Судебные решения, арбитраж

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ ВЕРХОВНОГО СУДА РЕСПУБЛИКИ КОМИ ОТ 01.10.2012 ПО ДЕЛУ N 33-4315АП/2012Г.

Разделы:
Трудовые отношения

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ВЕРХОВНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ КОМИ

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 1 октября 2012 г. по делу N 33-4315АП/2012г.


Судья Вдовиченко С.В.

Судебная коллегия по гражданским делам
Верховного суда Республики Коми в составе председательствующего судьи Юдина А.В.,
судей Орловой И.А., Сироткиной Е.М.,
при секретаре Р.,
рассмотрела в судебном заседании 01 октября 2012 года дело по апелляционной жалобе А.О. на решение Воркутинского городского суда Республики Коми от 02 июля 2012 года, по которому
отказано в удовлетворении исковых требований прокурора города Воркуты в защиту интересов А.О. (А.О.) к ООО "Водоканал" об обязании установить тарифную ставку в соответствии с Отраслевым тарифным соглашением в жилищно-коммунальном хозяйстве Российской Федерации, произвести перерасчет заработной платы за период с ДД.ММ.ГГГГ. по день вынесения решения суда,
заслушав доклад судьи Орловой И.А., объяснения прокурора Юдина А.В., судебная коллегия

установила:

