года. В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 15 февраля 2011 года N 85 "Об утверждении правил финансового обеспечения в 2011-2012 годах региональных программ модернизации здравоохранения субъектов РФ за счет средств, представляемых из бюджета Федерального фонда обязательного медицинского страхования", распоряжением Правительства РФ от 27 декабря 2010 года N 2396-р "О распределении субсидий из бюджета федерального фонда обязательного медицинского страхования на реализацию региональных программ модернизации здравоохранения субъектов РФ в 2011-2012 г.г." и в целях реализации постановления Правительства Нижегородской области от 15.03.2011 г. N 174 "Об утверждении региональной программы модернизации здравоохранения Нижегородской области на 2011 - 2012 г.г." Правительством Нижегородской области было принято постановление от 27.04.2011 г. N 310 "О порядке реализации мероприятий региональной программы модернизации здравоохранения Нижегородской области на 2011 - 2012 г.г. и расходования средств на территории Нижегородской области".
Постановлением Правительства Нижегородской области от 27.04.2011 г. N 311 "О порядке расходования средств на реализацию задачи "Внедрение стандартов оказания медицинской помощи, повышение доступности амбулаторной медицинской помощи, в том числе предоставляемой врачами специалистами в рамках программы модернизации здравоохранения Нижегородской области на 2011 - 2012 г.г." с 01.09.2011 г. был утвержден порядок расходования средств на внедрение стандартов стационарной медицинской помощи и повышение доступности амбулаторной медицинской помощи при реализации региональной программы модернизации системы здравоохранения Нижегородской области на 2011 - 2012 г.г., а также порядок осуществления денежных выплат врачам специалистам, участвующим в реализации мероприятий по повышению доступности амбулаторной медицинской помощи и порядок осуществления денежных выплат врачам-специалистам, участвующим в реализации мероприятий по внедрению стационарной медицинской помощи.
На основании Методики оценки деятельности специалистов с высшим и средним медицинским образованием, участвующих в реализации мероприятий по повышению доступности амбулаторной медицинской помощи, утвержденной Приказом Министерства здравоохранения Нижегородской области N 693 от 28.04.2011 г. (с изменениями от 16.05.2011 г. N 762), осуществление денежных выплат врачам-специалистам, участвующим в реализации мероприятий по повышению доступности амбулаторной медицинской помощи, производится с даты заключения дополнительного соглашения к трудовому договору, которое заключается с работником, занимающим штатную должность в объеме не менее 0,25 ставки с учетом внутреннего и внешнего совместительства. Данным документом установлено, что размер денежных выплат на 1 штатную должность врачебного персонала составляет 5340 рублей. Выплаты должны производиться ежемесячно с учетом оценки критериев эффективности деятельности врачей-специалистов.
В целях реализации вышеуказанных нормативных актов Министерством здравоохранения Нижегородской области был издан приказ N 695 от 28.04.2011 г. "Об утверждении перечня должностей специалистов с высшим и средним медицинским образованием, участвующих в реализации мероприятия по повышению доступности амбулаторной медицинской помощи". Данным приказом утвержден перечень должностей специалистов с высшим и средним медицинским образованием, участвующих в реализации мероприятий по повышению доступности амбулаторной медицинской помощи. Приказом от 28.04.2011 г. N 693 "Об утверждении методики оценки деятельности специалистов с высшим и средним медицинским образованием, участвующих в реализации мероприятия по повышению доступности амбулаторной медицинской помощи" в перечень была включена должность "врача клинической лабораторной диагностики".
В 1985 году истица закончила Горьковский государственный университет им Л. по специальности "биология". С 1989 года принята на должность врача-лаборанта в клинико-диагностическую лабораторию Сеченовской ЦРБ, где и работает по настоящее время. Имеет сертификат по специальности "клиническая лабораторная диагностика" с 2000 г., за 2005 г., за 2010 г. и высшую квалификационную категорию по специальности "клиническая лабораторная диагностика", которая подтверждена в 2010 г., в 2005 г., в 2000 г. - 1 категория.
Истица не включена в региональную программу модернизации и с ней не заключено дополнительное соглашение к трудовому договору, так как у нее нет высшего медицинского образования, что она считает незаконным. В соответствии с Квалификационными характеристиками должностей работников в сфере здравоохранения, утвержденными Приказом Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 23.07.2010 г. N 541н, право на замещение должности "врач клинической лабораторной диагностики" имеет специалист с высшим медицинским образованием. Однако, там же указано, что наименование должности "врача-лаборанта" сохраняется для специалистов с профессиональным (немедицинским) образованием, принятых на работу на эту должность до 1 октября 1999 года.
Истица считает не включение ее в программу модернизации незаконным и необоснованным еще и на основании того, что в Постановлении Правительства РФ от 15.02.2011 г. N 85 "Об утверждении правил финансового обеспечения в 2011-2012 г.г. региональных программ модернизации здравоохранения субъектов РФ за счет средств из бюджета Федерального фонда обязательного медицинского страхования" круг врачей-специалистов не органичен требованием о наличии высшего медицинского образования.
