Судебные решения, арбитраж
Трудовой договор о работе в районах Крайнего Севера и местностях, приравненных к ним; Трудовой договор
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Судья Зенькова Е.А.
Судебная коллегия по гражданским делам Красноярского краевого суда в составе:
председательствующего Киселевой А.А.,
судей Браун Г.В., Гареевой Е.Б.,
с участием прокурора Грековой Л.Р.,
при секретаре И.
заслушала в открытом судебном заседании по докладу судьи Гареевой Е.Б.
гражданское дело по иску прокурора г. Игарки в интересах С., Ш. к муниципальному общеобразовательному учреждению "Средняя общеобразовательная школа города Игарки" им. В.П. Астафьева о взыскании задолженности по заработной плате, обязании начислять и выплачивать заработную плату не менее 11066,40 рублей в месяц.
по апелляционным жалобам директора муниципального общеобразовательного учреждения "Средняя общеобразовательная школа города Игарки" им. В.П. Астафьева О. и представителя третьего лица Министерства финансов Красноярского края по доверенности Я.
на решение Игарского городского суда Красноярского края от 15 марта 2012 года, которым постановлено:
"Исковые требования прокурора г. Игарки удовлетворить частично.
Взыскать с Муниципального казенного образовательного учреждения "Средняя общеобразовательная школа г. Игарки им. В.П." Астафьева в пользу С. задолженность по заработной плате в сумме 2978,40 рублей (две тысячи девятьсот семьдесят восемь рублей 40 копеек), решение в этой части подлежит немедленному исполнению.
Взыскать с Муниципального казенного образовательного учреждения "Средняя общеобразовательная школа г. Игарки" им. В.П. Астафьева в пользу Ш. задолженность по заработной плате в сумме 3994,72 рублей (три тысячи девятьсот девяносто четыре тысячи рублей 72 копейки) решение в этой части подлежит немедленному исполнению.
Обязать Муниципальное казенное образовательное учреждение "Средняя общеобразовательная школа г. Игарки им. В.П. Астафьева начислять С. за отработанную норму рабочего времени в месяц заработную плату в размере МРОТ, установленного ст. 1 ФЗ от 19.06.2000 г. N 82-ФЗ "О минимальном размере оплаты труда" (с изменениями от 01.06.2011 N 106-ФЗ) что суммарном выражении составляет 11066 рублей 40 копеек, с последующей индексацией изменения в соответствии с Федеральным законом "О минимальном размере оплаты труда".
Обязать Муниципальное казенное образовательное учреждение "Средняя общеобразовательная школа г. Игарки" им. В.П. Астафьева начислять Ш. за отработанную норму рабочего времени в месяц заработную плату в размере МРОТ, установленного ст. 1 ФЗ от 19.06.2000 г. N 82-ФЗ "О минимальном размере оплаты труда" (с изменениями от 01.06.2011 N 106-ФЗ) что в суммарном выражении составляет 11066 рублей 40 копеек, с последующей индексацией изменения в соответствии с Федеральным законом "О минимальном размере оплаты труда".
Взыскать с Муниципального казенного образовательного учреждения "Средняя общеобразовательная школа г. Игарки им. В.П. Астафьева в доход соответствующего бюджета согласно нормативам отчислений, установленным бюджетным законодательством Российской Федерации государственную пошлину в размере 400 рублей."