Прокурор г. Воркуты обратился в суд с иском к ООО "Водоканал" о возложении обязанности установить А.О. тарифную ставку в соответствии с Отраслевым тарифным соглашением в жилищно-коммунальном хозяйстве Российской Федерации на 2008 - 2010 годы в размере ... руб. и произвести перерасчет заработной платы, исходя из установленной Отраслевым тарифным соглашением ежемесячной тарифной ставки (оклада) с применением тарифного коэффициента, за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в размере ... руб., с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в размере ... руб., с ДД.ММ.ГГГГ до вынесения решения суда в размере ... руб.
В обоснование требований указано, что коллективным договором ООО "Водоканал" базовая месячная тарифная ставка рабочих первого разряда установлена меньше уровня, определенного Отраслевым тарифным соглашением в жилищно-коммунальном хозяйстве Российской Федерации на 2008 - 2010 годы, что является нарушением действующего трудового законодательства. Письменный мотивированный отказ от присоединения к Соглашению ООО "Водоканал" в адрес федерального органа исполнительной власти не направлялся, поэтому ООО "Водоканал" приняло нормы Соглашения и должно руководствоваться ими в своей деятельности.
В дополнении к иску прокурор просил применить при расчете минимальной месячной тарифной ставке коэффициент 1,4 особенности работы согласно приложения N к ОТС в ЖКХ на 2008 - 2010 г., для организаций коммунального водоснабжения и водоотведения по эксплуатации сетей, очистных сооружений и коллекторов.
На основании свидетельства о браке от ДД.ММ.ГГГГ истец сменила фамилию на А.О.
Судом принято вышеуказанное решение.
В апелляционной жалобе истец просит отменить решение суда в связи с неправильным установлением обстоятельств, имеющих значение для дела, неправильным применением норм материального права и нарушением норм процессуального права.
В соответствии со ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса РФ суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе.
Проверив материалы дела, обсудив доводы жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения.
Как правильно установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, ООО "Водоканал" зарегистрировано в Едином государственном реестре юридических лиц, о чем внесена запись о создании юридического лица ДД.ММ.ГГГГ, является юридическим лицом, осуществляющим предоставление услуг сбора и очистки воды, распределения воды, сбора и обработки сточных вод, производство санитарно- технических работ.
А.О. с ДД.ММ.ГГГГ принята на работу в ООО "Водоканал" .... По условиям трудового договора истцу определен оклад (тарифная ставка) ... руб. в месяц с доплатами и вознаграждениями, предусмотренными коллективным договором.
На федеральном уровне заключено Отраслевое тарифное соглашение в жилищно-коммунальном хозяйстве РФ на 2008 - 2010 годы (ОТС РФ), действующее с 01 января 2008 г. по 31 декабря 2010 г. между Федеральным агентством по строительству и жилищно-коммунальному хозяйству, Общероссийским отраслевым объединением работодателей "Союз коммунальных предприятий", Общероссийским профсоюзом работников жизнеобеспечения.
В соответствии с Соглашением его действие распространятся на работодателей Организаций и работников, состоящих с ними в трудовых отношениях, от имени и в интересах которых оно заключено, а также на работодателей и работников, присоединившихся к Соглашению после его заключения в порядке, установленном этим Соглашением. Организации отрасли, на которые не распространяются нормы Соглашения, вправе присоединиться к нему (п. п. 1.6; 10.4 ОТС).
Из пункта 1.7 Соглашения следует, что оно является обязательным к применению при заключении коллективных договоров (соглашений) и индивидуальных трудовых договоров для предприятий, на которые оно распространяется. Коллективные договоры в Организациях не могут включать в себя условия, ухудшающие положение работников по сравнению с условиями, предусмотренными настоящим Соглашением. Настоящее Соглашение не ограничивает права Организаций в расширении социальных гарантий работникам за счет собственных средств.
В случае отсутствия в Организации коллективного договора настоящее Соглашение имеет прямое действие.
Вышеуказанным Соглашением с 01.01.2008 г. установлена базовая месячная тарифная ставка рабочих первого разряда в размере не менее 2550 рублей. Для многоотраслевых предприятий ЖКХ при расчете минимальной месячной тарифной ставки рабочих первого разряда производственного подразделения применяется коэффициент особенностей работ, соответствующий основной деятельности данного подразделения.
Соглашение прошло уведомительную регистрацию в Федеральной службе по труду и занятости (71/08-10 от 05 сентября 2007 года), опубликовано в журнале "Труд и Страхование" (N 10/11, 2007) и размещено на официальном сайте Минздравсоцразвития России.
19.12.2007 г. в "Российской газете" N 484 опубликовано письмо Минздравсоцразвития РФ от 13.12.2007 года N 389-ТГ "О присоединении к Отраслевому тарифному соглашению в жилищно-коммунальном хозяйстве Российской Федерации на 2008 - 2010 года", в котором работодателям отрасли, не участвовавшим в заключении данного соглашения, предложено присоединиться к нему и разъяснено, что если в течение 30 календарных дней со дня официального опубликования данного предложения в Минздравсоцразвития России работодателями, не участвовавшими в заключении соглашения, не будет представлен в установленном ч. 8 ст. 48 ТК РФ порядке мотивированный письменный отказ о присоединении к соглашению, то соглашение будет считаться распространенным на этих работодателей.
Общероссийское отраслевое объединение работодателей "Союз коммунальных предприятий", Общероссийский профсоюз работников жизнеобеспечения, согласно ч. 2 ст. 48 ТК РФ, достигли договоренности о продлении срока действия Отраслевого тарифного соглашения в жилищно-коммунальном хозяйстве РФ на 2008 - 2010 годы на три года с 01 января 2011 год по 01 января 2014 года, о чем 19.02.2010 г. принято Соглашение. Указанное Соглашение прошло уведомительную регистрацию в Федеральной службе по труду и занятости, регистрационный номер 145/11-14 от 02.04.2010 г. (письмо Роструда от 02.04.2010 N 1611-ТЗ). Те же договаривающиеся стороны, 09.06.2010 г. достигли Соглашения о внесении изменений в раздел плата труда" Отраслевого тарифного соглашения в жилищно-коммунальном хозяйстве Российской Федерации на период с 1 января 2011 года по 1 января 2014 года.
Вместе с тем Соглашение от 19.02.2010 г., Соглашение от 09.06.2010 г. на сайте Минздравсоцразвития РФ не размещено, официально не опубликовано в газете "Ваше право", либо ином другом источнике публикации, а также отсутствует предложение Министра здравоохранения и социального развития РФ о присоединении к Соглашению о внесении изменений в раздел "Оплата труда" Отраслевого тарифного соглашения в жилищно-коммунальном хозяйстве РФ на период с 01.01.2011 года по 01.01.2014 г., что подтверждается письмом N 22-5-4 468 от 06.05.2011 года, письмом N 22-5-2436 от 27.07.2011 года.
Согласно ст. 45 Трудового кодекса Российской Федерации соглашение - правовой акт, регулирующий социально-трудовые отношения и устанавливающий общие принципы регулирования связанных с ними экономических отношений, заключаемый между полномочными представителями работников и работодателей на федеральном, межрегиональном, региональном, отраслевом (межотраслевом) и территориальном уровнях социального партнерства в пределах их компетенции.