Ф. просит обязать администрацию ГБУЗ НО "Сеченовская центральная районная больница" включить ее в региональную программу модернизации системы здравоохранения Нижегородской области на 2011 - 2012 г.г.; заключить с 01.09.2011 г. с ней дополнительное соглашение к трудовому договору как врача-специалиста, участвующего в реализации мероприятий по внедрению стандартов медицинской помощи и повышению доступности амбулаторной медицинской помощи; произвести с 01.09.2011 г. оценку ее деятельности как врача клинической лабораторной диагностики клинико-диагностической лаборатории "Сеченовской ЦРБ" в рамках указанной программы и по результатам оценки ее деятельности произвести соответствующие денежные выплаты.
В судебном заседании Ф. исковые требования поддержала, дополнительно пояснив, что Приказ Министерства здравоохранения Нижегородской области от 14.09.2011 года N 1552 об утверждении методики оценки деятельности специалистов распространяется на правоотношения, возникшие с 01 сентября 2011 года, поэтому в исковых требованиях она просит заключить с ней дополнительное соглашение с 01.09.2011 года.
Представитель ответчика ГБУЗ НО "Сеченовская ЦРБ" в судебное заседание не явился, в представленном в суд заявлении просил рассмотреть дело без его участия, решение вынести на усмотрение суда.
Представитель третьего лица Территориального фонда обязательного медицинского страхования Нижегородской области по доверенности З. с иском не согласилась, указав, что в реализации мероприятий по повышению доступности амбулаторной медицинской помощи, в том числе предоставляемой врачами-специалистами, участвуют только специалисты, имеющие высшее или среднее медицинское образование. Считает наличие у истицы должности, предусмотренной перечнем должностей специалистов, участвующих в реализации программы, недостаточным при отсутствии высшего или среднего медицинского образования.
Представитель третьего лица Министерства здравоохранения Нижегородской области в судебное заседание не явился, в представленных в суд письменных возражениях просил в удовлетворении исковых требований Ф. отказать в полном объеме, поскольку для участия в региональной программе модернизации здравоохранения Нижегородской области на 2011 - 2012 годы наличие медицинского образование обязательно.
Решением Сеченовского районного суда Нижегородской области от 16 мая 2012 года в удовлетворении исковых требований Ф. к Государственному бюджетному учреждению здравоохранения Нижегородской области "Сеченовская центральная районная больница" о включении в региональную программу модернизации системы здравоохранения Нижегородской области, об обязании заключения дополнительного соглашения к трудовому договору, оценке деятельности по оплате денежных средств - отказано.
В апелляционной жалобе Ф. просит отменить решение суда как незаконное и необоснованное, вынесенное с нарушением норм материального права.
В возражениях на апелляционную жалобу представители Министерства здравоохранения Нижегородской области и Территориального фонда обязательного медицинского страхования Нижегородской области просят оставить решение суда без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Законность и обоснованность решения суда первой инстанции проверена судебной коллегией по гражданским делам Нижегородского областного суда в порядке, установленном главой 39 Гражданского процессуального кодекса РФ.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, возражений на нее, выслушав объяснения явившихся лиц, судебная коллегия не находит оснований для отмены обжалуемого решения.
Разрешая гражданское дело по существу заявленных требований, суд первой инстанции, основываясь на правильном применении и толковании норм материального права, пришел к правильному выводу об отсутствии правовых оснований для удовлетворения исковых требований Ф.
Судебная коллегия соглашается с выводами суда первой инстанции, с правилами оценки и ее результатами, которые суд отразил в решении.
Доводы апелляционной жалобы не могут быть приняты судебной коллегией во внимание по следующим основаниям.
В соответствии со ст. 50 Федерального закона от 29.11.2010 г. N 326-ФЗ "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации", Постановлением Правительства Российской Федерации от 15 февраля 2011 года N 85 "Об утверждении Правил финансового обеспечения в 2011-2012 гг. региональных программ модернизации здравоохранения субъектов Российской Федерации за счет средств, предоставляемых из бюджета Федерального фонда обязательного медицинского страхования", постановлением Правительства Нижегородской области от 15 марта 2011 года N 174 "Об утверждении региональной программы модернизации здравоохранения Нижегородской области на 2011-2012 годы" в течение 2011 - 2012 гг. в целях повышения качества и доступности медицинской помощи, предоставляемой застрахованным лицам на территории Нижегородской области осуществляется реализация программы модернизации здравоохранения Нижегородской области.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 07 февраля 2011 г. N 60 "О порядке реализации мероприятий по повышению доступности амбулаторной медицинской помощи, проводимых в рамках региональных программ модернизации здравоохранения субъектов Российской Федерации", установлено, что в рамках реализуемых в 2011 - 2012 годах региональных программ модернизации здравоохранения субъектов Российской Федерации мероприятия по повышению доступности амбулаторной медицинской помощи, в том числе предоставляемой врачами-специалистами (специалистами с высшим медицинским образованием), проводятся органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации по трем направлениям.
В силу п. 3 вышеуказанного Постановления определено, что перечень должностей специалистов с высшим и средним медицинским образованием, участвующих в реализации мероприятий по повышению доступности амбулаторной медицинской помощи, а также методика оценки их деятельности устанавливаются нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации в соответствии с показателями оценки указанной деятельности, устанавливаемыми Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации.