Заслушав докладчика, судебная коллегия
Прокурор города Игарки Красноярского края (в порядке ст. 45 ГПК РФ) обратился в суд с иском в интересах работников Муниципального казенного образовательного учреждения "Средняя общеобразовательная школа г. Игарки" им. В.П. Астафьева С. и Ш. к их работодателю о взыскании задолженности по заработной плате, обязании начислять и выплачивать заработную плату не менее 11066,40 рублей в месяц. Мотивировал иск тем, что установление МРОТ регламентировано ст. 133 ТК РФ, которой предусмотрено, что МРОТ устанавливается одновременно на всей территории РФ федеральным законом; месячная заработная плата работника полностью отработавшего за этот период норму рабочего времени и выполнившего нормы труда (трудовые обязанности), не может быть ниже МРОТ. Заработная плата конкретного работника устанавливается в трудовом договоре в соответствии с действующими у данного работодателя системами оплаты труда, которые разрабатываются на основании требований трудового законодательства и должны гарантировать каждому работнику определение его заработной платы с учетом установленных законодательством критериев, в том числе условий труда, в соответствии со ст. 232 ТК РФ заработная плата максимальным размером не ограничивается. Оплата труда, выполняемого в районах Крайнего севера и приравненных к ним местностях, осуществляется с применением районных коэффициентов и процентных надбавок к заработной плате. В силу главы 50 ТК РФ районный коэффициент для работников организаций и процентная надбавка за работы в районах Крайнего Севера должны начисляться к совокупной заработной плате работников, размер которой без этих коэффициента и надбавки не может быть менее минимального размера оплаты труда, установленного Федеральным законом на всей территории РФ. В соответствии со ст. 1 ФЗ от 19.06.2000 N 82-ФЗ "О минимальном размере оплаты труда" МРОТ с 06.2011 года составляет 4611 рублей, таким образом размер получаемой заработной платы ежемесячно должен составлять с учетом коэффициентов Крайнего Севера не менее 11066,40 рублей. Согласно трудового договора Ш. работает у ответчика подсобной рабочей с окладом 1629 рублей. Размер неполученной заработной платы Ш. за 3 месяца 2011 года составляет 6183 рублей 60 копеек и должна быть взыскана с ответчика, С. работает у ответчика кладовщиком, с окладом 1629 рублей, неполученная заработная плата за период с августа 2011 года по октябрь 2011 года составляет 12862,20 рублей, данная сумма подлежит взысканию с ответчика.
В ходе судебного разбирательства прокурор г. Игарки исковые требования уточнил, просит взыскать с ответчика в пользу С. - 16 707,55 рублей, в пользу Ш. - 13 090,37 рублей, так как при расчете задолженности в размер заработной платы за месяц не должны включаться доплаты за совмещение.
Судом постановлено приведенное выше решение.
В апелляционных жалобах директор муниципального казенного общеобразовательного учреждения "Средняя общеобразовательная школа города Игарки" им. В.П. Астафьева - О. и представитель третьего лица - Министерства финансов Красноярского края по доверенности Я. просят решение суда в части удовлетворенных требований отменить, ссылаясь на неправильное толкование норм материального права, поскольку вывод суда о неправомерном включении в величину размера минимальной заработной платы всех видов выплат, входящих в состав заработной платы, в том числе компенсационных (районный коэффициент и северные надбавки), не основан на требованиях действующего законодательства.
Обсудив вопрос о возможности рассмотрения дела в отсутствие не явившихся лиц, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания, проверив материалы дела, решение суда, обсудив доводы апелляционных жалоб в пределах заявленных требований, заслушав доводы прокурора, полагавшего доводы жалобы не обоснованными, судебная коллегия не находит правовых оснований для отмены принятого судом решения по следующим основаниям.
Выводы суда об этом в решении подробно мотивированы, соответствуют обстоятельствам дела, из которых видно, что МКОУ "Средняя общеобразовательная школа г. Игарки им. В.П. Астафьева является юридическим лицом с организационно-правовой формой - казенное муниципальное образовательное учреждение. В спорный период (август - октябрь 2011 года) С. и Ш. являлись работниками МКОУ "Средняя общеобразовательная школа г. Игарки им. В.П. Астафьева, занимая следующие должности: С. - кладовщика столовой, Ш. - подсобной рабочей.
Частично удовлетворяя требования прокурора, суд первой инстанции правомерно исходил из того, что минимальный размер заработной платы в Туруханском районе Красноярского края с учетом выплаты районного коэффициента в размере 60% и процентной надбавки в размере 80% должен составлять сумму 11066 руб. 40 коп. исходя из расчета: 4611 (МРОТ) + 2766,6 (районный коэффициент 60%) + 3688,8 (максимальная процентная надбавка 80%), поскольку работнику, работающему в районе Крайнего Севера, гарантирована выплата не только минимального размера оплаты труда в сумме 4611 руб., но и повышенный размер оплаты труда, который обеспечивается выплатой надбавок (в данном случае это районный коэффициент и северная процентная надбавка).
Выводы суда по данному вопросу достаточно подробно им мотивированы и не противоречат положениям ст. ст. 12, 56, 68 ГПК РФ.