Отраслевое (межотраслевое) соглашение устанавливает общие условия оплаты труда, гарантии, компенсации и льготы работникам отрасли (отраслей). Отраслевое (межотраслевое) соглашение может заключаться на федеральном, межрегиональном, региональном, территориальном уровнях социального партнерства.
В соответствии со ст. 48 Трудового кодекса Российской Федерации соглашение вступает в силу со дня его подписания сторонами либо со дня, установленного соглашением. Срок действия соглашения определяется сторонами, но не может превышать трех лет. Стороны имеют право один раз продлить действие соглашения на срок не более трех лет.
Соглашение действует в отношении: всех работодателей, являющихся членами объединения работодателей, заключившего соглашение. Прекращение членства в объединении работодателей не освобождает работодателя от выполнения соглашения, заключенного в период его членства. Работодатель, вступивший в объединение работодателей в период действия соглашения, обязан выполнять обязательства, предусмотренные этим соглашением; работодателей, не являющихся членами объединения работодателей, заключившего соглашение, которые уполномочили указанное объединение от их имени участвовать в коллективных переговорах и заключить соглашение либо присоединились к соглашению после его заключения; органов государственной власти и органов местного самоуправления в пределах взятых ими на себя обязательств.
Соглашение действует в отношении всех работников, состоящих в трудовых отношениях с работодателями, указанными в частях третьей и четвертой настоящей статьи. По предложению сторон заключенного на федеральном уровне отраслевого соглашения руководитель федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда, имеет право после опубликования соглашения предложить работодателям, не участвовавшим в заключении данного соглашения, присоединиться к этому соглашению. Указанное предложение подлежит официальному опубликованию и должно содержать сведения о регистрации соглашения и об источнике его опубликования.
Если работодатели, осуществляющие деятельность в соответствующей отрасли, в течение 30 календарных дней со дня официального опубликования предложения о присоединении к соглашению не представили в федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда, мотивированный письменный отказ присоединиться к нему, то соглашение считается распространенным на этих работодателей со дня официального опубликования этого предложения. К указанному отказу должен быть приложен протокол консультаций работодателя с выборным органом первичной профсоюзной организации, объединяющей работников данного работодателя.
В силу ст. 49 Трудового кодекса РФ изменение и дополнение соглашения производится в порядке, установленном настоящим Кодексом для заключения соглашения, либо в порядке, установленном соглашением.
Разрешая исковые требования, суд пришел к выводу о том, что Отраслевое тарифное соглашение в жилищно-коммунальном хозяйстве Российской Федерации на 2008 - 2010 года не распространяется на ООО "Водоканал", поскольку Общество не могло реализовать свое право на отказ от присоединения к соглашению по причине того, что Общество создано в ДД.ММ.ГГГГ а срок представления в Министерство здравоохранения и социального развития РФ мотивированного письменного отказа от присоединения к Отраслевому тарифному соглашению в жилищно-коммунальном хозяйстве РФ на 2008 - 2010 годы истекал ДД.ММ.ГГГГ (30 дней со дня опубликования предложения о присоединении - ДД.ММ.ГГГГ). Также суд пришел к выводу, что действие Соглашения с последующими изменениями и дополнениями не может считаться распространенным на работодателя и работников, не участвовавших в его заключении, поскольку предложение о присоединении к Соглашению о продлении срока его действия официально опубликовано не было.
Судебная коллегия соглашается с выводами суда первой инстанции, находит его правильным и основанным на вышеприведенных нормах трудового законодательства, регулирующих порядок для заключения соглашения и внесения изменений и дополнений в соглашение.
Доводы в жалобе на письмо Минздравсоцразвития РФ от 20.09.2011 г. N 22-5/10/2-9333 "О присоединении к Соглашению о внесении изменений в раздел "Оплата труда" Отраслевого тарифного соглашения в жилищно-коммунальном хозяйстве Российской Федерации на период с 1 января 2011 года по 1 января 2014 года, которое было официально опубликовано, как на основания для отмены решения суда, судебная коллегия признает несостоятельными.
В указанном письме работодателям отрасли предложено присоединиться только к Соглашению о внесении изменений в раздел "Оплата труда" Отраслевого тарифного соглашения в жилищно-коммунальном хозяйстве Российской Федерации на период с 1 января 2011 года по 1 января 2014 года, а не в целом к Отраслевому тарифному соглашению в жилищно-коммунальном хозяйстве Российской Федерации на период с 1 января 2011 года по 1 января 2014 года.
Судебная коллегия также соглашается с выводом суда первой инстанции о пропуске обращения в суд по заявленным требованиям.
Согласно ч. 1 ст. 392 ТК РФ, работник имеет право обратиться в суд за разрешением индивидуального трудового спора в течение трех месяцев со дня, когда он узнал или должен был узнать о нарушении своего права, а по спорам об увольнении - в течение одного месяца со дня вручения ему копии приказа об увольнении либо со дня выдачи трудовой книжки.
Частью 3 ст. 392 ТК РФ предусмотрено, что при пропуске по уважительным причинам сроков, установленных частями первой и второй указанной статьи, они могут быть восстановлены судом.
При этом в качестве уважительных причин пропуска срока для обращения в суд могут быть признаны обстоятельства, которые препятствовали работнику своевременно обратиться с иском в суд за разрешением индивидуального трудового спора: болезнь истца, нахождение в командировке, невозможность обращения в суд вследствие непреодолимой силы, необходимость ухода за тяжелобольным членом семьи.
Учитывая, что ОТС вступило в силу с 01.01.2008 г., о размере начисленной и выплаченной заработной платы истцу было известно из ежемесячных расчетных листков, с исковыми требованиями в суд прокурор обратился в мае 2012 года, суд первой инстанции сделал правомерный вывод о пропуске срока для обращения в суд с заявленными требованиями за период ДД.ММ.ГГГГ. до ДД.ММ.ГГГГ
При таких обстоятельствах, судебная коллегия приходит к выводу о том, что доводы апелляционной жалобы своего подтверждения в ходе апелляционного рассмотрения дела не нашли. Выводы суда основаны на правильном применении норм материального права, обжалуемое судебное решение отвечает требованиям законности и обоснованности и отмене не подлежит.
На основании изложенного и руководствуясь ст. 328 ГПК РФ, судебная коллегия

определила:

Решение Воркутинского городского суда Республики Коми от 02 июля 2012 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу А.О. - без удовлетворения.















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DAYWORK.RU | Кадровая служба предприятия" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)