В соответствии с Приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 21 февраля 2011 года N 145н "Об утверждении показателей оценки деятельности специалистов с высшим и средним медицинским образованием, участвующих в реализации мероприятий по повышению доступности амбулаторной медицинской помощи" утверждаются показатели оценки деятельности специалистов с высшим и средним медицинским образованием, участвующих в реализации мероприятий по повышению доступности амбулаторной медицинской помощи.
Постановлением Правительства Нижегородской области от 27 апреля 2011 года N 311 утвержден порядок оформления трудовых отношений между лечебно-профилактическим учреждением и специалистами с высшим и средним медицинским образованием, участвующих в реализации мероприятия по повышению доступности амбулаторной медицинской помощи.
Пунктом 2 указанного Порядка предусмотрено, что трудовые отношения между врачами-специалистами, ведущими амбулаторный прием, и специалистами со средним медицинским образованием, работающими с ними, перечень которых утвержден приказом министерства здравоохранения Нижегородской области и медицинской организацией, следует оформлять путем заключения дополнительных соглашений к трудовым договорам в письменной форме.
Дополнительные соглашения к трудовому договору между Работниками и Работодателем заключаются в медицинских организациях, участвующих в реализации мероприятия по повышению доступности амбулаторной медицинской помощи, перечень которых утверждается приказом министерства здравоохранения Нижегородской области.
Приказом Министерства здравоохранения Нижегородской области от 28.04.2011 года N 694 утвержден перечень медицинских организаций по повышению доступности амбулаторной медицинской помощи, в который за номером 56 вошло ГБУЗ НО "Сеченовская центральная районная больница".
Приказом Министерства здравоохранения Нижегородской области от 28.04.2011 года N 695 утвержден перечень должностей специалистов с высшим и средним медицинским образованием, участвующих в реализации мероприятий по повышению доступности амбулаторной медицинской помощи.
Приказом Министерства здравоохранения Нижегородской области от 14.09.2011 года N 1553, который распространяется на правоотношения, возникшие с 1 сентября 2011 года (п. 2), Перечень должностей специалистов с высшим и средним медицинским образованием, участвующих в реализации мероприятия по повышению доступности амбулаторной медицинской помощи, дополнен должностью "врача клинической лабораторной диагностики" (п. 31 Перечня).
Приказом Министерства здравоохранения Нижегородской области от 14.09.2011 года N 1552, который распространяется на правоотношения, возникшие с 1 сентября 2011 года (п. 4), утверждена методика оценки деятельности специалистов с высшим и средним медицинским образованием, участвующих в реализации мероприятия по повышению доступности амбулаторной медицинской помощи.
Как установлено судом и следует из материалов дела, Ф. имеет высшее образование по специальности "Биология", имеет квалификацию "Биолог, преподаватель биологии и химии". С 30.01.1989 года истица принята в Сеченовскую центральную районную больницу на должность врача-лаборанта клинико-диагностической лаборатории. В 1989 году истица обучалась на местной базе специализации при областной клинической больнице им. Семашко по специальности лабораторное дело, после обучения была допущена к работе врача-лаборанта клинико-диагностической лаборатории.
В 2000 году Ф. выдан сертификат о присвоении ей специальности: клиническая лабораторная диагностика, который действителен на срок - пять лет. Сертификат подтвержден в 2005 г. и в 2010 г., действителен до 02 апреля 2015 года.
В настоящее время истица работает в том же лечебном учреждении в должности заведующей клинико-диагностической лабораторией на 1,0 ставку, и врачом-лаборантом биохимической лаборатории на 0,5 ставки.
Высшего или среднего медицинского образования Ф. не имеет.
В соответствии с должностной инструкцией врача-лаборанта биохимической лаборатории МУЗ "Сеченовская ЦРБ" должность врача лаборанта биохимической лаборатории предусматривает высшее медицинское и биологическое образование университета.
Отказывая истице в удовлетворении исковых требований, суд исходил из того, что круг специалистов и врачей-специалистов, участвующих в региональных программах модернизации здравоохранения, ограничен требованием о наличии высшего и среднего медицинского образования, и наличие указанного образования является одним из необходимых требований для участия врача-специалиста, специалиста в региональной программе по повышению доступности амбулаторной медицинской помощи.
Судебная коллегия находит данный вывод суда правильным, должным образом мотивированным и подтвержденным имеющимися в деле доказательствами, оцененными судом в полном соответствии с требованиями ст. ст. 67, 71 ГПК РФ, и полагает необходимым отметить следующее.
Исходя из положений статьи 10 Конституции Российской Федерации федеральный законодатель в целях обеспечения организации исполнения актов законодательства в сфере охраны здоровья вправе предусмотреть правовое регулирование по вопросам, связанным со здравоохранением, подзаконными нормативными актами. Возможность принятия такого рода актов предусмотрена ст. 2 Федерального закона ФЗ "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации", в соответствии с которой помимо Конституции Российской Федерации законодатель указал на иные нормативные правовые акты Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
Статья 50 федерального закона от 29.11.2010 г. N 326-ФЗ "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации" устанавливает общие направления мероприятий поддержки и финансового обеспечения здравоохранения. Согласно ч. 8 данной статьи порядок реализации мероприятий по повышению доступности амбулаторной медицинской помощи, в том числе предоставляемой врачами-специалистами, устанавливается Правительством РФ.