В соответствии со ст. 1 Федерального закона "О минимальном размере оплаты труда" с 01.06.2011 года на всей территории Российской Федерации установлен минимальный размер оплаты труда в сумме 4611 руб. в месяц. Согласно ст. 2 данного Федерального закона минимальный размер оплаты труда вводится организациями, финансируемыми из бюджетных источников, - за счет средств соответствующих бюджетов, внебюджетных средств, а также средств, полученных от предпринимательской и иной, приносящей доход, деятельности.
Согласно ст. 133 ТК РФ, месячная заработная плата работника, полностью отработавшего за этот период норму рабочего времени и выполнившего нормы труда (трудовые обязанности), не может быть ниже минимального размера оплаты труда.
Часть 1 статьи 129 ТК РФ определяет заработную плату работника как вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и иные выплаты компенсационного характера) и стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты) и дает понятие тарифной ставки, оклада (должностного оклада), базового оклада (базового должностного оклада), базовой ставки заработной платы.
Согласно названной статье тарифная ставка - это фиксированный размер оплаты труда работника за выполнение нормы труда определенной сложности (квалификации) за единицу времени без учета компенсационных, стимулирующих и социальных выплат.
Оклад - фиксированный размер оплаты труда работника за исполнение трудовых (должностных) обязанностей определенной сложности за календарный месяц без учета компенсационных, стимулирующих и социальных выплат.
Довод апелляционной жалобы представителя МКОУ "Средняя общеобразовательная школа г. Игарки" им. В.П. Астафьева о том, что на основании постановления Администрации Туруханского района N 1444-п от 14.10.2011 года, с 01.10.2011 года на территории Туруханского района Красноярского края установлен минимальный размер заработной платы: Севернее рек Нижняя Тунгуска и Турухан - 8 140 руб., Южнее рек Нижняя Тунгуска и Турухан - 7 122 руб.; при этом, уровень заработной платы обеспечивается до минимального размера оплаты труда за счет региональной выплаты, которая включает в себя начисления по районному коэффициенту, процентную надбавку к заработной плате за стаж работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, судебная коллегия считает несостоятельным, поскольку он основан на неверном толковании и применении норм материального права.
В силу главы 50 Трудового кодекса Российской Федерации районный коэффициент для работников организаций, расположенный в районах Крайнего Севера, и процентная надбавка за стаж работы в районах Крайнего Севера должны начисляться к совокупной заработной плате работников, размер которой без этих коэффициента и надбавки не может быть менее минимального размера труда, установленного федеральным законом на всей территории Российской Федерации.
В соответствии с Конституцией Российской Федерации в целях создания условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека, в Российской Федерации устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда (статья 7, часть 2 Конституции Российской Федерации); каждый имеет право на вознаграждение за труд не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда (статья 37, часть 3).
По смыслу приведенных конституционных положений, институт минимального размера оплаты труда по своей конституционно-правовой природе предназначен для установления того минимума денежных средств, который должен быть гарантирован работнику в качестве вознаграждения за выполнение трудовых обязанностей с учетом прожиточного минимума.
Часть 3 статьи 133 Трудового кодекса Российской Федерации предусматривает, что месячная заработная плата работника, отработавшего за этот период норму рабочего времени и выполнившего нормы труда (трудовые обязанности), не может быть ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда.
При этом, согласно статье 2 Трудового кодекса Российской Федерации обеспечивается право каждого работника на справедливые условия труда, которое в соответствии с Международным пактом об экономических, социальных и культурных правах включает справедливую зарплату и равное вознаграждение за труд равной ценности (статья 7).
Установление работнику справедливой заработной платы обеспечивается положениями Трудового кодекса Российской Федерации, предусматривающими обязанность работодателя обеспечивать работникам равную оплату за труд равной ценности (статья 22), зависимость заработной платы каждого работника от его квалификации, сложности выполняемой работы, количества и качества затраченного труда, запрещение какой бы то ни было дискриминации при установлении и изменении условий оплаты труда (статья 132); основные государственные гарантии по оплате труда работника (статья 130); повышенную оплату труда работников, занятых на работах в местностях с особыми климатическими условиями (статья 146).