Требование о наличии высшего и среднего медицинского образования для специалистов, участвующих в реализации мероприятий по повышению доступности амбулаторной медицинской помощи, установлено в Постановлении Правительства РФ от 07.02.2011 г. N 60, Приказе Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 21.02.2011 г. N 145н, постановлении Правительства Нижегородской области от 27 апреля 2011 года N 311, Приказе Министерства здравоохранения Нижегородской области от 14.09.2011 года N 1552.
Вышеуказанные нормативные акты конкретизировали круг лиц, имеющих право участвовать в реализации мероприятий по повышению доступности амбулаторной медицинской помощи, и приняты в соответствии с федеральным законом.
Ссылки апелляционной жалобы истицы на Единый квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов и служащих, утвержденный Приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 23 июля 2010 года N 541н, согласно которому должность врача-лаборанта отсутствует, данная должность сохраняется для специалистов с высшим профессиональным (немедицинским) образованием, принятых на работу на эту должность до 01 октября 1999 года, судебная коллегия полагает подлежащими отклонению, поскольку данный нормативный акт содержит лишь квалификационные характеристики должностей работников в сфере здравоохранения и не регламентирует вопросов, связанных с дополнительными выплатами работникам системы здравоохранения.
Доводы жалобы о том, что не установление доплаты за участие в реализации мероприятия по повышению доступности амбулаторной медицинской помощи нарушаются права истицы, предусмотренные ст. 37 Конституции РФ и ст. ст. 2,3, 132 ТК РФ, согласно которых запрещена какая бы то ни было дискриминация в сфере труда, не могут служить основанием для отмены постановленного решения.
Статья 3 Трудового кодекса РФ устанавливает недопустимость ограничения в трудовых правах и свободах или получение какого-либо преимущества независимо от пола, расы, цвета кожи, национальности, языка, происхождения, имущественного, семейного, социального и должностного положения, возраста, места жительства, отношения к религии, политических убеждений, принадлежности или непринадлежности к общественным объединениям, а также от других обстоятельств, не связанных с деловыми качествами работника.
Понятие "деловые качества" приводится в п. 10 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 17 марта 2004 г. N 2 "О применении судами Российской Федерации Трудового кодекса Российской Федерации": "Под деловыми качествами работника следует, в частности, понимать способности физического лица выполнять определенную трудовую функцию с учетом имеющихся у него профессионально-квалификационных качеств (например, наличие определенной профессии, специальности, квалификации), личностных качеств работника (например, состояние здоровья, наличие определенного уровня образования, опыт работы по данной специальности, в данной отрасли)".
Следовательно, установление требования о наличии высшего и среднего медицинского образования для специалистов, участвующих в мероприятии по повышению доступности амбулаторной медицинской помощи, не противоречит действующему законодательству, поскольку напрямую связаны с деловыми качествами работника.
Учитывая изложенное, судебная коллегия полагает, что судом первой инстанции при разрешении данного спора тщательным образом были исследованы доказательства, представленные сторонами в обоснование своих требований и возражений. Выводы суда основаны на имеющихся в деле доказательствах. Оснований сомневаться в объективности оценки и исследования доказательств не имеется.
Доводы истицы, изложенные в жалобе, не содержат фактов, которые бы не были проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли бы на обоснованность и законность судебного решения, либо опровергали выводы суда первой инстанции, в связи с чем признаются судом апелляционной инстанции несостоятельными и не могут быть приняты во внимание для отмены решения суда.
По существу доводы апелляционной жалобы направлены на переоценку доказательств и иное толкование норм материального права, что не может служить основанием к отмене судебного постановления.
Руководствуясь ст. ст. 328, 329 Гражданского процессуального кодекса РФ, судебная коллегия
определила:
Решение Сеченовского районного суда Нижегородской области от 16 мая 2012 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Ф. - без удовлетворения.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DAYWORK.RU | Кадровая служба предприятия" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ НИЖЕГОРОДСКОГО ОБЛАСТНОГО СУДА ОТ 28.08.2012 ПО ДЕЛУ N 33-6307/2012
Разделы:Изменение трудового договора; Трудовые отношения
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
НИЖЕГОРОДСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 28 августа 2012 г. по делу N 33-6307/2012
Судья Муравьев А.А.
Судебная коллегия по гражданским делам Нижегородского областного суда в составе:
Председательствующего: Башаркиной Н.Н.,
Судей: Захаровой С.В., Заварихиной С.И.,
при секретаре: Б.,
рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи Захаровой С.В.,
с участием представителя Ф. - Р. (по доверенности), представителя Территориального Фонда обязательного медицинского страхования Нижегородской области З. (по доверенности), представителя Министерства здравоохранения Нижегородской области С. (по доверенности),
дело по апелляционной жалобе Ф., возражениям на нее
на решение Сеченовского районного суда от ДД.ММ.ГГГГ
по иску Ф. к Государственному бюджетному учреждению здравоохранения Нижегородской области "Сеченовская центральная районная больница" о включении в региональную программу модернизации системы здравоохранения Нижегородской области, об обязании заключения дополнительного соглашения к трудовому договору, оценке деятельности по оплате денежных средств,
установила:
Ф. обратилась в суд с иском к Государственному бюджетному учреждению здравоохранения Нижегородской области "Сеченовская центральная районная больница" (далее - Сеченовская ЦРБ) о включении в региональную программу модернизации системы здравоохранения Нижегородской области, об обязании заключения дополнительного соглашения к трудовому договору, оценке деятельности по оплате денежных средств.
В обоснование требований указала, что работает в Сеченовской ЦРБ в должности врача-лаборанта клинико-диагностической лаборатории с 1989 года. В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 15 февраля 2011 года N 85 "Об утверждении правил финансового обеспечения в 2011-2012 годах региональных программ модернизации здравоохранения субъектов РФ за счет средств, представляемых из бюджета Федерального фонда обязательного медицинского страхования", распоряжением Правительства РФ от 27 декабря 2010 года N 2396-р "О распределении субсидий из бюджета федерального фонда обязательного медицинского страхования на реализацию региональных программ модернизации здравоохранения субъектов РФ в 2011-2012 г.г." и в целях реализации постановления Правительства Нижегородской области от 15.03.2011 г. N 174 "Об утверждении региональной программы модернизации здравоохранения Нижегородской области на 2011 - 2012 г.г." Правительством Нижегородской области было принято постановление от 27.04.2011 г. N 310 "О порядке реализации мероприятий региональной программы модернизации здравоохранения Нижегородской области на 2011 - 2012 г.г. и расходования средств на территории Нижегородской области".
Постановлением Правительства Нижегородской области от 27.04.2011 г. N 311 "О порядке расходования средств на реализацию задачи "Внедрение стандартов оказания медицинской помощи, повышение доступности амбулаторной медицинской помощи, в том числе предоставляемой врачами специалистами в рамках программы модернизации здравоохранения Нижегородской области на 2011 - 2012 г.г." с 01.09.2011 г. был утвержден порядок расходования средств на внедрение стандартов стационарной медицинской помощи и повышение доступности амбулаторной медицинской помощи при реализации региональной программы модернизации системы здравоохранения Нижегородской области на 2011 - 2012 г.г., а также порядок осуществления денежных выплат врачам специалистам, участвующим в реализации мероприятий по повышению доступности амбулаторной медицинской помощи и порядок осуществления денежных выплат врачам-специалистам, участвующим в реализации мероприятий по внедрению стационарной медицинской помощи.
На основании Методики оценки деятельности специалистов с высшим и средним медицинским образованием, участвующих в реализации мероприятий по повышению доступности амбулаторной медицинской помощи, утвержденной Приказом Министерства здравоохранения Нижегородской области N 693 от 28.04.2011 г. (с изменениями от 16.05.2011 г. N 762), осуществление денежных выплат врачам-специалистам, участвующим в реализации мероприятий по повышению доступности амбулаторной медицинской помощи, производится с даты заключения дополнительного соглашения к трудовому договору, которое заключается с работником, занимающим штатную должность в объеме не менее 0,25 ставки с учетом внутреннего и внешнего совместительства. Данным документом установлено, что размер денежных выплат на 1 штатную должность врачебного персонала составляет 5340 рублей. Выплаты должны производиться ежемесячно с учетом оценки критериев эффективности деятельности врачей-специалистов.
В целях реализации вышеуказанных нормативных актов Министерством здравоохранения Нижегородской области был издан приказ N 695 от 28.04.2011 г. "Об утверждении перечня должностей специалистов с высшим и средним медицинским образованием, участвующих в реализации мероприятия по повышению доступности амбулаторной медицинской помощи". Данным приказом утвержден перечень должностей специалистов с высшим и средним медицинским образованием, участвующих в реализации мероприятий по повышению доступности амбулаторной медицинской помощи. Приказом от 28.04.2011 г. N 693 "Об утверждении методики оценки деятельности специалистов с высшим и средним медицинским образованием, участвующих в реализации мероприятия по повышению доступности амбулаторной медицинской помощи" в перечень была включена должность "врача клинической лабораторной диагностики".
В 1985 году истица закончила Горьковский государственный университет им Л. по специальности "биология". С 1989 года принята на должность врача-лаборанта в клинико-диагностическую лабораторию Сеченовской ЦРБ, где и работает по настоящее время. Имеет сертификат по специальности "клиническая лабораторная диагностика" с 2000 г., за 2005 г., за 2010 г. и высшую квалификационную категорию по специальности "клиническая лабораторная диагностика", которая подтверждена в 2010 г., в 2005 г., в 2000 г. - 1 категория.