Заработная плата конкретного работника устанавливается в трудовом договоре в соответствии с действующими у данного работодателя системами оплаты труда, которые разрабатываются на основе требований трудового законодательства (части 1 и 2 статьи 135 Трудового кодекса Российской Федерации) и должны гарантировать каждому работнику определение его заработной платы с учетом установленных законодательством критериев, в том числе условий труда. При этом оплата труда, выполняемого в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, осуществляется с применением районных коэффициентов и процентных надбавок к заработной плате (статьи 148, 315, 316 и 317 Трудового кодекса Российской Федерации).
Из этого следует, что при разработке системы оплаты труда работодатель должен установить обоснованную дифференциацию оплаты труда, в том числе в зависимости от условий, в которых осуществляется трудовая деятельность. В соответствии с международными нормами и требованиями российского трудового законодательства не допускается установление заработной платы в одинаковом размере работникам, выполняющим работу по одной и той же профессии, специальности или должности (тарифицированную по одному разряду) в различных условиях.
Изменения, внесенные в статьи 129 и 133 Трудового кодекса Российской Федерации Федеральным законом от 20.04.2007 года N 54-ФЗ, не затрагивают правил определения заработной платы работника и системы оплаты труда. При установлении системы оплаты труда каждым работодателем должны в равной мере соблюдаться как норма, гарантирующая работнику, полностью отработавшему за месяц норму рабочего времени и выполнившему нормы труда (трудовые обязанности), заработную плату не ниже минимального размера оплаты труда, так и правила статей 2, 130, 132, 135, 146, 148, 315, 316 и 317 ТК РФ, в том числе правило об оплате труда, осуществляемого в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, в повышенном размере по сравнению с оплатой идентичного труда, выполняемого в нормальных климатических условиях.
Нормы главы 50 Трудового кодекса Российской Федерации устанавливают особенности оплаты труда работников организаций, расположенных в районах Крайнего Севера, направленные на обеспечение государственных гарантий повышенной по сравнению со всеми остальными категориями работников оплаты труда и не были изменены законодателем при внесении изменений в статьи 129 и 133 Трудового кодекса Российской Федерации.
Согласно ст. 133.1 Трудового кодекса Российской Федерации, в субъекте Российской Федерации региональным соглашением о минимальной заработной плате может устанавливаться размер минимальной заработной платы в субъекте Российской Федерации. При этом, данный размер МРОТ не может быть ниже минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом.
Таким образом, при установлении системы оплаты труда в организациях, расположенных в районах Крайнего Севера, неблагоприятные факторы, связанные с работой в этих условиях, в соответствии со статьями 315, 316 и 317 ТК РФ должны быть компенсированы специальными коэффициентом и надбавкой к заработной плате. Это означает, что заработная плата работников организаций, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, должна быть определена в размере не менее минимального размера оплаты труда, после чего к ней должны быть начислены районный коэффициент и надбавка за стаж работы в данных районах или местностях.
Учитывая вышеназванные нормы права, суд первой инстанции обоснованно удовлетворил исковые требования об обязании МКОУ "Средняя общеобразовательная школа г. Игарки" им. В.П. Астафьева начислять и выплачивать С. и Ш. заработную плату в размере установленного законом минимального размера оплаты труда, к которому должны быть начислены районный коэффициент и надбавка за стаж работы в данном районе.
Выводы суда в решении подробно мотивированы, соответствуют фактическим обстоятельствам дела и требованиям закона, в связи с чем, указанные доводы апелляционных жалоб не могут служить основанием для отмены решения суда, поскольку фактически сводятся к переоценке доказательств, которые являлись предметом тщательного исследования и проверки судом первой инстанции и обоснованно им отклонены. Других доводов, опровергающих выводы суда, апелляционные жалобы не содержат.
Процессуальных нарушений, влекущих отмену постановленного судом решения, судебной коллегией не установлено.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 328 - 329 ГПК РФ, судебная коллегия
Решение Игарского городского суда Красноярского края от 15 марта 2012 года оставить без изменения, а апелляционные жалобы директора муниципального казенного общеобразовательного учреждения "Средняя общеобразовательная школа города Игарки" им. В.П. Астафьева О. и представителя третьего лица Министерства финансов Красноярского края по доверенности Я. - без удовлетворения.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DAYWORK.RU | Кадровая служба предприятия" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ КРАСНОЯРСКОГО КРАЕВОГО СУДА ОТ 04.06.2012 ПО ДЕЛУ N 33-3988/2012
Разделы:Трудовой договор о работе в районах Крайнего Севера и местностях, приравненных к ним; Трудовой договор
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
КРАСНОЯРСКИЙ КРАЕВОЙ СУД
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 4 июня 2012 г. по делу N 33-3988/2012
Судья Зенькова Е.А.