Истица не включена в региональную программу модернизации и с ней не заключено дополнительное соглашение к трудовому договору, так как у нее нет высшего медицинского образования, что она считает незаконным. В соответствии с Квалификационными характеристиками должностей работников в сфере здравоохранения, утвержденными Приказом Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 23.07.2010 г. N 541н, право на замещение должности "врач клинической лабораторной диагностики" имеет специалист с высшим медицинским образованием. Однако, там же указано, что наименование должности "врача-лаборанта" сохраняется для специалистов с профессиональным (немедицинским) образованием, принятых на работу на эту должность до 1 октября 1999 года.
Истица считает не включение ее в программу модернизации незаконным и необоснованным еще и на основании того, что в Постановлении Правительства РФ от 15.02.2011 г. N 85 "Об утверждении правил финансового обеспечения в 2011-2012 г.г. региональных программ модернизации здравоохранения субъектов РФ за счет средств из бюджета Федерального фонда обязательного медицинского страхования" круг врачей-специалистов не органичен требованием о наличии высшего медицинского образования.
Ф. просит обязать администрацию ГБУЗ НО "Сеченовская центральная районная больница" включить ее в региональную программу модернизации системы здравоохранения Нижегородской области на 2011 - 2012 г.г.; заключить с 01.09.2011 г. с ней дополнительное соглашение к трудовому договору как врача-специалиста, участвующего в реализации мероприятий по внедрению стандартов медицинской помощи и повышению доступности амбулаторной медицинской помощи; произвести с 01.09.2011 г. оценку ее деятельности как врача клинической лабораторной диагностики клинико-диагностической лаборатории "Сеченовской ЦРБ" в рамках указанной программы и по результатам оценки ее деятельности произвести соответствующие денежные выплаты.
В судебном заседании Ф. исковые требования поддержала, дополнительно пояснив, что Приказ Министерства здравоохранения Нижегородской области от 14.09.2011 года N 1552 об утверждении методики оценки деятельности специалистов распространяется на правоотношения, возникшие с 01 сентября 2011 года, поэтому в исковых требованиях она просит заключить с ней дополнительное соглашение с 01.09.2011 года.
Представитель ответчика ГБУЗ НО "Сеченовская ЦРБ" в судебное заседание не явился, в представленном в суд заявлении просил рассмотреть дело без его участия, решение вынести на усмотрение суда.
Представитель третьего лица Территориального фонда обязательного медицинского страхования Нижегородской области по доверенности З. с иском не согласилась, указав, что в реализации мероприятий по повышению доступности амбулаторной медицинской помощи, в том числе предоставляемой врачами-специалистами, участвуют только специалисты, имеющие высшее или среднее медицинское образование. Считает наличие у истицы должности, предусмотренной перечнем должностей специалистов, участвующих в реализации программы, недостаточным при отсутствии высшего или среднего медицинского образования.
Представитель третьего лица Министерства здравоохранения Нижегородской области в судебное заседание не явился, в представленных в суд письменных возражениях просил в удовлетворении исковых требований Ф. отказать в полном объеме, поскольку для участия в региональной программе модернизации здравоохранения Нижегородской области на 2011 - 2012 годы наличие медицинского образование обязательно.
Решением Сеченовского районного суда Нижегородской области от 16 мая 2012 года в удовлетворении исковых требований Ф. к Государственному бюджетному учреждению здравоохранения Нижегородской области "Сеченовская центральная районная больница" о включении в региональную программу модернизации системы здравоохранения Нижегородской области, об обязании заключения дополнительного соглашения к трудовому договору, оценке деятельности по оплате денежных средств - отказано.
В апелляционной жалобе Ф. просит отменить решение суда как незаконное и необоснованное, вынесенное с нарушением норм материального права.
В возражениях на апелляционную жалобу представители Министерства здравоохранения Нижегородской области и Территориального фонда обязательного медицинского страхования Нижегородской области просят оставить решение суда без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Законность и обоснованность решения суда первой инстанции проверена судебной коллегией по гражданским делам Нижегородского областного суда в порядке, установленном главой 39 Гражданского процессуального кодекса РФ.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, возражений на нее, выслушав объяснения явившихся лиц, судебная коллегия не находит оснований для отмены обжалуемого решения.
Разрешая гражданское дело по существу заявленных требований, суд первой инстанции, основываясь на правильном применении и толковании норм материального права, пришел к правильному выводу об отсутствии правовых оснований для удовлетворения исковых требований Ф.
Судебная коллегия соглашается с выводами суда первой инстанции, с правилами оценки и ее результатами, которые суд отразил в решении.
Доводы апелляционной жалобы не могут быть приняты судебной коллегией во внимание по следующим основаниям.