Судебная коллегия по гражданским делам Красноярского краевого суда в составе:
председательствующего Киселевой А.А.,
судей Браун Г.В., Гареевой Е.Б.,
с участием прокурора Грековой Л.Р.,
при секретаре И.
заслушала в открытом судебном заседании по докладу судьи Гареевой Е.Б.
гражданское дело по иску прокурора г. Игарки в интересах С., Ш. к муниципальному общеобразовательному учреждению "Средняя общеобразовательная школа города Игарки" им. В.П. Астафьева о взыскании задолженности по заработной плате, обязании начислять и выплачивать заработную плату не менее 11066,40 рублей в месяц.
по апелляционным жалобам директора муниципального общеобразовательного учреждения "Средняя общеобразовательная школа города Игарки" им. В.П. Астафьева О. и представителя третьего лица Министерства финансов Красноярского края по доверенности Я.
на решение Игарского городского суда Красноярского края от 15 марта 2012 года, которым постановлено:
"Исковые требования прокурора г. Игарки удовлетворить частично.
Взыскать с Муниципального казенного образовательного учреждения "Средняя общеобразовательная школа г. Игарки им. В.П." Астафьева в пользу С. задолженность по заработной плате в сумме 2978,40 рублей (две тысячи девятьсот семьдесят восемь рублей 40 копеек), решение в этой части подлежит немедленному исполнению.
Взыскать с Муниципального казенного образовательного учреждения "Средняя общеобразовательная школа г. Игарки" им. В.П. Астафьева в пользу Ш. задолженность по заработной плате в сумме 3994,72 рублей (три тысячи девятьсот девяносто четыре тысячи рублей 72 копейки) решение в этой части подлежит немедленному исполнению.
Обязать Муниципальное казенное образовательное учреждение "Средняя общеобразовательная школа г. Игарки им. В.П. Астафьева начислять С. за отработанную норму рабочего времени в месяц заработную плату в размере МРОТ, установленного ст. 1 ФЗ от 19.06.2000 г. N 82-ФЗ "О минимальном размере оплаты труда" (с изменениями от 01.06.2011 N 106-ФЗ) что суммарном выражении составляет 11066 рублей 40 копеек, с последующей индексацией изменения в соответствии с Федеральным законом "О минимальном размере оплаты труда".
Обязать Муниципальное казенное образовательное учреждение "Средняя общеобразовательная школа г. Игарки" им. В.П. Астафьева начислять Ш. за отработанную норму рабочего времени в месяц заработную плату в размере МРОТ, установленного ст. 1 ФЗ от 19.06.2000 г. N 82-ФЗ "О минимальном размере оплаты труда" (с изменениями от 01.06.2011 N 106-ФЗ) что в суммарном выражении составляет 11066 рублей 40 копеек, с последующей индексацией изменения в соответствии с Федеральным законом "О минимальном размере оплаты труда".
Взыскать с Муниципального казенного образовательного учреждения "Средняя общеобразовательная школа г. Игарки им. В.П. Астафьева в доход соответствующего бюджета согласно нормативам отчислений, установленным бюджетным законодательством Российской Федерации государственную пошлину в размере 400 рублей."