В соответствии со ст. 50 Федерального закона от 29.11.2010 г. N 326-ФЗ "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации", Постановлением Правительства Российской Федерации от 15 февраля 2011 года N 85 "Об утверждении Правил финансового обеспечения в 2011-2012 гг. региональных программ модернизации здравоохранения субъектов Российской Федерации за счет средств, предоставляемых из бюджета Федерального фонда обязательного медицинского страхования", постановлением Правительства Нижегородской области от 15 марта 2011 года N 174 "Об утверждении региональной программы модернизации здравоохранения Нижегородской области на 2011-2012 годы" в течение 2011 - 2012 гг. в целях повышения качества и доступности медицинской помощи, предоставляемой застрахованным лицам на территории Нижегородской области осуществляется реализация программы модернизации здравоохранения Нижегородской области.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 07 февраля 2011 г. N 60 "О порядке реализации мероприятий по повышению доступности амбулаторной медицинской помощи, проводимых в рамках региональных программ модернизации здравоохранения субъектов Российской Федерации", установлено, что в рамках реализуемых в 2011 - 2012 годах региональных программ модернизации здравоохранения субъектов Российской Федерации мероприятия по повышению доступности амбулаторной медицинской помощи, в том числе предоставляемой врачами-специалистами (специалистами с высшим медицинским образованием), проводятся органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации по трем направлениям.
В силу п. 3 вышеуказанного Постановления определено, что перечень должностей специалистов с высшим и средним медицинским образованием, участвующих в реализации мероприятий по повышению доступности амбулаторной медицинской помощи, а также методика оценки их деятельности устанавливаются нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации в соответствии с показателями оценки указанной деятельности, устанавливаемыми Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации.
В соответствии с Приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 21 февраля 2011 года N 145н "Об утверждении показателей оценки деятельности специалистов с высшим и средним медицинским образованием, участвующих в реализации мероприятий по повышению доступности амбулаторной медицинской помощи" утверждаются показатели оценки деятельности специалистов с высшим и средним медицинским образованием, участвующих в реализации мероприятий по повышению доступности амбулаторной медицинской помощи.
Постановлением Правительства Нижегородской области от 27 апреля 2011 года N 311 утвержден порядок оформления трудовых отношений между лечебно-профилактическим учреждением и специалистами с высшим и средним медицинским образованием, участвующих в реализации мероприятия по повышению доступности амбулаторной медицинской помощи.
Пунктом 2 указанного Порядка предусмотрено, что трудовые отношения между врачами-специалистами, ведущими амбулаторный прием, и специалистами со средним медицинским образованием, работающими с ними, перечень которых утвержден приказом министерства здравоохранения Нижегородской области и медицинской организацией, следует оформлять путем заключения дополнительных соглашений к трудовым договорам в письменной форме.
Дополнительные соглашения к трудовому договору между Работниками и Работодателем заключаются в медицинских организациях, участвующих в реализации мероприятия по повышению доступности амбулаторной медицинской помощи, перечень которых утверждается приказом министерства здравоохранения Нижегородской области.
Приказом Министерства здравоохранения Нижегородской области от 28.04.2011 года N 694 утвержден перечень медицинских организаций по повышению доступности амбулаторной медицинской помощи, в который за номером 56 вошло ГБУЗ НО "Сеченовская центральная районная больница".
Приказом Министерства здравоохранения Нижегородской области от 28.04.2011 года N 695 утвержден перечень должностей специалистов с высшим и средним медицинским образованием, участвующих в реализации мероприятий по повышению доступности амбулаторной медицинской помощи.
Приказом Министерства здравоохранения Нижегородской области от 14.09.2011 года N 1553, который распространяется на правоотношения, возникшие с 1 сентября 2011 года (п. 2), Перечень должностей специалистов с высшим и средним медицинским образованием, участвующих в реализации мероприятия по повышению доступности амбулаторной медицинской помощи, дополнен должностью "врача клинической лабораторной диагностики" (п. 31 Перечня).
Приказом Министерства здравоохранения Нижегородской области от 14.09.2011 года N 1552, который распространяется на правоотношения, возникшие с 1 сентября 2011 года (п. 4), утверждена методика оценки деятельности специалистов с высшим и средним медицинским образованием, участвующих в реализации мероприятия по повышению доступности амбулаторной медицинской помощи.
Как установлено судом и следует из материалов дела, Ф. имеет высшее образование по специальности "Биология", имеет квалификацию "Биолог, преподаватель биологии и химии". С 30.01.1989 года истица принята в Сеченовскую центральную районную больницу на должность врача-лаборанта клинико-диагностической лаборатории. В 1989 году истица обучалась на местной базе специализации при областной клинической больнице им. Семашко по специальности лабораторное дело, после обучения была допущена к работе врача-лаборанта клинико-диагностической лаборатории.
В 2000 году Ф. выдан сертификат о присвоении ей специальности: клиническая лабораторная диагностика, который действителен на срок - пять лет. Сертификат подтвержден в 2005 г. и в 2010 г., действителен до 02 апреля 2015 года.
В настоящее время истица работает в том же лечебном учреждении в должности заведующей клинико-диагностической лабораторией на 1,0 ставку, и врачом-лаборантом биохимической лаборатории на 0,5 ставки.
Высшего или среднего медицинского образования Ф. не имеет.
В соответствии с должностной инструкцией врача-лаборанта биохимической лаборатории МУЗ "Сеченовская ЦРБ" должность врача лаборанта биохимической лаборатории предусматривает высшее медицинское и биологическое образование университета.
Отказывая истице в удовлетворении исковых требований, суд исходил из того, что круг специалистов и врачей-специалистов, участвующих в региональных программах модернизации здравоохранения, ограничен требованием о наличии высшего и среднего медицинского образования, и наличие указанного образования является одним из необходимых требований для участия врача-специалиста, специалиста в региональной программе по повышению доступности амбулаторной медицинской помощи.