Заслушав докладчика, судебная коллегия
установила:
Прокурор города Игарки Красноярского края (в порядке ст. 45 ГПК РФ) обратился в суд с иском в интересах работников Муниципального казенного образовательного учреждения "Средняя общеобразовательная школа г. Игарки" им. В.П. Астафьева С. и Ш. к их работодателю о взыскании задолженности по заработной плате, обязании начислять и выплачивать заработную плату не менее 11066,40 рублей в месяц. Мотивировал иск тем, что установление МРОТ регламентировано ст. 133 ТК РФ, которой предусмотрено, что МРОТ устанавливается одновременно на всей территории РФ федеральным законом; месячная заработная плата работника полностью отработавшего за этот период норму рабочего времени и выполнившего нормы труда (трудовые обязанности), не может быть ниже МРОТ. Заработная плата конкретного работника устанавливается в трудовом договоре в соответствии с действующими у данного работодателя системами оплаты труда, которые разрабатываются на основании требований трудового законодательства и должны гарантировать каждому работнику определение его заработной платы с учетом установленных законодательством критериев, в том числе условий труда, в соответствии со ст. 232 ТК РФ заработная плата максимальным размером не ограничивается. Оплата труда, выполняемого в районах Крайнего севера и приравненных к ним местностях, осуществляется с применением районных коэффициентов и процентных надбавок к заработной плате. В силу главы 50 ТК РФ районный коэффициент для работников организаций и процентная надбавка за работы в районах Крайнего Севера должны начисляться к совокупной заработной плате работников, размер которой без этих коэффициента и надбавки не может быть менее минимального размера оплаты труда, установленного Федеральным законом на всей территории РФ. В соответствии со ст. 1 ФЗ от 19.06.2000 N 82-ФЗ "О минимальном размере оплаты труда" МРОТ с 06.2011 года составляет 4611 рублей, таким образом размер получаемой заработной платы ежемесячно должен составлять с учетом коэффициентов Крайнего Севера не менее 11066,40 рублей. Согласно трудового договора Ш. работает у ответчика подсобной рабочей с окладом 1629 рублей. Размер неполученной заработной платы Ш. за 3 месяца 2011 года составляет 6183 рублей 60 копеек и должна быть взыскана с ответчика, С. работает у ответчика кладовщиком, с окладом 1629 рублей, неполученная заработная плата за период с августа 2011 года по октябрь 2011 года составляет 12862,20 рублей, данная сумма подлежит взысканию с ответчика.
В ходе судебного разбирательства прокурор г. Игарки исковые требования уточнил, просит взыскать с ответчика в пользу С. - 16 707,55 рублей, в пользу Ш. - 13 090,37 рублей, так как при расчете задолженности в размер заработной платы за месяц не должны включаться доплаты за совмещение.
Судом постановлено приведенное выше решение.
В апелляционных жалобах директор муниципального казенного общеобразовательного учреждения "Средняя общеобразовательная школа города Игарки" им. В.П. Астафьева - О. и представитель третьего лица - Министерства финансов Красноярского края по доверенности Я. просят решение суда в части удовлетворенных требований отменить, ссылаясь на неправильное толкование норм материального права, поскольку вывод суда о неправомерном включении в величину размера минимальной заработной платы всех видов выплат, входящих в состав заработной платы, в том числе компенсационных (районный коэффициент и северные надбавки), не основан на требованиях действующего законодательства.
Обсудив вопрос о возможности рассмотрения дела в отсутствие не явившихся лиц, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания, проверив материалы дела, решение суда, обсудив доводы апелляционных жалоб в пределах заявленных требований, заслушав доводы прокурора, полагавшего доводы жалобы не обоснованными, судебная коллегия не находит правовых оснований для отмены принятого судом решения по следующим основаниям.
Выводы суда об этом в решении подробно мотивированы, соответствуют обстоятельствам дела, из которых видно, что МКОУ "Средняя общеобразовательная школа г. Игарки им. В.П. Астафьева является юридическим лицом с организационно-правовой формой - казенное муниципальное образовательное учреждение. В спорный период (август - октябрь 2011 года) С. и Ш. являлись работниками МКОУ "Средняя общеобразовательная школа г. Игарки им. В.П. Астафьева, занимая следующие должности: С. - кладовщика столовой, Ш. - подсобной рабочей.
Частично удовлетворяя требования прокурора, суд первой инстанции правомерно исходил из того, что минимальный размер заработной платы в Туруханском районе Красноярского края с учетом выплаты районного коэффициента в размере 60% и процентной надбавки в размере 80% должен составлять сумму 11066 руб. 40 коп. исходя из расчета: 4611 (МРОТ) + 2766,6 (районный коэффициент 60%) + 3688,8 (максимальная процентная надбавка 80%), поскольку работнику, работающему в районе Крайнего Севера, гарантирована выплата не только минимального размера оплаты труда в сумме 4611 руб., но и повышенный размер оплаты труда, который обеспечивается выплатой надбавок (в данном случае это районный коэффициент и северная процентная надбавка).