Судебная коллегия находит данный вывод суда правильным, должным образом мотивированным и подтвержденным имеющимися в деле доказательствами, оцененными судом в полном соответствии с требованиями ст. ст. 67, 71 ГПК РФ, и полагает необходимым отметить следующее.
Исходя из положений статьи 10 Конституции Российской Федерации федеральный законодатель в целях обеспечения организации исполнения актов законодательства в сфере охраны здоровья вправе предусмотреть правовое регулирование по вопросам, связанным со здравоохранением, подзаконными нормативными актами. Возможность принятия такого рода актов предусмотрена ст. 2 Федерального закона ФЗ "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации", в соответствии с которой помимо Конституции Российской Федерации законодатель указал на иные нормативные правовые акты Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
Статья 50 федерального закона от 29.11.2010 г. N 326-ФЗ "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации" устанавливает общие направления мероприятий поддержки и финансового обеспечения здравоохранения. Согласно ч. 8 данной статьи порядок реализации мероприятий по повышению доступности амбулаторной медицинской помощи, в том числе предоставляемой врачами-специалистами, устанавливается Правительством РФ.
Требование о наличии высшего и среднего медицинского образования для специалистов, участвующих в реализации мероприятий по повышению доступности амбулаторной медицинской помощи, установлено в Постановлении Правительства РФ от 07.02.2011 г. N 60, Приказе Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 21.02.2011 г. N 145н, постановлении Правительства Нижегородской области от 27 апреля 2011 года N 311, Приказе Министерства здравоохранения Нижегородской области от 14.09.2011 года N 1552.
Вышеуказанные нормативные акты конкретизировали круг лиц, имеющих право участвовать в реализации мероприятий по повышению доступности амбулаторной медицинской помощи, и приняты в соответствии с федеральным законом.
Ссылки апелляционной жалобы истицы на Единый квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов и служащих, утвержденный Приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 23 июля 2010 года N 541н, согласно которому должность врача-лаборанта отсутствует, данная должность сохраняется для специалистов с высшим профессиональным (немедицинским) образованием, принятых на работу на эту должность до 01 октября 1999 года, судебная коллегия полагает подлежащими отклонению, поскольку данный нормативный акт содержит лишь квалификационные характеристики должностей работников в сфере здравоохранения и не регламентирует вопросов, связанных с дополнительными выплатами работникам системы здравоохранения.
Доводы жалобы о том, что не установление доплаты за участие в реализации мероприятия по повышению доступности амбулаторной медицинской помощи нарушаются права истицы, предусмотренные ст. 37 Конституции РФ и ст. ст. 2,3, 132 ТК РФ, согласно которых запрещена какая бы то ни было дискриминация в сфере труда, не могут служить основанием для отмены постановленного решения.
Статья 3 Трудового кодекса РФ устанавливает недопустимость ограничения в трудовых правах и свободах или получение какого-либо преимущества независимо от пола, расы, цвета кожи, национальности, языка, происхождения, имущественного, семейного, социального и должностного положения, возраста, места жительства, отношения к религии, политических убеждений, принадлежности или непринадлежности к общественным объединениям, а также от других обстоятельств, не связанных с деловыми качествами работника.
Понятие "деловые качества" приводится в п. 10 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 17 марта 2004 г. N 2 "О применении судами Российской Федерации Трудового кодекса Российской Федерации": "Под деловыми качествами работника следует, в частности, понимать способности физического лица выполнять определенную трудовую функцию с учетом имеющихся у него профессионально-квалификационных качеств (например, наличие определенной профессии, специальности, квалификации), личностных качеств работника (например, состояние здоровья, наличие определенного уровня образования, опыт работы по данной специальности, в данной отрасли)".
Следовательно, установление требования о наличии высшего и среднего медицинского образования для специалистов, участвующих в мероприятии по повышению доступности амбулаторной медицинской помощи, не противоречит действующему законодательству, поскольку напрямую связаны с деловыми качествами работника.
Учитывая изложенное, судебная коллегия полагает, что судом первой инстанции при разрешении данного спора тщательным образом были исследованы доказательства, представленные сторонами в обоснование своих требований и возражений. Выводы суда основаны на имеющихся в деле доказательствах. Оснований сомневаться в объективности оценки и исследования доказательств не имеется.
Доводы истицы, изложенные в жалобе, не содержат фактов, которые бы не были проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли бы на обоснованность и законность судебного решения, либо опровергали выводы суда первой инстанции, в связи с чем признаются судом апелляционной инстанции несостоятельными и не могут быть приняты во внимание для отмены решения суда.
По существу доводы апелляционной жалобы направлены на переоценку доказательств и иное толкование норм материального права, что не может служить основанием к отмене судебного постановления.
Руководствуясь ст. ст. 328, 329 Гражданского процессуального кодекса РФ, судебная коллегия
определила:
Решение Сеченовского районного суда Нижегородской области от 16 мая 2012 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Ф. - без удовлетворения.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DAYWORK.RU | Кадровая служба предприятия" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)