Выводы суда по данному вопросу достаточно подробно им мотивированы и не противоречат положениям ст. ст. 12, 56, 68 ГПК РФ.
В соответствии со ст. 1 Федерального закона "О минимальном размере оплаты труда" с 01.06.2011 года на всей территории Российской Федерации установлен минимальный размер оплаты труда в сумме 4611 руб. в месяц. Согласно ст. 2 данного Федерального закона минимальный размер оплаты труда вводится организациями, финансируемыми из бюджетных источников, - за счет средств соответствующих бюджетов, внебюджетных средств, а также средств, полученных от предпринимательской и иной, приносящей доход, деятельности.
Согласно ст. 133 ТК РФ, месячная заработная плата работника, полностью отработавшего за этот период норму рабочего времени и выполнившего нормы труда (трудовые обязанности), не может быть ниже минимального размера оплаты труда.
Часть 1 статьи 129 ТК РФ определяет заработную плату работника как вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и иные выплаты компенсационного характера) и стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты) и дает понятие тарифной ставки, оклада (должностного оклада), базового оклада (базового должностного оклада), базовой ставки заработной платы.
Согласно названной статье тарифная ставка - это фиксированный размер оплаты труда работника за выполнение нормы труда определенной сложности (квалификации) за единицу времени без учета компенсационных, стимулирующих и социальных выплат.
Оклад - фиксированный размер оплаты труда работника за исполнение трудовых (должностных) обязанностей определенной сложности за календарный месяц без учета компенсационных, стимулирующих и социальных выплат.
Довод апелляционной жалобы представителя МКОУ "Средняя общеобразовательная школа г. Игарки" им. В.П. Астафьева о том, что на основании постановления Администрации Туруханского района N 1444-п от 14.10.2011 года, с 01.10.2011 года на территории Туруханского района Красноярского края установлен минимальный размер заработной платы: Севернее рек Нижняя Тунгуска и Турухан - 8 140 руб., Южнее рек Нижняя Тунгуска и Турухан - 7 122 руб.; при этом, уровень заработной платы обеспечивается до минимального размера оплаты труда за счет региональной выплаты, которая включает в себя начисления по районному коэффициенту, процентную надбавку к заработной плате за стаж работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, судебная коллегия считает несостоятельным, поскольку он основан на неверном толковании и применении норм материального права.
В силу главы 50 Трудового кодекса Российской Федерации районный коэффициент для работников организаций, расположенный в районах Крайнего Севера, и процентная надбавка за стаж работы в районах Крайнего Севера должны начисляться к совокупной заработной плате работников, размер которой без этих коэффициента и надбавки не может быть менее минимального размера труда, установленного федеральным законом на всей территории Российской Федерации.
В соответствии с Конституцией Российской Федерации в целях создания условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека, в Российской Федерации устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда (статья 7, часть 2 Конституции Российской Федерации); каждый имеет право на вознаграждение за труд не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда (статья 37, часть 3).
По смыслу приведенных конституционных положений, институт минимального размера оплаты труда по своей конституционно-правовой природе предназначен для установления того минимума денежных средств, который должен быть гарантирован работнику в качестве вознаграждения за выполнение трудовых обязанностей с учетом прожиточного минимума.
Часть 3 статьи 133 Трудового кодекса Российской Федерации предусматривает, что месячная заработная плата работника, отработавшего за этот период норму рабочего времени и выполнившего нормы труда (трудовые обязанности), не может быть ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда.
При этом, согласно статье 2 Трудового кодекса Российской Федерации обеспечивается право каждого работника на справедливые условия труда, которое в соответствии с Международным пактом об экономических, социальных и культурных правах включает справедливую зарплату и равное вознаграждение за труд равной ценности (статья 7).
Установление работнику справедливой заработной платы обеспечивается положениями Трудового кодекса Российской Федерации, предусматривающими обязанность работодателя обеспечивать работникам равную оплату за труд равной ценности (статья 22), зависимость заработной платы каждого работника от его квалификации, сложности выполняемой работы, количества и качества затраченного труда, запрещение какой бы то ни было дискриминации при установлении и изменении условий оплаты труда (статья 132); основные государственные гарантии по оплате труда работника (статья 130); повышенную оплату труда работников, занятых на работах в местностях с особыми климатическими условиями (статья 146).
Заработная плата конкретного работника устанавливается в трудовом договоре в соответствии с действующими у данного работодателя системами оплаты труда, которые разрабатываются на основе требований трудового законодательства (части 1 и 2 статьи 135 Трудового кодекса Российской Федерации) и должны гарантировать каждому работнику определение его заработной платы с учетом установленных законодательством критериев, в том числе условий труда. При этом оплата труда, выполняемого в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, осуществляется с применением районных коэффициентов и процентных надбавок к заработной плате (статьи 148, 315, 316 и 317 Трудового кодекса Российской Федерации).
Из этого следует, что при разработке системы оплаты труда работодатель должен установить обоснованную дифференциацию оплаты труда, в том числе в зависимости от условий, в которых осуществляется трудовая деятельность. В соответствии с международными нормами и требованиями российского трудового законодательства не допускается установление заработной платы в одинаковом размере работникам, выполняющим работу по одной и той же профессии, специальности или должности (тарифицированную по одному разряду) в различных условиях.
Изменения, внесенные в статьи 129 и 133 Трудового кодекса Российской Федерации Федеральным законом от 20.04.2007 года N 54-ФЗ, не затрагивают правил определения заработной платы работника и системы оплаты труда. При установлении системы оплаты труда каждым работодателем должны в равной мере соблюдаться как норма, гарантирующая работнику, полностью отработавшему за месяц норму рабочего времени и выполнившему нормы труда (трудовые обязанности), заработную плату не ниже минимального размера оплаты труда, так и правила статей 2, 130, 132, 135, 146, 148, 315, 316 и 317 ТК РФ, в том числе правило об оплате труда, осуществляемого в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, в повышенном размере по сравнению с оплатой идентичного труда, выполняемого в нормальных климатических условиях.
Нормы главы 50 Трудового кодекса Российской Федерации устанавливают особенности оплаты труда работников организаций, расположенных в районах Крайнего Севера, направленные на обеспечение государственных гарантий повышенной по сравнению со всеми остальными категориями работников оплаты труда и не были изменены законодателем при внесении изменений в статьи 129 и 133 Трудового кодекса Российской Федерации.
Согласно ст. 133.1 Трудового кодекса Российской Федерации, в субъекте Российской Федерации региональным соглашением о минимальной заработной плате может устанавливаться размер минимальной заработной платы в субъекте Российской Федерации. При этом, данный размер МРОТ не может быть ниже минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом.
Таким образом, при установлении системы оплаты труда в организациях, расположенных в районах Крайнего Севера, неблагоприятные факторы, связанные с работой в этих условиях, в соответствии со статьями 315, 316 и 317 ТК РФ должны быть компенсированы специальными коэффициентом и надбавкой к заработной плате. Это означает, что заработная плата работников организаций, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, должна быть определена в размере не менее минимального размера оплаты труда, после чего к ней должны быть начислены районный коэффициент и надбавка за стаж работы в данных районах или местностях.
Учитывая вышеназванные нормы права, суд первой инстанции обоснованно удовлетворил исковые требования об обязании МКОУ "Средняя общеобразовательная школа г. Игарки" им. В.П. Астафьева начислять и выплачивать С. и Ш. заработную плату в размере установленного законом минимального размера оплаты труда, к которому должны быть начислены районный коэффициент и надбавка за стаж работы в данном районе.
Выводы суда в решении подробно мотивированы, соответствуют фактическим обстоятельствам дела и требованиям закона, в связи с чем, указанные доводы апелляционных жалоб не могут служить основанием для отмены решения суда, поскольку фактически сводятся к переоценке доказательств, которые являлись предметом тщательного исследования и проверки судом первой инстанции и обоснованно им отклонены. Других доводов, опровергающих выводы суда, апелляционные жалобы не содержат.
Процессуальных нарушений, влекущих отмену постановленного судом решения, судебной коллегией не установлено.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 328 - 329 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
Решение Игарского городского суда Красноярского края от 15 марта 2012 года оставить без изменения, а апелляционные жалобы директора муниципального казенного общеобразовательного учреждения "Средняя общеобразовательная школа города Игарки" им. В.П. Астафьева О. и представителя третьего лица Министерства финансов Красноярского края по доверенности Я. - без удовлетворения.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DAYWORK.RU | Кадровая служба предприятия" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)